«Долг каждого из нас быть просвещенным
в вопросах восприятия экологического состояния школы.
Необходимо добиваться того, чтобы каждый школьник осознавал,
какие выгоды несёт хорошее внешнее и экологическое состояние школы и к каким роковым последствиям может привести нарушение этих законов».
И. Р. Голубев.
Пришкольная территория – это многофункциональная площадка, которая одновременно выполняет очень много задач, и поэтому важно знать её внешнее и экологическое состояние. Если говорить о значении пришкольного участка, то главное требование здесь - сохранение здоровья детворы.
Актуальность данного проекта в том, чтошкольная территория развивает и открывает путь к новому мировоззрению. Человеческое общество может жить и развиваться, только находясь в гармонии с природой. Поэтому мне захотелось определить экологическое и внешнее состояние пришкольной территории.
Цель нашей работы:
Комплексная оценка пришкольной территории школы № 75 г. Черноголовка.
Задачи:
Ознакомиться с территориальным расположением школы;
Узнать историю пришкольной территории с начала существования школы;
Провести опрос среди учащихся и спросить мнение директора школы № 75 г. о. Черноголовка;
Изучить требования;
Составить карту, отметить зоны: спортивную, игровую и учебно-опытную; определить нормы СанПина;
Измерить расстояние до жилых домов и автодорог;
Углубить знания о роли зеленых насаждений. Подсчитать и определить растения;
Определить необходимость действий. Реализовать план по улучшению пришкольного участка;
Внести предложения по его улучшению;
Сделать вывод.
Объект нашего исследования – пришкольная территория школы №75 г. Черноголовка.
Гипотеза: предполагаем, что экологическое и внешнее состояние пришкольной территории МОУ СОШ № 75 г. Черноголовки, соответствует не всем санитарно-гигиеническим нормам.
Методы исследования: наблюдения,измерения, вычисления, сравнения, метод изучения.
Основная часть.
Характеристика.
Наша школа была открыта 1 сентября 1980 года. В ней учится 882 человека.
Общая площадь школьной территории – 3,5 га (измерили длину и ширину школы 213 * 165 ~3,5).
Школа расположена на равнинной местности. Климат района умеренно -континентальный со всеми присущими ему особенностями (для умеренно - континентального климата характерны большая годовая амплитуда температуры воздуха (жаркое лето и холодная зима), а также значительные изменения температуры в течение суток). Господствующие ветра: западный, северо-западный. На пришкольной территории посажана разнообразная растительность в два ряда. У парадного входа находятся клумбы с сезонными цветами.
Расположение школы соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
История пришкольной территории школы № 75.
Мне захотелось узнать историю участка, за этим я обратилась к учителю начальных классов - Абызовой Ольге Николаевне (приложение №1)
Высшая квалификационная категория. Заслуженный работник образования Московской области. Рабочий стаж 42 года. В школе № 75 г. Черноголовка работает с начала ее открытия.
Ольга Николаевна мне рассказала:
«Когда школа открылась, столько насаждений не было. Улучшать пришкольную территорию начали работники школы. Проводимая работа по озеленению школы, заинтересовала и учеников, и их родителей. Появился сад, на котором велись образовательные мероприятия. Рядом с садом появилась игровая площадка для групп продленного дня. Почти каждый выпускной класс сажал деревья, так на территории школы появились березовая и каштановая аллеи. Велись постоянно субботники, проводились экологические уроки. Все это способствовало улучшению экологии пришкольной территории.
Постепенно все это уходило на второй план, и остались только субботники.
Сейчас директор школы №75 обратил на это внимание, и я думаю, что измениться положение к лучшему»
Опрос.
Мы провели опрос среди учащихся 5-6-7 классов школы №75.
Были заданы вопросы:
1.Как Вы оцениваете экологическую ситуацию нашей школы № 75?
2.Вы заметили изменения за последние годы на пришкольной территории ?
3.В чем видите основную угрозу для экологии нашей школы №75?
4.На кого возглавляете ответственность за состояние пришкольной территории школы № 75?
5.Чем бы Вы могли помочь ради чистоты окружающей среды?
Нам захотелось узнать мнение администрации школы № 75 г. Черноголовка
Красновой Светланы Петровны (приложение № 2). Вот что она нам рассказала:
«Светлану Петровну очень волнует экологическое и внешнее состояние пришкольной территории. Она отмечает, что почва и деревья находятся не в удовлетворительном состоянии. Экологическая ситуация изменилась в худшую сторону,
стало много мусора, мало деревьев. И большая угроза всему этому – невежество. Светлана Петровна возглавляет ответственность за экологическое и внешнее состояние пришкольной территории на коллектив школы. И считает, что труд, участие в совместных мероприятиях, возрождения школьного сада, будут способствовать улучшению экологической ситуации на пришкольной территории».
Из опроса я поняла, что состояние пришкольной территории волнует многих.
С помощью интернет ресурсов я узнала, каким санитарно-гигиеническим требованиям должна соответствовать пришкольная территория. [3]
Требования к территории общеобразовательных учреждений.
Школьная территория должна быть огорожена забором и озеленена на 50%, за исключением районов Крайнего Севера.
На территории общеобразовательного учреждения выделяют зоны: физкультурно-спортивная зона, для отдыха и хозяйственная. Допускается также выделение учебно-опытной зоны.
Физкультурно-спортивная зона должна быть оборудована площадками для занятий спортом. Спортивные площадки должны иметь твердое покрытие, а футбольное поле травяной покров. На сырых площадках, имеющих неровности, занятия не проводятся.
Если у школы нет своей спортивной площадки или стадиона, для проведения уроков допускается использование спортивных сооружений, расположенных вблизи школы и оборудованных в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству и содержанию мест занятий по физической культуре и спорту.
На территории хозяйственной зоны должны быть мусоросборники с плотно закрывающимися крышками. Контейнеры для мусора должны размещаться на расстоянии не менее 25м от пищеблока и окон учебных классов.
Территория школы должна иметь наружное искусственное освещение.
На территории школы не допускается расположение сооружений и построек, функционально не связанных с общеобразовательным учреждением.
Из этого я поняла, что пришкольная территория должна нести задачи:
а) учебную, б) защитную, в) декоративную.
План пришкольной территории
Учебная – это воспитание. Учителя организуют трудовую, познавательную, опытническую, художественную, игровую и спортивно – оздоровительную деятельность детей среди природы.
Зоны:
При составлении плана школы (приложение №3) мы выявили следующие функциональные зоны:
Спортивная зона - спортплощадка, поля, беговая дорожка.
Игровая – детская площадка, игра «Лабиринт».
Учебно-опытная зона – клумбы, сад, различные насаждения, Зона отдыха – беседка.
Из этого следует, что на школьной территории существуют все необходимые объекты в соответствии требованиям.
Защитная.
Школьная территория должна быть огорожена забором и иметь полосы.
1.Высота забора вокруг школы -2 метра (норма до 2 метров).
2. Полосы со стороны школы и внутри.
С помощью рулетки мы провели измерения полос и все данные внесли в таблицу (приложение №4), и это соответствует нормам. [1]
Географическое положение школы к другим объектам я изучила с помощью спутниковой карты (приложение №5). Все измерения внесла в таблицу (приложение №6)
Из этого следует, что это не в полной мере соответствует санитарно-гигиеническим нормам и это связанно с близостью придомовых автопарковок и автодорог.
Главные загрязнители - автомобили. [3]
Главной проблемой загрязнения воздуха считается автомобиль.
В выхлопных газах содержится около 300 различных вредных веществ.
На пример:
окись углерода (возникает в результате неполного сгорания содержащих углеродов топлив, не имеет цвета и запаха, взрывоопасен и очень ядовит) попадая в кровь, действует на красные кровяные шарики – эритроциты (клетки в крови, переносящие кислород), которые теряют способность транспортировать кислород. Наступает кислородное голодание. [3]
Известно, что один автомобиль выбрасывает за сутки 1 кг (1000г) выхлопного газа. Я провела подсчет в разное время и вывела средний показатель. Следовательно – количество выхлопного газа 132 кг. И это только за полдня. Окружающая среда и воздух загрязняются.
Мы решили визуальным методом оценить жизненное состояние деревьев и кустарников.
В некоторых местах, было отсутствие защитной полосы (погибшие или сломанные кусты) и наблюдалось отмирание тканей на деревьях, сухие ветки, преждевременное опадание листьев и неблагоприятное состояние сада.
А ведь роль растений велика.
Растения очищают, увлажняют, изменяют радиационный и температурный режимы, снижают силу ветра и шума. Чем больше деревьев, тем благоприятнее находиться на пришкольной территории.
Кислород. [3] Кислород необходим для жизнедеятельности всех живых организмов.
В листьях дерева есть хлорофилловые зерна, которые поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
Дерево средней величины за 25 ч. восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек.
Влажность [3]
Чем больше деревьев на пришкольном участке, тем больше влажности и комфортнее на нем находиться.
Нагреваясь, зеленые насаждения испаряют большое количество влаги. Деревья различных видов испаряют различное количество воды.
Все это способствует увлажнению, изменению температурного режима пришкольной территории и создается комфортная ситуация для детей и учителей.
Защищают от шума, пыли и ветра.
Шум – это всякий неблагоприятный воспринимаемый звук. Вибрации даже в малых дозах ухудшают самочувствие. Посадки кустов, деревьев – это хорошая защита от уличного шума.
Пыль-это любые твердые частицы, взвешенные в воздухе, которые могут вызвать аллергию и другие заболевания.
Осевшая на листьях пыль, периодически смывается дождем, сдувается ветром, и листья вновь способны задерживать пыль.
Ветровой режим.
Ветровой режим является важным фактором, влияющим на микроклимат. Даже в зимнее время в классах, находящихся со стороны участка бывает теплее, так как холодные северо- западные ветра задерживаются кронами деревьев.
Фитонциды (это вещества, которые растения выделяют с целью самозащиты, они губительно действуют на вирусы, бактерии, грибы и других паразитов, при этом фитонциды ионизируют (насыщение воздуха заряженными частицами) кислород), благотворно сказываются на здоровье школьников.
Пришкольная территория – это еще и зеленая защитная полоса.
А какая у нас зеленая полоса, соответствует ли она нормам?
С помощью атласа – определителя [4] я определила родовой состав растений на пришкольной территории. Провела подсчет родового состава растений пришкольной территории.
Липа- 112 деревьев,
Яблоня -6,
Береза- 29,
Ветла (ива)- 9,
Хвойные – 9,
Каштаны -22,
Туя -11,
Калина – 5,
Плодовые – 7,
Разновидные виды кустов-410.
Нет - это может подтвердить таблица соотношений:
1 га -90- 150 деревьев;
1га – 1400 кустарников. (3)
Деревьев – 210;
Кустарников – 810(с внутренней и внешней стороны забора).
Рассчитали соотношение количества деревьев и кустарников, данные занесли в таблицу (приложение №7). [3]
Вывод: деревьев посажено приблизительно в два раза меньше, кустов – в 3 раза меньше норм.
Соотношение деревьев и кустарников на пришкольной территории доказывает, что это не соответствует нормам.
Вывод
Все полученные данные я внесла в таблицу (приложение№8)
Таким образом, гипотеза подтверждается – экологическое и внешнее состояние пришкольной территории школы № 75 соответствует не всем нормам.
Можем ли мы повлиять на изменение внешнего состояния на пришкольной территории? [3]
Исследуя пришкольный участок и сделав вывод, я оказалась перед широким выбором, и поэтому решила посоветоваться по этому вопросу с ребятами и с администрацией школы. В ходе этой беседы мы пришли к выводу, что нам нужно выбрать ту проблему, которая была бы нам по силам и реально выполнима. В ее решении нам могли бы помочь наши родители и администрация школы. И такой стала проблема благоустройство школьного участка.
Наш класс вместе с классным руководителем внес предложение, мы разработали план в улучшение пришкольной территории.
Директор школы № 75 одобрила наше предложение. Помогла нам в определении места.
Приступили к реализации плана. Родители приобрели землю и посадочный материал.
Мы посадили на школьном участке: тую и елочку. Мы думаем, что нашу идею поддержат и другие классы.
Для этого мы выпустили стенгазету (приложения № 9.10).
Предложения:
- по периметру забора посадить больше кустов и деревьев, расширить видовой состав;
- привести в порядок школьный сад;
- следить за санитарным стоянием деревьев и кустарников;
- привлекать к мероприятиям по улучшению пришкольного участка учеников школы;
- проводить экологические уроки.
Заключение
-Изучили планировку школьного двора, узнали историю пришкольной территории.
-Провели опрос, из которого мы узнали мнение учащихся и директора школы о состоянии пришкольной территории.
-Провели измерения расстояния от границ школы до объектов и выявили, несоответствие с санитарно-гигиеническими нормами.
-Выявили негативные факторы, влияющие на загрязнение окружающей среды.
-Изучили состав растений на пришкольной территории, их значение для человека.
- Реализовали посадку деревьев.
- Внесли предложения. Сделали выводы.
Для изучения использовали:
Литература:
1.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва
2. Составители: И.П. Комарова, М.И. Ковалева ББКХ625.8я73К63Практикум по школьному курсу экологии и биологии/ 2004 г.
3.Материалы интернет ресурсов.
: http://www.activestudy.info/les-i-atmosfernyj-vozdux/
: http://www.kakprosto.ru/kak-871322-kakoe-derevo-luchshe-vsego-ochischaet-vozduh#ixzz3zSScsCaj
: http://www.protown.ru/information/hide/4330.html
: http://www.rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html
4.Атлас-определитель "От земли до неба" А.А. Плешаков. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений ФГОС. - 82 - 96стр.
5.Программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования города Черноголовка
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение№4
Измерения полос |
Наши измерения |
Норма СанПина |
Ширина защитной полосы из деревьев и кустарников со стороны школы |
2-7 м |
1,5 м |
Ширина защитной полосы со стороны улицы |
6-15 м |
6 м |
Ширина защитной стороны вокруг школы |
4-5 м |
4-6 м |
Приложение №5
Приложение №6
Производимые измерения |
Полученные результаты м |
Санитарно-гигиенические нормы ( не менее) м |
Расстояние от границ школы до зданий |
6-50 |
50 |
Расстояние от школы до жилых домов |
33-40 |
10 |
Расстояние от школы до автодороги |
10 |
25 |
Приложение №7
Растения |
Количество |
Соотношение |
Норма |
Деревья |
210 |
1:4 |
1:8 |
Кустарники |
810 |
Приложение №8
Школа №75
Названия |
Соответствует |
Не соответствует |
Расстояние к объектам |
+ |
|
Зоны |
+ |
+ |
Качество зон |
||
Забор |
+ |
|
Полосы |
+ |
|
Парковки |
+ |
|
Зеленые насаждения |
+ |
|
Соответствие деревьев и кустов |
+ |
Приложение №9
Мероприятия |
Ответственные |
Разработка плана улучшения пришкольной территории |
Наш класс |
Выбор места |
Администрация школы |
Составление плана ( посадки деревьев) |
Ученики нашего класса |
Приложение №10