Молоко –полезный продукт

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Молоко –полезный продукт

Румбаль С.А. 1Старова Ю.Д. 1
1МОУ «Лаголовская школа»
Фаррахова Г.М. 1
1МОУ «Лаголовская школа»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Цель работы: обогатить знания о молоке как о ценном и полезном продукте для роста детского организма

Задачи:

1.Расширить знания о молоке и молочных продуктах, выявить роль молока в жизни человека

2.Формировать осознанное отношение к здоровому питанию

3.Сделать своими руками альбом и макет фермы.

4.На основе полученных сведений создать презентацию

Тип проекта: информационно - творческий.

Предмет исследования: молоко

Актуальность исследования.

Мы считаем, что молоко –источник здоровья. Но к сожалению, не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока. И в семье родители порой не уделяют достаточного внимания правильной и здоровой пище ребёнка. В результате у детей развиваются не приносящие здоровья вредные привычки в питании. Дети пьют газированные напитки, кока –колу.

Изучая и анализируя собранный материал, мы выдвинули гипотезу:

Если человек пьет молоко и ест молочные продукты, то его организм развивается лучше.

В своей работе мы использовали следующие методы:

1. Сбор информации из разных источников (Интернет, книги)

2.Опрос взрослых.

3.Наблюдение.

4.Анкетирование.

5.Экскурсия.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Что пьём на завтрак по утрам?

Из чего варят кашу нам?

Что пьёт учёный и поэт?

Его вкуснее в мире нет.

Его по вкусу узнают

Скажите как его зовут?

(мо –ло –ко)

(песня из мультфильма «Песенка загадка»)

Любимая песенка из мультфильма помнится сегодня большинству родителей, бабушек и дедушек: «Пейте, дети, молоко, будете здоровы».

О пользе молока для детей известно давно. И учёные снова подтвердили, что молоко детям необходимо. Они утверждают, что дети, которые выпивают в день хотя бы по стакану этого ценного напитка, имеют нормальную массу тела, меньше болеют, лучше учатся. Получается, что оно нам необходимо? Чем оно полезно?

Вот мы и решили узнать подробнее о молоке, о его воздействии на организм человека, как давно стали его использовать и где применяют.

Своё исследование мы начали с изучения теории.

История молока

Молоко –это то, что «мелят», доводят до состояния, когда оно «мелко» (размолоть), а когда это мелко кладут в воду, получают млеко, т.е. молоко. «Млеко, молоко» -питательная жидкость в грудях матерей, у млекопитающих животных для кормления детёныша.

Испокон веков крестьянин стремился обеспечить свою семью сначала хлебом и молоком, а уж потом "чем бог пошлет". Отсюда и извечная мечта русского народа о "молочных реках "- символе сытости и благополучия.

Легенды народов мира пронизаны упоминаниями о божественной роли этого напитка. Например, древние римляне считали, что Юпитер был выкормлен молоком небожительницы - козы Амалфеи и потому в качестве жертвоприношения подносили воинственному богу именно молоко.

Молоко животного люди впервые стали употреблять в пищу 9 тысяч лет назад до нашей эры, когда сумели одомашнить диких коров –туров, которых приводили из степей и лесов и держали в загоне. От них и пошли домашние животные. Со временем некоторые породы этого животного приспособили для получения молока. Поэтому тура можно считать родней нашей коровы. Уже 500 лет назад в северных частях России появились молочные буренки, а сам молочный промысел известен с IX века, о чем сохранились письменные свидетельства на берестяных грамотах.

Испокон века люди высоко ценили целебные свойства молока. Они называли его «соком жизни», «эликсиром жизни». Например, Гиппократ называл молоко лекарством. Он назначал молоко больным туберкулезом, рекомендовал пить молоко нервным людям, считая его успокаивающим средством. «Молоко –это изумительная пища, приготовленная самой природой», -писал академик Иван Павлов.

Опрос одноклассников (анкетирование)

Мы провели анкетирование среди одноклассников. Опросом было охвачено 18 человек. Анкета включала следующие вопросы.

На вопрос: Какие напитки ты любишь?

Молоко включили в список любимых продуктов -11 человек (61%)

Любите ли вы молоко? (да -72%, нет -6%, не очень -23%)

Является ли молоко полезным продуктом? Если да, чем оно полезно?

Да, молоко является полезным продуктом, согласились все -100%

Чем оно полезно? Смогли ответить лишь 66%

Какие молочные продукты вы знаете?

Все 18 учащихся указали не мене 5 молочных продуктов.

На вопрос: Часто ли вы в семье употребляете кисло –молочные продукты?

К сожалению, 55% ответили –да, часто. (См. Рис.1)

Проект «Школьное молоко»

В России программа стартовала весной 2005 года, и в настоящее время пилотные проекты «Школьное молоко» отработаны во многих регионах РФ, среди которых и Ленинградская область.

Главная задача Программы: укрепление здоровья подрастающего поколения и формирование у школьников осознанного отношения к здоровому питанию. В настоящее время, 98% жителей России испытывают витаминную недостаточность, и школьники не являются исключением. По данным Минздравсоцразвития РФ, лишь менее 5 % российских детей, оканчивающих сегодня школу, можно считать здоровыми.

При этом каждый второй школьник имеет те или иные проблемы с пищеварительной системой организма. Среди причин, дефицит молока в рационе питания учащихся.

Каждый день в нашей школе нам дают по стакану молока.

В возрасте с 6 до 14 лет организм ребенка должен получить более килограмма кальция. Выпивая всего 200 мл натурального молока, дети получают 40% дневной нормы кальция и витамина B2, 24 % витамина А и до 16% жиров и белка. Исследования показали, что тот, кто регулярно пьет молоко, менее подвержен язве желудка, даже если он предрасположен к этому заболеванию.

Известно, что молоко может предупреждать стрессы. Выпитый перед сном стакан молока ускоряет и облегчает засыпание.

Молоко состоит из воды - 87, 5% (необходима для растворения веществ), белков - 3,2% (укрепление мышц); жиров - 3,5% (обеспечивает организм энергией); углеводов - 5% (для питания мозга, для деятельности нервной системы).

Коровье молоко содержит более 20 витаминов. Витамин А -для хорошего зрения, В –для роста. В возрасте с 6 до 14 лет организм ребенка должен получить более килограмма кальция. Выпивая всего 200 мл натурального молока, дети получают 40% дневной нормы Кальций укрепляет кости, зубную эмаль. Калия (для укрепления нервной системы), магния (влияет на работу сердца), железа, фосфора (является составной частью нервной ткани и клеток мозга) (См. Рис. 2)

Материнское грудное молоко – это единственная идеальная пища, защита от многих болезней. Помните, что аналогов грудному молоку нет во всём мире.

Разновидности молока

Калорийность козьего молока выше, чем у коровьего, содержит больше количества белка, магния, железа. Такое молоко используется для детского питания, так как лучше усваивается.

Оленье молоко употребляют северные народы. Оно очень густое, напоминают сливки, содержит более 18% жира. По питательности 1 л оленьего молока равен 4 л коровьего. Из кобыльего молока делается кумыс, который очень полезен. Есть ещё оленье, верблюжье, овечье, буйволиное молоко.

Молоком также называют некоторые напитки растительного происхождения.

Соевое молоко. Напиток из соевых бобов по внешнему виду напоминает коровье молоко. Вкус унего сладковатый, слегка бобовый. Также из соевого молока делают тофу. Родиной соевого молока считается Восточная Азия.

Кокосовое молоко делают из мякоти кокоса, смешивая её с водой. По консистенции оно напоминает белоснежные сливки и содержит 27% жира. На кокосовом молоке готовится множество блюд восточной кухни.

Молоко коровьего дерева. Это растительное молоко жители Южной Америки «доят» из разрезов на стволах тропических деревьев – галактодендронов. Этот млечный сок используют не только в пищу, но и как лекарство от астмы. Но это молоко быстро портится.

Рисовое молоко. Приготовить его можно в домашних условиях. 0,5 стакана риса отварить в 4 стаканах воды до полной мягкости, для вкуса можно добавить ваниль, корицу. Остудить, измельчить в блендере, дать отстояться и процедить через марлю. Такое молоко богато клетчаткой, кальцием, витаминами.

Кедровое молоко. В кедровом молоке больше жира, фосфора, марганца, белков и микроэлементов, чем в коровьем. Ядрышки подсушенных в печи орехов растирают в ступе, постепенно добавляя горячую воду, кашицу переливают в чугунок и в русской печи доводят до кипения. Получаются кедровые сливки. Если в них добавить кипяченую воду, получится кедровое молоко. Рецепт приготовления вы найдете в нашем альбоме. (см. Рис. 3).

Молочные продукты

Когда – то люди использовали просто молоко. А потом научились из него делать другие молочные продукты. Одним из замечательных свойств молока является его способность к сквашиванию. Люди давно заметили это свойство и стали готовить из него простоквашу, татары –катык, грузины –мацони, казахи –кумыс. Кисло –молочные продукты лучше и быстрее усваиваются организмом, чем само молоко. Посетив магазин «Нетто» в нашем посёлке, я убедилась, что на прилавках есть молочные продукты разных видов. Вот какие продукты, изготовленные из молока, продаются в нашем магазине. Это молоко, сметана, сыры, творог, творожные сырки, кефир, айран, ряженка, масло и т.д.

Приготовление молока в домашних условиях (опыты)

В домашних условиях мы приготовили творог из натурального молока, катык (или ряженку) из молока, купленного в магазине. Подробный рецепт приготовления этих продуктов описан в нашем альбоме. (См. Рис 4; См. Рис 5).

8. Польза и вред молока

В чём же вред молока?

Молоко повышает уровень глюкозы в крови.

Молоко может вызвать у человека аллергию, расстройство кишечника.

Не рекомендуется давать молоко детям младше года, так как может вызвать аллергию.

Молоко оказывает нагрузку на почки.

Молоко является благоприятной средой для болезнетворных микроорганизмов.

Кому нельзя пить молоко?

Детям младше года

Больным сахарным диабетом.

Людям с заболеваниями почек.

Когда нельзя пить молоко?

Нельзя пить молоко без тепловой обработки.

Нельзя пить молоко, если нарушены сроки и условия его хранения. (См. Рис. 6)

9.Экскурсия и интервью

Мы всем классом посетили молочную ферму в посёлке Виллози. См. Рис. 7; Рис. 8; Рис. 9. Брали интервью у главного зоотехника. Вот что она нам рассказала. Рис. 10.

- Я, Румбаль София, ученица 3 класса Лаголовской школы.

- Добрый день, я Галина Павловна, занимаюсь животноводством. Я нахожусь в должности главного зоотехника.

- Галина Павловна, я работаю над проектом молоко- полезный продукт. Могли бы Вы ответить на мои вопросы?

-Да, с удовольствием.

- Сколько коров в Вашем хозяйстве?

- В нашем хозяйстве находится 460 коров.

- Какие породы у Ваших коров?

-Черно-пестрые.

- Сколько раз Вы в день доите коров?

- Доем коров два раза в день, утром и вечером, а которые дают много молока, доим три раза в день.

- Что, по Вашему мнению, влияет на качество молока?

- На качество молока влияет очень многое. Качество корма, чистая посуда и люди, чтобы добросовестно относились к своей работе.

- Сколько в среднем литров молока корова дает в сутки?

- В среднем по колхозу 25 литров на корову.

-Кто ухаживает за Вашими коровами?

- Рабочие.

- Есть ли клички у Ваших коров?

- Клички есть, но на данный момент на их ушах висят номера и по номерам в журнале можно определить кличку коровы.

- Спасибо. Мне было с Вами очень интересно с Вами беседовать.

- Спасибо, мне с тобой тоже было интересно разговаривать.

10. Использование молока

Молоко используется в пищевой промышленности, косметологии, народной медицине.

Мы провели в домашних условиях следующий эксперимент: «Подогрели молоко, влив в него немного сока лимона. Молоко сразу свернулось большими хлопьями, а поверх него образовалась сыворотка». В результате этих действий появился молочный продукт. Сыворотку можно использовать для улучшения состояния кожи, волос, ногтей (при употреблении внутрь и при наружном применении). См. Рис. 11.

Из молока и молочных продуктов можно приготовить. См. Рис.12.

Супы молочные.

Каши молочные.

Напитки молочные.

Выпечка.

Пудинги и запеканки.

Соусы и крема.

Мороженое.

11. Интересные факты

Самые красивые женщины мира использовали молоко, чтобы сохранить свою красоту и молодость на долгие годы: царица Египта Клеопатра ежедневно принимала молочные ванны. А жена Нерона Помпея всегда брала с собой в путешествие 500 ослиц, чтобы иметь возможность принимать молочные ванны, улучшающие кожу.

12. Творческий опыт

В результате исследований на эту тему мы создали альбом, посвященной данной теме. В наш альбом мы включили различные загадки, пословицы, стихи, притчи, песни, фразеологизмы, народные приметы о молоке, а также рецепты приготовления различных блюд из молока. См. Рис. 3.

На создание альбома мы не остановились и решили создать своими руками макет фермы. См. Рис. 13; Рис. 14.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, изучив литературу, посетив магазины, молочную ферму, опытным путём убедившись в полезности молока, мы пришли к выводам.

1.Молоко - жизненно необходимый продукт питания для всех живых организмов. Поэтому следует отдавать предпочтение не сладким газированным напиткам, а молоке.

2. Многие кисло - молочные продукты можно приготовить в домашних условиях, при этом они также вкусны и полезны.

Узнав столько интересного про молоко, мы поняли, что молоко – полезный и ценный продукт. У нас появилось желание употреблять его в пищу.

Таким образом, мы считаем, что выдвинутая гипотеза подтвердилась.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

http://www.nachalka.com/nod/284

http://leg-mif.narod.ru/playcast/cast_22.html

http://absurdopedia.wikia.com/wiki/Корова

Горбатов К.К. Биохимия молока и молочных продуктов. М.: «Легкая промышленность»; 1984 г.

Степанова И.В. Всё о молоке. - М.: ЭКСМО, 2006г.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рис.1.

Рис.2.

Рис. 3

Рис. 4

Приготовление творога

Рис.5

Приготовление йогурта

Рис. 6

Продукты

Срок хранения (при температуре от +4 до +8º С)

Молоко сырое

20 час.

Кисломолочные продукты

24 час.

Творог

36 час.

Сметана

72 час.

Сыр

от 5 до 15 сут.

Масло сливочное

5 сут.

Масло топленое

15 сут.

Рис. 7

Рис. 8

Рис.9

Рис.10

Рис. 11

Рис. 12

Виды блюд

Названия блюд

Супы

С крупами, с макаронными изделиями, с овощами, с клецками или галушками

Каши

Манная, рисовая, пшеничная, овсяная

Творожные блюда

Сырники, запеканки, пудинги, крупеники, творог с молоком, творог со сметаной

Соусы и заправки

Молочный, сметанный, сметанный с томатом, сметанная заправка

Сладкие блюда и напитки

Молочный кисель, молочное желе, молочные кремы, мороженое, коктейль

Изделия из теста

Вареники, блинчики, оладьи, пироги, ватрушки

Рис. 13

Рис. 14

Просмотров работы: 452