В родных местах ромашкой пахнет ветер,
И до травинки вся земля своя.
В родных местах и солнце ярче светит,
И серебрится голос у ручья.
Ю. Антонов
Башкирская земля… Белебеевский район… Я очень люблю свой родной край.Мне кажется, что наша природа самая красивая во всём мире. Здесь роскошные луга, обильные пастбища, дремучие леса, большое разнообразие зверей и птиц, стремительные реки, целебные источники, озёра.
Обойди весь свет – не найдёшь милее сердцу природы, свежее воздуха, чем в Белебеевском районе. Здесь вся Русь отражена, «как солнце в драгоценной грани», она видится мне древом, а мой край башкирский – одной из его ветвей.
Малая Родина – это город Белебей. Я радуюсь, что удостоилась чести стать зеленым листом дерева этого. Люблю свой край, эту благодатную землю. Что значит для меня земля родная? И сразу же вспоминаются слова М. Карима:
Знай, для корней моих ты влага,
Для листьев – свет, суть бытия…
Я без тебя убог. Ты благо,
Ты сила! Без тебя – ни шага
Не сделать мне, земля моя!
Мой родной Белебей – это отдельные главы истории страны, памятные литературные места. Я.Гашек, Д.Фурманов, Я.Ухсай, С.Т.Аксаков, М.Цветаева, И.Чурикова, В.Овчинников, А.Ананьев, Ф.Карим – всех их вскормил и благословил Белебей.
Да, это все мои земляки, ведь землю украшают не только живописные леса и горы, реки и озера, степи и луга, но и, конечно же, человек.
О таких двух встречах с интересными людьми и повествует моё сочинение.
Город голубых елей
Вообще-то эту часть сочинения надо было назвать «Аюповские леса», но уж очень благозвучен и красив приведенный заголовок – «Город голубых елей». Таким сделал наш Белебей этот внешне неприметный пожилой человек Якуб Юнусович Аюпов, лесничий по профессии, отметивший в этом году свое 95-летие. Белебеевцы ласково называют его «отцом» голубой ели. До сих пор башкирские биологи гадают, как, по чьему замыслу семена этих чудесных деревьев завезли в Башкортостан более пятидесяти назад. Да важно и не это, а то, что с тех пор, как они появились в нашем краю, голубые ели стали неотъемлемой частью жизни Якуба Юнусовича. Но сделать их жителями нашего города оказалось не так-то просто. Необходимо было найти подход к каждому деревцу, ведь у них у всех разный «характер», но все они одинаково остро, как, младенцы, нуждаются во внимании. И наш белебеевский лесничий растил и воспитывал (нет, лелеял!) их, как собственных детей. И вот сейчас они «приветствуют» застенчивой улыбкой своего покровителя на Мало-Луговой улице, на Пионерской и Центральной площадях, возле районной поликлиники.
Якуб Юнусович говорит: «Когда я прохожу мимо, деревья сначала, кажется, здороваются со мной, а потом долго провожают благородными ласковыми взглядами. Я знаю, что прожил жизнь не зря: я оставил молодому поколению прекрасных друзей. Ведь природа – это друг человека. Она дарит ему здоровье, взамен прося лишь немного внимания и заботы».
После этих слов я до конца смогла понять, почему так тяжело вздохнул старый лесник, и разгадать причину появления слезинки, когда он говорил о неудачных посадках: «…но деревья там не прижились…»
Отеческая забота Аюпова о лесных красавицах не пропала даром, они не только прижились в новой для себя местности, но и нашли новые приюты. Белебеевские голубые ели украшают ныне скверы, парки и площади многих городов и весей Башкортостана, в том числе Уфы, Стерлитамака, Кумертау, Салавата, Бакалов, Бижбуляка.
…Перед домом Якуба Юнусовича растут четыре липы, которые он посадил в четыре счастливейших дня своей жизни, в дни, когда родились его дети…
Белебеевский Авиценна
О хирурге Асгате Султановиче Султанове я много слышала из уст моей бабушки, прежде чем его увидела на фотографии.
В народе говорят, что он устанавливал диагнозы без лабораторных анализов и рентгеновских снимков. Говорят также, что он не уходил из больницы, пока не был убежден в том, что больной в безопасности, а потом то и дело звонил из дома дежурному персоналу и задавал один и тот же вопрос: «Как дела у имярек?»
Когда человек, попавший в первое хирургическое отделение городской больницы, узнавал, что его будет оперировать Султанов, он счастливо улыбался: все будет в порядке.
Рассказывает один старый знакомый моей бабушки, которого оперировал этот хирург высшей категории:
«Видать, действие наркоза кончилось, и я начал из чернильной темноты пробираться к свету. Сознание было еще затуманенное, вокруг меня носились какие-то фантастические мелодии, я вроде бы парил где-то в вышине. Грешным делом успел даже подумать: я на том свете. Вдруг услышал знакомый голос ангела в белом одеянии: слава Богу в рай попал! Тут я почувствовал дикую боль в животе и закричал.
- Что с ним? – тревожно спросил женский голос.
- Да больно ему, добавьте наркоза, - ответил ангел голосом Султанова.
В этот миг хирург показался мне посланцем Бога, специально прилетевшим, чтобы спасти меня».
И вот я увидела этого доктора на фотографии, которая хранится в нашем семейном альбоме. Крупный лобастый мужчина с озабоченным лицом. Доктор шел со стороны больницы, и я поняла: он идет с очередной операции. Какой по счету? Десятитысячной? Он и сам, наверное, давно сбился со счета. Да и столь ли важен этот показатель? Важно, что в нашем городе был такой ангел-хранитель человеческих жизней. Высококвалифицированный хирург. Уважаемый человек. Маэстро.
…Две судьба, две маленькие светлые повести… А сколько их вокруг меня – золотых россыпей душ моих земляков! И каждая из них достойна песни, и каждая из них так и просится в стихотворение. А все они вместе составляют чудное явление – Башкортостан: композитор Нур Даутов, чьи песни поют на трех языках, Махия Ахметзянова, в чьем репертуаре – вся мировая классика, Борис Зайцев, чьи деревянные скульптуры украшают мой город, спортсмены с европейскими именами Оксана Бородина и Ирек Маннанов, нефтяник Султан Кашапов, добывший из недр земли миллионы тонн нефти…
«Я знаю: солнце б померкло, увидев наших душ золотые россыпи...»