Дельфины - уникальные животные

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Дельфины - уникальные животные

Оганесян  А.А. 1Оганесян  С.А. 1
1МБОУ Одинцовская Лингвистическая Гимназия
Малярчук О.В. 1
1МБОУ Одинцовская Лингвистическая Гимназия
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность проекта

Мы заинтересовались дельфинами, после просмотра фильма «История дельфина». У нас осталось много вопросов об их жизни. Раньше мы слышали об этих млекопитающих много раз, но даже представить себе не могли, насколько они особенные животные. Они так много помогают людям, даже больным. Их роль неоценима в нашей жизни.

Цель проекта

Познакомиться с особенностями существования этих млекопитающих и их ролью в жизни человека.

Задачи проекта

1) Узнать факты о жизни дельфинов;

2) Проанализировать их образ жизни;

3) Узнать особенности взаимодействия дельфинов и людей;

4) Определить роль в жизни человека;

5) Посетить «Москвариум» с целью наблюдения за этими животными;

6) Подготовить проектный продукт - рисунок-плакат, иллюстрирующий взаимодействие дельфина и человека.

Основная часть

4.1. Знакомство с дельфинами

4.1.1. Кто такие дельфины и где обитают

Среди многочисленных обитателей морских глубин, дельфины, пожалуй, самые обаятельные. Их относят к видам разумных существ, наиболее приспособленным к жизни на нашей планете.

Дельфины - млекопитающие, которым для выживания необходим воздух.

За миллионы лет эволюции из наземных млекопитающих они превратились в морских животных, которым все еще для жизни необходим воздух.

Эти животные водятся во всех океанах мира и многих морях. Некоторые виды дельфинов (китайский и амазонский речные дельфины) обитают в крупных реках.

Существует более 300 видов дельфинов, например, вертящийся, способный делать сложные акробатические трюки. Самый известный вид дельфинов — афалины. Некоторые афалины предпочитают жить далеко в открытом море, там, где вода холоднее, но это, как правило, более крупные животные. Благодаря мощному хвосту афалина, которые весят почти 250 кг, развивают скорость до 40 км/ч.

Некоторые виды дельфинов предпочитают холодные моря, например касатка. Им присущи все свойства дельфинов. Они самые многозвучные. В ддину могут достигать до 10 м, весом до 9т.

4.1.2. Индивидуальность, или язык стаи

Плывущее единой стаей дельфины издают удивительный ряд звуков, включающих скрипы, свисты, пренебрежительный фырканье, щелканье, кашель и треск.
Исследователи выяснили, что свисты и скрипы у дельфинов меняются и, скорее всего, служат для выражения индивидуальных особенностей каждого зверя, тогда как щелчки и пренебрежительное фырканье сообщают о настроении дельфина или о его эмоциональном состоянии. Дельфины могут изменять свой индивидуальный свист, если от этого получают преимущества все члены группы.

Дельфины - высокоорганизованные животные и владеют сложным языком общения. У дельфинов нет голосовых связок как у человека. По последним научным данным, дельфины могут применять около 14 000 различных звуковых сигналов, что примерно соответствует словарному запасу обычного человека.

У каждого дельфина есть своё имя, на которое он откликается. Было установлено, что это имя присваивается дельфину стаей ещё при рождении и сохраняется на всю жизнь. Совокупность звуков, издаваемых дельфинами очень напоминает язык. У каждого члена стаи уникальный именной свист, которым он предупреждает о своем местонахождении.

4.1.3. Органы восприятия

Благодаря чутким органам восприятия они являются опасными охотниками. Зрение дельфинов необычайно острое. Они способны видеть даже при низкой освещенности.

Внешний орган дыхания дельфинов - дыхало. Дельфин вдыхает воздух за полсекунды, затем отверстие дыхала закрывается и взрослая особь уходит под воду на 5 мин. Снобжаемость кислородом всех точек тела почти вдвое выше, чем у человека.

У обитателей морских глубин два органа слуха: один — обычный, другой — ультразвуковой (но об этом чуть позже).

4.1.4. Общение дельфинов

Дельфины- существа со сложной психологией . Пожалуй, невозможно установить какие-то твердые правила относительно их поведения. Они могут приютить в свою стаю дельфина даже другого вида. Им требуется общение, выражают свою привязанность и любовь прикосновениями, что также является способом передачи информации. Они несомненно различают друг друга. и общаются между собой как отдельные индивидуумы.

4.1.5. Питание и охота

Питаются дельфины исключительно рыбой. Они отдают предпочтение мелкой и средней рыбе — анчоусам, сардинам. Техника лова у дельфинов уникальна.

Дельфины кормятся ночью и днем, иногда в одиночку, иногда всей стаей. Чтобы поймать добычу они действуют сообща. Двигаясь в строгом порядке, они бьют хвостами о поверхность моря, и будоражат воду. Оглушенные рыбы теряют чувство ориентации. Далее дельфины разделяются и атакуют со всех сторон косяк рыб.

В теплых прибрежных водах Калифорнии они используют другой метод охоты. С помощью эхолокации дельфины прощупывают глинистую воду и всей стаей гонят рыбу на берег. Этот маневр дельфины выполняют только правой стороной хорошо, но неизвестно почему.

4.1.6. Поведение и повадки

Дельфины выказывают гнев и раздражение языком тела: щелканье, угрожающая поза, резкие взмахи плавниками - все это признаки агрессивных намерений.

При встрече с незнакомой группой дельфины первым делом предлагают дружбу: любят вместе порезвиться, поплавать наперегонки, пообщаться. У них не возникает споров из-за территории, ведь в океане, на их взгляд, места хватит всем. Кстати, в этом дельфины в корне отличаются от всех млекопитающих.

4.1.6. Сон дельфина

Первая –самая известная и самая необычная особенность сна китообразных – так называемый однополушарный сон: пока одно полушарие головного мозга дельфина спит, другое – бодрствует.Полушария у дельфинов спят по очереди, и каждое отдыхает одинаковый отрезок времени.

Согласно современной точке зрения, однополушарный сон скорее связан с необходимостью следить за происходящим вокруг и непрерывно двигаться.

Давно известно, что дельфины обладают многими необычными способностями – в том числе они могут спать с открытыми глазами, точнее, с открытым глазом. Когда спит правое полушарие мозга дельфина, закрыт его левый (противоположный) глаз, а правый – открыт, и наоборот.

4.1.7. Телостроение

Тело дельфинов устроено очень продуманно и функционально. Передними плавниками дельфины могут рулить или тормозить, а хвостовой плавник работает как мощный гребной винт. Дельфины могут развивать скорость до 60-65 км в час и плыть так довольно долгое время. Достигается это благодаря тому, что дельфины умеют управлять гидродинамикой своего тела. В науке этот эффект называется «парадоксом Грея».

Тело покрыто гладкой и нежной кожей. Даже плавники дельфинов устроены по-другому. В плавниках дельфинов, в отличие от плавников рыб, есть плечевые кости и даже нечто похожее на фаланги пальцев. Скорее всего, дельфины когда-то жили на земле, но в процессе эволюции вернулись в море.

Дельфины способные к регенерации своего тела. Они обаладют способностью к самоисцелению. В случае раны их кожа быстро восстанавливается.

4.2. Мозг и интеллект

4.2.1. Строение мозга

Мозг взрослого дельфина весит около 1 700 граммов, а у человека — 1 400. Но размер мозга сам по себе ещё ничего не значит, важно его строение.

Мозг дельфина не только много весит, но имеет сложную структуру с большим количеством извилин коры больших полушарий, – высшего отдела мозга, отвечающего за сложные психические функции. А высокоразвитый мозг – это признак высокого интеллекта и высокоорганизованного, сложного поведения. И наблюдения за дельфинами подтверждают этот факт, ведь они – умелые охотники, заботливые родители, дисциплинированные члены стаи, а если понадобится – и грамотные ее руководители.

4.2.2. Проявление интеллекта

В чем же проявляются интеллектуальные способности дельфинов? Прежде всего, стоит отметить быструю обучаемость морских обитателей. Выполнять команды дельфины учатся иногда даже быстрее, чем собаки. Дельфину достаточно показать трюк 2-3 раза, и он с легкостью повторит его. Кроме того, дельфины проявляют и творческие способности. Так, животное не только способно выполнить задание дрессировщика, но и проделать в процессе еще какие-то трюки.

Примером проявления интеллекта дельфинов можно считать поведение дельфинихи Келли, живущую в Институте морских исследований млекопитающих в Миссисипи. Ее награждали рыбой за вылов мусора из бассейна. Каждый выловленный предмет оценивался одной рыбой. Чтобы получать больше, Келли разрывала мусор на куски, и сдавала их по одному. Однажды она поймала чайку, и получила за это много рыбы. Тогда она начала использовать рыбу, полученную за сбор мусора, чтобы заманивать чаек в свои челюсти.

Ученые для изучения интеллекта дельфинов провели остроумный эксперимент. Тренер показывал своему подопечному дельфину его любимую игрушку – большой мяч, а затем прятал его за ширму. Но когда ширма открывалась, дельфин видел не мяч, а два предмета похожих очертаний: объемную коробку и плоский щит. Очевидно, что мяч исчезал в одном из этих предметов, а не за ним, так как дельфин мог рассмотреть щит и коробку со всех сторон. Чтобы извлечь мяч, дельфину достаточно было зацепить челюстями петлю, привязанную к коробке или щиту, те опрокинутся, и мяч упадет в воду. А дельфин за догадливость помимо своей игрушки получит еще и рыбку.

4.3. Секретный прибор, или эхолокация

4.3.1. Эхолокатор

Дельфины рождаются с секретным прибором, который обладает сверхчувствительными свойствами - эхолокатором.

Вот как происходит процесс эхолокации у дельфинов:
1) Дельфин с помощью дыхательных путей издает характерный звук и направляет его через лобную долю. Там он фокусируется перед тем, как отправиться в воду;
2) Если звук под водой встречает на своем пути препятствие, то он отскакивает обратно к дельфину подобно эху;
3) Дельфин поглощает это возвращенное эхо через свои челюсти;
4) Отзвук проходит по каналу от челюстей к внутреннему уху дельфина, где информация через нервные импульсы попадает в мозг. Там дельфин интерпретирует полученные данные об объекте: размер, форму и состав.

Это все равно, что представить себе как бы мы могли видеть предметы не глазами, а ушами.
Используя эхолокацию, дельфины без труда определяют размеры и формы предметов или животных, а в некоторых случаях отличают даже состав металлов, таких как медь и латунь с очень дальних расстояний и в шумной среде. Именно эта поразительная способность помогает дельфинам в обнаружении мин и подводных бомб.

4.3.2. Значение эхолокатора для человека

Более серьезное и глубокое изучение эхолокации дельфинов, возможно, поможет усовершенствовать наши собственные технологии. Но до этих пор нам придется прибегать к помощи дельфинов при обнаружении опасных подводных объектов. Однако сейчас все больше людей в мире ставят вопрос об этичности использования дельфинов в подобных целях.

После 2-й мировой в СССР в Крыму появился дельфинарий, где дельфины специально обучались воевать. Обучению также подвергались и тюлени. Их в то время готовили по нескольким направлениям: охрана и патрулирование местности, уничтожение диверсантов, поиск и обнаружение тех или иных подводных объектов, например, мин, драгоценностей.


В океанариуме г. Севастополя полным ходом проходили боевые учения. Морские млекопитающие обнаруживали диверсантов в 80% случаев. Несколько хуже дело обстояло с ночными пловцами – 28–60%. Правда, не выходя из прибрежного вольера. В открытом море вероятность обнаружения приближалась к 100%. Вопреки всеобщему мнению севастопольских дельфинов не обучали убивать людей, так как иначе они бы просто начали нападать на своих, ведь отличить нашего аквалангиста от чужого животному сложно. Поэтому, достигнув цели, они только срывали с диверсанта ласты, маску и выталкивали его на поверхность.

Другой причиной, по которой военные отказались готовить из дельфинов убийц, стало их врожденное миролюбие по отношению к людям. Как показала практика, после атаки со смертельным исходом дельфины переживали сильнейший стресс и зачастую саботировали дальнейшие приказы. Тем не менее боевые средства поражения (ножи, иглы с парализующими или отравляющими веществами и даже пистолеты, надеваемые на нос и срабатывающие при ударе) в арсенале спецподразделений имелись.

В отличие от дельфинов морские львы и тюлени без всяких угрызений совести тыкали людей отравленными иглами.


4.3.3. Эхолокатор и подводный поиск

Помощь афалин была неоценима при поиске затонувших во время учебных стрельб торпед, ведь обнаружить их аквалангистам было практически невозможно. Для поиска учебных торпед дельфинам на морды надевали специальные рюкзаки с аудиомаяками и буйки с якорями. Обнаружив потерянную торпеду, они подплывали к ней, тыкались носом в грунт и сбрасывали аудиомаяк вместе с буйком. А дальше в дело вступали водолазы.

В своей специальности поисковые дельфины достигли невероятного мастерства. Они даже освоили подводное фотографирование. Специально для спецподразделения был разработан фотоаппарат, выдерживающий глубины свыше 100 метров. Животных учили правильно направлять объектив на цель, замирать и только в этот момент спускать затвор. А чтобы вспышка не ослепляла их, дельфинов обучили закрывать глаза во время съемок. Потом по фотографиям можно было легко определить, что за находка лежит на дне и стоит ли тратить силы на ее подъем.
Иногда за помощью к военным обращались и гражданские ведомства. К примеру, по просьбам археологов боевые дельфины искали и находили останки античных кораблей. С их помощью со дна поднимались древнегреческие амфоры и другие предметы старины.

4.3.4. Боевые дельфины на войне

Сегодня боевые дельфины используются в основном в Иране и в США. В Америке им даже присваивают звания. Последний раз об американских "боевых дельфинах" вспоминали во время иракской кампании, когда в Персидский залив были направлены девять дельфинов и команда морских львов. У побережья Кувейта морские животные сначала зачистили территорию от боевых пловцов противника, а потом приступили к обнаружению мин. Всего с их помощью было обнаружено более 100 мин.
Во время второй иракской войны в 2—3 году дельфинов также активно применяли для разминирования иракского порта Умм-Каср. Два дельфина по кличкам Такома и Макаи были доставлены к Умм-Касру вертолетом в специальных бассейнах. Макаи служит на американском флоте уже 20 лет, а о Такоме военные говорят, что это очень разговорчивое существо.

4.4. Дельфинье целительство

Купание с дельфинами это не просто радость и удовольствие. С некоторых пор это даже метод лечения. Ученые активно исследуют эффект дельфинотерапии. Отмечено, что люди, страдающие депрессией или другими заболеваниями, после контакта с дельфинами чувствуют себя лучше.

Благотворное воздействие на человека усиливают ультразвуковые сигналы, которые излучаются этими животными. Дельфины способны отыскивать тех людей, которые особенно нуждаются в их помощи.

4.4.1. Дельфинотерапия

Купание с дельфинами применяется в медицине, как компонент терапевтического лечения детей, страдающих психологическими заболеваниями и имеющих различные нарушения в развитии. Терапия с дельфинами зарекомендовала себя исключительно положительно.

Доказано, что ультразвук, издаваемый дельфинами при общении, стимулирует кору головного мозга и внутренние органы, оказывает благотворное влияние на центральную нервную систему.

Также общение с дельфинами стимулирует обменные, иммунные и другие процессы в организме, восстанавливает двигательные способности. После сеансов дельфинотерапии улучшается кровообращение, уменьшаются боли.

Дельфина психологи часто рекомендуют в качестве семейного психотерапевта, для совместного сеанса с любимым и семьей. Они каким-то непостижимым образом налаживают отношения между людьми, прекращают ссоры, учат терпимости.

4.4.2. Дельфин против болезней человека

Особенно восприимчивы к дельфинотерапии дети. Основными показаниями для курса дельфинотерапии у детей являются:

детский церебральный паралич;

ранний детский аутизм;

синдром Дауна и другая генетическая патология;

минимальная мозговая дисфункция, либо синдром дефицита внимания с гиперактивностью;

функциональные нарушения центральной нервной системы;

умственная отсталость (кроме глубокой степени), расстройства речи и слуха;

нейросенсорная тугоухость;

неврозы, посттравматические стрессовые расстройства;

депрессивные расстройства неэндогенного характера;

расстройства памяти, нарушения обучаемости.

В основе дельфинотерапии лежит игра ребенка и дельфина. Игровой процесс направляется специалистами на решение поставленных коррекционных задач. Дельфины как очень ласковые, чуткие и игривые животные играют с детьми много и охотно. Это тем более важно, так как именно игра является одной из основных составляющих психического развития ребенка.

Уникальный опыт близкого сенсорного контакта с дельфинами подталкивает больных, ушедших в себя детей к контактам, повышая их уверенность в себе, поощряя к исследованию окружающего мира. Такой контакт запускает в мозгу пациента увеличение числа эндорфинов — гормонов счастья, которые поднимают настроение.

Исследования показали, что даже пациенты с физическими пробемами, включая СПИД и рак, получают облегчение от дельфинотерапии.

Удовольствие, получаемое от плавания с дельфинами повышает иммунитет человка и помогает в борьбе с болезнью.

Удивительные факты о дельфинах

1) Люди пытались научить дельфинов иностранному языку, но у них не получилось;

2) Дельфины обладают способностью видеть себя в зеркале и любоваться своей красотой;

3) Благодаря способности эхолокации дельфины способны определить беременность женщины;

4) Дельфины способны узнать старого друга даже спустя 20 лет разлуки;

5) Музыка дельфинов (их голоса) помогает матерям, страдающим послеродовой депрессией;

6) Существует животное под названием косаткодельфин — гибрид косатки и дельфина. В настоящее время живы только два из них;

7) Дельфины любят заниматься серфингом;

8) Они очень романтичны и дарят подарки свои возлюбленным;

9) Существуют полностью розовые дельфины — альбиносы.

Заключение

Мы достигли цели проекта и решили поставленные задачи.

1) Узнали факты о жизни дельфинов: о питании, сне, общении;

2) Проанализировать их образ жизни;

3) Узнали особенности взаимодействия дельфинов и людей, об их тесной связи;

4) Определили их роль в жизни человека;

5) Посетили «Москвариум» с целью наблюдения за этими животными;

6) Подготовили проектный продукт - рисунок-плакат, иллюстрирующий взаимодействие дельфина и человека.

Список используемой литературы

1) Алексеева Е. А. Кит и другие морские животные / Е. А. Алексеева. - Росмэн-Пресс, 2012. – 32 с.

2) Бабушина Е. С. Пока улыбается дельфин. - Симферополь, Бизнес-Информ, 2002. - 64 с.

3) Белькович В.М. Наш друг-дельфин / В.М. Белькович, С.Е. Клейненберг, А.В. Яблоков. - М., Молодая гвардия,1967

4) Белькович В.М. Ориентация дельфинов. Механизмы и модели.- М., Наука. 2001.

5) Брюс Джулия. Все, что вы хотели знать о морских животных / Джулия Брюс. – Росмэн, 2010. – 40с.

6) Карвардин М. Киты и дельфины (карманный определитель видов). - М., Астрель, 2002. - 256с.

7) Солнцева Г.Н. Орган слуха морских млекопитающих. - М., Наука, 2006. - 202с.

Просмотров работы: 782