Аниме - это японская анимация, которая может быть представлена как форме сериала, так и фильма. В отличие от мультфильмов других стран, предназначенных в основном для просмотра детей, она больше рассчитана для разновозрастной аудитории. Формирование аниме относится к 20-м гг. XX в., ее развитие тесно связано с появлением японского комикса «манга». Сегодня жанры как аниме, так и иманга являются глобальным медиа-явлением1.
У аниме своя эстетика, аниме как жанр имеет свои отличительные черты , что например, проявляется в уникальности ее персонажей, которые с точки зрения внутреннего мира и внешнего вида вряд ли повторяются среди других японских персонажей аниме2. Поэтому, первое, о чем можно говорить в нашей теме, так это то, что и манга, и аниме не только пробуждают чувство прекрасного, открывающее много тайн мира детальной проработкой персонажей и всего фона в целом, но и поражают разнообразием жизненных ситуаций, в которые попадает герой . Тут стоит согласиться с тем , что манга и аниме богаты символикой, помогающей быстро считывать внутренний мир персонажа по характерным чертам. Большие и наиболее прорисованные глаза, вытянутые пропорции тел, челки, своеобразная одежда - это все и характеризует героя. Например: белый цвет волос означает, что перед нами кто-то таинственный, сосредоточенный в себе, пока в то время как рыжий цвет прически рассказывает об импульсивном характере героя3.
Аниме даже использует замедление действий, как бы обращает ваше внимание на них. Аниме отличается оригинальностью сюжета (не часто), здесь ярко видно такие аспекты, как: образование (не учитывая среднее образование) , характер, фетиши и самое главное это мировоззрение мангаки. Воспитательный момент аниме кроется в характере и поступках героев, которые выходят на передний план. В аниме как мультипликации редко есть однозначно отрицательные герои. В западных мультфильмах это намного проще, автор сам указывает на них, а в аниме не все так односторонне , отрицательные герои могут быть и красивыми, их взгляды не всегда представлены как ошибочные. Это дает возможность порассуждать о моральной стороне поступков.
В аниме активно затрагивают глубоко философские вопросы: темы сверхидеи спасения человечества, обладание сверхспособностями, помощи близким и дорогим людям, осуществление мечты, идея стойкости и мужества, идея подвига и любви. и т.д.
Можно остановиться на конкретных аниме, которые можно посоветовать подросткам. Рассмотрим одно из популярный тайтлов этого года - аниме «Моя геройская академия». После рождения в Китае волшебного дитя, люди стали получать сверхсилу (гравитация, телекинез и т. п.) Появляются академии, что учат молодое поколение использовать силу во благо обществу, ведь с появлениями причуд людей выросла и преступность в мире, полиция больше не справляется, и теперь в мире появились герои, которые храбро сражаются со злодеями и спасают людей. Для обучения настоящих героев создали академию ЮЭЙ, в которую так сильно хочет поступить главный герой. Мидория Изуку, старшеклассник, у которого нету какой-либо силы, но следуя своему кумиру по имени «Всемогущий», он развивается. С помощью Всемогущего и 10 месяцев тренировки ему это удается, он получает силу кумира и теперь его главная задача стать достойным приемником.
Таким образом, это аниме показывает процесс формирования подростка, и после просмотра данного аниме у нас остается мысль, что героями не рождается, а героями становятся.
Следующее интересное аниме Psycho-Pass, или “Психо пасс”, это аниме с кричащим название уже говорит об интересном сюжете. В далёком будущем люди научили определять тайные криминальные наклонности у людей. Автоматизированная система Сивилла стала идеальным судьей и правителем всей страны. Через вездесущие мониторы и камеры она анализирует преступный индекс людей в Японии, и если он выше нормы, но решает жить тебе или умереть. Акане Цунемори, новый инспектор бюро общественной безопасности, на вид неуклюжая хрупкая вдумчивая девушка, но способная на самостоятельные поступки, которые зачастую идут вразрез с приказами начальства. Главный герой всегда сохраняет спокойствие и позитив.
Произведения Хаяо Миядзаки всегда привлекали своей чудесной атмосферой. Каждое несёт частичку души автора и именно из-за этого они получаются очень душевными и живыми. Обратим внимание на “Ходячий замок”. Это аниме было сделано по одноимённой книге одной английской писательницы. Диана Уинн Джонс ( а именно так зовут эту писательницу) написала своё произведение в жанре сказочной романтики, наверное, вот почему Хаяо сделал по её мотивам аниме.
Сюжет нам повествует о параллельном мире Европы конца ХlX века. В этом мире магия и техника работают рука об руку между собой. Оно раскрывает многие проблемы общества и дружбы в целом. В своих сказочных приключениях главная героиня Софи всегда выбирает путь добра, помогая с заклятием Хоула и ведьме Пустоши. Автор хотел нам показать настоящую поддержку близких и родных.
Кроме того существуют “манга” варианты сложных литературных произведений, как “Преступление и наказание”, иногда, думается, стоит начать изучение именно с них. Они упрощают понимание сюжета, помогают представить его, дают основу для дальнейшего более глубокого изучения.
Если рассматривать аниме как способ получения знаний, то можно выделить даже отдельную категорию. Биологию как предмет увлекательно демонстрирует аниме “Клетки за работой”, в котором рассказывается о внутренних процессах в теле человека. Он вполне применим на уроках для наглядности учебного предмета. Анатомия заинтересует ученика и через аниме “Труп под ногами Сакурако ” своим увлекательными сценами работы с костями. Показать, как школьные знания могут пригодиться в реальной жизни, может аниме “Школа детективов Q” (в данном случае знания по математике). Познакомить с химией может аниме “Стальной алхимик ”.
Пробудить интерес к изучению истории могут и аниме, которые показывают реалистические исторические картины и детали (декор, одежда, архитектура и пр) работы Кэнтаро Миуры «Берсерк».
Для уроков истории и обществознания как для учителя, так и для ученика полезны будут и жанры аниме и манги, создающих особый исторический антураж описывающих альтернативную реальность, даже различные варианты развития человечества, например, стимпанк, где может быть показан мир, где развита механика и технология паровых машин, или викторианская Англия, постапокалиптический мир (например, “Волчий дождь”). Есть и вестерн-панк, воссоздающих Дикий запад. Если конкретно, аниме “Атака титанов” можно использовать на уроках для устройства и функций, ведь в первом показано как госорагны защищают население от титанов, как работает экономика, а во втором ярко проявляются вопросы отношений между государствами, представлены различные формы правления, как они появились, почему та или иная страна именно так устроена, почему она республика, а другая монархия. А в аниме “Башня Друаги” перед нами предстает мир, основанный на шумерской мифологии. Здесь можно встретить многих героев типа Гильгамеша и пр. Думается, это аниме можно использовать учителю на уроках истории как способ мотивировать изучение учениками не только темы урока, но расширения кругозора у детей, показать живость изучаемого материала, на примере аниме можно показать, как мифы прошлого действительно влияли на жизнь людей.
Таким образом, аниме и манга позволяют не только расслабиться, приятно провести время, но имеют как воспитательный эффект, так и прямо применимы в образовании. Важным моментом также является и другой воспитательный и образовательный эффект аниме, что учитель, обращая внимание на японскую анимацию, делает его общим для всех, ведь его обычно читают дети в своем кругу, составляют группу, которые недолюбливают остальные в классе. Ведь если показать, как это интересно, и что ее изучают все, эффект отчужденности любителей аниме и манги пропадает, класс становится дружнее.
1 Денисова А. Семантика субкультуры «Аниме» // Аналитика культурологии. 2009. №14. - С. 121.
2 Самойлова Е. О. Эстетика аниме // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2010. №1. с. 199.
3 Иваненко Е.А., Корецкая М.А., Савенкова Е.В. Заклятье вечной молодости, или репрезентация телесности в жанре аниме. // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. 2009. №2. С. 32-34