Подставка для книг: вчера и сегодня

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Подставка для книг: вчера и сегодня

Дереновская Ю.В. 1
1МБОУ «Основная общеобразовательная школа №1 им. М.А.Погодина»
Борозенец Е.П. 1
1МАОУ «Основная общеобразовательная школа №1 им. М.А.Погодина»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

В этом году я пошла в 1 класс. Мы всей семьёй в августе покупали всё необходимое к школе. В том числе купили и подставку для книг. Мама рассказала, что когда она училась в школе, все ученики носили с собой на уроки подставки для книг. Некоторые люди сегодня задаются вопросом, а для чего нужна подставка для книг, разве только для первоклашек. А так, в общем, это абсолютно бесполезная вещь, которая только занимает место, так как школьные парты имеют небольшой размер и доставляют неудобства при необходимости использовать книгу и тетрадь одновременно.

Мне стало интересно, так ли это? Как давно появились подставки для книг? Сегодняшние ученики тоже все их носят? И нужны ли они вообще? В старших классах же как-то без них обходятся.

Эта проблема привлекла к себе внимание из-за того, что захотелось узнать, как правильно выбрать подставку для книг, чтобы она была функциональной и не навредила бы моему здоровью.

Актуальность моей работы определяется тем, что выбранная тема отвечает проблемам сохранения здоровья и организации рабочего места школьника.

Объект исследования: окружающие вещи, которыми пользуется человек и

рабочее место школьника.

Предмет исследования: Подставка для книг.

Гипотеза: Подставка для книг вещь не только нужная, но и так же не менее полезная для сохранения здоровья.

Я постараюсь вас в этом убедить.

Методы исследования

Для проверки этой гипотезы, я изучала всю доступную литературу, проводила наблюдение, сравнение, анализировала полученные сведения. Искала информацию на разных интернет-порталах, консультировалась с родителями и со своим научным руководителем.

Задачи:

Узнать историю появления подставки для книг.

Выяснить, как выбор подставки влияет на наше здоровье.

Выяснить какие подставки не навредят здоровью.

Исследовать ассортимент подставок в интернет магазинах на оптимальное соотношение цены и качества.

Для достижения данных задач я знакомилась через интернет с данными исследований психологов и медиков, проверяла выбор и наличие подставок в магазинах нашего города и в интернет - магазинах, а также проверяла наличие подставок для книг у моих одноклассников и удобство пользования ими.

2. Основная часть

2.1 История развития подставки

Когда появились книги в их современном понимании – сшитые толстые блоки листов с рукописным или печатным текстом, вклеенные в прочную обложку, появились и приспособления, которые делали обращение с книгами и сам процесс чтения более удобным.
Одним таким приспособлением стала книжная подставка. Тяжелую книгу в толстой коже с металлическими уголками и застёжками было не просто удержать в руках. И читателю приходилось раскрывать книгу на специальной подставке, которую назвали - пюпитр.
Раскладные деревянные пюпитры были в ходу у народов Востока – в Индии и Средней Азии. Они не только довольно изобретательны по конструкции, но и часто были богато украшены. Подставка для чтения Корана, так называемый ляух, сейчас даже стала предметом сувенирного промысла в Узбекистане.

Европейская книжная подставка была обычно намного проще.  Она представляла собой чаще всего ящик в форме трехгранной призмы, на наклонную грань которого помещалась книга. Или просто широкую доску, закреплённую с наклоном на подставке. Это сооружение служило как для чтения, так и для письма.

Такая разница в традиционной форме книжной подставки на Западе и на Востоке определяется разным способом чтения. Со средних веков европейцы читали сидя за столом, на котором можно было установить довольно объёмный пюпитр. А азиаты читали сидя на полу на коврах с поджатыми ногами. Для них раскладная подставка, которую ставили на пол перед читателем, была удобнее.

До сих пор подставка-пюпитр в ходу, в первую очередь как приспособление для письменного стола школьника. Приятно было убедиться, что в эпоху high-tech книжная подставка не забыта дизайнерами. Они разрабатывают довольно сложные многофункциональные изделия для работы с книгой.
Подставка для книг у многих из нас ассоциируется со школой, что, конечно же, верно. Однако знаете ли вы, что современные подставки для книг «умеют» менять наклон и формат, а некоторые из них даже крепятся к монитору. Это очень удобно при написании реферата или если в работе вам нужно много цитировать.
Я сделала вывод, что теперь подставка для книг – это очень удобный аксессуар, с изменяющимся наклоном и форматом.

2.2 Характер воздействия подставки для книг на здоровье учеников

По каким признакам можно определить современного школьника? Это сутулые плечи, плохое зрение, искривленный позвоночник... 

Я посетила школьного врача и узнала, что моё здоровье, а именно зрение и осанка, тоже зависят от выбора подставки для книг.

Для тетрадей и учебников должно быть отведено место.  Если ученик может быстро найти все необходимое ему для учебы, это экономит его время и не позволяет ему отвлекаться от выполнения заданий.

То, что многие ученики используют подставку для книг только в начальных классах, это неправильно. Такая вещь нужна не только в младших классах, но и в старших. Если на столе нет подставки для книг, то как ребенок выполняет задание? Как правило, это происходит так: ученик раскладывает на столе учебники, берет тот, по которому ему необходимо заниматься и просто кладет его перед тетрадью на столе. Для того чтобы увидеть, что в нем написано, ему приходится больше наклоняться, прогибая спину. Если нужное задание находится в верхней части листа, то приходится и вовсе сгибаться пополам. Тем самым нарушается правильность осанки, что впоследствии приводит к проблемам со спиной и шейными позвонками. Осанка формируется приблизительно до 12-13 лет, поэтому очень важно во время чтения и письма обеспечить правильное положение спины при помощи держателя под учебники и тетради.

Я прочитала, что окулисты тоже одобряют наличие подставки для книг и всячески поддерживают в этом педагогов, особенно младших классов. Если ученик длительное время держит книгу в руках, то руки начинают дрожать, а с ними дрожит и книга. Это вредно для глаз. Кроме того, в этом случае ученик нередко теряет место, где он читает. В результате тратится время, внимание учащегося рассеивается, затрудняется понимание того, что он читает.

Если книга расположена с небольшим наклоном, обеспечивая отличный обзор всего текста, то не придется низко наклоняться над учебником. Правильное положение книги – это отсутствие напряжения в глазах. Не надо напрягать зрение и глаза будут меньше уставать.

Я пришла к выводу, что правильная посадка за партой, поддержание ровной осанки и сохранение правильного расстояния между глазами и книгой или тетрадью обеспечат здоровое развитие и снимут лишнюю усталость глаз и позвоночника.

3. Практическая часть

И вот после всего, что я узнала о подставках для книг, я пошла в магазин, где их продают. В магазинах нашего города выбор оказался невелик. Я увидела только такие подставки.

А вот в интернет магазинах выбор огромный: для мальчиков и для девочек, разной формы, складные, стационарные, в виде органайзеров, из металла, дерева или пластика.

Остается только выбрать подходящую модель под конкретные цели. Как же выбрать подставку для книг. Правильная подставка для чтения книг обязана быть: устойчивой; создавать правильный наклон; предотвращать самопроизвольное переворачивание страниц; с антискользящей нижней плоскостью. Немаловажную роль играет и цена подставки для книг, так как подставка стоит от 90 рублей до 5 тысяч рублей.

Я провела осмотр рабочих мест моих одноклассников. Выяснилось, что немногие ребята пользуются подставками для книг, так как они, по их словам, неудобные и часто падают под тяжестью книг.

Я осмотрела все имеющиеся у ребят подставки для книг и для сравнения выбрала три из них.

1. 2. 3.

Для того чтобы выяснить, какая из подставок для книг лучше в использовании, я сравнила их по следующим критериям: удобство использования, устойчивость и стоимость.

Подставка № 1 выполнена из пластмассовой основы, которая ставится на горизонтальную поверхность, алюминиевых держателей книги и страниц, пластмассового подвеса, с помощью которого регулируется угол наклона книги. Эта подставка оказалась очень неустойчивой и часто падала под тяжестью даже одного учебника, что на уроке создавало шум и отвлекало ребят. По цене эта подставка самая доступная (примерно 90 рублей).

У подставки № 2 металлическая основа, имеет 3 угла наклона. Эта подставка оказалась самой устойчивой и удобной. Она не падает под тяжестью учебников и в ней удобно переворачивать страницы книги. По цене эта подставка занимает среднее положение (примерно 150 рублей).

Подставка № 3 показалась мне сначала самой устойчивой и удобной. Но во время исследования оказалось, что она скользит по парте на ней неудобно переворачивать листы. Приходится доставать учебник из подставки, переворачивать страницу и снова ставить в подставку. Да и по цене она оказалась самой дорогой (примерно 850 рублей).

Антискользящей нижней плоскости нет ни у одной из этих подставок, но мой дедушка подсказал, что если нижний край подставок № 2 и №3 прорезинить, то они станут хорошими помощниками школьника. Вот, например, что можно использовать чтобы сделать подставку антискользящей. Это противоскользящие коврики для мышки и противоскользящие наклейки.

После исследования подставок я получила такие результаты:

самая устойчивая подставка № 2, а самая неустойчивая № 1;

самая удобная подставка № 2, а неудобная № 1;

самая дорогая подставка № 3, а самая дешевая - №1;

самые выгодные цены на подставки для книг на официальных сайтах интернет магазинов пандао.ру или джум.ру.

Результаты исследования я представила в виде диаграммы, оценив подставки по пятибалльной системе.

4. Вывод

Больше всех соответствуют предъявленным требованиям подставка для книг № 2 .

5. Заключение

Я думаю, что неверный выбор подставки для книг может нанести вред здоровью и повлиять на успеваемость. Теперь я знаю, что к выбору подставки для книг нужно относиться серьезнее, не забывать о гигиенических требованиях.

6. Список информационных источников

Беседа с медицинским работником.

Ресурсы интернета: https://ru.wikipedia.org/wiki

Ресурсы интернета: https://lesoteka.livejournal.com/48106.html

http://mirtikam.ru/page/portitsja-li-zrenie-ot-chtenija-knig

https://www.joom.com/ru

https://pandao.ru/

http://monateka.com/article/15812/

Просмотров работы: 3447