Спорт в моде при любой погоде

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Спорт в моде при любой погоде

Харьковский А.А. 1
1МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОДИНЦОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ №7
Лукашова Е.М. 1
1МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОДИНЦОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ №7
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Введение

Актуальность исследования:

Тема активного вовлечения подрастающего поколения в спорт, улучшение здоровья детей и подростков особенно важны в современном обществе. Только здоровый и активный человек способен счастливо и интересно жить, эффективно трудиться и приносить пользу обществу.

Чтобы познакомиться с удивительным миром спорта, изучить его виды и направления, помочь ученикам нашей гимназии жить активной спортивной жизнью, я собрал и изучил материал о пользе занятий спортом. Мне очень интересно и важно узнать самому и рассказать одноклассникам о положительном влиянии спорта на организм растущего человека.

Постановка проблемы:

В век технического прогресса человек испытывает на себе целый комплекс неблагоприятных факторов: напряжения, перегрузки, плохая экология. В сочетании с малоподвижным образом жизни это нарушает нормальное функционирование организма и приводит к болезням. В целях охраны и укрепления здоровья необходимо убеждать людей заниматься спортом.

Объект исследования: виды спорта.

Предмет исследования:влияние спорта на здоровье и развитие школьников.

Цель:Выпустить школьный журнал «Спорт в моде при любой погоде» и создать электронную видеотеку для начальной школы «Если хочешь быть здоров».

Задачи:

1) Обобщить имеющиеся знания о строении человека, о вреде малоподвижного образа, об истории возникновения спорта, о видах спорта;

2) Выяснить, как спорт влияет на здоровье и развитие человека;

3) Провести анкетирование среди учеников гимназии, проанализировать результаты и построить диаграммы;

4) Обобщить и систематизировать собранную информацию.

5) Сделать выводы о необходимости регулярных занятий спортом;

6) Собрать материал для выпуска школьного журнала и создания электронной видеотеки начальной школы.

Методы:изучение литературы, интернет-ресурсов о спорте, анкетирование, наблюдение, обобщение, систематизация и анализ полученных данных; оформление полученной информации в виде журналов и обучающих роликов.

Планируемый результат: пробуждение у школьников желания вести здоровый, активный образ жизни.

Практическая значимость: Подготовив данный проект, я больше узнаю о спорте как важной части культуры. Наверняка, я смогу выбрать правильное направление в своем физическом и нравственном развитии. Выпущенные журналы будут интересны школьникам, напомнят им о важности движения, помогут им заботиться о своем здоровье. Обучающие ролики из видеотеки будут использоваться учителями на переменках или уроках физкультуры. Это, несомненно, будет способствовать не только качественному физическому воспитанию подрастающего поколения, но и пробуждать у школьников стремление выбрать подходящий вид спорта для развития у себя лучших физических и духовных качеств.

Этапы работы над проектом:

I этап (подготовительный) - проведено изучение справочной литературы, спортивных журналов и интернет-источников по проблеме проектной работы. Произведен сбор информации, выдвинуты идеи создания проектного продукта.

II этап (организационный) - определена проблема, сформулирована тема проекта, поставлены цель и задачи, сформулированы актуальность и практическая значимость проекта, объект и предмет работы, выбраны методы работы, спланирован итоговый продукт.

III этап - выстроена структура работы, произведены обобщение и систематизация имеющегося материала, сделаны выводы.

IV этап - на основе имеющихся материалов выпущены школьные журналы и созданы обучающие видеоролики для электронной видеотеки начальной школы.

Характеристика источников и степень изученности:

О спорте и активном образе жизни снимаются фильмы, транслируются телепередачи, выпускается много литературы: спортивные журналы, энциклопедии спорта, спортивные справочники.  Они дают полную информацию по интересующему виду спорта, правилах проведения соревнований, технике тренировок, чемпионах и рекордсменах.

Также очень удобны в использовании и быстром поиске нужной информации интернет-ресурсы о спорте и здоровом образе жизни:

портал «Школа здоровья» (www.shkolazdorovja.ru);

«Википедия» (www.wikipedia.org);

Спортивная энциклопедия «SportWiki» (www.sport-wiki.org).

Полный список используемой литературы приведен на странице 15.

В данном проекте будет использоваться материал о моих одноклассниках, об их победах и спортивном опыте. Созданный спортивный журнал и видеотека должны побуждать многих школьников вести активную, спортивную жизнь.

Характеристика личного вклада в решение избранной проблемы:

При работе над проектом самостоятельно мною были проведены анкетирование, сбор и обработка информации о спортсменах нашего класса, проводились интервью, фото и видеосъемка, готовились комплексы упражнений для видеотеки. Также я собственным примером стараюсь показывать ребятам, что заниматься спортом это интересно и полезно.

1. Теоретическая часть

1.1. Строение человека

Человеческий организм не является смесью тканей и клеток. Он состоит из отдельных частей, каждая из которых приспособлена к выполнению определенных функций. Эти части называются органами.

Органы объединяются в физиологические системы, которые обеспечивают важнейшие жизненные процессы - пищеварение, дыхание, транспорт веществ, выделение, размножение (Приложение 1).

1.2. Движение - жизнь

В условиях развития технического прогресса физическая активность людей резко сократилась. Недостаток движения стал приводить к сбоям в работе всех систем (мышечной, сосудистой, сердечной, дыхательной) и возникновению различных заболеваний.

Вот почему важно регулярно двигаться, тренируя свой организм. Спорт – это доступная человеку форма двигательной активности, с помощью которой удовлетворяется потребность к движению и укрепляется здоровье.

1.3. Понятие физической культуры и спорта

Физическая куль­тура — это деятельность общества, направленная на укрепление здоро­вья и физического развития людей любого возраста, с разным состоянием здоровья, совершенствование их двигательных и интеллектуальных способностей. Составной частью физической культуры является спорт.

Спорт – это система организации и проведения соревнований и учебно-тренировочных занятий по различным комплексам физических упражнений, имеющая целью укрепление здоровья, общее физическое развитие человека, достижение высоких результатов и побед в состязаниях [8]. Регулярные спортивные тренировки обеспечивают высокий уровень готовности к соревнованиям и максималь­ное проявление возможностей спортсмена во время главных состязаний.

Спорт многообразен. В нем выделяют спорт высших дости­жений (элитный спорт); массовый спорт (спорт для всех); про­фессиональный спорт; детско-юношеский спорт, связанный со спортом высших достижений (спортивные резервы) и с мас­совым спортом (физическое воспитание детей и молодёжи).

1.4. История возникновения спорта

С древних времен физическая сила и ловкость на охоте, войне и при распределении добычи играли очень важную роль. Аборигены в Австралии преследовали добычу бегом — пока животное не устанет. Охотники упражнялись в стрельбе из лука и метании бумеранга, соревновались в беге и прыжках. У индейских племён пользовались популярностью бросание мяча в цель, бег на дальние расстояния, поднятие камней. Первобытные племена Африки применяли фехтование на палках, борьбу, бег с грузом. Благодаря такой тренировке охотники могли преследовать добычу в течение многих часов, а затем и доставлять тяжёлый груз домой (Приложение 2).

На протяжении многих веков люди соревновались друг с другом, старались быть первыми, лучшими.

1.5. Олимпийское движение

Олимпийские игры зародились в Древней Греции в 884 году до нашей эры, но в них участвовали атлеты всего из двух городов. Летопись олимпийского движения начинается в 776 года до нашей эры, когда стали проводить первые общегреческие игры (Приложение 3). Целью этих состязаний было воспитание гармонично развитого человека. Сначала атлеты соревновались только в беге, а позже добавилось пятиборье, кулачные бои, состязание колесниц.

В 394 году игры были запрещены. А возродил олимпийское движение в конце 19 века французский барон Пьер де Кубертен. Он считал, что идеи олимпийского движения будут способствовать культурному сотрудничеству народов. В 1894 году был создан Международный олимпийский комитет и принято решение возобновить первую Олимпиаду современности в Афинах — столице Греции в 1896 г. С тех пор каждые четыре года по планете пробегает огонь, зажжённый в древней Олимпии.

1.6. Функции и виды спорта

Огромная популярность спорта и его значимая роль в современном обществе объ­ясняются многообразием функций: воспитательной, оздо­ровительной, познавательной, объединяю­щей, зрелищной, экономической.

В настоящее время в нашей стране официально зарегистрировано около 130 видов спорта, из них 42 летних и 15 зимних олимпийских видов спорта, а также более 100 неолимпийских – экстремальных, национальных, туристических, технических [11]. Большинство из них являются популярными и востребованными у огромного количества людей [10]. Виды спорта представлены в Приложении 4.

1.7. Влияние спорта на здоровье и развитие человека

О пользе занятий спортом и ведении здорового образа жизни снимаются фильмы, транслируются телепередачи, выпускается много популярной и специализированной литературы [1, 2, 5, 7, 9]. Общеизвестно, что регулярные занятия спортом являются залогом крепкого здоровья, источником красоты, физической силы и душевного равновесия, активности и прекрасного настроения.

Иметь здоровое и красивое тело - это действительно модно!  Спорт поможет стать сильным, выносливым и здоровым, исправить сутулость, впалую грудь, осанку, избавиться от излишней полноты. Он поможет развить ловкость, силу, быстроту, координацию движений, увеличится выносливость сердца и сосудов, улучшится работа органов дыхания, укрепится опорно-двигательный аппарат, повысится иммунитет.

А еще спорт учит не только высоко прыгать и быстро бегать. Он учит многим важным человеческим качествам, которые помогают жить во взрослой жизни: ответственности, умению добиваться результата не смотря на трудности и преграды, упорству, взаимовыручке, достоинству, умению решать проблемы в острой ситуации, молниеносно соображать и не теряться.

Не нужно бояться, что физическая активность - это обязательно изнурительные тренировки. Занятия спортом должны обязательно приносить человеку удовлетворение и радость.  И начинать нужно хотя бы с малого. Надо научиться делать полезный выбор - пойти погонять в выходной день с друзьями мяч или смотреть телевизор; пообщаться в соцсетях или поплавать в бассейне. Спортом можно заниматься где угодно, когда угодно, достаточно лишь правильно организовать распорядок дня и выбрать вид спорта по душе.

2. Практическая часть

2.1. Анкетирование школьников

Анкетирование проводилось в Одинцовской гимназии среди учащихся 1-х, 4-х , 8-х и 10-х классов (приложение 5), в количестве 94 человек.

Цели анкетного опроса: выяснить, знают ли ученики для чего нужно заниматься спортом, как часто школьники занимаются спортом, влияет ли спорт

на здоровье и качества характера человека, какими видами спорта занимаются анкетируемые ученики и хотят ли школьники сделать уроки физкультуры в гимназии более интенсивными.

Результаты анкетирования представлены на рисунках 1-5 в приложении 6.

Установлено, что более двух третей учеников (64 человека) справедливо считают, что спорт нужен для укрепления здоровья, 45% (42 человека, из которых 32 человека - девочки) – для красивой фигуры, четверть опрошенных ребят (24 человека) – для спортивных побед и высших достижений.

Больше половины анкетируемых учащихся (50 человек из 94) занимаются спортом ежедневно. Причем в основном это ученики начальной школы – 15 первоклассников и 20 четвероклассников.

На следующий вопрос «Влияет ли спорт на здоровье человека и качества его характера?» школьники в подавляющем большинстве своем ответили утвердительно: 90 учеников. А из тех, кто ответил отрицательно (4 человека) трое являются первоклассниками. Я уверен, что взрослея, они изменят свое мнение.

Было поразительно и приятно видеть многообразие спортивных увлечений учащихся при ответе на четвертый вопрос. Спортивными единоборствами, гимнастикой и фигурным катанием занимаются по 13 человек, плаванием – 22 человека, командными видами спорта увлечены 19 человек, то есть пятая часть опрошенных. Традиционно это больше мужские виды спорта – и в нашей гимназии это подтверждается - 16 мальчиков и всего лишь 3 девочки. Десятая часть анкетируемых учеников занимается легкой атлетикой и фитнесом. А остальные ребята (44 человека – почти половина) – киберспортом, фехтованием, бадминтоном, тяжелой атлетикой, акробатикой и другими видами спорта. Это подтверждает, что в нашей гимназии большинство учащихся успешно совмещают спорт и учебу.

Интересный результат дал вопрос о желании школьников сделать уроки физкультуры более интенсивными. 69 учеников из 94 ответили утвердительно, но в начальной школе эту идею поддерживает 50 человек из 54 опрошенных, а вот старшеклассники разделились почти поровну: 19 человек «За» и 20 человек «Против». Это объясняется высокой нагрузкой в старших классах в связи с подготовкой к выпускным экзаменам и отсутствием свободного времени.

Проанализировав результаты опроса, можно сделать вывод, что учащимся интересна тема спорта, большинство учеников тренируются ежедневно и хотят сделать уроки физкультуры более интенсивными.

Поэтому задумка выпуска школьного журнала о спортивной жизни ребят и подготовка электронной видеотеки для начальной школы будет востребована.

2.2. Выпуск школьного журнала «Спорт в моде при любой погоде»

Во время поездок на спортивные сборы и соревнования я заметил, что моим товарищам интересно читать журналы о спорте, обсуждать спортивные новости и достижения чемпионов. А ведь среди одноклассников тоже есть те, кто добился высоких спортивных результатов и в то же время успевает хорошо учиться. Они могли бы поделиться своим спортивным опытом, рассказать о своих достижениях, о любимом виде спорта. И форма журнала подошла бы лучше всего для привлечения школьников к занятиям спортом.

Вестник спорта мы готовили всем классом. Уже выпустили три номера, в которых создали различные рубрики: интервью, юмор, здоровое питание, минутка для здоровья, гимнастика для ума. С первого же выпуска стало ясно - спорт в моде абсолютно у всех учеников 4А класса (Приложение 7).

2.3. Формирование видеотеки «Если хочешь быть здоров»

Для школьной видеотеки в помощь учителям были сделаны обучающие ролики, объединенные темой «Если хочешь быть здоров» (Приложение 8). Видеофайлы скомпонованы по видам упражнений и записаны на диск. Их можно использовать на переменках для разминки или на уроках физкультуры.

Заключение

В результате проделанной работы я изучил органы и системы человека, нуждающиеся в регулярных тренировках, ознакомился с историей возникновения спорта и олимпийского движения, провел анализ разнообразия функций и видов спорта, узнал о влиянии спорта на здоровье школьников, помог одноклассникам понять, как спорт помогает формировать характер и закалять волю.

Также было проведено анкетирование учащихся 1-х, 4-х, 8-х и 10-х классов, в результате которого определено, что учащимся интересна тема спорта, большинство из них тренируются ежедневно, улучшая свое здоровье и воспитывая волевые качества характера, а ученики начальных классов хотят сделать уроки физкультуры в гимназии более интенсивными.

Для привлечения школьников к занятиям спортом нашим классом стал регулярно выпускаться спортивный журнал, призывающий читателей вести активный и здоровый образ жизни. На его страницах юные спортсмены делятся своим спортивным опытом, знакомят с интересными комплексами упражнений, рассказывают о своих любимых видах спорта.

В помощь учителям нашей гимназии на основе собранного материала была сформирована школьная видеотека «Если хочешь быть здоров», помогающая разнообразить уроки физкультуры.

Этот проект позволил мне понять, что спорт не только укрепляет здоровье школьников, развивает у них физическую силу, ловкость, координацию движений, гибкость, но и воспитывает ответственность, целеустремленность, сообразительность, уверенность в себе и другие важные для жизни качества. Подготовка журналов к выпуску и создание видеотеки сплотили наш класс еще сильнее, помогли осознать, что мы увлечены полезным и интересным занятием под названием «Спорт», который обязательно станет нашим постоянным спутником на всю жизнь.

Эта тема важна и актуальна, ведь охраняя и укрепляя здоровье людей с юных лет, растет число долгожителей и улучшается здоровье всей нации.

Список использованных источников и литературы

Болотов, Б.В. Здоровье человека в нездоровом мире / Б.В. Болотов. - СПб.: Питер, 2013. - 512 c.

Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: Учебное пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М.: КноРус, 2013. - 240 c.

Елизарова, Е.М. Физическая культура 2-4 классы. Уроки двигательной активности. / Е.М. Елизарова. - М.: Советский спорт, 2013. - 95 c.

Каинов, А.Н. Физическая культура 1-11классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича. / А.Н. Каинов, Г.И. Курьерова. - М.: Советский спорт, 2013. - 171 c.

Кобяков, Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие / Ю.П. Кобяков. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 252 c.

Олсон, Т. Атлас анатомии человека / Т. Олсон. - Витебск: Медицинская литература, 2012. - 504 c.

Регулян, В. Ф. Стать сильнее сильного / В.Ф. Регулян. - М.: Уральский рабочий, 2016. - 608 c.

Большая советская энциклопедия. Статья «Спорт» [Электронный ресурс] - https://bse.slovaronline.com/43623-SPORT (дата обращения 02.01.2019).

Портал «Школа здоровья» [Электронный ресурс] http:// shkolazdorovja.ru / (дата обращения 04.01.2019).

Статьи «Вид спорта»,«Олимпийские виды спорта» и «Профессиональный спорт» (Википедия) [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 05.01.2019).

Спортивная энциклопедия «SportWiki» [Электронный ресурс] https:// sport-wiki.org (дата обращения 10.01.2019).

Приложение 1

Строение человека

Органы

Ф изиологические системы

Приложение 2

История возникновения спорта

Древний Китай

Вавилон

Древняя Индия

Первобытные племена Африки

Древний Египет

Аборигены Австралии

Индейские племена Америки

Приложение 3

Олимпийское движение

Древний Рим

Первые олимпийские игры

Древняя Греция

 146 год до н. э.

IX век до н. э.

Возрождение Олимпийских игр

1896 год 

23 июня 1894 года 

Первая олимпиада в Афинах

Учреждение Международного олимпийского комитета

23 июня 1894 года 

1896 год 

Приложение 4

Виды спорта

Приложение 5

Анкета

Проставьте знак х в соответствующей клетке

Ученик

 

Ученица

         
               

1 класс

 

4 класс

 

8 класс

 

10 класс

 

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

Для чего нужно заниматься спортом?

Для красивой

 

Для побед и высоких

 

фигуры

 

достижений

 
       

Для укрепления

 

Для интересного

 

здоровья

 

времяпрепровождения

 

Как часто Вы занимаетесь спортом?

Редко ден

 

Каждый день

 

Иногда

 

Влияет ли спорт на здоровье человека и качества его характера?

Да

 

Нет

     

Какими видами спорта Вы занимаетесь?

Командные (футбол,

 

Спортивные единоборства

 

хоккей, баскетбол,

     

волейбол и др.)

     

Плавание

 

Легкая атлетика, фитнес

 
       

Гимнастика,

 

Другое

 

фигурное катание

 

____________________________

 

Как Вы считаете, уроки физической культуры в школе нужно ли сделать более интенсивными, с бóльшим количеством упражнений?

Да

       
         

Нет

       

___________________________________________________________________

Спасибо!

Приложение 6

Результаты анкетирования

учащихся 1, 4, 8, 10 классов нашей гимназии

 

(Учащиеся)

24 учащихся

16 учащихся

64 учащихся

42 учащихся

Рисунок 1. Для чего нужно заниматься спортом?

 

(Учащиеся)

Рисунок 2. Как часто Вы занимаетесь спортом?

(Учащиеся)

Рисунок 3. Влияет ли спорт на здоровье человека и качества его характера?

(Учащиеся)

9 учащихся

19 учащихся

13 учащихся

22 учащихся

13 учащихся

44 учащихся

Рисунок 4. Какими видами спорта Вы занимаетесь?

Рисунок 5. Нужно ли сделать уроки физкультуры в школе более интенсивными, с большим количеством упражнений?

Приложение 7

Вестник спорта «Спорт в моде при любой погоде»

Фрагменты декабрьского выпуска

Фрагменты январского выпуска

Фрагменты февральского выпуска

Приложение 8

Видеотека «Если хочешь быть здоров»

Просмотров работы: 102