Иллюзии

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Иллюзии

Горбунов Д.Г. 1
1МАОУ Гимназия № 76
Николаева Н.В. 1
1МАОУ «Гимназия №76», 3-В класс, г. Ростов-на-Дону
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
   

ВВЕДЕНИЕ

Я работал над проектом по теме: «Иллюзии».

Цель:

Провести изучение нескольких типов иллюзий.

Задачи:

-Провести исследование различных типов иллюзий на основании данных, полученных различными методами;

-Сделать практическую работу по созданию иллюзий;

-Определить, типы исследуемых иллюзий, найти научные доказательства возникновения иллюзий, пополнить свои знания, для дальнейшего обучения в школе;

-Доказать возможность практического применения иллюзий в повседневной жизни.

Гипотеза:

Если иллюзии существуют и используются человеком в различных целях, то необходимо доказательство их возникновения и четкое понимание этого явления. Потому, что каждое чудо - иллюзии можно объяснить с точки зрения науки и применить на практике.

Актуальность моего исследования заключается в том, что для каждого человека необходимо владеть теоретическими и практическими навыками в области изучения иллюзий. Современный человек должен постоянно быть в поиске научных открытий, пополнять свою жизнь новыми изобретениями.

В ходе своего исследования я проводил практическое и теоретическое научное исследование. Применял практические методы исследования: фотографирование, наблюдение, сравнение. И теоретические методы: анализ, предположения, доказательства.

Я изучал литературу, искал информацию в своем городе и школе. Использовал интернет, различные компьютерные программы. Получал информацию от родителей и своих преподавателей.

ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ

В начале своей работы, хочу дать несколько понятий по термину - Иллюзия.

ИЛЛЮ́ЗИЯ, -и, жен. 1.Обман чувств, нечто кажущееся; ошибочное восприятие предметов, явлений 1.

Основные типы иллюзий:

- физические;

- физиологические иллюзии;

-Органические (метаморфопсии).

Физические- связаны с действующими в мире объективными законами физики.

Физиологические - связаны с особенностями органов чувств человека.

Органические -состояние, при котором человек неправильно воспринимает форму, размер, объем, цвет и удаленность предметов (болезни глаз и т.д.)2

Иллюзии всегда вызывали огромный интерес у всех людей на планете с момента появления первого человека. Этих явления боялись, приписывали богам, использовали в архитектуре и живописи, применяли для развлечений и обмана. С развитием науки многим иллюзиям нашли объяснение. И даже начали создавать новые иллюзии, для различных целей.

ИССЛЕДОВАНИЕ ИЛЛЮЗИЙ

Я изучил научные понятия и приступил к научно-практическому исследованию.

Радуга

Люди давно задумывались над природой этого яркого и завораживающего явления. Ей приписывали божественную силу, сочиняли сказки и легенды. Воспринимали как иллюзию (Рис.1).

На самом деле это красочное зрелище объясняется физикой. Радуга – это природное оптическое явление (Рис.2). Она даёт уникальную возможность наблюдать в естественных условиях разложение белого света в спектр. Это физическая иллюзия.

Наблюдение за радугой развивает у детей и взрослых фантазию. Поднимает настроение, побуждает к творчеству.

Вещества

В третьем классе я изучаю предмет «Окружающий мир». Тема «Тела, вещества, частицы» включала в себя опыт с жидкостью и сахаром. Я подумал, что это тоже иллюзия. Мы видим, то чего нет на самом деле! В стакане два вещества вода и сахар. А кажется, что просто вода. Я провел этот опыт (Рис. 3). И убедился в том, что цвет и вид жидкости в двух стаканах абсолютно одинаковый.

Провел популярный опыт с ложкой в стакане. Эффект сломанной ложки был четко виден. Объясняется это различной плотностью веществ (Рис.4).

В заключение сделал эффект горки воды в стакане при помощи монеток. Эта волшебная пленка состоит из молекул воды. Вода плотнее воздуха и может растягиваться у краёв стакана (Рис.5).

Эти три опыта - физическая иллюзия. Я хотел сделать только один опыт, а провел три! Значит, проведение опытов приводит к желанию получать новые знания.

Звук

Обсуждая с родителями различные виды иллюзий, я узнал, что есть звук (ультразвук), который слышат дети и животные, а взрослые нет. Мне стало интересно.

В интернете мы нашли, что это звук выше 18 000 Гц. Мне пока сложно понять, как определяется высота звука в физике, но опыт мы провели. Я услышал этот неприятный звук, а мои родители не услышали.

Это физиологическая иллюзия. Строение и размер уха ребенка отличается от взрослого, поэтому возникает это явление.

Этот звук можно использовать, чтобы отпугнуть от дома вредных насекомых и животных. Например - комаров и мышей.

Изображения

В бумажных журналах, на сайтах в интернете, в книгах представлено очень много картинок с иллюзиями. Мы видим, как движутся изображения, изменяются цвета за счет теней, появляются цветовые точки и 3D изображения (Рис.6).

Я посмотрел много таких картинок, очень познавательно и удивительно. Это физиологические иллюзии. Наши глаза и мозг не правильно воспринимают информацию и мы видим, то чего изначально нет на картинке. Такие иллюзии развивают внимание, фантазию. Художники , архитекторы и фокусники используют их в своей работе.

Дальтонизм

У людей, к сожалению, есть болезни. Дальтонизм заболевание глаз-человек не различает цвета. Это грустный пример органической иллюзии. Врачи изучают такие болезни, и найдут способ лечения в ближайшее время.

Мультфильм

Мультфильмы мы любим с раннего детства. Сказки и разные истории нам представляют мультяшные персонажи. Но когда я был малышом, я думал, что эти герои существуют и у них все происходит на самом деле.

Мультфильм-это физическая и физиологическая иллюзия одновременно. Мы верим в историю на экране –радуемся , сочувствуем, переживаем, видим передвижение героев. А на самом деле это огромная работа художников, режиссеров, осветителей, программистов, фотографов, артистов и т.д. Персонажи - это объекты, находящиеся в покое. Иллюзию движения создают быстро повторяющиеся кадры.

И я при помощи мамы создал мультфильм (Рис.7). Маленькую историю человечка, играющего в мяч. Мне понадобились карандаши, гаечки, клей, скотч, фотоаппарат и бесплатное приложение по сборке видео3!

Иллюзия зажила своей жизнью. Я получил удовольствие, понял принцип создания мультфильма, фантазировал. Данный опыт показал, что из малого набора инструментов можно создавать интересные мультфильмы. В этом помогло изучение иллюзий.

Голограмма

Это мой самый любимый и зрелищный опыт в изучении иллюзий.

Голограмма – это физическая иллюзия. Голограмма- особая система света и специальных экранов, полностью объясняется законами физики.

В наше время технологии не стоят на месте. Разработано приложение для планшета с изображением движущихся 3D объектов. Необходимо сделать проектор и разные фигурки начнут парить в воздухе.

У меня для опыта были: линейка, стеклопластик, ножницы, скотч, бумага, планшет и программное обеспечение (Рис.8). По инструкции я с родителями собрал проектор, скачал программу 4, выключил свет и испытал всю конструкцию. Это очень красиво и познавательно. Можно очень долго наблюдать за летающими бабочками, птичками и медузами.

Проведение данного исследование заставило меня задуматься о совершенствовании проектора и о дальнейшем использовании данной технологии. Например, устанавливать голограммы на вокзалах с расписанием поездов. Применять на уроках в школах, в магазинах, больницах. Применение голограмм возможно в любой области.

ВЫВОД

В ходе своего научно - практического исследования я рассмотрел все основные типы иллюзий. Провел много опытов. Понял природу возникновения иллюзий. Получил хорошие результаты. Доказал, что все иллюзии можно объяснить с точки зрения науки. Физика, математика, медицина, анатомия и т.д. - это важные разоблачители иллюзий. Но некоторые иллюзии так красивы и интересны, что хочется верить в чудеса и фантазировать. Это тоже огромный плюс этих явлений. Рассмотренные мной иллюзии можно применять в жизни. Я считаю, что иллюзии можно использовать в любой мирной деятельности человека. После проведения исследовательской работы я задумался о более глубоком изучении физики и математики. Мечтаю сделать грандиозное, великое и невероятное открытие на всей планете.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ССЫЛКИ:

1.Словарь Русского языка С.И. Ожегова, изд. «Русский язык», Москва ,1990г.

2.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D0%B7%D0%B8%D1%8F

3. http://www.kizoa.ru/editor2.php?rmode=40&phpsession=&lang=ru-ru&country=RU&domain=www.kizoa.ru&startTime=1540931058152

4. https://apkgk.com/ru/com.vyom.hologramprojector

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рисунок 1 Рисунок 2

Рисунок3

Рисунок 4 Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

Просмотров работы: 57