Города России в истории моего рода

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Города России в истории моего рода

Маслов А.С. 1
1МАОУ СОШ №15 города Тюмени
Хапава Т.В. 1
1МАОУ СОШ №15 города Тюмени
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность

Россия – огромная страна со своей уникальной историей и культурой. В России насчитывается 1114 городов. И у каждого российского города есть своя история, свой архитектурный облик, свои достопримечательности, свой вклад в исторические события, свои выдающиеся люди, которые прославили город. В каждом городе есть места, которые оставляют след в сознании человека, обогащая его духовно и эстетически.

Я знаю это не понаслышке. Мои родители любят путешествовать. И в свои 8 лет я был в Москве и Санкт-Петербурге, Ростове и Краснодаре, Перми, Екатеринбурге и Севастополе. Все эти города разные, но все они оставили свой след в моей душе.

У каждого человека в нашей стране есть свой любимый и родной город. И история этого города влияет на жизнь каждого человека. Но, к сожалению, многие из нас не интересуются этой историей. А без этих знаний, мы не можем быть настоящими патриотами.

Я родился в городе Воронеже. Мои родители, мои бабушки и дедушки тоже родились в Воронеже. Я очень люблю этот город. Но несколько лет назад мои родители переехали в Тюмень. Здесь я пошел в школу. Я искренне полюбил этот город и он стал для меня родным.

Недавно я узнал, что эти два города, Воронеж и Тюмень, были основаны в один год. Я этим очень заинтересовался и решил разобраться в их истории, как они развивались, что у них общего и чем они отличаются. А также, как история Воронежа и других городов нашей страны повлияла на жизнь моей семьи.

Объект и предмет исследования: история двух городов РФ: Воронежа и Тюмени, этапы их развития, их культурный и социальный вклад в жизнь страны. Анализ знаний моих сверстников об истории родного города.

Методы исследования: анализ, сравнение, обобщение, анкетирование.

Цель: показать значимость истории родного города в формировании личности и в жизни человека.

Задачи:

1. Изучить историю Воронежа и Тюмени;

2. Сравнить их вклад в историю страны;

3. Изучить объем знаний моих сверстников об истории их любимого города;

4. Создание сайта о любимом городе.

Гипотеза:

города РФ Воронеж и Тюмень играют огромную роль в жизни нашей страны и моей семьи;

у каждого человека есть свой любимый город;

многие из моих сверстников не знают историю своего города.

Описание хода работы

1. Изучение истории двух городов Воронежа и Тюмени

Основание и происхождение названий

Воронеж

Город Воронеж был основан в 1586 году.

Современный город назван в XVI веке по реке Воронеж — притоку Дона. Однако проблема происхождения названия «Воронеж» является одной из самых волнующих для историков и краеведов. Значимость её состоит в том, что на сегодняшний день ни одна из гипотез, объясняющих слово «Воронеж», не является настолько аргументированной, чтобы безоговорочно принять её в качестве единственно возможного разрешения вопроса. Главным препятствием является отсутствие необходимых письменных источников — более ранних, чем летописи. В обсуждении проблемы принимали участие профессиональные лингвисты, историки и географы, ряд краеведов. Одни ученые считают, что название «Воронеж» произошло от названия птицы «Ворон». Другие ученые связывают название «Воронеж» с славянским корнем ворон-в значении темный и суффикс –еж, что вместе означает огромную территорию покрытую лесом.

Воронежская крепость была построена под руководством первого воронежского воеводы Семёна Фёдоровича Сабурова. В 1590 году Воронеж был разрушен каневскими черкасами, но сразу после этого был немедленно восстановлен. Причиной скорого восстановления Воронежа историки считают то, что город был расположен на бойком торговом пути; при слиянии реки Воронежа с Доном. В середине XVII века торговля достигла здесь больших размеров. Воронеж не мог надолго оставаться исключительно военным городом, и стал быстро развиваться в качестве торгового города. Однако, через некоторое время стали возникать новые, более укреплённые города, построенные на юге Руси. Строительство таких городов велось в основном острогожскими черкасами, прибывшими в 1652 году. Новые города получили новые права и преимущества. Одним из таких прав стало право беспошлинной торговли. В то же время Воронеж был лишен подобных привилегий, и по торговле Воронежа был нанесен сильный удар.

Вместе с городом Ливны, Воронеж стал первым южным укреплённым городом в конце XVI века, который защищал Московское государство от набегов крымских и нагайских татар в придонских степях.

Тюмень

Город Тюмень был также основан в 1586 году.

Нет достоверных сведений о происхождении названия Тюмень, но существует несколько легенд от разных народностей. Наиболее правдоподобной можно считать версию, что название пошло от угорского “чемген”, что значит “город на пути”. Интересную татарскую легенду пересказывает Лев Гумилев. Еще в 209 в. до н.э. здесь было государство, которым правил Шаньюй Тумань. Ради благополучия своего народа он отдал одного из своих сыновей в заложники враждующему племени, но тот сбежал и отец дал ему в награду “тюмень” – 10000 поданных.

В 1586 году на этом месте русские воеводы Василий Сукин и Иван Мясный по указу царя Федора Иоанновича заложили острог – оборонительный форпост от набегов кочевников, который был необходим при освоении Сибири и Дальнего Востока. Острог, получивший название от древнего городища и стал первым русским городом Сибири.

Развитие городов в XVII – начале XX века

Воронеж

С середины XVII века через Воронеж следовали русские и иностранные послы в Турцию, Крым и на Кавказ. Город должен был обеспечить их всем необходимым, в том числе и вооруженной охраной. Примерно в это же время Воронеж стал частью Белгородской черты — укрепительных сооружений, защищавших Российское государство от набегов татар до конца века.

В 1682 году для борьбы с раскольниками по решению собора была образована Воронежская епархия. Её первым главой стал епископ Митрофан (1623—1703) в возрасте 58 лет. При нём началось строительство нового Благовещенского кафедрального собора из камня взамен старого, а также других каменных храмов.

Воронеж часто называют «колыбелью русского флота» и история Воронежа тесно связана с именем Петра I. А почему, я сейчас расскажу.

Первый Азовский поход не принёс больших побед России. Крепость Азов завоевать не получилось. Неудачи были связаны с отсутствием военного флота. Поэтому Петр I принял решение начать его строительство. Местом для этого был выбран город Воронеж из-за своего стратегического положения. Во-первых, город находился на реке Воронеж, которая впадала в Дон. Во-вторых, рядом с городом были леса, которые могли быть использованы как строительный материал. В-третьих, жители Воронежа имели опыт строительства речных судов и управления ими.

Строительство кораблей на Воронежской верфи началось в 1695 году с прибытием в Воронеж Петра. Из-за нехватки денег было принято решение строить флот с помощью кумпанств, между которыми были разделены лесные участки с указанием бережного отношения к лесу. Самовольные вырубки дуба и осины были запрещены под страхом смертной казни.

Воронеж с прилегающими к нему уездами стал одним из первых мест в России, где начали использовать пилы. Тем не менее, сначала разрешалось использовать и топоры, потому что пил не хватало. Впоследствии применение топоров было запрещено совсем под страхом непринятия судов из тёсаного леса. В апреле 1696 года царь узнал, что в городе Костёнске (ныне село Костёнки) найдены большие кости. После этого им был отправлен туда солдат Преображенского полка Филимон Катасонов для проведения раскопок. Этот год можно считать началом археологических исследований в районе Воронежа.

Деятельность Петра I вызвала недовольство жителей Воронежа. Поэтому Митрофан старался примирить людей с происходящим. Оказывал он поддержку и Петру I, в том числе и финансовую. На постройку кораблей епископ пожертвовал в Воронежское адмиралтейство 3000 рублей, за что был пожалован царской грамотой.

С 1696 года по 1722 год Пётр I посещал Воронеж 13 раз, проведя в городе более 500 дней. В это время Воронеж становился фактически столицей России.

Всего в Воронеже было построено около 200 многопушечных кораблей и галер. С помощью этого флота летом 1696 года Россия овладела городом Азовом – мощной турецкой крепостью при впадении Дона в Азовское море.

19 ноября 1698 года на воронежской верфи под его руководством начал строиться 58-пушечный корабль, у которого киль имел особую форму. Чертежи этого судна царь сделал сам. Корабль получил имя «Гото Предестинация» («Божье Предвидение»). Через несколько недель, в середине декабря, монарх покинул Воронеж, а строительством «Гото Предестинация» по его распоряжению занялся корабельный мастер Федосий Скляев. 27 апреля 1700 года в присутствии царевича Алексея Петровича (сына Петра I), царевны Натальи Алексеевны (сестры Петра I), иностранных послов и других почетных гостей был спущен на воду 58-пушечный корабль «Гото Предестинация», который был построен по чертежам царя. Посол Дании Поль Гейнс отзывается о корабле «Божьем Предвидении» как о шедевре.

В 1711 году Воронеж становится губернским городом, административным центром Азовской губернии. В 1725 году губерния получает название Воронежской. Территория ее была весьма обширной. Воронежская губерния в середине XVIII века простиралась на северо-восток до Волги, до Нижнего Новгорода, на юг – до Азовского моря. Резкое сокращение размеров губернии произошло в 1779 году, в ходе административных реформ Екатерины II.

В начале XIX века в городе возникают первые народные училища и гимназии. В 1798 году открывается губернская типография. В 1800 году в ней издается первый научный труд по истории края – книга Е. А. Болхотвитинова «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии». С 1802 года в Воронеже работает профессиональный театр. В 1804 году на девяти главных улицах введено свечное освещение, всего же работало 417 свечных фонарей. С 1838 года начинается регулярное издание газет. В Воронеже жили народные русские поэты А. В. Кольцов (1809 – 1842 гг.) и И. С. Никитин (1824 – 1861 гг.).

В Отечественной войне 1812 года против Наполеона сражалось более 10 воронежских полков народного ополчения. 8 августа 1805 года Тимофей Кондратьев стал городским архитектором Воронежа. В городе эта должность была введена впервые.

15 декабря 1863 года проведена однодневная перепись жителей – 38672 человека. По числу населения Воронеж занимал 12-е место в России. В 1864 году открылась первая публичная библиотека.

В 60 – 70-х годах XIX века через территорию губернии были проложены железные дороги. Возникают крупные промышленные предприятия, главным образом в Воронеже (Воронежские железнодорожные мастерские – в 1868 году, завод Столля – в 1869 году, и другие). В 1881 году была открыта конная железная дорога (конка).

По переписи 1897 года население Воронежа составляло 84100 человек. Городская территория располагалась на правом берегу реки Воронежа, к ней примыкали пять слобод: три на правобережье (Чижовка, Ямская, Троицкая) и две на левобережье (Придача и Монастырщинка).

На рубеже XIX и начале XX веков Воронеж был одним из красивейших губернских городов.

Тюмень

Длительное время в XVII веке Тюмень подвергалась нападению со стороны кочевников. Поначалу город возводился сплошь из дерева, но после грандиозного пожара в октябре 1695 г., когда деревянный город полностью выгорел, строительство велось в основном каменное. От той поры сохранился Троицкий монастырь.

К 18 веку Тюмень превращается в крупный транзитный пункт торговли, через который проходил основной торговый путь из всей Сибири и Китая в Россию. Но город и сам превращается в промышленный центр. Здесь развивается кожевенное, кузнечное, мыловаренное, мебельное производство. Изделия тюменских мастеров славились на Ирбитской ярмарке, поставлялись в армию, продавались за границу.

В 1782 году Тюмень стала уездным городом Тобольского наместничества.

В XIX веке одновременно с упадком Тобольска город входит в полосу расцвета. Особый импульс его развитию придало проведение через город Транссибирской магистрали. 

Первый пароход в Сибири был собран и спущен в Тюмени в 1836 году.

В 1869 году появилась типография Константина Высоцкого — первая частная типография в Тобольской губернии.

Начиная с 1918 года Тюмень претендует и на административные функции. В 1918 году в Тюмень был перенесён губернский центр из Тобольска. В период Гражданской войны шли бои за город: 20 июля 1918 года Тюмень была занята белогвардейцами, 8 августа 1919 года отряды 51-й дивизии В. К. Блюхера вошли в город.

До 1922 года Тюмень была центром Тюменской губернии, с 1923 по 1933 год — центром Тюменского округа в составе Уральской области.

17 января 1934 Постановлением ВЦИК Уральская область разделена на три области — Свердловскую с центром в г. Свердловске, Челябинскую область с центром в г. Челябинске и Обско-Иртышскую область с центром в г. Тюмени.

С 1935 по 1944 год находилась в составе Омской области.

Фото и гравюры городов XVI-начала XX века Приложение А.

Годы Великой Отечественной войны

Воронеж

В сентябре 1941 года на фронт был отправлен Воронежский добровольческий полк. Он вошел в состав 100-ой стрелковой дивизии. По пути на фронт ей первой было присвоено звание 1-ой гвардейской стрелковой дивизии. Впоследствии полк тоже получил гвардейское звание и закончил войну освобождением австрийской столицы Вены весной 1945 года. В связи с приближением к Воронежу немецких войск 22 октября 1941 года был создан городской комитет обороны. 7 ноября 1941 года по указанию ставки в Воронеже был проведен парад наших войск. Таких парадов было всего три — в Москве, в Куйбышеве и в Воронеже.

В конце июня 1942 года оборона 13-ой и 40-ой армий Брянского фронта была прорвана немецкими войсками из-за предположения Ставки Верховного Главнокомандующего, что наступление будет проведено так же, как и в 1941 году на Центральном фронте в сторону Москвы. Из-за численного превосходства в личном составе и техники немецким войскам удалось подойти к Воронежу и 6 июля захватить правобережную часть города.

7 июля 1942 года был создан Воронежский фронт. До 25 января 1943 года советские войска обороняли Воронеж, выполняя важную задачу — прикрывали Москву с юга и сковывали силы венгерских дивизий. В ходе наступательной операции «Малый Сатурн», а затем Острогожско-Россошанской и Воронежско-Касторненской наступательных операций силами Воронежского фронта были разгромлены 2-я немецкая, 8-я итальянская и 2-я венгерская армии. При этом потери немецких войск составили 320 тысяч солдат и офицеров. Под Воронежем были разгромлены 26 немецких дивизий, а количество пленных было больше, чем под Сталинградом. 25 января 1943 года Воронеж был освобожден.

С 7 июля 1942 года по 25 января 1943 года Воронеж, частично находясь под немецкой оккупацией, понёс значительный ущерб. По данным комиссии Государственного контроля в Воронеже было разрушено 18 тыс. домов (92 % всех жилых зданий). Во время Великой Отечественной войны Воронеж стал местом жестоких кровопролитных боев Красной Армии с немецко-фашистскими захватчиками, продолжавшихся 212 дней: с 28 июня 1942 года по 25 января 1943 года. Линия фронта проходила непосредственно через город, гитлеровцы так и не смогли захватить Воронеж целиком. Город был почти полностью разрушен.

Великая Отечественная война не прошла мимо моей семьи. Все мои прадедушки воевали, а мой прапрадед Грязных Федор погиб в 1942 году на Курской дуге.

Тюмень

В годы Великой Отечественной войны значительно вырос и промышленный потенциал города за счёт эвакуированных из Европейской части СССР предприятий. В 1942 году на тюменском заводе № 241 был построен единственный экземпляр крылатого танка, разрабатывавшегося с 1941 по 1943 год авиаконструктором Антоновым: предполагалось буксировать по воздуху танк Т-60, погружённый на планёр КТ («Крылья танка»). В 1943 году танк был снят с производства.

В годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) в городе работало 22 эвакуированных предприятия. Фронту поставлялись бронекатера, миномёты, мотоциклы, электрооборудование для танков, снаряды, мины, полушубки, валенки и продовольствие. 20 тысяч тюменцев воевали на фронте.

14 августа 1944 года была создана Тюменская область, центром которой стала Тюмень. Во время Великой Отечественной войны в город было эвакуировано тело В. И. Ленина; функции мавзолея временно исполняло здание нынешней Тюменской государственной сельскохозяйственной академии.

В феврале 1944 года тюменская милиция в течение двух недель собирала по городу котов и кошек для отправки в Эрмитаж (г. Ленинград), где за время блокады развелось множество грызунов, представлявших угрозу для произведений искусства. 238 «усатых стражей» было отправлено в северную столицу, где они дали начало новой популяции ленинградских кошек.

Фото времен Великой Отечественной войны Приложение Б.

Развитие городов в послевоенное время

Воронеж

Восстановление Воронежа началось в 1943 году сразу же после его освобождения (25 января 1943 года) от немецко-фашистских захватчиков и завершилось к концу 50-х годов. Население города в 1959 году составило 448,2 тысячи человек.

К 1950 году восстановление Воронежа было практически завершено. Были восстановлены многие здания и архитектурные памятники города. В 1950-е годы в городе заработали новые предприятия Воронежский керамический завод, шинный завод и др. В Воронеже на предприятии Конструкторского бюро химавтоматики (КБХА) был разработан кислородно-керосиновый жидкостно-ракетный двигатель РД0105 для третьей ступени ракет-носителей «Луна». С помощью этого двигателя в 1959 году впервые в мире была достигнута вторая космическая скорость. На основе двигателя РД0105 был создан двигатель для третьей ступени ракеты-носителя, которая вывела в космос космический корабль «Восток» с первым в мире космонавтом Ю. А. Гагариным на борту. Именно в Воронеже на Воронежском авиационном заводе в 1968 году был впервые в мире серийно построен сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144. В октябре 1977 года на заводе был построен первый отечественный аэробус (широкофюзеляжный самолёт) Ил-86.

В 60-е и 70-е годы продолжалось развитие города, сопровождавшееся расширением жилого фонда, появлением новых благоустроенных микрорайонов. В 1972 году было создано Воронежское водохранилище.

Это время промышленного подъема хорошо помнят мои бабушки и дедушки. Они трудились на различных предприятиях, помогая стране развиваться.

Тюмень

Открытие месторождений нефти и газа на территории области стало новой страницей в истории Тюмени.

В 1960–70-е годы среди тайги, болот и тундры началось их освоение. В 1966 году начато строительство железной дороги Тюмень – Тобольск – Cургут – Нижневартовск. В 1967 г. создано Тюменское управление гражданской авиации. Многие предприятия начали работать на нефтегазовый комплекс. Тюменские авиаторы доставляли геодезистов, топографов, геологов, буровиков, строителей разных специальностей и оборудование в самые труднодоступные точки. Речники осваивали новые водные пути на многочисленных реках Западной Сибири. Тюмень стала исходным и перевалочным пунктом по доставке грузов на Север. В это время в городе были построены новые специализированные предприятия, проектные институты, высшие учебные заведения. В 1970 году на улицах Тюмени появился первый троллейбус, в 1973 г. открыт университет.

Современное состояние городов

Воронеж

Воронеж сегодня-это крупный город с население более 1 млн человек.  Удалённость Воронежа от Москвы – 470 километров. 

В 2008 году Воронежу было присвоено почётное звание Города воинской славы.

Воронеж – это столица Черноземья.

Воронеж еще часто называют Городом Студентов. На то есть причины, ведь здесь больше 36-ти ВУЗов и 53 СУЗов. По средним данным в них учится 127 тысяч студентов.

В Воронеже хорошо развита промышленность, в том числе – высокотехнологичная.  В настоящее время в экономике Воронежа значительное место, кроме машиностроения и обработки металла, занимают такие отрасли, как химическая (в том числе – переработка нефтепродуктов), пищевая, лёгкая, электронная, полиграфическая и деревообрабатывающая промышленность. В последние несколько лет в Воронеже стала развиваться сфера торговли и услуг, с 2006 года строятся бизнес-центры и торгово-развлекательные комплексы.

Современный Воронеж является крупной транспортной развязкой, в нём расположены два ж/д вокзала (Воронеж-Один и Воронеж-Два Курский), в настоящее время в стадии проектирования находится третий вокзал. С точки зрения автомобильных дорог Воронежская область также имеет значение как в федеральном (трасса М4), так и в региональном плане (трасса А144), в городе расположено два автовокзала. Всего в пяти километрах от Воронежа расположен аэропорт Воронеж, который в 1995 году получил статус международного.

Современный Воронеж я хорошо знаю. Я люблю его широкие зеленые улицы, парки и скверы. И аэропорт, из которого мы несколько раз в год улетаем обратно в Тюмень.

Тюмень

Современная Тюмень – это крупный промышленный центр, город науки, культуры и спорта. За последние годы город значительно преобразился: возведены новые микрорайоны, построены автодороги, мосты, расширены улицы. Всему этому способствовали разработки месторождений нефти и газа. В 2018 году численность населения города составило более 768 тыс. человек.

Факты о современном городе:

В 1996 году установлены новые границы Тюмени, впервые принят Устав города.

В 2003, 2005 – 2008 гг. Тюмень занимала призовые места во Всероссийском конкурсе, проводимом Правительством РФ, «Самый благоустроенный город России» среди городов I категории.

В 2007 году – II место в номинации «Экономика и финансы муниципального образования» Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование», проводимом Министерством регионального развития Российской Федерации.

В 2008 году образован Восточный административный округ города Тюмени; в ноябре открыто новое здание ГАУК Тюменской области «Тюменский драматический театр» на площади 400-летия Тюмени; открыт ГАУ ТО «Западно-Сибирский инновационный центр».

В 2010 году Тюмени присуждено III место в номинации «Лучшая местная администрация» среди городских округов – административных центров». Конкурс проводится Министерством регионального развития Российской Федерации.

В 2012 году Тюмень заняла VI место в рейтинге лучших городов для бизнеса в России (издание «Форбс»), V место в рейтинге лучших российских городов по соотношению цены и качества жизни (Петербургский институт территориального планирования).

В 2013 году – VII место в рейтинге лучших городов России по привлекательности для жизни и бизнеса (исследование журнала РБК).

В 2014 году – IX место в стране по показателю рождаемости (данные информационного портала «Градотека») и X место в рейтинге самых быстро растущих городов России (исследование журнала РБК).

2014 – 2015 гг. – I место в рейтинге городов с самым лучшим качеством жизни (исследование Финансового университета при Правительстве Российской Федерации).

2014 год – I место в ежегодном народном рейтинге мегаполисов России, объединяющем статистические показатели «Индекса городского развития» и результаты социологического опроса жителей (составлен изданием «Русский репортер»).

В 2015 – 2016 гг. Тюмень занимает лидирующие позиции в рейтингах по качеству строительства дорог и развитию городской инфраструктуры, составленным по итогам инспекции Общероссийского народного фронта, экспедиции телеканала «Россия24».

2016 год – Тюмень второй раз стала лауреатом премии Финансового университета при Правительстве РФ в области качества жизни в номинации «Лучший город России по качеству жизни населения». 

2017 год -Тюмень заняла первое местов Рейтинге устойчивого развития городов России.

2017 год – Тюмень второй раз подряд заняла первое место в народном рейтинге мегаполисов России (по данным федерального издания «Русский репортер»).

2017 год – Тюмень третий раз стала  лауреатом премии Финансового университета при Правительстве РФ в области качества жизни в номинации «Лучший город России по качеству жизни населения» (с численностью более 500 тысяч человек).

Облик современных городов Приложение В.

Люди, прославившие Воронеж и Тюмень

Воронежская земля известна многими литературными деятелями. Здесь в разное время жили и работали такие писатели и поэты как И.А. Бунин, А.М. Горький, А.В. Кольцов, И.С. Никитин, О.Э. Мандельштам, С.Я. Маршак, А.П. Платонов, Н.В. Станкевич, Г.Н. Троепольский. Деятели искусства И.Н. Крамской, А.Л. Дуров, К.И. Массалитинов, М.Н. Мордасова, М.Е. Пятницкий. Также, в Воронеже жили и работали такие ученые, как Н.И. Вавилов, В.В. Докучаев, Н.Н. Бурденко и многие другие. Их именами названы улицы города.

Тюмень и Тюменскую область прославили такие люди, как ученый Д.И. Менделеев, поэт П.П. Ершов, композитор А.Алябьев, меценат С.С. Мамонтов, писатель В.П. Крапивин, художник В.Г. Перов, архитектор Н. Никитин и многие другие. Улицы города Тюмени носят их имена.

Приложение Г.

Самые известные достопримечательности

Визитной карточкой Воронежа сегодня является корабль-музей Гото Предестинация. Действующая историческая копия русского линейного корабля «Гото Предестинация» времён Петра I, построенная в 2011—2014 годах. Корабль пришвартован у Адмиралтейской площади в Воронеже.

Также, самыми известными и узнаваемыми памятниками г.Воронежа являются памятники Белый Бим черное ухо и Котенок с улицы Лизюкова.

Благовещенский кафедральный собор г. Воронежа - является третьим по величине в России православным храмом и одним из самых высоких православных храмов мира.

Воронеж богат памятниками, посвященными деятелям науки и искусства, православными храмами, некоторые из которых являются архитектурным наследием 17-18 веков. В городе множество парков и скверов.

Визитной карточкой Тюмени является Тюменский Мост Влюблённых — вантовый пешеходный мост через реку Тура в Центральном округе города Тюмени.

Популярность среди жителей и гостей города завоевал Сквер сибирских кошек.

Знаменский кафедральный собор и Свято-троицкий мужской монастырь являются памятниками архитектуры 17-18 веков.

Набережная реки Тура – это одно из любимых мест для прогулок жителей и гостей города.

В Тюмени есть несколько интересных и запоминающихся памятников: это скульптура Дворника, скульптурная композиция Трио на Цветном бульваре.

В городе множество красивых старых зданий 19-начала 20 века, которые являются памятника архитектурного зодчества.

В городе множество парков и скверов – излюбленные места для прогулок горожан.

Фото достопримечательностей Приложение Д.

Все эти достопримечательности я видел и хорошо знаю. Все они для меня любимы и близки.

2. Анкетирование учащихся 2 - 4 классов

Для того, чтобы выяснить, что знают мои сверстники об истории своего любимого города, я провел анкетирование. Анкету можно посмотреть в Приложении Е.

Результаты анкетирования показали следующее:

У 90% любимый город – Тюмень;

6% любимый город – Москва;

2% любимый город – Санкт-Петербург;

2% любимый город – Сочи.

Дату основания города Тюмень знают только 30% опрошенных.

На вопрос «Любимое место в городе» ответили так:

70% - Мост Влюбленных и набережная города;

10% - Загородный сад;

10% - школа;

10% - затруднились ответить.

На вопрос «Откуда родом твои родители» смогли ответить 90% учащихся.

На вопрос «Откуда родом твои бабушки и дедушки» ответили только 50% учащихся.

Результаты анкетирования я привел в виде диаграммы в Приложении Ж.

3. Создание группа ВК «Мой любимый город»

Просмотрев ресурсы интернета, я не нашел ни одного сайта или информационного ресурса, где была бы собрана история городов нашей страны. И, поэтому, я решил создать такую страницу, где каждый бы смог написать свою историю о том, как конкретные города нашей страны повлияли на жизнь его семьи или поделиться интересными фактами об истории своего любимого города.

История моего рода

В нашей огромной стране множество городов и все они такие разные! В каждом городе живут сотни тысяч, а, иногда, и миллионы человек. И каждый город по-своему влияет на каждого своего жителя. Это зависит от расположения города, его климата. Эти факторы формируют основное направление деятельности людей, живущих в нем. А каждый человек, в свою очередь, влияет на судьбу и развитие своего города.

А как же сложилась история моего рода? Как эта история связана с городами, в которых жили мои бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки?

Большая часть моих предков родились и жили в Воронежской области. Как известно, это сельскохозяйственный регион с плодородной землей. И это отразилось на их жизни и роде занятий. Они трудились на полях и в огородах, продавали выращенные своими руками овощи и фрукты. В советское время трудились в колхозах, помогая, таким образом, встать стране на ноги после тяжелой войны. На первый взгляд, ничего особенного. Но, если задуматься, то именно эти люди, каждый день проводящие под палящим солнцем, кормили всю страну.

Мой прапрадедушка по материнской линии Бутаков Иван был помором и жил в Архангельской области. Он прожил очень интересную жизнь. Он участвовал в Первой мировой войне, плавал на кораблях, был в плену у англичан. Бежал из плена и вернулся в свою родную деревню на реке Мезень. Его всегда тянуло море, родной край, родная деревня. Он построил дом, который стоит и сейчас, такой же, как будто время не властно над ним. Я видел этот дом на фотографиях. И моя мечта побывать там, посмотреть на этот дом, который прапрадед построил на века. А вот моя прабабушка, его дочь, Бутакова Нина Ивановна, родившаяся в этой деревне, с суровым климатом, всегда хотела тепла. И, когда она познакомилась и вышла замуж за моего прадеда Копытина Ивана Константиновича, который был родом из Воронежской области, то она настояла переехать в теплый край. Она очень хотела яблок и свой сад. Они переехали в 1946 году. И их жизнь уже зависела от того, как и чем жил тогда послевоенный полностью разрушенный Воронеж. Было тяжело. И, возможно, на севере в суровом климате, где война так сильно не коснулась людей, жить тогда было людям легче, чем в центральной части нашей страны. И если бы они остались на севере, судьба моих прадедушки и прабабушки, а, может, и всей семьи, сложилась бы по-другому. Но, выбор был сделан. Они все преодолели, все смогли. Трудились на благо страны, поднимали разрушенный город и внесли свой неоценимый вклад в его сегодняшний облик.

А сегодня мои родители сделали свой выбор, который кардинально поменял жизнь всей нашей семьи. Из теплого Воронежа мы переехали жить в Тюмень. Зачем? Как это повлияет на нашу судьбу? Покажет время. Я люблю Воронеж, скучаю по своим бабушкам и дедушкам. Но я искренне полюбил Сибирь, с ее настоящей зимой. Наверное, во мне говорит голос моего прапрадеда. Я горжусь своими родителями и своими предками, которые своим примером учат меня не бояться трудностей и перемен.

Фото моих предков представлены в приложении И.

Заключение

Гипотеза о том, что города Воронеж и Тюмень сыграли большую роль в жизни и развитии нашей страны подтвердилась. Эти два города находятся в разных частях и географических зонах России. Но, тем не менее, каждый из них внес неоценимую лепту в историю. И в настоящее время они играют важную роль, Воронеж – важный сельскохозяйственный регион, а Тюмень – нефтегазовая столица России.

Эти оба города для меня одинаково любимы. История Воронежа неразрывно связана с историей моего рода, а современная история Тюмени неразрывно связана с моей жизнью.

Как выяснилось, у всех моих сверстников есть свой любимый город, любимые места в этом городе, но они мало знают об его истории.

Но все люди нашей страны должны знать свою историю. И начинать нужно с малого, с истории того места, где ты родился и где живешь сейчас. Изучая свою историю, мы становимся патриотами своей страны.

Использованные источники

В.П. Загоровский История Воронежского края от А до Я. Воронеж. Центр.-Чернозем.кн.из-во,1982.

О.Ласунский Литературная прогулка по Воронежу. 2006

Ю.В. Пыльнев, Л.П. Шилина Волшебная книга. Воронежская история в рассказах для детей. 2011.

А.А. Петрушин Тюмень без секретов. Мандр и Ка, 2011.

С.Н. Кубочкин Заводская слободка, и еще 1000 штрихов к портрету забытой Тюмени. Мандр и Ка, 2011.

А.С Иваненко Новые прогулки по Тюмени. Мандр и Ка, 2012.

http://www.vrn-histpage.ru

http://vif-vrn.ru

http://www.tyumen-city.ru/gorodtumeny/istoriigoroda

http://alltmn.ru/

Приложение А. Города Воронеж и Тюмень на фото и гравюрах

XVI-начала XX века

1.Воронеж в XVI-начале XX века

Крепость Воронеж. Рисунок XVII века

Гравюра Воронежа XVIII века (на переднем плане Петровский остров и цейхгауз)

Гравюра Адриана Шхонебека, изображающая первый линейный корабль «Гото Предестинация»

2. Тюмень в XVI-начале XX века

Приложение Б. Фото периода Великой Отечественной войны

1. Воронеж

2. Тюмень

Приложение В. Облик современных городов

Воронеж

2. Тюмень

Приложение Г. Люди, прославившие Воронеж и Тюмень

Воронеж

А.В. Кольцов

И.А. Бунин

С.Я. Маршак

И.Н. Крамской

М.Н. Мордасова

А.Л. Дуров

Тюмень

Д.И. Менделеев

П.П. Ершов

А.В. Алябьев

Приложение Д. Самые известные достопримечательности

Воронеж

Гото Предестинация

Белый Бим черное ухо

Котенок с улицы Лизюкова

Тюмень

Мост влюбленных

Сквер сибирских кошек

Композиция Трио на Цветном бульваре

Знаменский кафедральный собор в г.Тюмень

Приложение Е. Анкета учащихся

АНКЕТА

«Мой любимый город»

Какой твой любимый город? ___________________________________________

Почему?_____________________________________________________________ _____________________________________________________________________

Ты родился в этом городе?______________________________________________

Знаешь ли ты, в каком году или сколько лет назад был основан город? _________ _____________________________________________________________________

Есть у тебя любимое место в городе? Какое? ______________________________ _____________________________________________________________________

Что для тебя является символом города? __________________________________ _____________________________________________________________________

Какие главные достопримечательности, площади и улицы в городе ты знаешь? _____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Откуда родом твои родители? _____________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Откуда родом твои бабушки и дедушки? ___________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение Ж. Результаты анкетирования

Приложение И. Фото моих предков

Прадедушка Копытин Иван Константинович (фото слева 1935 года, фото справа 1975 года)

Прабабушка Копытина (Бутакова) Нина Ивановна (фото слева 1939 года, фото справа 1980 года)

П

Прапрадедушка Бутаков Иван Иванович (фото 1917 года)

Дом в деревне Кильца Архангельской области

Прабабушка Грязных Евдокия Андреевна

Просмотров работы: 65