Введение
Чтобы человек мог жить полноценной жизнью, ему не нужны айфоны и гаджеты, дорогие машины и виллы у моря. Ему нужно здоровье. Одним из важных условий здоровья в жизни каждого человека является спорт. Трудно представить нашу жизнь без спорта. Для одних – это яркое зрелище, похожее на спектакль, для других – профессия, смысл жизни. Для нас, современных школьников, спорт – это здоровье, физическая закалка, выносливость, отличное самочувствие, прекрасное настроение, уверенность в себе и своих силах. К сожалению, в наше время многие ребята почти всё свободное время проводят у компьютера или в игровых залах, считая, что это занятие поможет им отдохнуть от учебы. Я же уверен, что отдых должен быть активным. Поэтому я решил выяснить, как относятся мои сверстники к спорту.
Гипотеза исследования: занятия спортом укрепляют физическое и психическое здоровье школьников.
Цель моего исследования: выявить влияние спорта на здоровье и физическую подготовку моих одноклассников.
Задачи:
изучить литературу об истории спорта;
узнать у учителя и тренера, какие виды спорта развиваются в нашем городе;
определить, что дают занятия спортом;
узнать влияние спорта на физическую подготовку и здоровье.
Объектом исследования стало физическое воспитание в различных формах среди школьников.
Предметом исследования являютсяпоказатели здоровья детей.
Методы исследования:
- анализ научной литературы;
- наблюдение;
- анкетирование;
- опрос;
- сравнение полученных результатов.
Глава I. История спорта
История развития спорта насчитывает десятки тысяч лет. С самых древних времен человек стремился быть сильнее, быстрее, выносливее. В те далекие времена эти качества были необходимыми для выживания человека, как вида в дикой природе. С тех же самых пор люди стали регулярно тренировать свои навыки, развивать их и передавать эти знания последующим поколениям.
Так, например, аборигены Австралии регулярно тренировали свои навыки стрельбы из лука, что помогало им успешно охотиться. Также они тренировали такие умения, как бег, метание бумеранга. Нечто подобное можно встретить и в других культурах. Например, индейские племена Америки регулярно тренировались в беге на длинные дистанции, поднятии камней различной тяжести и многом другом. Среди африканских племен большое распространение получили такие практики, как фехтование на палках, бег с грузом, борьба.
О спортивных соревнованиях ранние упоминания встречаются в древних рукописях IV-III тысячелетия до н.э. Основные виды, в которых соревновались участники – стрельба из лука, верховая езда, бег на разные дистанции, борьба, фехтование различными видами оружия, игры с мячом.
Наибольшего расцвета спорт достиг во время существования Древней Греции, где зародились Олимпийские игры.
Для древних эллинов спорт был неразрывно связан с развитием гармоничной личности. «Не умеет ни читать, ни плавать», - так говорили в Древней Греции о некультурном человеке.
Современный спорт можно условно разделить на две категории: массовый спорт («Спорт для всех») и спорт высших достижений. А спорт высших достижений можно условно разделить на профессиональный и любительский.
Глава II. Спорт в нашей жизни
2.1. Зачем заниматься спортом?
В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова написано: «Спорт – составная часть физической культуры – комплексы физических упражнений для развития и укрепления организма». В мире насчитывается около 500 видов спорта. Спорт, как правило, профессия, а физическая культура – развлечение, хотя спорт и начинается с занятий физкультурой.
Что дают человеку эти занятия? Ответ на эти вопросы мы искали на уроке «Окружающего мира». И вот к какому выводу пришли: слабый человек всегда может стать сильным. Ценность занятия спортом состоит не только в укреплении здоровья и физическом развитии. Мы приобретаем ловкость, быстроту, силу, выносливость и также ценные человеческие качества: собранность и дисциплинированность. У занимающихся спортом меньше трудностей в учёбе. А главное - спорт учит нас дружить, мы умеем радоваться успехам других, сопереживать неудачи.
2.2. Отношение к спорту в моей семье.
В моей семье особое отношение к спорту. Никто из моих родных не стал профессиональным спортсменом, тем не менее спорт сопровождает их на протяжении всей жизни. Моя мама любит активный отдых и считает, что только занятия разными видами спорта помогают ей сохранять хорошую форму и всегда быть в отличном настроении. Она любит заниматься туризмом, шейпингом, спортивными танцами. Имеет бронзовый знак ГТО.
Мой старший брат с десяти лет занимался каратэ, а к семнадцати уже имел черный пояс и был победителем и призером различных областных и всероссийских соревнований. Сейчас он имеет второй дан, не расстается со спортом и служит в рядах Российской гвардии.
Я стараюсь от него не отставать: тоже занимаюсь каратэ, хожу в бассейн, где с удовольствием занимаюсь плаванием. Мечтаю заниматься легкой атлетикой и стрельбой.
2.3. Влияние спорта на формирование личности
Физическая культура и спорт рассматриваются как одно из важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
На тему влияния спорта на формирование личности я решил побеседовать со своим сэнсэем Тарасенко Владимиром Алексеевичем. Я не случайно для беседы на эту тему выбрал именно его.
Владимир Алексеевич объясняет своим воспитанникам, что на тренировки надо ходить постоянно и стараться их не пропускать. Ведь постоянные занятия физкультурой улучшают телосложение, фигура становится стройной и красивой, движения приобретают выразительность и пластичность. У тех, кто занимается физической культурой и спортом, повышается уверенность в себе, укрепляется сила воли, что помогает достигать поставленных жизненных целей.
Физическая культура и спорт оказывает благотворное влияние на нервно-эмоциональную систему, продлевает жизнь, омолаживает организм, делает человека красивее. Пренебрежение же к занятиям физкультурой приводит к тучности, потере выносливости, ловкости и гибкости. Недостаточная двигательная активность в процессе роста и развития детей и подростков может вызвать множество неблагоприятных последствий: приводит к ухудшению здоровья, снижению физической и умственной работоспособности, создает предпосылки для развития различных форм патологии.
2.4. Спорт и здоровье.
Для полного раскрытия этой сложной и серьезной темы я обратился за консультацией к медицинской школьной сестре. Я узнал много нового и интересного.
Валентина Владимировна объяснила мне, что физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека правильно функционирует и развивается.
Способ достижения гармонии человека один – систематическое
выполнение физических упражнений.
С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни: закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Физические нагрузки должны нормироваться с учетом возрастных особенностей. Из нашей беседы я сделал для себя следующий вывод: Человек – творец своего здоровья, за которое надо бороться.
Глава III. Практическая часть
Рассматривая эту тему, я захотел узнать, как к спорту и физическим упражнениям относятся мои одноклассники. Для этого мы с моим руководителем Ревенко Натальей Викторовной провели анкетирование учащихся 4Б класса. Было опрошено 20 человек. Полученные данные я представил в виде таблицы.
№ п/п |
Вопрос |
Кол-во человек «ДА» |
% |
Кол-во человек «НЕТ» |
% |
1. |
Делаешь ли ты по утрам зарядку? |
14 |
70 |
6 |
30 |
2. |
Закаливаешь ли ты организм обтиранием или прохладным душем? |
13 |
65 |
7 |
35 |
3. |
Умеешь ли ты ездить на велосипеде? |
18 |
90 |
2 |
10 |
4. |
С удовольствием ли ты посещаешь уроки физкультуры? |
18 |
90 |
2 |
10 |
5. |
Любишь ли ты гулять? |
19 |
95 |
1 |
5 |
6. |
Посещаешь ли ты спортивные секции? |
14 |
70 |
6 |
30 |
В результате получилась следующая картина: только 70% опрошенных делают утреннюю зарядку и посещают спортивные секции; 65% закаляют свой организм; 90% с удовольствием посещают уроки физкультуры. Однако нашлись среди моих одноклассников и те, кто не посещает ни одной секции, не делает зарядку по утрам, не любит уроки физкультуры и даже не ходит гулять. Меня очень огорчили эти данные.
14 человек в классе после уроков посещают спортивные секции. В основном, это плавание, каратэ, футбол. Есть и те, кто занимается конным спортом, спортивными танцами, дзюдо. На вопрос о том, какие секции ребята хотели бы посещать, некоторые ответили, что хотели бы заниматься боксом, борьбой, гимнастикой, посещать тренажерный зал. Интерес к спорту заметен, но есть и те, кого он совершенно не интересует и которые не хотели бы заниматься ничем.
Из следующей таблицы видно, сколько часов в неделю мы посвящаем занятиям спортом.
Кол-во часов физ. культуры в неделю |
Кол-во часов доп. спорт. занятий в неделю |
Итого занятий спортом |
|
Посещают спортивные секции |
3 раза по 40 мин = 2 часа |
3 раза по 90 мин = 4ч 30мин |
6ч 30мин |
Не посещают спортивные секции |
3 раза по 40 мин = 2 часа |
2 часа |
Сравнив данные этой таблицы и сведения о посещении школьных занятий, было выявлено, что те, кто не посещает спортивные секции, пропустили с начала учебного года 40% учебных занятий, а те, кто занимается спортом – всего 8%.
Вывод: занятия спортом способствуют укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
Заключение
Мы считаем, что наша гипотеза о том, что занятие спортом укрепляет здоровье школьников, доказана. Так как люди, занимающиеся спортом, всегда жизнерадостны, оптимистичны, выносливы и более устойчивы к вирусным и простудным заболеваниям.
Школьник, занимающийся спортом, умеет распределять своё свободное время, он дисциплинирован, активен, всегда собран, ответственен и добивается в жизни поставленных целей.
Список использованной литературы
1. Алексеев В. А. « Физкультура и спорт» М.: Просвещение 1986.
2. Андронов О.П. « Физическая культура, как средство влияния на формирование личности » М.: Мир, 2007.
3. Захарова Е.Л. « Как спорт помогает оценивать себя» М., 2014
4. Киселёв Ю.Я. « Влияние спорта на формирование личности» М., Знание 2012