Введение
Я хочу предостеречь:
Нужно всем глаза беречь!
(Н. Орлова «Береги свои глаза»)
Трудно переоценить роль гаджетов (смартфонов, планшетов и компьютеров и подобных) в нашей жизни. Сегодня почти невозможно найти человека, чья рука, хотя бы раз в день, не тянулась к смартфону. Знакомство детей с такими электронными устройствами всё чаще происходит в юном возрасте.
Я обратил внимание, что на переменах мои одноклассники играют в игры в телефоне, смотрят видео ролики, тратят много времени на общение в социальных сетях, даже находясь среди одноклассников в течение дня.
Учась уже в четвертом классе, я замечаю, что с каждым следующим годом обучения в гимназии, все больше моих одноклассников начинают носить очки. Я решил проанализировать, нет ли связи ухудшения зрения и активного использования смартфона, планшета и других гаджетов. Или причиной прогрессирование близорукости у младших школьников являются врожденное плохое зрение, проявление наследственности, а может быть плохие условия для обучения в классном кабинете? И попробовать разобраться, что можно предпринять, чтобы не допустить или приостановить снижение остроты зрения у младших школьников.
Актуальность исследования
На сегодняшний день проблема, связанная со снижением остроты зрения занимает одно из первых мест в ряду наиболее распространенных болезней среди детей в нашей стране.
У школьников младших классов частота близорукости составляет 6-8%, у старших школьников увеличивается до 25-30%. В гимназиях и лицеях этот показатель достигает 50%. Наряду с частотой близорукостью увеличивается и ее степень, достигая 6 диоптрий и более у 10-12% близоруких.
Современные исследования показывают, что 95% младенцев рождается с нормальным зрением и без дефектов глаз. Но быстрый ритм жизни современного общества, большая информационная нагрузка ведут к тому, что люди забывают о необходимости заботиться, о здоровье своем и своих детей. И очень малый процент достигает пожилого возраста со зрением, которое можно считать нормальным.
Однако не стоит забывать, что 90% информации об окружающем нас мире мы получаем через органы зрения - глаза.
Я считаю, что выбранная мною тема важна, так как большинство школьников много времени проводят со смартфонами, планшетами, ноутбуками: играют, общаются, делают задания, обрабатывают фото и видео. Он является неотъемлемой частью их жизни и не все из них знают, какие правила надо соблюдать, чтобы сохранить здоровье своих глаз.
Цель и задачи исследования
Целью исследования является изучить вопрос о влиянии дисплея гаджетов на развитие близорукости у детей младшего школьного возраста.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
познакомиться со строением глаза;
рассмотреть одну из болезней глаз - близорукость;
выявить причины, влияющие на развитие близорукости у младших школьников;
узнать, как правильно пользоваться гаджетами с дисплеем и какие правила безопасного использования должны соблюдаться; составить рекомендации бережного отношения к зрению.
Я рассматриваю гипотезу, что ученики не владеют информацией о влиянии гаджетов на зрение и как избежать негативного влияния.
Методы исследования
При осуществлении исследования были использованы следующие методы исследования:
изучение и анализ литературы по данному вопросу;
работа с интернет-источниками;
анкетирование младших школьников и их родителей;
интервью;
наблюдение;
эксперимент.
Теоретическая часть
Зрение – одно из пяти чувств, доступных человеку. На протяжении веков ученые исследовали орган зрения и сам процесс, позволяющий нам видеть окружающие предметы во всех красках, и смогли выявить немало интересных фактов.
Строение глаза. Как глаз видит
Глаз человека – это парный орган, обеспечивающий функцию зрения. Это один из самых анатомически сложных органов и устроен таким образом, чтобы воспринять и переработать огромное количество информации за сотые доли секунды.
1 -зрачок, 2 -роговица, 3 -радужка, 4 -хрусталик, 5 -цилиарное тело, 6 -сетчатка,
7 -сосудистая оболочка, 8 -зрительный нерв, 9 -сосуды глаза, 10 -мышцы глаза,
11 -склера, 12 -стекловидное тело
Рисунок 2.1. Строение глазного яблока
Информация, которую получает глаз, – это свет, отраженный от предметов. Конечный этап – это информация, поступающая в мозг, который, собственно и «видит» предмет. Между ними находится глаз – непостижимое чудо, сотворенное природой.
В норме световые лучи, пройдя через все прозрачные оптические среды, преломляются так, что, попадая на сетчатку, формируют уменьшенное, перевернутое, но реальное изображение. В сетчатке эта информация перекодируется в электромагнитные импульсы. Окончательный анализ и восприятие полученной глазом информации, происходит уже в нашем головном мозгу, в коре его затылочных долей.
У человека два глаза, наш мозг постоянно «сравнивает» увиденное ими и, благодаря этому, мы обладаем пространственным зрением: мы не только понимаем относительное положение и расстояние до предметов, но и воспринимаем впечатления рельефа и объёма.
Способность различных людей видеть большие или меньшие детали предмета с одного и того же расстояния называется остротой зрения.
Болезни глаз
Болезни, связанные с нарушением строения глаз, могут вызываться как неправильным расположением его частей по отношению друг к другу, так и внутренними дефектами этих частей.
К первой группе относятся заболевания, приводящие к снижению остроты зрения: близорукость (миопия), дальнозоркость (гиперметропия), астигматизм.
Близорукость(или миопия) – это заболевание глаз, при котором человек хорошо видит близкие предметы и плохо видит отдаленные предметы.
Чаще близорукость характеризуется увеличенной по сравнению с нормой длиной глазного яблока. Это приводит к фокусировке света, проходящего через хрусталик, не на сетчатке, а перед ней. Иногда близорукость возникает в результате чрезмерной преломляющей силы роговицы и хрусталика глаза. Нарушается способность видеть предметы, находящиеся на удалении от глаз – они становятся размытыми. Близорукости соответствует отрицательное число диоптрий при измерении остроты зрения.
В медицине выделяют несколько степеней близорукости: слабая, средняя и сильная. Бывает еще паталогическая близорукость – с рождения или в начавшаяся в раннем возрасте, и псевдоблизорукость – ложная.
Рисунок 2.2. Увеличение длины глаза при близорукости. Смещение фокуса
Патологии, связанные с функциональными нарушениями тех или иных частей органа зрения – это болезни глаз: катаракта (помутнение хрусталика), глаукома (внутриглазное давление), миодезопсия или «летающие мушки» перед глазами, косоглазие, отслоение сетчатки, анофтальм – недостаточная развитость глазного яблока.
Причины и факторы риска возникновения и прогрессирования близорукости
По итогам Всероссийской диспансеризации заболеваемость детей и подростков близорукостью (миопией) за последние 10 лет выросла в 1,5 раза. В США и Европе за последние 2-3 десятилетия частота близорукости увеличилась в 1,5 раза, в Китае, Гонг-Конге, Тайване - в 2 раза и более. И это несмотря на все успехи, достигнутые в последние годы в профилактике и лечении этого заболевания!
Проблема близорукости очень хорошо изучена врачами. Известен и механизм ее развития.
Причинами развития близорукости чаще всего считаются:
Неправильная форма глазного яблока — когда длина глаза больше нормы, и световые лучи, фокусируясь, просто не достигают сетчатки.
Слишком сильное преломление световых лучей оптической системой глаза (хрусталик, роговица). При этом размеры глаза соответствуют норме, но из-за сильного преломления световые лучи сходятся в фокус перед сетчаткой, а не на ней.
Помимо причин возникновения близорукости, врачи-офтальмологи выделяют еще и факторы риска, которые могут повлиять на развитие этого заболевания.
Наследственный фактор. По мнению специалистов, наследуется не плохое зрение, а физиологическая предрасположенность к нему. Так же как, например, цвет волос, глаз, форма лица, передается по наследству размер глазного яблока или преломляющие свойства хрусталика. Здоровые родители имеют детей с близорукостью в 7% случаев, при одном близоруком родителе в 26-40%, при двух близоруких родителях в 45-90%. Наследственная близорукость у девочек возникает в возрасте 8 лет, у мальчиков в 11 лет.
Ослабление ткани склеры приводит к увеличению размера глазного яблока под воздействием высокого внутриглазного давления и, как следствие, способствует развитию близорукости.
Ослабление аккомодации, приводящая к растяжению глазного яблока. Аккомодация – это способность глаза одинаково четко видеть предметы, расположенные на разном расстоянии от него. Довольно часто аккомодация нарушается у детей, подростков и молодых людей, вынужденных длительное время фокусировать взгляд на близких расстояниях. Болеют преимущественно лица, много читающие, пишущие и постоянно работающие за компьютером. У таких людей нарушается способность глаза четко видеть вдаль. Это состояние называют ложной близорукостью.
Ослабление организма в результате неправильного питания, переутомления, ряда заболеваний. Таких, как:
нарушение опорно-двигательной системы: плоскостопие, сколиоз и т. д.;
аллергические и инфекционные заболевания: корь, скарлатина, дифтерия;
туберкулез, инфекционный гепатит и пр.;
травмы головного мозга;
заболевания носоглотки и полости рта: тонзиллит, гайморит, аденоиды;
общее снижение иммунитета.
Неблагоприятные условия зрительной работы
чрезмерная нагрузка на глаза, перенапряжение глаз;
чтение в движущемся транспорте, в темноте, в лежачем положении;
многочасовое сидение за компьютером, телевизором;
недостаточное освещение;
неправильная посадка во время чтения, письма.
Кроме перечисленного, условным фактором риска считается пол: у девочек близорукость фиксируется несколько чаще, чем у мальчиков (55 и 45 % соответственно).
Я выделил основные для своего исследования.
Таблица 2.1. Факторы риска возникновения и прогрессирования близорукости
Факторы |
Описание |
Основные |
Наследственность |
Сопутствующие |
Ранние и интенсивные зрительные нагрузки на близком расстоянии, использование компьютеров и гаджетов Недостаточное физическое развитие Неправильное питание |
Конечно, близорукость может быть выявлена у детей любого возраста. Однако чаще всего подобная патология возникает в период школьной учебы (с семи до четырнадцати лет). Причем жертвами сильной учебной нагрузки становятся не только те дети, которые имеют генетическую предрасположенность. Близорукость выявляется и у школьников, которые в целом здоровы и имеют здоровых родителей.
Если родители ребёнка или один из них страдает близорукостью, с высокой долей вероятности такая же проблема проявится и у него. Наследственный фактор имеет большое значение для развития близорукости, но наследуется не сама болезнь, а предрасположенность к ней.
При наступлении школьного возраста, — у 6-7-летних детей происходит бурный рост, что сочетается с внезапно появившейся учебной нагрузкой. Школьник много времени проводит, рассматривая близкорасположенные объекты. При этом мышцы глаза напрягаются и длительное время пребывают в таком состоянии.
Плохое освещение рабочего места, нарушение тонуса шейных и спинных мышц, неправильный распорядок дня - все это может приводить к близорукости. Если учащийся недостаточно отдыхает от учебного процесса, а также слишком много времени смотрит телевизор или сидит за компьютером и гаджетами вместо прогулок и спортивных занятий, риск близорукости значительно возрастает. Но и сама близорукость может приводить к нарушениям осанки, так как ученик наклоняется ближе к тетрадям и учебникам, лежащим на столе, чтобы разглядеть то, что плохо видно.
Неправильный рацион питания, недостаток витаминов, магния, цинка и кальция приводит к недополучению растущим организмом важнейших питательных веществ, что отражается на качестве его роста и развития.
Наиболее частые причины снижения зрения у детей и подростков – высокие нагрузки в школе в сочетании с отсутствием гигиены зрения и чрезмерное увлечение гаджетами и телевизором.
Как же все это действует на глаза? В нормальном состоянии зрительная система хорошо воспринимает предметы, находящиеся от ребенка на удаленном расстоянии. А вот для того чтобы увидеть близкорасположенные объекты, глаз должен напрячься, задействовав при этом свой фокусирующий аппарат
Но что происходит при частых и длительных нагрузках? Мышцы перестают расслабляться и принимать свое исходное положение. Глазу приходится подстраиваться под новые для него условия, что в большинстве случаев приводит к возникновению близорукости.
Гаджеты и влияние на зрение гаджетов с дисплеем
Что это такое гаджеты?
Гаджет - это устройство, с помощью которого можно упростить некоторые действия, совершаемые человеком. Гаджетами называют различные планшеты и нетбуки, умные часы и 3D очки виртуальной реальности, USB-кружки, USB-холодильники, очки со встроенной камерой, навигаторы, флешки и наушники… Очень сложно будет все перечислить. Главное требование ко всем гаджетам – удобство.
Для целей моей работы интересны те гаджеты, которые имеют экран.
Разные девайсы оказывают на зрение разное воздействие. Так, наиболее безопасным на данный момент остаётся телевизор, благодаря тому, что диагональ экрана большая, следовательно, и объекты на нём наиболее крупные, а самого ребёнка можно посадить на почтительном расстоянии от него.
Чуть хуже сказывается на здоровье компьютерный монитор, поскольку работая за ним приходится обычно сидеть перед клавиатурой и мышкой, а сам он поменьше размером. То есть, здесь играют роль два критерия: диагональ и дистанция до экрана.
В отличие от компьютера или телевизора, большая часть гаджетов - это приспособления, которые нужно держать в руке (смартфон, планшет). Наибольшее расстояние от гаджета до глаз не превышает длину вытянутой руки. У телефонов небольшие экраны и маленький шрифт, что вынуждает подносить гаджет ближе к органам зрения на 20—30 см. Но наш глаз устроен таким образом, что ему чрезвычайно сложно фокусировать свой взгляд на минимальном по размерам объекте: приходится прилагать большие усилия, чтобы передавать в наш мозг четкую картинку, особенно если это касается мобильного чата или мобильных игр, когда напряжение достигает предела при максимально длительном времяпровождении с телефоном в руках. Книги, газеты и мониторы компьютеров обычно расположены значительно дальше.
У ребёнка нет понимания необходимости контролировать дистанцию, он вполне может прильнуть к маленькому экранчику буквально вплотную, в естественном стремлении всё разглядеть, и в этом случае влияние монитора на зрение детей, конечно, будем максимально негативным.
Я уже выяснил, такое нарушение зрения, как близорукость, развивается при сочетании определенных факторов: наследственности и высоких нагрузок на глаза, таких как длительное рассматривание объектов вблизи, например, при чтении, письме. Использование смартфона является, фактически, тем же самым, что письмо или чтение.
Но это не единственный вред, который оказывают смартфоны. Излучение синего и фиолетового света, исходящие от экрана, крайне опасны для сетчатки (вызывают ее дистрофию). Кроме того, постоянное воздействие свечения экрана смартфона «слепит» глаза и может вызвать нарушение сна и раздражительность.
Излучение идет от любого телевизионного или компьютерного экрана. И зрение напрягается перед любым дисплеем, даже очень хорошим и современным. Защитные экраны или жидко-кристаллические экраны могут поглотить лишь часть излучения, но не убрать опасность полностью.
Кроме того, известно и неоспоримо, что мобильные телефоны излучают электромагнитные волны, иначе невозможен сам процесс связи — любой физик это подтвердит. Продолжительные разговоры по мобильному телефону могут привести к ухудшению зрения. Такой вывод сделали ученые из Израильского технологического института. Микроволны частично поглощаются тканями и переводятся в тепло, которое и вызывает изменения в хрусталике глаза.
Наибольшему риску подвержены те школьники, которые пользуются гаджетами все время, в том числе в машине и транспорте. Помимо негативного влияния самого экрана, возникают дополнительные нагрузки в виде вибраций, смены затемненных и нормально освещенных участков, покачивания машины или резкие остановки.
Как показали исследования последних лет, достаточно 2-часовой непрерывной работы со смартфоном в день, чтобы спустя год острота зрения упала на 12-14%.
Факт того, что мобильная связь и познавательные функции смартфонов очень удобны и полезны в отношениях детей, не отрицается. Я не предлагаю отказаться от использования смартфонов. Надо позаботиться о том, чтобы ребенок был защищен, и пользовался правилами использования смартфонов.
Как уменьшить вред от небольших экранов гаджетов? В Приложении 3я хочу рассказать еще о некоторых простых способах для того, чтобы сохранить свое зрения в порядке.
Практическая часть
Анкетирование
Приступив к практической части, я решил, прежде всего, провести анкетирование среди учащихся и их родителей. Были выбраны учащиеся 4 класса буквы «А» и их родители.
Цель анкетирования – выяснить имеют ли мои одноклассники нарушения зрения, наличие фактора риска – наследственности, определить их привычки, влияющие на зрение, а так же знание ключевых мер профилактики заболеваний глаз.
Анкета составлена для совместного заполнения детьми и родителями, приведена в Приложении 1. Там же приведены и ответы на нее.
В результате проведенного анкетирования было опрошено 30 школьников и их родителей. Были получены следующие результаты.
Таблица 3.1. Результаты анкетирования
Вопрос |
Выбор из предложенных вариантов в кол-ве ответивших |
||||||
У Вас хорошее зрение? |
хорошее у обоих |
плохое у обоих |
плохое у одного |
||||
13 |
1 |
15 |
|||||
У Вашего ребенка хорошее зрение? |
да |
врожденные проблемы |
испортилось в 1 классе |
испортилось во 2 классе |
испортилось в 3 классе |
испортилось в 4 классе |
|
18 |
2 +2 в дет саду |
3 |
2 |
1 |
1 |
||
В Вашей семье активно пользуются гаджетами? |
да |
при необходимости |
редко |
||||
21 |
8 |
0 |
|||||
Как часто Ваш ребенок использует телефон для игр, чатов, инстаграмма/фэйсбука, мультиков, фото/видео, чтения? |
практически на каждой перемене в школе,дома тоже часто |
пару-тройку раз за день |
редко |
только для звонков |
не контролирую |
||
7 |
15 |
0 |
2 |
4 |
|||
Сколько времени Ваш ребенок играет на планшете/компьютере |
каждый / почти каждый день. 1-2 часа и более |
каждый / почти каждый день. 20 минут – 1 час |
редко |
не играет |
сложно контролировать |
||
12 |
9 |
4 |
3 |
1 |
|||
Как часто Ваш ребенок гуляет? |
каждый день |
по дороге в школу / на тренировки |
только на выходных |
нет времени |
|||
8 |
12 |
8 |
1 |
||||
Ваш ребенок посещает спортивные или танцевальные тренировки? |
почти каждый день |
2-3 раза в неделю |
только уроки физкультуры и ритмики в школе |
нет |
|||
6 |
12 |
11 |
0 |
||||
Следите ли Вы за сбалансированностью рациона питания? |
слежу |
слежу периодами |
итак получается сбалансированым |
невозможно осуществить |
|||
15 |
8 |
2 |
4 |
||||
Покупает ли Ваш ребенок наггетсы, газировку, картошку фри, чипсы, сосиски? |
да, любит |
не любит, но не даем |
не любит |
||||
3 |
22 |
5 |
Полученные данные были сведены мной в диаграммы. Диаграммы представлены в Приложении 1.
Собранная информация наглядно мне показала, что:
Наследственность, как риск возникновения близорукости, присутствует у 55% одноклассников.
Причем у 62% детей – хорошее зрение, следовательно, у 7% детей еще «не активировался» фактор наследственности.
Большая часть семей (72%) активно пользуются гаджетами, что, соответственно и ведет к тому, что школьники каждый или почти каждый день играют на телефоне: 41% - играют 1-2 часа и более, до часа – 31%.
При этом на воздухе мои одноклассники бывают, в основном, только идя в школу или на тренировки, т.е. не продолжительное время. 20% заняты спортивной активностью практически ежедневно, 41% - 2-3 раза в неделю, а 38% посещают только школьную двигательную активность, что конечно не достаточно для укрепления растущего организма.
Растущий организм, безусловно, ослабляет и неправильное питание: 72% детей любят поесть «вредности» и хотя родители и пытаются их в этом ограничивать, школьники зачастую находят способы поесть эти «вредности».
Исследование классного кабинета
Чтобы исключить такие факторы риска развития близорукости, как несоответствующие условия в классном кабинете, в котором учащиеся проводят большую часть школьного времени, я решил проверить, соответствует ли высота парт и стульев, а также освещенность кабинета установленным нормам, по СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Раздел V. «Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений»). Они разработаны с учетом требований врачей-офтальмологов.
Таблица 3.2. Исследование соответствия классного кабинета санитарным нормам
Санитарные нормы для школьных кабинетов |
Наш класс |
Расстояние от окна до ряда 50-70см., от доски до первой парты не менее 2,4 метров, а до последней 8,6 метров. Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 метров. |
Расстояние от доски до первой и последней парты соответствует норме. |
Правильное расположение парт, меньшие - ближе к доске, большие – дальше, регулировки мебели по высоте и по углу наклона. |
Высота парт и стульев учеников регулируется по высоте. |
Свет должен падать с левой стороны. |
Окна находятся слева от учащихся. Естественное и искусственное освещение люминесцентными лампами. |
В школе должны быть чистые окна и лампы. |
Стекла и лампы чистые. |
На окнах должны быть солнцезащитные шторы. |
В кабинете висят солнцезащитные шторы (жалюзи). |
Ученики должны ежемесячно пересаживаться по рядам. |
Учитель следит за пересадкой детей по рядам. |
Освещенность рабочих поверхностей и классной доски 300 – 500 лк |
Соответствует норме. |
Следовательно, ученикам попадает достаточно естественного света и им не приходится склоняться над тетрадями и учебниками, напрягать глазные мышцы. Свет падает с левой стороны, как и необходимо, и, для правшей, не происходит затемнения тетради тенью от руки при письме. Также у учеников есть возможность принимать правильное положение за партой и сохранять безопасное расстояние от глаз до тетради. Все это помогает избежать близорукости.
Учитель следит за пересадкой детей по рядам, чтобы предотвратить возникновение косоглазия.
Освещенность кабинета исследовалась с помощью люксометра. Измерения производились мною 22 декабря 2018 г. – в самый короткий световой день каждый час учебного времени. Полученные данные позволяют говорить, что наш класс прекрасно освещается и во время использования естественного освещения, и при использовании искусственного освещения – мои замеры всегда соответствовали норме.
Рисунок 3.2. Люксометр «ТКА-ПКМ (02)»
Рисунок 3.3. Замер освещенности люксометром
Интервью
Далее я посчитал необходимым проконсультироваться с профессионалом и взял интервью у Анциферовой Натальи Геннадьевны, кандидата медицинских наук, врача-офтальмолога высшей категории Новосибирского филиала ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России.
Цель беседы: выяснить, вредно ли использование гаджетов с экранами для младших школьников и почему.
Основной вопрос, который меня интересовал, это возможность профилактики близорукости у детей младшего школьного возраста.
Вопросы интервью и ответы на них приведены в Приложении 2.
Рисунок 3.4. Интервью
Эксперимент: «эффект слепоты»
Чтобы подтвердить негативное воздействие свечения экрана на глаза, проведу эксперимент, который докажет сильное напряжение глаз при работе с гаджетами.
Любой источник света излучает свет. Свет Солнца, например, настолько яркий, что если смотреть на этот небесный объект даже через солнцезащитные очки – можно на время ослепнуть и видеть сиреневые круги. В экранах гаджетов яркость заметно меньше, но это не значит, что эффекта ослепления не происходит.
Проведу эксперимент: закрою левый глаз и буду смотреть на смартфон правым глазом в течение 5 минут.
Когда я открыл левый глаз, он видел лучше, чем правый, который все это время находился в напряжении, смотря на смартфон.
Этот эффект связан с реакцией зрачка на яркий свет, но влияние избыточного света на глаза происходит постоянно, пока смартфон находится перед лицом его владельца.
Это состояние еще называется «эффект слепоты».
Вредно ли это для глаз? Да. И для нервов тоже: если перед сном «сидеть» в смартфоне или планшете, спать будете гораздо хуже.
Рисунок 3.5. Проведение эксперимента «эффект слепоты»
Эксперимент: работа с текстами на интерактивной доске
Целью следующего эксперимента я поставил показать, что отрицательное влияние гаджета на зрение можно значительно уменьшить, если правильно его использовать.
Интерактивная доска в классе по сути такой же гаджет с экраном!
Чтобы уменьшить ее негативное влияние на зрение, врачи рекомендуют:
- ограничить время работы 15-20 минутами,
- использовать определенный цвет фона, цвет и размер букв,
- исключить быстрое переключение взгляда с доски в тетрадь и снова на доску,
- после занятий выполнять гимнастику для глаз.
Я решил проверить, работает ли это на практике и попросил классного руководителя провести тестирование по математике с использованием интерактивной доски.
Задания теста были на интерактивной доске. Мои одноклассники были поделены на две группы по 6 человек. Первая группа ребят отвечала с помощью системы электронного голосования - пультов, а вторая – записывала ответы в тетрадь. Время работы – 15 минут.
Таблица 3.3. Исследование ощущений детей 1ой и 2ой групп после тестирования на интерактивной доске
Ощущения глаз |
Группа 1 |
Группа 2 |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Не устали |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||
Немного устали |
||||||||||||
Сильно устали |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Ученики второй группы после пожаловались на усталость и «тяжесть» глаз, ребята из первой группы чувствовали себя хорошо. Все из-за того, что глаза расслаблены, когда смотрят вдаль на доску, а когда глаза смотрят то вдаль, то в близь, и снова, и снова, мышцы глаз не успевают адаптироваться и возникает напряжение.
На основе этого эксперимента я убедился, что глаза ребят, которые работали в соответствие с рекомендацией по использованию доски, не уставали. Поэтому очень важно правильно использовать гаджеты!
Рисунок 3.6. Проведение контрольной работы с использованием интерактивной доски
Заключение
Проведя свое исследование, я пришел к выводам, что
Глаз - один из самых сложных органов и устроен таким образом, чтобы воспринять и переработать огромное количество информации за сотые доли секунды.
Но составляющие части глаза можно легко повредить, и не только травмированием, но и при отсутствии заботы о своем зрении.
Проблема близорукости очень хорошо изучена врачами. Известен и механизм ее развития.
Условия для возникновения близорукости закладываются в период активного прогрессирования близорукости, совпадающий с обучением в школе. Профилактика развития и прогрессирования болезни должна активно проводиться в этот период. Основные причины развития близорукости у младших школьников: наследственность при воздействии ранних и интенсивных зрительных нагрузки на близком расстоянии, в том числе при использовании гаджетов в сочетании с несбалансированными режимом дня и питанием.
Несмотря на то, что сейчас смартфоны изготавливаются высокого качества по последним технологиям, они все же наносят вред зрению, т.к. большинство людей не знаю, как безопасно пользоваться гаджетами. Моя гипотеза была подтверждена.
Зрение дает людям 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира.
Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. Каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.
Список использованных источников
Офтальмологическая энциклопедия. http://medportal.ru/;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»».https://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html;
Ратнова Н.Н., Здоровьеразвивающие принципы обучения учащихся (по системе В.Ф. Базарного. http://www.hrono.ru/statii/2007/rut_bzr.html;
Лещенко И., Интересные факты о зрении//Здоровье школьника 2013 -№ 2;
Кольченко О., Близорукость: наводим на резкость// Здоровье школьника - 2013, № 8;
Бондаренко С.В. Тренируем зрение. //Физическая культура в школе. -1993, №2. - с.35-36;
Сидоренко, Е.И. Доклад по охране зрения у детей. Проблемы и перспективы детской офтальмологии // Вестник офтальмологии. 2006, т.122, №1. - с.41-42;
Сидоренко, Е.И., Гусева М.Р. Изменения глаз при различных заболеваниях у детей раннего возраста. - М.: Российская педиатрическая офтальмология. 2013, Выпуск №1. - с.66;
Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях: Руководство для врачей. - М.: НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, 2006;
Аветисов Э.С., Близорукость. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1999. - 288 с.;
Аветисов Э.С. «Как беречь зрение». – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000.;
Человек. Энциклопедия для детей. Т. 18. – М.: Аванта+, 2001.
Приложения
Приложение 1. Анкета родителя школьника младших классов
У Вас хорошее зрение?
У меня и у супруга(ги) хорошее
У меня и у супруга(ги) плохое
У одного родителя плохое
У Вашего ребенка хорошее зрение?
Да
Нет, врожденные проблемы
Нет, начало портится еще в детском саду
Испортилось в 1 классе
Испортилось во 2 классе
Испортилось в 3 классе
Испортилось в 4 классе
В Вашей семье активно пользуются гаджетами?
Да, от этого никуда не деться: и расписание, и новости, и погода, и чтение, и телевидение, и общение – все в них
От случая к случаю, при возникновении необходимости
Не активные пользователи
Как часто Ваш ребенок использует телефон для игр, чатов, инстаграмма/фэйсбука, мультиков, фото/видео, чтения? (выберите, что подходит лучше)
Практически на каждой перемене в школе. Дома тоже часто
Пару-тройку раз за день
Редко
Использует телефон только для звонков
Не контролирую
Сколько времени Ваш ребенок обычно играет на планшете/телефоне? (выберите, что подходит лучше)
Каждый / почти каждый день. 1-2 часа и более
Каждый / почти каждый день. 20 минут – 1 час
Редко
Не играю / нет компьютера / планшета
Как часто Ваш ребенок гуляет?
Каждый день
По дороге в школу / на дополнительные занятия, тренировки
Получается только на выходных
Нет времени на прогулки
Ваш ребенок посещает спортивные или танцевальные тренировки?
Почти каждый день
2-3 раза в неделю
Только уроки физкультуры и ритмики в школе
Не посещает, есть причинам
Следите ли Вы за сбалансированностью рациона питания?
Не слежу: итак получается сбалансированным
Слежу периодами
Слежу
Не считаю необходимым или возможным это делать
Покупает ли Ваш ребенок наггетсы, газировку, картошку фри, чипсы, сосиски?
Да, очень любит!
Любит, но не даю
Ребенку не нравится эта еда.
Приложение 1а. Диаграммы ответов родителей школьников младших классов на вопросы анкеты.
1) У Вас (родителя) хорошее зрение?
2) У Вашего ребенка хорошее зрение?
3) В Вашей семье активно пользуются смартфонами, планшетами?
4) Как часто Ваш ребенок использует телефон для игр, чатов, инстаграмма/фэйсбука, выполнения заданий, фото/видео? (выберите, что подходит лучше)
5) Сколько времени Ваш ребенок обычно играет на планшете/телефоне? (выберите, что подходит лучше)
6) Как часто Ваш ребенок гуляет?
7) Ваш ребенок посещает спортивные или танцевальные тренировки?
8) Следите ли Вы за сбалансированностью рациона питания?
9) Покупает ли Ваш ребенок наггетсы, газировку, картошку фри, чипсы, сосиски?
Приложение 2. Интервью с Анциферовой Натальей Геннадьевной, кандидатом медицинских наук, врач-офтальмолог высшей категории Новосибирского филиала ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России
Обращаться к офтальмологу стоит при возникновении проблем или регулярно с какой-то периодичностью?
Ответ: Визит к офтальмологу лучше проводить ежегодно для ребятишек без заболеваний органа зрения и один раз в 6 месяцев для тех, у кого выявлены проблемы со зрением.
По каким признакам родитель может понять, что у его ребенка, младшего школьника, ухудшается зрение?
Ответ: Поскольку ребенок чаще всего не жалуется на расстройства зрения родители могут заметить что появляется периодическое покраснения, сухость глаз, особенно после длительной зрительной нагрузки, прищуривание одного или двух глаз. Изменяется положение за партой – старается очень низко наклониться над тетрадкой или как часто говорят «пишет носом», искривляется позвоночник. Дома старается поближе подойти к телевизору.
На Ваш взгляд, почему школьников с проблемным зрением становится больше?
Ответ: За последние десятилетия изменились условия зрительной нагрузки, появилось много работы на крайне близком от глаз расстоянии –телефоны, планшеты, монитор компьютера. За счет этого произошло уменьшения текста, появились такие технические особенности как размер, цвет дисплея монитора или компьютера. К огорчению врачей помимо использования гаджетов в быту сегодня они официально внедрены в программу образовательного обучения в школе.
Кто из младших школьников находится в «группе риска»? И насколько существенна роль наследственности?
Ответ: К группе риска по развитию близорукости в первую очередь относятся ребятишки, имеющие наследственную предрасположенность. На изменение в состоянии зрения влияют хронические заболевания, проблемы в шейном отделе позвоночника. Огромное значение должно уделяться освещению и длительности зрительной нагрузки.
Что вреднее для глаз: компьютер, смартфон или телевизор? И вредно ли их воздействие вообще?
Ответ: Ответить однозначно нельзя, потому что в этом вопросе играет большую роль время.
Эксперты уже давно разработали простое правило 20-20-20. Это значит, что каждые 20 минут, нужно посмотреть на объект в 20 футах (6 метрах) от себя на 20 секунд. При работе желательно сидеть на расстоянии вытянутой руки от экрана;
• Смотреть на экран лучше немного сверху-вниз;
• Матовые экраны всегда лучше глянцевых, потому что блики вызывают дополнительное раздражение для глаз. Можно использовать специальные матовые пленки или избавиться от бликующих источников света;
• Яркость монитора должна подстраиваться под окружающее освещение — чем темнее в комнате, тем ниже должен быть уровень подсветки.
А чтение книги и письмо в тетради может быть так же вредно?
Ответ: Этим же рекомендации работают для длительного чтения книг, письма в тетрадке, просмотра телевизора, игр и тому подобного.
Если школьнику выписали очки, нужно ли их постоянно носить?
Ответ: В зависимости от степени близорукости: до 3.0 Д –можно использовать только для работы в классе, дома домашнее задание и телевизор. Если близорукость более 3Д - ношение постоянно.
А может быть лучше контактные линзы?
Ответ: Использование контактных линз требует от ребенка большой ответственности и гигиены. Поэтому оптимальный возраст ближе к 14-15 годам. Возможно при занятиях спортом.
Распространено мнение, что школьник в очках должен обязательно сидеть на первых партах, так ли это?
Ответ: Очки назначаются доктором как раз для того что бы зрение полностью восстановилось. Поэтому в очках совсем не обязательно сидеть за первыми партами. Исключение составляют дети, имеющие плохое зрение даже в очках.
Как Вы порекомендуете заботиться о глазах? Что предпринять для профилактики возникновения близорукости и ее прогрессирования?
Ответ: Нужно всегда помнить, что зрение это великий дар. Какие бы рекомендации не дал доктор глазки нужно беречь и относиться к ним с уважением.
Приложение 3. Рекомендации бережного отношения к зрению при использовании смартфона
1. Держи телефон правильно
Держите смартфон на дистанции 40 см от ваших глаз. Помните, чем ближе к глазам мерцающий экран телефона, тем скорее разовьется близорукость.
2. Чаще моргай
Доказано, что смотря на экран мобильного телефона, люди моргают в три раза реже обычного. Это приводит к сухости глаз. Наверное, может показаться, что в этом ничего страшного нет, но постоянный недостаток увлажнения, причиняет глазам серьезный вред.
3. Отрывайся чаще от экрана и смотри вдаль
Это достаточно известный «фактор 20/20/20»: При игре, просмотре фильма или чтения в интернете на смартфоне, необходимо каждые 20 минут отрываться от экрана, и смотреть вдаль в течение 20 сек., на расстояние в 20 футов (примерно 6 метров).
4. Следи за освещением вокруг и подсветкой экрана
Стоит забыть о чтении или играх на смартфоне при недостаточном освещении или в темноте. Плохое освещение и яркая подсветка экрана – факторы негативно отражающиеся на зрении. Так что, пользоваться девайсом лучше только при дневном свете или в помещении с хорошим освещением.
5. Не смотри на экран, беседуя с другом
Это поможет существенно уменьшить время нахождения перед экраном и улучшит здоровье глаз.
6. Пользуйся компьютером или ноутбуком
Это станет еще одной возможностью проводить меньше времени, перед маленьким экраном. Ведь для многих целей более подходящим будет полноценный экран компьютера.
7. Сделай крупнее шрифт, картинки
Ч ем крупнее шрифт, тем глаза напрягаются меньше при попытке что-либо прочитать. Кроме того, отдавайте предпочтение мобильным приложениям веб-сервисов, избегая интернет-страницы, не адаптированные под мобильные устройства.
Так что, если вам дорого собственное зрение и совсем не хочется надевать очки, просто меньше времени уделяйте гаджету, а при необходимости им воспользоваться - держите на правильном расстоянии.