Белоснежная улыбка или почему необходимо чистить зубы

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Белоснежная улыбка или почему необходимо чистить зубы

Ларина А.К. 1
1Одинцовская Лингвистическая Гимназия
Иваньшина Л.С. 1
1Одинцовская Лингвистическая Гимназия
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Моя исследовательская работа называется «Белоснежная улыбка». Как приятно встречать улыбающихся людей на своем пути! Улыбка делает человека добрым и красивым. С таким человеком всегда приятно общаться. От чего же зависит красота нашей улыбки? Конечно, от состояния здоровья наших зубов! Красивые и здоровые зубы - это залог белоснежной улыбки.

Актуальность исследования:

На мой взгляд выбранная тема является очень важной, ведь от здоровья зубов зависит общее здоровье человека. Детские стоматологи предупреждают: здоровье зубов во взрослом возрасте во многом зависит от того, как Вы ухаживали за зубами с самого детства. Поэтому надо учиться беречь зубы смолоду. А многие ребята просто не знают, как правильно ухаживать за зубами. От неправильного ухода зубы начинают болеть и разрушаться.

Почему необходимо чистить зубы, как правильно чистить зубы, какую зубную пасту лучше использовать, как часто нужно посещать стоматолога, чтобы наши зубки, как можно дольше оставались здоровыми и красивыми? Эти и другие актуальные вопросы по теме ухода за зубами стали мотивацией для проведения мною исследовательской работы ««Белоснежная улыбка» или «Почему необходимо чистить зубы»?

Цель: выявить необходимость правильного ежедневного ухода за зубами.

Задачи:

Выяснить, зачем нужны зубы и как они устроены

Узнать причину возникновения кариеса

Изучить историю возникновения зубной пасты.

Посетить стоматологическую клинику, где наглядно ознакомиться с правилами ухода за зубами, новинками стоматологии в области ухода за зубами и взять интервью у ведущего детского стоматолога.

Провести наблюдения и опыты, подтверждающие воздействие зубной пасты на зубы.

Систематизировать полученные результаты и по итогам исследования разработать памятку с рекомендациями по уходу за зубами «Моя белоснежная улыбка».

Гипотеза: Предположим, что сохранение здоровья зубов зависит от правильного ухода за ними и зубная паста оказывает целебное воздействие на зубную эмаль, укрепляя ее и защищая от кислой среды в полости рта.

Объект: Зубы и средства для их чистки.

Предмет исследования: Влияние зубной пасты на здоровье зубов и десен, свойства средств для чистки зубов и их влияние на зубы.

Методы и продукт исследования:

-Анализ научной литературы по теме моей работы

-Сравнения результатов исследования воздействия зубной пасты на яичную скорлупу.

-Анкетирование одноклассников об их осведомленности о том, как правильно ухаживать за зубами

-Посещение стоматологической клиники и запись интервью у детского стоматолога с целью дальнейшей систематизации полученных результатов.

-На основании проведенного анкетирования и результатов беседы со стоматологом составить памятку «Как правильно ухаживать за зубами».

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что оно вносит вклад в развитие знаний учеников младшего школьного возраста о том, почему так важно для человека здоровье зубов, почему нам необходимо чистить зубы каждый день?

Практическая ценность работы связана с доказательством путем проведенных исследований гипотезы о том, что зубная паста оказывает целебное воздействие на зубную эмаль и разработка памятки «Моя белоснежная улыбка». Данная памятка может быть использована моими одноклассниками, как наглядное пособие о том, как правильно ухаживать за зубами. Я очень надеюсь, что памятка «Моя белоснежная улыбка» поможет одноклассникам как можно дольше сохранять их зубы здоровыми и красивыми.

Этапы работы:

І этап. Подготовительный. Сентябрь-Октябрь 2018 г.

Выбор интересующей проблемы. Обоснование выбранной темы, описание актуальности исследовательской работы. Постановка целей и задач работы, выдвижение гипотезы. Составление плана работы для исследования.

ІІ этап. Поисковый. Ноябрь - Декабрь 2018 г.

Сбор и анализ необходимой информации для проведения исследования в печатных источниках и интернет ресурсах. Анкетирование одноклассников. Проведение экспериментов. Посещение стоматологической клиники.

ІІІ этап.Аналитический. Январь –Февраль 2019 г.

Анализ полученной информации. Формирование выводов. Оформление исследовательской работы. Создание презентации и памятки «Моя белоснежная улыбка». Проведение конкурса рисунков «Белоснежная улыбка».

ІV этап. Заключительный. Март -Апрель 2019 г .

Защита исследовательской работы.

Глава 1. Теоретический раздел

Строение зубов и их роль в жизни человека.

Зуб – это не только самая твердая часть нашего организма, это ещё и орган, подобный сердцу, печени, желудку. У каждого человека на протяжении жизни бывает два комплекта зубов – молочные и постоянные. Молочные зубы начинают прорезываться у ребенка где-то в шесть месяцев. Первыми обычно появляются передние зубы. Молочные зубы своим названием обязаны Гиппократу, который предположил, что у детей они формируются из молока матери. В возрасте шести лет молочные зубы начинают выпадать, а вместо них отрастают постоянные зубы с более глубокими и сильными корнями. Четыре зуба, сидящие в самой задней части челюстей, называются зубами мудрости. Они появляются в возрасте 17 и более лет, а у некоторых людей и не вырастают вовсе. Во рту у детей 20 зубов, а у взрослых – 32.

Различают четыре типа зубов. Зубы каждого типа выполняют строго определенные функции. Спереди сидят восемь острых резцов. Ими мы легко перегрызаем яблоки, морковку. За ними четыре крепких клыка. Они помогают нам разрывать пищу на крупные куски. А позади – восемь малых и двенадцать больших коренных зубов. Их задача – перетирать пищу.

Видимая часть зуба называется коронкой. Она покрыта эмалью. Эмаль – самое твёрдое вещество человеческого тела. Под слоем эмали лежит менее твердый, но тоже очень прочный слой дентина. Именно его острым бором сверлит стоматолог, когда в эмали появляется трещинка и нужно закрыть дырочку пломбой. Внутри зуба спрятана мягкая пульпа. В ней проложены кровеносные сосуды, питающие зуб так же, как все остальные части тела. Скрытая часть зуба называется корнем (Приложение 1).

Зубы играют огромную роль в жизни человека. С помощью зубов мы откусываем пищу и размалываем ее на мелкие кусочки. Без этого было бы сложно переварить пищу в желудке. Пища, которая хорошо разжёвана, не только удобна для проглатывания, она ещё и намного быстрее усваивается организмом. С крупными кусками желудок плохо справляется, а это ведёт к развитию хронического гастрита, язвенной болезни желудка. Зубы важны и для правильной речи. Человек, обладающий здоровой челюстью, произносит слова ясно и чисто. А при дефектах зубов речь будет невнятной, с искажёнными словами. Здоровье ротовой полости также важно и с эстетической стороны. Нам всегда приятнее общаться с человеком, имеющим белоснежную, сияющую улыбку.

Наши зубы отличаются сложным строением и, несмотря на свою прочность, требуют бережного и внимательного отношения!

История исследования и причины возникновения кариеса.

Ученые давно пытались разгадать тайну заболеваний ротовой полости, о чем красноречиво говорят записи бухарского врача Авиценны в начале ХI века. Знаменитые целители античности предполагали, что во рту обитает червь, прогрызающий дыры в молярах. Однако, что такое кариес и что делать с этой патологией, античные ученые такие и не смогли объяснить.

Более правильные и точные теории выдвинули микробиологи ХХ века. Ученые того времени доказали, что дыры появляются из-за размягчения твердой ткани. Дальнейшие исследования зубной эмали позволили подтвердить догадки – главную роль в размягчении твердых тканей играют бактерии семейства стрептококковых (Streptococcus mutans), обитающие в ротовой полости.

После каждой еды в узеньких щёлочках между зубами остаются крошки. А в пище, которую мы едим, в воде, которую мы пьём, и даже в воздухе, которым мы дышим, всегда полно опасных бактерий. Оказавшись вместе с крошками в щёлочках между зубами вредные бактерии могут разрушить зубную эмаль, проникнуть внутрь зуба и вызвать его разрушение и острую боль. Это заболевание называется кариесом.

К основным причинам возникновения кариеса относятся неправильный уход за зубами. Если зубы не чистить, на их поверхности быстро образуется зубной камень – налет, состоящий из остатков пищи, бактерий и солей. В результате в дентине образуется маленькая полость, потом – дырочка побольше, затем отверстие дойдёт до чувствительной пульпы, и она начнёт ныть от горячего или холодного. Чтобы вылечить больной зуб, стоматолог пломбирует его. А в некоторых случаях испорченный зуб придется удалять, и на всю жизнь станет во рту одним зубом меньше!

Чрезмерное употребление сладостей также является причиной возникновения кариеса. Содержащийся в сладостях сахар налипает на зубы, и живущие в нем бактерии начинают разрушать зубную эмаль.

Вот почему обязательно чистить зубы пастой и щёткой утром и вечером! Жёсткие волоски зубной щётки «выметут» бактерии, а паста снимет следы пищи. Зубы снова станут чистыми и белыми.

Именно опасность развития кариеса и дальнейшая возможность потери зубов при неправильном уходе за ротовой полостью стала основной причиной, побудившей меня заниматься представленным исследованием.

История возникновения зубной пасты.

Считается, что в истории создания зубной пасты первооткрывателями были древние египтяне. В найденных в 5 веке до н.э. древнейших рукописях описан рецепт приготовления зубной пасты: пепел внутренностей быка, масло мирра, растертая скорлупа яиц и пемза. Скорее всего, именно в Египте и была изобретена первая зубная щетка, которая представляла собой палочку. С одной стороны она была острой, острым концом удаляли остатки пищи между зубами. С другой стороны конец представлял собой разжеванную кисточку, которой удаляли налет с зубов. Некоторые африканские аборигены до сих пор пользуются такими зубными щетками, которые изготавливают самостоятельно из веток сальвадора.

В средневековья зубы чистили представители только высшего сословия. Полоскания с анисом и абразивные порошки изготавливали именно для них.

Изобретатель микроскопа – Левенгук, увидев однажды, сколько микробов в зубном налёте, в 17 веке придумал чистить зубы солью.

В России для чистки зубов применяли березовый уголь, а чтобы освежить полость рта, разжевывали листок мяты (зимой – сушеный, летом – свежий), являющийся обладателем антибактериальных свойств и приятного аромата. В районах Севера вместо мяты использовали хвойные растения: пихту, лиственницу, кедр.

Зубной порошок, а затем и зубная паста, наиболее похожие на современные, впервые появились в конце 18 века в Великобритании. Это средство для чистки зубов продавалось в керамическом сосуде в виде порошка или пасты. Люди с достатком использовали для его нанесения специальную щетку, а те, кто был победнее, делали это при помощи пальцев.

Новый этап в развитии зубных паст произошел в 19 веке, когда в 1853 году Джон Харрис предложил производить зубные порошки из мела. Для приятного вкуса туда добавляли лекарственные травы, цветы или плоды (корицу, фиалку, шалфей и другие) в измельченном виде.

Считается, что регулярное производство зубных паст в мире началось в Америке с конца 70-х годов 19 века когда американская компания Colgate-Palmolive представила первую в мире зубную пасту в банке. В 1890 г. компания впервые выпустила зубную пасту в тюбиках.

Процесс эволюции зубных паст далеко не завершен - одни средства отмирают, другие живут десятилетия. Прогресс, развитие науки постоянно преподносят нам сюрпризы, позволяющие все лучше и лучше ухаживать за нашими зубами. Неизменным остается только одно - стремление человека иметь белоснежную улыбку и приятный запах изо рта.

Изучив историю возникновения зубной пасты я узнала, что с давних пор люди заботились о чистоте своих зубов. А в средние века впервые стали обращать внимание на то, чтобы зубы были не только чистыми, но и здоровыми. Благодаря открытию Левенгука, люди узнали, что во рту есть бактерии, которые разрушают наши зубы. Именно это открытие способствовало в дальнейшем изобретению зубной пасты. Что же знают о правильном уходе за зубами мои одноклассники?

С целью ответа на заданный вопрос я подготовила анкету для опроса, а также провела опыты

Глава 2. Практический раздел.

2.1. Составление анкеты, анкетирование, обработка анкет и итоговое обобщенное представление анкетирования.

Для того, чтобы ответить на вопрос, насколько правильно мои одноклассники ухаживают за зубами, мною была составлена анкета (Приложение №2) и проведено анкетирование (в анкетирование принимали участие 24 человека, что составляет 77% учеников класса). Обработка данных велась посредством высчитывания процентных соотношений разных вариантов ответа на каждый вопрос (Приложение №3).

Исходя из ответов на вопрос 1, мы выявили, что 21% учащихся не знает, что основная причина развития кариеса - неправильный уход за зубами.

Ежедневно утром и вечером чистят зубы (17 человек), 3 человека чистят более двух раз в день, а вот оставшиеся 4 учащихся чистят зубы только утром.

Также мной было выявлено, что 45% опрошенных ребят не посещает стоматолога в качестве профилактики! 7 человек из класса никогда не делали процедуру гигиены зубов, а 4 человека даже не знают, что это за процедура!

Выводы по анкетированию:

1. Большинство учеников моего класса знают основные навыки ухода за полостью рта: они регулярно чистят зубы с помощью зубной щетки и пасты, в основном правильно применяют двукратную чистку зубов.

2. В тоже время 5 из них не считают, что чистка зубов может предотвратить такое опасное заболевание как кариес.

3. Проведя анкетирование я пришла к выводу, что цель моей исследовательской работы актуальна. Не все мои одноклассники знают, как правильно ухаживать за зубами и им будет очень полезно иметь дома памятку о том, как правильно ухаживать за зубами.

2.2. Беседа со стоматологом.

Чтобы проверить состояние своих зубов и узнать полезную информацию об уходе за зубами я посетила стоматологическую клинику «Экстрадент» и взяла интервью у стоматолога Шармазанова Давида Владимировича.

Давид Владимирович дал мне ответы на следующие вопросы:

1. Зачем нужно чистит зубы? Зубы нужно чистить в первую очередь для того, чтобы они оставались чистыми и здоровыми. А также для того, чтобы у Вас во рту всегда было свежее дыхание. 2. Как правильно чистить зубы? Чистить зубы нужно выметающими движениями от десны переходя к зубу. Каждый зуб не менее 3-4 раз. Прочищать зубы нужно с каждой стороны! 3. Как часто и как долго нужно чистить зубы? Чистить зубы нужно по 2-3 минуты два раза в день: утром до завтрака и вечером после ужина. Полезно вечером полоскать зубы зубным эликсиром. 4. Как правильно питаться, чтобы зубы надолго оставались здоровыми, крепкими и красивыми? Нужно обязательно употреблять в пищу продукты богатые фосфором, фтором, кальцием. 5. Как часто необходимо посещать стоматолога? В целях профилактики детям до 12 лет посещать раз в 4 месяца. Детям после 12 лет – 2 раза в год. 6. Зачем нужно чистить зубы зубной пастой? При помощи зубной пасты зубы намного легче очищаются. В своем составе современные зубные пасты содержат абразивные и пенящиеся вещества, которые хорошо чистят зубы. Сейчас существует много дополнительных средств которые помогаю бороться с кариесом.

По результатам беседы со стоматологом и с целью информирования учеников моего класса о том, как правильно ухаживать за зубами я составила памятку с рекомендациями «Моя белоснежная улыбка» (Приложение №4). Я уверена, что данная памятка поможет моим одноклассникам ежедневно соблюдать правила ухода за зубами и их зубы всегда будут оставаться крепкими, здоровыми и красивыми!

2.3.Эксперимент «Влияние зубной пасты на эмаль».

С целью подтверждения выдвинутой мною гипотезы о том, что зубная паста оказывает целебное воздействие на зубную эмаль, а также в качестве наглядного доказательства ученикам моего класса о том, что зубная паста защищает зубы я провела эксперимент, в ходе которого я исследовала воздействие зубной пасты на яичную скорлупу (зубная эмаль и скорлупа яйца похожи по составу).

2.3.1. Подготовительная часть

Для проведения данного опыта нам потребуется следующие материалы: 9% раствор лимонной кислоты, 9% раствор уксусной кислоты, 4 куриных яйца, тюбик фторсодержащей зубной пасты, зубная щетка, 2 пустых стакана, вода для разбавления уксуса и лимонной кислоты.

2.3.2 Основная часть

Как известно, яичная скорлупа как и зубная эмаль, состоит из кальция. Уксусная и лимонная кислота по своему составу напоминают среду, которая находится у нас во рту после еды. Для того, чтобы посмотреть какое воздействие на зубную эмаль оказывают бактерии, находящиеся во рту, я решила провести эксперимент.

Возьмем 4 куриных яйца. Поверхность 2 яиц обработаем зубной пастой и поместим обработанные и необработанные яйца в ёмкости с растворами лимонной и уксусной кислоты.

2.3.3.Результаты исследования

Первые изменения стали заметны через 30 минут. На поверхности всех емкостей появилась пена.

Через 8 часов после начала эксперимента:

- скорлупа обработанных яиц в обеих растворах осталась твердой, на их поверхности образовалась пленочка

-в растворе уксусной кислоты скорлупа яйца, необработанная зубной пастой, начала становиться мягкой, в некоторых местах очень тонкой и неровной в то время как обработанная скорлупа по-прежнему оставалась твердой.

-в лимонной кислоте скорлупа необработанного яйца стала шершавой и неровной, поверхность обработанного яйца осталось без изменения.

Спустя 12 часов после начала эксперимента:

В растворе лимонной кислоты скорлупа необработанная зубной пастой стала ломкой и тонкой, обработанная- небольшие изменения

В растворе уксусной кислоты – необработанная скорлупа покрылась трещинами, местами почти растворилась, стала мягкой. Обработанная – незначительные изменения (Приложение № 5 – фотодокументы и сводная таблица результатов эксперимента).

2.3.4. Выводы по эксперименту:

1. Основная причина заболеваний полости рта – бактериальный зубной налет, который разрушает зубную эмаль. Мой эксперимент позволил доказать гипотезу о том, что зубная паста защищает зубы.

2. Все образцы яичной скорлупы покрытые зубной пастой на протяжении всего эксперимента почти не поддались воздействию агрессивной среды. В то время как необработанная скорлупа местами почти растворилась! На основании вышеизложенного я могу абсолютно точно утверждать, то зубная паста оказывает воздействие на зубную эмаль, помогая предотвратить ее разрушение.

3. Ежедневные гигиенические процедуры предупреждают возникновение и препятствуют развитию стоматологических заболеваний. Поэтому обязательно нужно чистить зубы минимум 2 раза в день!

2.4. Итоги конкурса рисунков «Белоснежная улыбка»

Для того чтобы привлечь внимание как можно больше ребят к проблеме здоровья зубов, я решила провести конкурс рисунков на тему «Белоснежная улыбка». Многие ребята принесли красивые и интересные работы. Призовые места заняли рисунки Сарвади Василия, Евтушенко Кристины, Кольцовой Полины и Симоновой Ангелины (Приложение № 6).

Призеры были награждены полезными для их белоснежной улыбки призами:

Зубным эликсиром – индикатор зубного налета, зубной щеткой и зубной пастой.

Заключение

Проделанная работа помогла мне убедиться, что при неправильном уходе за ротовой полостью существует опасность развития кариеса и дальнейший риск потери зубов.

Зуб – это не только самая твердая часть нашего организма, это ещё и орган, подобный сердцу, печени, желудку. Зубы - это единственная часть организма, которая не может самостоятельно восстанавливаться.

Опасность развития кариеса и дальнейшая возможность потери зубов при неправильном уходе за ротовой полостью стала основной причиной, побудившей меня заниматься представленным исследованием.

Ответ на вопрос, почему необходимо чистить зубы, стал очевиден. Человечество с древних времен использовало подручные средства для гигиены полости рта. Таким образом, необходимо знать, чтобы зубы были здоровыми, важно обеспечить им ежедневный тщательный уход и регулярно посещать стоматолога. Ведь здоровая сияющая улыбка является украшением любого человека.

Основная причина заболеваний полости рта – бактериальный зубной налет, который разрушает зубную эмаль. Результаты эксперимента доказывают, что зубная паста оказывает воздействие на зубную эмаль, помогая предотвратить ее разрушение.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую мною гипотезу о том, что зубная паста оказывает целебное воздействие на зубную эмаль, укрепляя ее и защищая от кислой среды в полости рта.

Проведенное в рамках исследования анкетирование показало, что не все мои одноклассники знают, как правильно ухаживать за зубами и им будет полезно иметь дома памятку с рекомендациями об уходе за зубами, что доказывает актуальность настоящей работы и необходимость создания памятки «Моя белоснежная улыбка».

Библиографический список

Большая энциклопедия знаний, М.: Эксмо, 2010. – 197 с.;

Моя первая энциклопедия: «Человек», Издательский дом «Ридерз Дайджест», 2012.- 84с.;

Смит М. Детская энциклопедия: «Тело Человека», М.: РОСМЭН, 2015. – 36 с.;

Анатомия зубов человека: строение, функции, классификация. [электронный ресурс] -режим доступа: https://zub.guru/poleznye-svedeniya/anatomiya-zubov-cheloveka-stroenie-funkcii-klassifikaciya.html;

Все о кариесе зубов – скрытной и опасной болезни рта. [электронный ресурс] -режим доступа: http://bezdantista.ru/karies/karies-zubov.html;

Причины возникновения кариеса на зубах. [электронный ресурс] -режим доступа: http://nashizuby.ru/stomatologiya/zabolevaniya-zubov/prichiny-vozniknoveniya-kariesa-na-zubax.html;

Экспертиза качества и безопасности зубной пасты. [электронный ресурс] -режим доступа: http://studbooks.net/1190649/marketing/obschie_svedeniya_zubnyh_pastah.

Приложение 1.

Приложение 2

Анкета для учеников ОЛГ «4»В» класса.

1. Может ли чистка зубов предотвратить кариес?

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить

2. Сколько раз в сутки Вы чистите зубы?

а) один раз – утром

б) один раз - вечером

б) два раза - утром и вечером

в) более двух раз в день

г) чищу через день

3. Как долго Вы чистите зубы?

а) меньше минуты

б) больше минуты

в) 2 минуты

г) никогда не задумывался об этом.

4. Как часто Вы посещаете стоматолога?

а) два раза в год

б) один раз в год

в) даже не помню, когда был последний раз

5. По какой причине вы посещаете стоматолога?

а) когда заболел зуб

б) с зубами все в порядке, просто плановый осмотр

6. Как часто Вы ходите к Вашему стоматологу, для того чтобы сделать процедуру гигиены зубов?

а) один раз в год

б) ни разу не делал

в) делал редко, не помню даже когда последний раз

г) я не знаю, что это за процедура

7. Может ли сладкое нанести вред зубам?

а) да

в) нет

Приложение 3

Диаграммы распределения ответов после обработки анкет.

Приложение 4

Памятка «Моя белоснежная улыбка»

Чистить зубы необходимо 2-3 минуты два раза в день- утром и вечером.

Тщательно ухаживайте за своей зубной щеткой, менять ее нужно как минимум раз в три месяца.

Регулярно употребляйте в пищу кисломолочные продукты, рыбу, морепродукты, овощи, фрукты.

Ешьте жесткую пищу, богатую клетчаткой: яблоки, морковь и другие твердые овощи и фрукты.

Ограничьте употребление сладостей, чипсов, газированных напитки, поп корна.

Не пейте горячий чай после мороженого.

Используйте Ваши зубы по назначению, то есть для пережевывания пищи и не грызите ими карандаши, ручки, ногти, не колите зубами орехи.

Посещайте стоматолога 2 раза в год для профилактики, и не бойтесь идти к врачу если заболел зуб.

Приложение 5

Фотодокументы и сводная таблица результатов эксперимента.

9% раствор уксусной кислоты

 

Через 30 мин.

Через 8часов

Через 12 часов

Яйцо обработанное зубной пастой

На поверхности емкости появилась пена.

Без изменений

На скорлупе появилась пленка

Незначительные изменения

Яйцо необработанное зубной пастой

На поверхности емкости появилась пена.

Скорлупа стала мягкой, тонкой,

неровной

Скорлупа продолжает разрушаться, покрылась трещинами, местами почти растворилась

9% раствор лимонной кислоты

 

Через 30 мин.

Через 8часов

Через 12 часов

Яйцо обработанное зубной пастой

На поверхности емкости появилась пена.

Без изменений

На скорлупе появилась пленка

Незначительные изменения

Яйцо необработанное зубной пастой

На поверхности емкости появилась пена.

Скорлупа стала шершавой,

неровной

Скорлупа продолжает разрушаться, стала ломкой и тонкой

Рис.1. Рис.2.

Рис. 3. Рис.4.

Рис.6.

Приложение 6

Работы, победившие в конкурсе рисунков «Белоснежная улыбка»

Просмотров работы: 437