Введение
«Неграмотный человек — зрячий слепец»
Менандр (греческий писатель) [9]
Мы подружились с книгой с самого раннего детства. Сначала для нас читали наши родители, а теперь мы самостоятельно можем прочесть любую сказку или стихотворение. Как только мы научились читать, мы стали чувствовать себя самостоятельными и взрослыми.
Во втором классе в учебнике по русскому языку встречаются следующие задания: «Выпишите слова в алфавитном порядке…»; «Зачем слова в словарях расположены в алфавитном порядке…»;
«Расположите в алфавитном порядке буквы каждой строки…».
Замечаем, что на страницах учебника нет точного определения, что такое алфавит.
Мы предполагаем, что если не будем знать алфавита, что это такое и откуда он берет свои корни, то при выполнении заданий у нас возникнут трудности. Этим доказываем актуальность выбранной нами темы.
Поэтому целью нашей работы стало знакомство с историей создания алфавита, а также закрепление знаний букв русской азбуки.
Чтобы достигнуть цели были поставлены следующие задачи: узнать, что означает алфавит и азбука; кем был создан алфавит; выяснить путь развития азбуки; найти предназначение алфавита; провести ряд мероприятий на закрепление знания букв русского алфавита.
Объект исследования: русскийfалфавит.
Предмет исследования: историяkсоздания русского алфавита.
Гипотеза исследования:
Мы полагаем, что:
алфавитfбыл создан очень давно и у него есть авторы;
слова «алфавит»dи «азбука»yозначают одно и тоже;
знать алфавитfи азбуку совсем необязательно.
Глава I. История создания алфавита
§ 1. Значение слов «Алфавит» и «Азбука»
История создания алфавита уходит в глубинуhвеков. Первой попыткой сохранить слово был рисунок. Потребовалось много времени для того, чтобы она стала знаком — условным сочетанием штрихов, клинышков и линий. [7]
Три с половиной тысячи лет назад появилась на свет буква. Знак для звука. Стало возможно этими знаками записать любое слово, мысль, рассказъ. Достаточно произнести две буквы славянского алфавита: «буки», «аз» и получится слово «азбука». Слово «азбука» пришло к нам ваXIII веке. [4]
В словаре русского языка С.И. Ожегова дается следующее значение слову азбука. Азбука – это совокупность букв, принятыхfв данной письменности, располагаемых в установленном порядке, алфавит. [3]
Слово «алфавит» произошло от названий первых букв греческого алфавита«альфа», «бета» вfXVI веке.[1]
В словаре В.И. Даля говорится о том, что синонимами слова азбука являются «алфавит, абевега, буквица», которые означают «собрание в порядке всех букв», а также нам стало известно о других значенияхfслова «азбука»: учебникъ для изучения грамоты (букварь); начальные основы какой-либо науки; оглавление, указатель в азбучном порядке (азбука имён). [2]
ъВ энциклопедии Кирилла и Мефодия дается следующее понятие алфавита. Алфавит означаетъ совокупность букв, слоговых знаковъ и других графемъ данной системы письма, расположенных в определенном порядке, а также слова «алфавит» и «азбука» имеютъ одинаковое значение. [8] Современный алфавит составлен на основе азбуки (кириллицы). Вънём 33 буквы и расположены они в определённом порядке. [4] (См. Приложение №1)
Такимъ образом, мы определили на основании разных словарей и энциклопедий, что слова «алфавит» и «азбука» в большинстве случаев являются синонимами по отношению друг к другу.
§ 2ъ. Кирилл и Мефодий - основоположники славянской азбуки
В азбуках разных народов мира насчитывается разное количество букв. Например, в еврейском алфавите насчитывается всего 22 буквы, в греческом 24 буквы, а у русскихъ целых 33 буквы! А ведь 33 буквы в русском алфавите находятся не такъ давно, с 1918 года, а раньше...?
В Византии в IХ в. в городе Солунь жили братья – Константин и Мефодий. Были они люди мудрые, образованные, хорошо знали славянский языкъ.
По просьбе славянского князя Константина греческий царь Михаил послал братьев славянам. Братья Константин (приняв монашество, Константин получил имя Кирилл) и Мефодий должны были рассказать славянам о святых христианских книгах. Славяне, жившие в те времена, читать книги и писать письма не умели.
Кириллъ взялся за написание книг, которые были бы понятны для славян, но для этого понадобилось изобрести буквы близкие славянам (см. Приложение №2).
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
Кириллъ много думал, работалъ. Результатом его труда стала азбука. В ней было 44 буквы. Часть букв заимствована из греческого алфавита, а остальные использовались для передачи звуковъ славянской речи. Таким образом славянские народы обрели свою письменность – азбуку, которую мы называем кириллица (см. Приложение №1).
Каждая буква в азбуке, изобретённой Кириллом, имела свой характер. Названия букв говорили людям о словахъ, которые всегда нужно помнить: «земля», «люди», «живете», «добро».
Солунскими братьями гордится весь славянский мир. Все славяне благодарны братьям Кириллу и Мефодию за такой подарок как славянская азбука. Это произошло в 863 году. Братья перевели на славянский язык греческие книги, чтобы славяне могли приобщиться к знаниям и мудрости греческой цивилизации.
Кирилла и Мефодия часто изображают как путников с книгами в руках (см. Приложение №1). Факел освещает им путь. С этого старинного свитка на нас смотрят 44 буквы-красавицы.
24 мая по всему славянскому миру празднуется День славянской письменности в память о великом подвиге Кирилла и Мефодия. [5]
.
§ 3. Дальнейшее развитие русской буквицы.
Азбука, которую создали Кирилл и Мефодий, очень сильно отличается от современной. Как она менялась со временем?
Первые 5 букв исключили Кирилл и Мефодий, так как в греческом языке не было соответствующих звуков. Ещё одну букву убрал Ярослав Мудрый, осталось 43. Петр Великий сократил алфавит до 38 букв. Но все равно правописание оставалось сложным. Затем царь Николай II уменьшил азбуку до 35 букв.
В 1918 году, когда большевики провели реформу правописания, количество букв сократили до 33, изменили названия букв ( вместо «аз», «буки», «веди»- «а», «бэ», «ве» и т.д), отменили «ъ» в конце слова. Изучать грамоту стало намного легче.
Луначарский А.В. отменил образы в Буквице оставил только фонемы, т.о. язык получился без образным = безобразным. Так место Букваря занял Алфавитъ.
До 1942 года Е и Ё рассматривались как варианты одной и той же буквы поэтому официально считали, что в русском алфавите 32 буквы.
В нашей речи кириллица оставила поговорки. Например, о человеке неграмотном говорятъ: «Он пишет «корова» через «ять». Имея в виду, что он пишет букву, которой нет в этом слове. [6]
Глава II. Практическая часть исследования
§ 1. Назначение алфавита
Алфавит - это упорядоченная система. Что даёт нам такая система?
В первую очередь, экономию времени. А время – одно из главных богатств при сегодняшнем темпе жизни. Создание алфавита – значительный шаг в развитии культуры, благодаря которому грамота стала доступна большинству населения.
Прапрадедовской порой
Стали буквы в чёткий строй.
Все на месте тут как тут,
«Русской азбукой» зовут.
По-другому «Алфавит»
Стал повсюду знаменит. [9]
В результате исследования (кто и где использует алфавит), ъ можно сделать следующие выводы:
Посетив Клинскую городскую библиотеку №6, библиотекарь рассказала, что книги на полках расставляют не только по темам, но и по фамилии авторов в алфавитном порядке. А так же в библиотеке существует картотека. В ней учётные карточки с фамилиями авторов и названиями книг также расположены в алфавитном порядке;
Мы можем узнать правильное написание различных слов в орфографическом словаре. Слова располагаются по алфавиту. Алфавитный порядок устанавливается не только для буквы, с которой начинается слово, но и для всех последующих;
В классном журнале список фамилий составлен по алфавиту;
Во время выборов на избирательном участке списки избирателей также расположены в алфавитном порядке;
В поликлинике в регистратуре карточки пациентов расположены по участкам в алфавитном порядке;
В конце энциклопедий есть указатель. Слова здесь расположены также в алфавитном порядке и рядом написаны номера страниц. (Фотоотчет представлен в Приложении №3)
Таким образом, можно сделать вывод:
Чтоб в массе информации не смог я закопаться,
Мне алфавит – помощник, я должен вам признаться.
Чтоб в потоке сведений не утонуть в ночи,
Порядок алфавитный запомни, заучи!
Отыщется в книге любое понятие,
Стоит нам только открыть указатель.
А рядом смотрите, номер странички!
Наш поиск был очень экономичен!
В самом толстом словаре нам теперь не заблудиться!
И не надо три часа перелистывать страницы!
В порядке алфавитном слова здесь расположены.
Читайте, просвещайтесь, и знанья преумножите.
Все буквы по порядку назвать легко могу.
Ведь алфавит встречается нам на любом шагу:
Школа, больница, детский сад, аптека,
Институт, милиция, музей, библиотека.
Расписание движения поездов,
Коды регионов и городов.
На страницах поиска в интернете
Алфавит использован при ответе.
Классный журнал, телефонная книга,
Всё, что нам надо – отыщется мигом. [10]
§ ъ2. Мероприятия, направленные на запоминание и закрепление букв алфавита
Программа мероприятий, проводимых в рамках реализации проекта:
На урокахъ технологии были созданы буквы из: конструктора; пластилина, украшенных камушками, бисером; цветного картона;
Создан альбом «Живая азбука» в картинках (см. Приложение № 5);
Проведен урок-презентация по русскому языку по теме «Алфавит», главной целью которого являлось обобщение знаний по пройденному материалу, а так же формирование представления об алфавите, как группе букв, расположенной в установленном порядке;
Посетили Клинскую городскую библиотеку № 6;
Проведено открытое внеклассное мероприятие «Путешествие по стране Азбука!, а так же на праздничное чаепитие дети вместе с родителями изготавливали кондитерские изделия, в форме букв русского алфавита.
(Фотоотчет представлен в Приложении №4)
Так же дети познакомились с другими азбуками и буквами:
На занятиях по внеурочной деятельности «Основы православной культуры» учащиеся познакомились с церковно-славянской азбукой (см. Приложение №2);
Азбука Морзе. Учащиеся узнали, что в этой азбуке используют специальные звуковые сигналы для кодироваия букв: точка – один сигнал, тире - два. Каждой букве алфавита соответствует последовательность сигналов. Людей, которые передают сообщения с помощью азбуки Морзе, называют связистами (или радистами);
Морская азбука. В море используют сигнальные флаги, и каждый флаг -- это буква. Эти флаги поднимают на мачтах кораблей. Так команды кораблей передают информацию: «разговаривают» друг с другом. Моряки – сигнальщики используют флажки для обозначения букв. Определенное положение флажков в руках сигнальщика кодирует каждую букву алфавита.
Заключение
На основе изученной литературы, можно сделать выводъ, что азбука – это совокупность букв, расположенных в установленном порядке, алфавит. Таким образом, слова «алфавит» и «азбука» являются синонимами.
Алфавит был создан много сотен лет назад, его создатели: Кирилл и Мефодий. Сейчас русский алфавит состоит из 33 букв. Он стал более понятен и прост для запоминания.
Алфавит нужен везде для наведения порядка. Поэтому наше предположение о том, что знать алфавит необязательно неверно.
Проведена программа мероприятий, проводимая в рамках реализации проекта:
На урокахъ технологии были созданы буквы из: конструктора; пластилина, украшенных камушками, бисером; цветного картона;
Создан альбом «Живая азбука» в картинках;
Проведен урок̄̄презентация по русскому языку по теме «Алфавит», главной целью которого являлось обопщение знаний по пройденному материалу, а так же формирование представления об алфавите, как группе букв, расположенной в установленном порядке;
Посетили Клинскую городскую библиотеку № 6;
Проведено открытое внеклассное мероприятие «Путешествие по стране Азбука!», а также на праздничное чаепитие дети вместе с родителями изготавливали кондитерские изделия, в форме букв русского алфавита.
Так же дети познакомились с другими азбуками:
На занятиях по внеурочной деятельности «Основы православной культуры» учащиеся познакомились с церковно-славянской азбукой;
Азбука Морзе;
Морская азбука.
Таким образом, можно сделать вывод, что учащиеся 2 класса получили опыт исследовательской работы и опыт проведения различных мероприятий. В процессе работы над проектом, мы стали более дружным и сплоченным коллективом.
Знание — это сила!
И за это АЛФАВИТУ: ъ «Спасибо!» ъ
Библиографический список
использованной литературы и список ссылок на интернет источники
Бархударов С.Г., Протченко И.Ф., Скворцов Л.И. Большой орфографический словарь русского языка. М.: Оникс: Мир и Образование, 2007. — 1152 с.
Даль В.И. Толковый словарь русского языка: современное написание / В.И. Даль: сост. Ю.М. Медведев. – Москва: АСТ, 2014. – 735 [1] с. – (Классические словари)
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 120000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2017.- 896 с.
Леонтьев А.А. Мир человека и мир языка. Издательство: М.: Детская литература. Переплет: ламинированный тверд.; 127 страниц; 1984 г.
Саплина Е.В., Саплин А.И. Введение в историю. 3 класс. 12-е изд., стер. - М.: 2006. — 104 с.
Чудакова Н.В. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура / М.: АСТ, 1996. – 480 с.
https://ru.wikipedia.org
https://megabook.ru Большой электронный словарь Кирилла и Мефодия.
https://quotings.ru
https://studydoc.ru
Приложение №1
Русский алфавит
Памятник Кириллица
Кириллу и Мефодию
Приложение №2
Славянская азбука
/
Приложение №3
Знакомство с картотекой библиотеки В поиске слов в словаре, расположенных в алфавитном порядке
Список фамилий в классном журнале
составлен в алфавитном порядке
Приложение №4
Лепим буквы из пластилина Создаем буквы из конструктора
Вырезаем буквы из картона
Урок на тему: «Алфавит» Посещение городской библиотеки №6
Внеклассное мероприятие «Путешествие по стране Азбука!»
Создание кондитерских изделий в форме букв русского алфавита.
Приложение №5
Живая азбука