Роль бабушки и дедушки в жизни ребенка

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Роль бабушки и дедушки в жизни ребенка

Петрушкина О.И. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 г. Челябинска
Назарян Л.Ю. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 г. Челябинска
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тема моего исследования очень актуальна: многие дети видятся и встречаются со своими бабушками и дедушками очень редко. Некоторые бабушки и дедушки проживают не рядом с ними в других городах и даже странах далеко - далеко. Поэтому они очень редко видятся с ними.

У меня самые лучшие бабушка и дедушка! Они всегда со мной рядом каждый день. А у Вас есть такие бабушки и дедушки? Вот об этом я хотела бы с Вами поделиться своей бесконечной радостью.

А знаете ли Вы, как звучит слово «бабушка» и слово «дедушка» на разных языках мира? Что данное слово обозначает? Откуда произошло слово «бабушка»и слово «дедушка»? Почему великие люди так сильно любили своих бабушек?

Я начала искать об этом информацию в книгах, в энциклопедиях, в интернете и вот получилось такое исследование.

Цель исследования: исследовать роль бабушки и дедушки в жизни ребёнка.

Задачи исследования:

Узнать лексическое значение слова «БАБУШКА» и слова «ДЕДУШКА».

Выяснить, как звучат слова «БАБУШКА», «ДЕДУШКА» на разных языках мира.

Узнать, как можно больше о бабушках великих людей и почему они так их сильно любили.

Найти информацию о том, какие типы бабушек и дедушек бывают.

Провести мониторинг среди моих сверстников об их бабушке и дедушке.

Провести интервью с взрослыми на темы: Какой мой внук? Какая у нас бабушка и дедушка? Отношения внука с бабушкой и дедушкой?

Подвести итоги анкетирования.

Гипотеза: предположим, что бабушка и дедушка оказывает позитивное влияние, тогда в какой сфере актуально развитие ребенка с помощью бабушки дедушки.

Объект исследования: книжная информация из домашней и школьной библиотеки, интернет ресурсы, работа со словарями

Предмет исследования: все, что связано с бабушкой и дедушкой

Методика исследования:

1. Методы сбора информации. Отбор материала по теме исследования

2. Обработка, анализ собранной информации

3. Анкетирование среди одноклассников и их родителей

4. Интервьюирование

5. Авторская интерпретация собранных сведений

Основной метод работы. Сбор информации и ее анализ с использованием литературных источников, статей, результатов анкетирования, на основе которых я сформулировала некоторые свои выводы и нашла подтверждение многим из своих наблюдений.

Глава I. Теоретическая часть

2.1 Лексическое значение слова

На протяжении многих лет слова «бабушка» и «дедушка» есть во всех языках, но только в русском оно наполнено особым смыслом.

Например, в английском языке слово «бабушка» из словаря Вебстера переводится как: шарф, покрывающий голову и завязывающийся под подбородком. Другое значение – «пожилая русская женщина».

В словаре Сергея Ивановича Ожегова: Бабушка - Мать отца или матери. В разговорной речи, говорится о старой женщине.

Дед – Отец отца или матери. В разговорной речи, говорится о пожилом мужчине.

Кроме того, в Челябинской, Томской и Новосибирской областях протекает река «Бабушка».

2.2 Бабушки великих людей

Многие выдающиеся люди обязаны своим бабушкам.

Например, Михаил Юрьевич Лермонтов, который вырос в поместье у своей бабушки Елизаветы Арсеньевой в Тарханах. Михаил рано остался без матери, и его бабушка делала все, чтобы он не чувствовал себя сиротой. Если заболеет, она везла его лечиться на Кавказ. Когда Михаил подрос – не жалела деньги на его образование, он учился в лучшем пансионате Москвы. [1]

Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт. В его детстве самыми близкими и родными были две бабушки - Мария Алексеевна Ганнибал и его няня Арина Родионовна - простая русская крестьянка. [2]

Александр именно у бабушек научился красоте и образованности русской речи. Именно бабушки ввели Александра в мир сказок. Только им он обязан первым впечатлениям от русских сказок. Они раскрыли перед ним богатство русской речи.

Пушкин записал со слов няни семь сказок. Одна из них послужила поэту материалом для «Сказки о царе Салтане», другая – для «Сказки о попе и его работнике Балде», третья - для «Сказки о мертвой царевне», четвертая –для вступления к поэме «Руслан и Людмила».

Поэт Николай Асеев[3] также свое детство провел у бабушки. Его бабушка была неграмотной женщиной, но знала множество пословиц и поговорок. Она рассказывала Николаю о быте русской деревни. Она любила внука больше всего на свете, и Коля платил ей столь же глубокой привязанностью, в дальнейшем посвящал ей стихи.

2.3 Бабушка и дедушка для внука

Трудно себе представить семью без бабушки дедушки. Семья – это не только родители и дети, но бабушки и дедушки. Очень часто бабушки и дедушки принимают большую роль в семье. Они принимают активное участие в жизни своих детей и внуков.

Считается, что бабушки дедушки первые люди, которые рассказывают о чудесах природы, о сотворении мира и человека. Учат молитвам и духовным делам. Бабушки и дедушки со своими внуками проводят много времени посещают с ними театры, кино, библиотеки, музеи. Именно они могут взять внуков на лето к себе на дачу, во время каникул поехать отдыхать на море. Они принимают активное участие во всех делах семьи.

Отношения бабушек и дедушек со своими внуками всегда близкие и теплые. Обычно родители проявляют к свои детям строгость, наказывают за повинности. В то время как, бабушки и дедушки ласковые и заботливые по отношению к внукам. Они закрывают глаза на их шалости и проказы, прощают мелкие проступки, утешают.

Дедушки и бабушки обычно всегда отдают своим внукам какую-то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости. Говорят, что между бабушкой, дедушкой и внуками существует какая-то «магическая связь»: сказка, которую рассказывает дедушка, намного интереснее, чем та же самая, рассказанная отцом.

Каждая семья - это совершенно уникальный мир и в каждой могут быть свои проблемы, однако психологи оценивают роль бабушек и дедушек в становлении личности ребенка как практически неоценимую. 

2.4 Типы бабушек и дедушек

Бабушек и дедушек можно условно разделить на четыре типа. У каждого типа наблюдаются как негативные, так и положительные стороны.

Смотрители

Такие бабушки и дедушки весьма ответственные, скрупулезны к самочувствию внуков, часто предоставляют полную свободу действий. Но есть и негативные моменты у такого типа, они не всегда спешат на помощь, так как их жизнь в приоритете. Поэтому слишком маленькие дети остаются предоставленными сами себе.

Контролеры

Данный тип несут абсолютную ответственность за все происходящее. Они готовы представить полный отчет родителям по их возвращении.

Такие бабушки и дедушки заставляют делать то, что не хочется и организовывают тотальный контроль над каждым действием ребенка.

Учителя

Такие бабушки и дедушки постоянно организовывают и распределяют время, иногда даже не оставляют возможности на расслабление и игры. Они приучают детей планировать время, постоянно занимаются полезными делами. Занимаются всесторонним развитием детей.

Компаньоны

У такого типа очень доверительные отношения. Они проводят интересно совместное время.

Такие бабушки и дедушки позволяют многое из запрещенного родителями, что качественно понижает авторитет отца и матери.

Какой бы тип бабушки и дедушки вам не достался, важно помнить, что их влияние впоследствии может многое дать ребенку.

II. Практическая часть

3.1 Исследование среди одноклассников

исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 15, г. Челябинск. В исследовании принимали участие ученики 1/2-го класса в количестве 27 человек. Основными методами исследования явилось анкетирование и интервью. Анкетирование проводилось по разработанной мной анкете.

Работая с анкетой, я попыталась выяснить следующее:

- у всех ли детей есть бабушки и дедушки;

- какую роль в их жизни играют их бабушки и дедушки;

- живут ли они рядом с внуками;

- как часто видятся с ними;

- чему хорошему научили своих внуков;

- доверяют ли внуки своим бабушкам и дедушкам;

- делятся ли с ними своими секретами;

- в какие игры играют;

- любят ли внуки своих бабушек, дедушек и как часто говорят им об этом;

- какие чувства воспитаны бабушками и дедушками в своих внуках.

Каждому школьнику предлагалась анкета [3], на вопросы которой он должен был ответить письменно.

Результаты исследования

Имеют бабушек в г. Челябинске:

1. Все дети знают, как зовут их бабушку и дедушку, и какого они возраста.

2. Самой молодой бабушке 47 лет, самой старенькой 86 лет. Средний возраст бабушек опрошенных школьников составляет от 52 до 60 лет.

Самому молодому дедушке 55 лет, самому старенькому 75. Средний возраст составляет от 57 до 72 лет.

3. 20 бабушек и дедушек живут в г. Челябинске – 74 % от общего количества опрошенных школьников.

4. 13 детей видятся с бабушкой и дедушкой каждый день, что составляет 65 %, 7 детей видятся 1 раз в неделю – 36 %, 7 бабушек и дедушек живут в других городах, что составляет 26 %. Все они видятся со своими бабушками и дедушками 1 раз в году, на каникулах.

5. 24 школьника ответили, что бабушка и дедушка являеюся им другом, подругой, что составляет 89% от общего числа опрошенных лиц. 3 детей ответили, что бабушки и дедушки не является им другом - это составило 11 %.

6. 26 школьников ответили, что их бабушка и дедушка научили хорошему, что составляет 100 %, из них:

- научили всему 7 детей- 12,5%

- научили вязать, готовить, убирать, рубить дрова, ловить рыбу и т.д.- 20 детей - 35,7 %

- научили быть уверенным в себе, достигать поставленной цели, не сдаваться - 3 школьника- 5,3 %

- научили читать, писать, стихам, песням – 10 школьников- 17,8 %

- научили быть добрым, уважать взрослых, хорошим манерам – 7 детей- 12,5 %

- любить животных -1 школьник- 1,7 %

- играть, рисовать – 2 школьника- 3,5 %.

- 6 школьников ответили, что их бабушка и дедушка ничему хорошему не научила, что составляет 10,7 % от общего числа опрошенных лиц.

7. 24 школьника ответили, что у них с бабушкой и дедушкой имеются общие интересы, что составляет 89 % от общего количества опрошенных лиц. 3 школьника ответили, что у них нет общих интересов с бабушкой и дедушкой - 11 %.

8. 17 школьников ответили, что у них с бабушкой и дедушкой имеются общие занятия (игры, книги, блюда, фильмы и т.д.), что составляет 63 % от общего количества опрошенных лиц. У 10 детей нет общих занятий с бабушкой и дедушкой - 37%.

9. 27 школьников ответили, что любят своих бабушку, дедушку и часто говорят ей об этом, что составляет 100 % от общего количества опрошенных лиц.

10. Играют в различные игры с бабушкой и дедушкой 20 школьников, что составляет 74 % от общего числа опрошенных лиц. Не играют в игры с бабушкой и дедушкой 7 детей, что составляет 26% .

11. Часто спрашивают совета у своей бабушки дедушки 22 школьника, что составляет 82 %. 5 детей никогда не спрашивали совета у своей бабушки, дедушки - 16%.

12. Хотят быть похожими в чем либо на своих бабушку и дедушку 27 школьников, что составляет 100 % от общего числа опрошенных лиц.

13. 24 школьника считают своих бабушку и дедушку современной, что составляет 89 % от общего числа опрошенных лиц. 3 школьника ответили, что их бабушка не современная - 11 %.

14. Любовь, нежность, доброта, ласка, уважение - все теплые и хорошие чувства возникают при слове бабушка, бабуля, дедушка, дедуля у 100 % опрошенных школьников.

3.2 Мои бабушка и дедушка

Бабулечка, любимая, родная! Дед, ты самый лучший мой друг! Вы дороже всех на свете мне! Эти слова я готова произносить своим бабе и деду каждую минуту, потому что они мои самые лучшие друзья. Моя бабулечка самая хорошая, самая добрая, самая заботливая. А зовут ее Шишлова Валентина Владимировна. Ей всего 66 лет. Она очень красивая, стройная и элегантная. Моя бабушка всегда рядом со мной каждый день. Она везде меня сопровождает - в школу, на рисование, в бассейн, в библиотеку и т.д. Она со мной занимается: делает уроки, читает, рисует, играет. У меня бабуля очень умная.

Мой дед настоящий мужчина. Он мой герой. А зовут его Шишлов Сергей Петрович. Ему 65 лет. С ним очень интересно проводить время, мы постоянно занимаемся полезными делами, но и не забываем подурачиться. Дед научил меня петь песни, рассказывать стихи.

Так как мы живем рядом мы каждый день общаемся, делимся своими маленькими секретами. Мы с бабой и дедом часто устраиваем мини спектакли. Я очень люблю читать. Эту любовь к книгам привили мне мия драгоценные бабушка и дед. Но, конечно же, я люблю слушать бабушкины сказки и рассказы деда про горы. Они часто мне рассказывают сказки и читают о прекрасных принцах и принцессах. А потом бабушка превращает меня в настоящую принцессу делает мне красивые прически, (у нее это получается, как у настоящего стилиста). Одевает в красивые платья (которые шьет сама), чтобы я была похожа на принцессу.

Когда мне исполнилось 4 года, бабушка и дед отвели меня в студию рисования, где я занимаюсь по сегодняшний день. Благодаря моим бабе и деду, я добиваюсь хороших результатов в рисовании. Я очень люблю рисовать.

Зимой мы с бабушкой выезжаем в лес, где катаемся на лыжах.

Летом выезжаем на дачу, где бабушка учит меня рыхлить почву, сажать цветы. С ее слов я знаю, как выглядят цветы - флоксы, тюльпаны, анютины глазки, роза, гвоздика, ноготки, которые растут у нас в саду. Летом мы их поливаем, потому что им жарко и хочется пить.

У моей бабушки «золотые руки», она все умеет делать.

Ах, сколько руки эти

Чудесного творят

Латают,вяжут.метят,

Все что-то мастерят!

Дед учит меня плавать, кататься на велосипеде, ловить рыбу.

Дед проводит много времени со мной, финансирует многочисленные мои занятия. Именно он привил у меня любовь к пению и поэзии.

Я стараюсь не огорчать своих любимых, хорошо учиться в школе, достигать хороших результатов. И у меня это получается.

Бабулю с дедушкой я очень люблю и считаю, их своей семьей и никогда не хотела бы с ними расставаться.

3.3 Интервьюирование среди взрослых

Кроме того, мною взяты у взрослых интервью. Мои бабушка и дед рассказали обо мне, о себе, о своих чувствах ко мне. Также у некоторых маминых знакомых взрослых людей мною были взяты интервью на тему: «Какие ассоциации у них с детства связаны именно с бабушкой и дедушкой», «Влияние бабушки и дедушки на Вашего ребенка».

Интервью моих бабушки и дедушки – Шишловой Валентины Владимировны, Шишлова Сергея Петровича: «Это счастье – быть бабушкой и дедушкой!!! Вкладывать доброту, любовь, заботу, знания внукам, и этим помогая детям. «Мы очень любим свою внучку. Для нас Ольга, как яркий лучик в нашей жизни. Мы стараемся учить ее любви, добру, с уважением относится к окружающим, уметь дружить, находить общий язык со сверстниками, но вместе с тем, отстаивать свое мнение. Мы хотим, чтобы наша внучка гармонично развивалась, поэтому во всем ей стараемся помогать - везде сопровождать, отвечать на все ее вопросы, принимать участие в достижении поставленных ею целей, поддерживать ее во всех ее начинаниях. В общем, стараемся участвовать во всех направлениях ее жизни. Очень гордимся своей внучкой, считаем ее самой, самой лучшей на свете».

Интервью маминой знакомой на тему «Собственное восприятие бабушки и дедушки твоего ребенка».

«Наша бабушка, дедушка и мой сын – их внук - понятия несовместимые. Потому что, видят внука они редко - 1 раз в месяц. Полностью заняты своей собственной жизнью. Прежде чем отвезти сына к бабушке и дедушке в гости - всегда спрашиваем, не будет ли им тяжело, смогут ли они уделить ему внимание. Не терпят слова «бабушка», «дедушка» в свой адрес, в лучшем случае «бабуля» и «дедуля», так как вкладывают в это слово указание на их возраст, но при этом говорят, что очень любят своего внука и претендуют на роль самых лучших бабушки и дедушки, о чем всем рассказывают».

Интервью маминой коллеги по работе на ту же тему.

«Мои дети очень нежные и ласковые говорят в детском саду и школе, я уверена, что это благодаря бабушке и дедушке, потому что они часто общаются с моей мамой их бабушкой, с моим папой их дедушкой. Они видят как их бабушка и дедушка уважительно, достойно относятся к окружающим их людям. Они являются подругой и другом моей дочери, которая может с ними поговорить на любую тему, обо всем на свете, даже о своих секретах, которыми не может поделиться со мной. Настолько они близки между собой, у них сложились доверительные отношения, то есть внуки полностью доверяют своим бабушке и дедушке, которые никогда не предадут, всегда выслушают, помогут везде и во всем, первые придут на помощь, дадут необходимый совет, пожалеют, если это требуется. Кроме любви, ласки, тепла и нежности, бабушка и дедушка морально и материально всегда поддержат в трудную минуту, а также побалуют своих внуков подарками, сладостями, игрушками. Если бы у нас не было бабушки и дедушки или жили бы они в другом городе - у нас в семье была бы большая проблема».

Несколько воспоминаний из детства взрослых людей с маминой работы, об их ассоциациях при слове бабушка и дедушка:

- запах печеного по утрам;

- хранительница домашнего очага - все родственники всегда собираются именно у бабушки;

- желание привить любовь к искусству – совместное прослушивание классической музыки, часовые просмотры по телевизору балета, опер и т.д.;

- доброта - никогда не наказывали, всегда объясняли, что хорошо и что плохо, научили говорить только правду.

Исходя из основных направлений практической части моей исследовательской работы, можно определить такие выводы:

Практически все дети любят своих бабушек и дедушек. Бабушка и дедушка занимает огромную роль в семье и эта роль бесспорно важна и довольно значительна, на них многие дети хотят быть похожими. Именно они, опираясь на свой жизненный опыт учат нас - своих внуков, познавать мир через доброту к людям.

Заключение

Мне удалось не только получить ответы на свои вопросы, но и поделиться этими знаниями с вами.

Сравнив теперешних бабушек с бабушками прошлого столетия (Ариной Родионовной, Елизаветой Арсеньевой), я пришла к выводу: бабушки и дедушки в развитии и воспитании ребенка играют основную и даже главенствующую роль.

Я поняла, что для каждого человека, так же как и для ребенка, бабушка и дедушка являются не только символом бесконечной любви, радости, доброты, ласки, но и, занимая главенствующее положение в силу своего возраста и мудрости, являются связующим звеном между поколениями.

У каждого человека должна быть семья. Бабушка и дедушка это тыл - поддержка, опора семьи, а также источник знаний.

Список литературы

1. Лисина М. И. // Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни//

Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии – М., 1981. с.109

3. Сочинения А.С. Пушкина

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.//Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. — 4-е изд., М.: Высшая школа, 1993. — 944 с.

3. Нора Ньюкомб// Развитие личности ребенка// - П., 2002. Большая школьная энциклопедия. — М.:  Олма-пресс, 2001.

Интернет- ресурсы:

1.Бабушки и внуки: как правильно построить отношения//

https://www.7ya.ru/article/Babushki-i-vnuki-kak-pravilno-postroit-otnosheniya/

2.Основные типы бабушек и дедушек//

http://malyutka.net/2016/05/osnovnye-tipy-babushek-i-dedushek.html

3.Роль бабушки в воспитании внуков//

http://5psy.ru/roditeli-i-deti/rol-babushki-i-dedushki-v-vospitanii-vnukov.html

4.Бабушка Лермонтова//

https://obrazovaka.ru/essay/lermontov/babushka-lermontova

Приложение

2.

3.

Анкета:

1. Как зовут бабушку и дедушку?

2. Сколько лет бабушке и дедушке?

3. Где живут твои бабушка и дедушка?

4. Как часто встречаешься со своими бабушкой и дедушкой?

5. Являются ли твои бабушка и дедушка тебе другом, подругой?

6. Чему хорошему научили тебя бабушка и дедушка?

7. Имеются ли у Вас с бабушкой и дедушкой общие интересы?

8. Есть ли у Вас с бабушкой и дедушкой свои собственные секреты, любимые блюда, занятия, книги, фильмы, спортивные игры?

9. Любишь ли ты своих бабушку, дедушку и как часто говоришь им об этом?

10. В какие игры ты играешь только с бабушкой и дедушкой?

11. Как часто ты спрашиваешь совета у своих бабушки и дедушки?

12. Хотелось ли тебе в чем - либо быть похожим на них?

13. Являются ли твои бабушка и дедушка по твоему мнению современными?

14. При слове бабушка, бабуля, дедушка, дедуля какие чувства у тебя возникают?

Просмотров работы: 3137