Откуда берётся звук моря в ракушке?

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Откуда берётся звук моря в ракушке?

Бурдинский М.А. 1
1МБОУ ДОсатуйская СОШ
Солодовникова Н.В. 1
1МБОУ Досатуйская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация

По окружающему миру мы рассматривали природные сообщества. На одном из уроков совершили виртуальную экскурсию на море. Ребята принесли в класс разные морские ракушки. Если прижать раковину к уху, то можно услышать шум. Многие ребята согласились с тем, что это шумит море. Мне стало интересно, откуда берётся звук моря в ракушке? Неужели я слышу шум моря? Задумавшись над этим вопросом, я решил провести исследовательскую работу на тему «Откуда берётся звук моря в ракушке?»

Актуальность темы исследовательской работы определяется тем, что на сегодняшний день существует четыре противоположных взгляда на данную проблему. Однако мы решили изучить эту тему, используя биологические и физические знания. В этом заключается новизна нашего исследования.

Объект исследования – морская ракушка.

Предмет исследования – шум морской ракушки.

Цель: выявить тайну происхождения звука в ракушке, изучив её строение.

Задачи:

1. Выяснить строение ракушки, используя биологические и физические знания.

2. Провести опрос среди учащихся и учителей «Что шумит в ракушке?»

3. Провести эксперимент для выявления причины возникновения шума внутри ракушки.

4. Сделать выводы по результатам работы.

Гипотеза исследования: Если ракушка морская, то мы слышим шум моря.

Методы исследования: изучение и анализ литературы по теме; метод опроса, эксперимент.

Выводы: Ознакомившись с литературой, проведя эксперимент, мы сделали следующие выводы:

1. Результаты исследования и сведения из литературы подтвердили третью теорию образования звука в ракушке: звуки моря можно услышать, только когда вокруг есть шум.

2. В результате проведенных опытов и наблюдений гипотеза не подтвердилась - шум моря в ракушке не возникает от того, что ракушка морская.

План исследования:

1. Изучить информацию по теме. Источники информации: литература, интернет.

2. Опрос.

3. Эксперименты.

4. Анализ полученных результатов.

Теоретическая значимость: Исследование может быть полезно и интересно учащимся школы, которые увлекаются биологией, а также всем, кто интересуется физикой.

Практическая значимость: Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков окружающего мира, биологии, физики.

1. Основная часть

1.1. Изучение ракушек

Откуда на земле появились ракушки?

Ученые до сих пор спорят о том, как возникли ракушки. Есть много теорий, но ни одна пока еще не доказана на 100%. Из материалов сайта я узнал, что существует теория, Шона Бренна. Он и его коллеги исследовали ископаемую соль и выяснили, что 515 миллионов лет назад концентрация кальция в морской воде была в 3 раза выше, чем сейчас. Высокое содержание кальция в данный период соответствует появлению первых существ, имеющих раковины. Ученый Стив Стенли считает, что изменение состава воды могло быть одним из факторов, но далеко не единственным. По его теории, в первую очередь раковина возникла, как защита от хищников, в результате естественного отбора.

«Кто?» или «Что?» такое ракушка

Исследуя материалы по теме, на сайтах я узнал, что ракушка является внешним скелетом животного моллюска. В функции ракушки входит не только поддерживать и делать более устойчивым мягкое тело животного, но и защищать его от врагов. Раковина – это часть животного, моллюск прикреплен к ней мускулами. Мягкий моллюск внутри никогда не покидает своей ракушки. Теперь ответ очевиден. Ракушка с моллюском отвечает на вопрос – «кто?»

Как рождается раковина

Моллюск не находит себе раковину, он сам её себе строит. Его раковина растёт вместе с ним, сохраняя первоначальную форму. Изучив информацию на сайтах, мне стало известно, что у моллюска есть определённые железы, которые имеют способность образовывать кристаллы известняка из солей морской воды. Известняк мельчайшими частичками откладывается на краях или вдоль внутренней части раковины. Зимой моллюски растут медленнее, а летом быстрее от этого на раковине можно увидеть швы и выпуклые кольца роста (годовые кольца). Они идут параллельно внешнему краю раковины. По ним, как и по годовым кольцам дерева можно определить возраст моллюска.

Состав раковины и её окраска

Изучив материалы изданий: «Большая иллюстрированная Энциклопедия школьника», «Эрудит. Флора и фауна: загадки и открытия» Бернатосян С.Г., материалы сайтов мне стало известно, что раковина всех моллюсков построены по одной схеме. Они состоят из 3 основных слоёв. Первый слой – внешний, состоит из рогового вещества без содержания известняковых пород. Второй слой – промежуточный, состоит из карбоната кальция. Третий слой – внутренний перламутр, состоит из тонких пластинок карбоната кальция и рогового вещества.

Внутренний слой ракушки особенно красив и удивителен. При попадании света на тонкие пластинки известняка, он преломляется и рассыпается в них на разноцветные лучики, поэтому мы видим перламутр таким красивым.

Под раковиной есть кожаная складка – мантия. Когда между раковиной и мантией попадает песчинка, моллюск начинает бороться с чужеродным телом, обволакивая его слоями перламутра. Так происходит образование жемчужины. Мантия следит за сохранностью раковины. В случае пролома она тотчас выделяет строительный материал на починку. Мантия играет большую роль в окраске раковин. В ней есть железы, которые выделяют особый пигмент (для каждой ракушки свой). Отсюда и разнообразие цветов у ракушек.

Виды раковин

Информация из печатного издания «Ридерз Дайджест. Хочу все знать про всё на свете» помогла мне лучше узнать о том, что моллюски разных типов строят отличные друг от друга раковины.

Ракушки делятся на пять типов:

Двустворчатые (кардиум) - строят ракушку из двух симметричных частей, домики моллюсков, состоящие из двух створок, половинок. Живут в основном на песчаном или илистом дне, зарываясь в него.

Брюхоногие  (рапан, стромбус, каури, мидия, ламбис) живут  на суше и в воде, в том числе морской... Их называют улитками. Передвигаются на выросте в виде ноги, строят цельные раковины, имеющие спиралевидную форму, или форму катушки с отверстием справа. А некоторые представители их типа в дополнение ещё имеют покрышку-люк, которая закрывает ракушку. Брюхоногие предпочитают передвигаться по твердой поверхности.

Панцирные (хитоны) - присасываются  подошвой мускулистой ноги к каменистому дну и селятся чаще всего под камнями - так им удобнее и безопаснее.

Лопатоногие (венерка, донас, гребешок) живут в домиках, наподобие бивней от 2,5 до 12,5 см. Раковины - белые, матовые, или блестят, как фарфор.

Головоногие - кальмары, каракатицы, осьминоги.

Вывод: Изучив материалы печатных изданий и информацию с сайтов, я узнал, что моллюски разных типов строят отличные друг от друга раковины, которые построены по одной схеме. Раковины состоят из 3 основных слоёв. Размер и форма ракушек различные. Внутри ракушка пустая.

1.2. Теории происхождения звука моря в ракушке

Лучше всего слушать «звуки моря» в больших, ракушках – ведь они шумят гораздо громче.

Первую теорию о том, что мы действительно слышим сохранившийся в ракушке шум моря, можно отбросить сразу. Ну согласитесь, как ракушка может сохранить звук моря и в любой момент порадовать нас им, как только мы поднесли раковину у уху.

По результатам опроса «Что слышится в ракушке?» и дети, и взрослые предполагают, что это шум моря. (Приложение 1)

Вторая очень распространенная теория тоже не верна. Эта теория о том, что мы слышим звуки движения крови по нашим кровеносным сосудам. Докажу вам одним простым способом: после интенсивной физической нагрузки кровь начинает циркулировать с большей скоростью, поэтому и звук её циркуляции должен поменяться, но если мы поднесем ракушку к уху, то будем слышать все такой же «шум моря». Так что слышим мы в ракушке вовсе не движение нашей крови по сосудам.

Третью теорию можно сформулировать следующим образом: шумит ракушка из-за движения потоков воздуха через раковину. Это объясняет то, почему звук кажется громче, если поднести ракушку ближе к уху, и тише если дальше. Но эту теорию так же можно разрушить: в звукоизолированной комнате, несмотря на то, что в ней присутствует воздух, ракушка не будет шуметь и издавать звуки моря.

Из этого можно сделать вывод, что звуки моря можно услышать, только когда вокруг есть шум!

На этом и основана четвертая, верная теория. Все дело в том, что звук моря – это ничто иное как изменённый шум окружающей средыотражённый от стенок раковины ракушки. Чем больше шума вокруг, тем сильнее «шум моря» в ракушке. Поэтому размер и форма ракушки напрямую влияет на издаваемый шум, чем больше ракушка и чем больше изогнутостей, тем насыщеннее получится «шум моря».

2. Практическая часть. Эксперименты

Серия экспериментов состоит в том, чтобы установить природу происхождения звуков внутри морской раковины.

2.1. Шум в ракушке – шум моря

Для эксперимента понадобилась ракушка и пустая кружка, которая точно не была в море.

Сначала я приложил ракушку к уху, а затем – кружку. Шум в ракушке и в кружке был похож. Я предложил то же самое сделать одноклассникам. Они услышали то же самое, что и я. Эксперимент показал, что кружка, которая не была в море, шумит как ракушка. Следовательно, теория не верна.

2.2. Шум в ракушке – шум крови в наших сосудах

В начале эксперимента я послушал ракушку, затем проделал ряд физических упражнений, пульс увеличился, и я снова послушал ракушку. Ничего не изменилось. Звук не изменился, не стал громче или тише. Одноклассники проделали то же самое. Их результат был такой же, как у меня. Следовательно, и это утверждение неверно.

2.3. Шум в ракушке – шум воздуха

Главное условие эксперимента – это полная тишина, наличие воздуха в комнате и ракушка. После соблюдения всех условий ни я, ни мои одноклассники не услышали никаких изменений в шуме. Только показалось, что кто-то убавил громкость внутри ракушки.

2.4. Шум в ракушке – шум окружающего нас мира

Мы провели эксперимент при помощи обычного стакана или даже ладони. Для этого нужно прижать их к уху, причём, если поворачивать стакан или ладонь, звуки будут меняться. Так происходит потому, что человеческое ухо очень чувствительно.

Но с ракушкой звук будет, несомненно, веселее. А дело всё в том, что наружные звуки усиливаются и внутри раковины слышатся громче, потому что она выпуклая и пустая. В физике такое явление называется «Резонанс».

Мы пришли к выводу, чем больше шума вокруг, тем сильнее шум моря в ракушке. Ведь ракушка это ничто иное, как обычная резонаторная камера! Тайна раскрыта!

3. Выводы

В ходе исследования и проведенных опросов я сделал следующие выводы:

Предположение о том, что шум в ракушке – это шум моря не подтвердилось. Гипотеза была неверна.

2 теория: шум – это шум нашей крови в сосудах тоже не подтвердилась.

3 теория: что шум в ракушке связан с воздухом также не подтвердилась.

А вот теория о связи шума в ракушке и шума окружающего нас мира подтвердилась. В ходе экспериментов большинство ребят убедились в том, что шум в ракушке – это шум окружающего нас мира.

Таким образом, шум в раковине оказался эхом звуков, попадающих в раковину извне.

Заключение

Таким образом, ракушки только усиливают шум, который есть вокруг нас. Звуки, заблудившись в лабиринтах ракушки, отражаются от стенок и, кажется, мы слышим шум далёкого прибоя. Звук, слышимый нами во всех случаях, не имеет отношения к «морскому» или «не морскому» происхождению предмета, значит, наша гипотеза не подтвердилась.

Исследование может быть полезно и интересно учащимся школы, которые увлекаются биологией, а также всем, кто интересуется физикой. Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков окружающего мира, биологии, физики.

Список литературы

1. Бернатосян С.Г. Эрудит. Флора и фауна: загадки и открытия, Минск: Асар, 2017 г.

2. Большая иллюстрированная Энциклопедия школьника. М: Махаон, 2012 г.

3. Буруковский Р. Н. О чем поют ракушки?, Калининградское книжное издательство, 2017 г.

4. Ерошин А. Море в ракушке. М: Малыш, 2012 г.

4. Ридерз Дайджест. Хочу все знать про всё на свете. Ридерз Дайджест и Пегас, Германия 2001 г.

Интернет-ресурсы

1. Эволюция. Как появились ракушки Дженнифер С. Холланд http://www.anapafuture.ru/o-chernom-more/evolyuciya-kak-poyavilis-rakushki

2.Раковина.Материал из Википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/Раковина

4. Ракушки. Что такое? Кто такой? http://www.what-who.com/r/rakushki.html

5. Как образуются ракушки? http://www.seapeace.ru/population/animals/ 845.html

6. Энциклопедия для детей и их родителей http://pravda-chto.ru/mollyuski-chernogo-morya/

7. Моллюски Черного моря и их ракушки http://rapan.at.ua/publ/molljuski_chernogo_morja_i_ikh_rakushki/1-1-0-10

8. Ракушечные деньги http://www.gumilev-center.ru/rakushechnye-dengi/

9. Балянусы, морские жёлуди http://kimmeria.com/crimea/black_sea_32.htm

Приложение 1

Опросный лист

«Что слышится в ракушке?»

Э ксперимент «Шум моря в ракушке – шум окружающего нас мира»

План исследований

Тема: «Откуда берётся звук моря в ракушке?»

Актуальность темы нашей работы определяется тем, что на сегодняшний день существует четыре противоположных взгляда на данную проблему. Однако мы решили изучить эту тему, используя биологические и физические знания. В этом заключается новизна нашего исследования.

Гипотеза исследования: Если ракушка морская, то мы слышим шум моря.

Методы исследования: изучение и анализ литературы по теме; метод опроса, эксперимент.

Этапы исследования:

1 этап: сбор и классификация литературы о причинах возникновения шума внутри ракушки

2 этап: чтение статей в энциклопедиях, в толковых словарях, в интернете

3 этап: проведение опроса среди обучающихся и учителей

4 этап: эксперимент

5 этап: выводы по результатам исследования.

В ходе исследования мы работали со следующей литературой:

1. Большая иллюстрированная Энциклопедия школьника. М: Махаон, 2012 г.

2. Буруковский Р. Н. О чем поют ракушки?, Калининградское книжное издательство, 2017 г.

3. Ридерз Дайджест. Хочу все знать про всё на свете. Ридерз Дайджест и Пегас, Германия 2001 г .

Интернет-ресурсы

1. Раковина.Материал из Википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/Раковина

2. Ракушки. Что такое? Кто такой? http://www.what-who.com/r/rakushki.html

3. Как образуются ракушки? http://www.seapeace.ru/population/animals/ 845.html

4. Энциклопедия для детей и их родителей http://pravda-chto.ru/mollyuski-chernogo-morya/

Рецензия

На исследовательскую работу ученика 4 класса

МБОУ Досатуйской СОШ

Бурдинского Максима на тему: «Откуда берётся звук моря в ракушке?»

Тема, выбранная учащимся для исследования, интересна и актуальна. Раскрывает возможности ученика познать естественный мир самостоятельно, с помощью дополнительной литературы и Интернета.

Для решения данной проблемы Максим использовал:

Методы исследования: изучение и анализ литературы по теме, метод опроса, эксперимент.

В ходе исследования работал с литературой и интернет-ресурсами:

1. Большая иллюстрированная Энциклопедия школьника. М: Махаон, 2012 г.

2. Буруковский Р. Н.О чем поют ракушки? Калининградское книжное издательство, 2017г.

3. Ридерз Дайджест. Хочу все знать про всё на свете. Ридерз Дайджест и Пегас, Германия 2001 г.

Интернет-ресурсы

1. Раковина. Материал из Википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/Раковина

2. Ракушки. Что такое? Кто такой? http://www.what-who.com/r/rakushki.html

3. Как образуются ракушки? http://www.seapeace.ru/population/animals/ 845.html

4. Энциклопедия для детей и их родителей http://pravda-chto.ru/mollyuski-chernogo-morya/

В данном исследовании рассмотрены теоретические вопросы по теме, проведена большая практическая работа: эксперименты. По каждому пункту сделаны выводы.

Тема исследовательской работы хорошо отражена в структуре текста. В результате проведенных экспериментов гипотеза не подтвердилась - снег пушистый и при надавливании снег издает скрип.

Работа имеет теоретическую и практическую значимость.

Данная работа оценена на «отлично» и может быть использована учителями при подготовке уроков окружающего мира, биологии, физики и внеурочной деятельности.

Учитель начальных классов: Н.В.Солодовникова

Просмотров работы: 1936