Танк Т-34

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Танк Т-34

Саловский Б.П. 1
1МАОУ Одинцовский лицей №6 им. А.С. Пушкина
Кузьмина Г.С. 1
1МАОУ Одинцовский лицей №6 им. А.С. Пушкина
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Введение

Прошлым летом я отдыхал у бабушки в городе Нижний Тагил. Это очень красивый и интересный город. Промышленный центр Урала.

Мы посетили много различных достопримечательностей. Но меня больше всего заинтересовал тот факт, что Нижний Тагил вошел в историю как «Танкоград», как крупнейший в мире центр производства самого важного оружия эпохи Великой Отечественной Войны – танков, причем самых лучших, знаменитых тридцатьчетверок.

Я, как и многие современные дети, очень мало знаю о Великой Отечественной войне, в которой принимали участие наши прадеды. И тем более о технике, которая была в то время. Поэтому тема для меня очень актуальна. А ведь благодаря знаменитому танку Т-34 наши советские войска смогли дать сокрушительный отпор и победить в той страшной войне. Поэтому я поставил перед собой

Цель: Создать макет советского танка Т-34, чтобы использовать его во время рассказа одноклассникам о легендарном танке Великой Отечественной войны.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

1. Собрать сведения об истории возникновения танка Т-34.

2. Изучить технические особенности Т-34.

3. Познакомить ребят моей школы с легендарным танком Т-34.

4. Создать макет танка Т-34

Первый этап (подготовительный)

В ходе работы на этом этапе была выбрана тема, определены цели и задачи проекта.

Этап (Аналитический) – январь 2016

Чтобы понять, что современные дети знают о Т-34, я провел анкетирование и понял, что информации у моих одноклассников очень мало. Чтобы исправить данную ситуацию, узнать как можно больше о данном танке самому и рассказать о нем ребятам, я и начал работать над данным проектом. Результатом стала исследовательская часть, которая была предоставлена вниманию одноклассников.

Исследовательская часть

Танк Победы

Нижний Тагил – «кузница» танка Т-34

Слушая рассказы бабушки о Нижнем Тагиле в годы Великой Отечественной войны, я решил более подробно узнать о заводе, о том, как на нем выпускались танки.

Всего за период Великой Отечественной войны Уральский танковый завод выпустил 30627 танков Т-34. Практически каждый второй Т-34, принявший участие в боевых действиях, сошел с конвейера Уральского танкового завода. За три с половиной года УТЗ в выпуске массовых средних танков превзошел всю промышленность всей Германии и подвластных ей стран Западной Европы.

В то время как мужчины воевали, женщины и подростки работали на заводе, создавая оружие победы. Бабушка рассказала, что производство было беспрерывным, специалисты вообще не покидали завод. Свой вклад в общее дело внесли школьники, собирая металлолом для будущих танков. Бабушки вязали носки, сушили грибы и ягоды и клали в танк с пожеланиями здоровья и скорой победы.

Был создан Уральский добровольческий танковый корпус, который был оснащён оружием и техникой, изготовленными трудящимися Свердловской, Челябинской и Молотовской областей (ныне — Пермский край) безвозмездным трудом сверх плана и на добровольные взносы. Специально для Уральского добровольческого танкового корпуса в Златоусте было выпущено 3356 финских ножей («чёрные ножи»). Эти короткие клинки с черными рукоятками, находившиеся на вооружении советских танкистов, внушали врагам страх и уважение. «Шварцмессер панцерн дивизион» — танковая дивизия «Чёрные ножи» — так назвала немецкая разведка Уральский корпус на Курской дуге летом 1943 года. Личный состав также набран из трудящихся Урала. В корпус было отобрано 9660 человек из 115 тысяч подавших заявление.

Создание танка

Готовясь к выступлению, я прочитал много литературы, посмотрел документальные и художественные фильмы. Также мы с родителями посетил экспозицию военной техники на Поклонной горе и музейный комплекс в Парке «Патриот».

История тридцатьчетверки началась в 1936 году, когда главным конструктором Харьковского паровозостроительного завода становится Михаил Ильич Кошкин. Советский конструктор, разработчик боевой техники, создатель легендарного танка Т-34. Этот период жизни станет для инженера и изобретателя самым ярким и драматичным.

Михаил Ильич быстро завоевал доверие коллектива своим простым, человечным отношением к коллегам и высочайшим профессионализмом и конструкторским талантом. Менее чем за год бюро под его руководством разрабатывает модернизированный танк БТ-7, на который установили дизельный двигатель. Для мирового танкостроения это было настоящим прорывом.

В том же 1936 году в Испании начинается республиканская война. Советский союз помогает Испанской республике, отправляя своих специалистов и военную технику. В Москву начинают поступать отчеты с фотографиями сожженных и развороченных снарядами танков БТ и Т-26. Становится ясно, что немецкая противотанковая артиллерия, поставляемая генералу Франко, легко справляется с броней советских машин.

В 1937 году перед конструкторским бюро, возглавляемым Кошкиным, ставится задача создать новый колесно-гусеничный танк, получивший индекс А-20. Представители автобронетанкового управления РККА видели его более совершенным, чем БТ, но никаких принципиальных изменений не предложили. Кошкин быстро понял бесперспективность подобного подхода. Но саботировать приказ он не мог, поэтому работа над проектом началась, поэтому Михаил Ильич на свой страх и риск создает параллельную конструкторскую группу, которая занялась разработкой гусеничной модели танка (индекс А-32).

Суть танка заключается в трех свойствах:

Огневая мощь

Защита

Подвижность и маневренность.

В 30-е годы XX века среди конструкторов не было единства, какой из этих параметров считать основным. Кошкин решил эту проблему, положив в основу концепции нового танка все три свойства, причем все они рассматривались в качестве одинаково важных. Кошкин поставил перед своими подчиненными задачу максимально упростить танк, сохранив при этом выдающиеся боевые характеристики. Позднее эта простота сыграет решающую роль: во время войны производство Т-34 оперативно разворачивалось на эвакуированных заводах, а подготовка экипажей проходила в кратчайшие сроки.

Летом 1939 года оба танка были представлены государственной комиссии. По обеим моделям вынесли положительный вердикт, но на войсковых испытаниях А-32 оказался на голову выше колесно-гусеничной модели. Все преграды, в том числе водная, преодолены блестяще, что вызывает аплодисменты присутствующих. Танк получает имя Т-34 и принимается на вооружение.

Но на этом история не заканчивается. В марте 1940 года организуется еще один показ военной техники. На этот раз смотр производится в Москве. Но везти Т-34 на показ нельзя, так как танки не имеют официально установленного запаса хода. Кошкин принимает решение отправиться на Т-34 из Харькова в Москву своим ходом.

Семь сотен километров по заснеженным полям и дорогам вел создатель свое детище. Вместе с механиками они испытали машину в суровых условиях. Показ в Москве стал решающим – Сталин положительно отозвался о новом танке, что еще больше укрепило авторитет Михаила Ильича и предопределило дальнейшую судьбу Т-34.

Великому конструктору и автору Т-34 судьбой было отпущено мало времени. Дорога в Москву и обратно подорвала его здоровье. По возвращению в Харьков Кошкин был срочно госпитализирован с сильной простудой. Но даже серьезно больной Михаил Ильич продолжал трудиться на износ, дорабатывая Т-34. К сожалению, его болезнь обострилась, не помогла даже операция по удалению легкого, проведенная вызванным из Москвы хирургом. В сентябре 1940 года Михаил Ильич Кошкин скончался.

Серийное производство танков Т-34 началось через месяц после смерти его создателя. Главным конструктором к этому моменту стал А. Морозов. Он продолжил дорабатывать танк, но при этом всегда признавал, что появление столь совершенной для того времени боевой машины – заслуга Михаила Ильича Кошкина.

Лучший танк Второй Мировой войны

Благодаря совокупности своих боевых качеств Т-34 был признан многими специалистами и военными экспертами лучшим танком Второй мировой войны.

Для 1941 года Т-34 был революционной машиной.

Благодаря дизельному двигателю мощностью 500 лошадиных сил средний танк с противоснарядным бронированием практически не уступал более легким машинам в скорости: 54 км/ч по шоссе и 25 км/ч по пересечённой местности. Хорошее соотношение мощности двигателя и боевой массы танка в сочетании с широкими гусеницами делали его необычайно маневренным и способным без особых проблем проходить через самую вязкую грязь и огромные снежные сугробы. Во время Великой Отечественной войны маневренность Т-34 во многом решила судьбу их противостояния с немецкими «Тиграми» и «Пантерами».

Еще один секрет успеха Т-34 крылся в его броне. Бронелисты были расположены под углами, а не строго вертикально. Таким образом, основная часть снарядов попадала в машину по касательной и не могла ее пробить.

По-настоящему революционным у Т-34 было и вооружение. Он оснащался длинноствольным 76-миллиметровым орудием. В начальном периоде Второй мировой ни один иностранный танк не мог похвастать ничем подобным. Эта пушка без всяких проблем могла уничтожить любую вражескую бронемашину с дальней дистанции. Если в танке заканчивался боекомплект, для боя он мог использовать снаряды и от полевых пушек соответствующего калибра.

Как и многие другие образцы русского оружия, Т-34 стал эталоном простоты в обслуживании и надежности. Это была на самом деле практически неуничтожимая машина. Да, ее можно было подбить и вывести из строя, но при должных навыках ее можно было отремонтировать прямо на поле боя в условиях минимального наличия запчастей. «Тридцатьчетверки» были поистине танками- конструкторами: из двух не пригодных к восстановлению машин легко собиралась одна боеспособная.

Простота конструкции позволяла в быстрые сроки обучать экипажи для танков. Среди танкистов было много женщин.

Экипаж танка состоит из четырёх человек - механика-водителя и стрелка-радиста, и заряжающего с командиром - наводчиком, которые находились в двухместной башне.

На полях сражений, благодаря своей универсальности, Т-34 успешно использовались для решения широкого круга боевых задач: в наступлении и обороне, борьбы с танками противника, пехотой и артиллерией. Танку Т-34 принадлежит решающая роль во всех крупных сражениях в годы Великой Отечественной войны.

Изучая особенности конструкции танка Т-34 можно сделать вывод, что это был отличный танк, пушка 76 мм могла поразить танки противника на расстоянии 1,5 км, а стандартная немецкая противотанковая пушка калибром 37 мм могла причинить вред тридцатьчетверке лишь с дистанции 100 метров. В то время, как наши танкисты могли поражать цели на большем расстоянии. Дизельный двигатель Т-34 при одной заправке мог пройти до 300 км. Немецкие же танки работали на бензине, поэтому использовать Т-34 как трофей было сложно.

У танка Т-34 было гармоничное сочетание боевых свойств: огневой мощи, броневой защиты и высокой подвижности. Это позволило выпускать их в большом количестве. Кроме того, танк можно было легко отремонтировать. Простота конструкции позволяла в короткие сроки обучать экипажи для танков. Среди танкистов было много женщин.

Правильно определённые толщина брони и форма корпуса, простая и

плотная компоновка механизмов, дальнобойная и хорошо приспособленная для танка пушка, мощный дизель-мотор, заменивший привычный для танков

бензиновый двигатель, — явились той основой, которая и определила столь

необходимые танку высокие боевые качества.

Важнейший вклад в разгром врага внесли бронетанковые войска. Танки

поддерживали в боях нашу героическую пехоту, на которую легли основные

тяготы и лишения тяжелейшей битвы. Для прорыва фронта и развития

наступления создавались подвижные ударные группы, в состав которых также входили танковые части. На направлении главных ударов максимально

сосредоточивались имевшиеся танковые силы. Т-34 участвовал во все крупные сражения ВОВ и первым вошёл в Берлин.

В наши дни танки Т-34 стоят на пьедесталах в городах и селениях многих стран мира, украшают коллекции самых престижных военно-исторических и технических музеев.

Великое танковое сражение

Одним из переломных моментов в Великой Отечественной Войне была битва под Прохоровкой. Её справедливо называют битвой моторов. 12 июля 1943 года в районе Прохоровки, произошло танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало 1200 танков.

Для реализации своих планов противник сосредоточил мощные ударные группировки, которые насчитывали свыше 900 тыс. человек, около 10 тыс. орудий и минометов, до 2700 танков и штурмовых орудий, около 2050 самолетов. Большие надежды возлагались на новейшие танки "тигр" и "пантера", штурмовые орудия "Фердинанд", самолеты-истребители "Фокке-Вульф-190-А" и штурмовики "Хейнкель-129". Битва представляла собой несколько оборонительных и наступательных операций. Среди которых была танковая дуэль под Прохоровкой.

Против «тигров» (тяжелых танков) шли наши средние танки Т-34 и легкие Т-70 (предназначенные для поддержки пехоты и связи). Обе стороны понесли большие потери. Во время сражения состоялась дуэль экипажа старшины Милюкова и немецкого экипажа.

Наша тридцатьчетверка против «пантеры». На начальном этапе боя преимущество было у немца, поэтому Милюков стремился как можно быстрее сократить дистанцию. Старшина сам сидел за рычагами и бросал машину из стороны в сторону. Немецкие танкисты не могли поразить тридцатьчетверку. «Пантера» стала пятиться назад. Нашему экипажу удалось поймать момент, когда немецкий танк, сползая в овраг, подставил

днище под выстрел.

Про танковую дуэль, был снят фильм - "Экипаж машины боевой".

На полях сражений, благодаря своей универсальности, Т-34 успешно использовались для решения широкого круга боевых задач: в наступлении и обороне, борьбы с танками противника, пехотой и артиллерией. Танку Т-34 принадлежит решающая роль во всех крупных сражениях в годы Великой Отечественной войны.

Итоги анкетирования

На данном этапе я провел анкетирование, чтобы понять будет ли актуален мой рассказ о танке среди моих одноклассников, среди ребят других классов.

Анкетирование показало, что мои однокласники слышали о танке Т-34, однако почти никто не знает ни о его создателе, не об особенностях конструкции, ни о вооружении, нио сражениях, в которых данная машина играла решающее значение.

IV. Этап (практический)

Ознакомившись с результатами анкетирования, я столкнулся с противоречием – мои одноклассники много слышали о танке, посмотрели художественный фильм вместе с родителями, однако плохо представляют себе, какие особенности были у данного танка, благодаря чему он получил высокую оченку всех специалистов в этой области, причем не только советских, но и немецких. Поэтому мой рассказ будет полезен для моих одноклассников. Снабдить свое выступление я решил не только фотографиями на презентации, но и макетом танка в уменьшенном масштабе.

Родители мне купили набор для моделирования. Прежде всего мы с папой внимательно изучили инструкцию, ознакомились с набором деталей. Деталей оказалось очень много, они были очень мелкими, поэтому приходилось использовать пинцет. Для склейки пластмассовых деталей в данном конструкторе используется ацетон. Им необходимо промазать стыка и на 3-5 секунд прижать детали друг к другу. Так как ацетон не очень полезен для здоровья, приходилось работать при открытой форточке и включенном вентиляторе, чтобы резкий заппах быстрее выветривался. Также необходимы были и частые перерывы для полного проветривания.

Первоначальная задумкам была в том, чтобы оставить один борт не доделанным, чтобы можно было посмотреть, как танк устроен внутри. Однако, конструктор не предполагает этого, поэтому пришлось собрать танк целиком. В местах склейки пришлось зачищать стыки мелкой «наждачкой».

Танк получился, как того требует инструкция.

V. Этап (презентация результатов проекта)

В классе я рассказал о танке Т-34, мой рассказ сопровождался показом деталей танка, особенностей конструкции на макете, который я сам склеил по схемам, указанным в наборе для моделирования.

Результат: цель проекта достигнута, создан макет танке Т-34, в классах начальной школы я выступил с рассказом о лучшем танке Второй Мировой войны, демонстрируя при этом особенности танка на макете.

VI. Заключение

В наши дни танки Т-34 стоят на пьедесталах в городах и селениях многих стран мира, украшают коллекции самых престижных военно-исторических и технических музеев.

Работая над проектом, я собрал сведения об истории возникновения танка Т-34, изучил его технические особенности Т-34, познакомил ребят моей школы с легендарным танком Т-34, демонстрируя при выступлении макет танка Т-34. Цель работы достигнута.

Работая над данным проектом, я узнал очень много нового и интересного не только о танке Т-34, но и о Великой Отечественной Войне в целом. Меня поразило насколько сильными и самоотверженными были тогда люди. Все объединились ради одной цели. И конструкторы и военные, и рабочие. Чтобы быть настоящими патриотами и гордится своей страной мы должны обязательно знать свою историю.

VII. Литература

Школьник Ю.М. Легендарное оружие мира. Энциклопедия для детей. Издательство: Владис, 2018 г.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D2-34 ;

http://vooruzenie.ru/publ/4-1-0-32 ;

http://vspomniv.ru/tank_t_34_luchiy_tank/\ ;

http://www.deol.ru/manclub/war/acestank.htm ;

http://vspomniv.ru/top_tankist_secondworldwar ;

VIII. Приложение

Танковый музей в Кубинке

Описание танка

Корпус

В 1940 году корпус Т-34 варили из катанных броневых листов. В передней части лобового листа расположен люк механика-водителя с откидывающейся крышкой. Дальше, в верхней части крышки люка, установлен центральный смотровой прибор для водителя, а слева и справа — боковые смотровые приборы, установленные под углом шестьдесят градусов к продольной оси машины. Справа находится амбразура курсового пулемета в шаровой опоре. Броневой маски у пулемета нет. Задний наклонный лист корпуса съемный и крепится к листам борта с помощью болтов. В нем имеется прямоугольный люк для доступа к трансмиссионному отделению. Сбоку люка есть два овальных отверстия с выхлопными патрубками, защищенные бронеколпаками.

Башня

Башня танка сварная, конусообразная из катаных бронелистов. У крыши башни был общий люк для членов экипажа. На люке смонтирован смотровой прибор ля кругового обзора. Перед люком с левой стороны был перископический прицел ПТ-6, а справа — люк вентиляции.

Пушки

На танке изначально была установлена пушка модели Л-11, 76,2 миллиметра со стволом длиной 30,5 калибра. Она имела ряд недостатков, потому вскоре ее заменили более удачной пушкой Ф-32. Через некоторое время в конструкторском бюро разработали модификацию этого орудия, которая серьезно превосходил предыдущий вариант. Орудие получило название Ф-34, длина его ствола увеличилась до 41 калибра, что существенно подняло пробивную силу пушки. Имелся спаренный с пушкой пулемет ДТ калибра 7,62 мм, а для прямой наводки орудия использовали телескопический прицел ТОД-6.

Ходовая часть

У танка было пять пар опорных катков большого диаметра. Направляющие и опорные катки были обрезиненными, а гусеничная цепь — мелкозвенчатая из тридцати семи плоских и тридцати семи гребневых траков. Снаружи у каждого трака имелись шпоры-грунтозацепы. В кормовой части корпуса крепились два запасных трака и два домкрата. У четырех пар катков на борту была индивидуальная пружинная подвеска, пружины размещались под наклоном и были приварены к бортам в корпусе.

Двигатель

В танке Т-34 76 был установлен дизельный двигатель В-2 — это быстроходный, бескомпрессорный двигатель на водяном охлаждении со струйным распылением топлива и эксплуатационной мощностью в 500 лошадиных сил, скоростью до сорока семи километров в час.

Набор для моделирования

Я за работой

Презентация работы

Просмотров работы: 1201