1. Введение
Мы живем в городе, где значимость нефти очень велика.
В этом году нашему городу 35 лет. Его жизнь и развитие зародилось благодаря развитию нефтяной промышленности. Усинская нефть берет свое начало с Усинского нефтяного месторождения.
Первая большая нефть была получена в 1962 г. на реке Колва. Так было открыто Усинское нефтяное месторождение. Через 5 лет после этого началась его опытно-промышленная разработка. Наступила новая эпоха - эпоха освоения залежей «черного золота».
Жизнь в рабочем поселке Усинск забурлила. Многие из тех, кто прибыл на комсомольскую стройку, казалось бы, на пару лет, остались в Усинске навсегда.
Сегодня в Усинске работает свыше 1300 предприятий. И все ставки поставлены на нефть. Сегодня в объеме всей добываемой в Коми нефти усинская составляет более 70% [3].
Я захотел узнать, что же такое нефть, как ее добывают и очищают. Мне стало интересно, а что знают мои одноклассники и друзья о нефти. Так появилась гипотеза, что нефть добывает из недр земли, очищают и подготавливают перед использованием.
Это и стало темой моей исследовательской работы.
Актуальностьтемыисследования обусловлена важной ролью, которую играет нефть в развитии и жизнеобеспечении нашего города. Живя в «нефтяном» городе, мы должны иметь представление о том, что такое нефть, как ее добывают и перерабатывают.
Объект исследования: нефть.
Предмет исследования: добыча и подготовка нефти.
Целью работыявляется расширение моих знаний о нефти, рассмотрение и изучение способов ее добычи и подготовки.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Поиск и изучение интересного теоретического материала по теме исследования;
2. Изучение процесса подготовки нефти с помощью блок-схемы;
3. Изучение процесса подготовки нефти опытным путем;
4. Проведение социального опроса учащихся - выявление уровня знаний о добыче нефти детей младшего школьного возрастов (1-4 класс);
5. Обобщение собранной информацию, выводы.
Методы и приёмы, использованные в исследовательской работе:
- сбор, изучение и анализ литературы по выбранной теме;
- социологический опрос;
- лабораторные опыты;
- графики и иллюстрации;
- обобщение и анализ собранной информации.
Моя работа была разбита на 3 этапа: подготовительный, поисковый и итоговый (Приложение 1).
Ожидаемый результат:
- получение и изучение новой для меня информации о нефти, способах ее добычи и процесса подготовки на основе литературных данных, блок-схемы подготовки нефти и проведенного опыта;
- выявления уровня знаний учеников по исследуемой теме;
- презентация и защита выполненной исследовательской работы.
Научная новизнаработы заключается в самостоятельном изучении способов добычи и подготовки нефти при помощи проведения эксперимента в домашних условиях и составления блок-схемы.
Проведение анкетирования ребят на наличие знаний о нефти и ее добычи ранее никогда не проводилось в моем классе и среди моих друзей.
Практическая значимость заключается в проведении эксперимента по подготовке нефти с учетом моего возраста и имеющегося оборудования, а именно отделения воды от нефтесодержащей эмульсии (опыты были проведены в домашних условиях). Это было интересно и поучительно для меня. Также практическое значение имеет проведенный социологический опрос ребят - сделаны выводы о наличии знаний по выбранной тематике.
Этой работой я продолжаю мое исследование нефти, которое я начал в прошлом году. Проведенное мною исследование может быть полезно для тех ребят, у которых недостаточно знаний о нефти.
Мою работу можно использовать на уроках окружающего мира и классных часах.
2. Основная часть (теоретическая и практическая)
2.1 Добыча нефти
Сама по себе нефть - это полезное ископаемое, располагающееся глубоко в недрах Земли.
Я уже рассматривал и изучал некоторые свойства нефти. Мне кажется, это очень интересно и познавательно.
Нефть представляет собой горючую масляную жидкость.
Нефть имеет свой цвет, и даже запах. Она может быть, как светло-желтая, так и темно-коричневая. Встречается еще бесцветная, и даже черная нефть.
Ее запах может быть похож на запах мазуты или солярки. Нефть легче воды, не тонет и не растворяется в воде.
Нефть бывает легкая (фонтанный и насосный способ добычи) и тяжелая (шахтный способ). Это зависит от ее плотности.
Чем легче нефть, тем больше она имеет ценность.
Ее залежи можно обнаружить только при помощи специальных установок и приспособлений. Даже сегодня это самое важное топливное сырье по всему миру [2].
Это главная «стратегическая жидкость» наших дней. Нефть дает огромное количество сырья для производства топлива, различных пластмасс, лаков, красок, т. е. того, без чего невозможно представить жизнь современного человека.
Нефть добывают в 80 странах мира. Для большинства нефтяная промышленность стала главной, а иногда и единственной отраслью специализации. Нефть - это деньги, процветание страны, это жизнь. Мировая экономика полностью зависит от нефти [3].
По запасам нефти Россия занимает 2 место в мире.
В пределах России открыто более 1000 месторождений нефти, 830 из них разрабатывают.
Почти вся добываемая в мире нефть извлекается из нефтяных скважин, проходимых бурением земной поверхности или со дна морских водоёмов [3].
Продолжая изучать нефтяную тему, сегодня я рассмотрю добычу легкой нефти на суше и ее подготовку.
А как на самом деле добывают «черное золото»?
Добыча нефти - очень сложный процесс.
Вот у нас болото, а нефть глубоко под землей. Сначала делают отсыпку болота песком. Потом нефтяники осваивают эту площадку: завозят трубы, оборудование, технику, буровую вышку.
Существует несколько методов добычи нефти:
Первичный - как только вскрывается пласт нефти, она с большой скоростью подается вверх по трубе скважины.нефть фонтанирует из скважины за счет высокого давления в нефтеносном пласте и не требует создания дополнительного искусственного нагнетания давления;
Вторичный - когда естественное давление в скважине падает и подъем нефти не возможен без дополнительного давления за счет ввода в пласт воды или природного/попутного газа;
Третичный - увеличение извлечения нефти из пласта после снижения ее добычи вторичными методами. Этот метод затратный по энергии и, как правило, используется в уже старых, выработанных скважинах в которых нефть периодически начинает накапливаться.
Что касается способов добычи нефти, то таких существует два основных:
1. Фонтанный. Освоение новых месторождений всегда осуществляется с использованием фонтанного способа добычи. Это самый простой, эффективный и дешевый метод. Он не требует дополнительных затрат энергоресурсов и сложного оборудования, так как процесс подъёма продукта на поверхность происходит за счет избыточного давления в самой нефтяной залежи.
Т.е. после того, как бурят скважину, нефть начинает фонтаном бить наружу. Нефть фонтанирует из-за разности давлений. На этом месте ставят нефтяную вышку и качают нефть [4].
Но всегда наступает момент, когда скважина перестаёт фонтанировать. Тогда подъем осуществляют с применением дополнительного оборудования.
2. Механизированный. Но по мере того, как мощность пласта падает, снижается такое давление. Тогда используют специальные насосы – погружные, насосы - качалки. С помощью этого насосного оборудования производится выкачка нефти на поверхность принудительно. Таким способом добывается порядка 85% всей нефти в мире.
Бурильщики бурят скважину и опускают трубы. Это называется проходка. Скважины очень глубокие и узкие. Человек туда не пролезет!
После того, как скважина пробуривается, ее обсаживают. Это значит - спускают длинную колонну стальных обсадных труб, а затем в пространство между стенкой скважины и наружной стенкой трубы закачивают обычный цементный раствор (Приложение 2). Это делается для того, чтобы скважина не осыпалась.
Но мы закрыли обсадной колонной и цементом нужный нам пласт! Поэтому выполняется перфорация колонны напротив пласта (Приложение 2). Спускается перфоратор с заложенными в него взрывными зарядами. Там заряды срабатывают и образуются дыры и каналы перфорации. Теперь нас не волнует вода с соседних пластов - мы проперфорировали скважину только напротив нужного [4].
На одном месторождении бурят несколько скважин. Их количество зависит от количества нефти, которую нашли геологи.
Работая над проектом, был проведен социологический опрос ребят из моего класса, учеников 4 класса, ребят с секций хоккея, дзюдо и английского языка. В опросе приняли участие 84 человека. Целью его проведение было выяснить, что ребята знают о добыче нефти. Было предложено ответить на вопросы анкеты (Приложение 3, 4).
Полученные сведения представлены в таблице (Приложение 5).
Анализ полученных данных показал, что:
- большинство ребят знают, что такое нефть и кто ее добывает - 80% и 87%;
- практически равное число ребят нефть и видели, и нет - 43 и 41человек соответственно;
- не все ребята знают, что нефть добывают не только на земле, но и на воде - только 12 человек из 84;
- 85% опрошенных знают, что нефть жидкая! Но есть такие, кто считает, что она газообразная;
- о главном показателе качестве нефти - плотности - знает только 33%. При ответе были названы также цвет, запах и температура.
Результаты анкетирования представлены в виде диаграмм и графиков (Приложение 6).
Я рассмотрел и изучил некоторые способы добычи нефти на основе литературных данных и интернета. Основываясь на этом, составил анкету для ребят. Выяснил их уровень знаний по теме, которую я изучаю.
2.2 Подготовка нефти
Нефть, добываемая из скважин, практически нигде не используется. Из скважины извлекается смесь двух нерастворимых жидкостей (нефти и воды). «Черное золото» на вид, как обычная грязная вода. Поэтому, прежде чем нефть отправится для производства различных товаров, ее необходимо очисть от газа, воды, солей и механических примесей!
Наличие воды в нефти приводит к удорожанию транспорта в связи с возрастающими объемами транспортируемой жидкости и увеличением ее вязкости.
Наличие в нефти механических примесей (частиц песка и глины) вызывает износ трубопроводов, оборудования, затрудняет переработку нефти, образует отложения в холодильниках, печах и теплообменниках, что приводит к их быстрой поломке.
Промысловая подготовка нефти необходима для обеспечения определенных показателей качества нефти для ее дальнейшей переработки.
Правильная подготовка нефти - обязательный показатель ее качества. Первичная подготовка нефти происходит непосредственно на объектах ее добычи.
Система, необходимая для подготовки нефти, состоит из:
- трубопроводов;
- дожимных насосных станций;
- сепараторов;
- ступеней обезвоживания и обессоливания;
- специальной линии для устранения газа.
Первичная подготовка нефти подразумевает:
- дегазацию - удаление из сырья газов;
- обезвоживание - отделение нефти от воды;
- обессоливание - удаление лишних солей;
- удаление механических примесей [5].
1. Сначала нефть, газ и вода по промысловому сборному коллектору направляются в 1 сепаратор, где предварительным отделяется газ.
Выделившийся газ из сепаратора по газопроводу поступает на газоперерабатывающий завод (ГПЗ). Газ сжигается на факеле или идет на газоперерабатывающий завод.
2. Обводненная нефть из сепаратора направляется в 1 отстойник, где происходит предварительное отделение воды с механическими примесями, которая сбрасывается по водоводу в резервуар.
3. Далее в печи эмульсия нагревается до температуры 70 °С и направляется во 2 отстойник, где вода отделяется от нефти под действием температуры и химических реагентов. На промысле это происходит герметично.
Дома, с помощью родителей, я провел эксперимент по отделению воды от нефти.
Для этого мы собрали лабораторную установку.
В колбу наливаем нефтесодержащую жидкость, нефтяную эмульсию. Нагреваем и добавляем раствор деэмульгатора. Это химическое вещество, которое поможет разделить нефть и воду.
Затем тщательно перемешиваем в течении нескольких минут и даем отстояться.
Отделившийся прозрачный слой (вода) сливается в нижнюю колбу с фильтром. На фильтре остаются механические примеси.
Фотографии проведения эксперимента представлены в приложении. (Приложение 7).
4. Обезвоженная практически полностью в отстойнике нефть содержит в себе еще много солей, которые необходимо удалить.
Поэтому содержащая соли нефть из отстойника направляется в смеситель, куда подается пресная вода для ее обессоливания.
5. Обессоленная и обезвоженная нефть направляется для измерения количества и качества, где специальные приборы контролируют допустимое в нефти количество газа, воды и солей.
Товарная нефть поступает в резервуары, оттуда нефть забирается насосами и транспортируется на продажу или на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), где из нее получают необходимые продукты.
На основе полученных теоретических знаний, я с помощью родителей составил блок-схему подготовки нефти в программе Exel (Приложение 8).
По моему мнению, процесс добычи и подготовки нефти - очень сложный и интересный. Этой работой я продолжил мое исследование нефти, которое я начал в прошлом году.
3. Заключение
Эта тема заинтересовала меня ранее, поэтому я решил продолжить свои исследования в области нефти, углубить и расширить свои знания.
Нефть приносит огромную пользу человечеству. С ее помощью мы получаем свет, тепло, она приводит в движение автомобили, трактора, самолеты и корабли.
Мы живем среди нефти, продаем нефть, носим одежду из нее.
В работе над проектом я расширил свои знания о способах добычи и подготовки «черного золота», изучив информацию из различных источников (литература, интернет).
В ходе исследования было проведено анкетирование среди учащихся моего класса, 4 класса, друзей с секций хоккея, дзюдо и английского языка об имеющихся знаниях по данной теме.
По результатам опроса, выяснились, что большинство ребят знают, что такое нефть и кто и как ее добывает. На более сложные вопросы ответы не у всех были верны.
Все полученные данные проанализированы и представлены в виде графиков и диаграмм.
Проделав эксперимент в домашних условиях, я самостоятельно выполнил и увидел одну из ступеней подготовки нефти.
На основе полученных знаний сделана блок-схема подготовки нефти.
Я убедился в сложности процесса добычи и подготовки нефти.
Таким образом, моя гипотеза нашла подтверждение в моем исследовании: нефть добывают из недр земли и готовят перед использованием.
Также я приобрел опыт работы в программе «Power Point» и Exel, в которых можно оформлять слайды и вставлять фото, строить графики, диаграммы и схемы.
Итогом моей работы стало создание презентации и представление работы на школьной научно-практической конференции «Шаг в науку».
Список литературы
1. Комиссаров.Т.Н. Исследовательская работа «Свойства нефти. Необычное применение нефти» / Т.Н.Комиссаров.- Усинск.: МАОУ СОШ 3 с УИОП, 2018;
2. Втехина Н., Бахтина К. Учебно-исследовательский проект «Нефть – основа цивилизации» / Н.Втехина, К Бахтина // [Электронныйресурс]/ www.pundia.ru;
3. Усинск-онлайн // [Электронныйресурс]/ www.usinsk.online.ru;
4. Методы и способы добычи нефти: фонтанный и механизированный // [Электронныйресурс]/ www.pronpz.ru;
5. Подготовка нефти: правила, основные процессы, особенности // [Электронныйресурс]/ www.neftegaz-expo.ru;
6. Фотографии из личного архива.
Приложения
Приложение 1
Этапы подготовки проекта
Этапы проекта |
Характеристика видов деятельности учащихся (поэтапные результаты) |
1.Подготовительный |
1. Определение объекта и предмета исследования, постановка целей и задач. |
2. Поисковый |
1.Исследование, сбор и анализ информации по теме проекта. 2. Составление плана работы. 3. Проведение соц.опроса. 4. Изучение процесса подготовки нефти с помощью блок-схемы и экспериментальным путем. 5. Обобщение собранного материала. |
3. Итоговый |
1. Подготовка доклада и презентации для защиты на школьной научно-практической конференции «Шаг в науку». |
Приложение 2
стенка обсадной колонны
Разрез нефтяной скважины
поверхность земли цемент нефть нефть |
||||||
Перфорация нефтяной скважины
поверхность земли перфоратор |
|||||
дыры и каналы перфорации |
|||||
нефть |
нефть |
||||
Приложение 3
Анкета «Что Вы знаете о добыче нефти?»
1. Что такое нефть? - углеводород, «черное золото»; - вода; - бензин; - не знаю. |
5. Как добывают нефть? - она сама выливается на поверхность; - с помощью насосов; - не знаю. |
2. Приходилось ли Вам видеть нефть? - да; - нет. |
6. В каком состоянии находится нефть в природе? - жидкое; - твердое; - газообразное. |
3. Кто добывает нефть? - геолог; - нефтяник; - сыщик; - не знаю. |
7. Как называется способ добычи нефти, при котором она фонтанирует? - первичный; - вторичный; - третичный. |
4. Где добывают нефть? - на земле; - на воде; - в воздухе; - не знаю. |
8. Самый главный показатель качества нефти? - цвет; - запах; - плотность; - температура. |
Приложение 4
Фото проведения социологического опроса
Приложение 4 (продолжение)
Приложение 5
Результаты проведения соц.опроса «Что Вы знаете о добыче нефти?»
Вопрос |
Количество |
|
1. Что такое нефть? |
чел. |
% |
- углеводород, "черное золото" |
67 |
80 |
- вода |
0 |
0 |
- бензин |
17 |
20 |
- не знаю |
0 |
0 |
итого: |
84 |
100 |
2. Приходилось ли Вам видеть нефть? |
|
|
- да |
43 |
51 |
- нет |
41 |
49 |
итого: |
84 |
100 |
3. Кто добывает нефть? |
|
|
- гелог |
4 |
5 |
- нефтяник |
80 |
95 |
- сыщик |
0 |
0 |
-не знаю |
0 |
0 |
итого: |
84 |
100 |
4. Где добывают нефть? |
|
|
- на земле |
73 |
87 |
- на воде |
10 |
12 |
- в воздухе |
1 |
1 |
- не знаю |
0 |
0 |
итого: |
84 |
100 |
5. Как добывают нефть? |
|
|
- она сама выливается на поверхность |
4 |
5 |
- с помощью насосов |
80 |
95 |
- не знаю |
0 |
0 |
Итого: |
84 |
100 |
6. В каком состоянии нефть в природе? |
|
|
- жидкое |
71 |
85 |
- твердое |
1 |
1 |
- газообразное |
12 |
14 |
итого: |
84 |
100 |
7. Как называется способ добычи нефти, при котором она фонтанирует? |
|
|
- первичный |
41 |
49 |
- вторичный |
35 |
42 |
- третичный |
8 |
10 |
итого: |
84 |
100 |
8. Самый главный показатель качества нефти? |
|
|
- цвет |
19 |
23 |
- запах |
22 |
26 |
- плотность |
28 |
33 |
- температура |
15 |
18 |
итого: |
84 |
100 |
Приложение 6
Результаты социологического опроса в графическом виде
Приложение 6 (продолжение)
Приложение 6 (продолжение)
Приложение 7
Фото проведение эксперимента
66888
655
Приложение 7 (продолжение)
Приложение 8
Блок-схема подготовки нефти