Евангельские основы русских народных сказок

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Евангельские основы русских народных сказок

Новиков Д.В. 1
1МБОУ Тепловская школа
Новикова Е.В. 1
1МБОУ Тепловская школа
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Не бойся сказки, бойся лжи, а сказка,

сказка не обманет.  Тихонько сказку расскажи,

на свете правды больше станет". 

(Слова песенки из «Домовенка Кузи»)

Детство – счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. С самого раннего детства, еще с колыбели родители начинают детям читать сказки, тем самым дают понять первое впечатление о книге. Мне нравятся сказки. Мама рассказывала, что мне всегда было очень интересно их слушать. Я запоминала сказки на слух и рассказывала их своим куклам. Но это было давно. Сейчас мне уже 13 лет, но я продолжаю любить сказки.

В наше время люди перестают читать книги, меньше общаются друг с другом, разговаривают по душам, часто живое общение заменяет переписка через Интернет. Влияние иностранных слов, песен, мультфильмов, фильмов, игр способствует спаду интереса к традициям, обычаям, национальной культуре. Поэтому необходимо читатьсказки, чтобы быть добрее, совершать только хорошие поступки, черпать «сказочную мудрость».

По мере того как я взрослела, ко мне приходило осознание того, что в сказкахможно много найти всего самого разного и интересного. Они несут в себе важнейшие смыслы и ценности, характеризующие менталитет русского народа и отражающие его архетипы.

Первыми сказками в культуре русского народа, по нашим наблюдениям, с которыми знакомится ребенок, оказываются «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок». Именно эти сказки стали мне интересны.

Мне захотелось узнать: «В чем скрытый смысл этих сказок?», «Как сказки помогают воспитывать в людях общечеловеческие ценности?», «Какие евангельские мотивы в русских народных сказках в этом помогают?» Оказывается, за внешне простым сюжетом кроется глубокая символичность и поучительность, аллюзии на библейский текст. Так появилась мысль написать исследовательскую работу «Евангельская основа русских народных сказок».Лишь после раздумий над каждой строчкой и попыток связать их в одно целое, приходит пониманиесмысла, заложенного в сказках.

Цель работы: выявление евангельских особенностей русских народных сказок.

Задачи:

- найти в различных источниках и изучить, откуда и как давно появилась русская народная сказка;

- проанализировать национальный характер русского народа;

-перечитать заново сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок» и сделать построчный анализ;

-прочитать детскую библию и выделить основные христианские заповеди и основанные на них нормы поведения;

- показать, как с помощью сказки зарождается гармония человека и мира.

Актуальностьнашей работы мы видим в необходимости изучать русские народные сказки, чтобы добытые знания помогли взрослым посеять семена в детские души, которые в свое время взойдут и дадут духовные ростки.

Практическая значимость работы состоит в её использовании на уроках литературы и на занятиях в воскресной школе.

Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «Евангельские основы русских народных сказок» определяют несомненную новизну данного исследования.

ГЛАВА 1. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА – ДУША НАРОДА

ОТКУДА ПРИШЛА СКАЗКА?

Сказка – это одна из форм сказа, когда присутствует некий намёк на достоверность. Сказ – это информация, записанная со слов очевидцев. Сказы записывали образами, потому что образ передаёт больше информации. Великая сила сказаний, в которых скрыта Великая Мудрость наших Предков. Тем более, читая сказы осмысленно, каждый раз всплывают новые ощущения. 

 Сказка - это один из жанров в литературном народном творчестве. Это иллюзия, волшебный мир, вымысел, повествование, который придуман людьми. Слово "сказка" в его современном смысле появилось только в XVII веке. До этого говорили "байка" или "басень" (от слова "баять" – рассказывать). Обычно баят перед сном, чтобы ребёнок уснул.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля слово «сказка» объясняется так: «объявленье, весть, оглашенье"1. А в Толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова наряду со старым появляется и другое значение: сказка – это «повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил».2

В далекие-далекие времена, когда люди еще не умели читать и писать и у них не было книг, телевизоров и интернета, они очень много общались между собой: пересказывали услышанные от других истории, придумывали свои, чтобы развлечь друг друга, делились новостями, шутили, фантазировали. Самые интересные и яркие рассказы оставались в памяти многих на долгие времена и устно пересказывались, распространяясь в пространстве и времени. Никто не знал, кто первым рассказал ту или иную историю, чья именно фантазия породила удивительный шедевр. «В народе говорят…», «мне рассказала моя бабушка, а ей ее» - так объясняли происхождение сказок, именно поэтому они считаются народными. Итак, «народные» потому, что никто не знает имя настоящего автора, оно попросту забыто. Гораздо позже, когда в мире появились рукописные книги, затем печатные, а у творцов – перо и бумага, а потом и печатная машинка, то все, созданные человеком произведения записывались с указанием имени автора. Сказки, у которых есть автор, называются «литературными».

Русские народные сказки – это словесно изображенные мечты людей. Кто мечтает в первую очередь? Конечно, человек, обделенный судьбой, человек, которому чего-то не хватает, а ему так этого хочется. Бедный мечтает о богатстве, дурак желает стать умный, слабый хочет быть героем, а несчастная, с детства обделенная любовью падчерица мечтает о любви и счастье. И в сказках все это сбывается.

Значение народных сказок в нашей жизни невозможно переоценить. Александр Сергеевич Пушкин замечал: «Слушаю сказки – и вознаграждаю те недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Широко известна воспитательная функция сказки. С раннего детства посредством сказки в маленьком человеке закладываются основы нравственности. Через сказку ребенок усваивает общечеловеческие ценности, познает мир, впитывает в себя особенности и обычаи своего народа.

НАРОДНАЯ СКАЗКА ИРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕНТАЛИТЕТ

Сказка — целый мир, изучая который мы можем проследить историю народа, понять его национальный характер.

Говоря об особенностях русского народа, употребляют такие выражения, как «русская душа», «русский характер», «русский дух». Что же стоит за этими красивыми фразами и где основа этого самого «русского характера»? Этот вопрос пытаются решить философы уже много веков.

Важно отметить, что православие является фундаментом русской ментальности. Издревле русский человек чтил и соблюдал христианские заповеди. Идеи православия вкладывали родители своим детям, рассказывая им русские народные сказки, в которых были показаны качества, присущие христианскому человеку. Маленького ребёнка учили быть добрым, смелым и милосердным, честным и трудолюбивым.

 В русских сказках богатство никогда не имело особой ценности, и богатый никогда не был добрым и честным человеком, а был в душе черным и гнилым. Именно поэтому деньги не зарабатывались, а доставались.

 Образы в народных сказках противоречивы реальной жизни. Если взять в пример сказку «Сивка-Бурка», то, несмотря на то, что старшие братья были умными, у них ничего не получается. Самым успешным, умным, а главное мудрым оказывается Иван-дурак. Из-за своей доброты и отзывчивости ему все помогут в трудную минуту, он ждет своего часа.

 Имя Иван пришло с принятием православия как имя Иоанна-крестителя. Ни в одной народной сказке герой с именем Иван не совершает поступков со злым умыслом. Все его неудачи и чудачества от недоумия. Такие умалишенные в христианстве назывались юродивыми. Что юродивые, что дети не могли делать что-то со зла. Поэтому они находили общий язык между собой.

В сказке отражаются и другие нравственные ценности народа: доброта, жалость к слабому, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности отдать другому последнее и даже отдать жизнь за другого; страдание как мотив добродетельных поступков и подвигов; победа силы духовной над силой физической. Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее назначения.

Еще одна важная особенность народной духовной жизни находит свое отражение в народных сказках – соборность. Труд выступает не как повинность, а как праздник. Соборность – единство дела, мысли, чувства – противостоит в русских сказках эгоизму, жадности, всему тому, что делает жизнь серой, скучной, прозаической. Все русские сказки, олицетворяющие радость труда, кончаются одной и той же присказкой: "Тут на радостях все они вместе в пляс-то и пустились…".

Зачастую в народных сказках герой, отправляясь в путь и, если встречает кого работающим, обязательно помолится, пожелает помощи Божьей. Один герой сказки говорит обращаться к Богу за помощью другому герою: «Молись Богу да ложись спать. Утро вечера мудренее». Речь идет о некоем вечернем молитвенном правиле героя – обыкновенном на все дни его жизни. Герой сказки как бы говорит, «успокойся, делай как всегда», а идеальный герой в православной сказке должен молиться.

Осознание народом того, что он стал «крещеным», «православным» использовалось в сказках. Два термина стали синонимами к слову «русский»: «Здесь живет ведьма, летает она по дорогам на соколе и ловит крещеный народ к себе на мытарства». Герой упрекает змея: «Крещеный народ поедаешь, а сыт не бываешь!». «Вздумали они задать пир на весь крещеный мир» - то есть пир для всех живущих.

Одна из наиболее распространенных традиций, а именно колокола, также встречаются в сказках; отдают царскую дочь на съедение змею и город погружается в траур, звонят колокола, герой слышит этот звон и спрашивает, что же случилось. Когда герой спасает царевну, то радостный колокольный звон возвещает о всеобщем ликовании. Спящий город царь-девицы просыпается от колокольного звона: богатырский конь шнуры зацепил копытом «и зазвонили во всех церквях колокола». Кроме того, колокола эти – в церквях. Также довольно часто использовали числа три и семь. Число «3» издревле считали магическим. Даже в библии бог предстает в триедином лице. 3 – это божественное совершенство. Известно выражение: «Бог троицу любит».  Цифра «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве.  Ведь в русских сказках всегда желания исполняются только в третий раз.  Символика числа 7 характерна и для библейских сюжетов.       

Таким образом, сказкамудра и ценна тем, что она позволяет пережить и посмотреть другими глазами на важные человеческие ценности.

О ПОЛЬЗЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Сказка - это зернышко, из которого

прорастает эмоциональная оценка

ребенком жизненных явлений».

В. А. Сухомлинский.

Для чего нужны ребенку сказки? Значение сказок в воспитании детей трудно переоценить. Накапливая в себе мудрость прежних поколений, они обретают волшебную силу, благодаря которой могут обучать, развивать, исцелять.

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного восприятия. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражая своё отношение к добру и злу.

Первоначальный этап воспитания тоже происходит с помощью сказки. Сказки являются важными воспитательными средствами, в течение столетий выработанными и проверенными народом. Сказка наглядно показывает, где проходит правильные жизненные пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки и чем человек отличается от зверя и птицы. Любая сказка ориентирована на социально педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказки представляют, на наш взгляд, богатый материал для нравственного воспитания детей, она неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость человеческому несчастью, горю, страданию. Сказка не даёт прямых наставлений, но в содержании всегда заложен урок, учит быть дружными, трудолюбивыми, мужественными, смелыми, честными.

Способность правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, понять чувство справедливости, сострадания, доброты, не являются пустым звуком для ребенка, получившего духовно-нравственное воспитание. Этот ребенок не имеет проблем в общении с окружающими, он без проблем переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне. Сказка не дает прямых наставлений детям – «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Что же такого полезного дают волшебные истории? В первую очередь, психологи и педагоги считают, что благодаря сказкам малыши погружаются в свой волшебный мир, представляют себя в роли персонажа, и, таким образом,начинают учиться на поступках героев. Естественно, став добрым в сказке, ребенок уже понимает разницу между добром и злом. Если внимательно читать сказки, то можно заметить, что главный герой всегда проявляет активность, он храбр и всегда выходит победителем, он прилагает все усилия для разрешения проблемы. Сказки учат ребенка активно действовать, а не пасовать перед трудностями. Еще один большой плюс в том, что чтение сказок – это момент, который укрепляет семью. Психологи так же отмечают, что сказки полезны и для родителей.

Итак, можно однозначно заключить, что польза сказок, несомненно, велика. При помощи сказок взрослые могут обогатить внутренний мир своих детей, привить им любовь к чтению и книгам.

ГЛАВА 2. ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ОСНОВЫ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК

2.1. «КУРОЧКА РЯБА» – САМАЯ НЕПОСТИЖИМАЯ ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ СКАЗКА

Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок! А.С.Пушкин

«Курочка Ряба» — самая непостижимая для восприятия сказка. Все начинается с того, что курочка Ряба снесла деду и бабе не простое яичко, а золотое. Со сказочной точки зрения, в этом ничего удивительного нет. Но дед и баба не испытывают ни радости по этому поводу, ни благоговения перед золотым яйцом, напротив, они тщетно пытаются его разбить. Дальше больше: что не смогли сделать старики, легко удается мышке: «Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось». Вот тут-то, казалось бы, и порадоваться деду и бабе — дело сделано, а нет: «Плачет дед, плачет баба, а курочка их утешает».

О чем же на самом деле эта сказка?«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок», — именно этим наблюдением Александра Сергеевича Пушкина руководствовался профессор, доктор филологических наук, Александр Николаевич Ужанков3, изучая мир русской сказки, в который приглашает нас в цикле бесед «Евангельские основы русской сказки» на канале «Спас».

В этой сказке отражена первая книга Библии — «Бытие». Сказка начинается словами: «Жили-были дед да баба»4. По версии А. Н. Ужанкова, дед да баба — это прародители, Адам и Ева. Читаем далее: «И была у них Курочка Ряба. Снесла курочка яичко, да не простое – золотое». Курочка – творец,она снесла золотое яичко, золото символизирует вечность, вечный мир до грехопадения, то есть дала рай, в котором пребывали дед и баба. Курочка сама дала им яичко,её никто не просил, так и Господь дал людям рай и заповедь: «…не вкушать плодов от дерева», но они её нарушили: «Не послушали Бога Адам и Ева – попробовали плоды запрещенного дерева»5.

Всказкедед и баба стали бить красивое яйцо: «Дед бил - не разбил. Баба била - не разбила». Зачем они портят своими поступками это мироздание? К этому Божьему дару герои сказки отнеслись с небрежением,за что и поплатились: «А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось».

Кто искусил Еву, а затем и Адама? Змей. А здесь мышка -представитель инфернальных сил. Считается, если мышка пробежала по престолу, то престол необходимо освещать снова. Мир разбился. Плач деда с бабой означает, что они уже не те, что раньше. В Библии читаем: «Но лишь только они съели плод, как вспомнили о словах Божьих. Теперь они увидели, что согрешили, и не могли смотреть друг другу в глаза…»6. Господь изгоняет их из рая, дает невечный временный мир: «С этой минуты Адам и Ева не могли уже оставаться в раю. Сам Бог изгнал их из рая на поле, где они, чтобы не умереть с голоду, должны были работать с утра до ночи»7. И курочка дает простое яичко — тоже временный мир, в котором мы живем.

Проанализировав сказку, мы увидели, как отражаются христианские мотивы в сказке «Курочка Ряба».

2.2. СКАЗКА «КОЛОБОК» - ИСТОРИЯ ПУТИ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ НЕ ЗАХОТЕЛ ПОСЛУЖИТЬ ТВОРЦУ

«Жил-был старик со старухой. Просит старик: «Испеки, старуха, колобок»8. Итак, по зачину видно, что старик – это глава семьи, так как от него исходит повеление для бабки. В Писании сказано:«Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа».9Заметим, что «боится» употреблено в значении «чтить, уважать, заботиться».

Колобок — это маленький хлебец, булочка, которая подается к десерту, выпечка, которая сделана с любовью. Мы замечаем, что ониживут небогато,бабке хочется сделать приятное: «Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить».

Бабка с любовью относится к своему творению, добавляет сметаны. Испекла, теперь надо остудить. Дед и баба - прародители, их можно сравнить с Творцом. У каждого человека есть своепредназначение: служить Богу.Колобок тоже должен служить своим создателям - быть съеденным. Колобка поставили на окно остудить. Это окно в мир. Но колобку со скуки пришло на ум жить так, как ему хочется.Не случайно колобок в русской сказке круглый. Именно это качество колобка позволяет применить глагол «покатился». В народе закрепился фразеологизм «катиться по наклонной плоскости», что означает «терять ранее присущие кому-то положительные качества, достойный образ жизни».

То есть побег колобка – это отрицательное действие, повлекшее дальнейшую цепочку событий. Понимая, в каком значении он «покатился» становится ясно, что кончиться это должно либо плачевно, либо возвратом колобка к старику со старухой. И он покатился в сторону леса: «Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше». Лес - символ человеческих страстей. Из дома покатился в противоположное место. Дорога всегда олицетворяла жизненный путь, движение. Путь колобка олицетворяет собой путь человека, ставшего на путь греха. В этой сказке воспроизводится суть одного духовного закона. Суть его в том, что совершенный нераскаянный грех порождает еще более тяжкий грех, а тот, еще более тяжкий. Соответственно, каждый грех усугубляется последствиями для совершившего. Смысл сказки – передать эту взаимосвязь между поступком (грехом) человека и наступившими последствиями.

Поэтому сначала колобку попадается вроде безобидный заяц (символ страха), от которого не хитро уйти. Колобок самовольно ушел, у него нет цели. Так же и человек идет в мир, забывая о своем Творце и надеясь только на себя. И покатился дальше. Дальше, в соответствии с духовным законом, звери становятся все страшнее и больше: волк символизирует агрессию, ярость, медведь - сила и власть и, наконец, лиса.Колобку сопутствовала удача, пока он не встретил прелестницу-лису. Самое страшное для человека - это лесть. А главный прелестник это — противник Бога, дьявол. Если человек не послужит Творцу,будет прельщен, то он погибнет. Колобка лисичка обхитрила: «Какая славная песенка! — сказала лиса. — Но ведь я, колобок, стара стала, плохо слышу; сядь-ка на мою мордочку да пропой еще разок погромче». Колобок вскочил лисе на мордочку и запел ту же песню.

Гордыня не позволила колобку распознать прелесть в словах лисички, страсть - главный враг, хитер. История колобка — это путь человека, который не захотел послужить Творцу и достался дьяволу.

Еще одно понимание сказки «Колобок» – это трактовка евангельской притчи о блудном сыне.10

Спаситель рассказывает притчу о блудном сыне. Нерадивый сын, не захотев ждать наследства, потребовав у отца свою долю, отправился в большой город. Там он «просадил» все наследство отца и впал в нищету, не гнушаясь есть вместе со свиньями. Не выдержав подобной жизни, сын вернулся к отцу и просил прощения. Отец не затаил злобу на сына, а устроил большой праздник по его возвращении: «сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

Колобок тоже не стал ждать, пока остудится, а взял и убежал. Он также живет в пороке, что показывается через нарастающее тщеславие.

В простой сказке о колобке, как мы убедились, заложено множество образов и смыслов. Самое главное,взрослым необходимо донести до ребенка суть духовного закона о том, что за всякий грех придется платить, каждый грех приводит к еще большим грехам.

Делаем вывод, что в каждом творении человека есть частичка Бога, наша задача – ее увидеть.

2.3. СКАЗКА «РЕПКА» - РУССКАЯ ИСТОРИЯ, КОГДА ПЕРЕД ЛИЦОМ ОБЩЕГО НЕПРИЯТЕЛЯ НАРОД ОБЪЕДИНЯЛСЯ, ЗАБЫВАЯ ВРАЖДУ И РАЗНОГЛАСИЯ

В чем смысл сказки «Репка»?«Посадил дед репку — выросла репка большая, пребольшая», - так начинается сказка «Репка».

По воле Божьей выросла репка большая-пребольшая (в сказке не говорится, что дед за ней ухаживал, он ее только посадил). Репа — кормилица, один из основных продуктов питания в допетровской Руси. Она предназначена для всех, и всем нужно потрудиться, чтобы ее добыть. Чтобы поучаствовать в общем деле, кошка оказывает доверие собаке, а мышка — своему природному врагу кошке.

Взаимопомощь – это первое что приходит на ум, когда пытаешься раскрыть смысл сказки: герои друг за другом просят помощи у последующего и в итоге вместе вытягивают репку.

Поучительный смысл в том, что любую работу, которая кажется непосильной, можно сделать, собравшись вместе. Нужно только попросить помощи. В сказке показана иерархическая модель взаимодействия, которую важно усвоить для выстраивания отношений в коллективе и семье.

Дед – глава семьи и хозяйства позвал жену – бабку.Внучка, как младшая в семье, обязана помогать взрослым, её позвали следующей.Заметим, бабка позвала внучку как первую помощницу по дому, а уже потом Жучку. Роль деда и бабки в сказке следующая. Кроме того, что они символизируют старшинство в семье, они заменяют неподходящих по смыслу сказки родителей внучки. Если бы в сказке вместо деда репку тянул отец внучки, то есть человек в расцвете сил, то образ мужчины как мужа и отца был бы подорван тем, что он не смог справится с такой простой задачей – вытягивание репки. Деду не вытянуть репку незазорно – он старый и немощный.

Внучка воспитывается у дедки с бабкой – это нормальное явление того времени. Вариант, в котором вместо дедки и бабки репку тянули отец и мать внучки не подходит для модели сказки, так как добавляет необходимость в описании второстепенных ненужных деталей.Поэтому вокруг репки сплачивается все те люди и животные, которые выражают один коллектив.

На примере вытягивания репки раскрыта тема взаимовыручки, которая должна присутствовать в любом коллективе.

Первой помощницей человека заслуженно считается собака: она и охранник дома, и пастух, и верный друг. Как писал Дж. Биллингс: «Собака — это единственное существо на земле, которое любит тебя больше, чем себя». Поэтому внучка крикнула первой собаку. Но почему собака позвала ненавистную ей кошку?

В сказке умалчивается, но совершенно точно проглядывается тема примирения собаки и кошки: заклятых врагов между собой, но одинаково необходимых человеку. Было бы сложно на фоне других животных донести важность мира и согласия в коллективе. Примирение во имя благой цели – еще один важный смысл сказки.Ребенок, услышавший сказку должен понять важность примирения: необходимость прощать и самому уметь просить прощения.

Репка – это центральный предмет сказки. Все связано с ней. Тема взаимопомощи и примирения закручена вокруг неё. Репка символизирует главную цель для человека, настолько главную, что вокруг неё сплотились и люди, и звери.

Примирение ведет к смирению. Взаимопомощь ведет к любви. Это две главные добродетели христианского мира. Чтобы их достигнуть необходима большая внутренняя работа. Поэтому говорят: «Царство Небесное силою берется». И, наконец, развивая тему примирения, кошка попросила другого заклятого врага о помощи – мышку. Почему помогает мышка, никогда не считавшаяся другом человека, а скорее, наоборот, – воровкой и вредителем? Примирение кошки с мышкой - залог мира мышки и человека.Вся цепочка персонажей – это звенья примирившихся героев.

Таким образом, сказка про репку учит нас, что нужно всегда примиряться с близкими и врагами, верить в свою цель, а также не бояться просить помощи.

 Эта сказка проверена русской историей, когда перед лицом общего неприятеля народ объединялся, забывая вражду и разногласия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследовательской работы мне стало понятно, что русские народные сказки незримо духовно обогащают человека. И пока мы будем их слушать, рассказывать и читать, будут сохраняться духовные ценности.

Проанализировав национальный характер русского народа, мы выявили, что православие является фундаментом русской ментальности. Идеи православия вкладывали родители своим детям, рассказывая им русские народные сказки, в которых были показаны качества, присущие христианскому человеку.

Прочитав детскую библию, мы выделили, как отражаются христианские заповеди в русских народных сказках. Оказалось, что «Курочка Ряба» самая непостижимая для восприятия сказка. В простой сказке о колобке, как мы убедились, заложено множество образов и смыслов. Самое главное – уяснить суть духовного закона о том, что за всякий грех придется платить, каждый грех приводит к еще большим грехам. Сказка про репку учит нас, что нужно всегда примиряться с близкими и врагами, верить в свою цель, а также не бояться просить помощи. Эта сказка проверена русской историей, когда перед лицом общего неприятеля народ объединялся, забывая вражду и разногласия.Смысл сказки «Теремок» в том, что каждое дело нужно доводить до конца, не отчаиваться, если что-то не получается, относиться с пониманием к другому человеку.

Сказки способствуют познанию мира не только умом, но и сердцем. Дети отождествляют себя в основном с положительными героями. Те родители, которые читают евангелие, глубже понимают смысл сказки, тем самым даваядетям духовноеначало.

 Чем больше добрых дел, тем ближе к Богу.

Чем меньше зависти, упреков и обид,

Тем легче отыскать нам ту дорогу,

Где нас Господь спасет и сохранит.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Вьюнов Ю.А. Слово о русских. М.: Изд-во ИКАР, 2002. – 293 с.

2.Даль В.В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т.-М.:Рус. яз., 2010.- Т. 3.-779 с.

3.Детская Библия. Екатеринбург: Фонд православного милосердия,

2012. - 390 с.

4.Детям о православной вере. Книга первая: пособие для занятий в воскресных школах/авт.-сост. З.И. Зинченко – М.: Издательство «СМИРЕНИЕ»,

2015. -240 с.

5.Интернет-ссылка: https://vk.com/aleksandr_uzhankov

6.Ожегов. С.И. Толковый словарь русского языка. – М.:ОНИКС, 2004. – 976с.

7.Русские народные сказки. Издательство: Детская литература, 2000 г. – 204 с.

8.Соловьев В.М. Золотая книга русской культуры. М.: Белый город, 2007.

560 с.

1Даль В.В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т.-М.: Рус. яз., 2010.- Т. 3.- с.190.

2Ожегов. С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: ОНИКС, 2004. – с.245.

3Интернет-ссылка: https://vk.com/aleksandr_uzhankov

4Приложение 1. Русские народные сказки.

5 Приложение 2. Главы из Детской Библии.

6 Там же.

7 Там же.

8 Приложение 1. Русские народные сказки.

9Детям о православной вере. Книга первая: пособие для занятий в воскресных школах/авт.-сост. З.И. Зинченко – М.: Издательство «СМИРЕНИЕ», 2015.-113 с.

10Приложение 2. Главы из Детской Библии.

Просмотров работы: 2002