Деловая коммуникация (деловое общение) (владеют ли второклассники элементами делового общения?)

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Деловая коммуникация (деловое общение) (владеют ли второклассники элементами делового общения?)

Палайма К.В. 1
1МБОУ «Кишертская СОШ имени Л.П. Дробышевского»
Комягина С.О. 1
1МБОУ «Кишертская СОШ имени Л.П. Дробышевского»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Однажды в мамином разговоре по телефону я услышала незнакомое слово «коммуникация». Спросила, что оно обозначает. Мама отправила меня к словарю. Я узнала значение слова, и мне стало интересно: «А владеют ли элементами деловой коммуникации мои одноклассники и нужна ли нам, таким маленьким, ДЕЛОВАЯ коммуникация.

Гипотеза: Мои одноклассники не знают значение словосочетания «деловая коммуникация», но некоторыми навыками деловой коммуникации владеют.

Цель исследования: ответить на вопросы: «Знают ли мои одноклассники значение словосочетания «деловая коммуникация? Владеют ли какими-нибудь навыками деловой коммуникации? Нужны ли навыки деловой коммуникации второклассникам?»

Объект: обучающиеся 2 «А» класса МБОУ«Кишертская СОШ имени Л.П. Дробышевского»

Методы:

Анкетирование обучающихся 2 «А» класса МБОУ «Кишертская СОШ имени Л.П. Дробышевского»

Анализ полученных анкет

Проведение деловой игры «Восточный базар»

Наблюдение при посещении магазина обучающимися 2 «А» класса.

Задачи:

Определить знают ли второклассники значение словосочетания «деловая коммуникация»

Определить есть ли навыки деловой коммуникации у моих одноклассников

Понять, нужны ли навыки деловой коммуникации моим одноклассникам

Познакомить второклассников с определением «деловая коммуникация»

Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время деловая коммуникация является важным умением для успешности в жизни. Владеть навыками делового общения, учиться такому общению очень важно независимо от возраста.

Описание исследования

Деловая коммуникация – это взаимодействие в сфере официальных отношений, целью которого является решение конкретных задач, достижение определенных результатов, оптимизация какой-либо деятельности. При этом у каждого участника есть свой статус – начальник, подчиненный, коллеги, партнеры.

Для того чтобы выяснить знают ли мои одноклассники что такое деловая коммуникация и нужна ли она второклассникам я вместе с учителем провела анкетирование. Это был первый этап исследования. Анкеты я составляла вместе с мамой.

Анкета

Деловая коммуникация – это

Деловое общение – это

Нужно ли деловое общение второкласснику?

С кем и какое может быть деловое общение младшего школьника?

В анкетировании приняли участие 24 обучающихся 2 «А» класса. Исследование проводилось на материале анкетирования. В качестве материала для исследования мы взяли ответы респондентов.

Анализ анкет учащихся показал, что мои одноклассники не знают определение понятия «деловая коммуникация» и плохо понимают значение делового общения. Ответы второклассников на 2 вопрос «деловые друзья», «важные дела», «разговор», «совещание», «когда говорят», «разговор о деле», «когда общаются по деловому», «когда много просят» и т.п. На 3 вопрос 12 человек считают, что деловое общение нужно второклассникам, 12 – ответили нет. Из ответов на 4 вопрос следует, что общаться по-деловому можно со взрослыми, учителем, девочками и мальчиками, с родителями, с друзьями.

Я рассказала одноклассникам, что такое деловая коммуникация. Определение из Интернета мне показалось не простым для понимания, поэтому одноклассникам мы с учителем предложили своё:

Деловая коммуникация – это общение с разными людьми для решения какой-либо цели, задачи, применение определённых средств для решения своих временных целей. А также вместе с учителем рассказали для чего нужно деловое общение и где оно применяется.

Краткое содержание рассказа о деловой коммуникации, деловом общении. Именно деловые коммуникации человек ежедневно осуществляет на работе, в университете, в школах, официальных учреждениях. Так называется общение преподавателей и студентов, начальников и подчиненных, коллег, партнеров и конкурентов. От того, насколько собеседник знаком с правилами, формами и методами подобных коммуникаций, зависит, удастся ли ему достичь поставленной цели. Партнеры должны говорить на одном языке (как в прямом, так и в переносном смысле), понимать друг друга, иметь общий социальный опыт.

Условия деловой коммуникации: чтобы деловая коммуникация была результативной, следует соблюдать ряд условий: улыбка, доброжелательный тон, вежливость, приветливость, заинтересованность.

У общения должна быть понятная цель, в достижении которой заинтересованы все вовлеченные в процесс лица. Например, налаживание связей, заключение договора, согласование мероприятия, разработка условий сотрудничества и т. д. Участникам следует контактировать друг с другом вне зависимости от симпатий и антипатий. Обязательно соблюдение делового этикета, субординации, должностных ролей, формальных ограничений.

Если говорить более конкретно, то наиболее часто встречаются следующие формы деловой коммуникации: совещание, презентация, деловая беседа, переговоры, телефонные переговоры, обмен официально-деловыми документами (заявление, договор, доверенность, служебная записка), выступление на конференции.

Вторым этапом исследования стало проведение деловой игры «Восточный базар». Необходимо было понять есть ли у моих одноклассников навыки внутриклассного делового общения.

Описание игры.

Цель: потренировать навыки делового общения, выявить и проанализировать различные стратегии достижения цели в деловом общении.

Время: 15–20 мин.

Количество участников: любое.

Инструкция:

«Какие ассоциации возникают у вас при упоминании такого словосочетания как «восточный рынок»? (крики, торг, запах еды и пряностей, буйство красок, воришки, бойкая торговля).

Вот через пару минут мы с вами и устроим такой восточный рынок. Но предварительно надо подготовиться».

Каждый участник получает пять небольших листочков (стикеров). На каждом из листочков разборчиво напишите свое имя и каждую записку сложите текстом внутрь несколько раз, чтобы не было видно вашего имени. Подготовленные записки участники складывают на стол (лучше поместить в красочную коробку). Перемешиваем горку записок.

«Теперь мы с вами отправимся на восточный рынок. Каждый по очереди подходите к горке и вытягивайте 5 бумажек. В течение следующих 5 минут вам придется уговорами, спорами, обменом найти и вернуть себе все пять листочков с вашим именем. Первые два покупателя, которым удастся быстрее всех приобрести дорогой товар, подойдут к тренеру и будут считаться победителями».

Обсуждение:

вопрос к победителям: — Что вам позволило так быстро справиться с заданием?

Вопрос ко всем участникам: — Какую тактику вы использовали во время торга? (возможные тактики: активный поиск, ожидание, активный обмен, пытались обвести партнеров вокруг пальца, пытались выйти сразу на всю аудиторию и др.)

Анализ игры показал, что внутри класса деловое общение очень хорошо развито. 5 минут понадобилось участнику, который первым собрал все стикеры со своим именем. Весь класс справился с заданием в течение 10 минут.

Третим этапом исследования был поход в магазин. Задание позволило увидеть есть ли у второклассников навыки внешнего делового общения.

В процессе покупок заполнялась табличка

Магазин. Деловая коммуникация

ученик

приветствие

помощь учителя, родителя, продавца, самостоятельно

количество денег

 

1

       

2

       

3

       

Задание было израсходовать в магазине ровно 10 рублей. Вам можно обратиться за помощью к учителю, родителю, продавцу.

Поход оказался весёлым занятием, ребятам очень понравилось испытание. Анализ показал:

- все 24 человека смогли совершить покупку;

- никто не поздоровался с продавцами, но все поблагодарили, использовав слово «спасибо»;

- никто не воспользовался помощью учителя, родителя или продавца;

- только 10 человек использовали ровно 10 рублей, у 14 человек осталась сдача, чего не должно было быть по условиям испытания.

Вывод: В процессе написания работы я узнала и выяснила, что такое деловая коммуникация (деловое общение), мне удалось подтвердить гипотезу: на момент начала исследования мои одноклассники не знали определение понятия «деловая коммуникация», но при этом некоторыми навыками делового общения обладали. Работа очень понравилась всему классу. Все ученики изменили своё мнение о необходимости делового общения, теперь они считают, что она нужна и хотят учиться этому дальше.

Заключение.

Тема оказалась интересной для меня и моих одноклассников. Я поняла, что деловому общению надо учиться, оно нужно не только взрослым, но и нам, ещё младшим школьникам. Умение правильно общаться с учителем, продавцами, врачами пригодится в жизни и сделает меня и моих одноклассников успешнее и счастливее. Вместе с учителем мы запланировали ещё несколько игр на формирование навыков делового общения и испытаний для второклассников: sms для родителей, телефонный разговор, поход в библиотеку.

Список использованной литературы.

Статья в Интернете «Деловая коммуникация: понятие, виды и особенности» https://businessman.ru/new-delovaya-kommunikaciya-ponyatie-vidy-i-osobennosti.html

Обучение младших школьников способам общения https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/01/05/obuchenie-mladshikh-shkolnikov-sposobam

Просмотров работы: 353