Почитание родителей детьми на примере царской семьи

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Почитание родителей детьми на примере царской семьи

Правдина С.И. 1
1МБОУ Средняя школа №2
Омётова О.Л. 1
1МБОУ Средняя школа №2
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я выбрала эту тему, потому что она показалась мне интересной. В современном обществе становится обычным, когда дети не слушаются своих родителей. Иногда не слушают и не уважают. Возникает своевременный вопрос: почему так происходит? Размышления над ним оформились в исследовательскую работу «Почитание детьми родителей своих родителей на примере царской семьи». В этой работе я хочу разобраться в фундаменте воспитания семей того времени и найти пути улучшения воспитательного процесса современности.

Почитание детьми родителей своих на примере царской семьи.

Цель исследования: изучение отношений детей к своим родителям.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

1.Изучить новую информацию.

2.Исследовать условия воспитания в разные периоды времени.

3.Распространить полученные знания.

Объект исследования: отношения между детьми и родителями.

Предмет исследования: условия воспитания.

Моя гипотеза: построение отношений детей и родителей полностью зависит от культуры воспитания в семье.

Методы исследования:

-изучение литературы, интернет ресурсов;

-наблюдение;

-систематизация и обобщение информации.

Глава 1. Начало воспитания…

В настоящее время часто приходится слышать жа­лобы родителей на своих «взрослых» детей: «Нет в наших детях ни послушания, ни смирения, ни тер­пения. Горько осознавать нам, что наши дети не любят нас и вспоминают о нас только тогда, когда мы мо­жем быть им полезны. Они не станут опорой нам в старости и не помогут нам, когда мы будем больны и немощны».

Чтобы найти положительный пример для воспита­ния своих детей, обратимся сегодня к семье последне­го Российского Государя Николая II. Особенно важен для нас вопрос воспитания дочерей в этой семье. Все, кто знал эту семью, единодушно отмечают, что Царевны были хо­рошо воспитаны, скромны и никогда не выставляли напо­каз своего высокого звания. Со всеми они были просты, ласковы, вежливы. Они очень любили своих родителей и были послушны им. Они были истинными христианками и патриотами своей Родины. Со смирением и кротостью взошли они на Екатеринбургскую Голгофу и приняли му­ченическую смерть.

Воспитание детей начинается с любви, чем наполнены родители, то они и будут передавать в воспитании своим детям. Дети воспитываются через подражание своим родителям. В царской семье важным составляющим было образование. В то время для людей не существовало вопроса: «а есть ли Бог?» Сам царь являлся не просто лидером великого государства он так же был духовным наставником всего народа .Царские дети с малых лет через любовь родителей познавали мир и обретали знание о Боге. После изучения азбуки в раннем детстве для обучения чтению использовали церковные книги: часовник, псалтырь и деяния апостолов. Цель обучения чтению в те времена как раз и состояла в том, чтобы человек мог читать, священные книги для спасения своей души. В обязательную программу образования того времени так же входило церковное пение. Из этого следует, что при воспитании дети получали духовный фундамент как основание для вечной жизни. В Библии основными являются 10 заповедей Божьих.

Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других богов пред лицом моим.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Не убивай.

Не прелюбодействуй.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Первые 4 заповеди формируют человека и его отношения к Богу. И только потом в 5 заповеди говорится о почитании родителей. Остальные заповеди формируют человека и его отношение к обществу.

Глава 2. Принципы воспитания в царской семье.

В основе воспитания детей Александра Федоровна полагала религиозное воспитание: «Бог впервые прихо­дит к детям через любовь матери, потому что материнская любовь как бы воплощает любовь Бога». «Религиозное воспитание - самый богатый дар, который родители могут оставить своему ребенку», - писала в дневнике Государыня. Ведь духовный стержень - это основа нрав­ственно здоровой личности. Не может быть личность пол­ноценной, гармоничной, нравственной. Это воспитание ребенок получает в семье, дома Дом для Государыни - «это место тепла и нежности. В христианском доме должна жить любовь. Он должен быть местом молитвы. Именно в молитве мы черпаем благодать, нужную нам, чтобы сде­лать наш дом светлым, добрым, чистым».

Государыня сумела воспитать и передать детям чув­ство почитания отца, занимающего центральное место в семье. Дети очень любили своего отца. Для них он был одновременно царем, перед которым они преклонялись, отцом, которого они любили, и товарищем в их детских забавах. Отец, в свою очередь, при большой занятости го­сударственными делами, все свободное время посвя­щал своей семье: жене и детям. Как важно благодатное влияние отца, обладающего нравственным авторитетом, на детей!

Следующим принципом воспитания было воспитание послушания. «Учись послушанию, пока ты еще мала, - писала Государыня своей дочери Ольге, - и ты научишь­ся слушаться Бога, когда станешь старше». Она не сомне­валась, что послушание - это христианская добродетель и одно из условий спасения. Всякое свое распоряжение Александра Федоровна давала обдуманно и сознатель­но, никогда не требовала от детей невозможного и всег­да твердо помнила свои слова. Дочери были послушны матери не столько из страха наказания, сколько из страха огорчить ее. И, несмотря на строгость и требовательность матери, девочки ее очень любили, она была для них ав­торитетом. Не зря, если матери нездоровилось, то дочери устраивали попеременно дежурства и безвыходно оста­вались при ней.

Царица была строгой матерью. Она не допускала, что­бы дети праздно проводи ли время, они всегда были заня­ты - будь то учеба, рукоделие, спорт, прогулки, игры, чте­ние. «Даже то, что нам не нравится, мы должны делать с любовью и тщанием, и перестанем видеть то, что нам не­приятно», - пишет Александра Федоровна. Девочкам не­когда было скучать, они не были бездельницами. И этот навык очень пригодился им, когда семья находилась под арестом в Царском Селе, в заключении в Тобольске и в Екатеринбурге. Великие Княжны с отцом и преданными слугами разбивали огород в Царском Селе и в Тобольске, пилили и кололи дрова, строили горку, занимались руко­делием, ставили домашние сценки и что самое порази­тельное- не прекращали обучения.

Их воспитание носило «спартанский» характер. «Спали в больших детских на походных кроватях, почти без подушек и мало покрытые. Холодная ванна по утрам и теплая каждый вечер», - вспоминала Анна Вырубова.

Платья старших девочек переходили к младшим. Когда царской дочери исполнялось 12 лет, ей дарили первый золотой браслет. Это была богатейшая семья. И, казалось бы, как просто было окружить детей императора только приятными вещами! «Долг родителей - подготовить де­тей к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог, - рассуждала Государыня, - Дети должны учить­ся самоотречению. Они не смогут иметь все, что им хо­чется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причи­няет вред и боль - не намеренно, а просто по небрежно­сти. Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу. Они могут это сделать, не требуя излишнего внимания, не причиняя другим забот и беспокойства за себя. Как только они немного подрастут, детям следует учиться полагаться на себя, учиться обходиться без по­мощи других, чтобы стать сильными и независимыми».

Государыня не прятала своих детей от жизни, она ска­зала как то, что «кроме красоты, в мире много печали». Милосердие, благотворительность были не пустыми словами в их семье, и дети всегда помогали матери. Так в 1911-1913 гг. они участвовали в благотворительных ба­зарах в Крыму в пользу туберкулезных больных. На вы­рученные деньги был построен прекрасный санаторий. Когда мать не могла посещать дома туберкулезных боль­ных, то посылала туда дочерей. Ей часто говорили, что для девочек опасно сидеть у постели больных туберкулезом. Но она отметала эти возражения, и Великие Княжны посе­щали многих тяжелейших пациентов.

Государыня очень заботилась о нравственном воспи­тании дочерей. «Ничего нечистого, дурного в их жизнь не допускалось, - вспоминает Юлия Ден, - Ее Величество очень строго следила за выбором книг, которые они чита­ли. Их величества не имели ни малейшего представления о безобразных сторонах жизни». Александра Федоровна стремилась ограничить общение дочерей с девицами высшего света, боясь их дурного влияния. Это касалось и племянницы Государя - Ирины. Родственники и ари­стократическое общество были обижены, но Государыня была непреклонна. Таким образом, с одной стороны царские дочери ви­дели и знали красоту окружающего мира - они часто были на природе, занимались музыкой, рисовали, читали хорошую литературу, общались с интересными людьми. С другой стороны, они знали и горестные стороны жизни, посещая дома туберкулезных больных, работая сестрами милосердия в госпитале. Но они не знали мерзостей по­рока. Смрад порока не коснулся их даже в заключении, когда «похабники – караульные» пытались оскорбить чистоту юных девушек.

Царские дочери воспитаны были патриотами своей Родины. Между собой они говорили только по-русски, любили все русское. Девочки хотели выйти замуж только за русских. Известен факт сватовства румынского принца к царевне Ольге. Но Ольга решительно отказалась: «Я не хочу быть иностранкой в своей стране, - заявила она, - я русская и хочу оставаться русской». Родители не стали принуждать ее, и переговоры о сватовстве были отложе­ны на неопределенное время. В тяжелое военное время старшие дочери, Ольга 19 лет и Татьяна 17 лет, вместе с Императрицей закончили курс медсестер и работали на­равне с другими медсестрами в Царскосельском госпи­тале. Работа была тяжелой и в физическом, и в мораль­ном плане. Они работали на пределе своих юных сил. «Лазареты, раненые и панихиды - вот чем заполнены были эти молодые жизни», - пишет Ф. Винберг. Но они не жаловались. Они служили Родине, и это был их долг. Осознавая себя Великими Княжнами, Ольга и Татьяна во время войны занимались и общественной деятельностью. Они были инициаторами организации комитетов, назван­ных их именами. С начала войны Великая Княжна Ольга работала в своем комитете помощи семьям военнослу­жащих. Великая Княжна Татьяна в середине 1915 г. стала заведовать комитетом помощи беженцам, наводнившим тогда Россию. Обе Великие Княжны во время войны проя­вили себя большими труженицами и патриотами.

Умная и строгая Александра Федоровна воспитывала своих дочерей не просто как будущих женщин, а как хранительниц до­машнего очага. «Дом и семья - этого, что держится в пер­вую очередь на женщине, и каждая девушка обязана по­нять это еще в детстве», - писала Императрица и в этом была уверена. Царица обучала дочерей основам домаш­него хозяйства, хотела видеть в них настоящих помощ­ниц: царевны вышивали, шили рубашки, гладили белье. Александра Федоровна воспитывала в них чувство долга будущих жен и матерей. Государыня была не только ма­терью для своих девочек, она была им другом. Старшие поверяли ей свои сердечные тайны, просили у нее сове­та. Так Ольга пережила скрытую от всех личную драму. И только мать знала об этом. Из ее писем к дочери мы ви­дим конкретный пример, как чутко и бережно относилась Государыня к чувству старшей дочери. В этих письмах мы не найдем ни приказов, ни запретов, хотя мы понимаем, что Александра Федоровна огорчена выбором Ольги.

Дети вместе с родителями постоянно посещали храм, участвовали в Богослужении, Царица вместе с детьми пела на клиросе. Они считали, что христиане должны переносить оскорбление терпением, прощать злодейства и с кротостью встречать тяжелый кровавый крест.

Их отношения с Государем были прелестны. Он был для них одновременно Царем, отцом и товарищем. Чувства, испытываемые ими к нему, видоизменялись в зависимости от обстоятельств. Они никогда не ошибались, как в каждом отдельном случае относиться к отцу, и какое выражение данному случаю подобает. Их чувство переходило от религиозного поклонения до полной доверчивости и самой сердечной дружбы. Дети видели, как перед отцом почтительно преклонялись министры, высшие церковные иерархи, Великие Князья и сама их мать, и видели отца, сердце которого с такой добротой раскрывалось навстречу их заботам или огорчениям. И тем, кто вдали от нескромных глаз умел при случае так весело присоединиться к их молодым забавам.

Причиной несколько небрежного воспитания ее дочерей было болезненное состояние здоровья Императрицы. Болезнь Алексея Николаевича мало-помалу истощила ее силы. В минуты кризисов она расходовала их без счета, с изумительной энергией и мужеством. Но как только опасность проходила, природа предъявляла свои права: она неделями лежала на кушетке, подорвав свои силы перенесенным напряжением»

В общем, трудноопределимая прелесть этих четырех сестер состояла в их большой простоте, естественности, свежести и врожденной доброте.

Мать, которую они обожали, была в их глазах как бы непогрешима; одна Ольга Николаевна имела иногда поползновение к самостоятельности. Они были полны очаровательной предупредительности по отношению к ней. С общего согласия и по собственному почину они устроили очередное дежурство при матери. Когда Императрице нездоровилось, та, которая в этот день исполняла эту дочернюю обязанность, безвыходно оставалась при ней.

Таким образом, мы можем сказать, что дети, воспитанные в семье Николая II, были весьма благочестивыми и каждое воскресенье ходили в храм, чтобы там помолиться о маме, папе, родных и близких. Также они очень сильно волновались, когда их мать болела и каждый раз, стоя в храме, они усердно молились Богу о своей маме.

Татьяна Мельник вспоминала, что никогда никто из окружающих не слышал от Их Величеств или от Их Высочеств слова: «приказываю». Такое отношение к людям было определено, конечно, Отцом и Матерью Семейства.

Заключение.

В царской семье было очень хорошее христианское и патриотическое воспитание, которым в наше время могут похвастаться не в каждой семье.

Государь и семья его несли свой крест с глубоким христианским смирением и простотой и не далеко, может быть, то время, когда русский народ увидит в погибшей Царской чете не врагов своих, а венчанных мучеников.

Стоит отметить, что нравственное воспитание детей - это важнейшая и главная задача родителей во все времена. И нам будущим родителям или уже родителям следует учитывать при воспитании детей определенные критерии, которые мы вывели в ходе исследования.

Памятка для родителей.

1.Воспитывать детей нужно с любовью.

2. Присутствие религиозного воспитания несет исключительно положительное влияние на ребенка.

3. Важно уважительное отношение между родителями в качестве положительного примера для формирования картины мира ребёнка.

4. Можно баловать ребёнка, но ни в коем случае нельзя поощрять его за неправильные мысли и поступки.

Список литературы:

1.Газета «Информационный вестник», 2008

2.Дневниковые записи, переписка царской семьи, представленная в книге «Дивный Свет», 2009

3.Материалы межрегиональной научно-практической конференции, Управление образования и науки Тамбовской области, 2010

4.Монахиня нектария «Дивный Свет» Дневниковые записи, переписка, жизниописание. М.: «Русский паломник» 2009

5. Пьер Жильяр «Император Николай II и его семья»

6. Роль педагога в духовно-нравственном воспитании молодежи/ Статья из журнала «Встреча», 1997

Интернет – источники:

http://www.st-nikolas.orthodoxy.ru

https://azbyka.ru/deti/vospitanie-detej-na-primere-svyatyh-tsarstvennyh-muchenikov-marina-kravtsova

http://prosvetcentr.ru/Ask_to/article/articl.php?id_site=1&id_page=67&id_article=306

Просмотров работы: 73