Роль театра в годы Великой Отечественной войны

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Роль театра в годы Великой Отечественной войны

Сапунова А.С. 1
1МОБУСОШ№2
Минаева Е.В. 1
1МОБУСОШ№2
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно указу президента РФ, 2019 год объявлен годом театра, основной целью которого является сохранение и популяризация лучших отечественных театральных традиций, достижений, усовершенствование организации театрального дела, привлечение внимания к театральному искусству.

Вообще, стоит отметить, что театр-это один из наиболее древних жанров искусства. Возник он еще во времена античности. Своими корнями театральное искусство уходит в Древнюю Грецию. Более двух тысячелетий назад древнейшее искусство зародилось в качестве развлечения публики, представляя собой праздничные сценки ряженых актеров.

В Россию же театральное искусство пришло сравнительно недавно- настоящие театры стали появляться лишь в 17 веке. Это были придворный и школьный театры. С того момента прошло достаточно много времени, изменились многие театральные традиции и каноны, но театральное искусство по-прежнему играет огромную роль в социальной и духовной сферах жизни общества.

С моей точки зрения, особенно важным и нужным для нашего народа, театр стал в годы Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война до сих пор живет в сердце нашего народа, который не забыл всех ужасов и того времени. Но важно помнить, что даже в чудовищных военных условиях, люди, чья жизнь кардинально изменилась в июне 41-го года, все же оставались людьми. В них не умерла тяга к жизни, тяга к прекрасному.

Именно поэтому, немалую роль в защите нашей родины сыграли фронтовые театры . Их нередко называли фронтовыми бригадами. Они помогали советским солдатам не падать духом в тяжелое военное время. В действующей армии в годы войны выступали 3685 фронтовых театральных бригад и фронтовых передвижных театров, в работе которых приняли участие больше 42 000 работников искусств. Только артисты Москвы создали свыше

700 бригад, артисты Ленинграда — 500 бригад. Сначала у них не было специального снаряжения, но позже, такие бригады имели грузовики с откидными бортами, грим, костюмы, реквизит. Их программа была огромна, но часто урезалась, чтобы не занимать более 1,5 часов времени. Роль фронтовых театров была настолько велика, что в 1943 году в Москве состоялся творческий смотр их работы.

Очень часто фронтовыми театрами становились театры тех городов, в которые пришла война. Так, например, труппа Одесского театра неоднократно выезжала в армию, где дала более 150 концертов. Когда немецко-румынские войска оказались в опасной близости от Одессы, командование Одесским оборонительным районом назначило специальную зенитную часть, которая получила задание: защищать здание театра от бомбежек. В 1941 году Одесский оперный театр возобновил работу. Несмотря на то, что город был оккупирован, залы на премьерах были забиты до отказа. Практически на протяжении всего периода румынской оккупации театр продолжал функционировать бесперебойно, сменив лишь репертуар и язык на афишах.

Очень трудно переоценить вклад, внесенный фронтовыми театрами в победу. В военной агонии, среди разрывающихся снарядов и свистящих пуль, театр способствовал единению народа и укреплению его морального духа.

На самом деле, первые военные театры были созданы еще при В.И.Ленине в период гражданской войны. Однако на тот момент, они назывались "передвижными театрами". Именно эти театры были мобилизованы с первых дней Великой Отечественной войны. Военные театры в то время не имели четкого репертуара, но тем не менее, сцены никогда не пустовали, а копилка возможных постановок систематически пополнялась произведениями, посвященными войне и победе в ней.

Особенно важно отметить тот факт, что драматические произведения не были ключевыми в военные годы. Да, они являлись неотъемлемой частью

репертуаров большинства военных театров, но наряду с ними были популярны постановки отечественных и зарубежных драматургов.

Одним из примеров театральной деятельности в годы Великой Отечественной войны может служить фронтовая бригада №1 под руководством режиссера Иосифа Раевского. Эта бригада выступала перед воинскими частями, защищавшими Москву и поддерживала раненых бойцов в госпиталях.

Сам режиссер МХАТ И.М. Раевский так описывал военного зрителя: «Мы обращались к обыкновенному зрителю, который силою обстоятельств оказался оторван от семьи, от своего предприятия и вынужден был взяться за оружие. В то же время, зритель этот был необыкновенным! Нужно было показывать ему всякое искусство, говорящее ему о торжестве жизни, правды, справедливости». Сразу заметен трепет, с которым актеры относились к своему зрителю. Каждый участник постановки старался всего себя отдать герою, в образе которого он находился. Все это делалось для того, чтобы вернуть людям веру в жизнь, добро и справедливость.

Я считаю, что театр сыграл огромную роль в победе нашей страны. Именно он зажигал в солдатах ту живительную искру, которая зачастую гасла, не выдерживая тягот военных лет. Люди искусства ковали победу вместе со всей страной, укрепляя силу духа и волю к победе. Актеры военных театров, знакомя солдат с произведениями отечественных и зарубежных авторов, сохраняли самобытность русского народа и культуры, которые укрепляли в солдатах патриотический дух. Именно отважным актерам военных театров мы во многом обязаны победой, одержанной нашей страной в непростой и кровавой пятилетней схватке за жизнь, победу в которой подарил нам солнечный май 1945 года.

Просмотров работы: 5265