Удивительные свойства воды (реферативно-экспериментальная работа)

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Удивительные свойства воды (реферативно-экспериментальная работа)

Харалгин С.Н. 1
1Ингалинской СОШ структурного подразделения МАОУ Суерской СОШ
Бородулина Н.А. 1
1Ингалинской СОШ структурного подразделения МАОУ Суерской СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Вода – самое простое и привычное вещество на планете. Но в, то, же время она таит в себе множество загадок. Её до сих пор продолжают исследовать ученые, находя все больше интересных данных о ней. Мне известно, что 71 % поверхности Земли покрывает вода, что человек может прожить какое-то время без еды, а вот без обычной пресной воды он не проживет более трех дней. Водой мы пользуемся каждый день. Я знаю, что вода прозрачная, не имеет вкуса и запаха, она текуча, не имеет формы, растворяет другие вещества. Но все ли это свойства, которыми обладает простая вода?

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему цветы, которые завяли, поднимают свои листочки после полива? Действительно ли вода поднимается вверх по листочкам, ведь мы поливаем землю? Эти вопросы меня заинтересовали. Мне захотелось понять, какое удивительное свойство воды, осуществляет этот процесс, поэтому я решил провести исследование.

Объект исследования: вода.

Предмет исследования: свойства воды.

Гипотеза исследования: вода способна перемещаться в тканях вверх вопреки силам притяжения.

Цель: исследование процесса перемещения воды вверх.

Задачи:

-изучить литературу и интернет-статьи по теме исследования.

-провести опыты, наблюдения и эксперименты с водой.

-обобщить полученную информацию и сделать выводы.

Методы исследования: изучение ианализ; наблюдение; эксперимент; обобщение.

Практическая значимость: использование полученных результатов исследований на занятиях по внеурочной деятельности и на уроках окружающего мира, применение знаний в обычной жизни.

Актуальность работы:

Актуальность моей работы заключается в том, что все мы знаем, что вода – самое простое и привычное вещество на планете. Но в, то, же время она таит в себе множество загадок, которые человек может использовать и применять в обычной жизни.

2.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Роль воды в жизни

Почему вода играет такую важную роль в нашей жизни? Достаточно только взглянуть на нашу планету! Вода – самое распространённое на Земле вещество. Почти три четвёртых (71%) поверхности земного шара покрыты водой, образующей океаны, моря, реки и озера.

Что мы знаем о воде – без воды на Планете немыслимо что-то живое, это главный исток, из которого вылилась Жизнь. Когда ученые пытаются найти жизнь на других планетах, они часто задают вопрос: «А есть ли там вода?» Как мы знаем, без воды жизнь существовать не может. Вода - самое удивительное и самое распространенное природное соединение, она вездесуща – и в недрах земли, и над землей. Многие хорошо знакомые свойства воды исключительны. Только вода встречается в земных условиях во всех трех состояниях: твердом (лёд), жидком (вода) и газообразном (пар).

2.2 Свойства воды

Свойство прозрачности воды. Его можно доказать, положив картинку в тарелку с водой. Мы легко увидим через воду изображение на картинке. Это свойство воды используется человеком очень широко: например, аквариумы с диковинными рыбками и водорослями, бассейны и фонтаны с красивым дизайном дна и стен.

Чистая вода не имеет запаха. Можно понюхать воду и убедиться в этом.

Вода может растворять разные вещества. Если в стакан с водой насыпать сахарный песок, или соль, то они растворятся. Если в воду добавить краску, то краска растворится. Вода окрасится.

Ознакомившись с очень интересной информацией о воде, я выяснил, что вода обладает таким свойством, как «капиллярный эффект»- это способность жидкости течь вверх, в узких пространствах, против законов земного притяжения.

Этот эффект проявляется из-за особого свойства различных жидкостей двигаться по тонким трубочкам «капиллярам», которое называется «смачивание поверхности».

Это свойство воды помогло мне найти ответ на давно интересующие меня вопросы:

-Почему цветы, которые завяли, поднимают свои листочки после полива?

-Действительно ли вода поднимается вверх по листочкам, ведь мы поливаем землю?

Исследование, которое я провёл, описанное ниже, помогло мне понять этот процесс.

Эксперимент №1

Цель: определить направление движения воды по жгуту, сделанного из бумажного полотенца.

Для проведения эксперимента я использовал:

-3 прозрачных стакана,

-бумажное полотенце,

-воду,

-пищевые красители.

Из бумажного полотенца сделали два жгута. Выбрал два цвета пищевого красителя (синий и жёлтый). Насыпал пищевые красители в баночки, добавил воды. Получил жидкость синего и жёлтого цвета. Налил эти жидкости в два стакана. Один конец жгута опустит в стакан с краской, второй в пустой стакан.

 

Через 15 минут вода начала подниматься по бумажным жгутам.

Через час она стала перемещаться в пустой стакан.

Вывод: Бумажные полотенца, изготовлены из волокон, полученных из растений. В нашем эксперименте вода текла вверх через крошечные промежутки между волокнами. Пробелы в полотенце действовали как капилляры, притягивая воду вверх. Поэтому произошло перемещение жидкости из одного сосуда в другой.

Эксперимент №2

На основе капиллярности основана жизнедеятельность  растений и всех живых организмов. Это явление помогает воде подниматься от корней растения к листьям.

Цель: подтвердить наличие капиллярного эффекта в жизни растений.

Опыт №1

Для проведения опыта я использовал:

-4 прозрачных стакана,

-воду,

-пищевые красители

-цветы (хризантема) белого цвета.

Для начала я приготовил жидкости разного цвета, растворив каждый пищевой краситель в отдельном стакане.

Острыми ножницами срезал цветы, так чтобы стебель был под косым углом. При этом важно не повредить стебель и кожицу. Поместил по одному цветку в каждую емкость с красителями.

Результат эксперимента через 6 часов.

Результат эксперимента через 24 часа.

Используя данное свойство воды, можно сделать приятный подарок близким.

Опыт №2

Часто бывает так, что человеку приходится отлучаться из дома на долгое время, но в доме у него есть комнатные растения, которые без полива могут погибнуть. Как же можно избежать такого результата? Можно использовать знания о свойстве воды «капиллярный эффект», приготовив простейшее приспособление — полив с помощью фитилей.

Для проведения опыта я использовал:

-прозрачный сосуд,

-комнатное растение,

-мягкую ткань,

-воду.

Я сделал фитиль из ткани, хорошо впитывающей воду. Один конец фитиля закопал в почву, другой — поместил в емкость с водой, стоящей немного выше уровня земли в горшке.

По мере высыхания земли, по фитилю вода стала поступать в горшок.

И через три дня я заметил, что воды в сосуде стало меньше.

Вывод: Корни и стебли растений – это сеть капилляров, которая впитывает влагу, донося её до самых верхних листьев и цветов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе работы над исследованием я выяснил, что без воды и её свойства «капиллярного эффекта», существование растительных и живых организмов просто невозможно. Выдвинутая мной гипотеза получила подтверждение.

Вывод: Вода обладает уникальными свойствами. При особых условиях она способна нарушить закон всемирного тяготения. Капиллярный эффект –одно из важнейших явлений природы, пусть и не самое заметное! Зная эти особенности, мы можем улучшить и разнообразить свою жизнь.

ЛИТЕРАТУРА

1.Увлекательные опыты с водой. Издательство АСТ, 2008.

2.Энциклопедия «Мир вокруг нас» М.,2000

3.Интернет ресурсы:

Опыты с водой для детей. Мамина школа.

https://www.youtube.com/watch?v=ABHpLCbcw68

Познавательные опыты для детей. - Адалин

adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10g.shtm

Капиллярный эффект// Академик

http://dic.academic.ru

Просмотров работы: 50