1. Введение.
Охотник и кедр, пастух Камыш и принцесса Ла, предание о Каракольских озерах...
Эти легенды и предания мы услышали во время путешествия летом по Республике Алтай. Каждая из них удивительная и напоминает сказку. Легенды там можно услышать везде. Весь Алтай пронизан духом древних сказаний и легенд. Их любят, собирают, берегут и передают из поколения в поколение. Мы тоже захотели сохранить их в памяти и приобрели удивительную книгу о легендах, сказаниях и преданиях Горного Алтая.
Красивые и удивительные легенды есть у каждого народа. Они разнообразны по тематике: предания о подвигах героев, рассказы о возникновении названий географических объектов, страшные истории о сверхъестественных существах и романистические сказания о влюбленных.
Вернувшись, мы задались вопросом, а есть ли в нашем родном Дмитровском крае древние легенды. Нам никогда их не рассказывала мама или бабушка, мы не слышали легенд в краеведческом музее на экскурсиях. Побывав в городской библиотеке и книжных магазинах, мы и там не сумели найти книг с легендами и преданиями нашего края.
После проведенного анкетирования среди 80 учащихся СОШ №1 им.В.И.Кузнецова г.Дмитрова мы выяснили, что никто не знает ни об одной легенде своего края.
Все это и послужило основой для написания нашей работы. Нам не просто стало интересно узнать старые легенды, мы захотели сохранить их, чтобы потом рассказывать их друзьям и знакомым. А также захотели выпустить книгу для туристов, которая к тому же послужит хорошим сувениром.
1.1. Объект исследования.
Легенды, предания и сказания Дмитровского края - как фольклорное наследие народа моего родного края.
1.2. Гипотеза.
Легенды и сказания Дмитровского края - как средство повышения интереса школьников к истории своей малой родины.
1.3. Актуальность проекта.
Изучение древних легенд, преданий и сказаний Дмитровского края в целях ознакомления с ними учащихся школ нашего края и выпуск книги в целях создания сувенира для туристов.
1.4. Цель проекта.
Собрать легенды, предания и сказки Дмитровского края.
1.5. Задачи проекта.
1. Познакомиться с историей возникновения легенд и преданий.
2.Найти легенды и предания в интернете и библиотеке.
3. Узнать легенды у сотрудников музея.
4. Упорядочить легенды.
5. Создать иллюстрации к легендам.
6. Выпустить книгу.
2. Основная часть.
2.1. "Свежо предание, а верится с трудом..."
Предания - рассказы исторического содержания, народная и историческая проза.
Исторические предания — особый вид устного народно-поэтического творчества.
По мнению исследователей, исторические предания относятся к одному из первоначальных видов словесного творчества. С возникновением письменности исторические предания о давних временах стали включаться в летописи. Цель таких сказаний — закрепить и сохранить для потомков память о наиболее важных событиях в жизни рода и племени12.
Предания также можно поделить на устные (распространялись они через бродячих сказителей) и письменные (записанные устные рассказы), религиозные легенды (повествования о событиях и лицах из церковной истории) и социальные предания (все остальные сказания, не имеющие отношения к религии), топонимические (объясняющие происхождение названий географических объектов (рек, озер, городов)) и городские легенды (новейший вид, получивший распространение в наши дни). Ведь легенды и предания - живой жанр. Они окружают нас и по сей день. И слухи, которые рождает и разносит современная молва, в будущем вполне могут дойти до потомков диковинными историями.
2.2. "Когда молчит история, слово берет легенда".
Легенды - рассказы религиозного содержания12. Первоначально так называли жития святых, в которых содержались примеры христианской добродетели и благочестивого поведения. Позже под легендами стали понимать вообще поучительные и благочестивые истории. А затем и просто истории, в которых происходит что-то необычное, чудесное, но воспринимается это как происшедшее на самом деле.
2.3. "Слабая память поколений хранит лишь легенды".
Дмитровский край до сих пор хранит в себе немало тайн и загадок. Мы расскажем несколько преданий, которые тонкой нитью соединяют нас с историей земли Дмитровской.
И начать рассказ хотелось бы с наиболее давних преданий о культовых камнях Дмитровского уезда.
«На море, на Океане, на острове Буяне есть камень Алатырь, никем не ведомый, под тем камнем сокрыта сила могучая, и силе той нет конца…» Такими словами начинается большинство старинных русских заговоров. Однако, так как на карте мира нет точных координат моря-океана и острова Буяна, народы средневековой Руси наделяли особыми свойствами практически все крупные валуны, расположенные около деревень.
Территория Дмитровского края всегда давала почву для применения воображения к объектам каменного происхождения. Любой крупный камень-монолит привлекал внимание, а острое желание чудесного у местных жителей зачастую превращало каменную глыбу в объект поклонения. Наши предки часто почитали камни, особенно большие валуны. Многие камни считались священными - к ним приходили с самыми разными просьбами: об избавлении от недуга, об удачной охоте, о хорошем урожае.
Известный русский историк Василий Никитич Татищев, ссылаясь на Иоакимовскую летопись, описывает весьма загадочный эпизод в истории северо-востока Руси: «Однажды по реке Кимерше в последнюю декаду июня, не исключено в саму ночь летнего солнцеворота, на «Ивана – хорошие травы, когда траву первый раз закашивают»5, приплыл к людям камень, и сам выбрал место, где ему лежать... Он приплыл против течения и стал почитаться у народа как священный. Вокруг него стали устраиваться ритуалы. Со временем он стал известен как исцеляющий и дарующий силы»3.
Это небольшой серый камень чуть больше 1 метра длиной и полметра шириной. Рядом – деревня Киндяково. Поэтому камень получил название Киндяковского. Лежит он в лесном болотистом месте у безымянного ручья около речки Кимерши5.
Визуально камень не вызвал у нас бурных эмоций. Шутов камень измерен специалистами, данные опубликованы2. Длина – 1,3 метра, ширина – 60 сантиметров. По бокам видны две четкие, ровные, словно отесанные, грани. Тот же историк Платов утверждает, что валун – дитя природы ледникового происхождения2.
А еще Киндяковский камень умеет двигаться.
Вот, что рассказали жители соседнего села Турбичево: «Однажды один ушлый крестьянин затеял строить новый дом и решил, что для такого дела может вполне пригодиться чудо-камень, что лежит неподалеку в лесу. Под вечер камень притащили в село. А наутро камень исчез, как будто его и не было вовсе, и вернулся на свое место. Попробовали еще раз – повторилось то же самое. Более испытывать судьбу и гневить древних Богов никто не решился. К тому же за подобное можно было схлопотать и вполне реальную взбучку от односельчан, почитавших камень за целительную силу. И тогда поняли люди – камню место в его родном лесу»2.
Камень под деревней Киндяково местные жители называют еще Шутовым камнем. И назвали его так не без основания. Якобы в этом лесу, где лежит камень, всякий человек, даже хорошо знающий местность, начинает плутать, терять дорогу. Так почему же все-таки Шутов? Обратимся к исторической ссылке Антона Платова2. «Шут – как пишет Платов, - это не только кривляющийся придворный, но еще и бес». Или вспомним народные поговорки: «шут с ним!», «шут его знает!» Слово шут здесь употреблено в значении «черт», «бес». А от беса, как известно хорошего не жди.
Вот свидетельство загадочности Шутова леса. Однажды житель деревни Космынка, заядлый лесник, охотник, знаток всех близлежащих родников, зимой пошел резать лозу для корзин и, возвращаясь, не смог найти дорогу домой. Присев отдохнуть, уснул. Вдруг по его плечу постучал палкой какой-то старичок и спросил: «Что ты тут спишь?» «Да вот, заблудился!» - ответил удивленный лесник. «А блудить и нечего, вон дорога». Лесник посмотрел и увидел прямо перед собой выход из леса. Обернулся, было отблагодарить старца, а того и след простыл»2.
Нужно сказать, что считается, что Шутов камень относится к категории камней-исцелителей. Исследователь Ю.М. Золотов пишет о Киндяковском камне следующее: «Он имел славу целителя от всяких болезней, но более всего - от детских. Сюда несли тяжелобольных детей и проделывали следующее. Чтобы испытать магические свойства камня, сначала нужно набрать воду в стакан в небольшом лесном ручье. Затем эту воду полить на камень и аккуратно собрать ее снова в стакан. И только соприкоснувшись с холодной поверхностью валуна, вода становится лечебной. Этой водой, считавшейся целительной, чудодейственной, омывали больное дитя, надевая после этого на него новое белье. Народная молва утверждала: «если ребенку суждено жить, то сразу после омовения он пойдет на поправку, а коль суждено умереть - быстро зачахнет»5.
рис.1. Киндяковский ( Шутов) камень.
В последнее время известность Киндяковского камня вновь растет. Даже издалека сюда приезжают люди, чтобы провести обряд исцеления или попросить об исполнении желания. Но есть и еще версия: нужно смочить стекающей с камня водой лоскут или какую-то часть одежды и оставить у камня. По мере того, как будет истлевать лоскут, будут пропадать и болезни. В настоящее время все ветки деревьев и кустов и даже трава вокруг увязаны разноцветными ленточками и предметами одежды. Говорят, что наиболее всего возрастает сила камня на Купалу (в ночь с 6 на 7 июля)2.
По ещё одному преданию «…на юго-западной окраине леса Шутово известно место, где якобы “провалилась” церковь, и на Пасху можно, дескать, слышать благовест ее колоколов, доносящийся из-под земли»5. К сожалению, больше никаких сведений мы не нашли. Хотя некоторые местные жители утверждают, что действительно слышали об этом.
Есть предания, по которым Киндяковский камень считают частицей Алатырь-камня. Но многие научные сотрудники дмитровского музея-заповедника уверены, что это неправильная версия хотя бы потому, что этот камень находится слишком далеко от границ древнего города Дмитрова. К тому же по преданиям, осколки Алатырь-камня замуровывали или в стены древнего города, или закапывали под стенами. А раз настоящий осколок Алатырь-камня не найден, то почему бы не приписать его славу любому другому валуну. К тому же в русских народных традициях часто упоминается Алатырь как белый «опаляющий» камень, камень «белого света», «всем камням отец», что не соответствует внешнему описанию Киндяковского камня, даже если тот был бы его осколком. Но это уже следующая легенда.
Частое упоминание бел-горюч Алатырь-камня в древних заговорах, легендах и мифологических текстах славян говорит о том, что сам камень или некий его прототип существовал в реальности! Но в таком случае на географической карте России должно существовать месторасположение этого легендарного камня. Наиболее верный способ его обнаружения – обращение к первоисточникам: мифам и легендам древних славян. В славянской мифологии должно существовать предание, прямо указывающее на современное местонахождение легендарного бел-горюч Алатырь-камня. Оказывается, подобная легенда действительно существует! Впервые место возможного расположения осколков бел-горюч Алатырь-камня стало известно благодаря немецкому путешественнику семнадцатого века Адаму Олеарию, рассказавшему в своем труде «Описание путешествия в Московию» о древнем предании, испокон веков существовавшем на Руси7.
«В далекие времена прибыли на Москву странники от самого Белого моря и принесли с собой бел-горюч камень Алатырь. Камень был разбит на девять частей. По легенде, в основе границ Московии лежат эти девять осколков камня Алатыря. Русские верят, что нет на свете более могучего оберега, нежели осколки Алатырь-камня от войны и иноземного нашествия, а также от мора и других злых бед».
И схоронены они в стенах девяти городов: Коломна, Серпухов, Дмитров, Сергиев Посад, Волоколамск, Верея, Наро-Фоминск, Можайск. Девятый город указывается в разных источниках по-разному: это и Тула, и Звенигород, и Боровск, и Руза6.
Предание о "Девятерых странниках" с севера сохранилось в нескольких источниках. «А пришли добры странники в Московскую землю от Белморя. И принесли с собой бел-горюч Алатырь-камень, похожий на большой плоский камень с девятью углами. И ходили они по святым и славным местам и по всему «девятиуголью» и милостиво открывались пред ними врата монастырские. И ведали добрые старцы, будто идет на землю Московскую вражья рать неисчислимая и надо-де укреплять «девятиуголье». И встать-де должны крепью неодолимой Дмитров да Троице-Сергиев монастырь, Волоколамск да Звенигород, да с ними вместе Руза, Можайск, Верея, Серпухов, Коломна»8.
Далее в легенде говорилось, что старцы, с одобрения настоятелей монастырей, разбили на девять частей принесенный ими осколок Алатырь-камня. Затем эти осколки они закопали. Места, где зарыты эти артефакты назывались «центром изначалья» города8. И, по преданию, пока осколки Алатырь-камня будут лежать в земле, города не умрут.
Изначально, "девятиуголье" должно было охранять Москву от набегов вражьей рати. Позднее, возникло поверье, что если совершить паломничество по городам "девятиуголья" и помолиться в местных монастырях, то к человеку вернется молодость, исчезнут болезни и укрепится дух8. Сюда входят: Старо-Голутвин в Коломне, Высоцкий в Серпухове, Спасский под Вереей, Пафнутьев - Боровский, Лужецкий в Можайске, Саввино-Сторожевский в Звенигороде, Иосифо-Волоцкий под Волоколамском, Борисоглебский в Дмитрове и Троице-Сергиев монастырь.
Итак, по изученным нами версиям разных ученых, алатырь-камень мог быть и янтарем (что подтверждает его целебные свойства, и свечение на солнце, и известно, что при горении он становится белым), и метеоритом (что подтверждало его падение с неба, и то, что он сначала был маленьким, а потом, по мере приближения к земле, стал большим), и просто большим белым камнем со множеством надписей на нём. И в настоящее время, ни один известный нам камень в Дмитровском крае не попадает под эти описания.
Но поскольку в наши цели не входит доскональное изучение возникновения Алатырь-камня, вернемся к легендам...
Не так давно список древних камней добавился еще одним экспонатом. Вернее сам - то экспонат утерян, осталось лишь предание, предание о камне воеводы Лужина.
Есть в Дмитровском уезде деревня Григорково. В стародавние времена было там имение дмитровского воеводы Лужина.
В 1850 году известным художником Алексеем Саврасовым в имении его покровителя И.Д. Лужина Кузьминки близ станции Влахернская (ныне – Икша) в окрестностях Григоркова была написана картина "Камень в лесу у разлива". Художник запечатлел огромный камень, на котором среди деревьев, на фоне синего неба, стоят, заглядывая в тенистый овраг, два ребенка: барчук, сын владельца усадьбы, и деревенский мальчик, сын кормилицы в семье Лужиных. (Первоначально принадлежавшая Лужину, работа уже в советское время хранилась у потомков этого самого мальчика и лишь в 1949 году была приобретена Третьяковской галереей.)
Мегалит, изображенный на полотне, имеет весьма значительные размеры, относительно других известных камней Дмитровского и окрестных уездов. По преданию, это был древний почитаемый камень. Не исключено, что и на месте древнего капища или ином Месте Силы14.
рис.2. "Камень в лесу у "Разлива", Саврасов, 1850.
А можно ли сегодня посетить это место? где в окрестностях Григорково этот лес? К сожалению, место нахождения подобного огромного камня в тех окрестностях, пока неизвестно.
В 30х годах XX века во время строительства канала Москвы на Икшинско - Дьяковских песчаных живописных лесных отрогах начали отрывать карьеры пескодобычи, которые через некоторое время (в 60х годах) начали заполнять бытовым и иным мусором и отходами. Сейчас окрестности Григоркова и нескольких близлежащих деревень - занял печально известный икшинский полигон отходов - свалка. И большая вероятность того, что это красивое место лесного разлива было просто безумно уничтожено.
Есть предание и еще об одном камне - "Дюденев камень". На сей раз, она связана с происхождением названия населенного пункта, а конкретно поселок Деденево.
Предание гласит, что здесь в 1295 году закончил свой исторический путь золотоордынский царевич, ханский брат Тудан, или, в славянской языковой традиции, Дюдень, который знаменит преимущественно «Дюденевой ратью». Дюдень выступал на стороне князя Андрея Городецкого, оспаривавшего власть у своего старшего брата, Великого князя Владимирского Дмитрия. Успел хан разорить Муром, Владимир, Суздаль, Коломну и Москву, а вот под Дмитровом - не получилось. На могиле завоевателя поставили камень с надписью «Дюдень» или «Дедень». Отсюда и пошло название - Деденево.
По еще одному, уже современному преданию, владелец участка, на котором оказался данный камень, сначала решил проверить подкаменное пространство на предмет наличия Дюденевых сокровищ. Но камень - просто проседал вниз. Но в вытащенной из под него земле - ничего не оказалось. И ставший ненужным валун - попросту засыпали14.
А возвращаясь непосредственно в сам Дмитров, мы находим еще одно предание о камне, камне со сломанной подковой. Этот камень находится внутри земляного вала рядом с прудиком.
рис.3. Камень с подковой. Дмитровский Кремль.
Предание гласит, что об него споткнулся конь Юрия Долгорукого, когда тот ехал собирать свою дань. Споткнулся и сломал одну из своих подков. Подкова вмонтирована в гранит и многие верят, что это "та самая подкова".
Конечно же, данная подкова - не та самая, княжеская; это памятник нового времени, но памятник очень грамотный. Подкова, которая была разбита во время пахоты или в дороге, олицетворяет удачу, богатый урожай и процветание. Так почему бы не прикоснуться к этой подкове и не позвать удачу в свою жизнь.
В часе конного пути от города Дмитрова (около двенадцати километров), в 2-х километрах к юго-востоку от села Ильинское, на правом берегу реки Комарихи (левый приток реки Яхрома) находился древний город Вышгород4. Считается, что Вышгород был вторым по значению городом удельного Дмитровского княжества и считался одним из богатейших городов Московского княжества.
Высота площадки городища над уровнем Яхромы почти 40 метров4. Окрестности одной из возвышенностей Клинско-Дмитровской гряды, известной в настоящее время под названием Баран-гора, представляют собой в своём роде уникальное, ещё почти не исследованное место, которое действительно хранит множество тайн.
Во времена князя Ивана Даниловича, прозванного Калитой (а быть может, чуть раньше), на самой горе появилась небольшая крепостца, названная – видимо, в силу своего расположения на высоте – Вышгородом. Впрочем, касательно названия есть также гипотеза о том, что крепость находилась выше по течению Яхромы, чем другие известные тогда значимые населённые пункты.
Впервые Вышгород упоминается среди Дмитровских волостей в духовной грамоте Дмитрия Донского6. Многочисленные сведения о Вышегородском стане Дмитровского уезда встречаются и в документах 16–17 вв.». Ученые до сих пор спорят о том, был ли Вышгород городом, крепостью или княжеской резиденцией, местом сбора дани. В начале XVIIв. город был разграблен и разрушен поляками Лисовского и после этого не восстановился.
С Баран-горой и её окрестностями связано немало любопытных преданий.
Одно из них рассказывает о том, что на Яхромских холмах раньше существовал город ремесленников. Они воздвигли церковь, к которой шла мраморная лестница. Но вскоре вся церковь ушла под землю. Говорят, что при поисках старинных реликвий в этой местности пропало много народу9.
По другому преданию, многие не раз встречали у реки «ручейниц» (аналог морских русалок), леших и прочих «лесных жителей». А в нескольких километрах от поляны, по рассказам местных старожилов, находится капище – захоронение зловещих языческих шаманов - колдунов9.
Есть и еще предание, связанное с камнем, и говорится в нем так... "Был когда-то здесь древний русский город Вышгород. В XIII веке разорили его татары, но город восстал из пепла и просуществовал ещё четыре сотни лет в прежнем качестве. Стоял тот город на Баран-горе, а на одном из краёв её вершины было святилище с камнем, который при крещении, как водится, сбросили с горы. Так и лежит тот камень где-то у подножия9." Но найти этот камень нам не удалось, так же как и многим до нас.
Были здесь неоднократно экспедиции. Искали по округе чудо-камень. Нашли множество ледниковых валунов разного цвета и размера. Не поленились даже обрыв в километре от горы изучить, чтобы раскопать там приглянувшийся чем-то булыжник (хотя до этого оговаривалось местонахождение камня, а именно в районе слияния рек Комарихи и Яхромы)9.
До сих пор нет точных научных исследований ни одного из этих камней. Не рассказали нам про него и местные жители. К тому же в сети Интернет встречаются две фотографии этого камня, которые совершенно не похожи друг на друга. Поэтому сказать точно, что один из камней и есть синь-камень, мы не можем.
А теперь стоит поговорить о религиозных легендах нашего края.
С Дмитровом связана одна очень интересная и значимая для города легенда о Животворящем Кресте Господнем.
Согласно этой легенде, в 1291 году во время великого княжения Дмитрия Александровича (сына Александра Невского), в пятницу перед Пятидесятницей, слепая от роду девица, купаясь в реке Яхроме, на берегах которой стоял древний Дмитров, внезапно прозрела. Пораженная дневным светом и совершившимся над ней чудом, девица от радости закричала. На ее крик собрался народ и монахи из Никитского монастыря, расположенного в то время неподалеку. Всем собравшимся было явлено другое чудо – по реке Яхроме, против ее течения, плыло деревянное изображение Животворящего Креста Господня. Животворящий Крест всегда принадлежал Дмитровской земле и составлял важную часть ее духовного наследия. Из Никитского монастыря, по благословению епископа, явленную святыню перенесли в городской собор, с обетом ежегодного крестного хода со святыней из собора в Спасо-Преображенскую (Никитскую) церковь1.
Древних записей о чудесном явлении святого креста и о чудесах, бывших от него в прошедшие века, не сохранилось. Если и имеются у немногих из жителей записи, то все они имеют возраст более двухсот лет, и написаны или со слов – по преданию, или списаны с других рукописей, но тоже не сохранившихся до нашего времени, хотя во всех рукописях упоминается один и тот же год явления креста – 1291 г., в седьмую пятницу после Пасхи. А жители, по преданию, единогласно указывают и на то место, где он явился, и на чудесное прозрение слепорожденной девицы, которая первою увидела необыкновенный свет от новоявленного креста Господня. По вере жителей Дмитрова Животворящий Крест оберегал их от голода и болезней, что особенно проявилось во время чумной эпидемии в 1772 г., когда Дмитров, в отличие от других подмосковных городов, почти не пострадал от ужасного недуга1.
Это семиконечный сосновый крест с изображением на нем Распятого Христа. Далее приведем слова протоиерея Димитрия Касаткина:
«Лицо Спасителя мертвенно бледное, брови почти прямые, глаза и уста слегка полуоткрыты, голова немного наклонена и почти лежит на правом плече, руки распростерты прямо, длани открыты во всю длину"1.
рис.4. Копия чудотворного креста.
То, что крест был украшен серебряным вызолоченным окладом, послужило поводом для лихих людей, которые в 1924г. выкрали из собора святыню, причинив ей существенный вред. Воры пропилили решетку в нижнем этаже Успенского собора и, проникнув внутрь храма, попробовали протащить крест в окно, но из-за больших его размеров им это сделать не удалось. Тогда они переломили его пополам, верхнюю часть бросили в соборе, а нижнюю, обложенную серебром, унесли1.
Работники тогда уже существовавшего музея перенесли оставшиеся части Креста в хранилище и при тщательном осмотре обнаружили, что Лик Христа был написан на полотне, вокруг лика – медное основание, на котором держался венец. Вскоре была найдена и похищенная часть креста, разломанная на три фрагмента. Ее обнаружили местные жители на южной окраине Дмитрова рядом с речкой Хомиловкой. Дмитровчане сбежались к находке и рыдали от горя, жалея поруганную святыню, оберегавшую город более полутысячи лет.
Все обломки креста были увезены в Кремль в реставрационные мастерские. Из реставрационных мастерских дмитровский крест был доставлен в Антирелигиозный музей в помещение бывшего Скорбященского монастыря неподалеку от Савеловского вокзала. Антирелигиозный музей был перевезен в Санкт-Петербург в Музей религии и туда же был отправлен и Животворящий крест1.
До 1824 года подробных сведений о чудесных свойствах Животворящего Креста не имеется. В тот год в Дмитров привезена была купеческая жена Параскева Алексеевна Бабкина, долгое время бывшая одержимой злым духом. В соборе пред Животворящим крестом она исцелилась. Передаются и другие легенды о его чудесных свойствах. Так, в 1834 году 19 августа в городе был страшный пожар. Из-за сильного ветра огонь угрожал истребить все лавки в городских рядах. И когда неоткуда было уже ждать помощи, некоторые горожане пошли в собор и вынесли Крест на городской вал - ветер, с еще большей силою, подул в противоположном направлении, и пожар вскоре потух1.
Во времена опустошительных эпидемий 1830-31-47-48-70-71 годов в летнее время Животворящий Крест Господень обносился по всему уезду. Во всех приходских храмах и просто больших селениях служили молебны, и многие получали облегчение и исцеление1.
Дмитров - город с многовековой историей, духовный православный центр. И в то же время он овеян многочисленными мифами и преданиями, среди которых есть и легенда о царевне-лягушке. Но начнем мы не с самой легенды о лягушке, а с рассказа о Параскеве Пятнице.
К этой святой женщине обращаются с самыми сокровенными своими желаниями. Это настоящая «народная святая», с именем которой связано неимоверное количество народных обрядов, благочестивых обычаев. Параскева Пятница —и покровительница прях и ткачих, и покровительница брака и родов, к ней нередко обращались в ритуалах начала жатвы15.
В то же время, именно в пятницу заниматься любым рукоделием и вообще домашними работами строжайше воспрещалось. Нельзя было стирать, подметать и мыть полы, выносить золу, купаться и особенно купать детей, печь хлеб. Существовали и запреты для мужчин – в пятницу нельзя было пахать и боронить землю15.
Считалось, что нарушителей запретов Параскева Пятница карает очень жестоко – она может отнять зрение, не прийти на помощь роженице, содрать кожу с пальцев, и даже превратить в лягушку15. Известна легенда о том, как в наказание Параскева Пятница превратила непочтительную женщину в лягушку, и с тех пор лягушки и появились на земле16. И не просто на земле, а именно здесь в Дмитровском районе. И по одной из легенд считается, что ею было высушено огромное озеро (современная пойма в Дмитровском районе), которое ею и было превращено в болото. Вот там-то и начали плодиться лягушки на Руси.
Считается, что Юрий Долгорукий, основавший город в 1154г., построил кремль не на вершине холма, как было принято, а в низине среди болот. Поэтому лягушки являлись постоянными спутницами жителей Дмитрова. Даже в XIX веке дмитровцев называли лягушатниками, а Владимир Даль даже включил в книгу "Пословицы русского народа" поговорку "дмитровские лягушечники"17. Оно характеризует не столько людей, сколько местную природу. Болотистые земли северного Подмосковья изобиловали лягушками, которые, как писал в своих фольклорных изысканиях Сахаров, беспокоили на дмитровских дорогах слух проезжих и прохожих своим оглушительным кваканьем17. Где лягушки - там дмитровцы, где дмитровцы - там лягушки. В последние годы лягушка постепенно становится городским символом.
По современному преданию, стрела Ивана-царевича попала в лапы именно дмитровской лягушки. История о царевне-лягушке легла в основу скульптурной композиции А.Рукавишникова и Р.Нарского «Ожидание». Лягушка, не успевшая превратиться в царевну, изображена в разные периоды своего ожидания целых четыре раза. И вот уже много лет ждут лягушки своего принца. Но самое большое количество – 140 лягушек и лягушат можно насчитать на фонтане «Лилия».
Как в связи с этим не вспомнить чудесную, неповторимую по сюжету сказку о Царевне-лягушке. В свою очередь, мы бы хотели рассказать вам сказку о царевне-лягушке, которую нам удалось найти, и которая была записана на территории Дмитровского уезда. Правдива она или нет, решайте сами. А только в народе это за правду считают, да и деткам верить наказывают... Текст ее можно увидеть в приложении 1 к работе.
Есть еще одна легенда, связанная с христианством. На окраине села Ильинское, на крутом склоне в гуще деревьев спряталась небольшая симпатичная часовня с высокой главкой, у святого источника известного еще с конца позапрошлого века. По легенде, местный крестьянин копал колодец и нашёл икону. Желающий всем добра, крестьянин не забрал её домой, а оставил рядом с колодцем, чтобы люди, приходящие за водой, могли помолиться обретённому святому образу Тихвинской Божией Матери. С этого момента родник назвали Святым источником Тихвинской иконы Божией Матери. В 1885 году была поставлена часовня, утраченная в советское время и восстановленная в 2000 году. В табличке, прикреплённой на стене часовни, рассказана история обретения: "Вы находитесь на Святом месте, где еще до революции благочестивому христианину была явлена икона Божией Матери, именуемая "Тихвинская". Копая колодезь и ища воду, он нашел вышеназванную Икону, которую взял в руки и увидел, как из-под Нее начал свою жизнь замечательный источник. И по сей день по вере людей и молитве Божией Матери, вода из источника исцеляет душевные и телесные недуги и болезни".
рис.5. Святой источник Тихвинской иконы Божией Матери. с. Ильинское.
После легенды о найденной при копании иконы, конечно, хочется рассказать и истории о золоте и сокровищах. Это своеобразный "десерт" из преданий для искателей кладов и просто любителей таких историй.
Около д. Степаново есть крутой обрыв, называемый «Золотой горой». С ним связано местное предание, что «золотой» она называется потому, что здесь в стародавние времена находили золото. Говорят, что и в настоящее время при большом желании и усердии можно намыть несколько золотых песчинок, а если повезет, то и самородок найти. К сожалению, овраг, где больше всего добывалось золота, в настоящее время затоплен. За сезон при желании в свободное время крестьянин в то время мог намыть до 150 гр. золота. В 1941 году в ходе оборонительных боев было принято решение спустить воду из водохранилища. Вода уходила быстро. Где и как отложилось вновь золото оврага уже не понять.
рис.6. "Золотая гора села Степаново".
По преданию, в Дмитрове есть ненайденные сокровища. Сокровища Дмитровского князя, у которого были реальные шансы стать Великим князем Московским и Всея Руси.
Долгое княжение Юрия Ивановича(1505-1533гг.) было периодом расцвета Дмитрова. Он активно занимался строительством в Дмитрове: именно при нем был построен Успенский собор, а также шло строительство Борисоглебского и Николо-Пешношского монастырей. Об игумене Макариева монастыря Пимене сообщается, что "он был в Дмитрове у государя у князя Юрья Ивановича", т.е. употребляются термины как и по отношению к великому князю Руси11.
11 декабря 1533 года « поимали бояре Великого князя Василия III брата князя Юрия Ивановича Дмитровского на Москве, — сообщает летописец,- и бояр его и диаков…и посадили оковав за сторожи в палату»11, по приказу правительницы Елены Глинской из-за того, что обладал наибольшими правами на престол, после смерти своего старшего брата Василия III.
Считается, что сокровища князя Юрия Дмитровского спрятаны где-то в Дмитрове.
Сюда же можно отнести предания о подземных ходах.
На Руси издревле было традицией строить тайные подземные ходы, которые служили дворянам и купцам разную службу. Их использовали, чтобы тайно покидать владения, в них прятали сокровища, замуровывали недругов, проводили тайные обряды.
И раз имеется где-то барский или поповский дом (или хотя бы фундамент от него) — обязательно вам расскажут старожилы, что "из подвалов дома к церкви ведет подземный ход, продолжается он и дальше, но потом ход завалили, чтобы ребятишки не терялись" — и так далее…
Не обошли стороной истории о тайных ходах и наш город.
По одной легенде считается, что бывшую Спасскую (Пятницкую) церковь (сейчас располагается Управление по делам молодежи) и гостиницу купца Суходаева (современное здание администрации) некогда связывал подземный ход. Возможно, это и так. Но выяснить подлинность этой легенды нам не удалось.
То же можно сказать и про многочисленные легенды о монастырских подземельях. Как правило, наши монастыри основаны в давние, весьма нестабильные времена и традиционно служили двойному назначению: помимо духовной миссии, играли и роль укрепленных пунктов.
Мы нашли легенду о подземном ходе, связывающем Никольский храм в селе Рогачево и Николо-Пешношский монастырь, расположенный в 5 километрах от него. Говорят, что его засыпало взрывом бомбы во время войны. Очень похожи на начало подземного хода тепловые тоннели, которые находятся под полом храма.
Множество преданий посвящено тому, как возникли те или иные географические названия. С одним из топонимических преданий мы уже встречались - это история о Дюденевом камне. Здесь мы бы хотели рассказать еще несколько.
Наиболее известным для жителей Дмитрова и окрестностей является красивое предание, связанное со стародавними временами, согласно которому, к появлению названия реки Яхрома причастна супруга князя Юрия Долгорукого. Якобы она, пребывая на охоте с мужем, неудачно ступила при переходе через реку, после чего воскликнула "Я хрома".
Есть предание села Ольгово, старинной усадьбы Апраксиных, которое объясняет происхождение названий трех великолепных прудов. История эта звучит так. В одну из дочерей Апраксина был влюблен крепостной крестьянин. Он всячески добивался ее любви. Однако девушка понимала, что их любовь простого невозможна. Поэтому она приказала ему выполнить невыполнимое задание: поймать в окрестностях Ольгова трех птичек - черного соловья, белого соловья и малинового соловья. Бедный юноша напрасно пытался найти и поймать необыкновенных птичек. Когда он понял, что такие птицы не существуют, поймал трех обычных воробьев и покрасил их. Одного покрасил в черный цвет, другого – в белый, а третьего- в малиновый. Принес их своей возлюбленной. Девушка очень удивилась и стала ждать прекрасного соловьиного пения. Долго-долго она ждала, но не дождалась… Тогда девушка справедливо решила: в неволе соловьи не поют, открыла дверцы и выпустила птиц из клеток. Разлетелись птички в разные стороны. Черный соловей искупался в пруду, и стала вода в нем черная. Белый помылся в другом пруду, и вода в нем посветлела. Малиновый нырнул в третий пруд, и стали жители замечать, что вода на закате солнца становится малиновой. С тех пор имеют пруды названия - Черный воробей, Белый и Малиновый воробей13.
Во многих старинных усадьбах и господских домах, по какому-нибудь случаю оставленных пустыми, видят старых господ, давно уже умерших; они шаркают, расхаживая по дому, иногда грозят пальцем. Но осмельтесь и войдите в дом: там все тихо, все пусто; выйдешь из него - и опять зашаркают, и опять видится покойный барин, который будет уже и вам грозить. Эти предания о привидениях едва ли не общи по многим великороссийским губерниям.
По одному такому преданию, многие жители села Рогачева видят призрак купца Горюнова в здании Дворца Культуры, который когда-то был трактиром, принадлежащим ему.
По другому преданию, которое рассказывают местные жители села Кикино, Кикинскую церковь тоже облюбовало привидение - призрак молящейся женщины в белом платье. А еще о призраке "белого монаха", появляющемся в тумане на месте Кикинского городища.
Заключение.
Закончить свою работу хотелось бы словами Н.А.Некрасова: "Русские, песни, предания, пословицы...- наконец, русские сказки, - без сомнения заслуживают большого внимания: они память нашего давно минувшего, они - хранилище русской народности".
Изучение легенд и преданий само по себе интересное занятие. С давних пор человеку было интересно, как жили его предки, почему то или иное место так называется, какие предания есть у местных жителей. А их изучение в местности, в которой мы родились и выросли, не просто интересно, но и обязательно.
Современному человеку необходимо знать истории прошлого – а предания и легенды иногда могут рассказать намного больше, чем другие источники.
Искать что-то новое, тем более то, что уже стало давно старым, крайне трудно. Возможно то, что нам удалось найти, является лишь малой частью. Но сам процесс поиска был для нас очень интересен и увлекателен.
Некоторые предания знают все, примером тому являются, допустим, история о происхождении названия реки Яхрома, другие – почти потеряны, и их крайне сложно найти и узнать, не пообщавшись со знающими людьми.
В своей работе достаточно подробно и углубляясь детально мы описали лишь несколько преданий. Остальные нам тоже захотелось рассказать, чтобы их узнали и запомнили. А их детальное изучение, как и выяснение реальны все эти предания или нет, возможно, станут целью нашей следующей работы.
Цели нашей работы были успешно выполнены. Легенды собраны. Выпущена книга с нашими иллюстрациями, которую мы передали в наш дмитровский музей-заповедник. И надеемся, что это будет замечательный подарок как для жителей города Дмитрова, так и для гостей нашего города.
Используемая литература:
1. И. Пятилетова. Сказания о древнем чудотворном Кресте Господнем из Дмитрова. Московские Епархиальные Ведомости№5 за 2016 год
2. А.В.Платов. Киндяковский Камень: Святилище у слияния трех вод//Мифы и магия индоевропейцев, вып.3, 1996
3. Звягин С. В. «Чудеса, которые рядом»
4. Археологические памятники первобытного общества на территории Дмитровского края Междуречье Оки и Волги в эпоху верхнего палеолита.
5. Ю.М.Золотов. Остатки древнего святилища на реке Кимерше//Балто-славянские исследования. Вып. 1980 г. М., 1981.
6. Андрей Моисеенко, "КП" 11 марта 2002. Статья "Хранители янтарного кольца девять веков стерегут покой белокаменной".
7. Дмитрий Соколов. Тайны Алатырь-камня.
8. Центр Изначалья. Автор Андрей Савин.
9. Станислав Ермаков. "Предания синих камней".
10. Археологическая карта России. Московская область: Часть 2. М., 1995.
11. М. Н. Тихомиров. Россия в XVI столетии.
12. Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии. Кононенко Алексей Анатольевич.
13. История и легенды села Ольгово. Работа ученицы Твиди Дарьи. СОШ №1 им. В.И .Кузнецова.
14. https://jahrama.livejournal.com/12574.html
15. https://gallery-visconti.ru/catalog/icony/detail.php?ID=7874
16. Николай Белов. "Русский народный календарь. Обычаи, поверья, приметы на каждый день"
17. «Учительская газета» №18 от 5 мая 2009 года. Бабушкины сказки. Алла Аркадьева.
Приложение 1.
Сказка о царевне-лягушке.
(Записана на территории Дмитровского уезда).
Жили-были в одной стране брат и сестра. И были они детьми царскими.
Сестра была старше и привыкла помогать да заботиться о младшем брате. Родители отпускали их одних гулять в окрестностях дворца, строго-настрого запретив приближаться к болотам, пугая царём болотным, который может утащить их в своё царство. Но так как болота окружали город со всех сторон, мест для прогулок у царских детей было немного. И пока дети были маленькие, они не нарушали запрет и на болотах не гуляли. Но пришло время, и захотелось царевичу отойти подальше от дома, но более осторожная старшая сестра каждый раз удерживала его от этого опасного предприятия.
Как-то раз подросший царевич тренировался в стрельбе из лука, и стрела его улетела прямо в болото. В этот момент сестра его отвернулась, а он и бросился вслед за стрелой, в надежде её отыскать. А стрелу его поймала лягушка, сидевшая на болотной кочке. Царевич, забыв об осторожности, побежал к лягушке, а она возьми, да и попрыгай от царевича, заманивая его в самую трясину. Пытаясь догнать лягушку, он наступил в трясину и его начало затягивать в болото. Царевич испугался и стал звать на помощь, услышала его сестра и в ужасе стала метаться по краю болота: вроде и недалеко убежал брат, а не успеть до него по болоту добраться. Да и в трясину провалиться недолго, и самой погибель, и брата не спасти. Взмолилась тогда царевна, хочу я рядом с братом оказаться, спасти его, готова ради него навсегда к болотному царю отправиться. И исполнил болотный царь желание её, вселилась душа царевны в лягушку, которая рядом с тонущим царевичем сидела да стрелу держала. Смотрит царевна в обличие лягушачьем, а брата её уже по шею в трясину затянуло. Снова взмолилась царевна, позволь же мне помочь брату моему. И стала лягушка расти и выросла до таких размеров, что легко лапой брата за макушку взяла, из трясины вытащила, на спину себе посадила да в несколько прыжков из болота вынесла. Очнулся царевич, увидел подле себя огромную лягушку, испугался, а она ему человечьим голосом говорит: «Не бойся, царевич, сестра я твоя, а такой я стала, чтобы тебя спасти, из трясины вытащить. А сейчас пора мне в болото возвращаться, навечно к болотному царю в услужение идти».
Сказала так, обратилась вновь царевной да и ушла в трясину болотную а на берегу огромная шкура лягушачья осталась. Заплакал царевич, упали слёзы его на ту шкуру, да и превратилась шкура в груду небольших плоских камешков, которые, если их умеючи в воду кинуть, по воде скачут, как лягушки. Люди говорят, что пока такой камешек скачет, можно желание загадать, и оно сбудется. А душа царевны вселилась во всех лягушек и по сей день кваканьем своим они путников, в болото забредших, от опасных мест да топей отводят, да правильный путь показывают.
Приложение 2.
Обложка нашей книги.
Приложение 3.
Один из разворотов нашей книги с рисунком.