Таинственный мир карстовых пещер

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Таинственный мир карстовых пещер

Алтухова А.А. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 8"
Бурдина Н.С. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 8"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Весь окружающий мир удивителен и интересен! Природа не перестает нас удивлять. Прошлым летом я побывала в Новомурадымовской карстовой пещере. Она находится на территории республики Башкортостан. Экскурсия в пещеру произвела на меня потрясающее впечатление! Меня поразило величие гротов и причудливость сводов пещеры, а подземная речка порадовала своим журчанием и холодной водой. Особую красоту пещере придают живописные кальцитовые натеки на стенах. Еще я увидела причудливые наросты – сталактиты и сталагмиты. Для того, чтобы больше и подробнее узнать о пещерах, я решила заняться исследовательской работой по теме «Таинственный мир карстовых пещер». Также я задумалась: можно ли вырастить сталактит в домашних условиях? (проблемный вопрос) Личностно значимым для меня является посещение и изучение Новомурадымовской пещеры.

Цель работы: посещение и изучение Новомурадымовской пещеры, выращивание сталактита в домашних условиях.

Гипотеза: если изучить условия Новомурадымовской пещеры, то возможно вырастить сталактит в домашних условиях.

Объект исследования: карстовая пещера и сталактит.

Предмет исследования: натечные образования карстовых пещер.

Задачи:

1. собрать и изучить материал о пещерах;

2. узнать историю Новомурадымовской пещеры;

3. изучить процесс образования сталактитов и сталагмитов;

4. вырастить сталактит в домашних условиях.

Этапы исследования:

Я побываю в карстовой пещере;

Подберу теоретический и практический материалы исследования;

Оформлю материал в виде проекта и презентации;

Методы исследования: наглядный, поисковый, краеведческий, эксперимент, наблюдение.

Теоретическая значимость: мне хотелось познакомить одноклассников с результатами и выводами исследования по выбранной теме.

Практическая значимость проекта: данная работа будет интересна и полезна: одноклассникам – при изучении школьной программы по окружающему миру;педагогам – при подготовке к урокам; родителям – для интересного общения в семейном кругу и оказания помощи детям при подготовке к урокам.

Основная часть.

Глава I. Теоретическая часть.

1. История происхождения пещер и их виды.

Пещеры с дpевнейшиx времен связаны с историей развития человечества. В эпоху каменного века человек многие из них приспособил под свои жилища, укрываясь в пещерах от природных стихий и диких животных. Греки верили, что пещеры были храмами их богов. В древнем Риме считали, что в пещерах обитают нимфы и колдуньи. В наши дни обширные и прекрасные пещеры привлекают туристов. Пещеры – это большие пустоты внутри холмов, гор и скал. Пещеры состоят из расширенных (галереи, гроты, залы) и узких (проходы, ходы) участков. По отдельным пещерам протекают потоки воды, в других – после их образования вода уходит вниз, и пещера высыхает. Для внутренней части пещер характерен особый микроклимат: отсутствие солнечного света, постоянство температур, высокая влажность, повышенная концентрация углекислого газа, застойный или ветровой воздухообмен. Пещеры изучает специальная наука – спелеология. Ученые исследуют расположение пещер, микроклимат, протекающие в них воды, жизнь в пещерах и их использование в прошлом и настоящем.

Карстовые пещеры.Это наиболее крупные пещеры. Пещеры образуются вследствие растворения пород водой. Полости карстовых пещер часто украшены капельными и натечными образованиями. (Приложение №1)

Тектонические пещеры.Возникают в любых породах в результате образования тектонических разломов, при движении горных пород и даже плит.

(Приложение №2)

Эрозионные пещеры.Образуются при механических воздействиях на горные породы. Часто такие пещеры образуются на берегу моря под действием прибоя, но они невелики. (Приложение №3)

Вулканические пещеры. Возникают при извержениях вулканов.

(Приложение №4)

Ледниковые пещеры. Пещеры, образуемые в теле ледников талой водой.

(Приложение №5)2. Обитатели пещер

У входа в пещеру в полумраке еще встречаются растения. Так, во влажных местах растут мхи, лишайники и папоротники. У входа в пещеру зимуют некоторые виды бабочек. Некоторые животные находятся в пещерах в период размножения – такие как насекомые, живущие в почве, и некоторые млекопитающие и птицы. В глубине пещер из – за недостатка света нет растений.

(Приложение №6)

Живые организмы, встречающиеся в пещере делятся на три группы: организмы, которые случайно попали в пещеру и не способны выжить (троглоксены).

(Приложение №7)

способные жить как в пещерах, так и на поверхности (триглофилы) Такие животные одинаково хорошо чувствуют себя и в пещерах. К ним относятся: кузнечики, пауки, сенокосцы, дождевые черви. (Приложение №8)

способные жить и размножаться исключительно в условиях пещер (триглобионты). Большинство животных, обитающих в пещерах, рождается, живет и умирает в подземном мире. Они способны жить только под землей и никогда не встречаются на ее поверхности. (Приложение №9)

Во многих пещерах живут огромными колониями летучие мыши. Многие их виды используют пещеры как ежедневное укрытие или для зимовки.

3. Карстовые пещеры

Красота многих карстовых пещер поражает, и бывает трудно поверить, что всё это великолепие создала обыкновенная вода, растворяющая горные породы. Одна из характерных особенностей многих карстовых пещер – образование красивых натёчных форм, таких как сталактиты и сталагмиты.

Образование карстовых пещер.Карст – процессы и явления, связанные с деятельностью воды, выражающиеся в растворении горных пород с образованиями пустот. Там, где распространены каменная соль, гипс, мел, мрамор, известняки, доломиты, поверхностные и подземные воды вымывают в них большие и малые полости. В результате многолетнего процесса растворения известковых пород образуются провалы, карстовые пещеры, гроты.

(Приложение №10)

Коварный карст.Если где – то земная кора сложена из карстовых пород, то неудивительно, что вдруг уходят с поверхности, проваливаются под землю реки, ручьи, озера. Некоторые реки внезапно «выныривают» на поверхность. Существуют легенды о внезапно исчезающих, проваливающихся под землю городах, о невидимом граде Китеже, например. (Приложение № 11)

Вывод: Пещеры образуются по – разному. По происхождению, спелеологи выделяют пять видов пещер, но все они по – своему прекрасны и самобытны.

4. Новомурадымовская пещера

История освоения.

В живописном уголке республики Башкортостан расположен природный парк «Мурадымовское ущелье». Это огромный скалистый каньон, который протянулся вдоль живописной реки Большой Ик. Природный парк «Мурадымовское ущелье» – единственный в своем роде: на его территории сконцентрировано сразу 46 пещер! Больше нигде на Урале нет ничего подобного. Объекты, расположенные на этой территории, представляют большую ценность – научную, культурно– историческую, эстетическую. Наиболее известны три пещеры парка – Старомурадымовская, Новомурадымовская и грот Голубиный. (Приложение № 12)

Самая длинная пещера Мурадымовского ущелья – Новомурадымовская пещера. Самая протяженная и самая богатая натечными образования пещера парка. Первый инструментальный план пещеры был составлен ещё в 1967 г. топографами Стерлитамакской геолого – поисковой конторы. Первое детальное спелеологическое обследование пещеры было произведено спелеогруппой БТГУ под руководством В. И. Мартина. В результате был несколько уточнен ранее составленный план пещеры и впервые составлены разрезы к нему.

(Приложение № 13)

В ноябре 1991 г. Кумертауские спелеологи, пользуясь исключительно засушливым временем, обнаружили соединение двух пещер – Новомурадымовская и Водосбросовая, Таким образом, Новомурадымовская пещера имеет два выхода на поверхность, один из которых трудно проходим (затоплен). Общая протяженность двух пещер составляет 1850 метров, а глубина – 108 метров. Посещать пещеру лучше всего зимой и летом.

Экскурсия в пещеру – мой взгляд изнутри.Этим летом я получила незабываемое впечатление, когда посетила данную пещеру с экскурсией! Будто попадаешь в мир волшебных таинств. Доступный вход в пещеру располагается на дне карстовой воронки. Чтобы добраться до него, сначала надо перебраться через речку «Большой Ик» по маленькому деревянному мостику. Далее нужно преодолеть 800 метров в гору по узкой извилистой тропинке. Тропинка пролегает через живописное ущелье меж скал. Подъем сложный: крутой, каменистый, выложен старыми корнями деревьев, местами очень скользкий. Так мы подошли к заветному месту – к входу в Новомурадымовскую пещеру. Дорога заняла у нас 25 минут. Мы немного устали, потому что было очень жарко. Я не понимала, зачем мы еще взяли с собой теплые вещи? Здесь, перед входом в пещеру, расположен домик экскурсовода. В нем хранится необходимое снаряжение для посещения пещеры. Мне выдали каску с фонариком, резиновые сапоги и перчатки, только так можно начинать экскурсию в пещеру. Потом нам прочитали инструктаж о том, как правильно проходить маршрут и как вести себя в пещере. Я даже расписалась в тетрадке вместе с остальными взрослыми. Мне не терпелось посмотреть пещеру! И пока вся группа собиралась, я подошла к решетке, которая закрывала вход и заглянула вглубь пещеры. Внутри было темно и веяло холодом. Экскурсовод сказал, что средняя температура в пещере всего +4 градуса. Тогда мы надели теплые вещи. И теперь я поняла, зачем мы их с собой взяли. Экскурсия началась! Мы включили фонарики и перешагнули через решетку на входе пещеры. Здесь сразу начинается длинный и крутой спуск, оборудованный лестницей. По ней предстояло спускаться вперед спиной! Аккуратно преодолев скользкий спуск, нога наступила на холодный грунт пещеры, я огляделась вокруг и увидела огромное подземное пространство, напоминающее каменный зал. Хорошо, что были с собой фонарики, – в подземных пустотах было очень темно! С замиранием сердца я разглядывала пространства подземелья. Попав в подземные дворцы, меня охватили холод и сырость. От увиденного захватывало дыхание. Мне в какой–то момент стало страшно, хотелось быстрее выйти оттуда. Но я справилась с волнением, потому что я смелая и любознательная. А еще я держалась за мамину руку! Я захотела потрогать стены пещеры, сняла перчатку и провела рукой по каменной стенке, – она была холодной, влажной и скользкой. Дальше мы пошли по сильно виляющему и узкому коридору с постепенно спускающимся полом, длиной около 100 м. Этот коридор приводит к провалу "Чертов мостик" – одно из самых труднопроходимых мест пещеры. Здесь организованы специальные поручни в виде железных перил для безопасного передвижения. Далее, повернув от мостика налево, мы попадаем в следующее место, названное спелеологами – "Концертный зал". Примечательность зала в том, что он имеет необычную акустику. Если создать тишину и прислушаться, можно услышать, как капающая вода образует причудливую мелодию. От "Концертного зала" мы продолжали движение вглубь пещеры. Узкие коридоры сменялись залами и гротами. У каждого зала пещеры есть свое название: «Приют топографа», «Мечта геолога», «Отдых» и другие. Передвижение по пространствам подземелья местами было очень опасным. Скользкие большие и маленькие камни, крутые спуски заставляли передвигаться крайне осторожно. Где-то коридор становился настолько низким, что даже приходилось проходить на полусогнутых ногах, чтобы не задеть головой стены пещеры! На всем протяжении то слева, то справа можно видеть живописные "кальцитовые водопады". И чего там только нет – и русалка, и медузы, танцующие в карнавальном танце, и водопады!  Трудно поверить в то, что все эти рисунки – это творение природы, а не человека. В одном из залов я увидела сталактиты! Они были не очень большие и свисали с потолка пещеры. Один крупный сталактит носит название «люстра». И действительно сталактит похож на огромную люстру. С одной стороны он белый, с другой – черный.Потом мы дошли до подземного ручья, который бежит вдоль зала "Мечта геолога". Вода в нем была чистая, прозрачная и холодная. Вот зачем мне понадобились резиновые сапоги! Уровень воды в ручье был не большой – до середины моих сапог. Здесь даже есть подземный родник, из которого можно было попить воды. Дальше мы шли вдоль этого ручья до конца маршрута.В ходе экскурсии гид рассказывал нам истории о происхождения пещеры, о том, как шло её освоение. Эта экскурсия запомнится мне надолго! Вывод: Перед тем, как посетить пещеру я даже не представляла, как она может выглядеть и что в ней находится. Оказывается, это огромный лабиринт, состоящий из гротов и соединяющих их проходов!

5.Как образуются сталактиты и сталагмиты

Посетители пещер могут наблюдать уникальное по своей красоте зрелище – группы сталактитов и сталагмитов. Когда вы смотрите на них под разными углами или светите фонариком, то они словно меняют свои цвета и формы. Сталактит переводится как «натекший по капле». То есть это своеобразная известковая сосулька, свисающая с потолка карстовой пещеры. Поры, сквозь которые влага просачивается внутрь, очень маленькие. Из – за этого вода не сбегает ручейками, а капает с потолка пещер. Капля воды падает, а мельчайшие частички минералов остаются на потолке пещеры. За упавшей каплей следует новая и так далее. Через много–много лет на потолке пещеры вырастает сталактит – каменная сосулька. А на полу, на том месте, куда со сталактита стекает вода, образуется сталагмит. Через тысячи лет сталактит и сталагмит соединяются и превращаются в колонну – сталагнат. Сталагмиты всегда толще и крупнее сталактитов, поскольку вся попавшая с водой осадочная порода, стекает вниз по стенкам, достраивая нарост. Мельчайшие частички солей различных минералов, растворённые в воде, раскрашивают сталактиты в разные цвета: розовые, желтые, синие, красные, черные. Образование сталактитов и сталагмитов – процесс длительный. По приблизительным подсчетам ученых, чтобы подрасти на 1 см, им требуется около 100 лет.

Вывод: скорость роста зависит от скорости капели, влажности внутрипещерного воздуха, температуры и состава растворенных пород.

Глава II. Практическая часть.

1.Выращивание сталактита

Одной из достопримечательностей пещеры для меня явился сталактит. Меня заинтересовал процесс выращивания сталактита в домашних условиях. Привлек тот факт, что сталактиты растут в пещерах сотнями лет, а я могу наблюдать этот процесс дома! Узнав, что сталактиты и сталагмиты могут быть известняковыми, ледяными, гипсовыми, лавовыми, соляными, я решила, что в домашних условиях я могу вырастить только соляной сталактит, потому что остальные сложны для работы или просто недоступны. Я узнала, что, когда капли испаряются, они оставляют немного растворенного в них твердого вещества. Из – за того, что у меня в воде будет растворено большое количество твердого вещества, я увижу результат уже через две или три недели.

Вывод: я хочу вырастить собственный сталактит, который будут расти между двумя стаканами на нитке.

2.Ход эксперимента

9 сентября 2018 года я начала проведение эксперимента по выращиванию сталактита. Для опыта мне понадобилось: поваренная соль, два стакана, блюдце, нить, теплая вода, порошок медного купороса. Я приготовила насыщенный раствор соли следующим образом. В литровую банку налила теплой воды (чтобы соль быстрее растворялась) и стала насыпать в нее поваренную соль. Перемешивая раствор, я постепенно досыпала соль до тех пор, пока она не перестала растворяться. Несколько крупинок медного купороса я добавила для красоты выращиваемого сталактита. Оставила банку на 5 минут для полного растворения соли, затем профильтровала соляной раствор. Полученный раствор я распределила на два стакана. Опыт решила проводить на подоконнике в своей комнате, чтобы постоянно наблюдать за ходом эксперимента. Там и разместила на подносе стаканы на некотором расстоянии друг от друга. В стаканы опустила концы приготовленной нитки так, чтобы ее большая часть провисала между ними, а концы касались дна в каждом стакане. На концы нити я привязала грузики. Под провисающую нитку я поставила блюдце. Я вела ежедневные наблюдения за процессом. Результаты наблюдения заносила в таблицу.

29 сентября я закончила свой эксперимент по выращиванию сталактита в домашних условиях. Мне удалось вырастить сталактит. Только выращенный мною сталактит не был похож на сосульку, которую я ожидала увидеть. Он соответствует форме соляного сталактита, которые не имеют четкого направления роста. (Приложение № 14)

Вывод: домашний сталактит вырос гораздо быстрее, чем в естественных условиях пещер. Моя гипотеза подтвердилась!

Заключение.

Итак, работая над проектом, я лично посетила карстовую пещеру, впервые увидела сталактиты и сталагмиты, выяснила, как они растут, изучила, какие виды пещер бывают, как образуются карстовые пещеры, , изучила обитателей пещер. Я впервые познакомилась с таким понятием, как карст. Еще я узнала, что есть специальная наука, изучающая пещеры – «спелеология». В ходе исследовательской работы на основе полученных представлений о сталактитах я создала его малое подобие в домашних условиях. Мной был сделан макет грота пещеры, в котором находится выращенный сталактит. По результатам проведенного эксперимента моя гипотеза о том, что можно вырастить сталактит в домашних условиях, подтвердилась. Я так благодарна своей маме за то, что побывала в таком уникальном месте! В дальнейшем я планирую посетить другие карстовые пещеры. Я читала, что в одной из пещер (Каповой) были найдены наскальные рисунки древних людей. И меня очень заинтересовала эта история.

Список использованных источников и литературы.

Литературные источники:

1.Маркин, В.А. Я познаю мир. Детская энциклопедия: география. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2013. – 500 с.

2. Дженни Тайлер. Всемирная география/ Дженни Тайлер. Лайза Уоттс, Кэрол Боуир. Перев. С англ. Комиссарова Е.В. – М.: «Издательский дом Росмэн», 2015. – 610 с.

Интернет источники:

1.https://pikabu.ru/ Истории. Мурадымовское ущелье

2.https://ru.wikipedia.org/ Мурадымовское ущелье

3.https://greenexp.ru/ Новомурадымовская пещера

4.https://nashural.ru/ Пещеры Башкирии. Новомурадымовская пещера

Фотоматериалы:

1.http://ant–ufa.com/ Новомурадымовская пещера

2.https://fishki.net/ Жизнь во тьме

3.http://zhivotnue.ru/ Животные пещер

4.http://encyclopedia.dljatebja.ru/ Мир вокруг. Как появились пещеры

Так же при создании презентации использованы теоретические материалы и фотографии музея заповедника Шульган–Таш

Приложения.

П риложение №1

Приложение №2

Приложение №3

П риложение №4

П риложение №5

Приложение №6

Приложение №7

Приложение №8

П риложение №9

Приложение №10

Приложение №11

Приложение №12

Приложение №13

Приложение № 14

Дата наблюдения

Что наблюдала

Примечания. Фото

9 сентября

Нить начала пропитываться раствором. Через 2 часа на середине нитки повисла капля. Затем через некоторое время, не удерживаясь на нити, капля упала вниз.

На месте первой капли появлялись другие капли, которые через время тоже падали вниз.

10 сентября

На нитке образовался белый налет. Посередине нити я снова наблюдала капли.

Мама объяснила, что это растут мелкие кристаллы на нитке.

11сентября

В центре падающих капель, я разглядела маленький кристалл, прикрепленный к нити.

Это начался процесс кристаллизации.

12сентября

Кристаллик, образовавшийся на нитке, стал заметно больше. Теперь капли стекали с этого соляного образования, а не с нитки.

Получилось как в настоящей пещере!

13 сентября

Мой сталактит стал шире.

Нить значительно обросла кристалликами, они укрупнились, стали отчетливо видны.

 

14 сентября

Нить покрылась толстым соляным слоем. Кубики кристаллов уже нельзя было рассмотреть, они слились в одну массу.

На нитке тоже происходит процесс роста кристалла.

16 сентября

Сталактит разрастается вширь.

Нитка стала похожа на соляное ожерелье.

 

18сентября

Рост сталактита прекратился. Продолжало нарастать соляное ожерелье на нитке.

Раствор из стаканов расходовался на рост кристаллов на нитке.

19 сентября

Приняла решение избавиться от соляного налета на нитке для продолжения роста соляного сталактита.

Попросила маму убрать кристаллы с нитки.

20 сентября

Наблюдаю, как медленно стекают со сталактита капли.

Теперь жидкость из стаканов расходуется на рост моего домашнего сталактита.

21 сентября

Произвела долив насыщенного соляного раствора в стаканы.

Так как уровень жидкости наполовину уменьшился.

25 сентября

Сталактит заметно увеличился в размерах.

Нить по–прежнему стала обрастать соляным налетом

 

29 сентября

Сталактит приобрел внушительные размеры и толщину. На этом я заканчиваю выращивание сталактита.

Размер сталактита на сегодня составляет 3,5 см. в длину и 2,35 см. в ширину.

Просмотров работы: 708