ВВЕДЕНИЕ.
В пятом классе у нас появился новый предмет – география. С первого урока мы были удивлены тем, география очень древняя наука, которая зародилась в античное время, и она связана с многими науками, особенно с математикой. В дальнейшем мы убедились в этом на практике, когда определяли азимут и расстояние по плану местности, географические координаты по карте. Нам стало интересно, а связана ли математика с другими темами по географии. Это мы решили проверить на практике, самостоятельно провести наблюдения за погодой и при обработке данных использовать имеющиеся у нас знания по математике.
Взаимосвязь математики и географии описывали в своих трудах ученые античности – Аристотель, Эратосфен и Птоломей.
Работа основана на литературных источниках и результатах проводимого наблюдения за погодой в селе Биаза.
Исходя из выше сказанного, определена цель работы: доказать научную связь между математикой и географией
Для достижения цели определили задачи:
Познакомиться с литературой по данной теме.
Провести наблюдения за погодой в нашем селе.
Обработать полученные данные, используя математические приемы.
Объект исследования: математика и география, как самостоятельные науки.
Предмет исследования: математические приемы в географии.
Теоретический анализ литературы позволил выдвинуть в качестве рабочей гипотезы предположение о том, что математика и география тесно связаны между собой, в качестве альтернативной гипотезы – предположение о том, что математика и география развиваются параллельно друг другу и между ними нет никакой связи.
Для проведения исследования нами был подобран комплекс методов: теоретический анализ литературы, наблюдения, статистическая обработка данных, обобщение и систематизация полученной информации.
Исследования проводились с октября по декабрь 2018 года.
Практическая значимость данной работы может состоять в ее использовании в школе на уроках математики и географии и во внеклассных мероприятиях при проведении предметных недель.
ГЛАВА I. МАТЕМАТИКА В ГЕОГРАФИИ.
1.1.Математика, как наука.
Математика – это древний, надежный и важный помощник человека. Это наука о количественных отношениях и пространственных формах окружающего нас мира. Математика - слово, пришедшее к нам из Древней Греции, «mathema» переводится как «познание, наука». Коротко математику можно охарактеризовать как науку о числах и фигурах. Трудно назвать такую отрасль человеческой деятельности, где не приходилось быстро ставить и решать вопросы о количестве предметов, об их размерах и форме. С глубокой древности, по мере развития человеческого общества, накапливалось все больше сведений о числах, о размерах и формах различных предметов. Появилась необходимость приводить эти сведения в порядок, чтобы их легче было передавать из одного поколения другому. Так постепенно зарождалась математика [3].
Зачатки математических знаний обнаруживаются уже примерно за 4 тысячи лет до нашего времени. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас египетские папирусы, клинописные вавилонские таблички, где встречаются решения различных арифметических, геометрических и алгебраических задач.
Большого расцвета математика достигла в Древней Греции. В 3 веке до нашей эры Архимед нашел способ определения площадей, объемов центров тяжести различных простых фигур, Аполоний написал книгу о свойствах некоторых кривых – эллипса, гиперболы и параболы, Птоломей изложил основы тригонометрии, Пифагор – теоремы в планиметрии. Трудами китайских, индийских, арабских ученых математика продолжала развиваться. В Европе расцвет математики начинается с 17 века. В это время зарождаются новые отрасли математики, которые относятся к так называемой высшей математике. Ее основу составляют аналитическая геометрия и дифференциальное, интегральное исчисления. Их создание связано с именами великих ученых 17 века – Декарта, Ферма, Ньютона, Лейбница, - позволило математически изучать движение, процессы изменения величин и геометрических фигур. Вместе с этим в математику вошли координаты, переменные величины и понятие функции. Большой вклад в развитие математики внесли и русские ученые – Н.И. Лобачевский, П.Л. Чебышев, С. Ковалевская и другие.
Можно сказать, что современная математика достигла такой степени развития и так богата содержанием, что одному человеку, даже самому ученому, нельзя охватить ее всю и приходится специализироваться в какой-либо определенной ее области. Современная математика состоит не только из алгебры и геометрии, сейчас насчитывается несколько десятков различных областей математики, каждая из которых имеет свое содержание, свои методы и области применения [5].
1.2. География, как наука.
География – одна из древнейших наук о Земле. «География описывает Землю» - именно так переводится с греческого языка название этой науке. Действительно, по –гречески ге – это Земля, а графо – пишу, то есть география – это землеописание. Первые представления о Земле и ее форме складывались постепенно. В 4 веке до нашей эры великий ученый античного мира Аристотель пришел к выводу о шарообразности Земли, Эратосфен впервые употребил термин «географика», сумел довольно точно высчитать размеры Земли, Птоломей составил гораздо более совершенную карту мира по математическим законам.
В течении многих веков география существовала как описательная наука, ученые-географы открывали и описывали ранее неизвестные земли. География накапливала факты, и ее главная задача состояла в том, чтобы создать картину поверхности земного шара, то есть, нанести на карту и описать береговую линию материков и островов, горы, равнины, реки, озера, водопады и т.д.
Эпоха Великих географических открытий (15-17 века) начиналась с расширения знаний о материках и океанах и связана с такими именами как, Васко да Гама (морской путь в Индию), Христофор Колумб (открыл Америку), Марко Поло и Афанасий Никитин (описание стран Востока), Фернан Магеллан (первое кругосветное плавание). В 17 веке была открыта Австралия, а в 19 - Антарктида русской экспедицией под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, в начале 20 века Руаль Амудсен и Роберт Скотт достигли южного полюса [4].
Имена первооткрывателей сохранились на географических картах, их имена носят многие географические объекты, например, хребет Черского, Берингов пролив, остров Тасмания, пролив Дрейка, мыс Челюскин, город Хабаровск и т.д.
В настоящее время происходит более подробное изучение земной поверхности, глубин Мирового океана. Географическая оболочка – общий объект исследования. При всей сложности современной классификации системы географических наук в ней, в первую очередь, выделяют физико-географические науки (землеведение, геоморфология, гидрология, гляциология, геология и др.) и общественно-географические науки (социальная и экономическая география, демография, политическая география и др.). В ходе своего развития география не изолировалась от других научных дисциплин. При изучении Земли применяются не только географические методы и знания, но и достижения других наук. Особой функцией географии являются получение, обобщение и распространение знаний о нашей планете и населяющих ее народов [6].
1.3. Взаимосвязь математики и географии.
Первые опыты применения математических знаний в географии относятся к античному времени и таким ученым как Фалес Милетский, Эратосфен, Птоломей. Они занимались вычислением размеров Земли, составлением карт с использованием координат. Поток географической информации увеличивался – осваивались новые земли, строились города и тогда на помощь географам пришла математика. Географы проводили наблюдения за явлениями природы, собирали о них сведения, затем эти сведения обрабатывали при помощи математических формул. Таким образом, в географии появилась математическая статистика, которая показывала закономерности многих явлений и процессов в географии, например прогноз погоды.
В настоящее время без математики мы не сможем сделать простые географические исследования: 1) с помощью масштаба найти расстояние на карте; 2) определить азимут; 3) определить географические координаты географического объекта; 4) найти среднегодовое количество осадков и среднегодовую температуру воздуха; 5) рассчитать суточную, месячную и годовую амплитуду; 6) построить разнообразные графики и диаграммы (роза ветров); 7) построить план местности; 8) узнать естественный и миграционный прирост населения; 9) проанализировать демографическую ситуацию на определенной территории др. На уроках географии мы пользуемся математическими чертежными инструментами: линейка, циркуль, транспортир.
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ В ГЕОГРАФИИ НАПРИМЕРЕ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОГОДОЙ В С. БИАЗА.
2.1. Географическое положение и природа с. Биазы.
Село Биаза расположено на берегу реки Биазинки, практически в центре Северного района Новосибирской области на Васюганской равнине. Рельеф равнинный с небольшими колебаниями абсолютных высот на близком расстоянии. Климат умеренный континентальный, для него характерно: 1) яркая выраженность четырех сезонов года с холодной зимой и теплым летом, сравнительно короткими переходными сезонами – весной и осенью: 2) годовое количество осадков – 380-400 мм и неравномерное их распределение по сезонам года с максимумом в летние месяцы; 3) значительные колебания среднемесячных температур воздуха, средняя температура января -20,80 С, июля + 17,50С. Река Биазинка по характеру течения равнинная с весенним половодье, имеет смешанное питание с преобладанием дождевого. Зимой река покрыта льдом, который устанавливается в ноябре и вскрывается в апреле. В зимнее время река мелеет. В окрестностях нашего села сформировались серые лесные почвы под березово-осиновыми лесами, которые произрастают на окраине Биазы. Животный мир села разнообразен и представлен представителями беспозвоночных и позвоночных животных. Самую многочисленную группу составляют это насекомые - стрекозы, бабочки, жуки, двукрылые, перепончатокрылые, саранчовые; паукообразные - клещи, паук-крестовик, сенокосцы; моллюски – улитка, слизень, прудовик; земноводные – лягушка; рептилии –ящерица прыткая, тритон обыкновенный, гадюка. Разнообразен класс птиц, особенно отряд воробьиных – ворон, галка, серая ворона, сорока, воробей, синица, трясогузка, скворец, ласточка и др. Встречаются грызуны – разные виды мышей и крыс, насекомоядные – еж обыкновенный [2].
2.2. Наблюдение за погодой в селе Биаза.
Погода – это состояние тропосферы в данном месте в данный момент времени. Тропосфера – это нижний слой воздушной оболочки - атмосферы, в которой мы живем. Тропосферу в народе называют «кухня погоды», так как здесь происходят все погодные явления. Элементами погоды являются: температура воздуха, атмосферное давление, ветер, влажность воздуха, облачность и атмосферные осадки. За погодой наблюдают на метеорологических станциях с помощью метеоприборов: термометр – измеряет температуру воздуха, барометр – атмосферное давление, гигрометр – влажность воздуха, флюгер – сила, скорость и направление ветра, осадкомер – количество осадков [1].
В нашем селе метеостанции нет, и поэтому мы самостоятельно проводили наблюдения в течении двух месяцев – ноябрь и декабрь. Мы взяли следующие элементы погоды: температура воздуха (измеряли с помощью термометра 3 раза в день – утро, обед и вечер), облачность и атмосферные осадки (наблюдали визуально в течении дня). Полученные данные фиксировали в таблицах (Приложения 1, 2, 3, 4).
Используя, математические приемы мы рассчитали:
1. Среднесуточную температуру воздуха в ноябре и декабре по каждому дню - сумма температур за сутки делится на 3, так как было 3 показателя. Пример расчета среднесуточной температуры на 2 ноября: (-50 + (-20) + (-20)) :3= -30; на 3 ноября: (-40 + (-50) + (-70)): 3 = - 5,33330 округляем до целого числа и получаем: - 50, и так по каждому дню. По полученным данным мы определили, что самый теплый день в ноябре выдался на 5 число (-10С), а самый холодный – на 30 число (-210С). В декабре тепло было 14 числа (-50С), а холодно 24 и 26 (-370С). Из двух месяцев самым холодным стал декабрь, особенно 1 и 3 декада. (Приложения 5,6);
2. Среднемесячную температуру воздуха в ноябре и декабре (сумма среднесуточных температур делится на количество дней в месяце), которая составила: -100С и – 20,20С соответственно. Примет расчета среднемесячной температуры воздуха за декабрь: (-250 + (-230) +(-210) +(-210) + (-250) + (-200) + (-200) + (-180) + (-220) + (-210) + (-210) + (-140) + (-90) +(-50) + (-100) + (-180) + (-120) + (-80) + (-120) + (-250) + (-170) + (-190) + (-230) + (-370) + (-360) + (-370) + (-330) + (-310) + (-180) + (-140) + (-120) ) : 31 = -20,2250, округляем до десятых и получаем -20,20С. Мы сравнили эти данные с температурной нормой и выяснили, что ноябрь оказался теплее на 0,10С (норма -10,10С), а декабрь (норма -17,20С) наоборот холоднее на 30С.
3. Амплитуду температур (разность между высокой и низкой температурой). Амплитуда определяется по формуле:
А = tВ – tН
А – амплитуда, tВ – высокая температура, tН - низкая температура.
Расчет амплитуды температур в ноябре:
А = -10 – (-210) = 20.
Расчет амплитуды температур в декабре:
А = - 50 – (-370) = 32.
По этим данным можно сравнить температурный режим в ноябре и декабре и сравнить с показаниями других годов.
Таблица 1.
Сравнительные данные состояния неба и осадков в ноябре и декабре 2018 года.
Месяц |
Количество пасмурных дней |
Количество дней с переменной облачностью |
Количество ясных дней |
Количество дней с осадками |
Ноябрь (30 дней) |
16 |
8 |
6 |
16 |
Декабрь (31 день) |
5 |
10 |
16 |
10 |
По полученным данным можно сделать следующие выводы:
- самым снежным месяцем был ноябрь
- большего всего пасмурных дней было в ноябре - 16;
- больше всего ясных дней было в декабре – 16;
В данном случае мы использовали математический прием – сравнение чисел, кроме этого по полученным данным можно построить диаграмму, которая более наглядно покажет данную ситуацию (Приложение 7).
Наблюдаемые облака относились к слоистым и перистым. Слоистые облака - это облака нижнего яруса тропосферы со слабой выраженной структурой, сплошные и покрывают все небо серой пеленой. Образуются на высоте до 2,5 км, наблюдаются в пасмурную погоду. Перистые облака – это облака верхнего яруса тропосферы, которые располагаются на высоте более 6 км. Имеют прерывистую структуру, похожи на тонкие волокна, перышки, кружева, наблюдаются в ясную погоду. (Приложение 8). В морозные дни днем наблюдали явление гало – это оптическое явление, создаваемое мельчайшими ледяными кристалликами льда в атмосфере. Выглядит как светлые круги вблизи Солнца (Приложение 9).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проведенный анализ литературы и числовых данных, полученных в результате наблюдения за температурой воздуха, состоянием неба и осадками показал, что математические приемы помогают более глубоко анализировать географические явления. В нашей работе мы использовали следующие математические величины, операции, приемы, изображения: нахождение среднеарифметического значения, округление до целого числа, сравнение чисел, построение диаграмм (Приложение 10). На небольшом примере мы рассмотрели взаимосвязь между двумя великими науками математика и география. Эта взаимосвязь проявляется во многих географических темах.
Математика и география – это две науки, которые не могут существовать друг без друга, они неразрывно связаны между собой и продолжают работать вместе на благо человечества.
Таким образом в ходе работы нами были достигнуты цели и задачи исследования, подтверждена рабочая гипотеза о том, что математика и география тесно связаны между собой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Алексеев А.И., Николина В.В. География. 5-6 классы: учеб. для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2015. – 191с.
Кравцов В.М. География Новосибирской области, - Новосибирск: Студия Дизайн ИНФОЛИО, 1996,- 144с.
Маркушевич А.Г. Детская энциклопедия. Том 3. – М.: Академия Педагогических Наук РСФСР, 1958. – 709 с.
Орлов Б.П. Детская энциклопедия. Том 1. – М.: Академия Педагогических Наук РСФСР, 1958. – 586с.
Савин А.П. Энциклопедический словарь юного математика. – М.: Педагогика, 1989. – 352 с.
Трешников А.Ф. Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины. – М.: Советская энциклопедия, 1988. – 432с.
Приложение 1.
Данные наблюдений за температурой воздуха в ноябре 2018 года.
(в градусах Цельсия)
Дата |
Утро |
День |
Вечер |
Среднесуточная температура воздуха |
01.11 |
-7 |
-6 |
-6 |
-6 |
02.11 |
-5 |
-2 |
-2 |
-3 |
03.11 |
-4 |
-5 |
-7 |
-5 |
04.11 |
-5 |
-4 |
-2 |
-4 |
05.11 |
-1 |
-1 |
-1 |
-1 |
06.11 |
-10 |
-8 |
-10 |
-9 |
07.11 |
-8 |
-4 |
-2 |
-5 |
08.11 |
-3 |
0 |
-5 |
-3 |
09.11 |
-21 |
-20 |
-18 |
-20 |
10.11 |
-23 |
-19 |
-25 |
-22 |
11.11 |
-21 |
-19 |
-23 |
-21 |
12.11 |
-15 |
-9 |
-9 |
-11 |
13.11 |
-13 |
-7 |
-7 |
-9 |
14.11 |
-10 |
-4 |
-6 |
-7 |
15.11 |
-8 |
-3 |
-4 |
-5 |
16.11 |
-17 |
-10 |
-17 |
-15 |
17.11 |
-14 |
-10 |
-11 |
-12 |
18.11 |
-18 |
-10 |
-17 |
-15 |
19.11 |
-16 |
-14 |
-10 |
-13 |
20.11 |
-10 |
-4 |
-4 |
-6 |
21.11 |
-6 |
-2 |
-3 |
-4 |
22.11 |
-6 |
-3 |
-2 |
-4 |
23.11 |
-12 |
-9 |
-19 |
-13 |
24.11 |
-18 |
-16 |
-16 |
-17 |
25.11 |
-18 |
-16 |
-16 |
-17 |
26.11 |
-17 |
-9 |
-15 |
-14 |
27.11 |
-11 |
-8 |
-7 |
-9 |
28.11 |
-12 |
-9 |
-10 |
-10 |
29.11 |
-10 |
-8 |
-12 |
-10 |
30.11 |
-21 |
-19 |
-24 |
-21 |
Приложение 2.
Данные наблюдений за температурой воздуха в декабре 2018 года.
(в градусах Цельсия)
Дата |
Утро |
Обед |
Вечер |
Среднесуточная температура воздуха |
01.12 |
-27 |
-23 |
-25 |
-25 |
02.12 |
-26 |
-22 |
-20 |
-23 |
03.12 |
-22 |
-17 |
-24 |
-21 |
04.12 |
-35 |
-27 |
-30 |
-31 |
05.12 |
-28 |
-23 |
-24 |
-25 |
06.12 |
-23 |
-18 |
-19 |
-20 |
07.12 |
-22 |
-17 |
-21 |
-20 |
08.12 |
-19 |
-14 |
-21 |
-18 |
09.12 |
-23 |
-11 |
-22 |
-19 |
10.12 |
-25 |
-12 |
-23 |
-20 |
11.12 |
-21 |
-15 |
-16 |
-21 |
12.12 |
-17 |
-8 |
-9 |
-11 |
13.12 |
-16 |
-13 |
-11 |
-13 |
14.12 |
-12 |
-6 |
-6 |
-8 |
15.12 |
-10 |
-9 |
-12 |
-10 |
16.12 |
-19 |
-15 |
-20 |
-18 |
17.12 |
-13 |
-10 |
-13 |
-12 |
18.12 |
-8 |
-6 |
-10 |
-8 |
19.12 |
-8 |
-6 |
-20 |
-12 |
20.12 |
-26 |
-22 |
-26 |
-25 |
21.12 |
-17 |
-15 |
-17 |
-16 |
22.12 |
-19 |
-16 |
-21 |
-19 |
23.12 |
-22 |
-18 |
-30 |
-23 |
24.12 |
-38 |
-35 |
-37 |
-37 |
25.12 |
-37 |
-33 |
-38 |
-36 |
26.12 |
-38 |
-35 |
-37 |
-37 |
27.12 |
-37 |
-30 |
-33 |
-33 |
28.12 |
-32 |
-28 |
-33 |
-31 |
29.12 |
-22 |
-16 |
-17 |
-18 |
30.12 |
-14 |
-12 |
-15 |
-14 |
31.12 |
-13 |
-10 |
-12 |
-12 |
Приложение 3.
Данные наблюдений за состоянием неба и осадками в ноябре 2018 года.
Дата |
Состояние неба |
Осадки |
01.11 |
Переменная облачность |
|
02.11 |
Пасмурно |
Снег |
03.11 |
Пасмурно |
|
04.11 |
Переменная облачность |
|
05.11 |
Пасмурно |
Мокрый снег |
06.11 |
Пасмурно |
Снег |
07.11 |
Пасмурно |
Снег |
08.11 |
Пасмурно |
Снег |
09.11 |
Переменная облачность |
|
10.11 |
Переменная облачность |
|
11.11 |
Ясно |
|
12.11 |
Пасмурно |
Снег |
13.11 |
Переменная облачность |
|
14.11 |
Переменная облачность |
|
15.11 |
Пасмурно |
Снег |
16.11 |
Ясно |
|
17.11 |
Пасмурно |
Снег |
18.11 |
Ясно |
|
19.11 |
Переменная облачность |
|
20.11 |
Пасмурно |
Снег |
21.11 |
Пасмурно |
Снег |
22.11 |
Пасмурно |
Снег |
23.11 |
Ясно |
|
24.11 |
Пасмурно |
|
25.11 |
Ясно |
|
26.11 |
Пасмурно |
Снег |
27.11 |
Пасмурно |
Снег |
28.11 |
Переменная облачность |
Снег |
29.11 |
Пасмурно |
Обильный снег, метель |
30.11 |
Ясно |
Приложение 4.
Данные наблюдений за состоянием неба и осадками в декабре 2018 года.
Дата |
Состояние неба |
Осадки |
01.12 |
Переменная облачность |
Снег |
02.12 |
Переменная облачность |
Снег |
03.12 |
Переменная облачность |
Снег |
04.12 |
Ясно |
|
05.12 |
Ясно |
|
06.12 |
Переменная облачность |
|
07.12 |
Ясно |
|
08.12 |
Переменная облачность |
|
09.12 |
Ясно |
|
10.12 |
Ясно |
|
11.12 |
Ясно |
|
12.12 |
Пасмурно |
Снег |
13.12 |
Пасмурно |
Снег |
14.12 |
Пасмурно |
Снег |
15.12 |
Пасмурно |
Снег |
16.12 |
Ясно |
|
17.12 |
Переменная облачность |
|
18.12 |
Пасмурно |
Снег |
19.12 |
Ясно |
|
20.12 |
Ясно |
|
21.12 |
Переменная облачность |
|
22.12 |
Ясно |
|
23.12 |
Ясно |
|
24.12 |
Ясно |
|
25.12 |
Ясно |
|
26.12 |
Ясно |
|
27.12 |
Ясно |
|
28.12 |
Ясно |
|
29.12 |
Переменная облачность |
|
30.12 |
Переменная облачность |
Небольшой снег |
31.12 |
Переменная облачность |
Небольшой снег |
Приложение 5.
Приложение 6.
Приложение 7.
Приложение 8.
Наблюдаемые облака.
Слоистые.
Перистые
Приложение 9.
Явление гало.
Приложение 10.
Обработка результатов наблюдений за погодой.
34