Культура потребления – это фактор воздействия на экологию

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Культура потребления – это фактор воздействия на экологию

Лебедева А.О. 1
1МАОУ Школа №2 г.Верхняя Салда
Пьянкова Е.И. 1
1МАОУ Школа№2 г.Верхняя Салда
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Описание исследовательской работы я хочу начать словами великого индийского политического и общественного деятеля 20 века Махатма Ганди «Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность».

Постановка проблемы.

Современное общество, развивающее технологии, производство, науку и военную технику, несет в себе мощную силу, которая воздействует на Землю в целом и на ее ресурсы в частности. При этом часто не учитываются законы природы, что привело к тому, что угроза серьёзного экологического кризиса поставила население всей планеты перед фактом: выживание и развитие человечества зависит только от него самого.

Нет никакого сомнения в том, что загрязнение окружающей среды – это итог потребительского отношения людей к природе. Поэтому культура потребления является одной из самых значимых культур, состоящей из совокупности потребительских культур отдельных людей и групп, в которые они объединены в результате общего вида деятельности. Она включает в себя представления о потребительских ценностях и нормах, санкции общества на нарушение или соблюдение потребительских норм, свод правил и норм, регулирующих поведение человека в сфере приобретения товаров и услуг.

В нашем обществе все больше увеличивается избыточное производство, которое создает не действительно необходимые продукты, а гаджеты, нужные для удовлетворения фиктивных потребностей, которые навязаны модой и рекламой. В результате требуется постоянное увеличение используемого сырья, что привело к возникновению двух масштабных проблем:

гипериспользование ресурсов;

нарастание объема мусора различных видов (загрязнение атмосферы, воды, почвы и т.д.). х

И возникает вопрос: какой результат сейчас мы получаем от взаимодействия культуры потребления и экологии? А получаем исчезновение видов растений и животных, загрязнение атмосферы, Мирового океана, загрязнение и уничтожение почвы и природных ландшафтов, уничтожение природных запасов планеты. По прогнозам многих мировых экспертов запасов нефти и газа хватит всего на несколько десятков лет. А что дальше?

Существует еще множество факторов, которые подтверждают вопрос о том, что человек уничтожает свой дом – планету Земля, поэтому на сегодняшний день проблемы экологии занимают ведущую роль в нашем мире. У меня возникло желание понять, что я могу сделать, чтобы помочь природе. Все знают, что на экологию влияют многие факторы, но культура потребления - это фактор на который может влиять обычный человек. Так возникла тема моей исследовательской работы, в которой я рассматриваю проблемы взаимодействия культуры потребления людей и экологии, даю рекомендации как потреблять столько, сколько необходимо, как бережливо относиться к тому, что имеем.

Я надеюсь, что после знакомства с моей работой каждый человек поймет, что необходимо быть бережливым, не допускать бесцельного расхода воды, электричества, тепла, минеральных удобрений или металла. Ознакомившись с различной литературой, я многое узнала и думаю, что моя работа может быть полезной для окружающих людей.

Актуальность темы исследования.

Актуальность темы моей работы определяется тем, что проблема использования природных ресурсов все чаще привлекает пристальное внимание ученых и общественности. Если мы решим проблему рационального использования природных ресурсов или предпримем шаги к решению проблемы, то сможем спасти себя и своих потомков.

Цель и задачи исследования.

Цель исследования: доказать, что культура потребления - это фактор воздействия на экологию, что развитие культуры потребления у населения приведёт к рациональному и бережному использованию природных ресурсов и окажет благоприятное воздействие на окружающую среду.

Для достижения поставленной цели я поставила перед собой следующие задачи:

Изучить литературу по теме.

Определить уровень потребительской культуры на примере учащихся 8 класса школы №2, инженерно-технических работников, пенсионеров.

Исследовать поведение взрослых потребителей с точки зрения потребительской культуры.

Исследовать культуру потребления электроэнергии в учебных заведениях на примере школы № 2.

Выяснить количество бытовых отходов в моей семье за неделю.

Исследовать уровень потребления воды в бытовых целях учащимися 8 класса.

Проанализировать полученные результаты.

Дать рекомендации по рациональному использованию природных ресурсов в бытовых условиях.

В общем выводе сформировать пути развития культуры потребления.

Разработать буклет «Простые способы помочь планете»

В работе я использовала следующие методы исследования: тестирование, социологический опрос, методы компьютерной обработки информации.

Практическое применение.

Результаты исследования могут быть использованы воспитателями и учителями на экологических уроках и классных часах. Можно воспользоваться моим буклетом «Простые способы помочь планете» (внешний вид страниц приведен в Приложении 3), в котором я предлагаю идеи, как можно сберечь ресурсы нашей планеты, не прилагая больших усилий.

Краткий обзор используемой литературы и источников.

Основным источником сведений стал Интернет, где на различных сайтах был собран материал, используемый в работе.  Если источником являлись статьи из научных журналов, их текст также был найден в сети.

Основными источниками, раскрывающими всю суть проблемы взаимодействия культуры потребления и экологии, явились тексты научных статей авторов Ильина А.Н и Татаринцевой Ю.О. Идея проведения социологического опроса и исследования потребления электроэнергии в учебных заведениях, была взята из исследовательской работы, опубликованной на сайте https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2012/08/28/issledovatelskaya-rabota-razvitie-kultury. При описании исследования о потреблении электроэнергии и формирования рекомендаций о рациональном использовании использовались материалы статьи Орловой Г.А. Тест, определяющий уровень потребительской культуры был разработан с использованием информации с сайта https://onlinetestpad.com/ru/testresult/7921-berezhlivy-li-vy?savedtestid=29037609. При проведении исследования о бытовых отходах семьи использовалась исследовательская работа автора Мусралеевой Т.Б. и информация с сайтов: https://rcycle.net/steklo/pererabotka-utilizatsiya,http://www.slideboom.com/. Источниками, которые позволили изучить подробно материал о культуре потребления явилась информация с сайтов: http://www.slideboom.com/presentations/519149, https://znanija.com/task/9652445.

Для разработки рекомендаций о рациональном использовании ресурсов в бытовых условиях мне помогли работы, выложенные на сайтах: http://www.vitamarg.com/eco/article/3361-kak-ekonomit-vodu-v-bytu, http://www.vitamarg.com/eco/article/1674-50-sposobov-pomoch-planete.При разработке теста об использовании воды в бытовых условиях использовался ответ редакции газеты «АиФ-Черноземье» от 22.03.2017, приведенном на сайте http://www.chr.aif.ru/society/skolko_vody_chelovek_rashoduet_v_sutki и информация с сайта https://vodabriz.ru/news/skolko_rossiyane_tratyat_vody/.

Личный вклад автора в решение избранной проблемы.

Автором данной работы самостоятельно проанализирована информация по теме, составлен и проведен тест по определению уровня потребительской культуры, проведен социологический опрос среди взрослых, сформированы выводы по полученным ответам, проанализирована и обработана информация по уровню потребления электроэнергии в школе, проведено исследование по количеству бытовых отходов на примере семьи, проанализирована информация по расходу воды в бытовых условиях на примере учащихся класса.

На сегодняшний день существует множество работ, посвященных проблемам экологии, однако мной была изучена и исследована тема на примере своего класса, жителей города, разработан буклет и в этом заключается новизна моего исследования.

2. Основная часть

Основная часть моей исследовательской работы содержит описание исследований, которые я провела. Аналитическая обработка результатов выполнена с использованием программного продукта MS Excel.

2.1 Исследование 1 «Определение уровня потребительской культуры»

Цель исследования: определить уровень потребительской культуры у респондентов.

Определение уровня потребительской культуры является непростым вопросом. Сложно понять, какой объем потребления должен быть. Я считаю, что девизом потребительской культуры должно быть: "Используйте как можно меньше, разумно, рационально". Поэтому у меня и возникла идея провести исследование, чтобы определить уровень потребительской культуры.

Данное исследование проводилось с использованием метода тестирования. Тест приведен в Приложении 1. В качестве респондентов были опрошены учащиеся 8 класса, работники инженерно-технических специальностей и пенсионеры. Результаты приведены на рисунке 1.

Рисунок 1. Уровень потребительской культуры

Вывод: уровень потребительской культуры зависит от психологии людей и уровня их жизни. Исследование показало, что потребление определяется доходом семьи, пенсионеры наиболее рационально относятся к использованию ресурсов. Однако в опросе участвовали люди, чей доход примерно одинаковый, но уровень потребления разный. В таком случае на характер потребления имеют влияние различные факторы. Я делаю вывод, что каждый потребитель должен стремиться к наиболее бережному отношению к ресурсам.

2.2 Исследование 2 «Поведение потребителей с точки зрения рациональности»

Цель исследования:выявить мотивацию поведения взрослых людей с точки зрения потребительской культуры

Потреблению человек учится с самого рождения. Родители с пеленок участвуют в формировании культуры потребления ребенка, они учат придерживаться правил поведения и соблюдать личную гигиену. На протяжении всей дальнейшей жизни культура потребления продолжает развиваться. Человек продолжает учиться удовлетворять свои потребности.  Очень важно, чтобы в погоне за своими желаниями человек не нарушал законов общества и не вредил окружающей среде! Надо понимать, что разумность потребностей не в их полном ограничении, а в рациональности их удовлетворения. Даже самые благоразумные люди под влиянием различных факторов могут совершить массу неразумных покупок.

Я провела данное исследование в форме социологического опроса. В качестве респондентов были опрошены работники инженерно-технических специальностей.

Содержание социологического опроса с выводами приведено ниже по тексту:

 какие факторы оказывают влияние на поведение потребителя?

Полученные ответы: реклама, уровень доходов, социальное положение, акции и скидки, потребности.

Вывод. В настоящее время производители чтобы привлечь покупателей совершают самые разные маркетинговые ходы, которые имеют большое психологическое воздействие. Покупателю нужно проявлять немалую бдительность.

Когда вы больше потратите денег на продукты – если вы сыты или голодны?

Полученные ответы: все участники ответили: «Когда голодны».

Вывод.  Мне кажется, что пекарни в супермаркетах существуют с целью оказать раздражающее действие на рецепторы голодного человека. Запах хлеба всегда вызывает аппетит и желание приобрести что-нибудь поесть. В результате мы берем лишнего. Так что надо поесть дома перед походом в магазин.

Как считаете, что нужно сделать, чтобы не тратить деньги на ненужные покупки?

Полученные ответы: Составить список нужных покупок, не заходить в магазин просто так поглядеть.

Вывод: в магазин нужно ходить со списком продуктов и с определенной суммой денег.

В каком магазине вы будете покупать продукты?

Полученные ответы: который ближе к дому, в котором дешевле, в котором продукты более качественные, в супермаркете.

Вывод. Потребитель выбирает для себя лучший вариант. Доказано, что в супермаркете всегда денег тратится на порядок больше, чем планировалось. Часто бывает, что мы идем в продуктовый супермаркет за хлебом и кефиром, а возвращаемся с абсолютно ненужными покупками.

Когда Вы будете приобретать зимнюю обувь?

Полученные ответы: в период скидок; тогда, когда понадобилась.

Вывод. Конечно, если срочно не понадобилась, рациональнее будет приобретать в конце зимы, т.к. выбор ещё есть, а цены уже упали.

Каким образом можно уменьшить потребление?

Полученные ответы: экономить свет, газ, воду; рационально использовать продукты питания; беречь вещи и имущество; реже ходить в магазин; планировать заранее покупки; выращивать овощи самим.

Вывод: Потреблять нужно столько, сколько необходимо для нормальной жизнедеятельности и развития. Нужно бережно относиться к тому, что имеем.

Считаете ли Вы, что имеете влияние на экологию как потребитель? Что конкретно Вы, делаете для сохранения окружающей среды?

Полученные ответы: Все опрошенные ответили положительно на данный вопрос. Варианты ответа: выношу мусор в специально отведённые места; не загрязняю водоемы и леса; установили счетчик потребления воды; использую энергосберегающие лампочки; отказалась от использования целлофановых пакетов; утилизирую элементы питания.

Вывод. Каждый потребитель имеет непосредственное влияние на экологию. Рационально используя ресурсы, приобретая качественные товары, ухаживая за одеждой, обувью и мебелью мы продлеваем срок их службы, тем самым сокращая потребление ресурсов. Если мы будем покупать только необходимые товары, то сможем препятствовать росту свалок. Всё это помогает сохранению окружающей среды и экологии!

2.3 Исследование 3 «Потребление электроэнергии в школе № 2»

Цель исследования: выяснить количество электроэнергии за 3 года в школе № 2.

В настоящее время во всем мире происходит обострение экологического кризиса, во многом связанного с увеличением энергопотребления. Ключевую роль в предотвращении экологической катастрофы играет энергосбережение. Потребление энергии человечеством непрерывно растет. Еще 40 лет назад человечество потребляло только половину той энергии, которую потребляет сегодня. Нельзя забывать, что природные ресурсы не возобновляются! 

Я решила исследовать ситуацию с потреблением электроэнергии в своей школе. Полученные результаты приведены на рисунке 2.

Рисунок 2. Потребление электроэнергии в школе № 2

Вывод: развитие культуры потребления на уровне школы привело к уменьшению потребления энергии, и явилось шагом к сохранению ресурсов. Чуть только рассвело - на перемене мы выключаем свет (у нас назначен ответственный), а вахтер во время уроков следит, чтобы в коридоре не были включены лишние лампочки. Следующим шагом должно стать замена лампочек на энергосберегающие. Я делаю вывод, что каждый человек может внести свой вклад в развитие культуры потребления.

2.4 Исследование 4 «Бытовые отходы нашей семьи»

Цель исследования: выяснить количество бытовых отходов в нашей семье за неделю

Проблема отходов существует с давних пор. Ежедневно мы потребляем множество продуктов, что приводит к накапливанию таких отходов, как консервные банки, пакеты, бутылки, бумага. Вокруг всех населённых пунктов образуются свалки-места. Главная опасность открытых свалок – это разложение отходов на токсичные составляющие, которые попадают затем в грунтовые воды и загрязняют их. Над свалками обычно загрязнён и атмосферный воздух. Гниющая органика выделяет метан, окислы азота, сероводород и другие отравляющие газы. Свалки бытовых отходов служат источником пищи крысам, мышам, которые являются разносчиками инфекций.

Наиболее перспективным способом решения проблемы является переработка городских отходов. Но в нашей стране до сих пор люди не осознают необходимости утилизации бытового мусора, а государство не организует целенаправленного сбора тары.

Мне стало интересно, какое количество бытовых отходов скапливается в нашей семье из 4-х человек за неделю. В течении недели я собирала все отходы и рассортировывала по категориям: бумага, стекло, пластмасса и пищевые отходы. Полученные результаты можно увидеть на рисунке 3.

Рисунок 3. Бытовые отходы моей семьи

По полученным результатам исследования можно сделать вывод о том, что в бытовых отходах моей семьи преобладают пищевые отходы, часть которых можно использовать на корм домашним животным, а другая часть может полностью перегнивать в природе. На втором месте бумажные отходы, которые при желании можно легко утилизировать, так как бумага легко сжигается и быстро перегнивает в почве. На третьем месте синтетические материалы - это самые опасные бытовые отходы, они трудно утилизируются. И на последнем месте находится стекло, огромные массы которого негативно влияют на окружающую среду.

По полученным результатам я сделала расчеты. Население города В. Салды составляет 42166 человек, т.е. за неделю в среднем бытовых отходов накапливается:

Пищевых отходов-39847 кг;

Бумаги-11596 кг;

Пластмассы-6114кг;

Стекла-4744 кг.

Вывод: нужно изменить образ жизни человека, его отношение к серьезной проблеме. Чистота начинается с нас самих, с наших отношений к окружающей среде, с того места, где мы живем, работаем, учимся.

Я попытаюсь ответить на вопрос: Что делать? Как уменьшить количество отходов?

Нужно отказаться от ненужного потребления. Вместо одноразовых предметов применять более долговечные, но пригодные вещи, передавать нуждающимся те вещи, которыми уже не пользуемся.

Покупать меньше воды в пластиковых бутылках. Около 90% пластиковых бутылок не перерабатывается, а их разложение займет тысячи лет.

Обращать внимание на упаковку. Около 33% того, что мы выбрасываем на свалки – это упаковка.

В магазин ходить со своим пакетом. Разумно не покупать новые пакеты каждый раз, а взять с собой свой.

Заменить пластиковые пакеты на тряпичные. Как известно, полиэтиленовые пакеты сегодня являются одними из главных загрязнителей в наших городах.

Использовать тряпичные салфетки. Вместо одноразовых бумажных салфеток, можно приобрести тряпичные.

Использовать аккумуляторные батареи.

Не покупать жевательную резинку. Оказывается, жевательная резинка не разлагается и после использования.

2.5 Исследование 5 «Использование воды в бытовых целях

Цель исследования:выяснить, какое количество воды используют учащиеся 8 г класса в бытовых целях за 1 день.

Вода – основа всего живого на Земле, источник самой жизни. Проблема сохранения качества воды является на данный момент самой актуальной. Из-за глобального потепления большой объем именно пресной воды, которая сосредоточенна в ледниках, беспрерывно уменьшается.

Факты о современном состоянии воды и прогнозы на будущее, которые я узнала из литературы меня ужаснули:

на сегодняшний день треть человечества испытывает трудности с обеспечением водой.

По подсчетам ООН, к 2025 году 2/3 населения Земли будут жить в регионах, испытывающих средний или сильный недостаток воды.

Ежегодно 2,2 миллиона человек в мире умирают от болезней, связанных с низким качеством воды. 90% из них – дети.

В 2030-2035 годах количество людей, у которых будет ограничен доступ к пресной воде, увеличится до 3 миллиардов человек.

Поэтому в следующий раз, когда вы будете открывать кран на полную мощность или оставлять его открытым, если вдруг зазвонил телефон, задумайтесь о своих детях, хватит ли им воды, не будут ли они расплачиваться за наше бессознательное растрачивание природных ресурсов.

На занятии «Чистая вода», которое проводила наш учитель биологии, я узнала, как много тратится воды в мире каждый день. На уроке все вместе мы провели тест, результаты которого я привела в данной исследовательской работе. Таблица с полученными результатами и таблица с примером заполнения приведены в приложении 2. Полученные результаты приведены на рисунке 4.

Рисунок 4. Количество воды, потребляемое в бытовых целях

Диаграмма показывает, что ученики 8 класса в сутки на бытовые цели тратят 6198 литров воды. Из Интернет-ресурсов я узнала, что для нормальной жизнедеятельности человеку достаточно около 20 литров воды ежедневно: на питье, гигиену, приготовление пищи. В России на одного жителя приходится около 500 литров воды ежедневно. В США этот показатель всего 200 литров. В Европе и того меньше: 120-140 литров. Но все равно эти цифры далеки от той нормы в 20 литров, к которой человек должен стремиться.

Вывод: требуется срочное развитие культуры потребления воды в бытовых условиях. Исследование показало значительно перепотребление водных ресурсов. Все это приводит к обесцениванию роли воды в жизни, что нельзя допустить. Необходимо чаще проводить в школах экологические уроки, рассказывать школьникам и дошкольникам правила, позволяющие сохранить наше природное богатство.

В своей исследовательской работе я опишу способы, которые помогают экономить воду в домашних бытовых условиях:

убедитесь, что все ваши краны и туалетный бачок исправны, хорошо закрываются и не подтекают.

Мойте посуду не под проточной водой, а в двух емкостях - для грязной посуды и для ополаскивания посуды или используйте пробку для раковины, а потом промывайте под проточной водой.

Закрывайте кран с водой, когда чистите зубы или моете голову.

Отдавайте предпочтение душу, а не принятию ванны.

Установите счетчики на воду.

Стирайте только когда у вас наберется достаточно белья и вещей, чтобы загрузить полный барабан стиральной машины.

Мойте овощи и фрукты не под краном, а в отдельной емкости. Эту воду потом можно использовать для полива растений.

Не размораживайте продукты с помощью воды.

Мойте посуду сразу, как поели или приготовили. Засохшую еду на посуде сложнее отмыть, а значит и воды расходуется гораздо больше.

Используйте унитазы с функцией с половиной смыва. При обычном сливе расходуется 7-10 литров воды, а в режиме «полуслива» гораздо меньше.

Выводы по исследовательской работе

Контролировать стихийные бедствия мы, конечно же, не можем. Как и закрыть фабрики и все, что приносит вред экологической среде, в которой мы живем. Ведь предприятия стали неотъемлемой частью человеческой жизни. Но стоит попробовать начать хотя бы с малого. Всех людей не переубедить изменить образ жизни, но доказать необходимость хотя бы минимальных действий, направленных в это русло – можно. Что я и попыталась сделать в своей исследовательской работе. Я считаю, что цель достигнута.

Если у вас возникли вопросы: «А что же зависит от меня? Могу ли я что-то изменить? Я отвечу: «Конечно, да! Давайте будет постоянно развивать культуру потребления!»

Итак, пути развития культуры потребления:

каждый житель планеты должен стремиться к минимальному уровню потребительской культуры.

Потреблять нужно стараться столько, сколько необходимо для нормальной жизнедеятельности.

Пытаться исключить ложные потребности.

Не засорять окружающую среду.

Бережно относиться к вещам и имуществу.

Экономить свет, газ, воду, электричество.

Самое главное остается за воспитанием человека. Пока каждый человек не осмыслит для себя важность сохранения благоприятной экологической обстановки, надвигающейся катастрофы не избежать.

Закончить свой исследовательский проект я хочу отрывком из стихотворения Зои Зайцевой «Реквием двадцатому веку»:

«Человек – не умен», – сказал мне мудрец. –
Посмотри, что творит на Земле он!
Через век он природу разрушит вконец,
А в нее был когда-то влюблен он».
   Свято верили предки, что природа – кр0аса.
   «Охраняйте ее!» – говорили.
   А теперь мы в родные глядим небеса
   Через окна, седые от пыли.
Почему? Что случилось на шаре земном?
Или люди все вдруг поглупели?
Так ведь страшно проснуться в доме своем
И весной не услышать капели…….

4. Список использованных источников

Onlinetestpad.com. Бережливы ли вы? URL: https://onlinetestpad.com/ru/testresult/7921-berezhlivy-li-vy?savedtestid=29037609

Rcycle.net. Все о переработке вторсырья и утилизации отходов. Весь процесс переработки стекла: утилизация как способ сохранить природу и заработать. URL: https://rcycle.net/steklo/pererabotka-utilizatsiya

slideboom.com. Пожуй жвачку и надейся на лучшее. URL: http://www.slideboom.com/presentations/519149

Studme.org. Культура потребления и потребительская культура. URL: https://studme.org/208242/sotsiologiya/kultura_potrebleniya_potrebitelskaya_kultura

«VitaMarg Жизненный путь». Как экономить воду в быту, а заодно и свои деньги? 2013. URL: http://www.vitamarg.com/eco/article/3361-kak-ekonomit-vodu-v-bytu

«VitaMarg Жизненный путь». 50 простых способов помочь планете 2011. URL: http://www.vitamarg.com/eco/article/1674-50-sposobov-pomoch-planete

АиФ-Черноземье. Сколько воды человек расходует в сутки. 2017. URL: http://www.chr.aif.ru/society/skolko_vody_chelovek_rashoduet_v_sutki

«Водабриз» Интернет-магазин чистой воды. Сколько россияне тратят воды. 2015. URL: https://vodabriz.ru/news/skolko_rossiyane_tratyat_vody/

Ильин А.Н. Культура потребления и экология: проблемы взаимодействия // Человек в мире культуры. 2017. №2-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-potrebleniya-i-ekologiya-problemy-vzaimodeystviya

«Инфоурок»  крупнейший образовательный интернет-проект в России. Научно-практическая работа «Математические расчеты потребления и экономии воды». 2017. URL: https://infourok.ru/nauchnoprakticheskaya-rabota-matematicheskie-rascheti-potrebleniya-i-ekonomii-vodi-1194291.html

Лосева Г.С. О химии в стихах. Издательский дом «Первое сентября». URL: http://him.1september.ru/article.php?ID=200402006

Махатма Ганди. Свободная энциклопедия «Википедия». URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%85%D0%B0%D1%82%D0%BC%D0%B0_%D0%93%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8

Мусралеева Т.Б. Исследовательская работа "Влияние бытовых отходов на окружающую среду". Социальная сеть работников образования «Наша сеть» 2013. URL: https://nsportal.ru/shkola/ekologiya/library/2013/11/14/issledovatelskaya-rabota-vliyanie-bytovykh-otkhodov-na

Орлова Г.А. Актуальные проблемы потребления электроэнергии. Всероссийский интернет-портал «Открытый урок: обучение, воспитание, развитие, социализация». 2014. URL:https://open-lesson.net/1385/

Тарасов Е. ТЕСТ: Вы расточительны или бережливы? Статья из газеты: АиФ Здоровье № 36 05/09/2017. URL: http://www.aif.ru/health/psychologic/test_vy_rastochitelny_ili_berezhlivy

Татаринцева Ю.О. Культура потребления как социологическая категория // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2016. №3 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-potrebleniya-kak-sotsiologicheskaya-kategoriya

 Фролов А. Исследовательская работа "Развитие культуры потребления - путь к сохранению природных ресурсов". «Алые паруса» Проект для одаренных детей. 2012. URL: https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2012/08/28/issledovatelskaya-rabota-razvitie-kultury

Школьные знания.com. Что такое культура потребления? 2014. URL: https://znanija.com/task/9652445

Приложение 1

Тест. Насколько вы бережливы?

1. Гасите ли вы свет, переходя из одной комнаты в другую?

а) да, я внимательно слежу за этим; б) иногда бывает; в) нет, я не слежу за этим.

2. Зимой окна в вашей квартире бывают (если у вас пластиковые окна, вспомните, как это было, когда окна были обычными):

а) хорошо утеплены; б) это зависит от температуры воздуха; в) вы считаете, что утепление - это излишне.

3. Как вы моете посуду?

а) всегда моете как следует, под горячей водой, ополаскиваете; б) моете, но не особенно тщательно; в) можете мыть и не сразу после еды, а когда накопится побольше.

4. Если вы купили вещь, которая вам не нравится, будете ли вы ее носить?

а) обязательно постараюсь ее изменить и носить; б) нет, постараюсь передать кому-нибудь; в) нет.

5. Что вы делаете с макулатурой?

а) собираете и сдаете; б) когда как; в) выбрасываете.

6. Выбрасываете ли вы тюбики из-под зубной пасты, из которых еще можно что-нибудь выдавить?

а) нет, стараюсь выдавить все; б) как получится; в) да, не хочу испытывать неудобство.

7. Покупаете ли вы дешевые вещи, даже если они вам не нужны?

а) нет, я всегда покупаю только нужные вещи; б) иногда бывает, когда большая распродажа;

в) часто бывает такая ситуация.

8. Сохраняете ли вы тонкие полиэтиленовые пакеты из-под хлеба?

а) да, они еще пригодятся; б) иногда; в) если понадобятся новые пакеты, вы их купите.

9. Есть ли у вас в шкафу одежда, которую вы не надевали несколько лет?

а) да, шкаф полон таких вещей; б) стараетесь обновлять свой гардероб; в) в вашем шкафу есть место только для новинок.

10. Как вы поступите, если после обеда на столе остались куски хлеба и крошки?

а) припасете их для уличных птиц, для домашних питомцев; б) смотря сколько хлеба осталось; в) выбросите вместе с мусором.

За каждый ответ «а» начисляется 1 балл, за «б» - 2 балла, «в»-3 балла.

От 10-13 баллов. Вы крайне бережливы в использовании ресурсов и не бросаете деньги на ветер. Вашему умению можно позавидовать.

От 14-23 баллов. Вы умеренно бережливы. Вам есть куда стремиться, чтобы добиться экономии семейного бюджета и более бережного отношения к ресурсам.

От 24 баллов. Вы совсем не бережливы! Вам больше следует заботиться об и развитии культуры потребления.

 
 

Приложение 2

Тест. Сколько воды ты тратишь в день?

Твои дела

К-во

раз

Время в

минутах

за 1 раз

Как ты используешь воду

Сколько

Воды ты

потратил

(в литрах)

Слабый

напор

Средний напор

Сильный

напор

Слив в

туалете

1 литр в

минуту

7 литров

В минуту

15 литров

В минуту

1 слив –

9 литров

1.Мыл руки

             

2.Чистил зубы

             

3.Мыл посуду

             

4.Принимал

душ

             

5.смывал в туалете

             

6.Мыл обувь

             

Итог:

             

Пример заполнения таблицы

Твои дела

К-во

раз

Время в

минутах

за 1 раз

Как ты используешь воду

Сколько

Воды ты

потратил

(в литрах)

Слабый

напор

Средний напор

Сильный

напор

Слив в

туалете

1 литр в

минуту

7 литров

В минуту

15 литров

В минуту

1 слив –

9 литров

1.Мыл руки

4

1

 

+

   

28

2.Чистил зубы

2

3

 

+

   

42

3.Мыл посуду

1

10

   

+

 

150

4.Принимал

душ

1

10

   

+

 

150

5.смывал в туалете

5

       

+

45

6.Мыл обувь

1

4

 

+

   

28

Итог:

           

443

Приложение 3

Буклет

Просмотров работы: 1356