Театр глазами юного зрителя

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Театр глазами юного зрителя

Засецкая Д.В. 1
1Голицынская СОШ №1
Скворцова И.И. 1
1Голицынская СОШ №1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

С самого раннего возраста я люблю посещать детские театры. Сейчас я хожу театр каждые каникулы. Я побывала уже на многих детских постановках Московских театров. Каждый спектакль переносит тебя в удивительную историю.

Однако все чаще я слышу, что театр — это искусство, которое не пользуется популярностью. Зачем тратить время ходить в театр, если можно посмотреть телевизор, что гораздо интереснее, сходить в кино или остаться дома, поиграть в компьютерную игру и пообщаться в социальных сетях. Почему искусство, притягивающее к себе людей многие столетия, стало менее популярно?

По данном статистического ежегодника «Россия в цифрах» за 2018 год несмотря на рост численности профессиональных театров в России с 421 в 1992 году до 651 в 2016 году (прирост 35%), численность зрителей театров снизилась с 44,2 млн. человек в 1992 году до 38,9 млн. человек в 2016 году (снижение 12%).

Русское театральное искусство – это гордость нашей страны. Большой Театр г. Москвы входит в 10 лучших театров мира. И этому искусству в нашей стране с давних времен уделяется очень большое внимание. Сейчас, театр претерпевает большую конкуренцию со стороны кино и телевидения. И проблема популярности театрального искусства и его дальнейшего развития особенно актуальна. Поэтому в апреле 2018 года президент РФ по итогам встречи с председателем союза Театральных деятелей издал указ, в котором 2019 год назначен годом театра в России.

Актуальность моего исследования в его возможности найти и проанализировать способы повысить интерес детей младшего школьного возраста к театру. Так как именно дети этого возраста на сегодняшний день представляют собой будущее нашей страны, и от них зависит, будет ли Русский Театр «мировым», как и на протяжении многих столетий. С идеей своего исследования я обратилась к художественному руководителю Малого Академического Театра г. Москвы Юрию Мефодьевичу Соломину, который поддержал мою инициативу. Это еще раз подчеркивает, что мое исследование актуально не только на уровне школы, но и на региональном и государственном уровне.

В наши дни театры предлагают очень большой репертуар детских спектаклей с яркими костюмами и интересными, зачастую интерактивными декорациями, однако это не приводит к росту популярности этого искусства у детей, в случае сохранения такой тенденции, через 10-15 лет театральное искусство в России будет на грани исчезновения, поэтому возникает необходимость изучить эту проблему и найти методы привлечь внимание детей к этому искусству. В своем исследовании я постараюсь найти пути решения данной проблемы.

Объект исследования: детский театр

Предмет исследования: популярность театрального искусства у детей младшего школьного возраста и методы ее повышения.

Гипотеза: я предположу, что проведение различных мероприятий в театральной тематике, может увеличить интерес детей к театру как к досугу.

Цель исследования: создание эффективных способов привлечения интереса детей к театру, как досуга.

Я поставила перед собой ряд задач:

познакомиться с понятием театра, его структурой и видами, определить его роль в социальном и культурном развитии детей;

изучить историю развития детского театрального искусства в России;

выделить круг проблем в детском театре;

провести статистический анализ посещаемости детских театральных постановок за последние 3 года;

провести сравнительный анализ популярности детского театра и других видов детского досуга;

найти эффективные способы популяризации театра у детей;

провести мероприятия и оценить их эффективность;

В качестве методов для решения поставленных задач я использовала:

изучение литературы;

сбор числовой информации из открытых источников;

статистические методы анализа числовой информации: анализ динамики, построение диаграмм;

анкетирование;

подготовка экспериментальных материалов;

статистический анализ нечисловой информации на основе полученных результатов;

Театр несет в себе образовательную, культурную, социальную функцию поэтому снижение интереса к этому искусству, в том числе и у детей, в наше время является важной проблемой. Практическая значимость моего исследования - вызвать у друзей интерес к театру и желание посещать театральные постановки.

Глава 1: Теоретическая часть

В первой, теоретической части моей исследовательской работы я определю основные понятия театра, его структуру, виды и роль в жизни современного человека. Для этого я прочитала книги: Александры Савиной «Театр. Актер. Режиссер.» и Светланы Петраудзе «Детям об искусстве. Театр».

Далее, так как мое исследование посвящено именно детскому театру, я считаю необходимым более детально познакомится с историй развития детского театрального искусства в России, и узнать каким он был в момент своего возникновения, кто стоял у истоков современного детского театра, и какой он сейчас. Для ответов на эти вопросы я прочитала книгу об истории театра: В. Викторова «Наталья Сац и детский музыкальный театр»

В третий раздел теоретической главы я выделю проблематику современного детского театра. Выясню, какие основные трудности в развитии детского театра отмечают для себя деятели искусств, какие направления решения этих вопросов видят. Для этого я воспользуюсь статьями из интернета, посвященными этим вопросам.

Театральное искусство, его виды и роль в жизни общества

Театр (от греч. место для зрелищ) – это род искусства специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой [9]. Своими корнями театральное искусство уходит во времена Древней Греции. Именно здесь в VI веке до нашей эры появились первые театры. Однако если в древние времена существовали отдельно стоящие здания, в которых происходило театральное действо, то в средние века они практически перестали строиться и театр вышел на улицы появились бродячие актеры, скоморохи и жонглеры. В эпоху Возрождения возникли первые профессиональные театры со своими зданиями и труппой.

Как уже становится понятным из определения, театр – это искусство актеров. То есть людей, которые перевоплощаясь, внешне и внутренне, при помощи своих эмоций и мимики, голоса, жестов переносят зрителя в мир постановки, заставляя любить или ненавидеть, уважать или презирать своего героя, проживая вместе с ними весь сюжет постановки [4, с. 18]. Но, помимо актеров, это работа огромного количество людей других профессий, без которых просто невозможно представить сегодняшний театр. Режиссеры и сценаристы, декораторы и костюмеры, гримеры и суфлеры, свето- и звукооператоры, музыканты и балетмейстеры [6, c. 75]. То есть, по своей сути театр существует не только как самостоятельное искусство, но и объединяет в себе другие виды искусств, такие как музыка, вокал, хореография, литература, художественное искусство и дизайн.

Существует несколько видов театра:

Драматический театр. Это классическая постановка на сцене, основой которой является литературное произведение или сценарий. Основным средством для артиста являются его движения, мимика и речь [5, с. 16]. Выразительная игра актеров дарит живые эмоции и переживания.В классическом театре также могут использоваться элементы танца и вокала.

Театр оперы и балета. Это особый вид театрального искусства. Опера - музыкально-драматическое произведение, в котором главную роль выполняет оперный певец, поющий в сопровождении оркестра. В опере нет диалогов и монологов героев, все происходящее на сцене передается зрителю при помощи вокала. Балет – это молчаливое искусство. Все эмоции, чувства героев, сюжет и идея произведения доносятся до зрителя при помощи танца. Как в опере, так и в балете существует своя специфика и это усложняет восприятие зрителем происходящего на сцене, поэтому опера и балет один из самых сложных видов театрального искусства, как со стороны актеров, так и со стороны зрителя. Стоит отметить, что на протяжении многих лет Российский оперный и балетный театр считается самым лучшим в мире и ценители этого вида искусства, стремятся побывать в Государственном Академическом Большом Театре г. Москвы и Мариинском Театре г. Санкт-Петербурга.

Кукольный театр. Этот вид театра привлекает внимание даже самых маленьких зрителей. Героями на сцене становятся не люди, а куклы, так знакомые и так любимые малышами [5, с. 22]. Дети с удовольствием погружаются в сказочный кукольный мир. Существует несколько разновидностей кукол, используемых в постановках: куклы-марионетки, перчаточные куклы. Первый такой театр в России был создан 1931 году Сергеем Владимировичем Образцовым.

Театр теней. Этот вид театра зародился в Китае в XVII веке и по сей день является одним из самых загадочных и будоражащих воображение детей видов театра [6, с. 137]. А все потому, что в качестве героев используются плоские куклы-марионетки, которые скрыты за большим полупрозрачным экраном. Таким образом, помещая кукол между источником света и экраном кукловоды добиваются того, что со стороны зрителя видны только тени этих кукол.

Мы рассмотрели основные направления театрального искусства, выделив особенности каждого из них.

Но какова же роль театра в жизни людей? Издавна считалось, что, попадая в театр, человек невольно ставит себя на место героя, переживая вместе с ним, он словно пропускает через себя все то, что происходит на сцене, ощущая все достоинства и недостатки поведения. В театре человек отдыхает и расслабляется, получая положительные эмоции.

Хочется отметить, что с самого своего зарождения театр играл важную роль в жизни людей. На протяжении многих лет такой досуг, как поход в театр, могли позволить себе только аристократия и знатные особы [1, с. 145]. Это были образованные и высококультурные люди.

Значение театра в жизни современного человека стало ощутимо снижаться в результате возникновения искусства кино и, тем более, совершенствования технологии съемки и показа кинофильмов. Это привело к потере театром роли главного поставщика «зрелищ» народным массам и значительному снижению интереса к нему.

Однако именно сегодня, в цифровую эпоху, когда на сантиметровом кусочке пластика умещаются целые архивы фильмов, доступные для просмотра на любом мобильном устройстве, происходит изменение роли театра в обществе. Он снова набирает популярность и обретает второе дыхание.

В жизни и социально-эстетическом развитии детей театр также играет немаловажную роль. Театрализация произведений помогает более ярко и точно понять идею, задуманную автором [4, с.54]. Происходит развитие мышления и воображения. Строгие нормы и правила поведения в театре, отражаются в умение ребенка вести себя в обществе. Еще одной отличительной особенностью детского театра является тщательный подход к выбору репертуара. Все театральные постановки отличаются высокими нравственными принципами, что безусловна накладывает огромный отпечаток на становление личности ребенка.

В данной части мы узнали, что такое театр, познакомились с его видами и ролью в жизни людей. В итоге хочется отметить что интерес для моего исследования представляет классический драматический театр, а также театр теней и кукольный театр, так как именно эти виды театра наиболее популярны среди детской публики. Для более детального изучения детского театра мне необходимо познакомится с его историей.

История детского театра в России

Как мы уже узнали ранее театр, как искусство, зародился много сотен лет назад. Тогда, конечно, дети тоже посещали театры: дети состоятельных людей, аристократов смотрели постановки вместе с родителями, а дети бедняков подыскивали места, откуда хоть краем глаза можно было увидеть происходящее на сцене [4, с. 33]. Однако в те времена ни помещение, ни костюмы, ни декорации, ни тексты не были предназначены для детей.

В XVII веке передвижные театры и бродячие актеры начали разыгрывать небольшие представления для детей. В основном это были кукольные спектакли. Так, например, в России того времени свою популярность завоевал такой персонаж как Петрушка [1, 78].

Идея создания первого по-настоящему детского театра появилась в XVIII веке. Но на протяжении многих лет оставалась только идеей. В те времена в одном из провинциальных Российских городов Богородске в усадьбе Бобринских были осуществлены первые попытки создания детских театральных постановок [3, c.118]. Принадлежат они Андрею Тимофеевичу Болотову. Большое внимание он уделял воспитанию своих детей и племянников. И целью создания театра он ставил не раскрытие творческих способностей своих детей, а возможность с помощью театральной постановки научить детей разделять добро и зло, правду и ложь, хорошее и плохое, поэтому для своих постановок Болотов выбирал произведения, в которых были четко обозначены границы этих понятий. Иногда он сам писал сценарии, выбирая для своих героев имена и фамилии, говорящие сами за себя: Благонрав, Добродушин, Злосердов. Актерами в этом театре были дети. Однако полноценным театром в сегодняшнем понимании это слова, назвать его можно было с трудом. У театра не было собственного помещения, он оставался все-же домашним театром.

Первый же детский театр у которого было свое здание, своя актерская труппа и именно детский репертуар был открыт только в 1903 году в Нью-Йорке.

В нашей стране первый театр появился только через 15 лет. Весной 1918 Наталья Ильинична Сац будучи пятнадцатилетним подростком впервые организовала выездные детские спектакли [2, с. 25]. А в ноябре этого же года на базе театра Моссовете она основала первый театр с детским репертуаром. В будущее этого театра никто не верил, поэтому после долгих обсуждений было выделено помещение, находящееся в аварийном состоянии и требующее капитального ремонта. В большом зале был создан зал марионеток, в соседнем установили экран и устройство для театра теней. В специальном углублении расположился балаган театра петрушек — он стал первым открывшимся залом. Позже министр Наркомпроса Анатолий Луначарский и предложил Наталье Сац составить смету на государственный театр с новым оборудованием, постоянной труппой, оркестром и педагогической частью[2, с. 48]. 

В 1920 году и в других крупных городах нашей страны начали появляется ТЮЗы (театры юного зрителя). Так началась история детского театра в России.

Сегодня в России существует много театров для детей. Большое распространение получили спектакли малой формы для детей от 1 года. Это небольшие постановки, не прерываемые антрактом, зачастую интерактивные, где каждый малыш может стать участником происходящего на сцене. Помимо непосредственно детских, практически каждый из театров имеет в своем репертуаре одну-две постановки для детей. Детский репертуар театров постоянно обновляется, но существуют постановки, которые прошли сквозь годы и уже являются визитной карточкой театров. Так в Московском Академическом Театре Сатиры с 1968 года идет постановка Малыш и Карлсон. А самой старой детской постановкой считается Синяя Птица идущая на сцене МХАТ им. Горького с 1908 года.

Подводя итог данной главы можно сказать, что детский театр как в России, так и в мире, в отличие от театрального искусства в целом только зарождается. Однако несмотря на столь небольшой период развития, детский театр сейчас претерпевает определенные проблемы, которые мы рассмотрим в следующей части.

Недетские проблемы детских театров сегодня

В наше время развития новых технологий, интернета, театр как искусство столкнулся с рядом проблем. И тут детские театры не стали исключением. Все сложности в развитии современного детского театрального искусства можно условно поделить на «внешние» и «внутренние».

«Внешние» - это трудности, связанные со снижением интереса юных зрителей к театру. Рассмотрим основные из них:

Рост популярности кинематографии и развитие сети Интернет. Это основной фактор снижения интереса современной молодежи к театру. Театр пытается решить данную проблему. Сейчас режиссеры ставят все больше постановок интерактивного плана, в которых акцент делается на зрителя, где именно он является главным героем, участвует в развитии действия наравне с актером, помогает ему пройти через испытания. Специально для того, чтобы привлечь молодежь к театральному искусству, в спектаклях режиссеры стараются поднять острые проблемы, близкие подросткам.

Отсутствие внимания со стороны СМИ. Как мы и сами видим, новые фильмы и мультфильмы, новые игры, появление новых гаджетов широко рекламируются в средствах массовой информации, чего нельзя сказать о новых театральных постановках. Это связано с отсутствием возможностей финансирования такого рода рекламы. Таким образом, основную часть детской театральной публики составляют дети, чьи родители сами интересуются жизнью театра.

Отсутствие в семье воспитания любви к театру. Данная проблема по сути является продолжением предыдущей. Идет она из 90-х годов, когда закрылось большое количество театров, особенно провинциальных, а цены на билет в оставшиеся открытыми были непомерно высокими. В это время и выросло большинство современных родителей. Отсутствие в их жизни театра, конечно, наложило отпечаток на их отношение к данному виду искусства.

Цена билета. Да, этого нельзя отрицать, зачастую цена входного билета достаточно высока. Однако сейчас многие театры стараются бороться с данной проблемой: устраивают «школьные походы» в театр, участвуют в различных продажах билетов по купонам, продают недорогие билеты на балкон, в бельэтаж и амфитеатр.

Однако помимо «внешних» существуют также и «внутренние» проблемы театра. Проблемы, которые никак не связны с активностью зрителей, но в тоже время накладывающие свой отпечаток на развитие детского театрального искусства. Рассмотрим их подробнее:

Боязнь ярлыка «детский» [8]. Эту проблему деятели искусств ставят первой и основной проблемой детского театра. Современные актеры и режиссеры не хотят быль задействованы в детских постановках, считая, что это плохо отразится на их карьере. Они относятся к такого рода работе, как чему-то незначительному и несерьезному, боясь, навсегда остаться «детским актером» или «детским режиссером». При этом порой даже не задумываются, что, играя в детской постановке, они несут куда большую ответственность, так как все происходящее на сцене непременно наложит свой отпечаток на становление детской личности.

Отсутствие современных пьес для детей [8]. Этот вопрос деятели искусств также ставят в разряд ключевых. Современный репертуар детских театров подобран с особой тщательностью, но, к сожалению, в нем очень мало современных пьес. Поэтому театры вынуждены довольствоваться классическим репертуаром, и пьесами написанным 20-30 лет назад. По словам драматурга и арт-директор российского фестиваля спектаклей для детей Михаила Бартенева: «… в 99% присылаемых на фестиваль сценариев несут в себе «эстетику новогоднего утренника». То есть стирают одну из основных задач театра воспитание необходимых нравственных ценностей и моральных принципов у детей.

Отсутствие внимания к детскому театру со стороны журналистов и театральных критиков [8]. Эта проблема не настолько острая как первая или вторая, однако именно недостаточное внимание к актерам и режиссером детских постановок со стороны критиков усугубляя первую проблему.

Подробное изучение проблематики нынешнего детского театрального искусства поможет мне в проведении исследования.

В теоретической часть своей исследовательской работы я решила 3 поставленные передо мной задачи: познакомилась с понятием театра, его структурой и видами, изучила историю развития детского театрального искусства в России и выделила круг проблем в детском театре.

2. Глава 2: Исследование

Исследовательскую часть работы я поделила на 2 части. Первая часть подготовительная: я проведу статистический анализ уже имеющихся в открытом доступе данных, чтобы еще раз убедится и доказать количественно, что проблема снижения популярности театра действительно существует, а также выделю группу детей, которая примет участие в моем исследовании и оценю, насколько показательна выбранная мной группа. Вторая часть экспериментальная: я разработаю, подготовлю и проведу 3 мероприятия, а затем проанализирую насколько проведение данных мероприятий будет эффективным с точки зрения популяризации детского театра.

2.1 Анализ популярности детского театра в 2015-2017 гг.

Свое исследование я начала именно с изучения динамики посещаемости детских театров за последние три года. Динамика – это изменение числовых показателей за определенных промежуток времени. На основании этого анализа можно судить о повышении или снижении интереса детей к театру за последнее время.

Для изучения динамики я взяла данные посещаемости самых крупных московских детских театров из статистического ежегодника за 2015-2017 гг. [7] и представила их в виде таблицы. На основе табличных данных я построила график (Приложение 1). Как видно из таблицы и на графике посещаемость детских театров за последние 3 года практически не изменилась, наблюдается небольшой рост, в 2016 году по сравнению с 2015, тогда как в 2017 году происходит снижение. В итоге за 3 года никакой положительной динамики в численности зрителей детских театров не наблюдается.

Далее я провела сравнительный анализ популярности детского театра по отношению к другим видам досуга у детей младшего школьного возраста. Для проведения этого анализа я взяла данные за 2017 год из статистического ежегодника «Россия в Цифрах – 2018» [7]. И также представила их в виде таблицы. На основании этих данных я построила график распределения в % (Приложение 2).

Как видно диаграмме и в таблице больше половины населения проводят досуг в кинотеатрах, далее следуют видеоигры, театр занимает последнее место.

Так как мое дальнейшее исследование будет строиться исходя из малой группы респондентов (40-50 человек – учащиеся 2 А и 1 Б классов), то для его чистоты я провела сравнительный анализ не только по данным статистических источников, но и на основе информации, полученной в результате опроса моей группы. Я сформировала анкету (Приложение 3), в которой попросила учащихся расставить приоритеты: Чем бы они хотели заняться в выходные дни? В опросе приняли участие 49 человек из них 11 человек хотели бы сходить в театр, 13 человек остались бы дома и поиграли в компьютерные игры, остальные 25 хотели бы сходить в кино. Далее занесла полученные данные в таблицу и рассчитала в процентах долю каждого из ответов. На основе таблицы был построен график распределения ответов (Приложение 4)

Как видно на диаграммах (Приложение 2 и Приложение 4) процентное распределение идентично, следовательно, можно сделать вывод, что данная группа состоятельна. То есть при дальнейшей интерпретации и оценке эффективности проводимых мной мероприятий, выводы я могу распространить не только на отдельно взятую группу, а и на детей в целом.

В этой главе я решила 2 поставленные передо мной задачи: провела статистический анализ посещаемости детских театров за последние 3 года и сравнительный анализ популярности детского театра и других видов досуга, которые еще раз подтвердили, что проблема «не востребованности» театра у детей действительно существует, а также выделила группу детей, готовых принять активное участие в моем исследовании.

2.2. Разработка, проведение и анализ мероприятий, направленных на популяризацию детского театра

Еще раз убедившись и подтвердив цифрами, что проблема снижения популярности театра действительно существует я стала искать методы ее решения. На основе выделенных экспертами проблем, я придумала несколько экспериментов и мероприятий, которые на мой взгляд позволят их решить.

Эксперимент 1: Создание афиши детских московских театров на январь-февраль 2019 года

Одной из проблем эксперты выделяют, отсутствие внимания со стороны СМИ. Я бы перефразировала данное утверждение, как отсутствие у детей возможности узнавать о театральных новостях и спектаклях. С целью решить эту проблему я сделала свою театральную афишу детских постановок московских театров, которая будет интересна и понятна детям (Приложение 5). Далее я распространила свою афишу среди учащихся 2А и 1Б классов (Приложение 6). Они ознакомились с ней. Затем раздала анкету (Приложение 7). Анкета поможет мне в оценке эффективности проведенного мероприятия. Так как ответы на вопросы анкеты по своей сути являются нечисловой информацией, я использовала методы статистического анализа нечисловой информации. Для этого я сделала подсчет по нескольким критериям и перевела данные из анкет в числовой вид и представила в форме таблиц. На основе полученных таблиц я построила графики, и провела анализ полученной информации (Приложение 8)

Сначала я проанализировала как часто деть посещают театр. Как видно из Таблицы 4 и на Графике 4 более 50% детей недавно ходили в театр из них половина ходила с родителями, а половина ездили с классом. Таким образом, можно сделать вывод, что дети редко посещают театр, но при этом организованные походы в театр существенно влияют на частоту посещений театра.

Далее я оценила на сколько дети хотели бы посетить театр, после просмотра афиши. Данные представлены в Таблице 5 и на графике 5. Как выяснилось 79,5% детей хотят пойти в театр. Если сравнить два уже имеющихся показателя (как давно дети были в театре и хотели бы они сходить в театр) можно сделать вывод, что у детей есть желание ходить в театр и большинство из них с удовольствием провели бы выходные в театре, если бы им предложили такой вид досуга.

На основе полученных ответов я также провела более детальный анализ выбора детей, на какой спектакль они хотели бы сходить. Данные я представила в Таблице 6 и в Графике 6. На первом месте оказался спектакль «Щелкунчик» в детском театре Н. Сац, далее идет «Снежная Королева» Малого Театра. Но в принципе, я бы сказала, что каждый из спектаклей не остался без внимания и вызвал интерес у детей, они с удовольствие сходили бы на любой из представленных спектаклей.

Вывод: наличие у детей информации о детских театральных постановках, позволит увеличить посещаемость в театрах. Я привела один из примеров как донести можно донести данного рода информацию до детей. Им интересно изучать афишу, узнавать о новых спектаклях, обсуждать кто где был и куда бы хотел сходить. Но такого рода информация должна быть постоянной. Разовое предоставление имеет краткосрочных эффект. Нужно обеспечить детей информацией, и это задача детских театров.

Эксперимент 2: Создание видеоэнциклопедии о театре

Изучая проблематику театрального искусства, я убедилась, что первой и основной проблемой театра стоит большая конкуренция со стороны кино, интернета и всевозможных видеоигр. Также существует еще такая проблема как отсутствие в семье воспитания любви к театру. Я решила создать обучающую видеоэнциклопедию для детей. За помощью в ее создании я обратилась в несколько московских театров и том числе в Малый Академический театр, Театр им. Е. Вахтангова. Мое исследование заинтересовало руководство театров, что еще раз подчеркивает его актуальность (Приложение 9). В классе мы все вместе посмотрели видеоэнциклопедию (Приложение 10). После просмотра я провела викторину на тему театра (Приложение 11). В просмотре видеоэнциклопедии и в викторине также приняли участие ученики 1Б и 2А классов. В викторине были задания и вопросы по теме моей видеоэнциклопедии, так с ее помощью в я определила насколько мое видео заинтересовало детей, узнали ли они что-то новое, запомнили ли они то, о чем, я рассказывала. Дети с удовольствие отвечали на вопросы викторины, участвовали в конкурсах. По окончании викторина я провела голосование, дети отвечали на 2 вопроса: Понравилось ли Вам мое видео и викторина? И узнали ли Вы что-то новое? Практически единогласно дети ответили: Да.

Вывод: систематическое проведение такого рода мероприятий в школах позволит повысить и интерес детей к театру, и их театральную грамотность. Но инициатива, на мой взгляд, должна исходить в первую очередь от театров. С материальной точки зрения создание небольшого видео в формате доступном и понятном детям или даже серии небольших познавательных видеомультфильмов - незначительные затраты, но при этом очень эффективный способ увеличения популярности театра.

Эксперимент 3: Проведение творческого конкурса

Еще одной проблемой детского театра считается высокая стоимость билетов. Я решила провести творческий конкурс «Театр глазами юного зрителя» (Приложение 12). Цель конкурса – оценить насколько дети заинтересованы сходить в театр. Главным призом конкурса стали билеты в театр. В моем конкурсе приняли участие 15 человек. Было много интересных рисунков, а также работы из пластилина и конструктора. По количеству участников можно сделать вывод, что дети были заинтересованы конкурсом, однако очень важна даже в такого рода мероприятии поддержка взрослых, в первую очередь родителей.

Вывод: стоимость билетов в театр действительно высокая, но даже если театры будут проводить различные розыгрыши билетов, дети не будут в них участвовать массово, если не будет поддержки со стороны родителей.

Заключение

В заключение работы, хотелось бы подвести итоги.

Я достигла поставленной перед собой цели создала и провела эффективные мероприятия направленные на увеличение популярности театра как досуга у детей. В своем исследовании я рассмотрела ряд методов и постаралась на примере малой группы доказать их эффективность.

Выдвинутая мной в начале исследования гипотеза подтвердилась – если систематически проводить различные мероприятия, целью которых является популяризация театра, то посещаемость детский театров будет расти и в скором времени этот вид досуга сможет составить достойную конкуренцию кино и видеоиграм.

В процессе работы я узнало много нового о театре, побывала за кулисами, познакомилась с интересными людьми, сумела обратить внимание художественных руководителей театров на мое исследование. Также я научилась проводить анкетирования, переводить нечисловую информацию в цифры, работать с графиками и таблицами, проводить статистический анализ и делать выводы.

Моя исследовательская работа это всего лишь небольшая часть того, что можно сделать, чтобы детский театр начал развиваться. Я надеюсь, что мое исследование поможет обратить внимание на то, что на самом деле дети не могут быть увлечены тем, о чем они ничего не знают. Дети не видят рекламы театра и спектаклей, знают о театрах слишком мало, гораздо меньше, чем о кино или играх. Досуг, который недоступен не может быть востребован. Театр действительно уникальный вид искусства. А год театра в России - это прекрасная возможность всех театров привлечь внимание к этому виду искусства, заявить о себе, и постараться сделать так, чтобы люди как можно больше узнали о театре, сходили в театр, смогли сравнить классические постановки с постановками современных режиссеров. Особенно важно сделать это именно детским театрам так как дети – это будущее страны.

Список литературы

Бутенко, Э. В. Сценическое перевоплощение. Теория и практика/ Э. В. Бутенко. - СПб., М., Кр.: Планета Музыки, 2017. – 372 с.

Викторов, В. И. Наталья Сац и детский музыкальный театр/ В. И. Викторов. - М.: Музей детского музыкального театра им. Н.Сац» 1993. – 238 с

Павленкова, Н. Н. Вахтанговская театральная школа. Воспитание драматического актёра. Учебно-методическое пособие/Н. Н. Павленкова. – М.: Лань, 2019. – 292 с.

Петраудзе, С. С. Детям об искусстве. Театр/ С. С. Петраудзе. – М.: Искусство-XXI век, 2016. – 96 с.

Распопов, А. Г. Какие бывают театры/А. Г. Распопов. – М.: Школьная пресса, 2011. – 36 с.

Савина, А. Н. Театр. Актер. Режиссер. Краткий словарь терминов и понятий/А. Н. Савина. – СПб., М., Кр.: Планета Музыки, 2018. – 352 с.

Интернет источники

http://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/rusfig/rus18.pdf

http://protivcorr.org/2012/03/29/nedetskie-problemy-detskih-teatrov/

http://proznania.ru/?page_id=1994

Приложение 1

Таблица 1: Динамика изменения количества зрителей детских театров г. Москвы за 2015-2017 гг.

Театры г. Москвы Годы

Количество зрителей, тыс. чел.

Рост в 2016 году по сравнению с 2015, %

Рост в 2017 году по сравнению с 2016, %

2015

2016

2017

Театр Образцова

152,8

146,9

137,5

-4%

-6%

Театр Сац

170,7

187,7

182,6

10%

-3%

Московский детский театр марионеток

10

20

13

100%

-35%

Московский театр Юного зрителя

101,1

97,1

101,6

-4%

5%

Московский детский театр теней

5,9

11,6

17,2

97%

48%

Московский областной театр юного зрителя

82,3

105

107

28%

2%

Диаграмма 1: График изменения количества зрителей детских театров г. Москвы за 2015-2017 гг.

 

Годы

Приложение 2

Таблица 2:Распределения проведения досуга в России

Виды досуга

Посетителей, млн. чел.

Доля, %

Кино

79,8

50,1%

Театр

38,9

24,4%

Видеоигры

40,5

25,4%

ИТОГО

159,2

100,0%

Диаграмма 2: График распределения проведения досуга в России (в %).

Приложение 3

Приложение 4

Таблица 3: Распределение ответов учащихся по данным опроса анкеты №1

Виды досуга

Количество ответов, чел.

Доля, %

Кино

25

51,0%

Театр

11

22,4%

Видеоигры

13

26,5%

ИТОГО

49

100,0%

Диаграмма 3: График распределения ответов (в %).

Приложение 5

Макет афиши

Сторона 1:

Сторона 2:

Приложение 6

Приложение 7

Анкете № 2 Макет анкеты

Приложение 8

Таблица 4: Распределение ответов учеников на 1 вопрос анкеты.

Вопрос №1 из анкеты №2

Давно не был

Недавно

Без ответа

ИТОГО

с родителями

с классом

Как давно Вы были в театре?

17

11

12

4

44

В % к итогу

38,6%

52,3%

9,1%

100,0%

Д иаграмма 4: График распределения ответов (в %).

Таблица 5: Распределение ответов учеников на 3 вопрос анкеты.

Вопрос №3 из анкеты №2

Да

Нет

Без ответа

Всего анкет

Хотелось бы Вам сходить в театр?

35

2

7

44

в % к итогу

79,5%

4,5%

15,9%

100,0%

Диаграмма 5: График распределения ответов (в %).

Таблица 6: Распределение выбора детьми театральной постановки

Спектакль

Кол-во

Театр

Кол-во

Питер Пэн

3

Театр Вахтангова

5

Кот в сапогах

2

Снежная королева

5

Малый Театр

8

Золушка

1

Сказка о Царе Салтане

2

Волшебник изумруного города

4

Театр Сац

14

Незнайка

1

Щелкунчик

8

Белоснежка

1

Тайна ставрого шкафа

2

Театр на Малой Бронной

2

Летучий корабль

1

Театриум на Серпуховке

2

Огниво

1

Денискины Рассказы

1

РАМТ

1

Без ответа

12

Приложение 9

Переписка с руководством Малого Театра

Приложение 10

Просмотр видеоэнциклопедии

Приложение 11

Викторина «Знатоки театра»

Задание 1 – Разминка.

Ответьте на вопросы:

1. Что означает слово ТЕАТР (место для зрелищ)

2. Как называются места в театре, где сидят зрители? (зрительный зал)

3. Как называется место, где выступают актеры? (сцена)

4. Как называется перерыв между двумя действиями одного с спектакля (антракт)

5. Был человек, а стал актер, Его преобразил...(гример)

6.  У костюмов есть размер, Это знает... (костюмер)

Задание 2 – Мы культурные театралы

Найдите на картинке тех, кто ведет себя в театре неправильно:

Задание 3 – Мы актеры

У нас есть фраза «Мы сегодня идем в театр»

Произнесите и изобразите эту фразу: грустно, весело, с удивлением, вопросительно, с испугом, с радостью, безразлично.

Приложение 12

Макет афиши конкурса

Приложение 13

Работы участников конкурса

Приложение 14

Победители конкурса

Просмотров работы: 578