I. Введение
А ну, отдай конфету
С весёлою начинкой –
Нам очень нужен фантик
С весёлою картинкой!
(Ю. Мориц)
Очень часто родители покупают нам различные сладости. Сладости мы с удовольствием съедаем, а красивые обёртки от конфет, шоколадок, сладких плиток выбрасываем в урну (если она есть поблизости), а если нет, то чаще всего на землю. Может быть, именно поэтому маленькие листочки цветной бумаги можно встретить везде: на проезжей части, на тротуаре, во дворе, в парках и скверах, в водоёмах и даже в нашей школе.
Эта тема стала для нас актуальной, потому что конфеты очень популярны и среди детей, и среди взрослых, а значит, каждый из нас довольно часто имеет дело с конфетным фантиком. И что делать дальше с ним каждый решает сам: собрать коллекцию, изготовить поделку, выкинуть в мусорное ведро или просто так… Нам стало интересно, может ли простой фантик повлиять на экологическую ситуацию в нашем городе.
Для начала мы решили узнать, когда появился фантик, всегда ли он был таким, как сейчас, одинаковые ли свойства у всех фантиков и где они могут пригодиться. Ну а потом уже попытаться рассчитать, как один фантик в день, брошенный каждым учащимся, изменит ситуацию с загрязнением окружающей среды в районе нашей школы.
Мы выдвинули гипотезы.
Гипотеза 1: фантики бывают разные, у фантиков разных видов разные свойства.
Гипотеза 2: даже один фантик в день, выброшенный не в мусорное ведро, может стать настоящей экологической проблемой.
Цель исследования: изучить виды и свойства фантиков, узнать, как влияет выброс даже одного фантика в день на экологию.
Для достижения цели мы поставили задачи:
Познакомиться с историей возникновения фантика.
Исследовать виды и свойства фантиков.
Узнать, что может быть с фантиком после того, как съели конфету.
Опытным путём установить, какое влияние могут оказать выброшенные фантики на экологическую ситуацию вокруг школы.
Объект исследования: конфетные фантики.
Предмет исследования: история возникновения фантика, виды и свойства фантиков
Методы исследования: изучение литературы, анкетирование, наблюдение, опыт, эксперимент
II. Основная часть
Анкетирование
Чтобы понять, что мы уже знаем и что не знаем о фантиках, мы провели анкетирование среди учащихся наших классов. Ребятам было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Как ты думаешь, когда появился первый фантик?
2. Первые фантики были такие же, как сейчас?
3. Какие виды фантиков существуют?
4. Как ты считаешь, все ли фантики обладают одинаковыми свойствами?
5. Когда ты съедаешь конфету, то, что делаешь с фантиком?
6. Как ты думаешь, сколько времени фантик разлагается в земле?
7. Как ты думаешь, сколько времени фантик разлагается в воде?
В опросе приняли участие 53 человека.
На первый вопрос были получены следующие варианты ответа: "не знаю", "очень давно", "в 18 веке", "в 19 веке", "в 20 веке". Распределение ответов в процентах представлено на гистограмме:
На второй вопрос были получены следующие варианты ответа: "не знаю", "да", "нет". Распределение ответов в процентах представлено на круговой диаграмме:
На третий вопрос были получены следующие варианты ответа: "из бумаги", "из фольги", "из целлофана", "блестящие", "красочные, разноцветные", "не знаю". Распределение ответов в процентах представлено на гистограмме:
На четвёртый вопрос были получены следующие варианты ответа: "да", "нет", "не знаю, но интересно узнать". Распределение ответов в процентах представлено на круговой диаграмме:
На пятый вопрос были получены следующие варианты ответа: "выбрасываю", "выбрасываю в мусорное ведро", "собираю коллекцию", "делаю поделки". Распределение ответов в процентах представлено на гистограмме:
Для ответа на шестой вопрос были предложены следующие варианты ответа: "1 день", "20 дней", "1 год", "100 лет". Распределение ответов в процентах представлено на гистограмме:
Для ответа на седьмой вопрос были предложены следующие варианты ответа: "1 день", "20 дней", "1 год", "100 лет". Распределение ответов в процентах представлено на гистограмме:
Таким образом, по результатам анкетирования мы выяснили, что большинство учеников считает, что первые фантики появились в 19 веке, они были совершенно не похожи на современные. Также практически все опрошенные школьники думают, что фантики сделаны или из бумаги, или из фольги, при этом дети ничего не знают об их свойствах, но хотят узнать их свойства. На вопрос об использовании фантиков были получены разнообразные ответы: большинство детей выбрасывает фантики в мусорное ведро, некоторые коллекционируют их или используют для изготовления поделок. Ученики высказали разные предположения, за какое время фантики разлагаются в земле и в воде.
Приступаем к исследованию, в ходе которого мы постараемся узнать, кто и когда придумал фантик, какие виды фантиков существуют, какими свойствами они обладают, как влияет выброшенный фантик на экологию.
Часть первая, теоретическая
История возникновения фантика
Издавна для перевозки и хранения конфет, люди использовали то, что попадалось им под руку. Упаковка появилась с изобретением ткани, бумаги, фольги, парафинированной бумаги, целлофана.
Посетив школьную библиотеку и воспользовавшись сетью Интернет, мы узнали, что целлофан изобрёл в 1908 году швейцарский доктор Жак Эдвин Бранденбергер. Фольга появилась ещё раньше – в середине XIХ века.
Конфетный фантик, а точнее парафиновую бумагу, изобрёл Томас Алва Эдисон в 1872 году. Тот самый изобретатель, который создал печатную манишку, фонограф, электросчётчик и кинокамеру. А это его "несерьёзное изобретение" мало кто помнит, хотя вообще-то изобретал он парафиновую бумагу для телеграфа. Но получилось так, что её стали использовать кондитеры.
Почему обертку от конфеты называют именно фантиком? По одной из версий слово "фантик" появилось из-за игры в фанты, в которой игроки дают некий предмет, и владельцу этого предмета нужно было исполнить то, что загадает главный игрок, ну а обертка от конфеты была самым популярным "фантом". По другой версии слово "фантик" образовалось от сокращения английского выражения "funny ticket" – "забавная обёртка", в которую оборачивали детские леденцы и конфеты.
Если обратиться к толковым словарям, то можно узнать, что слово "фантик" – уменьшительно-разговорное. Оно произошло от слова "фант", заимствованного из немецкого языка, что означает "залог, заклад в домашних семейных играх".
Сейчас слово трактуется как ""конфетная обёртка", обёртка кондитерского изделия; бумажная, целлулоидная или фольговая, яркая рекламная и художественно расписная верхняя обёртка для кондитерских изделий или небольших упаковок для сыпучих товаров (чая, какао или кофе), которая зачастую является предметом художественного творчества и частью хобби в коллекционном собирательстве детей и взрослых". Слово является многозначным, так как фантиками также называют фальшивые или обесценившиеся деньги.
Сначала особой необходимости в фантиках не было. С началом XIX века в Европе, а позже и в России, появилась сеть кондитерских по изготовлению конфетиз какао и масла. Конфеты изготовлялись вручную и стоили очень дорого. Хранились эти конфеты в красивых жестяных коробках. На этих коробках изображались изящные дореволюционные барышни, да и названия были почти всегда связаны с женским полом: "Марианна", "Рыбачка", "Веселая вдова", "Софи". Когда кондитеры поняли, что большую коробку конфет продать очень сложно, они стали использовать индивидуальную упаковку для каждой конфеты. Эти конфетные обёртки – этикетки для конфет изготавливались в типографиях. Они печатались длинными листами в два или несколько цветов. Качество рисунка во многом определялось мастерством художников. Над созданием "обёрточных" сюжетов для крупнейших фабрик работали знаменитые русские художники М.А. Врубель, В.М. Васнецов, И.Я. Билибин.
И хотя оберточную бумагу для конфет придумали не в России, наш российский фантик в XIX веке стал лучшим в мире.
Фантики для конфет и шоколадных плиток были красивыми и разрабатывались с не меньшим старанием и любовью, чем театральные афиши. Была, например, серия конфет "Загадка": покупателю предлагалось отгадать несложную загадку, напечатанную на конфетном фантике. Существовали "образовательные" обертки – с таблицей умножения или азбукой, и "развлекательные" – с пословицами, поговорками, частушками, гороскопами, гаданиями и пожеланиями.
В интернете мы нашли, что фантики бывают фольгированные, бумажные, из кашированной фольги – комбинированный материал, состоящий из фольги, бумаги, полиэтилена.
Фантик и экология
Проблема фантиков от конфет – это настоящая экологическая проблема. Сотни, тысячи фантиков валяются на земле, уродуя и загрязняя её.
Всё, что нас окружает – живая и неживая природа, изделия, сделанные руками человека – всё это должно существовать вместе, помогая друг другу, а не нанося вред. В природе всё взаимосвязано: повлиял на что-то одно, а измениться до неузнаваемости может всё вокруг.
Человек может влиять на природу по-разному. Высаживание деревьев, уход за растениями и животными, изготовление кормушек – это положительное влияние. Но, к сожалению, человек может и вредить природе: вырубать деревья, осушать болота, перегораживать реки, убивать животных, загрязнять воздух дымами, выбрасывать мусор… Такое поведение людей и ведёт к появлению экологических проблем.
Про загрязнение окружающей среды и про необходимость её охраны мы часто говорим на уроках окружающего мира. Но, оказывается, почти каждый школьник, зная или не зная об этом, тоже загрязняет природу. Как же это происходит?
Наверняка, кто-то из нас или из наших близких и знакомых выкидывал конфетные обёртки, полиэтиленовые пакеты и пластиковые бутылки на улицу, в канаву, в кусты только потому, что рядом не было контейнера для мусора. А ведь всё это губит природу.
Известно, что бумага разлагается за 3-4 года, железная банка разлагается, ржавеет за 6-10 лет, полиэтиленовая плёнка разложится через 60- 100 лет, а стекло будет лежать в земле лет 600. Поэтому, если мы сегодня выбросим весь этот мусор, то через 2 года сгниёт только бумага. Когда мы окончим среднюю школу, поржавеет и развалится железная банка. Когда мы состаримся и будем древними дедами и старухами, только тогда исчезнет в земле полиэтиленовый пакет, а битое стекло или бутылка будут лежать в земле даже тогда, когда нас уже не станет.
Что же все-таки делать с мусором? Оказывается, каждый вид мусора нуждается в особой переработке.
Пищевые отходы можно отдавать кошкам и собакам, они часто бегают голодными и будут вам очень благодарны. Ну а если отходов очень много, их можно собрать в специальные контейнеры, где они будут перегнивать. Бумагу можно сдать в макулатуру, тогда из неё на фабриках и заводах вновь сделают тетради, книги, газеты. Бутылки нужно сдавать в пункты приёма стеклотары. Рабочие отвезут бутылки на завод, хорошо их вымоют и снова нальют в них разные жидкости для продажи. Металлические банки можно сдать в металлолом, и из них выплавят новый металл. Конечно, всё это можно сделать, если сортировать мусор, а для этого на улице должны стоять не один, а много контейнеров, каждый для своего вида мусора.
А как же быть с фантиком? Не всегда он состоит из чистой бумаги, да и конфетные обёртки всё чаще делают из специальных искусственных материалов, чтобы придать им прочность и долговечность. Именно поэтому фантики, даже бумажные на вид, обычно не принимают в пунктах по переработке макулатуры. Что же тогда делать?
Если у вас остался мусор, не выкидывайте его в канаву, соберите его и отнесите к мусорному контейнеру. Этот мусор вывезут на помойки, в специально оборудованные места, где его переработают, чтобы он не нанёс огромного вреда природе. Сейчас основными способами переработки твёрдых бытовых отходов являются сжигание и захоронение, но ученые постоянно работают над созданием современных систем переработки и вторичного использования мусора.
Большая проблема всегда начинается с малого… Возможно, однажды вы, идя по городу, случайно выкинули фантик не в урну, а прямо на землю. Вы не позаботились об окружающей среде. Фантик, выкинутый вами, понесётся с помощью ветра в парк, сквер или ближайший водоём… Там он начнёт разлагаться и отдаст природе все свои вредные вещества, придуманные человеком для удобства и долговечности использования обёртки. А вы успешно забудете про выкинутый фантик, и даже и не подумаете, что где-то, в какой-то частичке окружающей среды началось самое малое, но всё же загрязнение.
Получается, что причиной загрязнения является сам человек! Как же решить эту проблему? Конечно, мы ещё малы и не можем принять глобальных решений, но мы можем подарить красивой обёртке вторую жизнь. Фантики можно коллекционировать, а можно использовать как материал для разнообразных поделок.
Таким образом, на первом этапе нашего исследования мы узнали, что слово фантик трактуется в словарях как "конфетная обёртка".Конфетный фантик, а точнее парафиновую бумагу, изобрёл Томас Алва Эдисон в 1872 году.Фантики бывают разных видов: фольгированные, бумажные, из кашированной фольги – комбинированный материал, состоящий из фольги, бумаги, полиэтилена. Попадая в природу, фантик отдаёт ей все свои вредные вещества, ухудшая экологическую ситуацию окружающей среды.
Теперь нас ждёт практическая часть: мы попытаемся изучить свойства разных фантиков и посчитать площадь возможного загрязнения от них.
Часть вторая, практическая
Исследование свойств фантика
Для изучения свойств фантиков мы провели ряд опытов.
Для проведения всех опытов мы взяли бумажные фантики, парафинированные фантики, фантики из фольги, фантики на плёночной основе.
Опыт 1.
Цель: проверить, как тянутся и рвутся фантики разных видов
Мы взяли фантики разных видов: бумажный, фольгированный, плёночный и попытались растянуть их в разные стороны. Бумажный фантик быстро порвался. Фольгированный фантик тоже порвался, но для этого пришлось очень сильно потянуть в разные стороны. Плёночный фантик растянулся, но не порвался.
Затем мы те же самые фантики попытались надорвать руками. Бумажный и фольгированный фантик легко порвались, а плёночный не удалось даже слегка надорвать.
Вывод: растянуть можно только плёночный фантик, остальные – при растягивании рвутся, порвать можно бумажный и фольгированный фантики. Получается, что наиболее прочным к воздействию оказался пленочный фантик.
Опыт 2.
Цель: проверить фантики разных видов на сминаемость.
Мы взяли фантики разных видов и попытались их смять. Удалось смять все фантики. Лучше и быстрее всех и удалось смять фантик из фольги, на втором месте был фантик из бумаги. Наибольшие усилия пришлось положить к фантику, содержащему плёнку.
Затем мы расправили фантики и рассмотрели их. Меньше всего изменился плёночный фантик. На бумажном фантике появились белые полосы, а вот фантик из фольги нам с трудом удалось развернуть, чтобы он не разорвался.
Вывод: лучше всех мнётся фантик из фольги, он самый хрупкий, ему с трудом удаётся вернуть прежнюю форму. И снова плёночный фантик оказался самым стойким.
Опыт 3.
Цель: проверить, как ведут себя фантики разных видов в воде.
Фантики разных видов мы поочерёдно погружали в ёмкость с водой. Сначала мы их просто клали на поверхность, а потом опускали на самое дно и отпускали.
Все фантики плавали на поверхности воды, если на них сверху не попала вода. При опускании фантика на дно через некоторое время всплыли на поверхность различные фантики с плёночной основой. Фантики из фольги и из бумаги остались плавать на дне ёмкости, а фантик из парафинированной бумаги начал сворачиваться "в трубочку".
Вывод: Независимо от материалов изготовления все фантики без попадания на них жидкости плавают на поверхности воды. Однако при полном погружении в воду всплывают только фантики с целлофановой основой.
Опыт 4.
Цель: проверить, как влияет процесс горения на фантики разных видов.
Этот опыт проводили наши учителя. Во время наблюдения мы увидели, что бумажный и парафинированный фантики сгорел быстро, фольгированный – стал тлеть, теряя свой цвет, но не форму, плёночный – стал плавиться и от него пошёл легкий чёрный дым.
Вывод: лучше всех подвержены горению бумажные и плёночные фантики, не горят, лишь только тлеют – фольгированные.
Опыт 5.
Цель: проверить, как проводят ток фантики разных видов.
Для опыта мы собрали электрическую сеть, состоящую из проводов, батарейки, ключа, лампочки, прибора для измерения силы тока (амперметра), специальных зажимов. Чтобы определить, проводят ли фантики разных видов ток, мы использовали лампочку и амперметр.
Сначала мы проверили, что цепь собрана правильно и при замыкании ключа лампочка горит, а амперметр показывает силу тока. Затем помещали с помощью зажимов фантики в нашу цепь и наблюдали, проводят они ток или нет.
Лампочка загоралась и стрелка амперметра отклонялась от 0, когда мы брали бумажные и фольгированные фантики. Когда же в цепь были включены парафинированные и плёночные обёртки – ничего не происходило.
Вывод: бумажные и фольгированные фантики проводят электрический ток, а парафинированные и плёночные – нет.
Опыт 6.
Цель: проверить, сколько времени фантики разных видов разлагаются в земле.
Для проведения этого опыта мы взяли одинаковые ёмкости, насыпали внутрь земли, а затем на одинаковую глубину поместили в них фантики разных видов. Наблюдение велось один месяц.
Вывод: бумажный фантик через месяц стал мягким, начал менять цвет (стал желтеть). С фантиками других видов ничего не произошло.
Опыт 7.
Цель: проверить, сколько времени фантики разных видов разлагаются в воде.
Для провидения этого опыта мы взяли одинаковые ёмкости, налили туда воды, а затем поместили в неё фантики разных видов. Наблюдение велось один месяц.
Вывод: через месяц бумажный фантик стал мягким. С фантиками других видов ничего значительного не произошло.
Из проведённых опытов мы узнали, что легче всего поддаётся изменению бумажный фантик. Он проводит электрический ток, легче рвётся, быстрее горит и начинает разлагаться в воде и земле уже через месяц. Самыми стойкими оказались фольгированный и плёночный фантики. Они плохо рвутся, при горении тлеют с выделением тёмного дыма, через месяц, проведённый в земле или в воде, не меняют свой внешний вид. То есть в окружающей среде быстрее исчезнут бумажные фантики, а фольгированные и плёночные ещё долго будут загрязнять природу. К сожалению, современных бумажных фантиков намного меньше, чем фольгированных и плёночных.
Расчёт площади возможного загрязнения
В Интернете мы прочитали, что, если каждый житель Земли бросит только один фантик на землю, мусором от них будет покрыто 56 км2. А ведь за год мы съедаем не одну, а примерно 400 конфет.
Мы решили узнать, сколько места займут фантики, которые могли бы выбросить ученики нашей школы. Мы выложили на полу нашей школы 1123 фантика (именно столько учеников обучается в школе). Эти фантики заняли площадь 9 м2.
Зная, что площадь школы 6363 м2, мы произвели расчёты и выяснили, что если каждый учащийся нашей школы бросит на пол 707 фантиков, тогда весь пол школы будет покрыт мусором из конфетных обёрток.
Таким образом, школа превратится в большое мусорное ведро. Если представить, что все эти фантики попадут в землю, то наш район через несколько лет превратится в грязную свалку, где нет места растениям и животным. Экологическая проблема неизбежна.
III. Заключение
Целью нашего исследования было изучить виды и свойства фантиков, узнать, как влияет выброс даже одного фантика в день на экологию.
Нами были выдвинуты следующие гипотезы:
1. Фантики бывают разные, у фантиков разных видов разные свойства.
2. Даже один фантик в день, выброшенный не в мусорное ведро, может стать настоящей экологической проблемой.
В ходе нашей работы мы узнали, что конфетный фантик, а точнее парафиновую бумагу, изобрёл Томас Алва Эдисон в 1872 году. В настоящее время существует много видов упаковки. Её делают из бумаги, фольги, парафинированной бумаги, целлофана. В настоящее время всё чаще используют комбинированный материал, состоящий из фольги, бумаги, полиэтилена. Попадая в природу, фантик отдаёт ей все свои вредные вещества, ухудшая экологическую ситуацию окружающей среды.
Проделанные нами опыты позволяют сделать вывод, что у фантиков разных видов разные свойства. Бумажные фантики быстрее разлагаются и приносят меньший вред природе, чем фольгированные и плёночные, которых в настоящее время большинство.
Мы пришли к выводу, что фантик не только красивая обертка, но если даже один фантик в день выбросить не в мусорное ведро, то он может стать настоящей экологической проблемой. Поэтому нужно выбрасывать фантики только в мусорное ведро или подарить им вторую жизнь, собирая их в коллекции или используя для творчества.
Таким образом, мы достигли цели нашего исследования, а наши гипотезы подтвердились.
Список использованных источников и литературы
Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: издательство - Эксмо, 2006 г.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: "Азбуковник", 1998.
Свободная русская энциклопедия "Традиция". [Электронный ресурс] URL: http://traditio-ru.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BA(Дата обращения: 18.02.2019).
Википедия [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E0%ED%F2%E8%EA(Дата обращения: 18.02.2019)
Виды фольги. [Электронный ресурс] URL:http://price-etiketka.ru/folga_dlya_konfet.html(Дата обращения: 18.02.2019)