1. Введение.
В последнее время все больше внимания уделяется изучению устного народного творчества. На уроке литературы мы изучали волшебную сказку «Иван Царевич и Серый волк». Выполняя задание, я мысленно заинтересовалась, как волку удавалось так быстро передвигаться. Мне стало интересно, смог ли Иван без помощи волка выполнить свои цели, и какой бы предмет ему помог?
С давних времен человек стремился получить какой-то чудесный предмет или стать участником какого-нибудь волшебства. Одним из любимых желаний мечтателей были средства мгновенного или очень быстрого передвижения. Именно по этому, мы можем встретить в сказках сапоги-скороходы, ковры-самолеты или самоходные печи.
Я решила исследовать свои вопросы и решить данную проблему.
Проблема данной работы состоит в том, что действительно ли Иван смог бы передвигаться на чём-то быстрее?
Объект исследования: ковёр-самолёт.
Цель данной работы - определить роль передвижения в жизни человека.
Задачи:
1. Проработать доступную литературу, интернет сайты.
2.Побеседовать с друзьями, мамой, библиотекарем школы.
3.Отследить по различным источникам историю ковра - самолёта.
4.Обобщить собранный материал.
Методы:
1. Посещение библиотек.
2.Чтение литературы
3.Работа на Интернет - сайте, с научно - популярной, художественной литературой.
4.Интервьюирование друзей и близких мне людей.
Существует множество выдуманных средств передвижения, например - наземных, воздушных и водных. А ведь есть и машина времени, на ней можно возвращаться в прошлое и побывать в будущем.
Сказочные и мультяшные герои могут совершать путешествия на различных средствах передвижения.
2. История.
Ковёр-самолёт — фантастическое средство передвижения по воздуху в виде летающего ковра. Он выглядит как ковер, украшенный интересным узором. По краям у него кисточки и бахрома, который коврик использует как конечности. Та часть, которой он летит вперед, является его головой. Он хорошо все понимает, ведь у него нет глаз и ушей.
Ковер-самолет – не сказка. Сказочные летающие ковры с давних времен повсеместно фигурируют в литературе. На данный момент профессору Лакшминараяну Махадевану из Гарвардского университета (Кембридж, Массачусетс) и его коллегам удалось доказать возможность полета ковра размером лишь с банкноту, но они уверены, что и ковер, способный нести человека, может существовать не только в детских спектаклях. ... По словам ученых, этот принцип можно использовать и для поднятия в воздух более крупных объектов – вплоть до человека, что снова приближает нас к ковру-самолету. На протяжении долгого времени этот способ передвижения обживал ненаучную литературу.
Сама идея ковра-самолета заимствована в литературе восточных народов, но отлично вошла в сюжетную ткань русского сказочного творчества. На сказочном ковре герои сказок отправляются в далекие страны, чтобы сразиться с Кощеем, или возвращаются из боев домой после утомительных приключений.
Летающее средство ковер-самолет описывается в сказках и рассказах многих стран. Сначала они встречались только в сказках, после этого плавно ковры - самолеты перешли в мультфильмы, кино, художественную литературу и живопись. В современном мире можно легко купить точную копию ковра Алладина, за исключением одной особенности. Ни один ковер современности, к сожалению, не может летать.
Откуда же все-таки пошла легенда о летающих коврах?
3. Родина ковра.
В европейском фольклоре ковры-самолеты появились благодаря арабским мотивам. Сказки Шахерезады внесли большой вклад в появление ковров-самолетов. Для восточных домов ковер был одним из традиционных элементов декора, причем ковры использовались для многих целей. В славянский фольклор ковры - самолеты пришли намного позже, так как сами ковры по - началу не являлись типовым элементом декора домов.
Ковер-самолет стал не только сказочным средством перемещения, но еще и воплощением давней мечты человечества. Люди всегда мечтали иметь возможность парить в облаках как птица. Возможно, именно раздумывая о полетах на ковре-самолете, изобретателям настоящего самолета и пришла в голову эта идея.
4. Сказочные средства передвижения.
Сказочные герои могут совершать путешествия на различных средствах передвижения.
Например, у Бабы Яги есть ступа и метла
У Маленького Мука волшебные туфли-скороходы
У Емели - печь
Винни Пух летал на воздушном шарике
У Карлсона был пропеллер
Летающий корабль
У Ивана-царевича был Серый волк
У Старика Хоттабыча - Ковер самолет
5.картина «Ковёр-самолёт» В. М. Васнецов.
В 1880 году русский художник В. М. Васнецов написал картину «Ковёр-самолёт».
Сюжет картины рассказывает историю Ивана Царевича, который в одной из русских сказок отправляется за Жар-птицей, что повадилась воровать яблоки в царском саду. Здесь Иван Царевич возвращается с победой. Рядом с ним находится большая клетка, в которой сидит пойманная Жар-птица. Летающий ковёр Ивану Царевичу подарила Баба-Яга. Раннее утро нового дня символизируют окончание тяжёлых скитаний Ивана и вызывают у зрителя яркие, светлые и положительные эмоции.
6. Ковёр-самолёт – сказка или утраченная реальность?
Как же здорово, когда есть такое волшебное средство передвижения, как ковер - самолет. Конечно, в обычной
жизни данный предмет был бы очень полезен!
С тихи про Ковер-самолет
Взять бы, сесть на ковер-самолет
И умчаться в волшебные страны,
Пусть меня он по ветру несет
Через горы, моря, океаны.
И в загадочный город мечты
Я могла бы легко приземлиться,
Где цветут неземные сады,
И поют в них красивые птицы.
И желания все исполняют,
И, где каждый находит приют,
И добро всегда зло побеждает!
«Ковёр-самолёт – это сказка. А сказки существуют для радости. Разве можно делать так, чтобы сказка доставляла кому-нибудь зло. Нет ничего крепче той дружбы, которая возникает в детстве.
7. Интервьюирование
Из беседы с мамой:
«Предшественниками ковра самолёта была ступа и метла Бабы Яги или змей Горыныч. Он похож на раскрытый ковёр, только огненный. Ковёр-самолёт — волшебное транспортное средство, на котором летали по воздуху. Представлял собой шерстяной ковёр правильной четырёхугольной формы, управлявшийся приказами сидевшего на ней существа»
По рассказу школьного библиотекаря Водопьяновой О.Н.: «Легенда о ковре – самолете. С давних времен люди мечтали и верили в сверхъестественные способности вещей. Легенды о дивных деревьях, скатертях, шапках, плащах путешествовали по всему миру. Несмотря на то, что ковёр - самолёт очень часто фигурирует в русских сказках, появился этот артефакт в древней Перситской Империи. Первый ковёр-самолёт подарили придворные маги императору...
Как правило, ковер-самолет изготавливался из такой же материи, что иобычные ковры. Размеры его были разными: от маленького-одноместного добольшого-двух- и трехместного. Двигателями служила волшебная сила,которая в разных конструкциях была, по – видимому различной.
Технические характеристики ковров-самолетов также различались. Такнекоторые ковры могли летать только низко над землей, например, взнаменитой исторической летописи «Тысяча и одна ночь», а, например, вистории с Хоттабычем, ковер мог летать выше облаков. Как правило, унизколетящих ковров-самолетов существенным недостатком было наличиептиц, которые норовили приземлиться на ковер для отдыха или для того,чтобы высоколетящих ковров была небесная твердь, в которую неопытныепилоты нередко врезались, думая, что ее нет, и терпели катастрофу.
Ковер-самолет в нашем понимании неразрывно связан со сказкой. А ведь появление этого чуда техники имеет свое объяснение. Шикарные изделия персидских мастеров на Востоке были основой домашнего убранства.
Мною было опрошено 12 человек.
Самыми распространенными ответами на вопросы стали:
1. Какие волшебные предметы мы можем встретить в сказках? (вспомните 3 предмета) - ковер - самолет ( 5 человек)
- волшебная палочка ( 4 человека)
- зеркало (3 человека)
2. Вспомните, какими волшебными свойствами обладают предметы из сказок?
- исполняют желания (3 человек)
- летают по небу (5 человек)
- указывают дорогу (4 человека)
3. Все ли предметы помогают героям сказок или есть такие, которые мешают? Вспомните те, которые мешают.
Предметы - помощники:
- скатерть - самобранка (6 человек)
- волшебная палочка, шапка - невидимка, ковер - самолет, волшебный клубочек ( по 3 человека)
Предметы - вредители:
- метла, огонь ( по 6 человек)
4. Какой волшебный предмет из сказки вы хотели бы иметь и почему?
- волшебную палочку, джина, ковёр - самолёт (по 4 человека)
8. Заключение
Проследив историю создания ковра - самолёта, я пришла к выводу: что
Иван - Царевич – русский герой сказок, смог бы воспользоваться ковром - самолётом, но был бы уличён во многих деяниях.
Ковер-самолет потрясающий сказочный предмет, он есть в нескольких сказках. Герои этих сказок используют ковер-самолет как средство передвижения по воздуху. Встречался ковер-самолет в таких сказках как:
Алладин,
Заколдованная королевна,
Ковер-самолет,
Тысяча и одна ночь,
Старик Хоттабыч,
Царевна-лягушка,
Елена Прекрасная.
Я советую детям прочитать эти сказки.
Нет ничего крепче той дружбы, которая возникает в детстве.
Ковер-самолет в народном творчестве – символ свободы перемещения в пространстве.
Ковер-самолет стал не только сказочным средством перемещения, но еще и воплощением давней мечты человечества. Люди всегда мечтали иметь возможность парить в облаках как птица. Возможно, именно раздумывая о полетах на ковре-самолете, изобрели настоящий самолёт.
Данная работа может быть использована на классных часах, дополнительном образовании, школьных конференциях.
Литература и источники.
Неопубликованные
Из беседы с мамой.
2 .Из беседы с библиотекарем школы Водопьяновой О.Н.(записано автором )
3 .Из работы с учителем информатики Тимоничевой Т.О.
Опубликованные
«Заколдованная королевна» - Русская народная сказка. Сборник.
«Старик Хоттабыч» - библиотека русской и советской классики.
«Тысяча и одна ночь» - Собрания сочинений.
lll. Интернет сайты:
1.http://www. content/stihi-pro-kover-samolet
2.detskijsad/od-puteshestvie…samolete.html
3.ru.wikipedia.org›Ковёр-самолёт (картина)