Жюль Верн – мастер литературного портрета

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Жюль Верн – мастер литературного портрета

Черкасова А.Г. 1
1МБОУ г. Новосибирска "Лицей № 159"
Сарбулатова А.К. 1
1МБОУ г. Новосибирска "Лицей № 159"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«Благодаря исключительному разнообразию подробностей и деталей, гармонии замысла и выполнения, его (Жюля Верна) романы составляют единый и целостный ансамбль, и их распространение на всех языках земного шара еще при жизни автора делает его труд еще более удивительным и плодотворным», - так оценил титанический труд – создание 63 романов не говоря уже в повестях, рассказах и очерках, научно-популярных книгах и почти четырех десятках пьес - друг, соавтор и последователь Жюля Верна, французский писатель Андре Лори.

Нигде в мире Жюль Верн не был так любим и популярен, как в нашей стране. Его произведения переводились сразу же вслед за появлением их во Франции и получили широкое распространение во множестве изданий. Непреходящий интерес отечественных читателей к жизни и творчеству писателя породил в нашей литературе обширнейшую «жюльверниану». Его романы открывали читателю, и прежде всего юному читателю, окно в мир. Жюль Верн открыл в искусстве мир необычный и неожиданный, мир ученых, исследователей и инженеров; он воспел высокую поэзию науки, созидательного творческого труда. В значительной мере успех лучших романов Жюля Верна определяется новым типом героев, введенных им в литературу. Писатель ввел в роман нового героя – рыцаря науки, который проникает в тайны природы, исследует, строит, изобретает. Герои отличаются моральной чистотой, физическим и душевным здоровьем. «Пятнадцатилетний капитан»стал семнадцатым романом из серии «Необычные морские путешествия». Знаменитый романист Ж. Верн имел собственные секреты в написании приключенческих произведений, чрезвычайно популярных в XIX веке.

       Какое место в создании нового героя, в стилистике писателя занимает литературный портрет? Именно этот вопрос стал главным в нашей исследовательской работе.

Вхудожественнойлитературе словесный портретявляетсяоднимизсредств характеристики, употребляемомвкомпозиционномединствесдругимиподобнымижесредствами: развертываниемдействиявсюжете, описаниеммыслейинастроенийгероев, диалогомдействующихлиц, описаниемобстановкиит. д. Своеобразнойсистемойтакихсредствхарактеристикиисоздаетсявлитературе художественныйобраз, а портрет является однойизсторонхудожественногообраза. Средивсех другихспособовизображенияпортретотличаетсяособойзрительнойнаглядностьюивместеспейзажеми бытовымиописаниямипридаетпроизведениюособуюсилуизобразительности.

Портрет в литературе — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

Являясь прямым средством изображения внешности человека, портрет при этом косвенно выражает разнообразную информацию о герое произведения: о его национальности, происхождении, социальном положении, чертах характера, психологическом состоянии.

С портрета обыкновенно начинается знакомство читателя с персонажем. По внешним чертам мы можем хотя бы бегло и приблизительно судить о характере человека. При этом портрет может быть снабжен авторским комментарием, раскрывающим связи портрета и характера, а может действовать сам по себе. В этом случае автор как бы полагается на читателя, что выводы о характере человека он сделает сам. Такой портрет требует более пристального внимания. Вообще полноценное восприятие портрета требует несколько усиленной работы воображения, так как читатель должен по словесному описанию представить себе зримый образ.

Согласно логике изучения вопроса, для определения цели исследования сформулирована следующая гипотеза: портретная характеристика персонажа – одна из специфических особенностей стиля Ж. Верна.

Цель работы – изучение художественных особенностей портрета литературных героев и его функций в произведении Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан».

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

Изучить теоретический материал по данному разделу литературоведения.

Определить способы создания портрета и его доминантные функции в художественной литературе

Исследовать художественное своеобразие и функцию портрета в произведении Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан».

Создать видеофильм по данной теме исследования для использования на уроках и во внеурочной деятельности школьников.

Объектом исследования выступает стиль прозы Ж. Верна.

Предмет исследования – функция портрета как один из самых важных компонентов стиля Ж. Верна.

Актуальность данной работы определяется необходимостью детального изучения портрета как важнейшего компонента стиля Ж. Верна, что в целом позволяет раскрыть авторскую концепцию мира и человека.

Научная новизна работы определяется тем, что в ней впервые определяется специфическая роль портрета в индивидуальном стиле писателя.

В ходе работы использованы методы:

-системный;

-сравнительно-исторический;

-историко-функциональный.

Практическая ценность проекта заключается в популяризации литературоведческого материала на примере одного из самых интересных для современных подростков произведений.

Из истории изучения вопроса

Портретное описание относится к самым древним приемам словесного искусства. Уже в фольклорных произведениях изображение внешности людей использовалось не только для того, чтобы представить их. Портрет был средством авторской оценки героя (возвышающей, идеализирующей или негативной, уничижительной). В литературе обычный, «паспортный» портрет, представляющий человека, используется довольно широко. Однако в произведениях писателей XIX-ХХ вв. портретные описания несут чаще всего более значительную смысловую нагрузку. Портрет дает писателю широкие возможности для характеристики не только внешности, но и внутреннего мира человека, так как в облике человека всегда в большей или меньшей степени проявляются его взгляды на жизнь, характер, психологические особенности.

Таким образом, при создании портрета художник стремится запечатлеть отдельного человека в тот момент, который особенно поразил создателя, и преломить в данном произведении собственное отношение к предмету изображения.

Литературоведы в своих исследованиях выявляют разные аспекты портретных творений мастеров слова.

Портрет как феномен художественной культуры и словесного искусства зачастую становится объектом изучения у исследователей различных искусств, не только литературы как искусства слова. Так, на различные проявления портрета в художественных произведениях обращают внимание такие исследователи, как А.Ю.С. Аль Кайси, Е.И. Адамян, А.Е. Белоусова, А.Р. Давлетова, Л.Н. Дмитриевская, В.А. Кесовиди, Л.М. Крупчанов, Ю.И. Минералов, И.Г. Минералова, М.Г. Уртминцева, У Чуньмэй, В.Е. Хализев и другие. При этом возрастающий интерес исследователей к феномену литературного портрета свидетельствует о его значимой роли в воплощении авторской концепции мира и человека.

На литературный портрет как особый жанр обращали внимание такие исследователи, как В.С. Барахов, Л.Я. Гинзбург, Д.А. Жуков и др.Литературный портрет как жанр связан с рассказом о характере и судьбе определенной личности, поэтому основой для подобных произведений становится документально-биографический материал.

Точное и многоаспектное изучение литературного портрета дано в работе Л.Н. Дмитриевской «Пейзаж и портрет: Проблема определения и литературного анализа». Исследовательница рассматривает портрет как «одно из средств создания образа героя, с отражением его личности, внутренней сущности, души через изображение внешнего облика, являющееся особой формой постижения действительности и характерной чертой индивидуального стиля писателя»1. Подобное определение представляется точным, поскольку содержит в себе не только выявление сущности портрета, но и указание на его функциональную роль.

Глубоко и точно объясняет феномен «портрет» Ю.И. Минералов, который изучал стилевые процессы через характерные черты портрета. При этом исследователь акцентировал внимание на том, что даже самое лаконичное по использованным средствам изображение должно воплощать «образ личности». Портрет является одним из важнейших компонентов стиля того или иного писателя: наличие или отсутствие портрета, а также его специфические особенности оказываются связанными с выражением того или иного мировоззрения. Когда в художественном произведении создается портрет, то его содержание проявляет индивидуальный авторский стиль, который выражает собою психоидеологию писателей. В словесном изображении человека прочитывается множество связей: внешнего воплощения образа и внутреннего состояния героя, его характера; отношения повествователя к герою и его чувствам; индивидуальных особенностей стиля художника и своеобразия эпохи; отражение в герое индивидуальных черт и черт, составляющих портрет эпохи и т.д.

Следовательно, процесс восприятия читателями портретных описаний заставляет их одновременно двигаться по нескольким направлениям: изучать эпоху, когда создавался портрет, мироощущения художника, его манеру письма.

В «Литературной энциклопедии терминов и понятий» Н. Николюкина дается следующее определение: «Портрет в литературе - описание либо создание впечатления от внешнего облика персонажа, прежде всего лица, фигуры, одежды, манеры держаться (формы поведения персонажа выходят за рамки портрета как такового, но могут рассматриваться в качестве динамического портрета)»2. Данное определение кажется нам справедливым по той причине, что указывает на основные структурные элементы портрета, а также подчеркивает роль в создании впечатления от персонажа.

Выявляя различные признаки и характеристики портретных описаний, литературоведы обращают внимание на глубину и многоаспектность понятия «литературный портрет».

Итак, исследовав различные точки зрения на портретные описания в структуре художественного текста, мы пришли к выводу о том, что в литературе портрет является одним из средств художественной характеристики персонажа. Благодаря описаниям внешнего облика писатели отражают внутреннюю сущность персонажей, раскрывают их характеры и выражают идейное отношение к ним. Кроме того, в литературе портрет становится особой формой постижения действительности и характерной чертой индивидуального стиля писателя. 

Виды литературного портрета

Эволюцию литературного портрета можно обозначить как постепенный переход от абстрактного к конкретному и неповторимому.

В античной и средневековой литературе преобладала условная форма портрета с характерным для него статическим описанием. Внешность персонажа изображалась в начале произведения, и автор к ней, как правило, больше не возвращался. Что бы ни пришлось пережить героям по ходу сюжета, внешне они оставались неизменны. Портрет даётся на фоне природы. В литературе же сентиментализма фоном стали цветущий луг или поле, берег реки или пруда. Романтики будут предпочитать лугу – лес, горы, а спокойной реке – бурное море, родной природе – экзотическую.

В литературе 19 века представлено разнообразие способов и форм рисовки внешности персонажей. Литературоведы выделяют два основных вида портрета: тяготеющий к статичности экспозиционный портрет и динамический.

Экспозиционный портрет основан на подробнейшем перечислении деталей лица, фигуры, одежды, отдельных жестов. Более сложная модификация экспозиционного портрета – психологический портрет, в котором преобладают черты внешности, свидетельствующие о свойствах характера и внутреннего мира.

Другой тип реалистического портрета находим в произведениях писателей второй половины 19 века, герои которых вовлечены в динамический процесс жизни. Подробное перечисление черт персонажа уступает место краткой, выразительной детали, возникающей по ходу повествования.

Ученые предлагают разные классификации портретных характеристик.

Например, опираясь на тематические и структурные признаки портретных описаний, К.Л. Сизова выявляет следующие группы:

Схема 1. «Классификация литературных портретов по К.Л. Сизовой».

Литературовед создала классификацию характероцентричных портретов литературных персонажей, положив в основу тематический признак:

описание одежды – туалетоцентричный;

цветовая характеристика – колороцентричный;

сравнение персонажей с предметами –предметоцентричный;

сравнение персонажа с животными – зооцентричный;

сравнение персонажа с растениями – флороцентричный.3

Основываясь на количестве передаваемой информации, А.Н. Беспалов выделяет следующие типы портретов:

Схема 2. «Классификация литературных портретов по А.Н. Беспалову».

Согласно типологии ученого4 литературный портрет можно именовать:

портрет-штрих (краткие портретные характеристики персонажа);

оценочный портрет (авторские оценки: «лучший», «худший», «красивый», «добрый» и др.);

ситуативный портрет (признаки, характерные для персонажа в различных ситуациях);

дескриптивный портрет (описание отдельных признаков персонажа в подробном или фрагментарном виде).

Особого внимания заслуживает классификация Е.В. Михайловой, которая характеризует портретные описания по следующим признакам:

расположение в тексте (позиционирование);

содержание элементов (наполняемость);

количество элементов (N-компонентность);

характер подачи портретной информации;

наличие/отсутствие авторского комментария к портрету (авторский комментарий). Исследовательница подчеркивает, что наполняемость портрета содержит в себе такие элементы, как внешность представляемого персонажа, манеры его поведения, жестикуляции, мимики и т.д. Так называемая «N-компонентность» подразделяется на минимизированный портрет (имя героя и наличие одного портретного признака), развернутый портрет (представление двух и более деталей, характеризующих персонажа) и гипертрофированный портрет (представление значительного количества портретных описаний).

Итак, исследовав различные точки зрения на портретные описания в структуре художественного текста, мы пришли к выводу о том, выявляя различные признаки и характеристики портретных описаний, литературоведы обращают внимание на глубину и многоаспектность понятия «литературный портрет».

Функции портрета в литературном произведении

Функции портрета в художественном произведении многообразны, они определяют место и значение портрета в общей системе текста.

П.В. Невская в своем исследовании «Структурно-типологические особенности портретных описаний в художественном произведении»5 представляет следующую типологию функций литературного портрета.

Схема 3. «Классификация функций литературных портретов по П.В. Невской».

Литературовед выделяет 3 основных функции: информационную, оценочную и аналитическую.

Информационная функция состоит в презентации материала, касающегося внешности представляемого героя, отражающей не только его анатомические характеристики, но и его функциональные и социальные признаки (физический, социальный, духовный портрет).

Оценочная функция сводится к авторскому описанию представляемого персонажа (портрет-эмоция, портрет-оценка, портрет-характер).

Назначение третьей функциианалитической – есть анализ и комментирование действий персонажа (ситуативный портрет, портрет-жизнеописание, портрет-штрих).

Доминирующей при портретной презентации героя функцией является информационная. Она формирует первое впечатление на основе воссоздания внешности, манеры одеваться, стиля поведения, ценностных ориентиров, умения общаться с окружающими и т. д.

Кроме того, в художественном произведении портрет героя может получать развитие, дополняясь при этом разнообразными деталями. Примечательно, что особенности портретов героев зависят от рода литературы, а также от принадлежности произведения к тому или иному литературному направлению.

Таким образом, функциональная роль портрета определяется тем, что в художественном тексте он выполняет характерологическую, оценочную и идейно-художественную функции; при этом основными структурными элементами словесного портрета в прозаических произведениях являются внешность персонажа (цвет кожи, национальные особенности, форма лица), его жестикуляция, мимика, особенности его походки и пластики тела, речевой манеры (голос, интонация, специфика дикции), одежда и внешние атрибуты и т.д. Не менее важными элементами портрета становятся детали и оценочные характеристики, дополняющие образ героя.

Особенности создания портрета в произведении

Ж. Верна «Пятнадцатилетний капитан»

Как правило, портретные описания персонажей, данные Ж. Верном лаконичны.

Во-первых, указывается возраст героя.

Например:

«Кузену Бенедикту было лет пятьдесят… солидный возраст»

о Дике Сенде – «Этот пятнадцатилетний матрос…»

о Геррисе –« мужчина лет сорока на вид…»

«Муане — первой жене, носившей титул королевы, — было лет под сорок».

Во-вторых, писатель дает представление о фигуре персонажа, используя разнообразные эпитеты.

Например: давая портрет кузена Бенедикта, писатель использует не просто прилагательные «длинный, худой», а применяет образные слова «сухопарый, долговязый». Говоря о Негоро, употребляет - «худощавый, жилистый».

В-третьих, Ж. Верн выделяет во внешности литературного героя его взгляд.

Например, Дика Сенда изображает «с огненным взглядом голубых глаз», у Негоро отмечает «бегающий взгляд»,о Геррисе сказано, что это человек «с живыми, быстрыми глазами».

В-четвертых, писатель дает словесное изображение одежды литературного героя.

Например, о Геррисе читаем: «Незнакомец носил широкополую шляпу, куртку из дубленой кожи, похожую на камзол, и штаны; к высоким — до колен — кожаным сапогам были прикреплены большие шпоры, звеневшие при каждом шаге».

Описание одежды не только сообщает неискушенному читателю информацию о герое, но даже настраивает на негативное отношение к герою, то есть сразу позиционирует персонаж на стороне зла: «Что касается Альвеца, то он в своей одежде, похожей на карнавальный турецкий наряд, был, пожалуй, не так отвратителен, как его наперсник, но ни в коем случае не мог внушить высокого представления о владельцах факторий, ведущих оптовую работорговлю».

При описании героя нового типа – рассеянного ученого – Ж. Верн акцентирует внимание читателя на оценочной функции портрета этого персонажа.

«С первого взгляда в этом долговязом человеке можно было распознать одного из тех почтенных ученых, безобидных и добрых, которым на роду написано всегда оставаться взрослыми детьми, жить на свете лет до ста и умереть с младенческой душой».

Из всех характеристик внешности кузена Бенедикта прежде всего мастер слова уделяет внимание классическим признакам учености: «с огромной взлохмаченной головой, с золотыми очками на носу».

Встречаются прямые высказывания автора о том, какое впечатление производит герой:

О Негоро – «производил впечатление сильного человека».

Зачастую портретное описание литературного героя вводится элементами разговорной речи.

Например, вводное слово создает впечатление, что характеристику дает кто-то третий, хорошо знающий этого человека. Так, о познаниях Негоро, родившемся в Португалии, мы читаем: «Впрочем, и он отлично говорил по-английски».

Описывая Дика Сенда, писатель применяет прием овеществления: «крепко сколочен». В портрете Геркулеса используется сравнение «мог заменить собой лебедку». Такие выражения явно не литературные, а разговорные.

Портрет у Ж. Верна дает читателю возможность познакомиться с характеристикой персонажа, данной другим героем романа. Например: «Внешность португальца, вернее — его бегающий взгляд - не очень нравились капитану».

Если портретные характеристики большинства главных героев и персонажей второго плана романа достаточно кратки, то самые яркие и многословные описания Ж. Верн дает туземцам. Речь, поступки героев наряду с разнообразными портретными зарисовками создают образ героя романа. А в колоритном живописании свиты Муани-Лунга писатель проявляет себя настоящим художником. Благодаря мастеру слова, читатель как бы разглядывает прически местных щеголей и щеголих:

«Иные мужчины заплели косы и уложили их на макушке высоким шиньоном; другие поделили волосы на несколько тоненьких косичек, свисавших наперед, как крысиные хвостики, а на макушку водрузили пышный султан из красных перьев; третьи соорудили из волос изогнутые рога и, обильно умастив их жиром, обмазали для прочности красной глиной, словно суриком, растертым на масле, которым смазывают машины, — и все эти прически из собственных и фальшивых волос были украшены множеством железных и костяных шпилек и палочек; некоторые франты, не довольствуясь этими украшениями, унизали свои курчавые волосы разноцветными стеклянными бусинками — «софи» и в середину сложного пестрого узора воткнули нож для татуировки с резной костяной рукояткой.

Прически женщин состояли из бесчисленных хохолков, кудряшек, жгутиков, образующих запутанный и сложный рельефный рисунок, или из свисавших на лицо длинных прядей, круто завивавшихся штопором».

Ж. Верн показывает себя знатоком европейской парикмахерской моды. Вводя сравнения:

«Только несколько молодых и более миловидных женщин ограничились тем, что просто зачесали волосы назад, предоставив им ниспадать на спину, как у англичанок, или подстригли челку на лбу по французской моде».

И тут же с помощью сравнения приводится негативное замечание какого-нибудь простолюдина, удивлявшегося туземной экзотикой:

«И почти все женщины обильно смазывали свою шевелюру жирной глиной и блестящей красной «нкола» — смолистым соком сандалового дерева, так что издали казалось, будто головы туземных франтих покрыты черепицей».

В портретной характеристике короля внимание украшению тела:

«На голове у него красовалось некое подобие тиары, отделанной когтями леопарда, покрашенными киноварью, и пучками белой шерсти. Это была корона властителей Казонде. Две вышитые жемчугом юбки из кожи антилопы «куду»… опоясывали бедра короля. Его грудь была разукрашена сложным узором татуировки, свидетельствовавшим о древности королевского рода; если верить этим указаниям, родословная королевского дома Муани-Лунга терялась во тьме веков. На лодыжках, на запястьях, на обоих предплечьях короля звенели медные браслеты с инкрустацией из стеклянных бус…».

В портретных описаниях проявилась стилевая особенность Ж. Верна юмористичность. Писатель использует сравнения, вызывающие улыбку:

«Муани— Лунга было пятьдесят лет, но по виду ему можно было дать все восемьдесят, и походил он на дряхлую, облезлую гориллу».

«Две вышитые жемчугом юбки из кожи антилопы «куду», более заскорузлые, чем фартук кузнеца, опоясывали бедра короля».

«…а обут он был в сапоги выездного лакея с желтыми отворотами, — их поднес ему в дар Альвец лет двадцать тому назад».

Нелепость королевского наряда Муани-Лунги довершается несообразными его статусу вещами.

«В левой руке король держал палку с круглым серебряным набалдашником, а в правой — хлопушку от мух, с рукояткой, унизанной жемчугом. Парадный наряд короля довершался вздымавшимся над его головой старым зонтом, испещренным разноцветными заплатами, как штаны Арлекина, лупой, висевшей на шее, и очками, украшавшими нос, — предметами, о которых сокрушался кузен Бенедикт, — их обнаружили в кармане Бата, и Альвец преподнес их его величеству Муани-Лунга».

Зооцентричным и комичным, а также оценочным представляется и портрет первой жены туземного короля:

«Она напялила на себя столько ожерелий и бус, сколько удалось уместить на шее, на руках и ногах. Многоэтажная, сложная прическа обрамляла ее обезьянье крохотное лицо. В общем — настоящее страшилище».

Замещение или приостановка основного сюжетного движения за счет активного привлечения портретных описаний туземцев ведет к смещению приоритетных смысловых акцентов. Портрет становится важным инструментом передачи идеи художественного произведения, а также отражает концептуальные представления писателя о человеке.

Таким образом, анализируя стилистические особенности Ж. Верна как мастера литературного портрета можно отметить следующие аспекты:

писатель использует разные виды характероцентричных портретов литературных персонажей;

портретирование человека в романе довольно часто дает читателю возможность получить сведения не только о внешности представляемого персонажа, но и о его социальном статусе. Эта информация извлекается из описания одежды и осанки персонажа, отображения каких-то моментов его повседневной жизни, а также через живописное представление всего, что окружает героя;

писатель, представляя своего героя, стремится показать нам его поведение, определенный жизненный опыт и специфику личности;

в большинстве случаев в романе дается портрет-описание (с разной степенью полноты, приводится своего рода перечень портретных деталей, иногда с обобщающим выводом или авторским комментарием относительно характера персонажа, проявившегося в портрете; иногда с особым подчеркиванием одной-двух ведущих деталей), портрет-сравнение (в нем для писателя важно не только помочь читателю более ясно представить себе внешность героя, но и создать у него определенное впечатление от человека, его внешности), портрет- впечатление (важно только впечатление, производимое внешностью героя на стороннего наблюдателя или на кого-нибудь из персонажей произведения);

портрет чудаковатого ученого-всезнайки, наивного, с младенчески чистой душой, своей рассеянностью вызывающего неизменную улыбку читателей, – изобретение Ж. Верна;

комизм портрета литературного персонажа является характерной чертой индивидуального стиля Жюля Верна.

Заключение

Обращения Ж. Верна к портрету в романе не является чем-то исключительным, однако способы его художественной реализации всегда индивидуальны и поэтому характеризуют индивидуальный стиль писателя. Воплощая портретные описания в своем романе, писатель обращается к определенному набору художественных средств, которые в целом становятся олицетворением его индивидуальной манеры.

Ж. Верн - истинный художник, обладающий собственным видением жизни и окружающего его мира. В своем произведении он с особым мастерством воплощал образы своих персонажей, обращаясь при этом к разнообразным художественным приемам. В творческом наследии Ж. Верна портрет становится одним из важнейших средств создания образа героя, позволяющих через изображение внешнего облика отразить внутреннюю сущность персонажа. Кроме того, портрет стал особой формой постижения действительности и характерной чертой его индивидуального стиля. Портрет также становится важнейшим компонентом индивидуального стиля писателя: в своих произведениях Ж. Верн активно обращается к художественным средствам выразительности: эпитетам, метафорам, сравнениям, уподоблениям, иронии, что в целом позволяет писателю создать убедительные, живые и вполне зримые образы персонажей.

Автор портрета, как правило, не бесстрастный регистратор внешних и внутренних особенностей портретируемого: личное отношение художника, его собственное мировоззрение, его творческая манера накладывают на произведение зримый отпечаток.

Все это определяет своеобразие творческого метода Ж. Верна, проявившего себя как мастера художественного слова. 

Таким образом, гипотеза, высказанная в начале исследования, - портретная характеристика персонажа – одна из специфических особенностей стиля Ж. Верна – подтверждена.

Материалы исследования положены в основу образовательного видеоролика, который можно использовать на уроках внеклассного чтения или спецкурсах по литературе для учащихся 7-9 классов.

Список использованной литературы

Барахов В.С. Литературный портрет. Истоки, поэтика, жанр. - Л.: Наука, 1985.

Беспалов А.Н. Структура портретных описаний в художественном тексте среднеанглийского периода. – М., 2001.

Верн Жюль. "Пятнадцатилетний капитан". М.: Паритет, 1993.

Гончар И.А. Тип сложного портретного описания в художественном тексте // Филологический класс, 2014. - №3 (37).

Дмитриевская Л.Н. Пейзаж и портрет: Проблема определения и литературного анализа (Пейзаж и портрет в творчестве З.Н. Гиппиус). - М.: Литера, 2005.

Родионова Н.А. Типы портретных характеристик в художественной прозе И.А. Бунина: Лингвостилистический аспект. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. фил. наук. - Самара, 1999.

Сизова К.Л. Типология портрета героя (На материале художественной прозы И.С. Тургенева): Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. фил. наук. - Воронеж, 1995.

Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 1974.

Интернет-ресурсы
1.Михайлова Е.В. Дидактическая модель совершенствования речевых умений учащихся на материале словесного портрета как жанра. - [Электронный ресурс]: www.novgorod.fio.ru.

2.Шпайер Г.П. Портрет // Литературная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mirznanii.com/a/269938/literaturnyy-portret. 

1 Литературная энциклопедия. Ред. Н. Николюкина. М. 2001, с 762.

2 Дмитриевская Л.Н. Пейзаж и портрет: Проблема определения и литературного анализа. М., 2005, Ярославль, с. 90.

3 .Сизова К.Л. Типология портрета героя (На материале художественной прозы И.С. Тургенева): Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. фил. наук. - Воронеж, 1995, с. 60.

4 Беспалов А.Н. Структура портретных описаний в художественном тексте среднеанглийского периода. – М., 2001, с. 12.

5 Невская П.В. Структурно-типологические особенности портретных описаний в художественном произведении. Культурная жизнь юга. №4, 2009, с. 115.

Просмотров работы: 329