Школьная форма: за и против

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Школьная форма: за и против

Мансур Э.А. 1
1МБОУ гимназия № 7
Садовникова О.С. 1
1МБОУ гимназия № 7
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В этом году начался важный этап в моей жизни, как говорит моя мама. Я стала школьницей. Нас, детей, к этому готовят лет с 3-4, школа - это уже не детский сад. Здесь много нового: учебники, тетради, альбомы, словари… и, конечно же, школьная форма. При этом зачастую детям не объясняют, зачем она нужна? Почему нельзя, например, надеть в школу свое лучшее платье?

Так для чего же школьная форма? Какие есть «за» и «против»? У всех ли школьников в мире она одинаковая? Какая она - идеальная форма, по мнению родителей и детей?

На эти вопросы мы решили ответить вместе, я и мои друзья – Городилов Иван, Ломака София, Романенко Ярослав, Бек Карина, под руководством нашего учителя Садовниковой Ольги Сергеевны.

Мы провели исследование, где изучали вопрос по литературе, интернет-источникам, беседовали с родителями и их друзьями за границей, специалистами, рисовали с первоклассниками идеальную форму.

Затем мы выступили перед ребятами в классе и на школьной научно-практической конференции.

Цель нашей работы: собрать материалы о школьной форме разных стран, доказать ее необходимость, выяснить пожелания ребят к школьной форме.

Задачи:

- узнать, кто придумал школьную форму, какая она в разных странах;

- выяснить требования к форме у взрослых и детей;

- подготовить эскизы идеальной школьной формы.

Методы:

Анализ материалов по теме школьная форма.

Анализ фотографий в интернете.

Анкетирование учеников 1 А и 5 А классов.

Беседа с гражданами других государств.

Материалы работы могут быть использованы на уроках окружающий мир в школе, для музея гимназии, написания статьи на сайт нашей организации

НАЛИЧИЕ ФОРМЫ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Представляете, оказывается, в странах Европы, Англии, Японии дети ходят в форме уже в детский сад. Причем носить ее обязательно. Цвет и фасон определяет дошкольное заведение.

 

Рис 1. Форма одежды, детский сад Ганджи, Италия (Из семейного архива Балушкиной И.П.)

 

Рис 2. Форма одежды детский сад, Лугано

( Из семейного архива Князевой Анны)

Рис 2. Форма одежды детский сад, Тояма, Япония ( Из семейного архива Инги Есиповой)

В России есть частные1 детские сады, где введены элементы единой формы одежды: галстуки, шейные платки, - однако ношение формы, в отличие от зарубежных стран, не является обязательной.

КОГДА И ГДЕ ПОЯВИЛАСЬ ШКОЛЬНАЯ ФОРМА?

Интересно? А кто придумал школьную форму?

П

Рис 4. Современный вариант формы2

ервое письменное упоминание о школьной форме относится к 1222 году, когда архиепископ Кентерберийский дал указание, чтобы ученики носили одежду, называемую «cappa clausa» (мантия священника). Школьная форма в современном понимании появилась в Англии в 16-м веке. Причем ее носили дети в Англии, посещавшие Школу госпиталя Христа(Christ Hospital school), дети из беднейших семей. Она состояла из синих плащей, напоминавших рясы и желтых чулок. Эта форма считается древнейшей. Более того фасон не изменился до сих пор.

 

Рис 3. Фото с сайта2: 16в Больница Христа

Таким образом школьная форма изначально была введена в учебных заведениях для бедных, существующих за счет благотворительных средств.

В

Рис 3. Фото с сайта2: 2 мальчика из школы Итон

более поздние века школьная форма стала ассоциироваться с высшим классом. В одной из самых престижных школ Англии, в Итоне, студенты должны были носить черные верхние шляпы и хвосты на территории и за пределами кампуса до 1972 года.

В России изначально среднее образование было обязательным только для мальчиков, поэтому форму для гимназистов стали шить с 1834 года (этот год считается годом появления школьной формы в России), а для гимназисток лишь с 1896 года, когда было введено общее обучение для всех детей. По стилю костюм ученика царской России походил на военный: фуражка, гимнастерка, брюки, поясной ремень, шинель и черный суконный нагрудник зимой. 

Рис 8. Первая школьная форма в России2

До 1917 года школьная форма (форма гимназистов) была сословным признаком, т.к. учились в гимназии лишь дети богатых родителей. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Мальчикам тогда полагалось носить форму военного фасона, а девочкам – темные строгие платья с плиссированными юбками до колен.

В 1918 Декрет «О единой школе…» отменил школьную одежду для учащихся, признав ее наследием царско-полицейского режима. В 1949 в СССР была введена единая школьная форма. Мальчиков одели в военные гимнастерки с воротником стоечкой, девочек – в коричневые шерстяные платья с черным передником. Стоит отметить, что в общем школьная форма для девочек этой эпохи походила на школьную форму царской России. Именно тогда появились белые "праздничные" фартуки и пришивные воротнички и манжеты. В обычные дни полагалось носить чёрные или коричневые банты.

В 1962 мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы на черных пуговицах. Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице. Тогда же атрибутом у учащихся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди. 

Рис 9. Из семейного архива Садовниковой О.С.

В 1973 году появилась новая форма для мальчиков. Это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и алюминиевыми пуговицами. В 1976 обновилась одежда для учебы и для девочек – юбки и жакет из синей полушерстяной ткани. Уже в 1988 году некоторым школам разрешили в порядке эксперимента отказаться от обязательного ношения школьной формы.

1992 год стал годом отмены формы в школах Российской Федерации. С 1999 года отдельные субъекты РФ принимают местные нормативные акты о введении обязательной школьной формы. В 2013 году президент Российской Федерации высказался за введение школьной формы, поручив разработать Закон о школьной форме, который был подписан в 2014 году. Согласно Закону о требованиях к внешнему виду школьной формы, школы могут самостоятельно устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды, знакам отличия и правилам ее ношения.

Требования к школьной форме Гимназии №7 г. Чехова

Какие требования к школьной форме предъявляет гимназия, в которой мы учимся?

В 2006 году было проведено голосование, в котором участвовали родители учеников гимназии, решали, какой цвет должен быть у школьной формы. Свободный и спортивный стиль в школе был запрещен давно, ребята придерживались делового стиля. Большинство проголосовали за серый цвет.

Итак основные требования в нашей гимназии:

Цвет серый

Стиль деловой

Форма должна быть опрятной и выглядеть достойно

Мальчики - деловой костюм, девочки- юбка, блузка, сарафан, платье

Четких требований к обуви нет. Однако наличие сменной обуви обязательно.

Рис 10. Гимназия №7, мой 1 А класс

А как обстоит дело со школьной формой за границей? Учитывая, что я учусь в начальной школе, меня интересует форма первых 3-4 лет обучения.

Школьная форма в других странах отличается от нашей: где-то она более консервативна, а где-то - очень модная и необычная. 

Наибольшее распространение имеет школьная форма в Англии. Эта форма является отражением классического делового стиля. Каждое солидное учебное заведение Англии имеет собственный логотип. И этот логотип наносится на школьную форму. В его виде делают значки и эмблемы. Его наносят на галстуки и головные уборы.

Рис 11. С сайта3: SevenoaksSchool, Англия

Очень интересная история школьной формы в Швейцарии. Это связано с тем, что Швейцария является многонациональной и многоязыковой страной. До 1960-х годов школьная одежда находилась под сильным влиянием различных национальных групп, составляющих швейцарский союз. Например, мальчики в школах во французских кантонах, как правило, носили одежду французских школьников- халаты, а мальчики в школах в немецких кантонах вообще не носили форму. Швейцарские мальчики также не носили школьную форму. Государственные школы обычно не устанавливали определенный стиль, но в некоторые частных школах уже тогда ношение формы было обязательным . Сегодня в швейцарских школах мало различий по кантонам.

А вот в Германии школьной формы никогда не было. Даже во времена правления Третьего рейха. В некоторых немецких школах введены элементы школьной формы, но что именно форменное носить выбирают сами дети.

В Польше школьную форму отменили в 1988 году.

Рис 12. Частная школа, Швейцария, Лугано

Из семейного архива Князевой А.

Во Франции школьная форма была в ходу с 1927 до 1968 года.

В США каждая школа сама решает, какие именно вещи позволено надевать ученикам. Как правило, в школах запрещены топы, открывающие живот, а также низко сидящие брюки.

В Итальянских государственных школах школьная форма больше похожа на халаты. Решение по цвету принимает администрация школы.

Рис 13. С сайта: итальянские школьники

Но есть страны, где школьная форма выглядит очень необычно и отличается от нашего понимания общепринятой школьной формы.

Рис 14. Фото с сайта2: Школа James Gillespie’s, Эдинбург, Шотландия

Килты – элемент национальной одежды Шотландии, но их в основном носят только в особых случаях. Мальчикам из Школы Джеймса Джиллеспи настолько нравятся килты, что они приняли единодушное решение сделать килт частью своей школьной формы. Их форма словно кричит: «Посмотри на меня! Я шотландец!»

Для большинства людей Мьянмы белый и зеленый - это любимые цвета, которые означают время в жизни, чтобы учиться и еще раз учиться. Они и являются цветами традиционной школьной формы Мьянмы. Белый верх и зеленый низ. У мальчиков это брюки или шорты. У девочек - юбки. Причем по особым дням - по средам и понедельникам - они надевают сорочки с длинными рукавами. Остальные дни - с короткими.

Школьная форма является обязательной в большинстве школ в Пакистане. Одежда для мальчиков состоит из светлой рубашки, длинных брюк. Девочки носят костюм Сальвар Камиз — наряд, состоящий из широких штанов и длинной блузы-туники. «Сальвары» или «шальвары» означает «штаны» с персидского языка (в украинском и русском превратившись в «шаровары»). «Камиз» (блуза) –это слово пришло из арабского. Цвет блузы- голубой.

Школьная форма: «за» и «против»

Нет единого мнения о пользе или вреде обязательной единой школьной одежды. Есть те, кто выступает «за» и есть, кто «против». Приведу лишь некоторые аргументы4 той и другой позиции.

Таблица 1 – Сравнение плюсов и минусов школьной формы

ПЛЮСЫ

МИНУСЫ

Форма настраивает на более серьезное поведение в стенах учебного заведения

Форма ограничивает возможность выделиться из толпы, показать свою индивидуальность

Дети не отвлекаются на обсуждение одежды

Учителя тратят много времени на контроль за «ношением» школьной формы

Сокращается время, которое ребенок тратит на то, чтобы решить, в чем сегодня пойти на занятия

как только ребенок выходит из школы: на улице дети из других школ по форме могут определить, в какую школу он ходит, и начать задираться

Благодаря школьной форме дети начинают лучше себя вести, меньше дерутся и меньше дразнят друг друга

Комплект школьной формы не покрывает все потребности ребенка. Все равно надо покупать обычную одежду, а значит, школьная форма превращается в источник дополнительных расходов, то есть не сокращает проблемы бедных семей, а, наоборот, увеличивает их. Школьная форма хорошего качества стоит дорого

Купить комплект униформы намного дешевле, чем собирать ребенку целый гардероб на весь школьный год

Дети растут.

Если форма в сентябре ребенку по размеру, то уже к середине года он из нее вырастет и ему нужно будет покупать новый комплект

Дети выглядят в форме опрятно, форма прививает им деловой этикет

 

Я провела опрос в 1 А классе и в 5 А классе гимназии №7 г. Чехова. На него ответили 59 ученик.

Согласно его результатам, 30 учеников в 1А классе «ЗА» школьную форму, «ПРОТИВ» никто не проголосовал.

В 5 А классе: 18 учеников - «ЗА», 11 - «ПРОТИВ».

Этот же самый вопрос был задан ученикам начальной школы Sevenoaks school (возраст 7-8, в опросе участвовали 30 человек). Дети не готовы даже в теории рассматривать вопрос отсутствия школьной формы. Они носят форму с 3 летнего возраста.

Для них это определенного рода престиж - принадлежность к школе, в которой они учатся. Более того, они с нетерпением ждут, когда дорастут до средней школы и будут иметь возможность носить форму старших классов.

Важным является выбор школьной формы. Я говорю о случаях, когда школой не определена модель школьной формы, место, где ее необходимо купить.

Ребенок в школе проводит 6-7 часов, поэтому к школьной форме есть определенные требования:

ткань должна быть натуральной, допускается небольшое количество синтетических волокон.

все швы и строчки должны быть качественными;

одежда не должна стеснять движений ребенка;

если цветовая гамма не утверждена уставом школы, предпочтение лучше отдать темным и не марким оттенкам, особенно это касается формы для мальчиков.

В государственных школах, как уже было сказано, как правило, решение принимается либо администрацией школы единолично, либо с участием родителей. Детей к выбору школьной формы обычно не привлекают. А было бы интересно узнать, если б дали выбор, форму какого цвета выбрали бы ученики.

По результатам анкетирования:

5 А для школьной формы выбрали: серый, синий, черный, бежевый.

В 1 А классе я и мои одноклассники варианты школьной формы мы нарисовали:

Рис 15. Варианты школьной формы для девочек

Рис 16. Варианты школьной формы для мальчиков

Розовый вряд ли станет цветом формы на территории России, хотя мне бы этого очень хотелось. При этом есть страны в мире, где цвет школьной формы именно розовый.

Исходя из изученного мною материала, цвет играет огромное значения в странах, где исповедуется ислам и буддизм, в странах, где государство и религия не отделимы. В исламских школах зачастую зелено-белая форма, так как зеленый - любимый цвет пророка. Белый - символ мира и чистоты5.

В светских государствах Европы, Америки при выборе цвета формы ориентация идет на сочетаемость цветов, оригинальность моделей, важны детали, которые могут сделать форму определенной школы уникальной.

В России основными цветами школьной формы являются: синий, серый, зеленый, черный, разные варианты клетки.

Я считаю, что цвет при выборе школьной формы играет важное значение. Он не должен быть слишком светлым, чтоб не было постоянной боязни испачкаться, не должен быть слишком ярким - иначе будет отвлекать от главного- от учебы.

А еще совсем недавно я узнала о том, что есть такая редкая болезнь – хроматофобия - боязнь одного или нескольких цветов. Этот вид фобии не является врожденным, она может возникнуть с течением времени. А представьте, если страх возникнет именно к цвету школьной формы, которую ребенок носит? Родителям надо об этом задумываться обязательно, стараться помочь ребенку адаптироваться к школьной жизни. Следить за тем, чтобы школа не вызывала страха и негатива. Это поможет исключить вероятность развития хроматофобии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что каждый оценивает школьную форму по-своему. Наряду со сторонниками школьной формы есть ее ярые противники. Но плюсов гораздо больше, чем минусов. Она экономит время сбора в школу, практична, потому что бывает немарких расцветок, гигиенична, так как шьётся из натуральных тканей, хорошо впитывающих влагу, пропускающих воздух, комфортна, из-за специально подобранных фасонов.

После проведения опроса среди одноклассников и учеников 5 А класса, я поняла что школьная форма нравится многим. Единственное, многим ребятам хотелось бы изменить ее цвет. В 1 классе цветовых вариантов больше.

Я считаю, что школьная форма - это очень стильно, она придает торжественности, учит деловому стилю. Было бы здорово перенять опыт стран, где форма вводится с детского сада. Это учит детей бережному отношению к одежде, учит гордиться учебным заведением, придает определенный статус.

Цвет школьной формы нашей гимназии мне нравится. Мое мнение, ей определенно не хватало эмблемы. Вместе с одноклассниками, родителями и классным руководителем мы разработали эмблему, которая принята директором школы и рекомендована к ношению на школьной форме гимназии (см. рис 17-18).

Рис. 17. Наш класс в школьной форме с разработанной нами эмблемой

Рис. 18. Разработанная нами эмблема

Список литературы и интернет-источников:

History of School Uniforms [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://school-uniforms.procon.org/view.resource.php?resourceID=006507

Scho.ol uniform [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/School_uniform

Школьная форма: за и против. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://womanadvice.ru/shkolnaya-forma-za-i-protiv

История появления школьной формы. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://shkola8.edusite.ru/p39aa1.html

Президент РФ подписал закон о требованиях к школьной форме. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tass.ru/obschestvo/1238025

Кто придумал школьную форму. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.skylake.ru/news/67571/

Education in Myanmar [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://factsanddetails.com/southeast-asia/Myanmar/sub5_5f/entry-3117.html

Chromophobia - Fear of colors [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.phobiasource.com/chromophobia-fear-of-colors/

Неопубликованные источники:

Фотографии из семейного архива Балушкиной И.

Фотографии из семейного архива Князевой А.

Фотографии из семейного архива Есиповой И.

Фотографии из семейного архива Садовниковой О.

1 Частный детский сад, или коммерческий. Данное учреждение от государства не зависит. Контроль надо работой осуществляется с помощью лицензирования, аккредитации, сертификации программ и аттестации педагогов. Вариант для тех родителей, которые не испытывают денежных затруднений. 

2 http://www.7ya.ru/article/Shkolnaya-forma-v-Rossii-kogda-poyavilas-i-kak-menyalas/

3 http://www.sevenoaks.kent.sch.uk/_files/images/Children%27s%20Work/School%20Council/E624E874911F668B4271043D6A42CDCE.jpg

4 https://www.gazeta.ru/lifestyle/style/2014/08/a_6193141.shtml

5 https://classroom.synonym.com/what-are-the-colors-of-islam-12086654.html

Просмотров работы: 97