Маленькая пчела – для всего мира бесценна

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Маленькая пчела – для всего мира бесценна

Кочкина К.А. 1
1МАОУ Гимназия № 3 г. Южно-Сахалинска
Хан Юлия Чененовна 1
1МАОУ Гимназия № 3 г. Южно-Сахалинска
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Этим летом мы отдыхали с родителями на природе, я увидела огромное количество пчел на поляне и сразу стала проситься домой. Я очень боялась этих маленьких насекомых, потому что, один раз меня укусила пчела, и я помню до сих пор как это больно. Родители стали объяснять мне, что они безобидны, если их не трогать, и очень полезны. Стали рассказывать о том, что пчела из тех насекомых, с которым по приносимой пользе для всего живого на планете не сравнится никто. Если пчелы погибнут, то не будет и человека на Земле.

Я этому не поверила, ведь все что я знала о пчелах – это только то, что они живут в улье, питаются нектаром, дают мед и жалят.

Актуальность исследовательской работы:

Свою работу я решила начать с изучения жизни пчел, и ее пользе для человека. Но чем больше я узнавала про нее, тем сильнее удивлялась тому, как такое маленькое насекомое может нести такую огромную роль для всей нашей планеты.

Цель исследовательской работы: на основе изученной информации о жизни пчел, узнать, чем полезна пчела, и показать огромное значение данного насекомого для всего живого.

Задачи исследовательской работы:

Познакомиться с материалами в научной литературе, в интернете, провести беседы с пчеловодами.

Узнать как можно больше о жизни пчел.

Выяснить уровень знаний учеников начальной школы о значимости пчел на Земле.

Рассказать о пользе пчелы и ее продуктах жизнедеятельности.

В домашних условиях показать полезное применение продуктов жизнедеятельности пчелы.

Объект исследования: пчелы.

Предмет исследования: жизнь пчел.

Методы и средства:

Изучение литературы по данной теме.

Анкетирование.

Проведение классного часа в нашем классе по результатам анкетирования.

Беседы с учениками, учителем, пчеловодами.

Проведение различных опытов с медом и воском.

 Гипотезы:

1. Узнать, на самом ли деле роль пчелы для всего живого на Земле и для человека так важна?

2. Можно ли использовать продукты жизнедеятельности пчел в быту не только в лекарственных целях?

Обзор литературы о медоносной пчеле.

Пчёлы  — надсемейство летающих насекомых подотряда Стебельчато-брюхие отряда перепончатокрылых, родственное осам и муравьям.

Существует около 20 тысяч видов пчёл. Их можно обнаружить на всех континентах, кроме Антарктиды. Наука о пчёлах называется апиология (апидология). Пчела старше человека на 50-60 тысяч лет. Уже первобытный человек был знаком с медом и любил его.

В обширном семействе пчелиных наиболее знаменита медоносная пчела (Apismellifera). С незапамятных времен человек использует ее для получения меда. Рабочих особей пчелы легко узнать благодаря собирательному аппарату на задней лапке, где скапливается собранная пыльца, образуя обножку.

Так в чем же удивительная польза данного насекомого? Я одна знаю о ней так мало? Я одна знаю о ней так мало?

Изучение жизни пчел и ее продуктов жизнедеятельности.

За поставленными передо мной вопросами я обратилась с анкетированием к своим одноклассникам и другим ребятам с 3 и 4 классов. Всего в опросе приняло участие 82 школьника.

А также я посетила пасеку, которая расположена недалеко от села Огоньки Сахалинской области, где опытные пчеловоды раскрыли мне многие тайны пчел, показали настоящую жизнь пчелы и все, что с ней связано.

ПО результатам анкетирования, которые представлены в следующей диаграмме можно уверенно сказать о том, что ученики знают что пчелами занимается пчеловод, они живут в ульях и питаются нектаром. Но уже с вопросом о составе пчелиной семьи возникли трудности: многие написали, что глава в пчелиной семье матка, но 25 школьников об этом не знают, а ответы самец, король, матушка, шмель заставили меня улыбнуться.

Рис. 1

Вот куда я пришла за ответами, вот она - современная пасека.

Не отдельно стоящие ульи, а целый пчелиный дом.

Внутри него как в меленьких квартирах живут отдельные пчелиные семьи. Ведется строгий учет каждой, все подписано: откуда привезена матка, или как выведена, об особенностях, производительности меда каждой семьи, а также и о проблемах.

Так как же живет пчелиная семья?

Она состоит из матки, трутней, рабочих пчел.

Рис. 2

Обязанности пчёл в рое строго распределены. Несколько самцов (трутней) оплодотворяют матку. Пчела – матка (царица) не делает мед, она откладывает яйца из которых развиваются пчелы и управляет гнездом. Если матка в семье есть, то пчелы четко выполняют свои обязанности, их работа слаженна и организованна. Но стоит погибнуть матке, пчелы становятся растерянными и беспомощными. В семье существует равноправие. Даже для матки – главы семейства – нет исключения. Если она станет класть меньше яиц, пчелы сразу же заменят ее молодой, более плодовитой.

Молодые рабочие прибирают в улье и следят за его проветриванием – в этот момент их называют пчелами-чистельщицами. Повзрослев, эти же пчёлы обеспечивают пищу матке и личинкам – их зовут пчелами - кормилицами.

Став ещё старше, эти же рабочие пчёлы занимаются хранением мёда, ремонтируют старые ячейки сот, строит новые – и они уже называются пчелами-строительницами.

И наконец, самые старшие становятся пчёлами – сборщиками. Так же в улье есть пчелы-сторожа - они охраняют улей , а самые старые пчелы носят воду – это пчелы-водоносы. Далеко от дома они не отлетают.

Существует русская поговорка «трудится как пчёлка» и это действительно так, пчела настоящая труженица. Ведь чтобы собрать нужное количество нектара, рабочей пчеле приходится за один раз облетать не менее 1000 цветков. В солнечный день пчела совершает не менее 10 таких вылетов. Чтобы собрать 1 килограмм мёда, пчела делает 65 000 вылетов, посещая при этом 45-64 миллиона цветков.

Труд пчелки дает свои плоды, с которыми меня познакомили на пасеке и я После знакомства с пчелами, мне показали самое главное - продукты жизнедеятельности пчел

Чтобы раскрыть роль каждого продукта, можно сделать не одну исследовательскую работу. Я сделала буклет, который назвала «Пчелкина аптечка», и немного рассказала о значении каждого из них для человека. Данная информация в будущем пригодится нам на уроках окружающего мира.

Но на таком продукте как мед, я немного остановлюсь подробнее. Анкетирование моих одноклассников согласно следующим диаграммам показало, что большинство из них знакомы с медом, любят его 95 процентов опрошенных, знают о его применении при лечении простудных заболеваний.

Но немногие знают как он производится и каких видов бывает. Основные ответы представлены в диаграмме: знают 14 человек о липовом меде, 5 человек о гречишном и 6 человек о цветочном меде. Но были и такие ответы: мед из Турции, бордовый, шмелиный, сладкий, домашний, обычный, кислый, белый, лекарственный.

Все цветочные меда подразделяются на монофлерные, переработанные из нектара одного вида медоносных растений и полифлерные, полученные из нектара многих медоносов. Поэтому видов меда очень много, о них я рассказала в своем буклете «Пчелкина аптечка».

Но очень хочется остановиться на сахалинском мёде. Это монофлерный вид меда, так как пчела его собирает с многих цветущих растений - медоносов на Сахалине. Удивительно, что большинство из них - это лекарственные растения: верба, мать-и-мачеха, черника, клоповник, лимонник татарский, одуванчик, белый клевер, донники белый и желтый, лопух паутинистый, огуречная трава, рябина, ольха, малина, смородина, бальзамин, фацелия, гречиха, липа.

Моя гипотеза о важности медоносных пчел для человека частично доказана: все, что она делает, широко используется в медицинских целях для поддержания здоровья человека. Но это не самая главная роль пчелы. Мед и все остальное – это следствие выполнения самой главной задачи, которая поставила перед этим насекомым сама природа. В раскрытии данного вопроса мне помогли источники литературы и беседы с пчеловодом.

3. Основная роль пчелы на Земле.

Самые древние растения не требовали опыления. Они размножались спорами – мельчайшими одноклеточными пылинками, прораставшими в сырой почве. Безусловно, на эволюцию цветковых большое влияние оказали пчелы, да и сами они одновременно с этим процессом изменялись и морфологически, и в своих инстинктах.

Как полагают, первыми опылителями примитивных цветковых были жуки – древнейшие насекомые. У этих цветковых отсутствовал нектар – жуки поедали пыльцу. С появлением нектара, который, по мнению Ч. Дарвина, первоначально выделялся как продукт отброса, потом стал служить перекрестному опылению, эволюционный процесс у насекомых пошел в направлении удлинения хоботка. А так как количество выделяемого нектара впоследствии сильно увеличилось и он стал накапливаться в цветках, это привело к постепенному увеличению объема медового зобика – резервуара, куда засасывалась нектарная жидкость.

С возникновением высших перепончатокрылых – медоносных пчел, которые питались пыльцой и нектаром как во взрослом состоянии, так и в личиночной фазе, наступил переломный момент в опылении цветковых, отразившийся на их дальнейшей судьбе. У пчел выработалось и достигло высокого развития постоянство посещения цветков одного и того же вида, а это имело громадное значение для эволюции цветковых.

Поэтому главным и известным всем достоинством пчел является опыление растений. За один полет пчелы опыляют более ста растений, включая лекарственные, плодовые, ягодные культуры. Пчелы собирают нектар, необходимый для их потомства, и, перелетая с цветка на цветок, переносят на своих телах пыльцу для опыления. Этот процесс позитивно влияет на жизнестойкость растений и повышает уровень урожая и количество растений на планете. Цифры удивят многих, поскольку урожайность повышается до 100 раз. В результате все иные живые организмы обеспечены растительной пищей, а количество кислорода в атмосфере увеличивается. Среди ученых существует мнение, что вклад пчел благодаря опылению в мировую экономику в год достигает 160 миллиардов долларов.

В целом 80 % цветковых растений по всему миру опыляются насекомыми, и из них примерно 85 % – медоносными пчелами. Целых 90 % цветков плодовых деревьев зависят от медоносных пчел.

Моя первая гипотеза нашла свое доказательство в том, что основное значение пчел не в производстве меда, воска, прополиса и других продуктов пчеловодства, они - основные опылители почти всех цветковых растений. Пчела - это искра, которая соединила животный и растительный мир для человека, она внесла бесценный вклад в экологическое равновесие на нашей планете - Земля.

4. Использование продуктов жизнедеятельности пчелы в бытовых целях.

Согласно выдвинутой мной второй гипотезы я хочу показать вам, что продукты жизнедеятельности пчел можно использовать и в бытовых целях.

1. Первое что я решила сделать - это медовое мыло. Вы спросите зачем? Оно полезное!

Питает и увлажняет

Очищает поры и регулирует водный баланс.

Замедляет процесс старения кожи.

Нормализует работу сальных желез.

Обладает витаминами и минералами.

Избавляет от прыщей и угревой сыпи.

А в приготовлении очень простое, для этого необходимо :

Обезжирить посуду спиртом и наполнить ее мыльной основой, которую нужно предварительно натереть на терке и растопить на водяной бане. Растопить мед и залить в формочку с мыльной основой, опрыскать спиртом для устранения пузырьков. Остывшее изделие положить в морозильную камеру на минуту. Аккуратно вынуть готовое изделие.

По желанию в заготовку можно добавить ароматические масла, измельченные косточки абрикоса для создания эффекта скраба. 

Дальше я приготовила своими руками восковые свечи. Не знаю как в ваших семьях, но в нашей семье восковые свечи горят часто. И если раньше мама покупала такие свечи в церкви, то теперь мы делаем их сами.

Воск растапливаем на водяной бане. В формочку вставляем шнур, оставляя часть его снаружи (примерно сантиметра 3), выглядывающим. Фитиль можно также прикрепить к форме при помощи зажима, располагая его в центре.

Заливаем расплавленным воском подготовленные формочки и оставляем на время, пока воск полностью не застынет. Застывшую свечу аккуратно извлекаем из формы. Такая натуральная ароматерапия успокаивает и расслабляет, создает в доме благоприятную атмосферу.

Горят такие свечи очень чисто и дольше, чем парафиновые, не выделяя при этом каких-либо вредных веществ в окружающее пространство. И со своей функциональной задачей по освещению помещения справляются отлично.

Потом мы приготовили крем для обуви. Из воска получается великолепное средство по уходу за кожаной обувью. Натуральность таких кремов и ваша обувь точно скажет «спасибо» за подобную заботу.

Крем из воска обладает несколькими весьма полезными качествами:

отталкивает влагу, не позволяя ей проникать вглубь обуви, вот почему пропитанное этим средством изделие останется сухим даже в дождливую либо снежную погоду;

предупреждает растрескивание кожи, её пересыхание (в жару) или «задубение» (в морозы), появление неприятных запахов и солевых разводов;

выравнивает поверхность изделия, проникая и заполняя небольшие трещины, царапинки и прочие механические повреждения. Дополнительно крем придаёт естественный блеск коже;

Для приготовления столь полезного средства необходимо:

пчелиный воск – 50 граммов;

скипидар – 100 мл.

Пчелиный воск натирают на тёрке (получается примерно 3 столовых ложки мелкого воска), помещают в металлическую ёмкость и расплавляют на водяной бане. Скипидар также должен быть тёплым, поэтому посуду с этим веществом на время ставят в таз с горячей водой.

В тёплый скипидар аккуратно вливают жидкий воск, регулярно размешивая. Если всё сделано верно, то в результате получается однородный желтоватый состав, застывающий после охлаждения. Все, восковой крем для обуви готов.

4. И еще мы сделали восковую полировку для деревянной мебели. Для изготовления потребовалось:

пчелиный воск (примерно 30 граммов);

масло оливы (приблизительно 100-120 мл).

Воск измельчают, смешивают с масляной субстанцией и ставят плавиться на водяную баню. Смесь получается с приятным медовым ароматом - великолепное полировочное средство, подходящее для обработки любых сортов древесины и является великолепной альтернативой промышленным лакам, содержащим малополезные синтетические соединения и отличающимся стойким химическим запахом.

С водой пчеловодческий продукт не взаимодействует, что помогает предупреждать проникновение влаги в глубокие слои дерева и деформирование изделий и полировка натуральным воском придаёт деревянным конструкциям приятный блеск и необычную поверхностную фактуру, которая «дышит».

Таким образом моя гипотеза об использовании продуктов жизнедеятельности пчел в быту частично доказана, так как не из всех продуктов можно что то приготовить.

Заключение.

Пчёлы — частица живой природы. Без них обеднели, а может быть, и совсем исчезли бы с лица Земли многие представители высшей растительности.

Очень важна природоохранная роль пчёл. Там, где есть медоносные пчёлы, благополучнее среда обитания для человека, снижается экологическая напряжённость. Велика польза от этих удивительных насекомых для народного хозяйства. Опыляя растения, они повышают, а часто целиком формируют их урожай.

Только при многократном посещении пчёлами цветков возможно избирательное опыление, определяющее высокое качество плодов. 

Пчёл по праву считают помощниками земледельца. Их роль в увеличении урожая гречихи, подсолнечника, хлопчатника и кормовых трав трудно переоценить. Не случайно, пасеки можно увидеть в садах и на полях возле цветущих массивов, к которым их специально подвозят.

Пчелы и в далеком прошлом, и сейчас являются символами нашей цивилизации. Польза, которую приносят пчелы, очевидна: это и мед, и продукты пчеловодства, и опыление растений. За все это пчелы достойны того, человечество их отблагодарило, и чтобы их жизнь — короткая, яркая, наполненная трудом — была воспета и увековечена…

Список используемой литературы.

1. Человек. Полная энциклопедия/ Ю. К. Школьник; -Москва: Эксмо, 2014 - 256 с.
2. http://doroshenkoaa.ru
3. www.24medok.ru
4. Золотин А.З. «Насекомые служат человеку»
5. Шабаршов И.А. «Юному пчеловоду»
6. Ивановский Ю.А. «Настольная книга пчеловода»

п/п

Вопрос

Ответ

1.

Где живут пчёлы?

 

2.

Чем пчёлы питаются?

 

3.

Как зовут человека, который занимается пчёлами?

 

4.

Чем полезны пчёлы?

 

5.

Чем полезен мёд?

 

6.

Любите вы мёд?

 

7.

Какие виды меда вы знаете?

 

8.

Как пчёлы помогают людям?

 

9.

Кто самый главный в пчелиной семье?

 

10.

Какие продукты жизнедеятельности пчел тебе известны?

 

11.

Какая самая главная роль пчелы на Земле?

 

12.

Чтобы тебе хотелось знать о жизни пчёл?

 

Приложение № 1

Анкета «Опрос учеников начальной школы».

Приложение № 2

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЖИЗНИ ПЧЕЛ.

Пчёлы очень плохо видят и не способны различать объекты, расположенные дальше полутора метров. Но природную близорукость им щедро компенсирует обоняние. Полосатые насекомые летят именно на запахи.

Производство меда – тяжелая работа. Чтобы получить всего 100 г сладкого лакомства, эта труженица должна облететь в среднем 1 млн. цветов. По специальному канальцу – хоботку – собранный нектар поступает в особый пчелиный орган – медовый желудочек.

Ужалить человека могут далеко не все из пчел, как ошибочно думают многие. Пчелиная матка никогда не проявляет агрессию по отношению к людям. А вот своих соперниц жалит не жалея.

Пчела собирают мед не ради удовольствия – они заботятся о здоровом потомстве и о его питании. Чтобы прокормить тысячу личинок, насекомые должны собрать 100 г меда, полсотни – пыльцы и 30 граммов воды.

Пчёлы «университетов не кончали» и математике не обучены. Тем не менее, им удается создавать самую совершенную геометрическую фигуру в мире живой природы – шестигранную ячейку, из которой состоят соты.

Продолжительность жизни каждой рабочей пчелы – не более 40 суток. За это время она успевает выполнить несколько важнейших миссий. Сначала занимается «черной работой»: чистит ячейки, в которые матке предстоит отложить яйца. Потом заботится о том, чтобы в улье было тепло и туда поступало достаточно свежего воздуха. И только под конец жизни она исполняет свое главное призвание – добывает мед.

Судя по количеству смертей, вызванных укусами пчел, эти насекомые намного опаснее для человека, чем змеи.

Чтобы собрать как можно больше цветочной пыльцы, они по максимуму используют весь волосяной покров на теле. «Сборщиками» становятся даже волосики, растущие из их глаз. Сбор пыльцы намного облегчает эффект электрического поля. Дело в том, что каждая особь является носителем отрицательного заряда, а цветочная пыльца имеет положительный заряд. Таким образом, когда насекомое садится на цветок, его содержимое само «прилипает» к ней. После визита пчелы полярность опустевшего цветка меняется, и другое насекомое, подлетевшее для сбора, вовремя понимает, что растение пока бесполезно.

Между пчелами и шершнями случаются настоящие войны. Например, японцы, ради получения меда разводящие не собственных, а более производительных европейских пчел, очень часто могут наблюдать, как на «евроульи» нападают местные полосатые разбойники – огромные шершни. Вмешиваться, правда, не приходится: гости могут постоять за себя сами. Они окружают каждого налетчика, заключая его в подобие шара, а затем, работая мышцами, создают внутри смертельную для шершня температуру: + 47°.

Пчёлы способны обнаруживать мины, а также другие взрывчатые устройства или вещества, по запаху. Вот почему они состоят на «официальной службе» у Пентагона.

Во время пожара у пчел возникает инстинкт самосохранения, и они начинают запасаться медом, тем самым не обращая внимания на чужаков. Поэтому эффективным является использование дыма в пчеловодстве.

Около 8 миллионов цветов нужно пчеле, чтобы выработать один килограмм готового меда.

До 10 кг меда днем может собрать средняя пчелиная семья.

Пчела может легко летать на большие расстояния и при этом всегда находить дорогу домой.

До восьми килограммов может достигать вес среднего пчелиного роя.

За один день пчела совершает в районе 10 вылетов и приносит 200 мг пыльцы.

Пчелы в зимний период не опорожняют кишечник (совсем).

На расстоянии одного километра пчела способна унюхать запах цветка.

Пчелы во время перелета поднимают грузы, больше массы их собственного тела.

До 65 километров в час способна разгоняться пчела с грузом.

Одна пчела способна посетить около 7 тысяч цветков за один день.

Около двух стаканов воды нужно в день одной пчелиной семье.

Дым осуществляет успокаивающее действие на пчел.

У пчел много врагов, поэтому вход в улей надежно охраняется сторожами, готовыми в любой момент броситься на незваного гостя. Ни одна пчела не может проникнуть в чужой улей. Каждому улью присущ особый запах, не улавливаемый человеком. Каждая пчела хранит этот запах в особом углублении тела. Подлетая к летку, пчела открывает его и предъявляет запах стражам как свою визитную карточку или пропуск.

Пчела может залететь в чужой улей сознательно. Повод, — разграбление более слабой семьи, когда вокруг плохо со взятком, либо отсутствие возможности вернуться в свою семью (поздно, холодно, дождь) в этом случае она принимает позу покорности и сторожа ее пропускают.

Пчела имеет пять глаз.

Пчелы красный цвет не различают. Они видят его как темно-серый или черный

Пчела сразу погибает после выпуска жала.

Пчелиная матка за один день может отложить от 1000 до 3000 яиц.

Человек может погибнуть от ста укусов пчел.

Из домашних пчел матка живет 3 года, максимально – 5 лет. А вот рабочая пчела летом живет 40 дней, а зимой 9 месяцев. Пчелы, отжившие свой короткий век, умирают в улье только зимой, а летом старые пчелы, чувствуя приближение кончины, покидают улей и погибают на воле.

Просмотров работы: 112