1 Введение
В истории литературы известны случаи своеобразного «диалога»: писатель или поэт выбирает тему и название произведения, преднамеренно совпадающие с уже известным произведением. В подобной ситуации чаще всего возникает иная концепция по поводу уже известной проблемы. Примером этому может служить стихотворение Пушкина «Пророк», в котором автор утверждал пророческое назначение поэта «глаголом жечь сердца людей» и одноименное произведение Лермонтова, в котором продолжается эта тема, но ей придается еще более трагическое осмысление.
В конце 20, а особенно в 21 столетие в искусстве вообще и в литературе в частности авторы все чаще прибегают к такой перекличке.
В данной работе сделана попытка исследовать подобное явление на примере повести Толстого «Смерть Ивана Ильича», в которой рассказывается о мучительном умирании судейского чиновника средней руки, и рассказа Рыбакова, в котором описываются последние мгновения из жизни Ивана Ильича нашего времени.
При исследовании поставлены следующие задачи:
Сопоставить 2 произведения, найти сходства и отличия.
Найти и объяснить причины подобного явления.
II «Смерть Ивана Ильича» в XIX и в XX веке: сопоставительный анализ произведений Л.Н. Толстого и В.М. Рыбакова.
Лев Николаевич Толстой - один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, почитаемый как один из величайших писателей мира.
В повести Толстого «Смерть Ивана Ильича» философская суть передана через мнение неинтересных, самых типичных обывателей того времени. Суть двойная: о пустячности нашей жизни и о том мгновении, когда приходит осознание ее великости. Толстой пишет не о какой-то случайной семье. Он показывает поколения таких людей. Их большинство. В чем-то рассказ Толстого — это проповедь духовной мысли. Может быть, такой вот Иван Ильич, прочитав сегодня эту книгу, задумается, кто же он есть на самом деле: только ли чиновник, муж, отец или есть в нем более высокое предназначение?
Вячеслав Михайлович Рыбаков - советский и русский учёный-востоковед, историк, писатель и сценарист. В рассказе В. М. Рыбакова «Смерть Ивана Ильича», нарочито повторяющем по названию знаменитую новеллу Льва Толстого, изображается внутренний мир современного среднего человека в последние секунды его жизни перед случайной, нелепой гибелью, субъективно растянувшиеся на многие часы. Этот человек продолжает мыслить и вспоминать, но лишен возможности двигаться, как бы зависнув в воздухе прямо перед радиатором вот-вот грозящего раздавать его грузовика. И тем не менее он ухитряется сделать попытку совершить последний в своей жизни поступок, продиктованный неизбывным, лишенным всякой рисовки стремлением заботиться о близких людях, — хотя, вероятно, именно эта попытка вновь приводит окружающий мир в движение и кладет конец его бессмысленной неподвижности уже не в жизни, но еще не в смерти.
Попытаемся определить, что, помимо названия, объединяет данные произведения русской литературы и в чем их принципиальное отличие.
1. Сходства.
1)Герои обоих произведений размышляют о смысле жизни:
«Но хоть бы понять, зачем это? И того нельзя. Объяснить бы можно было, если бы сказать, что я жил не так, как надо. Но этого-то уже невозможно признать,- говорил он сам себе, вспоминая всю законность, правильность и приличие своей жизни» Л. Н. Толстой |
«Нет, дурацкий вопрос. Понять, для чего дана вот именно эта невероятная пауза - значит, понять, для чего дается жизнь вообще. Чем, в сущности, именно эта пауза отличается от паузы между возникновением иисчезновением?» В. М. Рыбаков |
2) Характерные черты, объединяющие героев:
- заурядность,
- рациональность.
3)Оба героя являются типичными представителями своей эпохи.
4) В своих произведениях авторы используют внутренний монолог:
«Все равно, - говорил он себе, открытыми глазами глядя в темноту. – Смерть? Да, смерть. И они никто ни знают и не хотят знать, и не жалеют. Они играют. (Он слышал дальние, из-за двери, раскат голоса и ритурнели.) Им все равно, а они также умрут. Дурачье. Мне раньше, а им после; и им то же будет. А они радуются. Скоты!» /Л. Н. Толстой/ |
«Лихо я успел Татку отбросить. Никогда так... так грубо до нее не дотрагивался. Конечно, не удержалась на ногах. Прямо в лужу упала. Нет, еще ну упала. Падает. Все вокруг так замедлилось в последнее мгновение, все, кроме меня; я, дурак, даже успел почувствовать себя этаким суперменом с суперреакцией, показалось, и сам успею прыгнуть за Таткой следом, но все вообще остановилось.» /В. М. Рыбаков/ |
5) Оба автора прибегают к традиционному для русской литературы приёму - включают в повествование воспоминания героя о своём детстве:
«И он стал перебирать в воображении лучшие минуты своей приятной жизни. Но — странное дело — все эти лучшие минуты приятной жизни казались теперь совсем не тем, чем казались они тогда. Все — кроме первых воспоминаний детства. Там, в детстве, было что-то такое действительно приятное, с чем можно бы было жить, если бы оно вернулось. Но того человека, который испытывал это приятное, уже не было: это было как бы воспоминание о каком-то другом. Как только начиналось то, чего результатом был теперешний он, Иван Ильич, так все казавшиеся тогда радости теперь на глазах его таяли и превращались во что-то ничтожное и часто гадкое. И чем дальше от детства, чем ближе к настоящему, тем ничтожнее и сомнительнее были радости.» |
«Сон был легким и сладким; детство. Или что-то подобное детству. Сверкающий луг, залитый солнцем, как душистым горячим медом, пляски и хороводы цветов и кто-то рядом. И вольно льется разговор - когда не таишь ничего, что было в жизни, и даже слов не подбираешь, ведь обидеть жизнью нельзя; обидеть можно только смертью.» |
2. Отличия.
1)Жанровая специфика:
- «Смерть Ивана Ильича» Толстого – повесть с чертами трагического фарса;
- «Смерть Ивана Ильича» Рыбакова – рассказ, в котором преобладает фантастический колорит и используется прием «поток сознания».
Поток сознания— приём в литературе XX века преимущественно модернистского направления, непосредственно воспроизводящий душевную жизнь, переживания, ассоциации, претендующий на непосредственное воспроизведение ментальной жизни сознания посредством сцепления всего вышеупомянутого, а также часто нелинейности, оборванности синтаксиса.
2) Произведения отличают разные ситуации смерти главных героев:
Иван Ильич Толстого вынужден долго и мучительно погибать в результате медленной болезни, в то время как герой Рыбакова умирает мгновенно в результате трагической случайности.
3)Характеры героев и отношение к любимым женщинам противопоставлены:
Иван Ильич Толстого - эгоистичный человек, который во время болезни успевает стать обузой для всех своих близких людей, осознав это лишь перед смертью. |
Иван Ильич Рыбакова - молодой человек, который вынужден погибнуть под колесами грузовика, при этом спасая свою жену и ещё не родившегося ребенка. |
4) Изображение современности.
Несмотря на то что в повести совершенно отчётливо угадывается современная Толстому действительность, произведение Толстого носит обобщенный характер. Очевидно, что писатель делает акцент не на временнОм человеческом типе, а стремится к глобальным обобщениям в контексте «вечных» проблем. Думаю, Толстой хотел изобразить представителей всех поколений в лице своего Ивана Ильича.
В произведении Рыбакова содержатся прямые отсылки к эпохе перестройки (90-ые годы 20 столетия), текст буквально испещрен «приметами» времени: магнитофонные записи Высоцкого, нелепые игры в «Луноходики», перебои в графике общественного транспорта… Его главный герой, судя по образу жизни, привычкам, молодежному сленгу, увлечению музыкой, – типичный представитель девяностых годов. И для автора это немаловажно: он как будто намеренно стремится подчеркнуть взаимосвязь двух понятий: герой – эпоха.
3. Причины обращения В.М. Рыбакова к повести Толстого.
Прочитав и сопоставив данные произведения, я убедилась, что В.М. Рыбаков назвал свой рассказ «Смерть Ивана Ильича» не случайно, а преднамеренно. Таким образом современный писатель-фантаст вступил в своеобразный диалог с великим классиком. В литературоведении такое явление называется реминисценцией.
Реминисценция— это неявная цитата, цитирование без кавычек. По своей природе реминисценция всегда производна или вторична, это мысленная отсылка, сравнение с неким образцом, сознательное или неосознанное сопоставление, взгляд назад или в прошлое. Однако сам по себе способ реминисцирования всегда носит интеллектуальный и творческий характер, этим он отличается от обыкновенного копирования, компиляции или, тем более плагиата.
Как мне кажется, реминисценция «Смерть Ивана Ильича» Рыбакова прозвучала как оправдание простому обывателю: несмотря на заурядность натуры, человек способен на поступок; нельзя ставить крест на человеке, если в его жизни не сложилось ситуации, в которой он смог бы доказать своё высокое предназначение; казалось бы, эпоха, в которую живет Иван Ильич Вячеслава Рыбакова, ещё более растлила душу обывателя, однако в минуты истины он способен на самоотречение и подвиг.
Кроме того, в рассказе Рыбакова использован прием аллюзии.
Аллюзия - стилистический прием, заключающийся в использовании намека на реальный общеизвестный, политический, исторический или литературный факт.
• В качестве аллюзий нередко пользуются крылатыми словами и выражениями (например, «слава Герострата» , «перейти Рубикон» , «пришел, увидел, победил» , «Демьянова уха» , "великий комбинатор").
• У Пушкина : Но вреден север для меня (намек на ссылку на юг) .
• В следующих стихах А. Блока:
«Семейство — вздор, семейство — блажь» , —
Любили здесь промолвить гневно.
А в глубине души все та ж
«Княгиня Марья Алексевна» —
намек на слова Фамусова из комедии А. Грибоедова «Горе от ума» :
«... Что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна! »
• Очень распространены аллюзии в мемуарных произведениях. Писатели прибегают к ней, чтобы более свободно рассказывать о пережитых событиях. Так, в воспоминаниях В. Катаева «Алмазный мой венец» действительность двадцатых годов своеобразно зашифрована. Но внимательный читатель легко догадывается, о чем ведет речь автор, и кто является героями произведения.
• Не только образы, но и сюжет некоторых произведений целиком строится на использовании аллюзии. Например, в «Повести непогашенной луны» Б. Пильняка (1926) не названо ни одной фамилии, но приводимые автором детали позволяют читателю легко угадывать подлинные имена действующих лиц.
Примером аллюзий в рассказе «Смерть Ивана Ильича» Рыбакова могут служить отрывки из стихов Высоцкого, упоминание фразы, положенной в основу названия романа А.П. Чехова «Цветы запоздалые».
III Заключение
Современные авторы все чаще пытаются показать новый взгляд на классические произведения, прибегая к реминисцированию, с целью выразить свою отношение к «вечным» проблемам, иногда поспорить с классиком; отметить изменения, произошедшие в сознании людей с течением времени.
В. М.Рыбаков намеренно использует название известного произведения великого писателя с целью высказать свое видение проблемы: и заурядный, обычный человек все же способен на самопожертвование, на самоотречение. Несмотря на сумбурность воспитания, образа жизни, противоречивость эпохи, человек способен на подвиг.
Оба произведения призывают нас задуматься о смысле жизни. Я считаю, что смыслом жизни является сама жизнь во всех ее проявлениях. С радостями и печалями, победами и неудачами. Человек который живет полной жизнью получает удовольствие от каждого прожитого дня и ничего не откладывает на потом, не ищет смысла жизни. Он понимает неотвратимость смерти, но не боится ее.
IV Список использованных источников
https://ru.wikipedia.org/wiki/
http://lectmania.ru/1x7d63.html
Рыбаков В.М., Смерть Ивана Ильича. / https://e-libra.ru/read/125730-smert-ivana-il-icha.html/
https://studfiles.net/preview/1742501/page:25/
Толстой Л.Н., Смерть Ивана Ильича. /https://ilibrary.ru/text/7/p.1/index.html/