Левша - человек - загадка.

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Левша - человек - загадка.

Лужецкий М.Е. 1
1МБОУ «МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ № 33» Г.О. МЫТИЩИ
Челнокова С.В. 1
1МБОУ «МНОГОПРОФИЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ № 33» Г.О. МЫТИЩИ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

Актуальность:

На протяжении всей эволюции люди, отличавшиеся от большинства какими-то индивидуальными особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. До сих пор ученые не могут дать точного объяснения, почему одни люди владеют лучше правой рукой, а другие — левой. Наука не стоит на месте. Многие ученые-биологи, физиологи, психологи, педагоги- ищут ответы на загадочные вопросы о леворукости.

Для меня эта проблема тоже актуальна, потому что моя младшая сестра играет левой рукой, и мой двоюродный брат Арсений пишет левой рукой и забивает голы в ворота левой ногой. Мне захотелось узнать, кто же такие левши и сколько их среди нас.

Я выдвинул гипотезу:

Леворукость - это не недостаток, а «необычная» особенность обычных людей.

Цель моей работы:

- узнать почему леворукие - леворуки и легко ли им живется в нашем праворуком мире.

Я поставил перед собой задачи:

- изучить научную литературу по данной теме;

- выяснить особенности леворуких людей;

- провести опрос учителей начальной школы о количестве левшей в их классах;

- провести анкетирование левшей 3-4 классов;

- подобрать интересные факты из жизни левшей;

- найти в продаже предметы, предназначенные для левшей в магазинах

г. Мытищи;

- обобщить собственные наблюдения.

Методы научного исследования:

1. Изучение и анализ научной литературы.

2. Наблюдение.

3. Беседа.

4. Тестирование.

5. Анкетирование

МОЙ ПУТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Опрос классных руководителей 1-4 классов

Подбор материала по теме «Левша – человек-загадка»

Беседа с завучем по начальным классам

 

Анкетирование леворуких учеников 1-4 классов

Обработка данных, построение таблиц, диаграмм

Обзор товаров для левшей в магазинах нашего города

 

Подготовка к защите работы

2.Основная часть

2.1 Немного истории.

В словаре Ожегова я нашел следующее определение: « Левша - это человек, который владеет левой рукой лучше, чем правой».

Во все времена отношение к левшам зачастую было настороженным, а иногда и резко отрицательным. Левша на латыни именовался как "sinister", что переводится как "зло" (правша "dexter" - добро, умение). С этим, по некоторым источникам, связана небольшая легенда. Обычай рукопожатия в качестве приветствия зародился именно в Древнем Риме и означал добрые намерения. Таким образом человек показывал, что у него в руке нет оружия, например, стилета или меча. При этом левша мог преспокойно протянуть правую руку, сжимая оружие в левой. Поэтому леворуких нанимали для заказных убийств, а простые люди их изрядно побаивались и считали, что они приносят несчастье.

В Древней Греции считали, что левша приносит счастье, возможно, из-за родства с богами, которые чем-то должны отличаться от людей, принимая их облик. Так же думали и некоторые индусы и почти так - китайцы. Это редкое исключение, когда левшей признают хорошими знаками и людьми.
Древние германцы, видя неумелость в обращении левшей с инструментами и оружием, называли их просто неумехами. Так буквально переводится с немецкого слово "левша". Как, впрочем, и с многих других языков.
На Руси левшам запрещали давать показания в суде. Считалось, что левшой был сам дьявол.

При этом до недавнего времени во многих школах мира было принято левшей переучивать. Не лучше была ситуация и дома, когда детям-левшам даже привязывали левую руку к туловищу или надевали на нее варежку, чтобы отучить ребенка пользоваться ею.
Между тем, как отмечают психологи, насильственное переучивание ребенка-левши вызывает психологический стресс, что может привести к серьезным нервным заболеваниям. Сейчас практики переучивания в школах практически нет.

2.2 Загадка человеческого мозга

Так почему же леворукие леворуки?

Если рассмотреть вопрос с научной точки зрения, то нужно обратиться к строению мозга человека.

Головной мозг делится глубокой бороздой на две части.

Эти половины называются левым и правым полушариями. Они занимают самую большую часть головного мозга.

Левое полушарие отвечает за математику, речь, письмо, чтение, науки. Правое полушарие отвечает за способности к музыке, живописи, к образному восприятию предметов, а также за наши чувства.

Левое полушарие мозга управляет движениями правой половины, т.е. правой руки правой ноги. У большинства людей левое полушарие немного больше, чем правое. Поэтому правая рука их работает лучше, чем левая.

Правое полушарие мозга управляет движениями левой половины тела, т.е. левой ноги и левой руки. У леворуких наоборот преобладает правое полушарие, поэтому левая половина работает лучше.

2.3 Левши-сколько их среди нас.

Вопрос о том, сколько же леворуких людей всего в мире, как оказалось, интересовал не только меня. В просторах необъятного интернета я нашел следующую информацию:

По статистике, от 5 до 15% землян — левши(думаю истина где-то посередине). Каждый пятый человек на нашей планете с одинаковым успехом действует как правой, так и левой рукой-их называют амбидекстрами (от лат. ambo — оба, dexter — правый). (приложение I)

Получается, что настоящих стопроцентных правшей вовсе не подавляющее большинство, как кажется на первый взгляд.

Я решил узнать, сколько левшей в начальной школе. Для этого я провел опрос учителей 1-4 классов и по результатам опроса составил таблицу (приложение II) и диаграмму (приложение I)

Оказалось, что из 351 ученика начальной школы-33_-леворуких ребенка, что составляет 10_%.

2.4 Изучение особенностей леворуких детей 3-4 классов.

Я решил выяснить, каковы особенности наших левшей-как они учатся, чем увлекаются, какие трудности испытывают живя в нашем праворуком мире. Я побеседовал с завучем по начальной школе Челноковой С.В. выяснил, как ребята закончили первую четверть Оказалось,что 69 % - закончили 1 четверть на «4» и «5».

23 % - имеют одну тройку.

8 % - имеют более одной тройки. (приложение IV)

Для того, чтобы получить ответы на другие волнующие меня вопросы, я провел анкетирование леворуких ребят. (приложение V, VI,VII)

Я провел анкетирование среди левшей 3-4 классов с целью изучения их особенностей и выяснил следующее.

▪На вопрос: «Считаешь ли ты себя особенным человеком?»

72 % - ответили «да».

28 % - ответили «нет».

▪На вопрос «Знаешь ли ты, когда отмечается всемирный день левшей?»

100 % - ответили «нет».

▪ На вопрос «Чем ты занимаешься в свободное время?»

61 % - ответили – «творчеством (танцы, музыка, сочинение рассказов)»

31 % - ответили – «спортом (футбол, шахматы)»

8 % - ответили – «ничем не занимаюсь

▪ На вопрос: «Пользуешься ли ты специальными школьными принадлежностями для левшей?»

31 % - ответили «да».

69 % - ответили «нет»

▪ На вопрос: «Знаешь ли ты, в каких магазинах нашего города их можно приобрести?»

15 % - ответили «да».

85 % - ответили «нет».

На основании проведенного исследования особенностей левшей, можно сделать вывод, что среди леворуких детей очень много художественно одаренных, музыкальных, творческих, они учатся не хуже правшей , в своей среде они ни чем не выделяются от других детей., хотя они и испытывают определенные трудности ,живя в нашем праворуком мире.

Есть такие инструменты, которые сделаны правшами и для правшей, и которыми левшам чрезвычайно тяжело пользоваться, если вообще возможно. Например, ножницы - это огромная проблема.

2.5 Обзор товаров для левшей в магазинах нашего города.

Самый простой выход для левшей - это купить специальные товары для левшей, но стоят они на порядок дороже обычных, к тому же в России, в отличие от развитых стран, только начинают производиться.

Я решил помочь моим леворуким друзьям и исследовал магазины, в которых можно приобрести товары для левшей (приложение VIII). Вот адреса этих магазинов:

«Карандаш»-г.Мытищи, ул.Мира ,8(имеются в продаже-ножницы-детские и взрослые, ручка)

LEFTHANDWRITING.RU-адрес интернет-магазина (имеются в продаже линейки, точилки, ластики, фломастеры и другие канцелярские товары).

2.6 Любопытные факты

*Оказывается, у левшей есть свой праздник-13 августа – всемирный день левшей. Всемирный день левшей был установлен в 1992 году и впервые отмечался 13 августа по инициативе Британского клуба левшей. (приложение IX).

Движение левшей началось в 1980 году с митингов в США в защиту уволенного полицейского Франклина Уинборна. Уинборн, согласно уставу должен был носить кобуру справа - а ему, левше, было удобнее слева.

День левшей призван привлечь внимание:

общества к проблеме переучивания детей-левшей (учителями или родителями) к письму правой рукой, что ведет только к психологическим травмам;

производителей бытовых товаров, дизайнеров к необходимости учитывать удобства левшей.

13 августа общественные организации леворуких устраивают разнообразные соревнования, где участникам не разрешается использовать правую руку.

*Ученые доказали, что не только люди предпочитают чаще использовать одну руку, но и братья наши меньшие отдают предпочтение правой или левой лапе.(приложение 8-?)

Левши встречаются среди птиц, кошек, собак, тюленей и моржей, и даже осьминоги, по мнению австрийских ученых, при охоте на добычу используют только одно щупальце – правое или левое.

Так же я узнал, что в мире есть животное, которое является 100 % левшой – это белый медведь.

*Социологи считают, что левшой является каждый пятый всемирно прославившийся человек.

• Исторические персоны

Александр Македонский, Юлий Цезарь, Жанна Д’Арк, Карл Великий, Наполеон.

• Политические деятели

Бенджамин Франклин (также публицист и учёный), Гарри Трумен, королева Виктория, президенты США Рейган, Буш - старший и Клинтон, премьер-министры Великобритании: Уинстон Черчилль и Джеймс Каллагэн, принц Уильям, Фидель Кастро.

• Учёные

Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, Джеймс Максвелл, Иван Павлов, Мари Кюри

• Художники

Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Рубенс, Пикассо.

• Музыканты

Джимми Хендрикс, Ринго Старр, Пол Маккартни, Моцарт и Бетховен . Роберт Шуман, Сергей Прокофьев .

Джон Рокфеллер, Генри Форд, Билл Гейтс.

писатели:

Льюис Кэролл , Лев Толстой, Николай Лесков

3. Заключение

Таким образом, выдвинутая мною гипотеза подтвердилась. Леворукость, действительно, не недостаток, а индивидуальный вариант нормального развития, часто зависящего от врожденных генетических особенностей строения мозга человека. На основании проведенного исследования особенностей левшей, можно сделать вывод, что среди леворуких детей очень много художественно одаренных, музыкальных, творческих, они учатся не хуже правшей , в своей среде они ничем не выделяются от других детей., хотя они и испытывают определенные трудности ,живя в нашем праворуком мире.

Своей работой я хотел убедить взрослых в том, что леворукий ребенок требует особого внимания и особого подхода не потому, что он леворукий, а потому, что он, как и любой ребенок, неповторим и индивидуален. Ему должно быть спокойно и удобно жить в праворуком мире, чтобы воспринимать этот мир как свой, а не как чужой.

Список использованной литературы:

1. Семенович А.В. «Эти невероятные левши». – М.; Генезис, 2007.

2. Безруких М.М. «Леворукий ребенок в школе и дома». – СПб.: У-Фактория, 2004.

3. Макарьев И. Если ваш ребенок левша. – СПб.: Питер, 1995

4.Покровский В.И. Леворукость//Энциклопедия здоровья. - М.:ИПО Автор, 1992.-С.248-249.

5. Маркина Н. Мозг правшей и левшей – в чем разница? «Наука и жизнь» №6, 2001.

6. http://www.levshei.net/ - официальный сайт левшей.

 

Сколько левшей в мире?

 

Сколько левшей в лингвистической многопрофильной гимназии №33

 

90%%%

Результаты опроса учителей начальных классов

Класс

Количество человек

Количество левшей

1 «А»

33

1 «Б»

30

1 «В»

32

1 «Г»

33

1 «Д»

33

1

1 «Л»

32

3

2 «А»

32

2 «Б»

30

2 «В»

29

2 «Г»

26

2 «Д»

28

2

3 «А»

34

3 «Б»

34

4

3 «В»

31

3

3 «Г»

32

4

3 «Д»

31

3

4 «А»

34

3

4 «Б»

31

3

4 «В»

30

3

Всего

592

59 

Чем ты занимаешься в свободное время?

8%

31%

Считаешь ли ты себя особенным человеком?

Знаешь ли ты, когда отмечают Всемирный день леворуких.

Пользуешься ли ты специальными школьными принадлежностями для левшей?

69%

69%

69%

69%

31%

Знаете ли вы, в каких магазинах нашего города их можно приобрести?

15%

Просмотров работы: 1187