ВВЕДЕНИЕ
В этом году начался важный этап в моей жизни, как говорит моя мама. Я стала школьницей. Нас, детей, к этому готовят лет с 3-4, школа - это уже не детский сад. Здесь много нового: учебники, тетради, альбомы, словари… и, конечно же, школьная форма. При этом зачастую детям не объясняют, зачем она нужна? Почему нельзя, например, надеть в школу свое лучшее платье?
Так для чего же школьная форма? Какие есть «за» и «против»? У всех ли школьников в мире она одинаковая? Какая она - идеальная форма, по мнению родителей и детей?
На эти вопросы мы решили ответить вместе, я и мои друзья – Городилов Иван, Ломака София, Романенко Ярослав, Бек Карина, под руководством нашего учителя Садовниковой Ольги Сергеевны.
Мы провели исследование, где изучали вопрос по литературе, интернет-источникам, беседовали с родителями и их друзьями за границей, специалистами, рисовали с первоклассниками идеальную форму.
Затем мы выступили перед ребятами в классе и на школьной научно-практической конференции.
Цель нашей работы: собрать материалы о школьной форме разных стран, доказать ее необходимость, выяснить пожелания ребят к школьной форме.
Задачи:
- узнать, кто придумал школьную форму, какая она в разных странах;
- выяснить требования к форме у взрослых и детей;
- подготовить эскизы идеальной школьной формы.
Методы:
Анализ материалов по теме школьная форма.
Анализ фотографий в интернете.
Анкетирование учеников 1 А и 5 А классов.
Беседа с гражданами других государств.
Материалы работы могут быть использованы на уроках окружающий мир в школе, для музея гимназии, написания статьи на сайт нашей организации
НАЛИЧИЕ ФОРМЫ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Представляете, оказывается, в странах Европы, Англии, Японии дети ходят в форме уже в детский сад. Причем носить ее обязательно. Цвет и фасон определяет дошкольное заведение.
Рис 1. Форма одежды, детский сад Ганджи, Италия (Из семейного архива Балушкиной И.П.)
Рис 2. Форма одежды детский сад, Лугано
( Из семейного архива Князевой Анны)
Рис 2. Форма одежды детский сад, Тояма, Япония ( Из семейного архива Инги Есиповой)
В России есть частные1 детские сады, где введены элементы единой формы одежды: галстуки, шейные платки, - однако ношение формы, в отличие от зарубежных стран, не является обязательной.
КОГДА И ГДЕ ПОЯВИЛАСЬ ШКОЛЬНАЯ ФОРМА?
Интересно? А кто придумал школьную форму?
П
Рис 4. Современный вариант формы2
ервое письменное упоминание о школьной форме относится к 1222 году, когда архиепископ Кентерберийский дал указание, чтобы ученики носили одежду, называемую «cappa clausa» (мантия священника). Школьная форма в современном понимании появилась в Англии в 16-м веке. Причем ее носили дети в Англии, посещавшие Школу госпиталя Христа(Christ Hospital school), дети из беднейших семей. Она состояла из синих плащей, напоминавших рясы и желтых чулок. Эта форма считается древнейшей. Более того фасон не изменился до сих пор.
Рис 3. Фото с сайта2: 16в Больница Христа
Таким образом школьная форма изначально была введена в учебных заведениях для бедных, существующих за счет благотворительных средств.
В
Рис 3. Фото с сайта2: 2 мальчика из школы Итон
более поздние века школьная форма стала ассоциироваться с высшим классом. В одной из самых престижных школ Англии, в Итоне, студенты должны были носить черные верхние шляпы и хвосты на территории и за пределами кампуса до 1972 года.
В России изначально среднее образование было обязательным только для мальчиков, поэтому форму для гимназистов стали шить с 1834 года (этот год считается годом появления школьной формы в России), а для гимназисток лишь с 1896 года, когда было введено общее обучение для всех детей. По стилю костюм ученика царской России походил на военный: фуражка, гимнастерка, брюки, поясной ремень, шинель и черный суконный нагрудник зимой.
Рис 8. Первая школьная форма в России2
До 1917 года школьная форма (форма гимназистов) была сословным признаком, т.к. учились в гимназии лишь дети богатых родителей. Форму носили не только в гимназии, но и на улице, дома, во время торжеств и праздников. Она была предметом гордости. Мальчикам тогда полагалось носить форму военного фасона, а девочкам – темные строгие платья с плиссированными юбками до колен.
В 1918 Декрет «О единой школе…» отменил школьную одежду для учащихся, признав ее наследием царско-полицейского режима. В 1949 в СССР была введена единая школьная форма. Мальчиков одели в военные гимнастерки с воротником стоечкой, девочек – в коричневые шерстяные платья с черным передником. Стоит отметить, что в общем школьная форма для девочек этой эпохи походила на школьную форму царской России. Именно тогда появились белые "праздничные" фартуки и пришивные воротнички и манжеты. В обычные дни полагалось носить чёрные или коричневые банты.
В 1962 мальчиков переодели в серые шерстяные костюмы на черных пуговицах. Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и кепка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице. Тогда же атрибутом у учащихся молодежи стала символика: у пионеров – красный галстук, у комсомольцев и октябрят – значок на груди.
Рис 9. Из семейного архива Садовниковой О.С.
В 1973 году появилась новая форма для мальчиков. Это был синий костюм из полушерстяной ткани, украшенный эмблемой и алюминиевыми пуговицами. В 1976 обновилась одежда для учебы и для девочек – юбки и жакет из синей полушерстяной ткани. Уже в 1988 году некоторым школам разрешили в порядке эксперимента отказаться от обязательного ношения школьной формы.
1992 год стал годом отмены формы в школах Российской Федерации. С 1999 года отдельные субъекты РФ принимают местные нормативные акты о введении обязательной школьной формы. В 2013 году президент Российской Федерации высказался за введение школьной формы, поручив разработать Закон о школьной форме, который был подписан в 2014 году. Согласно Закону о требованиях к внешнему виду школьной формы, школы могут самостоятельно устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды, знакам отличия и правилам ее ношения.
Требования к школьной форме Гимназии №7 г. Чехова
Какие требования к школьной форме предъявляет гимназия, в которой мы учимся?
В 2006 году было проведено голосование, в котором участвовали родители учеников гимназии, решали, какой цвет должен быть у школьной формы. Свободный и спортивный стиль в школе был запрещен давно, ребята придерживались делового стиля. Большинство проголосовали за серый цвет.
Итак основные требования в нашей гимназии:
Цвет серый
Стиль деловой
Форма должна быть опрятной и выглядеть достойно
Мальчики - деловой костюм, девочки- юбка, блузка, сарафан, платье
Четких требований к обуви нет. Однако наличие сменной обуви обязательно.
Рис 10. Гимназия №7, мой 1 А класс
А как обстоит дело со школьной формой за границей? Учитывая, что я учусь в начальной школе, меня интересует форма первых 3-4 лет обучения.
Школьная форма в других странах отличается от нашей: где-то она более консервативна, а где-то - очень модная и необычная.
Наибольшее распространение имеет школьная форма в Англии. Эта форма является отражением классического делового стиля. Каждое солидное учебное заведение Англии имеет собственный логотип. И этот логотип наносится на школьную форму. В его виде делают значки и эмблемы. Его наносят на галстуки и головные уборы.
Рис 11. С сайта3: SevenoaksSchool, Англия
Очень интересная история школьной формы в Швейцарии. Это связано с тем, что Швейцария является многонациональной и многоязыковой страной. До 1960-х годов школьная одежда находилась под сильным влиянием различных национальных групп, составляющих швейцарский союз. Например, мальчики в школах во французских кантонах, как правило, носили одежду французских школьников- халаты, а мальчики в школах в немецких кантонах вообще не носили форму. Швейцарские мальчики также не носили школьную форму. Государственные школы обычно не устанавливали определенный стиль, но в некоторые частных школах уже тогда ношение формы было обязательным . Сегодня в швейцарских школах мало различий по кантонам.
А вот в Германии школьной формы никогда не было. Даже во времена правления Третьего рейха. В некоторых немецких школах введены элементы школьной формы, но что именно форменное носить выбирают сами дети.
В Польше школьную форму отменили в 1988 году.
Рис 12. Частная школа, Швейцария, Лугано
Из семейного архива Князевой А.
Во Франции школьная форма была в ходу с 1927 до 1968 года.
В США каждая школа сама решает, какие именно вещи позволено надевать ученикам. Как правило, в школах запрещены топы, открывающие живот, а также низко сидящие брюки.
В Итальянских государственных школах школьная форма больше похожа на халаты. Решение по цвету принимает администрация школы.
Рис 13. С сайта: итальянские школьники
Но есть страны, где школьная форма выглядит очень необычно и отличается от нашего понимания общепринятой школьной формы.
Рис 14. Фото с сайта2: Школа James Gillespie’s, Эдинбург, Шотландия
Килты – элемент национальной одежды Шотландии, но их в основном носят только в особых случаях. Мальчикам из Школы Джеймса Джиллеспи настолько нравятся килты, что они приняли единодушное решение сделать килт частью своей школьной формы. Их форма словно кричит: «Посмотри на меня! Я шотландец!»
Для большинства людей Мьянмы белый и зеленый - это любимые цвета, которые означают время в жизни, чтобы учиться и еще раз учиться. Они и являются цветами традиционной школьной формы Мьянмы. Белый верх и зеленый низ. У мальчиков это брюки или шорты. У девочек - юбки. Причем по особым дням - по средам и понедельникам - они надевают сорочки с длинными рукавами. Остальные дни - с короткими.
Школьная форма является обязательной в большинстве школ в Пакистане. Одежда для мальчиков состоит из светлой рубашки, длинных брюк. Девочки носят костюм Сальвар Камиз — наряд, состоящий из широких штанов и длинной блузы-туники. «Сальвары» или «шальвары» означает «штаны» с персидского языка (в украинском и русском превратившись в «шаровары»). «Камиз» (блуза) –это слово пришло из арабского. Цвет блузы- голубой.
Школьная форма: «за» и «против»
Нет единого мнения о пользе или вреде обязательной единой школьной одежды. Есть те, кто выступает «за» и есть, кто «против». Приведу лишь некоторые аргументы4 той и другой позиции.
Таблица 1 – Сравнение плюсов и минусов школьной формы
ПЛЮСЫ |
МИНУСЫ |
Форма настраивает на более серьезное поведение в стенах учебного заведения |
Форма ограничивает возможность выделиться из толпы, показать свою индивидуальность |
Дети не отвлекаются на обсуждение одежды |
Учителя тратят много времени на контроль за «ношением» школьной формы |
Сокращается время, которое ребенок тратит на то, чтобы решить, в чем сегодня пойти на занятия |
как только ребенок выходит из школы: на улице дети из других школ по форме могут определить, в какую школу он ходит, и начать задираться |
Благодаря школьной форме дети начинают лучше себя вести, меньше дерутся и меньше дразнят друг друга |
Комплект школьной формы не покрывает все потребности ребенка. Все равно надо покупать обычную одежду, а значит, школьная форма превращается в источник дополнительных расходов, то есть не сокращает проблемы бедных семей, а, наоборот, увеличивает их. Школьная форма хорошего качества стоит дорого |
Купить комплект униформы намного дешевле, чем собирать ребенку целый гардероб на весь школьный год |
Дети растут. Если форма в сентябре ребенку по размеру, то уже к середине года он из нее вырастет и ему нужно будет покупать новый комплект |
Дети выглядят в форме опрятно, форма прививает им деловой этикет |
Я провела опрос в 1 А классе и в 5 А классе гимназии №7 г. Чехова. На него ответили 59 ученик.
Согласно его результатам, 30 учеников в 1А классе «ЗА» школьную форму, «ПРОТИВ» никто не проголосовал.
В 5 А классе: 18 учеников - «ЗА», 11 - «ПРОТИВ».
Этот же самый вопрос был задан ученикам начальной школы Sevenoaks school (возраст 7-8, в опросе участвовали 30 человек). Дети не готовы даже в теории рассматривать вопрос отсутствия школьной формы. Они носят форму с 3 летнего возраста.
Для них это определенного рода престиж - принадлежность к школе, в которой они учатся. Более того, они с нетерпением ждут, когда дорастут до средней школы и будут иметь возможность носить форму старших классов.
Важным является выбор школьной формы. Я говорю о случаях, когда школой не определена модель школьной формы, место, где ее необходимо купить.
Ребенок в школе проводит 6-7 часов, поэтому к школьной форме есть определенные требования:
ткань должна быть натуральной, допускается небольшое количество синтетических волокон.
все швы и строчки должны быть качественными;
одежда не должна стеснять движений ребенка;
если цветовая гамма не утверждена уставом школы, предпочтение лучше отдать темным и не марким оттенкам, особенно это касается формы для мальчиков.
В государственных школах, как уже было сказано, как правило, решение принимается либо администрацией школы единолично, либо с участием родителей. Детей к выбору школьной формы обычно не привлекают. А было бы интересно узнать, если б дали выбор, форму какого цвета выбрали бы ученики.
По результатам анкетирования:
5 А для школьной формы выбрали: серый, синий, черный, бежевый.
В 1 А классе я и мои одноклассники варианты школьной формы мы нарисовали:
Рис 15. Варианты школьной формы для девочек |
Рис 16. Варианты школьной формы для мальчиков |
Розовый вряд ли станет цветом формы на территории России, хотя мне бы этого очень хотелось. При этом есть страны в мире, где цвет школьной формы именно розовый.
Исходя из изученного мною материала, цвет играет огромное значения в странах, где исповедуется ислам и буддизм, в странах, где государство и религия не отделимы. В исламских школах зачастую зелено-белая форма, так как зеленый - любимый цвет пророка. Белый - символ мира и чистоты5.
В светских государствах Европы, Америки при выборе цвета формы ориентация идет на сочетаемость цветов, оригинальность моделей, важны детали, которые могут сделать форму определенной школы уникальной.
В России основными цветами школьной формы являются: синий, серый, зеленый, черный, разные варианты клетки.
Я считаю, что цвет при выборе школьной формы играет важное значение. Он не должен быть слишком светлым, чтоб не было постоянной боязни испачкаться, не должен быть слишком ярким - иначе будет отвлекать от главного- от учебы.
А еще совсем недавно я узнала о том, что есть такая редкая болезнь – хроматофобия - боязнь одного или нескольких цветов. Этот вид фобии не является врожденным, она может возникнуть с течением времени. А представьте, если страх возникнет именно к цвету школьной формы, которую ребенок носит? Родителям надо об этом задумываться обязательно, стараться помочь ребенку адаптироваться к школьной жизни. Следить за тем, чтобы школа не вызывала страха и негатива. Это поможет исключить вероятность развития хроматофобии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что каждый оценивает школьную форму по-своему. Наряду со сторонниками школьной формы есть ее ярые противники. Но плюсов гораздо больше, чем минусов. Она экономит время сбора в школу, практична, потому что бывает немарких расцветок, гигиенична, так как шьётся из натуральных тканей, хорошо впитывающих влагу, пропускающих воздух, комфортна, из-за специально подобранных фасонов.
После проведения опроса среди одноклассников и учеников 5 А класса, я поняла что школьная форма нравится многим. Единственное, многим ребятам хотелось бы изменить ее цвет. В 1 классе цветовых вариантов больше.
Я считаю, что школьная форма - это очень стильно, она придает торжественности, учит деловому стилю. Было бы здорово перенять опыт стран, где форма вводится с детского сада. Это учит детей бережному отношению к одежде, учит гордиться учебным заведением, придает определенный статус.
Цвет школьной формы нашей гимназии мне нравится. Мое мнение, ей определенно не хватало эмблемы. Вместе с одноклассниками, родителями и классным руководителем мы разработали эмблему, которая принята директором школы и рекомендована к ношению на школьной форме гимназии (см. рис 17-18).
Рис. 17. Наш класс в школьной форме с разработанной нами эмблемой
Рис. 18. Разработанная нами эмблема
Список литературы и интернет-источников:
History of School Uniforms [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://school-uniforms.procon.org/view.resource.php?resourceID=006507
Scho.ol uniform [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/School_uniform
Школьная форма: за и против. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://womanadvice.ru/shkolnaya-forma-za-i-protiv
История появления школьной формы. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://shkola8.edusite.ru/p39aa1.html
Президент РФ подписал закон о требованиях к школьной форме. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tass.ru/obschestvo/1238025
Кто придумал школьную форму. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.skylake.ru/news/67571/
Education in Myanmar [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://factsanddetails.com/southeast-asia/Myanmar/sub5_5f/entry-3117.html
Chromophobia - Fear of colors [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.phobiasource.com/chromophobia-fear-of-colors/
Неопубликованные источники:
Фотографии из семейного архива Балушкиной И.
Фотографии из семейного архива Князевой А.
Фотографии из семейного архива Есиповой И.
Фотографии из семейного архива Садовниковой О.
1 Частный детский сад, или коммерческий. Данное учреждение от государства не зависит. Контроль надо работой осуществляется с помощью лицензирования, аккредитации, сертификации программ и аттестации педагогов. Вариант для тех родителей, которые не испытывают денежных затруднений.
2 http://www.7ya.ru/article/Shkolnaya-forma-v-Rossii-kogda-poyavilas-i-kak-menyalas/
3 http://www.sevenoaks.kent.sch.uk/_files/images/Children%27s%20Work/School%20Council/E624E874911F668B4271043D6A42CDCE.jpg
4 https://www.gazeta.ru/lifestyle/style/2014/08/a_6193141.shtml
5 https://classroom.synonym.com/what-are-the-colors-of-islam-12086654.html