Введение
На одном из уроков литературного чтения мы в классе читали отрывок из произведения Аркадия Гайдара «Чук и Гек». Одним из пунктов домашнего задания было прочитать этот рассказ полностью.
Произведение начинается со слов: «Жил человек в лесу возле Синих гор». Еще в рассказе встречается географическое название – ущелье Алкараш. Что это за ущелье? Какие горы называются Синие? Таких названий нет ни на карте России, ни в интернете. Здесь я и задумался, куда лежал путь героев. Так и родилась идея данной работы.
Цель моего проекта – попытаться понять, куда ехали Чук и Гек? Где работал Серегин? Где находится ущелье Алкараш? Есть ли реальные люди, подходящие под описание героев произведения Аркадия Гайдара «Чук и Гек»?
Задачами моего проекта являются:
1. Прочтение рассказа «Чук и Гек»;
2. Знакомство с природой, городами и историей России (СССР);
3. Оформление работы и подготовка выводов.
Чук и Гек
Рассказ «Чук и Гек» повествует об обычной советской семье: мама, папа и два брата. Папа работает геологом и постоянно находится в экспедициях.
Однажды папа принимал участие в геологических разведывательных работах, а семья была дома в Москве. Он прислал телеграмму и пригласил их к себе в гости. Этот рассказ о приключениях двух братьев и их мамы во время поездки и проживании в тайге.
Когда они приехали, то их папа был на задании в ущелье Алкараш. Мама с сыновьями в ожидании папы самостоятельно жили у сторожа. Именно сторож помогал маме с детьми и отправился сообщить Серёгину об их приезде. В конце истории все геологи возвращаются на базу и вместе встречают Новый год.
Аркадий Гайдар
Аркадий Петрович Гайдар родился 22 января 1904 года в посёлке под городом Льговом (Курская область) в семье учителей. Его настоящая фамилия Голиков. Свое детство он провёл в Арзамасе (Нижний Новгород).
Учился Аркадий в реальном училище, а когда началась Первая мировая война, он сбежал на фронт, чтобы воевать вместе с отцом. В 14 лет он командовал ротой, а в 17 уже был командиром отдельного полка.
В декабре 1924 года Гайдар был ранен и ушёл из армии. Тогда начал писать рассказы. Наиболее известные из них: «Р.В.С.», «Школа», «Четвёртый блиндаж», «Дальние страны», «Военная тайна», «Голубая чашка», «Чук и Гек», «Тимур и его команда», «Горячий камень». Большая часть его произведений была о войне.
Ворошилов Климент Ефремович
Чтобы начать нашу исследовательскую работу, нам нужно понять о каком времени в истории идет речь. Первая подсказка – это год написания рассказа. Аркадий Гайдар закончил это произведение в 1939 году. Таким образом, все события, описываемые в книге, приходятся на довоенное время.
Еще одним из признаков времени являются строчки о Ворошилове.
«Это в далёкой-далёкой Москве, под красной звездой, на Спасской башне звонили золотые кремлёвские часы… И, конечно, задумчивый командир бронепоезда, тот, что неутомимо ждал приказа от Ворошилова, чтобы открыть против врагов бой, слышал этот звон тоже.»
Климент Ефремович Ворошилов (4 февраля 1882 – 2 декабря 1969) – Советский военачальник, государственный и партийный деятель, герой гражданской войны, один из первых маршалов Советского Союза. В 1925 году – нарком по военным и морским делам, а в период 1934 -1940 годах он был нарком обороны СССР.
Эти два факта говорят нам о том, что действия, происходящие с героями, происходят в 20- 30-е годы 20-го века.
Интересный факт: Климент Ефремович всегда вел активный образ жизни, в 50 лет он увлекся коньками и проводил на катке каждые выходные. Позже он активно содействовал развитию хоккея с шайбой в СССР.
В какой город могли поехать герои
Теперь мы будем определять, куда могли поехать братья для встречи с папой. Сначала посмотрим, какую информацию нам удастся получить из книги:
«Туда ехать тысячу и ещё тысячу километров поездом. А потом в санях лошадьми через тайгу»,
«…оставалось ехать ещё сто километров тайгою.» .
Получается, что расстояние, которое им нужно преодолеть:
1000+1000+100=2100 (км).
Вот какие еще ориентиры по расстоянию нам еще встречаются:
«Но так как поезд уходил очень поздно, то сквозь чёрные окна Чук и Гек при отъезде ничего интересного не увидели… Когда Гек проснулся, колёса, уже без всяких разговоров, мерно постукивали под полом вагона… Встречались на пути станции большие, светлые, на которых шипело и пыхтело сразу штук по сто паровозов… Да, немало всякого они за дорогу повидали. Жаль только, что на дворе бушевали метели и окна вагона часто бывали наглухо залеплены снегом… И вот наконец утром поезд подкатил к маленькой станции.»
Прочитав про путешествие, можно подсчитать, что ехали они сутки и еще чуть-чуть. То есть можно сказать, что ехали они примерно 30 часов. Средняя скорость поездов была 60-70 км/ч.
30*70=2100 (км)
Таким образом, мы дважды подтвердили расстояние, которое нужно проехать героям. Для того чтобы мы могли двигаться дальше, нужно взять атлас и посмотреть, какие города будут находиться на нужном нам расстоянии. Исходная точка – город Москва. Будем все данные заносить в таблицу, а города будем смотреть в разных направлениях от начальной точки.
Таблица расстояний от Москвы до городов СССР
Город |
Расстояние от Москвы |
Краснодар |
1400 |
Сочи |
1600 |
Пятигорск |
1600 |
Кишинев |
1300 |
Бухарест |
2000 |
Братислава |
2000 |
Мурманск |
2000 |
Ташкент |
3500 |
Астана |
2700 |
Екатеринбург (Свердловск) |
1800 |
Тюмень |
2100 |
Уфа |
1400 |
Челябинск |
1900 |
Из таблицы можно сделать вывод, что на искомое расстояние от Москвы находятся города: Бухарест, Братислава, Мурманск, Екатеринбург, Тюмень и Челябинск. Чтобы понять, какие из этих городов можно рассматривать дальше, обратимся к описанию местности.
Описание местности в рассказе
Прочитаем следующие несколько отрывков из произведения:
«Мать ходила очень долго, а тут ещё неподалёку появился страшенный козёл. Сначала он глодал кору с замороженного брёвна, но потом противно мемекнул и что-то очень пристально стал на Чука с Геком поглядывать.»,
«Прощайте, большие города, заводы, станции, деревни, посёлки! Теперь впереди только лес, горы и опять густой, тёмный лес.»,
«Колбаса до того замёрзла и затвердела, что ею можно было забивать гвозди. Колбасу ошпарили кипятком, а куски хлеба положили на горячую плиту.»,
«Пока мать разбирала вещи, Чук с Геком забрались на тёплую печку. Здесь пахло берёзовыми вениками, горячей овчиной и сосновыми щепками.».
Из описания природы можно понять, что приехали они в очень холодное место, что даже колбаса замерзла, а козел, которого они встретили на станции, обгладывал кору с замороженного бревна. Когда путешественники приехали на базу, то там пахло березовыми вениками, что говорит нам о присутствии не только хвойных, но и лиственных деревьев. Что это за местность, ответ можно получить, посмотрев природные зоны России. В рассказе несколько раз говорится, что они ехали в Тайгу, поэтому рассмотрим именно эту зону более подробно.
Теперь рассмотрим наши города по принадлежности их природным зонам, для этого также запишем таблицу.
Таблица соответствия городов и природных зон
Город |
Природная зона |
Бухарест |
Полустепь и степь |
Братислава |
Лиственные леса |
Мурманск |
Тундра и Лесотундра |
Екатеринбург |
Средний Урал и Южная Тайга |
Тюмень |
Лесостепь и Тайга |
Челябинск |
Южная Тайга и Широколиственные леса |
После анализа таблицы у нас остается только 3 города: Екатеринбург, Тюмень и Челябинск. Чтобы мы могли продолжить дальше нам нужно воспользоваться картой железных дорог того времени. А для начала посмотрим, на каком поезде могли бы ехать наши герои.
На каком поезде ехали Чук и Гек
В предполагаемый исторический период в СССР были следующие типы поездов:
Пассажирский паровоз серии М (Маруся) выпускался с 1926 по 1932 года. Всего было выпущено 100 паровозов этой серии. Использовался для обслуживания тяжелых пассажирских поездов. Мог развивать скорость до 90 км/ч.
Пассажирский паровоз серии Су (прозвище «сушка») выпускался с 1926 года. Развиваемая скорость до 115 км/ч.
Пассажирский паровоз серии ИС (Иосиф Сталин) выпускался 1932-1942 года. Более мощный и тяжелый, чем паровоз СУ. Из-за веса мог использоваться не на всех железных дорогах. Применялся в основном на дальних направлениях. Максимальная скорость до 125 км/ч
Пассажирский четырехосный вагон 1930 годов. Из таких вагонов составляли пассажирские составы. В вагонах было по 10 купе, а в коридорах были сделаны складные скамейки.
А вот какое описание дает нам автор:
«Коридор вагона был узкий и длинный. Возле наружной стены его были приделаны складные скамейки, которые сами с треском захлопывались, если с них слезешь. Сюда же, в коридор, выходило ещё десять дверей. И все двери были блестящие, красные, с жёлтыми золочёными ручками.»
Исходя из текста выше, мама с мальчиками ехали именно в вагоне подобного типа.
Магнитогорск
Бурное развитие исследовательской деятельности приводило к активному развитию нашей страны в 20-30 годы. В 1920 году начались изыскательско-проектные работы по строительству железной дороги на территории Урала. Именно по этой дороге и ехали наши герои. 30 июня 1929 года на станцию Магнитогорская прибыл первый поезд по новой железнодорожной линии. Эту дату принято считать днём рождения Магнитогорска. В окрестности станицы Магнитной в этот период шло строительство сразу 4 заводов, геологи пробурили 51 скважину для добычи полезных ископаемых, шло активное строительство города. Все это тоже видели наши братья.
«Проносились навстречу поезда, гружённые рудой, углём и громадными, толщиной в полвагона, брёвнами.
Нагнали они эшелон с быками и коровами. Паровозишко у этого эшелона был невзрачный, и гудок у него тонкий, писклявый, а тут как один бык рявкнул: му-у!.. Даже машинист обернулся и, наверное, подумал, что это его большой паровоз нагоняет.
А на одном разъезде бок о бок остановились они рядом с могучим железным бронепоездом. Грозно торчали из башен укутанные брезентом орудия. Красноармейцы весело топали, смеялись и, хлопая варежками, отогревали руки.»
Знак «Строителю гиганта. Магнитострой». 1931
Карта железных дорог
Ранее мы уже выяснили, что период, описываемый Гайдаром, относится к 30-м годам. Значит, нам нужно искать соответствующую карту железных дорог.
Из рассказа нам известно, что папа Чука и Гека занимался геологоразведкой. Из газет и журналов мы выяснили, разведка проходила на территории современной Челябинской области. О работах в районе Екатеринбурга данных нет, а в Тюмени эта разведка началась уже после 1960 года.
По карте видно, что на 2000 км от Москвы приходится станция Миасс.
Где можно встретить Синие горы
Название Синие горы встречается не только у Гайдара. Если посмотреть информацию по горным массивам, то можно встретить следующее:
Синие горы – лесистый горный массив в западной части Природного района Свердловской области, к западу от Нижнего Тагила. Высочайшие вершины: одноименные горы Синяя (возле поселка Баранчинского) высотой 552 метра и Синяя (возле поселка Синегорского) высотой 600,1 метра.
Синяя гора возле поселка Барачинский
Синяя гора возле поселка Синегорский
Еще Синие горы встречаются в картине Афанасия Васнецова. Её он написал в 1891 году.
Тайга на Урале. Синяя гора.
Все это нам еще раз доказывает, что мы выбрали правильное направление для исследования – Урал.
Говорят, что эти горы называют Синими, потому что местами горы имеют синеватый оттенок из-за оттенка местных кварцитов.
Мы все ближе и ближе подходим к финалу нашей работы. Теперь мы знаем примерную область, которой мы будем вести исследования.
Вишневые горы
На территории Челябинской области большое количество гор. Вишневые горы одни из них. Это часть Ильменских гор, расположенных в окрестностях города Миасса. Мы считаем, что именно об этих горах идет речь, так как именно в этом районе в 1929 - 1931 годах шла разведка месторождений под руководством А.С. Амеландова и Ф.И. Рукавишникова. В горах было найдено около 130 минералов, некоторые из которых не были известны ученым. Вполне возможно, что интересующее нас ущелье находилось именно в этих горах.
Рукавишников Федор Иванович
Рукавишников Фёдор Иванович родился в 1903 году в селе Катунки под Нижним Новгородом. До войны жил Ленинграде. Служил в учебном отряде подводного плавания в звании капитана 2 ранга. В августе 1941 года семьи офицеров были эвакуированы из Ленинграда. Его жена с двумя сыновьями уехала в Нижегородскую область. С фронта они не получили ни одного письма и только в 1943 году узнали, Федор Иванович погиб где-то под Ленинградом. Один из его сыновей - Рукавишников Валентин Фёдорович тоже стал офицером и прослужил 38 лет, комиссовался в звании полковника.
Эти данные взяты с сайта Бессмертный полк. Получается, что у Федора Ивановича было 2 детей, и он мог бы быть именно тем самым Серегиным, к которому ехали Чук и Гек вместе с мамой.
Выводы
Таким образом, мы смогли ответить на все вопросы, которые у нас возникли в начале нашей работы:
Куда ехали Чук и Гек?
Где работал Серегин? Где находится ущелье Алкараш?
Есть ли реальные люди, подходящие под описание героев произведения Аркадия Гайдара «Чук и Гек»?
Мы получили следующие ответы:
Герои произведения ехали в сторону нынешней Челябинской области. Предположительно станция Миасс.
В 20-30 годы геологоразведка велась в районе Вишневых гор, именно там может быть ущелье Алкараш.
Рассказ Гайдара может быть основан на реальных персонажах. Федор Иванович Рукавишников может быть героем произведение – геологоразведчиком Серегиным.
Самоанализ
Тема моего проекта «Где находится ущелье Алкараш?» позволила узнать мне много нового, что мы пока еще не проходили на уроках. Свою работу я начал с того, что выписал из произведения все, что могло бы дать мне ориентир. Это описание погоды, местности, растительного и животного мира, а так же все то, что мальчики видят во время своего путешествия.
В этом проекте я:
Изучил биографии нескольких известных людей, которые внесли вклад в историю страны. Писатель Аркадий Петрович Гайдар, маршал Климент Ефремович Ворошилов, геологи Александр Семенович Амеландов и Федор Михайлович Рукавишников.
Познакомился с природными зонами России.
Узнал часть истории развития железных дорог и виды поездов.
Научился анализу при получении данных и умению делать выводу.
Прочитал о развитии крупных городов: Екатеринбурга, Челябинска и Тюмени.
Увидел на фотографиях много разных и красивых пейзажей, когда знакомился с описанием природных зон, а также конкретно гор Южного Урала.
Работа над проектом показала мне, что я пока еще достаточно мало знаю о своей родной стране. Закончив свой проект, я могу с уверенностью сказать, что узнал много нового в разных областях знаний. Я горжусь своей страной!
Список использованной литературы:
Аркадий Гайдар «Чук и Гек».
Гайдар Аркадий Петрович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
Кардашов В.И. Ворошилов / В.И. Кардашов. – М.Молодая гвардия, 1976. – 94 с.
Национальности СССР/ Географический атлас СССР для средней школы. – 1941 г.
Плешаков А., Новицкая М., Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В двух частях.
В.А. Раков. Локомотивы отечественных железных дорог 1845-1955. — 2-е, переработанное и дополненное. — Москва: «Транспорт», 1995
Схемы железных дорог и водных путей сообщения. Южно-Уральская железная дорога. - СССР 1943 г.
Гл. ред. Лаппо Г.М. Города России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. стр. 249-250
Павел Распопов. Гора Синяя около Баранчинского // UraloVed.ru. — 27.03.2017
Вишнёвые горы. Избранные находки минералов. // geo.web.ru.
Павел Распопов. Синие горы и Кораблик около поселка Синегорский // UraloVed.ru. — 5.03.2015
https://www.moypolk.ru/moscow/soldiers/rukavishnikov-fedor-ivanovich