ВВЕДЕНИЕ
Объект исследования: физиология человека,
Предмет исследования: функции плача, слёзы.
Цель исследования: узнать состав, функции, причины появления слёз, а также пользу и вред слёз и плача; выяснить, как реагировать на плачущего человека.
Задачи исследования: изучить научную литературу по вопросу механизма появления слёз и их состава; при помощи анкетирования рассмотреть случаи появления слёз и плача; проанализировать, как слёзы влияют на здоровье человека, какую пользу и вред приносит плачь; составить план (памятку) как помочь плачущему ребёнку.
План исследования:
Найти и изучить в литературе и интернете сведения о том, каким образом появляются слёзы; в каких случаях слёзы появляются автоматически и зачем. Как человек может повлиять на появление слёз.
Узнать какое положительное влияние слёзы оказывают на здоровье человека.
Провести анкетирование одноклассников, а также знакомых подростков, взрослых и пожилых людей с целью узнать, что может заставить их заплакать.
Проанализировать собранную информацию.
Сделать выводы о том, какие бывают слёзы, и что может заставить плакать людей разных возрастов.
Составить памятку о том, как помочь плачущему ребёнку.
ЧТО ТАКОЕ СЛЁЗЫ
Слёзы — жидкость, которую выделяет специальная слёзная железа (1), расположенная сверху над глазом. Жидкость из нее стекает в самый уголок глаза и наполняет его углубление, которое поэтично называется "слезным озером" (2). А оттуда по слезным протокам (3) утекает в слезный канал (4), который имеет выход в носоглотку.
Процесс выделения слез происходит постоянно, и за сутки в норме у нас образуется 1 миллилитр слезной жидкости. А при плаче может выделиться до 10 миллилитров (2 чайные ложки) слез!
Слёзы практически полностью (до 99%) состоят из воды. Остальное — неорганические вещества: хлорид натрия (это основа поваренной соли — отсюда и солоноватый вкус слёз), сернокислый и фосфорнокислый кальций, карбонат натрия и магния.
Также в слезах есть белок, гормоны стресса и лизоцим — фермент, благодаря которому они имеют антибактериальные свойства. Ведь основная функция слез - смачивать наш глаз, защищать его от загрязнений и уничтожать вредные микроорганизмы, попавшие туда.
ЗАЧЕМ ВООБЩЕ НУЖНЫ СЛЁЗЫ
Слёзы выполняют несколько важных функций. Слёзы снабжают роговицу глаза, на которой нет кровеносных сосудов, всеми необходимыми питательными веществами, очищают поверхность глазного яблока от инородных частиц и поддерживают нормальную работу органа зрения.
«Невидимые» слезы – это слезы, которые появляются все время — это базальные слезы. Они вырабатываются в слезных железах, постоянно попадают в наши глаза и смываются через специальные дренажные трубочки. Они нужны, чтобы очистить глаза от пыли и мусора, а также защищать их от повреждений. Когда базальные слезы выделяются в нормальном количестве, мы даже не замечаем, что они есть. Вот почему некоторые люди даже не догадываются об их существовании.
Базальная слеза состоит из 3 слоев. Первый – это слизь, благодаря которой слеза удерживается в глазе. Второй слой отвечает за гидратацию и предотвращает размножение бактерий. Внешний слой – липидный. Его основная задача – поддерживать поверхность глазного яблока гладкой. Если железа вырабатывает недостаточное количество базальной жидкости, возникаетсостояние, известное как «сухой глаз».
С возрастом наши глаза постепенно теряют способность достаточно увлажняться при помощи слез. По этой причине глаза стариков кажутся нам как будто выцветшими и тусклыми.
Слёзы, выделяющиеся для увлажнения и защиты глаз, называются рефлекторными, или физиологическими. Рефлекторные слезы — еще один тип слез. Рефлекторные слезы накатывают на глаза в ответ на раздражение (это может быть ветер с песком, дым или испарения от измельченного лука) (Приложение 2).
Появляются такие слезы довольно легко. В роговице глаза есть сенсорный нерв. Как раз он и посылает мозгу сигналы, когда в глаз что-то попадает. В ответ мозг передает импульсы слезной железе и та начинает продуцировать защитную жидкость.
Особенность рефлекторных слез в том, что за один раз их вырабатывается довольно большое количество, благодаря чему, получается смыть с поверхности глаза всё лишнее. Рефлекторная слеза примерно на 95% состоит из воды. Но кроме нее, в состав входят и вещества с бактерицидным эффектом. Их роль – защитить глаз от опасных микроорганизмов, которые могли проникнуть вместе с раздражителем (Приложение 1).
Особенно важно увлажнение слизистой оболочки глаза для тех, кто долгие часы проводит за компьютером или перед телевизором. Очень часто такие люди страдают сухостью глаз. Возникает ощущение, как будто внутри глаза все время что-то мешает. Поэтому таким людям рекомендуется почаще моргать. Однако некоторым и это не помогает. Для таких случаев можно применять глазные капли. Их применение позволяет избежать высыхания слизистой оболочки глаз.
Более известный вид слез — эмоциональные. Они появляются, когда мы расстроены, чувствуем боль или же очень счастливы. Состав этих слез отличается от других видов. В них содержится высокий уровень гормонов, которые участвуют в регулировке напряжения в теле. Когда появляются эмоциональные слезы, это срабатывает аварийная система нашего организма. С точки зрения биохимии слезы позволяют снизить уровень гормона стресса. Это, собственно, является причиной того, что после того, как мы выплакались, испытываем облегчение. Кроме того, слезы выводят токсины.
Слезы способны уменьшить боль. Слезы вырабатывают определенные биологически активные вещества, направленные на снижение боли и способствующие заживлению ран (Приложение 3).
Так почему же люди плачут? В момент, когда человек испытывает сильную боль (или сильный стресс - горе, обиду) в коре головного мозга появляется очаг очень сильного нервного возбуждения. В ответ на это включается защитная система. Активизируются все функции организма. Учащается дыхание, ускоряется ток крови. Животные воют, мечутся, люди могут заплакать или упасть в обморок. В таком случае слезы - это еще один способ снять напряжение, возникающее в организме. Дети до одного-трехмесячного возраста плачут без слез (у них работа слезных желез еще несовершенна). Но потом дети плачут чаще и легче, чем взрослые. Эта повышенная эмоциональность связана со слабостью деятельности корковых нейронов. Та же слабость свойственна и пожилым людям - с возрастом человек становится более плаксивым.
Время от времени каждому человеку полезно выплеснуть все накопившееся вместе со слезами. И это не просто образное высказывание. Эмоциональные слёзы более вязкие, они лучше заметны на коже. В них могут содержаться гормоны стресса и прочие вещества, имеющиеся в организме в избытке, например марганец.
Хотя слёзы обычно ассоциируются с неприятными эмоциями и горем, иногда они появляются и в моменты радости. Американские исследователи решили изучить, почему так происходит.
Дело в том, что нашему организму все равно из-за чего возникло перевозбуждение: от горя или огромного счастья. В любом случае он пытается усмирить сильные эмоции и восстановить равновесие. И делает это наиболее легким для себя путем – плачем. Слезы блокируют избыточное возбуждение. Кстати, по такому же принципу срабатывает и другая, на первый взгляд, не совсем адекватная реакция организма – смех во время сильного стресса, вызванного горем. Таким способом наше тело пытается расслабиться и сбалансировать эмоции.
Слезы несут и социальную функцию, причем эта функция принимает различные формы. Например, слезы могут выступить оружием манипуляции. Хорошо известный всем женщинам прием – расплакаться, чтобы добиться каких-либо личных целей: перед мужем, чтобы он купил шубу, перед начальником, чтобы не последовало никаких наказаний за проступок, прогул, например.
Слезы иногда служат способом привлечения к себе внимания. Этим методом манипуляции владеют не только женщины, но и мужчины. На женщину-плаксу, вероятно, обратят не столь пристальное внимание, как на мужчину, даже с очень скупой слезой.
Слезы также являются средством коммуникации. С помощью слез можно выразить разные чувства: печаль, радость, скорбь, горе, счастье, восторг. Слезы показывают, что человек сострадает, сопереживает другому человеку. Такие сигналы коммуникации понятны и очень эмоциональны.
СЛЁЗЫ И ПЛАЧ В КУЛЬТУРЕ
Слёзы и плач широко представлены в культуре. Множество фразеологических оборотов связаны с ними: "Слезами горю не поможешь", "Крокодиловы слезы", "Горе луковое", "Скупая слеза", "Разводить сырость", "Смех сквозь слезы", "Довести до слез".
А еще есть такое выражение "омыть слезами раны". Оказывается, оно когда-то использовалось не только в переносном смысле ("плакать над кем-либо, жалеть раненого"). В самом прямом смысле женщины у древних славян и в Византии собирали свои слезы в специальные сосуды, чтобы потом омыть ими раны воинам - это считалось очень действенным лекарством. И, если вспомнить о лизоциме, ферменте, обладающем антибактериальными свойствами, имело под собой научную основу. А есть еще версия, что византийские женщины должны были во время отсутствия мужа оплакивать его, и собирать свои слезы в сосуд. При его возвращении этот сосуд демонстрировался мужу как доказательство верности. Эти сосуды можно и сейчас увидеть в музеях.
Маленькие сосуды в виде колб и есть те самые емкости для собирания слез |
А это викторианский "ловец слез", в который вдова собирала свои слезы по усопшему мужу |
ЧТО МОЖЕТ ЗАСТАВИТЬ ЛЮДЕЙ ПЛАКАТЬ
Изучая тему возникновения слёз, мной было проведено исследование. Мои одноклассники (категория дети), мои старшие братья и их товарищи (категория подростки), мои родители и их знакомые (категория взрослые), а также мои дедушка, бабушка и их приятели (категория пожилые люди) отвечали на вопрос: « Из-за чего ты/Вы можешь/можете заплакать?».
Получились вот такие интересные результаты:
Абсолютно ВСЕ, и Дети, и Подростки, и Взрослые, и Пожилые очень дорожат своими родными и близкими людьми, всё, что происходит с нашими мамами, папами, детьми, бабушками, дедушками, сёстрами, братьями, мы воспринимаем близко к сердцу. Переживания за их здоровье, спокойствие и благополучие легко могут довести нас до слёз.
Кроме того, абсолютно ВСЕ готовы плакать, когда режем лук, достаём соринку из глаза, светит яркое солнце, дует сильный ветер, в глаза попадает дым или из-за острой еды.
Также ВСЕ абсолютно плачут, из-за физической боли (когда больно), когда ударили, или ударился сам, когда упал. Как написали, мои одноклассники: «из-за ранения в сердце» или просто «раны». Меньше других о физической боли вспомнили подростки, но при этом чётко указали, что могут заплакать, когда «наступил на детальку ЛЕГО» или «ударился мизинцем» (Приложение 4).
От обиды тоже готовы заплакать ВСЕ, и большие, и маленькие, особенно, когда обвинения несправедливы! Все, кроме подростков (Приложение 5).
Только некоторые взрослые честно сказали, что точно заревут, если «проиграют, поцарапают машину или потеряют телефон». Дети и подростки на этот счёт не переживают совсем. Только если, самого ребёнка потеряют, тогда он расстроится до слёз.
Только Пожилые люди плачут от гордости за Родину и от сострадания к бедным.
Только 5 человек в классе расстроятся до слёз из-за плохих оценок.
Некоторые дети честно сказали, что заревут, если им «не купят игрушку», один человек сказал, что до слёз «не хочет уезжать из отпуска», а один человек сказал, что заплачет из-за «3 мировой войны и конца света». Вот это переживания!!! Один человек из класса вообще не плачет, а один плачет «из-за чего угодно».
Слёзы радости и счастья тоже бывают абсолютно у всех!
(Приложение 6)
Доказано, что люди, которые часто плачут, реже страдают от сердечно-сосудистыми заболеваниями. Плач улучшает вентиляцию легких и, соответственно, улучшает насыщение кислородом всех органов и систем. Кроме того, возможность как следует выплакаться, дает организму сильную психологическую разрядку.
Слезы продлевают нам жизнь. Плачьте на здоровье!
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ПЛАЧЕТ РЕБЁНОК
Детские слезы могут быть вызваны разными причинами: ребенок ушибся, его обидели, он испугался или требует немедленно купить ему игрушку. В каждой ситуации можно действовать по-разному, но помните: НЕЛЬЗЯ ОСТАТЬСЯ РАВНОДУШНЫМ И ПРОЙТИ МИМО плачущего человека, даже очень маленького!!!
Во-первых, надо переключить внимание малыша!Отвлекать внимание плачущего ребенка можно разными способами, главное, увлечь его интересной темой, чтобы он забыл о слезах.
Можно показать ребенку интересный предмет, которого ребенок никогда не видел до этого: новую забавную ручку или мелкую игрушку, которая может «заговорить» с плачущим ребенком — утешить его или рассказать сказку. Также можно задать сложный вопрос, который требует внимания ребенка и его взаимодействия с вами: «Ого, а что это за необычная машина по улице едет? Поможешь мне определить, какая это марка?» |
Если плач вызван не какой-то серьезной причиной, а капризами или нежеланием что-то делать, во-вторых, можно придумать что-то забавное, например, включать выдуманный фен, который будет «сушить слезы» или «сдувать капризы», или дать «лекарство от плохого настроения» - конфетку. |
Конечно, главную роль для малыша играют его родители. Именно они всегда успокоят и поддержат плачущее чадо. Но, вы можете помочь родителям и поддержать и успокоить малыша. Вам будут очень благодарны и те, и другие!
А если плачет ребёнок постарше?! К примеру, ваш одноклассник. Как поступать в этой ситуации?
ПАМЯТКА
КАК ПОМОЧЬ ПЛАЧУЩЕМУ РЕБЕНКУ
(Приложение 7)
НЕЛЬЗЯ ОСТАТЬСЯ РАВНОДУШНЫМ И ПРОЙТИ МИМО!!!
Это первое правило.
Необходимо расспросить ребёнка, по какой причине он плачет.
В том случае, если ребёнок жалуется на сильную боль, необходимо срочно сообщить взрослым или отвести ребёнка в медицинский кабинет, а если такой возможности нет, позвонить в Скорую помощь 103 или Службу спасения 112. Дозвонившись, вам надо будет продиктовать точный адрес и описать ситуацию (рассказать, что случилось) (Приложение 8).
Если ничего экстренного с ребёнком не произошло, надо постараться разговорить плачущего, внимательно его выслушать. Ситуации могут быть самые разные и дальше необходимо действовать исходя из того, что случилось.
Если всё-такие случилось неприятное происшествие, например, у ребенка украли деньги или он потерял телефон или никто из взрослых не пришёл забрать ребёнка из школы, необходимо проинформировать взрослых: своих родителей или родителей других ребят, классного учителя или других учителей, тренера или охранника. Они знаю, как действовать в такой ситуации и смогут принять необходимые меры, чтобы урегулировать ситуацию.
Если неприятности совсем небольшие, - слегка ударился, поссорился с другом, на кого-то обиделся или получил плохую оценку, с плачущим ребенком можно просто по-дружески поговорить, проявить участие, высказать своё мнение или рассказать похожую историю из жизни. Ведь с другом надо обязательно помириться, оценку можно исправить, а ушиб или ссадина быстро заживут.
То, что Вы не прошли мимо, а искренне поинтересовались, что случилось и попытались успокоить, очень важно и нужно каждому плачущему человеку, ведь своими слезами мы просим о помощи. Не будьте равнодушными и безразличными к чужой боли, пусть даже и совсем небольшой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Анатомия человека. Школа открытий. Стив Паркер. 2008 г.
Краткая медицинская энциклопедия: В 3-х т. АМН СССР. Гл. ред. Б. В. Петровский. – 1990 г.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907 г.
https://lifehacker.ru/tears/
https://www.vseozrenii.ru/stroenie-glaza/sleza/
https://www.zdorovieinfo.ru/exclusive/chto-takoe-slezy/
http://pkdemo.ru/slezy-sostav-funkcii-polza-i-vred-slez.html
http://agushkin.ru/vospitanie/kak-uspokoit-rebenka.html
https://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/4-prostyh-sposoba-uspokoit-plachuschego-rebenka-1557865/
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8