Судьба воинственного народа Дона, «у которого каждая станица — вооруженный лагерь, каждый хутор — крепость…»

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Судьба воинственного народа Дона, «у которого каждая станица — вооруженный лагерь, каждый хутор — крепость…»

Шульский Д.Д. 1
1МБОУ лицей № 20 г. Пятигорска
Бейтуганова С.А. 1
1МБОУ лицей № 20 г. Пятигорска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вот казаки – это, конечно,

особой закваски люди.

Это люди, которые добровольно

с незапамятных времен взяли на себя

обязанность охранять рубежи Родины,

рубежи России.

Делали это блестяще всегда.

В.В. Путин, Президент Российской Федерации

Жизнь испокон веку диктует людям свои неписаные законы. Она то преподносит порой бескорыстные подарки, то нередко посылает такие испытания, с которыми вряд ли справится даже сильный духом человек. Такие испытания выпали на долю русского казачества. Как известно, в России до 1917-го года довольно компактно жило более 6 миллионов казаков. Консерватизм их взглядов, зажиточность, свободолюбие, любовь к родной земле и грамотность неизбежно делали их врагами интернационалистов-большевиков.  Идеологи «мировой революции» объявили именно казаков «опорой самодержавия» и «контрреволюционным сословием».  Поэтому в годы Гражданской войны большевиками проводилась особая политика, получившая название «расказачивание». Это «массовый Красный террор», который заключался в массовых и зачастую необоснованных расстрелах, сожжении станиц казаков, взятии заложников, то есть налицо поэтапное истребление казаков. Начало данной политики большевиков приходится на ноябрь 1917 года, когда вышел декрет ВЦИК СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». Уже с этого времени с понятием «расказачивание» связаны следующие характеристики: политика, направленная на ликвидацию казачества как этносоциальной группы, о которой говорил Е. Лосев в своих исследованиях «Расказачивание на Дону»; политика террора, характеризующая свойства режима данного времени, или даже политика с элементами геноцида, о чем высказывались другие исследователи этих кровавых событий.

Своё начало эти «мероприятия» берут сто лет назад, когда в России была принята «Директива о расказачивании» – основа репрессий и экономического террора, которые не прошли бесследно: численность, к примеру, донского казачества сократилась вдвое. Итак, 24 января 1919 года Оргбюро ЦК рабоче-крестьянской партии большевиков выпустило циркулярную инструкцию за подписью Я. Свердлова, которая вошла в историю именно как «Директива о расказачивании», на её основании в казачьих землях отменялись все льготы, конфисковались продукты и изымалось оружие. Началась массовая депортация казаков: все казаки в возрасте от 18 до 50 лет должны были быть вывезены на Север, а их земли и дома передавались горским народам, с которыми казаки всегда конфликтовали. По своей сути, письмо Оргбюро ЦКП(б) от 24 января 1919 года ставило казачество в положение поверженного врага и фактически объявляло его вне закона.

Циркулярное письмо — самый известный документ, подтверждающий начало террора по отношению к казачеству на Дону. В его свете стоит отметить, что отношение пришедших к власти в 1917 году большевиков к казачеству было неоднозначным: с одной стороны, в казаках, «верой и правдой» служивших российской монархии, видели не только защитников от внешних врагов, но и участников подавления беспорядков и выступлений рабочих. С другой стороны, казачество, имеющее землю и определенные привилегии, вполне было в силах оказать достойное сопротивление, что настраивало на нейтральное к нему отношение. Кстати, и единого мнения по вопросу взаимоотношений с большевиками среди казаков тоже не было, а многие из них в то время даже верили советской агитации и, по словам генерала М. В. Алексеева, были «…глубоко убеждены, что большевизм направлен только против богатых классов – буржуазии и интеллигенции…» Но в опубликованной циркулярной директиве «Об отношении к казакам» один из пунктов все-таки гласил: «Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем казакам…» Поэтому принятый до этого, в феврале 1918 года, Закон об уравнительном переделе всех земель, уже казался не столь страшным, даже когда стал первой ласточкой к началу раскола в среде казачества.

Утвердившись на казачьих территориях, в городских и станичных населенных пунктах «вершители закона» проводили расправы над оппозицией и грабили хозяйства казаков. К примеру, за каждого убитого красноармейца и члена ревкома расстреливать сотню казаков позволял один из руководителей Донбюро и организатор красного террора на Дону Сергей Сырцов. Казаки вынуждены были взяться за оружие и примкнуть к воюющим сторонам: под командованием Ф. К. Миронова, Б. М. Думенко и М. Ф. Блинова находилось 14 красных казачьих полков, а у П. Н. Краснова в Донской армии – около 30.

Первые шаги советской власти «ознаменовались» поголовными поборами и насильственной конфискацией имущества, поэтому казаки, пристально следившие за тем, какую политику проводит новая власть, были готовы использовать любую возможность, чтобы против нее восстать с оружием в руках. Политика советской власти, выраженная в «уничтожении казачества как сословия», привела к повсеместному отторжению казаков от большевиков. Позже казачество было определено И. В. Сталиным как «исконное орудие русского империализма», которое являлось «оплотом деникинско-колчаковской контрреволюции», что стало обоснованием не прекращать политику расказачивания. Он утверждал, что «казачьи части…превратились в базу контрреволюции», что само казачество – это сословие, «издавна эксплуатирующее нерусские народы на окраинах». Как ответная реакция – активное сопротивление казаков, начавшееся с врем Гражданской войны и возникавшее во многих территориях стихийно и разрозненно.

В связи с тем, что отношение региональных руководителей РКП(б) к казачеству в целом было негативным, в число мероприятий, направленных против казачества, входили и взятие заложников, «пользующихся каким-либо авторитетом», и аресты всех видных станичных представителей, и расстрелы владеющих каким-либо оружием, и аресты всех бежавших казаков для применения в дальнейшем высшей меры. Так, в докладе секретаря Донбюро ЦК РКП А. Френкеля к VIII съезду в марте 1919 года говорилось, что «лучшим образом растворит казачество» именно экспроприация казачества (расказачивание) и массовое переселение…» И как следствие - сожжение восставших хуторов, беспощадные расстрелы, а при малейшем подозрении на оказание помощи восставшим – беспощадное истребление всего взрослого мужского населения.

Немногим позже В. И. Ленин признал ошибочность ряда революционных мероприятий, когда сложнейшие вопросы решались «непосредственными велениями пролетарского государства в мелко крестьянской стране». И 16 марта 1919 года состоялся пленум ЦК РКП(б), на котором было принято решение о приостановке намеченных мер беспощадного террора «по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью». Но в ходе расказачивания уже погибли тысячи невинных людей.

Этот процесс остается трагедией и для казачества, и народа в целом. Долгое время правда о многих тех страшных событиях тщательно скрывалась. В чем же заключается историческая правда о расказачивании? Насилие все-таки было единственной дорогой в политике того времени, ведь казаки всегда представляли собой монолитное целое, извечно враждебное остальному народу, по мнению И. В. Сталина. А на вопрос о том, кто виноват, в те годы принято было отвечать, что ошибки допускались «некоторыми местными органами власти». Как известно, если весьма обтекаемы и расплывчаты характеристики, вряд ли в них массово поверят. А ведь именно казачество всегда выступало в роли самой прочной защиты государства не только от внешних врагов, но и от внутренних. Да и сразу после революции казачество было готово сделать выбор в ее пользу. Но судьбы казаков вершились без внимания к его противоречивой социальной природе. Недаром одна из газет писала: «Дон выступил против нас…Дон необходимо обезлошадить, обезоружить и обезножить, и обратить в чисто земледельческую страну». И был кровавый Дон, о котором поведал России М. Шолохов, разместив своем романе-эпопее «Тихий Дон» документ циркулярного письма и описав лиц, повинных в беззаконии по отношению к донскому казачеству, и было Вешенское восстание, ставшее ответом донского казачества на политику расказачивания, и была царящая повсюду смерть…

Количество жертв расказачивания в 1919 году не имеет точной цифры, так как сами рамки «красного террора» не ограничивались лишь первым годом Советской власти. По подсчетам Особой следственной комиссии по расследованию злодеяний большевиков, образованной Деникиным, на Юге России было расстреляно около 5,5 тыс. казаков. Современные авторы утверждают, что в те страшные годы погибло полтора миллиона человек.
Статистические данные подтверждают, что численность донского казачества с 1917 по 1921 года сократилась вдвое. И лишь в 1991 году, уже после распада СССР, казаки были признаны репрессированными.

Сегодня, когда наша страна твердо смотрит в будущее, когда технологии опережают свое время, когда за научными достижениями даже не уследишь, возродившееся казачество отдает дань памяти жертвам политических репрессий и геноцида, казакам, погибшим за православие и Отечество. Сейчас казаки живут во многих регионах России, объединяются в различные сообщества, активно участвуют в жизни нашей страны, знакомят молодое поколение с обычаями и традициями казачества. А главное – казаки учат ценить превыше всего законы долга и чести.

Список используемой литературы:

Большевистское руководство. Переписка. 1912-1927.

Интернет-ресурс «Национальная историческая энциклопедия», краткий терминологический словарь по курсу «Отечественная история».

Магнер Б. «Расказачивание в системе массовых репрессий».

Лосев Е. Расказачивание на Дону.

Чернопицкий П. Г. О судьбах казачества в советской время. Кубанское казачество: проблемы истории и возрождения.

Белое движение. Поход от Тихого Дона до Тихого океана.

Козлов А. Трагедия Донского казачества в ХХ веке.

Сталин И. В. Сочинения. Том 4.

Просмотров работы: 7