Экологическое исследование пришкольной территории школы № 75 г.о. Черноголовка

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Экологическое исследование пришкольной территории школы № 75 г.о. Черноголовка

Языкова Д.М. 1
1МОУ СОШ №75
Ларина Г.Н. 1
1МОУ СОШ №75
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение:

«Долг каждого из нас быть просвещенным

в вопросах восприятия экологического состояния школы.

Необходимо добиваться того, чтобы каждый школьник осознавал,

какие выгоды несёт хорошее внешнее и экологическое состояние школы и к каким роковым последствиям может привести нарушение этих законов».

И. Р. Голубев.

Пришкольная территория – это многофункциональная площадка, которая одновременно выполняет очень много задач, и поэтому важно знать её внешнее и экологическое состояние. Если говорить о значении при­школьного участка, то главное требование здесь - сохранение здоровья детворы.

Актуальность данного проекта в том, чтошкольная территория развивает и открывает путь к новому мировоззрению. Человеческое общество может жить и развиваться, только находясь в гармонии с природой. Поэтому мне захотелось определить экологическое и внешнее состояние пришкольной территории.

Цель нашей работы:

Комплексная оценка пришкольной территории школы № 75 г. Черно­головка.

Задачи:

Ознакомиться с территориальным расположением школы;

Узнать историю пришкольной территории с начала существования школы;

Провести опрос среди учащихся и спросить мнение директора школы № 75 г. о. Черноголовка;

Изучить требования;

Составить карту, отметить зоны: спортивную, игровую и учебно-опытную; определить нормы СанПина;

Измерить расстояние до жилых домов и автодорог;

Углубить знания о роли зеленых насаждений. Подсчитать и определить растения;

Определить необходимость действий. Реализовать план по улучшению пришкольного участка;

Внести предложения по его улучшению;

Сделать вывод.

Объект нашего исследования – пришкольная территория школы №75 г. Черноголовка.

Гипотеза: предполагаем, что экологическое и внешнее состояние пришкольной территории МОУ СОШ № 75 г. Черноголовки, соответствует не всем санитарно-гигиеническим нормам.

Методы исследования: наблюдения,измерения, вычисления, сравнения, метод изучения.

Основная часть.

Характеристика.

Наша школа была открыта 1 сентября 1980 года. В ней учится 882 человека.

Общая площадь школьной территории – 3,5 га (измерили длину и ширину школы 213 * 165 ~3,5).

Школа расположена на равнинной местности. Климат района умеренно -континентальный со всеми присущими ему особенностями (для умеренно - континентального климата характерны большая годовая амплитуда температуры воздуха (жаркое лето и холодная зима), а также значительные изменения температуры в течение суток). Господствующие ветра: западный, северо-западный. На пришкольной территории посажана разнообразная растительность в два ряда. У парадного входа находятся клумбы с сезонными цветами.

Расположение школы соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

История пришкольной территории школы № 75.

Мне захотелось узнать историю участка, за этим я обратилась к учителю начальных классов - Абызовой Ольге Николаевне (приложение №1)

Высшая квалификационная категория. Заслуженный работник образования Московской области. Рабочий стаж 42 года. В школе № 75 г. Черноголовка работает с начала ее открытия.

Ольга Николаевна мне рассказала:

«Когда школа открылась, столько насаждений не было. Улучшать пришкольную территорию начали работники школы. Проводимая работа по озеленению школы, заинтересовала и учеников, и их родителей. Появился сад, на котором велись образовательные мероприятия. Рядом с садом появилась игровая площадка для групп продленного дня. Почти каждый выпускной класс сажал деревья, так на территории школы появились березовая и каштановая аллеи. Велись постоянно субботники, проводились экологические уроки. Все это способствовало улучшению экологии пришкольной территории.

Постепенно все это уходило на второй план, и остались только субботники.

Сейчас директор школы №75 обратил на это внимание, и я думаю, что измениться положение к лучшему»

Опрос.

Мы провели опрос среди учащихся 5-6-7 классов школы №75.

Были заданы вопросы:

1.Как Вы оцениваете экологическую ситуацию нашей школы № 75?

2.Вы заметили изменения за последние годы на пришкольной территории ?

3.В чем видите основную угрозу для экологии нашей школы №75?

4.На кого возглавляете ответственность за состояние пришкольной территории школы № 75?

5.Чем бы Вы могли помочь ради чистоты окружающей среды?

Нам захотелось узнать мнение администрации школы № 75 г. Черноголовка

Красновой Светланы Петровны (приложение № 2). Вот что она нам рассказала:

«Светлану Петровну очень волнует экологическое и внешнее состояние пришкольной территории. Она отмечает, что почва и деревья находятся не в удовлетворительном состоянии. Экологическая ситуация изменилась в худшую сторону,

стало много мусора, мало деревьев. И большая угроза всему этому – невежество. Светлана Петровна возглавляет ответственность за экологическое и внешнее состояние пришкольной территории на коллектив школы. И считает, что труд, участие в совместных мероприятиях, возрождения школьного сада, будут способствовать улучшению экологической ситуации на пришкольной территории».

Из опроса я поняла, что состояние пришкольной территории волнует многих.

С помощью интернет ресурсов я узнала, каким санитарно-гигиеническим требованиям должна соответствовать пришкольная территория. [3]

Требования к территории общеобразовательных учреждений.

Школьная территория должна быть огорожена забором и озеленена на 50%, за исключением районов Крайнего Севера.
На территории общеобразовательного учреждения выделяют зоны: физкультурно-спортивная зона, для отдыха и хозяйственная. Допускается также выделение учебно-опытной зоны.
Физкультурно-спортивная зона должна быть оборудована площадками для занятий спортом. Спортивные площадки должны иметь твердое покрытие, а футбольное поле травяной покров. На сырых площадках, имеющих неровности, занятия не проводятся.
Если у школы нет своей спортивной площадки или стадиона, для проведения уроков допускается использование спортивных сооружений, расположенных вблизи школы  и оборудованных в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству и содержанию мест занятий по физической культуре и спорту.
На территории хозяйственной зоны должны быть мусоросборники с плотно закрывающимися крышками. Контейнеры для мусора должны размещаться на расстоянии не менее 25м от пищеблока и окон учебных классов.
Территория школы должна иметь наружное искусственное освещение.
На территории школы не допускается расположение сооружений и построек, функционально не связанных с общеобразовательным учреждением.

Из этого я поняла, что пришкольная территория должна нести задачи:

а) учебную, б) защитную, в) декоративную.

План пришкольной территории

Учебная – это воспитание. Учителя организуют трудовую, познавательную, опытническую, художественную, игровую и спортивно – оздоровительную деятельность детей среди природы.

Зоны:

При составлении плана школы (приложение №3) мы выявили следующие функциональные зоны:

Спортивная зона - спортплощадка, поля, беговая дорожка.

Игровая – детская площадка, игра «Лабиринт».

Учебно-опытная зона – клумбы, сад, различные насаждения, Зона отдыха – беседка.

Из этого следует, что на школьной территории существуют все необходимые объекты в соответствии требованиям.

Защитная.

Школьная территория должна быть огорожена забором и иметь полосы.

1.Высота забора вокруг школы -2 метра (норма до 2 метров).

2. Полосы со стороны школы и внутри.

С помощью рулетки мы провели измерения полос и все данные внесли в таблицу (приложение №4), и это соответствует нормам. [1]

Географическое положение школы к другим объектам я изучила с помощью спутниковой карты (приложение №5). Все измерения внесла в таблицу (приложение №6)

Из этого следует, что это не в полной мере соответствует санитарно-гигиеническим нормам и это связанно с близостью придомовых автопарковок и автодорог.

Главные загрязнители - автомобили. [3]

Главной проблемой загрязнения воздуха считается автомобиль.

В выхлопных газах содержится около 300 различных вредных веществ.

На пример:

окись углерода (возникает в результате неполного сгорания содержащих углеродов топлив, не имеет цвета и запаха, взрывоопасен и очень ядовит) попадая в кровь, действует на красные кровяные шарики – эритроциты (клетки в крови, переносящие кислород), которые теряют способность транспортировать кислород. Наступает кислородное голодание. [3]

Известно, что один автомобиль выбрасывает за сутки 1 кг (1000г) выхлопного газа. Я провела подсчет в разное время и вывела средний показатель. Следовательно – количество выхлопного газа 132 кг. И это только за полдня. Окружающая среда и воздух загрязняются.

Мы решили визуальным методом оценить жизненное состояние деревьев и кустарников.

В некоторых местах, было отсутствие защитной полосы (погибшие или сломанные кусты) и наблюдалось отмирание тканей на деревьях, сухие ветки, преждевременное опадание листьев и неблагоприятное состояние сада.

А ведь роль растений велика.

Растения очищают, увлажняют, изменяют радиационный и температурный режимы, снижают силу ветра и шума. Чем больше деревьев, тем благоприятнее находиться на пришкольной территории.

Кислород. [3] Кислород необходим для жизнедеятельности всех живых организмов.

В листьях дерева есть хлорофилловые зерна, которые поглощают углекислый газ и выделяют кислород.

Дерево средней величины за 25 ч. восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек.

Влажность [3]

Чем больше деревьев на пришкольном участке, тем больше влажности и комфортнее на нем находиться.

Нагреваясь, зеленые насаждения испаряют большое количество влаги. Деревья различных видов испаряют различное количество воды.

Все это способствует увлажнению, изменению температурного режима пришкольной территории и создается комфортная ситуация для детей и учителей.

Защищают от шума, пыли и ветра.

Шум – это всякий неблагоприятный воспринимаемый звук. Вибрации даже в малых дозах ухудшают самочувствие. Посадки кустов, деревьев – это хорошая защита от уличного шума.

Пыль-это любые твердые частицы, взвешенные в воздухе, которые могут вызвать аллергию и другие заболевания.

Осевшая на листьях пыль, периодически смывается дождем, сдувается ветром, и листья вновь способны задерживать пыль.

Ветровой режим.

Ветровой режим является важным фактором, влияющим на микроклимат. Даже в зимнее время в классах, находящихся со стороны участка бывает теплее, так как холодные северо- западные ветра задерживаются кронами деревьев.

Фитонциды (это вещества, которые растения выделяют с целью самозащиты, они губительно действуют на вирусы, бактерии, грибы и других паразитов, при этом фитонциды ионизируют (насыщение воздуха заряженными частицами) кислород), благотворно сказываются на здоровье школьников.

Пришкольная территория – это еще и зеленая защитная полоса.

А какая у нас зеленая полоса, соответствует ли она нормам?

С помощью атласа – определителя [4] я определила родовой состав растений на пришкольной территории. Провела подсчет родового состава растений пришкольной территории.

Липа- 112 деревьев,

Яблоня -6,

Береза- 29,

Ветла (ива)- 9,

Хвойные – 9,

Каштаны -22,

Туя -11,

Калина – 5,

Плодовые – 7,

Разновидные виды кустов-410.

Нет - это может подтвердить таблица соотношений:

1 га -90- 150 деревьев;

1га – 1400 кустарников. (3)

Деревьев – 210;

Кустарников – 810(с внутренней и внешней стороны забора).

Рассчитали соотношение количества деревьев и кустарников, данные занесли в таблицу (приложение №7). [3]

Вывод: деревьев посажено приблизительно в два раза меньше, кустов – в 3 раза меньше норм.

Соотношение деревьев и кустарников на пришкольной территории доказывает, что это не соответствует нормам.

Вывод

Все полученные данные я внесла в таблицу (приложение№8)

Таким образом, гипотеза подтверждается – экологическое и внешнее состояние пришкольной территории школы № 75 соответствует не всем нормам.

Можем ли мы повлиять на изменение внешнего состояния на пришкольной территории? [3]

Исследуя пришкольный участок и сделав вывод, я оказалась перед широким выбором, и поэтому решила посоветоваться по этому вопросу с ребятами и с администрацией школы. В ходе этой беседы мы пришли к выводу, что нам нужно выбрать ту проблему, которая была бы нам по силам и реально выполнима. В ее решении нам могли бы помочь наши родители и администрация школы. И такой стала проблема благоустройство школьного участка.

Наш класс вместе с классным руководителем внес предложение, мы разработали план в улучшение пришкольной территории.

Директор школы № 75 одобрила наше предложение. Помогла нам в определении места.

Приступили к реализации плана. Родители приобрели землю и посадочный материал.

Мы посадили на школьном участке: тую и елочку. Мы думаем, что нашу идею поддержат и другие классы.

Для этого мы выпустили стенгазету (приложения № 9.10).

Предложения:

- по периметру забора посадить больше кустов и деревьев, расширить видовой состав;

- привести в порядок школьный сад;

- следить за санитарным стоянием деревьев и кустарников;

- привлекать к мероприятиям по улучшению пришкольного участка учеников школы;

- проводить экологические уроки.

Заключение

-Изучили планировку школьного двора, узнали историю пришкольной территории.

-Провели опрос, из которого мы узнали мнение учащихся и директора школы о состоянии пришкольной территории.

-Провели измерения расстояния от границ школы до объектов и выявили, несоответствие с санитарно-гигиеническими нормами.

-Выявили негативные факторы, влияющие на загрязнение окружающей среды.

-Изучили состав растений на пришкольной территории, их значение для человека.

- Реализовали посадку деревьев.

- Внесли предложения. Сделали выводы.

Для изучения использовали:

Литература:

1.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва

2. Составители: И.П. Комарова, М.И. Ковалева ББКХ625.8я73К63Практикум по школьному курсу экологии и биологии/ 2004 г.

3.Материалы интернет ресурсов.

: http://www.activestudy.info/les-i-atmosfernyj-vozdux/

: http://www.kakprosto.ru/kak-871322-kakoe-derevo-luchshe-vsego-ochischaet-vozduh#ixzz3zSScsCaj

: http://www.protown.ru/information/hide/4330.html

: http://www.rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html

4.Атлас-определитель "От земли до неба" А.А. Плешаков. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений ФГОС. - 82 - 96стр.

5.Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования города Черноголовка

 

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Приложение№4

Измерения полос

Наши измерения

Норма СанПина

Ширина защитной полосы из деревьев и кустарников со стороны школы

2-7 м

1,5 м

Ширина защитной полосы со стороны улицы

6-15 м

6 м

Ширина защитной стороны вокруг школы

4-5 м

4-6 м

Приложение №5

Приложение №6

Производимые измерения

Полученные результаты м

Санитарно-гигиенические нормы ( не менее) м

Расстояние от границ школы до зданий

6-50

50

Расстояние от школы до жилых домов

33-40

10

Расстояние от школы до автодороги

10

25

Приложение №7

Растения

Количество

Соотношение

Норма

Деревья

210

1:4

1:8

Кустарники

810

Приложение №8

Школа №75

Названия

Соответствует

Не соответствует

Расстояние к объектам

 

+

Зоны

+

+

Качество зон

   

Забор

+

 

Полосы

+

 

Парковки

 

+

Зеленые насаждения

 

+

Соответствие деревьев и кустов

 

+

Приложение №9

Мероприятия

Ответственные

Разработка плана улучшения пришкольной территории

Наш класс

Выбор места

Администрация школы

Составление плана ( посадки деревьев)

Ученики нашего класса

Приложение №10

Просмотров работы: 83