«Нюхли», «Орлиный глаз», «Чуткое ухо».

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Нюхли», «Орлиный глаз», «Чуткое ухо».

Окотэтто Е.М. 1
1МБОУ "Сеяхинская Ши"
Константинова М.В. 1
1Викторовна
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«…Как мышь, крадусь во мраке, плыву, как камбала,  

А нюх как у собаки, а глаз – как у орла…»

песенка гениального сыщика м/ф «Бременские музыканты»

Актуальность 

При изучении предмета «Окружающий мир» в третьем классе мне показалась очень интересной тема «Органы чувств». Я узнала, какие органы чувств есть у человека. На уроках мы получаем только общее представление об этих органах. Оказалось, что зрение, слух, осязание, обоняние, вкус - это чувства, помогающие человеку все осознавать.

Также мы узнали, что существуют люди, имеющие абсолютный слух, зрение, осязание, обоняние, особенные вкусовые рецепторы, которые позволяют им становиться изумительными поварами или создателями декоративных запахов и духов. У меня возник вопрос, а среди моих одноклассников есть такие люди, которые обладают исключительными органами чувств?

Цель проекта: экспериментальным путем выявить есть ли среди моих одноклассников люди, которые обладают исключительными органами чувств.

Задачи проекта:

Изучить информацию об органах чувств человека при помощи дополнительной литературы и интернета.

Познакомиться с методами исследования – наблюдением и сравнением.

Сравнить особенности органов чувств животных и человека.

Провести анкетирование среди одноклассников.

Провести эксперименты по изучению особенностей органов чувств одноклассников, зафиксировать результаты.

Описать полученные результаты, сделать выводы.

Объект исследования: органы чувств.

Предмет исследования: особенности органов чувств человека.

Методы исследования:

сбор и анализ информации по данной теме;

сравнение;

анкетирование;

эксперимент;

наблюдение.

Материалы и оборудование:

компьютер;

фотоаппарат;

материалы для экспериментов (сантиметровая лента, иллюстрации «оптические иллюзии», файл, лист картона, лист бумаги, джем (земляничный, брусничный, вишневый), арахис, яблоко, морковь, печенье, мандарин, эфирные масла (пихта, бергамот, грейпфрут, хвоя, розмарин).

1.Основная часть

1.1.Необычные способности животных

Свою исследовательскую работу я начала с изучения органов чувств разных животных.

Из дополнительной литературы в библиотеке я узнала, что в процессе приспособления к окружающей среде у разных представителей животного царства возникли органы чувств, отсутствующие у человека.

Так, например, по информации сайта mir-znaniy.com, белые медведи обладают тепловой чувствительностью. Они способны в полной темноте отыскать палатку с человеком посреди обширной заснеженной равнины! Инфракрасное зрение жизненно необходимо оленям и совам для охоты ночью или поиска пищи. Еще я узнала, что голуби совершают далекие путешествия, ориентируясь по магнитному полю Земли.

Мне показалось очень интересным, что такие животные, как акула, электрический угорь, нильский окунь, обладают «электрическими чувствами». Электрический угорь (пресноводная южноамериканская рыба) способен в полной темноте различать даже объекты разного цвета, потому что они обладают разной электропроводностью. Нильский окунь, испускающий по 300 электрических импульсов в секунду, «оснащен» настоящим электрическим радаром! Акулы способны воспринимать самые слабые электрические поля. Электрический угорь и некоторые другие рыбы используют электричество и в качестве оружия.

Меня удивило то, что у утконоса есть «электронный клюв». Когда он ныряет, его глаза, ноздри и уши полностью закрыты — чтобы вода не попадала. В клюве утконоса есть множество чувствительных рецепторов, которые улавливают даже самые слабые электрические поля, возникающие при движении живых организмов. Кроме того, клюв утконоса также очень чувствителен к волнениям, возникающим в толще воды. Два этих чувства (электрорецепция и механорецепция) позволяют утконосу определять местоположение своей жертвы с поразительной точностью.

Я считаю необычным тот факт, что летучие мыши и дельфины обладают эхолокацией. Они могут издавать ультразвуки и использовать возникающее эхо для ориентации в пространстве. С помощью эха летучие мыши оценивают расстояние до объекта и даже его форму. Летучие мыши улавливают эхо ушами и кожистыми выростами вокруг ноздрей, а дельфины — нижней челюстью. Некоторые животные используют для общения инфразвуки, также не воспринимаемые человеческом ухом. Инфразвуковое общение свойственно, например, слонам и китам. Звуки, издаваемые слонами, разносятся на несколько километров, а китами — на десятки километров.

Для меня было открытием, что есть такие животные, которые обладают вкусовыми ощущениями. У сома всё его тело, по сути, представляет собой сплошной язык, укрытый вкусовыми чувствительными клетками. Более чем 175 тысяч таких клеток позволяют ощутить весь спектр проходящих через них вкусовых оттенков. Способность улавливать тончайшие вкусовые нюансы дает этим рыбам возможность не только почувствовать присутствие добычи на значительном расстоянии, но и точно определить её местоположение, причем это все происходит в очень мутной воде — типичной среде обитания сомов.

Органы чувств человека

После изучения информации об особенностях органов чувств животных, я продолжила работу с дополнительной литературой, чтобы пополнить мои знания об органах чувств человека. В процессе сбора информации я узнала, как устроены наши органы чувств, как они работают, об их связи с головным мозгом. Кроме этого, про них есть много пословиц, фразеологизмов и загадок.

Рассмотрим каждый орган чувств подробнее, а загадки подскажут, о каком из органов пойдет речь.

Брат с братом через дорогу живут,
А один другого не видит (глаза).

Глаза – орган зрения. Это окно в окружающий нас мир. Оказывается, сам глаз круглый, как яблоко, за что его называют глазным яблоком. Глазное яблоко покрыто твердой оболочкой, как яйцо скорлупой. Эта оболочка называется роговицей. В центре глаза есть черная точка, это – зрачок. Он пропускает свет и может то расширяться, то сужаться. Цветное колечко вокруг зрачка – это радужка. От нее зависит цвет глаз. За зрачком находится хрусталик. Он помогает видеть далекие и близкие предметы. Глаз связан с мозгом. Предметы в глазах отображаются перевернутыми. Правильным изображение делает головной мозг. Глаз имеет сложное строение. Если глаз повредить, то восстановить зрение практически невозможно.

У зверушки - на макушке,
А у нас - сбоку от глаз (Уши).

С помощью ушей мы слышим. Наши уши похожи на морские раковины. Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Ушная раковина - это внешняя часть нашего уха. А ещё у нас есть внутреннее ухо и среднее ухо. Наружная часть ловит звук и передаёт его в среднее ухо. Звуковые волны проходят по слуховому проходу и ударяются о барабанную перепонку. Она сокращается, или вибрирует, и эти движения передаются с помощью трех маленьких косточек в ушную улитку. Улитка преобразует вибрации в нервные сигналы, поступающие в мозг. После этого звуки приобретают для нас смысловое значение. Мы их различаем и понимаем. Наши уши должны слышать спокойные звуки, когда мы громко кричим, слушаем громкую музыку, мы вредим нашим ушам.

Если б не было его,
Не сказал бы ничего (Язык).

Язык – это орган вкуса. На языке расположены окончания нервов, благодаря им человек различает вкус пищи. Вкус - это ощущение, возникающее при действии химических веществ на рецепторы вкусовых органов, расположенных у млекопитающих и у человека на слизистой оболочке рта.

Вкус влияет не только на количество пищи, но и на ее состав. Поэтому вкус еды – это не только сигнал, что пора переваривать пищу, но и заказ на состав желудочного сока. Некоторые утверждают, что вкусовые ощущения можно тренировать, если сконцентрировать внимание на кончике языка. До сих пор неизвестно, на каком уровне пять элементарных сигналов образуют те тысячи вкусов, которые различает человек.

Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит (Нос).

Нос – важный элемент тела человека, так как он отвечает сразу за две основные функции – обоняние и дыхание. Нос связан с мозгом нервными нитями. Когда нам запах не нравится, то мозг посылает сигнал тревоги и носовой проход сужается. А если запах приятный, то дышится легко, нервы успокаиваются.

Обоняние – ощущение запаха, способность определять запах веществ, рассеянных в воздухе или растворенных в воде (если речь идет о животных, живущих в ней). Не стоит недооценивать обоняние. Ведь это чувство способно доставить нам удовольствие, например, когда мы чувствуем запах вкусной еды или хороших духов, так и предупредить нас об опасности. Например, первое, что мы чувствуем при начинающемся пожаре – это запах гари.

Мягкое и твердое, острое, тупое, 
Горячее, холодное, мокрое, сухое.
Разобраться в этом сложно.
Нам поможет наша…
 (кожа).

Кожа - орган осязания. Осязание – один из пяти видов чувств человека, способность различать предметы и их температуру при помощи прикосновения.

Ощущения, вызываемые прикосновением, давлением, вибрацией, действием фактуры предметов, могут быть как приятными, так и болезненными. Осязание позволяет нам изучать предметы, с которыми мы соприкасаемся, а также защищает нас от различных опасностей, например, сообщая нам о температуре поверхностей. Осязание играет не менее важную роль, чем зрение и слух. Трогая рукой какой - то предмет, мы узнаем богатую информацию о нем. Невозможно узнать это другим способом.

С помощью изучаемой информации я пополнила свои знания о пяти органах чувств. Анализируя литературу, я сделала для себя открытие: в мире есть люди, которые не различают цвета. Ученые это называют дальтонизмом. Есть животные, которые тоже не различают цвета, например, кролики. Я узнала, что у многих животных слух, зрение и обоняние гораздо острее, чем у человека. Например, летучие мыши и дельфины могут улавливать ультразвуки, слоны и киты издают инфразвуки. Олени и совы обладают инфракрасным зрением. Оно необходимо им для охоты ночью или поиска пищи. Такие уникальные способности у человека, конечно же, отсутствуют. Некоторые из животных чувствительны к раздражителям, которые мы воспринимать вообще не можем.

Мне стало интересно, что об органах чувств человека знают мои одноклассники, и есть ли в моем классе ученики, обладающие абсолютным слухом и исключительным зрением. Все ли мои одноклассники могут назвать предмет, не глядя на него. Или определить пищу только по ее вкусу.

2. Практическая часть

После работы с литературой и информацией из интернета я поделилась своими открытиями с одноклассниками. Я рассказала им об уникальных способностях животных и своем сравнении органов чувств животных и человека. Эта информация ребят заинтересовала, и они согласились мне помочь, приняв участие в моем исследовании. Вместе с руководителем мы составили анкету, которая помогла выяснить, что они знают об органах чувств человека и знают ли они правила гигиены и ухода за ними. Мы провели анкетирование.

Первым вопросом в анкете мы решили проверить у моих одноклассников, что они знают об органах чувств человека. Как оказалось, их знания ограничиваются только названием органов чувств.

Во втором вопросе предлагалось из трех групп выбрать ту, в которой представлены только органы чувств человека. На этот вопрос все ребята ответили верно.

На третий вопрос «Как называется способность человека чувствовать прикосновения?», из 12 анкетируемых верно ответили 9 человек.

На вопрос «Как называется способность человека чувствовать запахи?», правильно ответили 10 человек из 12.

Такой же результат оказался и в вопросе № 5: «Как называется способность человека чувствовать вкус».

В шестом вопросе надо было указать, сколько времени рекомендуется проводить за компьютером, правильно ответили 10 человек.

На седьмой вопрос знают правильный ответ 7 человек.

Вывод: большинство ребят знакомы с органами чувств человека и их назначением, но не все знают правила гигиены и ухода за ними. Думаю, что мне нужно рассказать об этом моим одноклассникам.

Для того чтобы выявить, есть ли среди моих одноклассников люди, которые обладают исключительными органами чувств, мы с моим руководителем собрали группу из 12 человек, разработали и провели в классе 5 экспериментов.

2.1.Эксперимент №1 «Орлиный глаз»

Цель: проверить точность зрения.

В классе на доске разместили иллюстрации оптических иллюзий (иллюзия – это человеческое восприятие предмета или явления искаженным образом).

На рисунке 1 изображены две линии. На первый взгляд они кажутся разными. Мнения в нашей исследовательской группе разделились. Некоторые участники группы считали, что первая линия длиннее, чем вторая. Чтобы проверить наши предположения, мы решили убрать стрелки. В итоге мы пришли к выводу: именно данные стрелки создают ощущение того, что линии имеют разную длину.

На рисунке 2 мы увидели линии по-разному. Одни считали, что они прямые, а другие участники эксперимента решили, что они слегка искривлены. На самом деле все линии прямые. Иллюзию кривых линий создаёт их пересечение.

На рисунке 3 на пересечении линий расположены 12 черных точек – кружков. При близком рассмотрении мы увидели все 12 точек. Точки стали исчезать, когда увеличивалось расстояние между рисунком и человеком, который смотрел на данный рисунок. Но у каждого участника группы расстояние было разное. Это зависело от качества зрения. Так, эксперимент показал отличное зрение у 4 испытуемых. Они смогли увидеть точки на расстоянии 10 шагов. (см. Приложение 1).

Вывод: из 12 испытуемых отличное зрение оказалось только у 4 человек.

2.2. Эксперимент №2 «Нюхли».

Цель эксперимента – выяснить, запоминаем ли мы запахи.

В начале эксперимента мы рассмотрели и протестировали эфирные масла. Для эксперимента нами были взяты следующие эфирные масла: пихта, хвоя, грейпфрут, бергамот, розмарин, мандарин. Затем мы взяли шесть полосок, подписали их с обратной стороны и нанесли на поверхность по капле каждого эфирного масла. При нанесении, мы старались сделать так, чтобы полоски с эфирными маслами не соприкасались друг с другом и находились друг от друга на некотором расстоянии. Каждый испытуемый тестировал запах с закрытыми глазами.

Вывод: из 12 человек только двое смогли точно угадать все запахи. Это говорит о том, что у них обоняние находится на высоком уровне (см. Приложение 2).

Эксперимент №3 «Тактильные способности».

Цель данного эксперимента – выяснить, как мы ощущаем и запоминаем окружающие нас предметы.

Для эксперимента нам понадобились: лист картона, лист бумаги, пластмасс и файл.

Завязанными глазами на ощупь мы пытались определить каждый из предметов.

Вывод: из 12 человек испытуемых лишь 7 человек смогли точно назвать предметы. Значит, у них высокий уровень тактильных ощущений (см Приложение 3).

Эксперимент №4 «Вкус».

Цель эксперимента – проверить свою способность определять продукт по его вкусу.

Для эксперимента мы выбрали следующие продукты: джем (земляничный, брусничный, вишневый), морковь, печенье, арахис, яблоко. Каждому испытуемому, как и в эксперименте № 3, завязывали глаза, и этот человек должен был определить по вкусу и назвать предлагаемый ему продукт.

Вывод: все участники правильно определили морковь, яблоко и печенье. Два человека перепутали вкус арахиса с семенами подсолнуха. Наиболее сложным для одноклассников оказалось определение вкусов джема, например, брусничный и земляничный. В эксперименте № 4 никто из одноклассников не смог точно назвать все продукты. (см. Приложение 4).

Эксперимент №5 «Чуткое ухо».

Цель эксперимента - узнать с какого расстояния мы можем услышать самый тихий звук (шепот).

У кого-то из нас слух острее, у кого-то чуть менее острый. Вначале мы провели измерения без использования «слуховой трубы» из бумаги, затем – на том же расстоянии провели измерения со «слуховой трубой».

Вывод: только 5 испытуемых из 12 точно услышали самые тихие звуки без слуховой трубы (см. Приложение 5).

Итог экспериментов. В ходе проведенных мной экспериментов я узнала, что из 12 одноклассников, которые приняли участие в эксперименте: у 4 - острое зрение, у 2 - обоняние находится на высоком уровне, 5 человек - обладают абсолютным слухом, а 7 человек имеют высокий уровень тактильных ощущений. Целью моей работы было экспериментальным путем выявить есть ли среди моих одноклассников люди, которые обладают исключительными органами чувств. Как оказалось, таких людей в нашем классе, среди одноклассников, которые согласились на эксперимент, нет.

Заключение

В процессе работы над темой я узнала, каким образом органы чувств помогают человеку ощущать и познавать окружающий мир. С помощью глаз мы можем видеть то, что нас окружает: людей, животных, всю красоту природы. С помощью ушей мы слышим разные звуки, речь людей. Нос позволяет нам чувствовать запахи и дышать. С помощью языка мы разговариваем и ощущаем вкус пищи. Под поверхностью кожи находятся специальные рецепторы, которые позволяют нам на ощупь различать предметы и их температуру при помощи прикосновения.

Кроме этого, наши органы чувств не только позволяют изучать окружающий мир, они также обладают определенными особенностями. Например, позволяют запоминать и воспроизводить запахи, вкус пищи, не глядя определять предметы.Органы чувств человека - это те самые органы при помощи, которых человек взаимодействует с окружающим миром. При помощи органов чувств человек может осознавать, что ожидает его в тот или иной момент.

Я узнала о том, что большинство ребят моего класса знакомы с органами чувств человека и их назначением, но не все знают правила гигиены и ухода за ними. Поэтому по итогам проведенной работы мы с руководителем провели классный час, на котором я рассказала о проведенном мною исследовании, результатах наших экспериментов, удивительных фактах (см. Приложение 6).

Список литературы:

Козлова, С.А. Тематический словарь в картинках. Я и мое тело: Органы чувств человека (Программа «Я – человек»)/ С.А. Козлова. – М.: Школьная пресса, 2015. – 40 с.

Пиль А. Мое тело. Москва. «Планета детства», ACT, 2000.

Ричард Уокер Анатомия человека — иллюстрированный атлас для детей, Москва, «ОНИКС 21 век», 2016.

Электронные ресурсы:

http://mir-znaniy.com/organyi-chuvstv-u-zhivotnyih

Приложение 1

Эксперимент №1 «Орлиный глаз»

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

п/п

Имена участников

Расстояние

(количество шагов)

1

Алевтина

6

2

Василий

7

3

Екатерина М.

6

4

Екатерина Я.

10

5

Илона

6

6

Климентий

4

7

Марк

9

8

Хасава

10

9

Хасевко

10

10

Юрий

6

11

Марта

10

12

Дарина

6

Приложение 2

Эксперимент №2 «Нюхли»

Имена участников

Эксперимент «нюхли»

 

грейпфрут

пихта

бергамот

эвкалипт

мандарин

розмарин

Алевтина

-

-

-

-

-

-

Дарина

-

-

-

-

-

-

Василий

-

-

-

-

+

-

Екатерина М.

-

-

-

-

-

-

Екатерина Я.

-

+

-

-

+

-

Ростислав

-

-

+

-

-

-

Климентий

+

+

-

-

-

+

Марк

-

-

-

-

-

-

Марта

+

-

-

-

+

-

Хасава

-

+

-

-

+

+

Хасевко

+

+

+

+

+

+

Юрий

+

+

+

+

+

+

Верно определили

5

5

3

2

6

4

Приложение 3

Эксперимент №3 «Тактильные способности»

п/п

Имена участников

Эксперимент «Тактильные способности»

   

бумага

файл

пластмасс

картон

1

Алевтина

+

+

-

+

2

Василий

-

-

+

-

3

Екатерина М.

+

+

+

+

4

Екатерина Я.

+

+

+

+

5

Илона

+

+

+

+

6

Климентий

+

+

+

+

7

Марк

-

+

-

+

8

Хасава

+

+

+

+

9

Хасевко

+

+

+

+

10

Юрий

+

+

+

+

11

Марта

+

-

+

-

12

Дарина

+

+

-

+

Верно определили

10

10

9

10

Приложение 4

Эксперимент №4 «Чувство вкуса»

п/п

Имена участников

Эксперимент «вкус»

Название продукта

Джем

мор

ковь

орех

печенье

яблоко

брусничный

земляничный

вишневый

1

Алевтина

-

+

-

+

+

+

+

2

Василий

-

-

-

+

+

+

+

3

Екатерина М.

-

+

-

+

+

+

+

4

Екатерина Я.

-

-

-

+

+

+

+

5

Марта

-

-

-

+

+

+

+

6

Климентий

+

-

+

+

+

+

+

7

Марк

-

-

-

+

-

+

+

8

Хасава

-

-

-

+

-

+

+

9

Хасевко

+

-

-

+

+

+

+

10

Юрий

-

+

+

+

+

+

+

11

Марта

-

-

+

+

+

+

+

12

Дарина

-

-

-

+

+

+

+

Верно определили

2

3

3

12

10

12

12

Приложение 5

Эксперимент № 5 «Чуткое ухо»

п/п

Имена участников

Эксперимент «Чуткое ухо»

   

Измерение 1

Измерение 2

Измерение 3

1

Алевтина

+

-

+

2

Василий

+

-

+

3

Екатерина М.

+

-

+

4

Екатерина Я.

+

+

*

5

Илона

+

-

+

6

Климентий

+

-

+

7

Марк

+

+

*

8

Хасава

+

+

*

9

Хасевко

+

+

*

10

Юрий

+

-

+

11

Марта

+

+

*

12

Дарина

+

-

+

Верно назвали услышанное слово

12

5

7

Приложение 6

Интересные факты об органах чувств человека

Информация об органах чувств человека, которую я изучила, стала для меня познавательной. Мне стало также интересно, какими еще особенностями обладают наши органы чувств. Я узнала следующее.

Факты про глаза и зрение:

• с открытыми глазами человек не сможет чихнуть;

• мы моргаем примерно 17-25 раз в минуту;

• глаза не могут замерзнуть, т.к. в них нет нервных окончаний;

Факты про уши и слух:

• прикладывая к уху большую ракушку, мы слышим не «шум моря», а шум собственной крови, которая бежит по венам;

• уши могут расти на протяжении всей жизни человека;

Факты про язык и вкус:

• язык является самой гибкой частью человеческого организма;

• некоторые люди могут свернуть свой язык «в трубочку».

Факты про нос и обоняние:

• форма носа полностью формируется лишь к 10 годам;

• нос растет на протяжении всей жизни, правда, очень медленно;

• вкус пищи определяется не только с помощью языка, но и носом;

• 2% людей на Земле не имеет обоняния;

Факты про кожу и осязание:

• на теле человека можно обнаружить до 80-100 родинок;

• насекомые чаще всего кусают кожу ног;

Просмотров работы: 727