География, без всякого сомнения, может и должна стать одним
из самых увлекательных школьных предметов.
В.В. Путин
ВВЕДЕНИЕ
География – одно из ключевых звеньев в формировании естественнонаучной картины мира, она дает комплексное понимание пространства планеты Земля.
Это единственная дисциплина, которая сочетает естественнонаучную и общественную составляющие, таким образом, формируя целый комплекс наук. Владение географическими знаниями – важный показатель культуры человека. Под географической грамотностью мы понимаем наличие знаний в области географии, степень владения человеком навыками понимания и ориентирования в пространстве. Географическая грамотность является необходимой составляющей общей грамотности человека
Сегодня география, как наука, изучающая пространство, окружающее человека, особенности пространственного размещения человечества и взаимодействия между природой и обществом, одна из наиболее влиятельных сил, способных помочь сохранить планету для грядущих поколений. Географические знания являются универсальными элементами общей культуры и фундаментом современной цивилизации. География – одна из древнейших областей человеческого знания, изучающая все явления и процессы, имеющие пространственную составляющую, это объекты окружающего нас мира [1].
Актуальность данной работы заключается в возрастающем за последние годы внимании со стороны государства к проблеме географического образования, связанном с проблемой снижения уровня географической грамотности населения России. С 2015 года в России проводится Всероссийский географический диктант, позволяющий оценить уровень географических знаний всех категорий граждан нашей страны. Население нашего села не принимает активного участия в данной акции, и поэтому мы решили провести свой местный географический диктант, по итогам которого оценить уровень географической грамотности населения нашего села.
О проблеме географической грамотности населения писали в своих работах известные ученые-географы, В.П. Максаковский «Географическая культура», В.Ж. Циперман «О географической грамотности населения», В.Н. Холина «География человеческой деятельности» и другие.
Исходя из выше сказанного, определена цель работы: определить уровень географической грамотности населения с. Биаза Северного района Новосибирской области.
Для достижения цели определили задачи:
Составить задания для географического диктанта.
Провести географический диктант среди разных категорий населения нашего села.
Провести анализ полученных данных.
Объект исследования: географическая грамотность населения.
Предмет исследования: уровень географической грамотности населения с. Биаза Северного района Новосибирской области.
В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что уровень географической грамотности населения нашего села соответствует российскому уровню, в качестве альтернативной гипотезы – предположение о том, что уровень географической грамотности населения нашего села не соответствует российскому уровню.
Для проведения исследования нами был подобран комплекс методов: анкетирование, экспертная оценка, обобщение и систематизация полученной информации. Работа основана на литературных источниках и результатов, полученных после проведения географического диктанта.
Практическая значимость данной работы может состоять в ее использовании в школе на уроках географии и внеклассных мероприятиях при изучении экономической и социальной географии.
ГЛАВА I. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ.
Понятие географической грамотности.
Слово «грамотность» произошло от греческого слова «grammata» чтение и письмо. Грамотность - это определенная степень владения навыками устной и письменной речи, является одним из важных показателей культурного уровня населения [3]. Грамотный человек – это человек, обладающий необходимыми знаниями в какой-либо области. Географическая грамотность – это наличие знаний, компетенций и осведомленности в физической и экономической географии.
Человек постоянно пребывает в географическом пространстве и взаимодействует с ним, поэтому географическая грамотность является столь же значимой, что и речевая грамотность. В последние годы отмечают, что уровень грамотности в нашей стране снижается, а это в современных условиях чревато разного рода неблагоприятными последствиями. Географическая грамотность является необходимой составляющей общей грамотности человека. Владение географическими знаниями и пространственным мышлением являются необходимыми качествами выпускника, попадающего в новую социальную и экономическую среду [5].
Географически грамотный человек не только обладает географической культурой, но и одновременно является ее частью, он способен не только познавать окружающей мир, осознавать свое место в нем, понимать пространственные связи между его компонентами, но и активно преобразовывать географическую среду, оставаясь в гармонии с ей, с самим собой и окружающими людьми. Для нашей страны география – национальный предмет. Любая модель развития территории будет жизнеспособна и работать эффективно, если только она будет адаптирована к местности: к равнинам и горам, климату, природным зонам, населению [2].
1.2. Всероссийский географический диктант.
1 ноября 2015 года в России впервые состоялась масштабная образовательная акция, ставшая ежегодной и направленная на оценку уровня географической грамотности населения, - Всероссийский географический диктант. Диктант позволил оценить уровень географических знаний всех категорий граждан нашей страны и привлек внимание к проблеме географической грамотности. Организатором данной акции является Всероссийская общественная организация «Русское географическое общество», тема Диктанта определяется ежегодно. Диктант проводится с целью популяризации географических знаний и повышения интереса к географии России среди населения. Итогами Диктанта являются: 1) объективная информация об уровне географической грамотности населения России с учетом возрастной и социальной структуры; 2) предоставление возможности участникам Диктанта получить независимую оценку своих знаний в области географии; 3) привлечение внимания средств массовой информации и российского общества к проблеме географической грамотности населения; 4) мотивация различных слоев населения к изучению географии родной страны, знания которой являются неотъемлемой составляющей образованного человека; 5) разработка рекомендаций по улучшению качества географического образования. Проведение Диктанта основано на следующих принципах: добровольности, открытости, доступности, автономности, компетентности, единство времени, порядка написания и критериев проверки. Участниками Диктанта могут стать жители России и зарубежных стран, владеющие русским языком, независимо от возраста, образования, социальной принадлежности, вероисповедания и гражданства. Участие добровольное и бесплатное. Диктант проводится в единый день во всех субъектах Российской Федерации и зарубежных странах. В день проведения Диктанта для лиц, не имеющих возможность лично присутствовать на площадках проведения, предусматривается возможность написания Диктанта в режиме онлайн. Диктант состоит из 30 заданий разной степени сложности и включает проверку знания географических понятий и терминов, расположения географических объектов на карте и умения применять знания на практике, общая сумма баллов за Диктант – 100. В 2015 году средний балл составил – 53,8 балла, в 2016 году – 52 балла, в 2017 году – 43, 9 балла. В целом, россияне имеют посредственные знания по географии своей страны, владеют основами географической грамотности на уровне знания и воспроизведения отдельных элементов знаний и испытывают трудности при применении знаний на практике.
Таким образом, Всероссийский географический диктант стал массовым исследованием географической грамотности населения и образовательной акцией, призванной повысить интерес к географии как науке и актуализировать вопрос необходимости повышения географической культуры населения [4].
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ С. БИАЗА.
2.1. «Демографический портрет» с. Биазы.
Для проведения нашего исследования мы проанализировали демографическую ситуацию в нашем селе. Наше село расположено на живописном берегу реки Биазинка, в 2018 году Биазе исполнилось 140 лет. Демографический портрет – это сложившиеся в данной местности соотношения рождаемости, смертности и миграционной подвижности населения, создающих в данное время определенную половозрастную структуру населения и динамику его численности. По статистическим данным в нашем селе проживает 324 человека, естественный прирост составляет: - 7 промилей, миграционный: – 22 промили, общий: – 29 промилей. По этим данным можно сделать вывод, что в Биазе происходит естественная убыль населения. Половозрастная пирамида показывает, что в нашем селе преобладает женское население, особенно в предпенсионном и пенсионном возрастах, низкую долю детей и работающего населения и высокую долю пенсионеров (Приложение 1). Такая ситуация в демографии называется - демографический кризис. По уровню образования населения на первом месте стоит – среднее специальное (преобладает мужское население), на втором – основное общее (женское население), на третьем – высшее (женское население) на четвертом – среднее общее (мужское население). Население села работает в непроизводственной сфере: образование, медицина, культура, торговля, почта, ЖКХ. Предприятий промышленности и сельского хозяйства нет.
2.2. Итоги географического диктанта.
Для исследования географической грамотности населения нашего села мы составили географический диктант из 10 вопросов, которые были взяты из текстов Всероссийского географического диктанта за последние 4 года. Задания диктанта касались знаний географии России (Приложение 2). Высшая оценка, которую можно было получить за диктант, 10 - баллов, низшая – 0. В диктанте приняли участие 80 жителей села (25%): это обучающиеся школы, родители, учителя, медицинские работники, работники школы, культуры, почты, администрации, торговли, пенсионеры. Самый молодой возраст – 12 лет, пожилой – 79 лет (Приложение 3). На обработку заданий географического диктанта и написание заключения у нас ушло около 5 дней (Приложение 4). По роду занятий участники были поделены на 3 группы: школьники, работающее население и пенсионеры. Самая многочисленная категория участников – работающее население - 53%, на втором месте по численности: ученики - 33%, малочисленная категория: пенсионеры - 14% (Приложение 5). Распределение участников по полу неравномерное, наблюдается преобладание женского населения – 69% от всех участников. По уровню образования были выделены следующие группы населения:
- школьники – 33%
- участники со среднем специальным образованием – 29%
- участники с высшем образованием – 24%
- участники со среднем образованием – 11%
- участники с основным образованием – 3% (Приложение 6).
Таблица 1
Результаты диктанта по уровню образования участников.
Школьники |
Основное образование |
Среднее образование |
Среднее спец. образование |
Высшее образование |
|
Количество участников |
28 человек |
2 человека |
9 человек |
23 человека |
18 человек |
Процент участия |
33% |
3% |
11% |
29% |
24% |
Средний балл |
5,7 |
5,3 |
5,6 |
6,7 |
7 |
Для оценки результатов диктанта по различным категориям мы использовали следующие критерии: минимальный результат, максимальный результат и средний результат. Минимальный составил - 3 балла, максимальный – 10, средний – 6,1 балла. Максимальное количество баллов набрали 2 участника диктанта (женщины, образование высшее, 48 и 50 лет). Средний балл мужского населения села составил – 5, 9 балла, а женского – 6,3 (Приложения 7, 8).
Таблица 2.
Результаты диктанта по критериям.
Критерии оценивания |
Школьники (33%) |
Работающее население (53%) |
Пенсионеры (14%) |
Минимальный балл (3) |
2 чел. (7%) |
5 чел. (12%) |
0 чел. (0%) |
Максимальный балл (10) |
0 чел. (0%) |
2 чел. (4%) |
0 чел. (0%) |
Средний балл |
Мальчики – 5,3 Девочки – 6,1 Общий средний балл 5,7 |
Мужчины – 6,4 Женщины – 6,6 Общий средний балл 6,5 |
Мужчины – 5,9 Женщины – 6,3 Общий балл средний 6,1 |
Лучше всего участники диктанта справились со следующими заданиями: № 8 (про озеро Байкал) – 93%, №6 (про Кавказ) – 71%, № 5 (про вулканы Камчатки) – 66%. Наибольшее затруднение у участников вызвали следующие вопросы: № 4 (про омуля) - 20%, № 3 (движение Земли) – 29%, №9 (про Мурманск) – 31%, № 10 (про Оймякон) – 40%. Стоит отметить, что некоторые участники допустили весьма необычные ошибки. На вопрос № 3 «Смена дня и ночи – это следствие движения Земли» были такие ответы: вокруг Луны, вокруг Марса (Приложение 9).
Таблица 3.
Процент выполнения заданий участниками диктанта.
Вопрос диктанта |
Процент выполнения |
1.Туристическая фирма предлагает сплав по реке Катунь, которая берет начало в ледниках высочайшей горы Сибири. В каком субъекте РФ это можно сделать? (Республика Алтай) |
45% |
2. В каком городе россияне раньше всех встречают Новый Год? (Магадан) |
53% |
3.Смена дня и ночи – это следствие движения Земли. (вокруг оси). |
29% |
4.В каком субъекте можно отведать свежего омуля? (Республика Бурятия). |
20% |
5.Здесь можно побывать в Долине гейзеров и увидеть действующие вулканы. (Камчатский край). |
66% |
6.Самые высокие горы РФ? (Кавказ). |
71% |
7.Субтропический климат, морское побережье, горный ландшафт создали в этом регионе идеальные условия для туризма, отдыха и санаторного лечения. (Краснодарский край). |
50% |
8.Это озеро расположено в РФ и является самым глубоким в мире. (Байкал). |
93% |
9.Это город-порт находится за Северным полярным кругом и не замерзает круглый год. (Мурманск). |
31% |
10.Что такое Оймякон? (полюс холода северного полушария). |
40% |
Используя данную таблицу мы перевели баллы в оценки.
Таблица 4.
Перевод баллов в оценки.
Баллы |
Оценки |
0-4 |
«2» |
5-6 |
«3» |
7-8 |
«4» |
9-10 |
«5» |
Так как средний балл составил 6,1 – это соответствует оценки «3» - таков уровень географической грамотности жителей нашего села. По итогам результатов Всероссийского географического диктанта, который прошел 11 ноября 2018 года в России, уровень географической грамотности россиян в целом также оценили на оценку «3». Жители нашего села показали такие же результаты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проведенный анализ результатов географического диктанта в нашем селе, показал, что уровень географической грамотности населения Биазы находится на российском уровне и оценивается по школьной пятибалльной системе оценкой «3». Причиной удовлетворительных знаний по географии России мы считаем непопулярность данного предмета среди населения. На более высокую оценку «4» написали участники диктанта с высшем образованием, самый низкий результат показали участники с основным образованием. Школьники показали средний результат. Неплохой результат показали пенсионеры, они давно закончили школу, но знания по географии показали неплохие. По половому составу населения лучше с диктантом справились женщины, по возрастному – работающее население. Жители нашего села неплохо владеют географической информацией и имеют знания о природных объектах и субъектах Российской Федерации, например, что Байкал – самое глубокое озеро в мире, на Камчатке есть вулканы и гейзеры, в Краснодарском крае прекрасные условия для отдыха и туризма, жители Магадан раньше всех в России встречают Новый Год и самые высокие горы нашей страны – Кавказ. Биазинцы с большим удовольствием приняли участие в написании географического диктанта, некоторые были удивлены своими результатами, что что-то еще помнят со школьной скамьи, и отметили наличие на телевидении большого разнообразия познавательных и интересных программ по географии.
Таким образом, по результатам проводимого географического диктанта среди населения нашего села мы выяснили уровень географической грамотности. В итоге, нами были достигнуты цели и задачи исследования, подтвердили гипотезу о том, что уровень географической грамотности населения нашего села соответствует российскому уровню.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Макаров К.А., Брель О.А. Анализ уровня географической грамотности населения по результатам Всероссийского географического диктанта //Международный журнал экспериментального образования. - 2016.- №11.- с.178-182
2. Максаковский В.П. Географическая культура. - М.: Просвещение, 1998. – 248с.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: ООО Издательство «Астель», 2012. - 1200с.
4. Положение о Всероссийском географическом диктанте
5. Циперман Ж.В. Географическая грамотность населения //География в школе. - М., 1995.- №1.- с.48-51
Приложение 1.
Приложение 2.
Географический диктант.
1.Пол____2. Возраст____3. Образование_______4. Сфера деятельности_______
1.Туристическая фирма предлагает сплав по реке Катунь, которая берет начало в ледниках высочайшей горы Сибири. В каком субъекте РФ это можно сделать?
А) Алтайский край Б) Республика Алтай В) Республика Хакасия
Г) Омская область
2. В каком городе россияне раньше всех встречают Новый Год?
А) Смоленск Б) Магадан В) Новосибирск Г) Омск
3. Смена дня и ночи – это следствие движения Земли:
А) вокруг оси Б) вокруг Солнца В) вокруг Луны Г) вокруг Марса
4. В каком субъекте РФ можно отведать свежего омуля?
А) Республика Бурятия Б) Чукотский АО В) Забайкальский край Г) Приморский край
5. Здесь можно побывать в Долине гейзеров и увидеть действующие вулканы,
А) Ямало-Ненецкий АО Б) Камчатский край В) Кабардино-Балкарская республика Г) Сахалинская область
6. Самые высокие горы РФ?
А) Урал Б) Алтай В) Кавказ Г) Саяны
7. Субтропический климат, морское побережье, горный ландшафт создали в этом регионе идеальные условия для туризма, отдыха и санаторного лечения.
А) Ростовская область Б) Краснодарский край В) Ставропольский край Г) Астраханская область
8. Это озеро расположено в РФ и является самым глубоким в мире:
А) Онежское Б) Байкал В) Ладожское Г) Псковское
9. Это город-порт находится за Северным полярным кругом и не замерзает круглый год:
А) Нарьян-Мар Б) Дудинка В) Мурманск Г) Хатанга
10. Что такое Оймякон?
А) озеро в Карелии Б) водопад в Калмыкии В) полюс холода северного полушария Г) река на Урале
Приложение 3.
Участники географического диктанта.
Приложение 4.
Приложение 5.
Приложение 6.
Приложение 7.
Приложение 8.
Приложение 9.
22