Детям, пережившим ту войну, поклониться нужно до земли! ...
Валентина Салий
Светлой памяти моей бабушки Н.А.Захарченко
и всем детям Великой Отечественной войны посвящается…
Нет в России семьи, мимо которой бы прошла Великая Отечественная война. Война – это беда, которая коснулась всех: и взрослых, и детей, живших далеко в тылу, как в книге А. Приставкина «Ночевала тучка золотая». С особым чувством я читаю произведения о войне. А эту повесть о военном детстве невозможно читать без слёз.
Главные герои книги Приставкина – 10-летние братья-близнецы, детдомовцы Коля и Саша. В 1944 году Кузьмёнышей отправляют из Подмосковья на солнечный Кавказ, но там их ждут голод, взрывы и даже смерть. Я никогда не думала, что жизнь не на фронте, а глубоко в тылу может быть такой страшной.
Я читаю о Кольке и Сашке, а в груди – непонятная боль, перед глазами – родное лицо и слёзы, которые украдкой вытирает моя любимая бабушка Наташа. Очень добрая, заботливая, всегда старалась накормить всех своими знатными блинчиками. Скромная труженица, она не хотела расстраивать нас своими воспоминаниями, но мама уговорила… Когда началась война, бабушке было 5 лет. В 1943 году наша армия уже наступала, а жителей их деревни Артуки в Гомельской области озверевшие фашисты сгоняли живым щитом на поле боя. Бабушка рассказывала, как эсэсовка ворвалась в дом и кричала: «Шнелле! Шнелле!», что означало по-немецки быстрее! Они, старшие, забились в угол, а в люльке заплакал самая маленькая сестричка, эсэсовка перезарядила пистолет и хотела выстрелить, но прабабушка кинулась на колени и стала умолять её, чтобы она пощадила, не убивала... Что-то дрогнуло в сердце у той женщины, наверное, зашевелилось в душе материнское чувство, и она опустила пистолет.
Их гнали несколько дней. Ни еды, ни воды не давали. Тех, кто падал – убивали. Споткнувшись, упал соседский мальчишка. Очередью из автомата убили его, его мать, кинувшуюся к сыночку, и старенького дедушку, в бессильном отчаянии замахнувшегося палкой на убийц.
Как же можно было всё это вынести? Меня поразило в книге, какие страшные испытания выпали на долю сирот. Детдомовцы недоедают, ходят полураздетыми, голод толкает детей на совершение плохих поступков. Но братья всегда поддерживают друг друга и стараются выжить. Мне запомнился эпизод, когда на остановке поезда у Саши заболел живот, его положили в отдельный вагон, а Коля подлезал под вагон и стучал. Он это делал для того, чтобы Саша знал, что брат рядом. Какие замечательные, добрые, любящие детские души!
Читая книгу, создаётся впечатление, что автор всё пережил сам. Иначе как бы удалось ему так правдиво рассказать читателям, что такое военное сиротство? Действительно, Приставкин признал повесть автобиографической. Такое нельзя придумать. Отчаяние охватывает читателя от эпизода, когда бандиты ночью взрывают детдом и спящих беспризорников-переселенцев из Московской области. Ребятам «показалось, что на них упала бомба», а у меня в голове зазвучал срывающийся бабушкин голос. Когда их пригнали на поле боя, а вокруг рвались снаряды, горели земля и вода, прабабушка, обхватив детей, уговаривала: «Мы должны быстрее построить домик, я вас закрою, а наши увидят нас, спасут, они будут стрелять в фашистов». Пересохшими губами она молилась Богородице. Голыми руками они рыли спасительный окоп, в нём и закрыла их от смерти собой моя прабабушка.
Повесть заставляет задуматься: почему Коля и Саша после всех испытаний не озлобились? И даже когда мальчики начинают размышлять, почему в горах на Кавказе гремят взрывы, почему боятся чеченцев, они решают, что все кавказцы не могут быть предателями Родины. Они понимают, что за этой ненавистью есть неизвестная причина. Как сохранили они в своих истерзанных сердцах доброту и чуткость? Сироты встречают хороших людей. Воспитательница Регина Петровна пытается помочь детям прокормиться и одеться, даже устраивает для ребят праздник на день рождения. Сторожиха тётя Зина жалеет и дает еду. А какое спасение, что братьям помогли устроиться на работу на консервный завод! И я снова вижу, как после освобождения от фашистов, чтобы не умереть от голода, в 1944 году, моя бабушка 8-ми лет, просится на работу: перекапывать картошку. У рынка нанимались работники на огороды. Маленькая, худющая-худющая от голода, она старалась встать на самую высокую ступеньку, тянула ручонку и звонко просила: «Возьмите меня! Я очень хорошо работаю, я уже большая!» Мы в магазинах выбираем шоколадки, а они ели очистки от картошки...
Я плакала, когда Сашку убили чеченцы. Он висел подвешенный на заборе. И потрясённый Колька пытается исполнить мечту любимого брата даже после смерти: он грузит тело брата в железный бункер под вагоном поезда, который едет к морю. Мы на каникулах едем на море, а Сашка так никогда и не увидел Черное море…
От всего пережитого Колька заболел и лежал без сознания. Помогает ему мальчик-чеченец Алхузур. И ребята становятся настоящими друзьями. При встрече с русскими солдатами Колька твердит, что рядом с ним его брат, просит отпустить их. При встрече с чеченцами Алхузур клянётся, что Колька его брат. В этой трагической истории дружба Кольки и Алхузура вселяет надежду на спасение и учит быть терпимыми и милосердными. Мы понимаем, что надо делать всё, чтобы никогда не было войны, не было жестокого, страшного военного детства и горькой сиротской доли.
Наверное, до сих пор я не могу осознать глубину страданий мальчишек из повести и моей любимой бабушки, которой уже 5 лет нет с нами, и миллионов жертв той страшной войны, потому что невозможно представить, что можно так бесчеловечно разрушать мир.
9 мая я участвовала в акции «Бессмертный полк». Мама плакала, когда мы клеили портреты прадедушки Черногорова Б.А., погибшего в 1943 году в бою у деревни Мясоедово Белгородской области, и дедушки Захарченко В.А., в 13 лет бывшего связным партизанского отряда в 1942 году в Брянской области.
И я решила обратиться с призывом. Давайте создадим специальный сайт, разместим воспоминания наших дорогих родных, близких, знакомых о военном детстве, а в акции «Бессмертный полк» сделаем колонну памяти детей войны.
У меня нет детских фотографий бабушки Наташи: они сгорели в огне войны, но остались современные. Я думаю, что ради мира мы должны помнить, сколько горя принесла война, потому что «…эта память – наша совесть. Она, как сила, нам нужна.» (Ю. Воронов)