Введение
В 2018 году Министерство просвещения зафиксировало рекордно малое число детей в российских сиротских учреждениях. По его данным, на 1 сентября 2018 года в банке данных детей-сирот состоят 47,8 тысяч человек. Это самый низкий показатель детей, оставшихся без опеки родителей, за всю новую историю России. Для сравнения отметим, что еще в 2013 году таких детей было 68,8 тысяч, в 2018 году - 115,6 тысяч. Число детей, которых берут в семьи, превышает количество тех детей, кого отправляют в детские дома. Сегодня в нашей стране насчитывается около 180 тысяч приемных родителей и усыновителей, примерно столько же - кровных опекунов. Наметилась новая тенденция - часто в семьи берут детей-инвалидов. Как правило, это родители, у которых уже есть особенный ребенок.
Однако, по статистике в России из 100% сирот, покинувших стены детского дома или интерната — 90% никогда не адаптируются к нормально взрослой жизни. Проблема заключается в том, что дети, вышедшие из детдома, буквально сразу же сталкиваются с таким трудностями как получение образования, поиск работы, обращение с деньгами, принятие самостоятельных решений и так далее. Эти навыки обычный человек, выросший в семье, как правило, приобретает постепенно, копируя общепринятую вокруг него среду. У выросших в специальных учреждениях детей, лишенных семейного воспитания, никаких осознанных привычек зачастую не наблюдается.
Генпрокуратура РФ приводит следующую статистику:
- 10% сирот адаптируются к условиям современного мира,
-40% становятся алкоголиками или наркоманами,
-40% попадают в тюрьмы, связываются с преступной деятельностью,
-10% заканчивают жизнь самоубийством.
В соответствии с требованиями норм международного права, ребенок, который временно или постоянно лишен семейного окружения или не может больше оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством[1].
В Российской Федерации реализация этого права предусматривает создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития осиротевших детей, подготовки их к самостоятельной жизни.
Это обуславливает актуальность выбранной темы исследования и определяет цель работы: анализ особенностей процесса социализации детей-сирот.
Объект исследования: социализация детей-сирот.
Предмет исследования: специфика процесса социализации детей-сирот.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
-раскрыть и уточнить понятие «институциональная социализация детей-сирот»;
- выявить основные проблемы, с которыми сталкиваются выпускники-сироты муниципальных интернатных учреждений;
-разработать рекомендации по повышению уровня социальной компетенции воспитанников-сирот.
Степень научной разработанности проблемы исследования.
Изучение данной проблематики потребовало обращения к источникам, раскрывающим различные стороны теории и практики процессов социализации и социальных институтов. Понятие «социализация» впервые введено в конце XIX века и связывается с именем социолога Ф. Гиддингса. В основе его теории - социализация представляется как «сплавление различных элементов самого разнообразного населения в однородный тип», Ж.Г. Тард определяет социализацию как «социальные процессы, в соответствии с которыми дети приобщаются к социальным нормам и ценностям, в этом процессе происходит становление их личности», Ж. Пиаже определял социализацию как процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, чтобы ребенок, достигнув определенного уровня развития, становился способным к сотрудничеству с другими людьми[11].
М.К. Горшков и Ф.Э. Шереги определяют социализацию как процесс подготовки молодежи к ролевой функции в общественном разделении труда, а стадию самоутверждения в том или ином ролевом статусе именуют самореализацией [4].
По определению Ж.Т. Тощенко, «социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом» [9].
Социализация, по мнению В.И. Чупрова и Ю.А. Зубок — «это процесс усвоения молодым человеком определенной системы знаний, ценностей, норм и образцов поведения, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества» [15].
Сущность понятия «институциональная социализация детей и подростков, оставшихся без попечения родителей»
В основу исследования понятия « социализация» мы взяли два подхода.
Первый предполагает пассивную позицию личности в процессе социализации, рассматриваемой как процесс адаптации к обществу. Данный подход может быть определен, как субъект - объектный (общество - субъект воздействия, а человек - его объект) (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс и др.) [7].
Второй подход рассматривается исходя из того, что личность активно участвует в процессе социализации, оказывая влияние на общество. Данный подход определяется как субъект-субъектный (Ч. Кули, Дж. Мид и др.) [7].
Нами выявлены три основных периода институциональной социализации детей и подростков, оставшихся без попечения родителей:
- первый период - дошкольные сиротские учреждения (детские дома), когда закладываются основы социокультурной жизни, нравственного развития, формируется интерес к познанию нового в процессе учебной деятельности;
- второй период - интернатские учреждения, воспитательная функция которых, ориентированна на подготовку воспитанника к самостоятельной жизни в социуме;
- третий этап - профессиональные училища, ССУЗы и ВУЗы, когда идет целенаправленный педагогический процесс формирования и развития знаний, умений, навыков, профессиональной компетенции учащихся, обеспечивающих возможности реализации им своих личных, профессиональных качеств, индивидуальности в трудовой и социальной деятельности[4].
Анализ литературы позволили выделить следующие понятия:
- «Институциональная социализация сирот» — это особый вид социализации, объединяющий первичную и вторичную социализацию, при которой функции основных агентов социализации (семья, школа, социальная группа и т.п.) выполняет специальное образовательно-воспитательное учреждение, формирующее ценностные установки, образцы и правила поведения, принятые в системе социальных отношений.
- «Социализация сирот» - это длительный и противоречивый процесс становления индивида как субъекта современного общества, формирования у него качеств и свойств, позволяющих адаптироваться в постинтернатный период и выполнять в нем социальные функции, такие как создание семьи, воспитание детей, занятие профессиональной деятельностью[3].
Таким образом, в процессе институциональной социализации педагогическое сообщество формирует ребенка-сироту, как гражданина и патриота своей страны. Социализируемый же индивид в свою очередь, разнопланово (например, в профессии, досуговой деятельности, научно-техническом творчестве и т.д.), участвует в развитии современного общества.
Зададимся вопросом: «Сколько сирот в России?». Сиротой в широком смысле принято считать человека, потерявшего единственного родителя или сразу двоих, в связи со смертью[2].
Чаще всего, определение сирота распространяется на людей, не достигших совершеннолетнего возраста, то есть – на детей. Кроме этого, существует также понятие социального сиротства – оно распространяется на ребятишек, у которых живы биологические родители, однако из-за каких-то обстоятельств, чаще всего необъективных, не заботятся о своем потомстве, по причине чего дети становятся сиротами при живых родителях[3].
На самом деле, статистика объединяет, как правило, и тех детей, что потеряли родителей в результате гибели, и тех детей, от которых родители отказались или у родителей которых их изъяли. Отметитм, что ежегодно в России лишают родительских прав 50 тысяч отцов и матерей, при этом 44 тысячи человек из обозначенных 50 тысяч теряют детей из-за собственного алкоголизма или наркомании[3].
Все эти десятки тысяч взрослых служат причиной того, что в современной российской действительности детские дома лишь разрастаются. Алкоголики и наркоманы, производящие на свет детей и не способные их воспитать являются смертельным ядом для России. Потому как способствуют размножению в 90% случаев социально не адаптированных в будущем людей.
Несмотря на государственную опеку, несмотря на стабильную кормежку и обеспечение одеждой, образованием и спальным местом – большинство детей, вышедших из детдома, ввиду своей полной неподготовленности к самостоятельной взрослой жизни становятся прямыми «производителями» неблагополучных ребятишек, то есть бывшие сироты в 90% случаев являются родителями будущих сирот.
Нашим государством предусматривается комплексное осуществление социальных реформ, направленных на формирование и реализацию социальной политики по отношению к детям и подросткам-сиротам на федеральном уровне, на уровне субъектов федерации и в муниципальных образованиях. Эти меры направлены на повышение социальной защищенности, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию сирот в общество.
Однако по-прежнему вызывает тревогу судьба вчерашних воспитанников-сирот, которые остаются без поддержки и не представляют, кому они могли бы доверять и на кого рассчитывать.
Проблема заключается в том, что после выпуска из интернатного учреждения сироты лишаются привычного, безопасного окружения, четкого распорядка организации жизни, что приводит к неуспешной адаптации в самостоятельной жизни. Они сталкиваются с непреодолимыми проблемами, связанными с получением жилья, регистрации по месту жительства, трудоустройством, организацией быта, питания и свободного времени, созданием и сохранением собственной семьи.
Социальное сиротство в современном российском обществе
Мы считаем, что современное «сиротство» как социальное явление вызвано нездоровым состоянием российского общества, снижением в нем норм морали и нравственности, изменением ценностных ориентаций.
Социально-экономический и политический кризис, двух последних десятилетий привел к увеличению числа семей с социальной, психологической или структурной дезорганизацией. Резкое падение жизненного уровня населения обусловило массовое появление отказов от ребенка в связи с отсутствием возможности обеспечить его воспитание и образование, а также снижением самой потребности в детях[10]. Что находит подтверждение в работах таких ученых как А.И. Антонов, В.И. Брутман, Т.А. Гурко, И.Ф. Дементьева, М.Г. Панкратова, В.Ю. Сидорова, И.Ю. Хамитова и др.
Анализ литературы позволил выделить основные факторы роста численности «социальных сирот»: материальные и жилищные трудности родителей; семейное неблагополучие; деградация институтов материнства и отцовства (предпочтение отдается сожительству, внебрачной рождаемости); падение нравственных устоев, деградация личности одного или обоих родителей (алкоголизм, наркомания и т.д.); отсутствие социальной зрелости и ответственности в обществе; отсутствие своевременной помощи семье со стороны государства в кризисных ситуациях[6].
Среди детей, оставшихся без попечения родителей, можно выделить следующие категории: дети и подростки, у которых родители лишены родительских прав; ограничены в родительских правах; признаны без вести пропавшими; неизлечимо больны; недееспособны; отбывающие наказание в местах лишения свободы; уклоняются от воспитания детей, а также отказные дети и подкидыши.
Особое значение в рамках исследуемой темы имеет «социальное сиротство», при котором у ребенка, живущего в интернатском учреждении, есть живые родители либо родственники, а также «вторичное сиротство», т.е. отказ от ребенка со стороны усыновителей, опекунов или приемных родителей. Согласно статистическим данным, таких сирот, более 83%55, что составляет 664 тыс. детей-сирот при живых родителях[13].
Мы считаем, что «социальное сиротство» - аномальное явление нашего общества! Проблема поиска новых форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – жизненная необходимость!
Повышение социальной компетентности выпускников муниципальных интернатских учреждений
Под «социальной компетентностью» мы понимаем уровень социальной готовности выпускников-сирот муниципальных интернатских учреждений, позволяющий им обладать необходимыми знаниями, умениями, навыками, правами и обязанностями и быть «адекватными» в основных сферах деятельности личности[8].
В процессе исследования, методом интервью и посредством анализа документов, нами выявлены основные трудности (проблемы), встающие перед учащимися и выпускниками муниципальных интернатских учреждений:
-проблема получения жилья и прописки (96,3% опрошенных);
- проблема приобретения специальности (94,5%);
-создание семьи (57%).
По результатам опроса подростков-сирот, и проведенного анализа процесса социализации детей-сирот в муниципальных интернатских учреждениях, мы установили, что существует ряд объективных причин, исключающих успешную социализацию воспитанников и социальную адаптацию выпускников муниципальных интернатских учреждений.
К ним относится следующие факторы риска:
-несформированость у воспитанников понимания взаимосвязи социальных прав и обязанностей;
- отсутствие возможности выбора желаемой профессии на этапе профориентации в муниципальном интернатном учреждении;
-отсутствие индивидуального сопровождения выпускников в выборе профессиональных образовательных учреждений;
-формирование психологии «иждивенчества» в результате особого статуса «сироты», позволяющего пользоваться федеральными и региональными льготами;
-низкий уровень общей культуры воспитанников-сирот;
-отсутствие личного социального пространства в интернатном учреждении, где воспитанник мог бы хранить свои личные вещи, отдохнуть от сверстников и т.д.;
-дефицит общения с близкими взрослыми;
- не сформированность ответственности перед обществом (нет социального осознания необходимости ухода за теми же сиротами, инвалидами или людьми преклонного возраста);
-низкие социально-бытовые навыки;
-не сформированность правовой компетентности.
На основании вышесказанного, можно говорить о том, что успешная социальная адаптация выпускников-сирот может быть достигнута при следующих условиях:
- усвоение выпускниками социальных правил, норм общества;
- формирование мотивации к профессиональному обучению и продолжению образования через всю жизнь;
-индивидуальное сопровождение выпускников-сирот в период обучения в профессиональных учреждениях и дальнейшей адаптации на производстве;
-реальная перспектива получения жилья и денежного пособия при выпуске из воспитательного учреждения;
-профилактика асоциального поведения в подростковой социокультурной среде;
- информированность выпускников-сирот по проблемам бытового и семейного характера;
-формирование основ правовой грамотности.
В соответствии с этим, выделим направления, которые, по мнению авторов, будут способствовать успешной социализации детей-сирот:
-создание интерактивной системы профессиональной подготовки подростков-сирот, включающей муниципальный, региональный и федеральный уровни;
-создать условия для экономической самостоятельности интернатов с привлечением средств предприятий, организаций и частных предпринимателей;
-усилить семейную составляющую в процессе воспитания посредством создания специальных групп с привлечением медийных лиц, создания семейных деревень и поселений;
-обеспечить патронажное сопровождение выпускников как в личностном, так и в профессиональном плане на основе индивидуальных программ для каждого воспитанника.
Заключение
В последние годы в России все громче заявляет о себе «социальное сиротство».
Статистика говорит о том, что за последние 100 лет Россия переживает третью волну сиротства после первой мировой войны и революции, а также после Великой Отечественной войны. И если первые две волны имели вполне объективные причины, то ситуация, сложившаяся сегодня может приравниваться к краху общества.
Вдумайтесь: в России до 95% детей-сирот относятся к категории социальные сироты, так как к моменту получения статуса они имели живых родителей!
Около 200 тысяч детей содержится сегодня в сиротских учреждениях. Каждый десятый из них ежегодно убегает из приюта, каждый третий выпускник учреждения оказывается на скамье подсудимых, каждый пятый становится бомжом, каждый десятый кончает жизнь самоубийством[13].
Под социализацией понимают процесс становления человека в системе социальных отношений как компонента этой системы, то есть человек становится частью социальной общности, какой-либо группы людей, организации. При этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируется качества личности[4].
Для человека социальные отношения является той средой, в которой он реализует свои потребности, где он приобретает главные черты, отличающие его от других обитателей Земли.
А.С.Макаренко считал, что «воспитание детей – это важная область нашей жизни.... Наши дети – это будущие отцы и матери, они также будут воспитывать своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но и это не все: наши дети – это наша счастливая старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы...» [10]. Поэтому проблема социального сиротства остается чрезвычайно актуальной для нашей страны на современном этапе. И требует вмешательства как государства, так и любого гражданина своей страны.
Список литературы
«Конвенция ООН о правах ребенка» [Текст] // Институт "Открытое общество". Ст. 20 п.1, 2. - М., 2001. -С. 16.
Ананьева А. Где тонко, там и рвется. Сиротство приобрело в России характер национальной катастрофы // Социальная защиты. - 2016. - № 2. - С.3-4;
Гиддингс Ф. Г. Основания социологии: Анализ явлений ассоц. и соц. орг. [Текст] / Ф.Г. Гиддингс. Пер. с англ. Н. Н. Спиридонова. - М., 1898. - 418 с.
Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. - М.: ЦСПиМ, 2015. - 592 с. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Социология молодежи. Проблемы социализации и воспитания:
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 № 169-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000. № 13-П Федеральными законами от 27.12.2000. № 150-ФЗ, от30.12.2001. № 194-ФЗ, от 24.12.2002. № 176-ФЗ).
Ковалева А.И. Социализация. // Социологическая энциклопедия: В 2 т. - М.: Мысль, 2015. Т. 2. — С.445-448.
Мертон P. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль: Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А. Шюц: [Тексты] / Под ред. В.И. Добренькова. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 2015.-С. 379-448.
Нестеров, А.Ю. Мониторинг направлений и форм жизнеустройства детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. [Текст] / А.Ю. Нестеров // Методология и методика анализа социальных процессов. Вып. 4. — М., 2015. - С.83— 92.
Нестеров, А.Ю. Социальная компетенция выпускников-сирот: социологический аспект. [Текст] / А.Ю. Нестеров // Человеческий капитал. - 2016. -№ 1.-С. 149-153.
Осипова И.И. Феномен вторичного сиротства в современной России. [Текст] / И.И. Осипова // Детский дом. -2015. -№ Г2009. (30). -С.14.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М-. 1994. — С.23—28.
Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЭ. Статья 69 // "Российская газета" от 27 января 1996 г. № 17, в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. № 1. (ред. от 30.06.2008 с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008)//Российская газета, № 141, 03.07.2008.
Федеральная служба государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс] режим доступа /http://www.gmcgks.ru / (дата обращения: 09.03.2019).
Федеральная служба государственной статистики (Росстат) режим доступа http://www.gmcgks.ru / (дата обращения: 11.03.2019).
Чупров В.И., Зубок Ю.А. Социология молодежи. Проблемы социализации и воспитания: Учебник [Текст] / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок - М.: Норма: ИНФРА-М, 2016.-С. 115-125.