Экологическое сознание молодежи

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Экологическое сознание молодежи

Барков Д.Д. 1
1ГБОУ БКК ПФО
Шапошникова Ф.Е. 1
1ГБОУ БКК ПФО
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Экологические проблемы сегодня рассматриваются, как проблемы сознания человека и его отношения к природе. Становится понятным, что предупреждение и преодоление экологической катастрофы невозможны без изменения сознательного отношения человека к окружающей среде, которое, со своей стороны, есть стержень экологического сознания. Рассматривая экологическое сознание как целостное мировоззрение, считаю самым интенсивным возрастной период юношества. Так как именно в этом возрасте формируются основные установки, основы и ориентации личности. И поэтому экологическое сознание служит целостной системой взглядов молодежи на мир, на собственное место в системе «человек-природа».

Несмотря на достаточное описание в литературе проблем экологического образования, и проведение разных мероприятий, посвященных этому вопросу, уровень экологического сознания и образования молодежи остается низким. В то же время запросы практики общественной жизни требуют активности экосознательного молодого поколения, способного гармонизировать взаимодействие с природой. Этим и обусловлен мой выбор именно такой темы исследований.

Цель исследования состоит в накоплении объективных данных о состоянии экологического образования и сознания молодежи города Стерлитамак и определении их роли в решении экологических проблем города.

Для достижения поставленной цели стало необходимым решение таких задач:

- разработать вопросы для проведения опроса молодежи с учетом нынешней экологической ситуации и социальной активности молодежи;

- провести опрос молодежи путем анкетирования;

- сделать соответствующие выводы об уровне экологического сознания и образования молодежи города.

Объект исследования – экологическое сознание.

Предмет исследования – роль и особенности развития экологического сознания молодежи.

Методика проведения исследований. Экспериментальная часть исследований проводилась методом опроса, путем анкетирования.

Глава 1. Теоретические основы экологического сознания

1.1 Экологическое сознание и его типы

Экологическое сознание — это форма общественного сознания, находящаяся в стадии формирования. Она включающая в себя совокупность идей, теорий, взглядов, мотивации, отражающих экологическую сторону общественного бытия, а именно — реальную практику отношений между человеком и средой его жизни, между обществом и природой, включая регулятивные принципы и нормы поведения, направленные на достижение оптимального состояния системы «общество — природа».

Перед человечеством встали огромные по сложности и объему задачи. Впервые человек осознает свое единство со всей природой, незащищенность, уязвимость, хрупкость ее. Изучая взаимодействие общества с природой, люди должны считаться с объективным характером природного и общественного развития. Возникновение экологического сознания связано индустриальной цивилизацией и научно-технического прогресса.

Типы экологического сознания.

Экологическое сознание делиться на 2 типа:

- Антропоцентрический.

- Экоцентрический.

1.Антропоцентрический тип экологического сознания.

Антропоцентрические представления имеют исторический характер и сформировались как закономерное следствие выделения человека из природы. Сущность антропоцентрического сознания раскрывается в таких мировоззренческих принципах:

1) Высшей ценностью есть человек. Все другое в природе ценное настолько, насколько полезно человеку. Природа выступает собственностью человека.

2) Мир имеет иерархическое строение. Вершину иерархии занимает человек, середину - вещи, им созданные, фундамент - объекты природы, которые, в свою очередь, упорядочиваются в зависимости от полезности для человека.

3) Целью взаимодействия с природой есть его использования для удовлетворения тех или других прагматических потребностей человека, для получения им "полезного" продукта.

2.Экоцентрический тип экологического сознания.

Экоцентризм-это особая форма отражения природных объектов и явлений действительности и их взаимосвязей, где для деятельности человека сама природа признается как ценность, отношения с ней строятся на принципах равноправия и распространения на мир природы этических норм и правил.

Экоцентризм характеризуется следующими основными особенностями:

1) Высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы. Человек – не собственник, природы, а один из членов природного сообщества.

2) Отказ от иерархической картины мира: человек не признается обладающим какими-то особенными привилегиями на том основании, что он имеет разум. Наоборот, его разумность налагает на него дополнительные обязанности по отношению к окружающей его природе.

3) Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества.

4) Природа и все природное воспринимается как полноправный субъект взаимодействия с человеком.

5) Развитие природы и человека мыслится как процесс взаимовыгодного единства.

6) Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой.

1.2 Роль и место экологии в современном обществе

Уже на современном этапе человечество столкнулось с целым рядом глобальных экологических проблем, приводящих к ухудшению качества жизни и здоровья людей, ставящих под вопрос возможность существования жизни на Земле.

Будучи естественной наукой, экология описывает, что происходит. Высокая значимость экологического образования подчёркивается многими международными организациями. Так, ООН, ЮНЕСКО и ЮНЕП не только подчёркивают значимость проблемы экологического образования, образования в области окружающей среды, но и рекомендуют решение этой проблемы всем государствам- участникам международного сообщества для приоритетной разработки.

Экологическая безграмотность - одна из главнейших причин экологического бедствия и разрушения окружающей природной среды. Экологическое воспитание в настоящее время является одним из важнейших факторов преодоления экологических проблем, ведь молодое поколение - это будущее Земли. Экологическое сознание молодежи играет важную роль в сохранении и улучшении экологии Земли.

1.3 Основные проблемы экологического сознания молодежи

В настоящее время есть большие проблемы по развитию экологического сознания у молодежи. Пока далеко не у каждого гражданина есть чувство любви и сопереживания и по отношению к природе и по отношению к другому человеку, который также является частью природы. И это чувство может быть сформировано только в том случае, если оно будет формироваться с раннего детства, и будет формироваться, прежде всего, как чувство, как эмоция, а не только знание. В настоящее время крен делается в сферу формирования определенных экологических знаний и принятия санкций по отношению к тем, кто оказывает негативное влияние на природу. Во многом это связано с непониманием. Знание того, что разрушает природу без сформированной любви к ней и сформированных стереотипов отношения к ней в лучшем случае не дает ничего. У нас же в образовательных учреждениях все делается наоборот, без учета законов психологии развития. Предлагаются различные программы, которые формируют определенные экологические знания. Однако, например, знание того, что преступник сделает другому человеку больно, не остановило еще ни одного преступника. Точно также знание факторов негативно влияющих на развитие природы не гарантирует гуманности его поведения в этой сфере.

С точки зрения законов психологии чувство любви к природе, формируется у ребенка, прежде всего, по типу реакции имитации, по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы это отношение к природе имело место в поведении взрослых и, очень важно, чтобы это отношение формировалось средствами массовой информации — через научно-популярные и художественные передачи. Нельзя не понимать, что именно средства массовой информации — телевидение, интернет являются сегодня основными воспитателями молодежи. Однако наше телевидение ежеминутно демонстрирует — как нужно и можно делать больно всему живому вокруг. Эти уроки никогда не пройдут даром. И трудно предположить, что молодые люди, для которых совершенно естественным является причинение боли другим людям, остановятся перед тем, чтобы точно также не разрушать природу.

Если за рубежом экологическое воспитание в деятельности масс-медиа представлено очень мощно — достаточно сказать об одном канале «Дис-кавери», то у нас оно практически не представлено никак. Это, конечно, очень печально.

Я думаю, что этот вопрос должен быть поставлен на самых различных уровнях.

Глава 2. Экологическое сознание: от теории к практике

2.1 Решение экологических проблем: пути и способы

Обучаясь в Башкирском кадетском корпусе Приволжского федерального округа четвертый год, я заметил, что нам немало говорят об экологии. В нашем взводе часто проводятся различные мероприятия на данную тему, благодаря которым мы знаем немного больше учащихся других учебных заведений. Очень часто мы связываем теорию с практикой. Проводим различные исследования, эксперименты, да и просто субботники и уборка территории, это одна из составляющих в процессе экологического ликбеза. Из этого следует, что научно-техническая революция и использование полезных ископаемых земли, привело к тому, что экологическая ситуация на нашей планете ухудшается буквально на глазах. Уровень загрязнения недр, гидросферы и воздушного слоя земли приближается к критическому уровню. Человечество стоит на пороге глобальной катастрофы техногенного характера. К счастью, все больше государственных и общественных организаций понимает глубину и опасность проблемы.

Работа над улучшением сложившейся ситуации набирает обороты. Уже сейчас современные технологии предлагают многие способы решения экологических проблем, от создания экологических видов топлива, экологического транспорта до поиска новых экологически чистых источников энергии и разумного использования ресурсов Земли.

Пути решения проблемы.

Не только по моему мнению подход к вопросам экологии должен быть комплексным. Он должен включать в себя долговременные и плановые мероприятия, направленные на все сферы жизни общества.

Для кардинального улучшения экологической обстановки, как на Земле в целом, так и в отдельно взятой стране, необходимо осуществлять меры такого характера:

Правового. Они включают в себя создание законов об охране окружающей среды. Немаловажное значение имеют и международные соглашения.

Экономического. Ликвидация последствий техногенного воздействия на природу требует серьезных финансовых вливаний.

Технологического. В этой области есть, где разойтись изобретателям и рационализаторам. Применение новых технологий в добывающей, металлургической и транспортной отрасли промышленности, позволит свести до минимума загрязнение окружающей среды. Основной задачей является создание экологически чистых источников энергии.

Организационные меры. Они заключаются в равномерном распределении транспорта по потокам для недопущения его длительного скопления в одном месте.

Особое значение необходимо придавать защите флоры и фауны. Их представители просто не успевают приспосабливаться к изменениям окружающей обстановки.

Действующие меры по сохранению экологии.

Наиболее популярны такие направления деятельности:

Уменьшить бытовые и производственные отходы. Приучать население разделять отходы по группам, и отправлять на переработку для втор сырья. Особенно это остро касается пластиковой посуды и тары. Их постепенно необходимо заменить бумажной. Проводить исследования по выведению бактерий, которые питаются пластиком.

Проводить очистку сточных вод. Для обеспечения различных отраслей деятельности человека ежегодно расходуются миллиарды кубических литров воды. Современные очистные сооружения позволяют очищать ее до природного состояния.

Перейти к чистым источникам энергии. Это означает постепенный отказ от атомной энергии, двигателей и печей, работающих на угле и нефтепродуктах. Использование природного газа, ветровой, солнечной энергии и гидроэлектростанций обеспечивает чистоту атмосферы. Использование биотоплива позволит значительно снизить концентрацию вредных веществ в выхлопных газах.

Охранять и восстанавливать земли и леса. Проводить высаживание новых лесов в местах вырубок более активно, привлекать к этому молодежь. Осуществлять мероприятия по осушению земель, защите их от эрозии.

Вести постоянную агитацию в пользу экологии, менять взгляды людей на эту проблему, склоняя их к бережному отношению к окружающей среде.

Перспективы решения экопроблем в будущем.

В будущем основные усилия будут направлены на ликвидацию последствий техногенной деятельности человека и уменьшение вредных выбросов.

Для этого существуют такие перспективы:

Строительство специальных заводов для полной утилизации всех видов отходов. Это позволит не занимать новые территории под свалки. Полученную от сжигания энергию можно использовать для нужд городов.

Возведение тепловых электростанций, работающих на «солнечном ветре» (Гелий 3). Это вещество находится на Луне. Несмотря на большую стоимость его добычи, энергия, получаемая из «солнечного ветра» в тысячи раз превышает теплоотдачу от ядерного топлива.

Перевод всего транспорта на силовые установки, работающие на газу, электричестве, аккумуляторах и водороде. Это решение будет способствовать сокращению выбросов в атмосферу.

Холодный ядерный синтез. Этот вариант получения энергии из воды уже находится в стадии разработки.

Несмотря на серьезный ущерб нанесенный природе, человечество имеет все шансы вернуть ей первозданный вид, если мы молодое поколение, вся молодежь МИРА возьмётся за дело с полной отдачей.

2.2 Опрос в виде анкетирования, анализ

Болея всей душой за экологию моего родного города, за мою малую Родину, Стерлитамак, я, не смотря на свою занятость, решил принести хоть небольшую пользу. В своей работе я путем опроса и анкетирования провел анализ экологического сознания молодежи нашего города Стерлитамак. Было опрошено 100 человек. Это были молодые люди, подростки и даже дети. Ни кто не отказал мне в помощи, и искренне отвечали на мои вопросы.

Опрос и Анкета состояли из 3-х категорий:

- категория удовлетворенности состоянием окружающей среды, - категория информированности об экологических проблемах

- категория «готовность действовать».

Первая категория – это категория удовлетворенности молодежи условиями окружающей среды. Она определяется как процент молодежи, которая удовлетворена состоянием окружающей среды города. В нашем случае уровень удовлетворенности определялся за 20 показателями:

- уровень шума в районе проживания;

- чистота воздуха в районе проживания;

- количество зеленых насаждений в городе;

- уровень шума в городе в целом;

- состояние городских зеленых зон;

- количество пригородных зон отдыха;

- чистота воздуха в целом по городу;

- уровень экологической безопасности пищевых продуктов;

- радиационное состояние города;

- качество питьевой воды;

- качество речной воды в пределах города;

- количество урн в районе проживания;

- уровень чистоты в районе проживания;

- количество свалок в зоне отдыха;

- чистота в рекреационных зонах;

- уровень экологического воспитания детей;

- действенность местной власти относительно сохранения городской среды;

- объем финансирования природоохранных мероприятий;

- уровень экологического сознания граждан;

- уровень экологической безопасности городского транспорта.

Категория информированности молодежи города определялась как процент молодежи, которые владеют достоверной информацией, хорошо осведомлены об экологических проблемах города, умеют давать объективную оценку фактам, событиям, связанным с состоянием окружающей среды. В этот блок были включены такие вопросы:

1. Знакомы ли Вы с программами действий местной власти относительно оптимизации экологического состояния города?

2. Считаете ли Вы, что получаете объективную информацию о состоянии города из информационных источников?

3. Знакомы ли Вы с экологическими проблемами города?

4. Знакомы ли Вы с последствиями загрязнения окружающей среды автотранспортом?

5. Знакомы ли Вы с состоянием водных объектов города?

6. Имеете ли Вы представление об опасности сжигания листвы?

7. Знакомы ли Вы с последствиями применения синтетических моющих средств?

Категория «готовность действовать» - это процент молодежи, который показывает реальную осознанную способность молодежи к акциям и процессам, направленным на улучшение состояния окружающей среды. В эту категорию были внесены такие вопросы:

1. Готовы ли Вы к действиям, которые направлены на улучшение экологического состояния города?

2. Принимаете ли Вы участие в благоустройстве района проживания на общественных началах?

3. Считаете ли Вы, что начинать улучшение санитарного состояния города необходимо с повышения уровня квалификации государственных чиновников?

4. Готовы ли Вы пересесть на троллейбусы или велосипеды для того, чтобы улучшить экологическое состояние города?

5. Готовы ли Вы уменьшить использование синтетических моющих средств?

новой упаковки?

7. Готовы ли Вы принимать активное участие в озеленении города?

Всего было опрошено 100 человек

Результаты исследований и их обсуждения.

Результаты оценки уровня удовлетворенности молодежи условиями окружающей среды города Стерлитамака показали, что 19,1 % опрошенных полностью удовлетворены состоянием окружающей среды; средний уровень удовлетворенности составляет 60,3 % и полностью недовольны 20,7 %.

В результате исследований установлено, что наибольший процент неудовлетворенных зафиксирован при ответе на вопрос, который касается качества речной воды в городе и реки Стерляв целом. Таким образом, наибольшая часть молодежи недовольна состоянием флоры и фауны реки, а также ее руслом.

Наибольший процент удовлетворенности установлен при ответе на вопрос о количестве урн в районе проживания; 38 % опрошенных ответили, что в районе, в котором они проживают, имеется достаточное количество урн.

Только 4 % молодежи считают, что уровень шума в городе находится в пределах нормы, 8 % - указывают на полную экологическую безопасность пищевых продуктов, 10 % - полностью довольны качеством воздуха в городе

На высоком уровне находятся состояние городских зеленых зон и уровень экологического сознания граждан города – так считают 14 % опрошенных;

18 % утверждают, что на высоком уровне в городе находятся экологическое воспитание детей и действенность городской власти относительно сохранения городской среды.

20 % молодежи полностью довольны количеством пригородных зон отдыха, радиационным состоянием города и объемом финансирования природоохранных мероприятий.

В пределах нормы, как считают 22 % респондентов, находятся уровень шума в районе проживания и чистоты в промышленных зонах.

Оценив состояние информированности молодежи об экологических проблемах города Стерлитамака, я установили, что только 32 % опрошенных не имеют представления о проблемах в экологической сфере города. Следовательно, большинство молодежи знает о современномэкологическом состоянии города, ознакомлено с последствиями влияния на окружающую среду негативных факторов и может дать объективную оценку экологическим проблемам. 20 % студентов ответили, что им известны программы действий городской власти относительно улучшения состояния окружающей среды города. А это свидетельствует о том, что молодежь интересуется действиями городской власти и ей не безразлично состояние окружающей среды города. Только 26 % респондентов считают, что получают объективную информацию об экологическом состоянии города из информационных источников, что свидетельствует о недоверии большинства населения города к средствам массовой информации

Из всех задаваемых вопросов я выделил один и затронул его наиболее глубоко. Это наша река Стерля - сердце нашего города Стерлитамак.

По этому вопросу обсуждалось:

1. Нужна ли Стерлитамаку река Стерля?

2. Нужно ли ухаживать за ней, чистить ее русло, охранять ее среду обитания?

3. Готова ли наша молодежь участвовать в роли волонтеров по очистке берега и русла реки?

По данной диаграмме, представленной ниже, мы можем наблюдать что, задавая первых 2 вопроса все опрашиваемые члены молодежи утверждали, что наша река нужна нашему городу и нуждается в очистке, но задав вопрос о волонтерстве по очистке, лишь некоторые готовы помочь. Отвечая на вопрос, кто-то говорил, что это не их дело, что убираться должны люди, предназначенные для этого вида деятельности, кто-то говорил, что у них нет времени собраться и просто пройтись по берегу реки и собрать мусор.

К сожалению, из этого видно, что река Стерля всем нужна, ее русло очищать нужно, но делать должен это кто-то, но не Я. Так давайте меняться, менять свое сознание, свое отношение ко всему окружающему, к природе. Давайте не будем безразличными, ленивыми потребителями богатств флоры и фауны. Кто, если не МЫ, молодежь Башкортостана, кадеты – будущие защитники Родины, должны не просто пойти вперед, но и повести за собой единомышленников!

2.3 Личный вклад в улучшение экологического состояния в Стерлитамаке

Н а данных фотографиях Вы можете наблюдать, как я участвую в уборке мусора в нашем городе. Каждый год по весне мы с друзьями собираемся вместе и убираем мусор, очищаем парки от старой листвы, помогаем нашему замечательному городу быть чище и краше. Первое время нас было пять-шесть человек, но с каждым годом становиться все больше и больше.

Также мы пытаемся донести до остальных людей, что нужно следит за экологией нашего города, за его достопримечательностями, природой и красотой. Особое внимание мы уделяем берегу реки Стерля. Ежегодно рано по весне мы чистим берег реки, собираем мусор, устанавливаем скворечники на деревьях. А по выходным мы собираемся на берегу и любуемся не только нашей рекой, но и результатом своего труда.

Как такая красота может не радовать сердце. Как можно ее не любить и не заботиться о ней.

Вот уже четыри года я живу на два города. С2015 года город Ишимбай мне стал родным, так как именно сдесь я учюсь в Башкирском кадетском корпусе Приволжского федерального округа имени героя России А.В.Доставалова, а кадеты пример во всем и в экологическом воспитании в том числе. Именно сдесь я впервые увидел с каким энтузиазмом можно работать на благо нашей природе. Регулярные субботники, уборка территории корпуса, посадка деревьев, разведение клумб, все это дает нам, молодому поколению запал для благих дел и намерений.

2.4 "Экология души "

Размышляя на тему "Роль экологического сознания молодежи"в нашем городе, я столкнулся с одной из проблем восстановления, очистки и благоустройства реки Стерля, в честь которой был назван наш замечательный город Стерлитамак. В связи с чем, на ум пришли следующие строки:

Стерлитамак, мой город детства…

Здесь я родился, набираюсь сил.

Мой город - ты моё под солнцем место,

Красоты все твои я оценил.

Река Стерля, воспетая поэтом -

Ты сердце города, его ты талисман.

Так почему же взрослые забыли все об этом,

И никому нет дела! Как же так!

Тебя, Стерля, насилуют нещадно,

Ты обретаешь изможденный вид.

В России жизнь устроена нескладно

Никто сегодня в завтра не глядит.

Стерля, наша река родная,

Как мне тебе помочь?

Эту беду, я знаю,

В одиночку не превозмочь.

- Да! Стала я вдвое уже,

Мельче стала на треть.

Мне с каждым годом хуже,

Наверное, горько смотреть.

Только кусты все выше

Растут по моим берегам.

А воды струятся тише,

Ручейками текут по пескам.

В омуточках мусор кружится,

Не уносит его вода.

Будто со дна глядится

Непромытым глазом беда.

Эта беда – частица

Общей большой беды.

Готова страна развалиться,

Ей теперь не до воды.

Грядущее, Стерля, в тумане.

Мы в русле едином плывем,

И, если в безвестность не канем,

То вместе с тобой расцветем.

И будешь ты вновь полноводна,

И русло очистится, и

Ликующе, звучно, свободно

Засвищут в кустах соловьи.

Давай будем верить в это,

Все в жизни течет, как дым.

Манет за летом лето,

Что будет потом, поглядим.

 

СТЕРЛИТАМАК

Заключение

Мы вынуждены сегодня признать, что тревожная экологическая ситуация сложилась во многих регионах нашей страны. В результате некомпетентного хозяйствования, недостатка знаний и действий вслепую, потребительского отношения к природным богатствам, отождествления слов И. В. Мичурина о том, чтобы не ждать милостей от природы, а брать их у нее, с нещадной эксплуатацией природных ресурсов. Значение охраны природы, как неприемлемого условия выживания человечества и каждого человека, сейчас осознается нашим обществом. Однако, к сожалению, оно мало готово к последовательной реализации природоохранных мер, причем не только из-за недостатка необходимых для этого средств, но и вследствие отсутствия экологической культуры населения, несформированности экологического мышления у работников народного хозяйства, работников тяжелой и легкой промышленности, а самое главное у подрастающего поколения. Таким образом, решение экологических проблем в одном городе, на берегу одной реки, не возможно без решения проблем огромной страны, всего земного шара. Это зависит от постановки экологического образования и воспитания подрастающих поколений, молодежи. Учащиеся, студенты, вступающие в трудовую жизнь люди должны иметь четкое представление о том, что природные ресурсы не бесконечны и технология производства любой продукции должна удовлетворять такому, с экологической точки зрения, требованию, как минимальной потребление материалов и энергии. Они должны хорошо знать законы природы, пронимать взаимосвязь природных явлений, уметь предвидеть и оценивать последствия вмешательства в естественное течение различных процессов. У них должно быть выработано "экологическое мировоззрение", т.е. сознание приоритетного решения экологических проблем при осуществлении любых проектов, разработок современных технологий, создание машин и механизмов. При всяком хозяйственном начинании, у них должно быть твердое убеждение в том, что без уверенности в безвредности для окружающей среды того или иного мероприятия оно не должно реализовываться.

Следовательно, наряду с новой модернизацией, человечеству предстоит создавать новую культуру во взаимоотношениях между человеком и природой. В ее основе должно лежать экологическое воспитание и образование в первую очередь подрастающей молодежи, которое естественно назвать экологическим сознанием, роль которогоочень важна вдальнейшем существовании Земли в целом.

Список использованной литературы.

1)Экологическое сознание

http://ru.wikiversity.nym.su/wiki/Экологическое_сознание_и_экологическое_образование

2) Типы экологического сознание

http://globalteka.ru/order/12349.html

3) Решение проблем

\https://сезоны-года.рф/решение%20экологических%20проблем.html

4)Роль экологического сознания

http://diplomba.ru/work/102612

5)Проблемы экологического сознания

http://eurazistvo.ru/vipusk2/problema-razvitiya-ekologicheskogo-soznaniya-u-molodezhi/

Просмотров работы: 11530