Мерный стук колёс электрички. Лёгкий запах кожзама, витающий в вагоне поезда. Прохладный поток воздуха из приоткрытой форточки. Солнечные зайчики прыгают по макушкам улыбающихся и немного взволнованных людей. В основном пассажирами являлись русскоговорящие, но временами проскакивали строгие немецкие, забавные французские и «экающие» английские слова. Моих скромных познаний английского хватило, чтобы понять, что туристы были удивлены развитой транспортной сетью в нашей стране: почти до каждого места можно было доехать на электричке, столичное метро было комфортнее, чем у них, а цены на такси приятно порадовали.
Электричка тихо шла вдоль красивых лесов и глубоких рек; то там, то тут мелькали, хоть и обветшалые, но такие родные русскому человеку, скромные деревенские домики. Спустя какое-то время, поезд, плавно сбавляя скорость, остановился у очередной платформы. С противоположной стороны к окну подошёл телёнок и захотел дотянуться шероховатым язычком до стекла. Кто-то в электричке засмеялся и стал показывать на детёныша пальцем, говоря что-то на английском языке. Животное заметили другие люди и, поняв в чём дело, захохотали. Иностранцы, увидев необычное явление, достали свои мобильные телефоны и принялись снимать видео. Спустя некоторое время, поезд-таки тронулся с места и отправился далее. Телёнок смотрел вслед уходящему поезду, по бокам которого были нарисованы красивые самолёты, а посередине красовались четыре заглавные буквы: «МАКС». Электричка везла пассажиров в город Жуковский…
Для любого ребёнка самолёт в небе – грандиозное событие, настоящее чудо, за которым он и его друзья-карапузы готовы бежать, подняв вверх головы, а для взрослого – повод с улыбкой посмотреть в небо. Но для меня это нечто большее. Я вырос в Подмосковном военном посёлке Чкаловский, наша семья жила в военном гарнизоне. Взлётно-посадочная полоса находилась в нескольких сотнях метров от офицерского общежития. Постоянный шум двигателей, скрежет шасси, казалось бы, должны раздражать людей, но для меня, как и для многих других жителей военного городка, это было не так. Мы видели в самолётах какую-то суровую романтику, а кто-то – даже смысл своей жизни. По-настоящему завораживает, когда гений человеческой мысли – железная птица рвёт небеса пополам. С земли она кажется чем угодно, но не самолётом: огоньком, ракетой, летающей тарелкой. И вот ты стоишь, такой маленький, и видишь, как в нескольких километрах от аэродрома что-то мигающее плывёт по небосводу. Постепенно оно становится больше и ярче, обретает звук, а потом уже и форму. От шума, подобного вою китов, всё тело покрывается мурашками. Спустя какие-то мгновения, становятся различимы нос самолёта, два крыла и улыбающийся пилот в кабине (в детстве мне всегда так казалось!).
Самолёты являются неотъемлемой частью жизни моего отца. Он инженер и бортовой техник, провёл более 4000 часов в воздушном пространстве. Разумеется, папа захотел познакомить нас с самолётами поближе. Несколько лет назад мы всей семьёй отправились на «МАКС» – международный авиакосмический салон. Он расположился под открытым небом на аэродроме «Раменское» в Подмосковном городе Жуковский. Основная взлётно-посадочная полоса аэродрома имеет длину пять тысяч четыреста три метра и является самой протяжённой в Европе. Выставка проводится раз в два года и является одним из самых крупных и ожидаемых авиационных событий в стране. На авиашоу демонстрируют свои достижения в профессиональной области представители малой авиации, военной техники, проектировщики, конструкторы, планеристы; проводятся различные конференции и заседания директоров компаний. Экипажи лётчиков из разных стран выносят на суд экспертов и обычных зрителей свои зрелищные программы высшего пилотажа. Огромное количество туристов приезжают посмотреть на этот праздник авиации. Основными гостями события являются бывшие пилоты, прибывшие сюда за ностальгией по стальным птицам, бизнесмены, целью которых является подписание контракта с перспективным производителем, конструкторы из разных уголков планеты, испытатели аэрокосмической техники, желающие обменяться драгоценным опытом и, разумеется, туристы. Я был поражён масштабностью выставки: по пути к пункту контроля я видел вокруг себя буквально тысячи людей, разговаривающих на разных языках, совершенно непохожих друг на друга. Объединяло их то, что все они были поглощены той же атмосферой, что и я. Люди смеялись, шутили и, в целом, здорово проводили время. По всей территории выставочного комплекса находилось несколько сотен волонтёров – молодых студентов. Они дружелюбны, участливы и вежливы. Я видел, как одна девушка помогла вернуть родителям темнокожего мальчика лет шести, отошедшего в сторону. Другой молодой человек объяснил на английском языке пожилой паре как пройти к фудкорту.
Самолёты и вертолёты буквально излучали свою силу и мощь! Атмосфера на выставке была настолько необычна, что у меня от детского восхищения и предвкушения чего-то великого тихонечко тряслись коленки. Я был рад, что причастен к этому событию, что авиасалон «МАКС» проводится у нас в стране. В тот момент я очень остро и с гордостью почувствовал себя (пусть ещё и маленьким) гражданином нашей огромной страны. Это поистине великолепное чувство!
По всей площади салона были представлены концепты и реальные модели самолётов, вертолётов, беспилотных аппаратов, ракет и многого другого. Особенностью «МАКС» является огромная коллекция экспонатов: от первого деревянного самолёта, до современных летательных аппаратов, от дрона (размером со спичечный коробок), до Боинга-737. В салоне под открытым небом представили широчайший список зарубежной и отечественной техники: Су-57, Т-50, Суперджет-100, Юнкер-6, Ви-410, Ан-2... Список можно продолжать до бесконечности. Было также очень интересно потрогать своими руками настоящий двигатель вертолёта в крытом павильоне. На территории Жуковского проводились разные лекции, показывались документальные фильмы, продавались сувениры. Иностранные туристы могли восхититься непревзойдённым мастерством русских конструкторов в производстве летательных аппаратов и деталей к ним. А также, что очень приятно – приобщиться к традиционной русской кухне!
Но больше всего мне запомнились выступления пилотажных групп. Мы были поражены, увидев, как один из самолётов выполнял мёртвую петлю Нестерова. Другой самолёт во время полёта буквально оглушил нас, включив форсаж – это режим работы реактивного двигателя! Горячий воздух в это время дрожал над травой поля! Под бодрое рукоплескание мы наслаждались выступлениями швейцарских, китайских, латвийских, чешских, французских и, конечно же, российских профессионалов. Всемирно известные «Стрижи» и «Русские витязи», наша гордость, показали феноменальное мастерство, потрясающую синхронность и железные нервы – всё то, за что их любит вся страна.
Вечером из средств массовой информации я узнал, что в этот день на «МАКС» побывало более ста пятидесяти тысяч человек! Не смотря на палящее солнце и усталость, никто не ушёл разочарованным. Уверен, многие посетители вспоминают с улыбкой это событие. Это всегда очень интересно, ново и зрелищно. На «МАКС» вам захочется возвращаться снова и снова, даже если вы тесно не знакомы с самолётами и космической техникой. Люди приезжают сюда за новыми впечатлениями, неожиданными открытиями и тёплыми воспоминаниями. Это место – настоящая жемчужина в ожерелье туризма Московской области!