История долголетия журнала «Мурзилка»»

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История долголетия журнала «Мурзилка»»

Борисов М.М. 1
1МБОУ СОШ №3 г. Протвино
Кожевникова Ю.Д. 1
1МБОУ СОШ № 3 им. Героя Советского Союза Д.Ф. Лавриненко
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

А ктуальность исследования. Несколько лет назад нам с моим братом подарили большую книгу - «Архив Мурзилки». В нем были собраны номера журнала «Мурзилка» с 1924 года по1954 год. Тогда я еще не ходил в школу и не умел читать, но мне нравилось рассматривать интересные картинки, которых в книге было очень много. Потом я забыл про эту книжку, потому что нам дарили много других интересных книг, которые мы читали всей семьей по вечерам. Снова я встретился с журналом «Мурзилка» после того, как о нем в классе рассказала наш учитель Юлия Дмитриевна. Тогда я вспомнил про большую толстую книгу архива «Мурзилки» и начал ее читать. Она оказалась очень интересной. Потом бабушка купила нам еще три большие книги – «Архив Мурзилки» за 1924-1945 год, 1946 – 1954 год, 1966-1974 год. Рассматривая и читая эти книги, я узнал, что журналу «Мурзилке» в мае 2019 года исполнится 95 лет. Это значит, что он старше моих бабушек и дедушки. Мне стало интересно, как и почему журнал «Мурзилка» сохранился столько лет, читали ли его наши бабушки и дедушки. Так определилась проблема нашего исследования - узнать историю долголетия журнала «Мурзилка».

Объект исследования: журнал «Мурзилка».

Предмет исследования: история долголетия журнала «Мурзилка».

Гипотеза исследования. Исследование истории журнала «Мурзилка» покажет, что долголетие журнала связано с интересом детей к содержанию журнала, потому что на его страницах рассказывались все главные новости о жизни родной страны, печатались новые произведения детских писателей и интересные дополнения к школьным предметам.

Цель исследования состоит в том, чтобы при чтении его архива показать, как складывалась история долголетия журнала «Мурзилка», и показать, как относились к журналу три поколения семей моих одноклассников.

Задачи исследования: 1. Узнать об истории создания журнала «Мурзилка» и его содержании в разные годы издания. 2. Познакомиться с сайтом журнала «Мурзилка» и показать его доступность и полезность для учеников начальной школы. 3. Провести опрос трех поколений семей моих одноклассников, чтобы выяснить, как изменялись отношения читателей разных лет к журналу «Мурзилка».

Методы исследования: знакомство с бумажным архивом журнала «Мурзилка» и интернет-сайтом журнала «Мурзилка»; выбор материала по теме исследования; составление анкет и проведение опроса трех поколений семей одноклассников; анализ результатов опроса и формулирование выводов. Практическая значимость полученных результатов исследования: введение в учебный процесс бумажного архива журнала «Мурзилка» и знакомство с интернет-сайтом журнала. Исследование проводилось с ноября 2018 года по март 2019 в несколько этапов: первый этап с ноября 2018 года - знакомство с архивом журнала «Мурзилка» и работа с компьютером для знакомства с интернет-сайтом журнала; второй этап с декабря 2018 года - отбор материала для написания исследования и составление анкет для нашего опроса; третий этап с января по март 2019 года - опрос трех поколений семей одноклассников и оформление проведенного исследования. Первичные результаты исследования были представлены: на уроках по предмету «Литературное чтение» во 2-ом «А» классе и в докладе на межшкольном мероприятии «95 лет Мурзилке» в Детской библиотеке г. Протвино. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава I. История долголетия журнала «Мурзилка»

1.1. Как появился Мурзилка

Исследование долголетия журнала «Мурзилка» нужно начать с рождения персонажа, которым был назван журнал. Он появился в 1879 году в американском журнале для детей в комиксах (рисунках с подписями) под названием «The Brownies».

Т акие комиксы стал делать художник Палмер Кокс о приключениях крохотных сказочных человечков - родственников домовых. Эти рисунки увидела детская писательница Анна Хвольсон и написала по ним свои рассказы. Их в 1887 году опубликовал журнал «Задушевное слово», который в те годы издавался в России. Ее рассказы о приключениях веселых сказочных человечков очень понравились детям. Тогда они были изданы еще раз отдельной книгой под названием «Новый Мурзилка» с подзаголовком «Приключения Мурзилки и лесных человечков в 27 рассказах А. Хвольсон с 182 рисунками Кокса». В 1908 году именем Мурзилки была названа новая детская газета - «Журнал Мурзилки», в котором печатались новые рассказы о приключениях Мурзилки и его друзей. В ее № 3 был напечатан стихотворный портрет первого Мурзилки1.

 

Стук, стук, стук в стекло…Отворил окошко,

Вижу - вдруг влетает очень странный гость.

Ростом с ноготочек, юркий тонконожка

И в своей ручонке крепко держит трость…

Был тот гость во фраке с фалдами-концами,

В шёлковом цилиндре, со стёклышком в глазу,

В сапогах изящных с длинными носками

И похож глазами был на стрекозу…

Так выглядел самый первый Мурзилка. Рис. П. Кокса.

Выпуск этой газеты с рассказами о приключениях Мурзилки прекратился во время Первой мировой войны в 1915 году. Про Мурзилку вновь вспомнили с наступлением мира в нашей стране.

1.2. Как родился и жил журнал «Мурзилка» в 1924 – 1955 годах

После страшных лет войны страна из Российской империи превратилась в Союз Советских Социалистических Республик. По законам новой страны все дети должны были учиться в школе. Но в разрушенной стране издавалось очень мало книг для детей. Поэтому в 1924 году сотрудники газеты для взрослых «Рабочая газета» решили издавать приложение для детей и назвали его журнал «Мурзилка». Первый номер нового журнала «Мурзилка» появился 16 мая 1924 года. В нем рассказывалось как Мурзилка - лохматый щенок, появился и как он получил свое имя, какой удивительная способность у него была: помогать всем, кто попал в беду. Создатели журнала хотели, чтобы он помогал ребятам учиться и работать сообща и весело. Журнал стал печатать сказки о животных, рассказывать детям о стране, в которой они живут, о ее природе и истории. Еще в нем печатались такие картинки, которые «можно будет резать в полное их удовольствие, а потом вырезанное склеивать так, чтобы получались всякие интересные модели»2. Потом в журнале появилась «Мурзилкина газета», в которой стали печатать письма детей - читателей журнала. Для того, чтобы детям во всех уголках страны можно было одинаково легко получать журнал, была объявлена подписка на журнал. С мая 1924 года его можно было выписать на три месяца всего за 50 копеек. Количество читателей по подписке быстро росло, потому что тогда не радио и телевизора, а журнал каждый месяц рассказывал детям все новости страны. Его тираж к 1931 году вырос до 310 000 экземпляров - в те годы ни один детский журнал не имел такого тиража. После такого успеха журнал стал печатать еще больше рассказов о том, как строят первый в нашей стране завод по строительству машин АМО, добывают железо и нефть, строят самолеты, учат детей и строят новые железные дороги.

В 1937 году 7-й номер «Мурзилки» вышел с обложкой, на которой был изображен жёлтый пушистый сказочный Мурзилка: в красном берете, с клетчатым шарфом на шее и фотоаппаратом на плече. В журнале было напечатано «Экстренное сообщение»: «Наконец-то нашёлся Мурзилка. Его поймал художник Аминадав Каневский и притащил в редакцию. Посмотри на обложку - там ты увидишь Мурзилкин портрет»3. Корреспондент - путешественник Мурзилка быстро бегал, успевал узнать все важные новости и рассказывал о них в журнале. В первые годы Мурзилку называли родным внуком Деда Мороза и Снежной бабы. Он как волшебный персонаж принес в журнал много русских народных и зарубежных литературных сказок. Первый перевод книги А. Милна «Винни-Пух и все, все, все» был напечатан в 1939 году. Журнал с обложки привлекал больших и маленьких читателей своими интересными иллюстрациями, которые создавали замечательные художники: А. Дейнека, Е. Чарушин, М.Черемных, Е. Рачев. Они своими рисунками сопровождали все стихи, сказки и рассказы замечательных детских писателей: С. Маршака, А. Барто, К. Чуковского, С.Михалкова, Е.Благининой, Б.Заходера, А. Гайдара, Н.Носова, В.Бианки, Л.Кассиля, М.Пришвина, К.Паустовского. Сегодня многие эти произведения включены в наши школьные учебники по «Литературному чтению». Журналы 1940 года рассказывали детям о мирной жизни в стране, о радости труда и тираж его рос. Но наступил 1941год. На страну напали враги. Началась война - Великая

Отечественная война. Мирная жизнь детей и взрослых резко изменилась. Изменился и журнал «Мурзилка». Теперь в нем печатали советы детям, как они могут помогать защищать свою Родину взрослым, которые ушли на фронт. Работать на полях и огородах, помогать по дому и в устройстве светомаскировки, помогать в бомбоубежище и в госпиталях в уходе за ранеными. Журнал печатал письма детей и взрослых о том, как дети помогают фронту и сами становятся солдатами. В 1942 году журнал объявил соревнование по сбору лекарственных растений для помощи в лечении и питании раненых и больных, а в 1944 году этот раздел стал «Лесной газетой» В. Бианки: «Теперь ваши отцы храбро бьют немцев на фронте. Изучение природы, которым они занимались в детстве, много помогает им на войне»4. Мурзилка в годы войны появлялся на страницах журнала в разной военной форме. Он рассказывал детям о событиях на фронтах и восстановлении освобожденных от фашистов городов, знакомил с историей русской армии. Во время войны много городов и сел нашей страны были захвачены фашистами. А город Ленинград жил в блокаде 3 года, о которой журнал рассказывал на своих страницах. Везде дети работали вместе со взрослыми на заводах, в полях и госпиталях. Дети в захваченных врагом городах не могли получать журнал, а у детей в других городах и селах не было времени читать журнал. Поэтому тираж «Мурзилки» сократился до 100 тысяч экземпляров.

Весной 1945 года война закончилась и пришла Победа. Вернулись с фронта солдаты и отцы детей. Журнал стал рассказывать о героях войны, их подвигах, об орденах и медалях, о параде Победы на Красной площади в Москве. Мурзилка стал привычным путешественником, который рассказывал о стройках, о восстановлении разрушенных городов и сел. Особенно интересными были рассказы о новых стройках в Москве и других городах. Эти рассказы сопровождали рисунки и фотографии больших строек: здания Московского Государственного университета. Тираж журнала снова начал расти, он вновь приходил в дом по подписке, в журнал вернулись привычные разделы.

1.3. Почему так рос тираж журнала в 1955 – 2000 годах

После 1955 года журнал печатал рассказы о веселой жизни детей в стране, появились новые разделы, которые еще больше помогали детям в учебе. Журнал стал печатать рассказы В. Драгунского, Л. Пантелеева, Н. Сладкова, А.Некрасова, которые теперь издаются как отдельные детские книги. В жизни страны происходило много важных и интересных событий и «Мурзилка» рассказывал о них детям: о путешествиях к Южному полюсу на Антарктиду, об изобретении телевизора и строительстве метро в Ленинграде после его восстановления от блокады. 12 апреля 1961 года состоялся первый полет человека в космос. Мурзилка - корреспондент тотчас же отправляется в гости к Юрию Гагарину и получает от него письмо к читателям «Мурзилки» с фотографией. Журнал рассказал ребятам о жизни и полете первого космонавта, о трудностях подготовки к полету. В каждом номере журнала всегда печатались самые интересные и свежие новости о жизни в стране, о новых произведениях любимых и незнакомых авторов. Свежий номер журнала всегда можно было купить в киоске «Союзпечати» или в течение недели со дня выпуска свежий номер приходил домой. Один номер журнала стоил 10 копеек, а потом 35 копеек. По всем этим причинам тираж журнала за 10 лет быстро вырос до рекордного числа. В начале 1960-ых годов он был 1 000 000 экземпляров, а 1969 году увеличился до 5 700 000 экземпляров, почти в шесть раз. Такого тиража не было ни у одного детского журнала в мире. Тогда же журнал первым напечатал произведения Ирины Токмаковой «Аля, Кляксич и буква А» и Виктора Голявкина «Один, два, три…»; шведской писательницы Астрид Линдгрен «Пеппи длинный чулок» и «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»; английского сказочника Дональда Биссетта «Забытый день рождения» и «Путешествие по реке Времени»; финского детского писателя Туве Янссона «Сказки Долины Мумми-троллей» и «Забытая шляпа волшебника» и другими. Книги этих авторов сегодня стали основой детских домашних библиотек и сюжетов самых любимых мультфильмов. В нашей домашней библиотеке большинство книг, которые первыми были напечатаны в «Мурзилке» в разные годы. Они стоят рядом с «Архивом Мурзилки». В 1974 году исполнилось 50 лет со дня издания первого номера. Журнал был награждён орденом «Знак Почёта» и другими дипломами и грамотами Правительства Российской Федерации. В журнале было много постоянных разделов для ребят разного возраста. Дошкольникам читали стихи и сказки, школьники читали сами различные рассказы и повести, находили интересные игры и занятия на вырезных страницах для самостоятельного конструирования. Интересные разделы печатались специально для дополнения школьных учебников: раздел «Прогулки со словами» - истории по правилам русского языка, раздел «Флора и фауна планеты» и «Вслед за солнышком» - рассказы по биологии и географии и другие разделы по школьным предметам.

1.4. Жизнь интернет - журнала «Мурзилка»

В 1989 году журналу исполнилось 65 лет. Он по прежнему был нужен детям. Но в 1991 году наша большая страна СССР – Союз Советских Социалистических Республик, распалась на несколько стран. Наша страна стала называться Российская Федерация. Население в нашей стране сократилось, и тираж «Мурзилки» тоже. Подписка на журнал стала очень дорогой – больше 4000 рублей в год, а один номер журнала стоил больше 500 рублей и купить в киосках его нельзя. В нашем городе Протвино он не продается. Чтобы сделать журнал опять доступным всем ребятам страны, редакция обратилась к новым компьютерным технологиям: были созданы сайт журнала «Мурзилка» и его электронная версия. Журнал стал доступен не только детям нашей страны, но и ребятам всего мира, если они знают русский язык. Поэтому журнал остался самым массовым детским журналом и в 2011 году был занесён в Книгу рекордов Гиннесса как издание для детей с самым длительным сроком существования. Знакомство с сайтом журнала по адресу: https://murzilka.org/ показывает, что у сайта тоже есть свои разделы. Назовем некоторые: раздел «Дом Мурзилки» рассказывает все о Мурзилке: Новости; О Мурзилке; Кто такой Мурзилка?; Звезда по имени Мурзилка и другие. Раздел «Изба-читальня» помогает найти интересный материал: Клуб юных писателей "Мурзилки"; Анонс следующего номера; Свежий выпуск; Архив фрагментов номеров; Литературный класс "Мурзилки"; Поиграем в слова. Раздел «Игродром» открывает доступ к полезным развлечениям: Конкурсы; Кроссворды; Игры; Мастер-класс; Загадки, считалки, задания.На сайте есть и другие разделы, на которых школьники могут получить много интересного материала, оформить подписку на бумажный вариант журнала. Еще на сайт можно зайти через библиотеку школы, чтобы читать весь электронный архив журнала. Наш анализ всех 4-ех томов архива журнала и его сайта показал, что за 95 лет издания журнал сумел так рассказывать детям про жизнь родной страны, что все поколения детей 20 века очень любили свой журнал. Он был для них как телевизор и Интернет для современных школьников и помогал им хорошо учиться.

Глава II. Опрос трех поколений семей одноклассников и его результаты

Для того, чтобы проверить как относились к журналу «Мурзилка» наши бабушки и дедушки, мамы и папы, и сами одноклассники, мы решили провести опрос трех поколений семей моих одноклассников по разработанным нами анкетам (Приложение 1-3). Одноклассников мы опросили в классе, а бабушек и дедушек, мам и пап каждый из одноклассников опросил дома. Было получено 61 заполненная анкета. Распределение анкет в каждой группе показано на диаграмме 1.

Диаграмма 1.

На диаграмме 2 показано, как распределились ответы на первый вопрос анкеты «Сколько Вам лет сейчас?».

Диаграмма 2

Получается, что наши бабушки и дедушки могли знакомиться с журналом в 1955 – 1985 годы издания, а наши мамы и папы - в 1984 – 2004 годы издания.

На диаграммах 3 и 4 представлены ответы на второй вопрос анкеты «Читали ли Вы в детстве журнал «Мурзилка»?» Ответы показывают, что почти все старшие члены семей читали журнал постоянно или иногда.

Диаграмма 3.

Но только половина моих одноклассников иногда читают журнал на уроке.

Диаграмма 4.

Надиаграммах 5и 6показано распределение ответов на третий вопрос «Как Вы получали возможность читать журнал «Мурзилка»?». Диаграмма 5 показывает, что все старшее поколение семей пользовались подпиской или киосками «Союзпечати».

Диаграмма 5.

А диаграмма 6 показывает, что никто не пользуется подпиской и не может купить в киоске, потому что в г. Протвино в киосках журнал не продается. Большинство одноклассников находят другие пути знакомства с журналом:

Диаграмма 6.

5 – в школьной библиотеке, 5 - в интернете, 6 -получают в подарок, а 2 не ищут никак. На диаграммах 7 и 8 представлены ответы на четвертый вопрос «В каком возрасте Вы познакомились с журналом «Мурзилка»?».

Диаграмма 7.

Из диаграмм видно, что большинство старших поколений семей и моих одноклассников знакомилось с журналом в начальной школе.

Диаграмма 8.

На диаграмме 9 показано, как распределились ответывсех трех поколений семей на пятый вопрос «Чем Вам запомнился журнал «Мурзилка»?». Полученное распределение ответов показывает, что все разделы журнала вызывали и вызывают интерес у всех трех поколений семей.

Диаграмма 9.

На диаграмме 10 представлено распределение ответов на шестой вопрос анкеты для старших поколений «Считаете ли Вы нужным Вашим внукам/детям знакомиться с журналом «Мурзилка»?». Из диаграммы видно,что почти все старшие члены семей считают знакомство с журналом нужным для своих детей и даже – обязательным!

Диаграмма 10.

На диаграмме 11 показано распределение ответов моих одноклассников на вопрос: «Будут ли они читать журнал «Мурзилка»?». Оно показывает, что

Диаграмма 11.

что только меньше половины из них будут читать журнал, а остальные еще не определились в своем желании читать журнал.

Результаты проведенного опроса трех поколений семей моих одноклассников подтвердили, что: 1. Два старших поколения семей моих одноклассников с удовольствием вспоминают журнал «Мурзилка», помнят его содержание и считают обязательным для своих внуков/детей знакомиться с журналом. 2. Мои одноклассники в большинстве узнали о журнале во втором классе на уроке, и почти половина из них уже точно решила, что будет его читать. Мы думаем, что если бы журнал свободно продавался в киосках нашего города, то постоянных читателей у него было больше.

IV. Заключение

В результате проведенного исследования были выполнены все поставленные задачи, достигнута цель исследования, подтверждена гипотеза и доказаны заявленные практические результаты. По полученным результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Знакомство с бумажным архивом журнала (Том 1- 3) и электронным сайтом журнала показало, что причиной его долголетия является постоянный интерес читателей журнала к его содержанию, которое помогает им учиться и запоминается на много лет.

2. Знакомство с сайтом журнала показала его доступность каждому ученику начальной школы, если он хочет стать читателем журнала и умеет обращаться с компьютером.

3. Проведенный опрос трех поколений семей одноклассников подтвердил важность чтения журнала «Мурзилка» для современных школьников.

V. Используемая литература

1. Архив Мурзилки. Том 1: История страны глазами детского журнала, 1924 -1954. – М.: ТриМаг, 2014. – 312 с., ил.

2. Архив Мурзилки. Том 1: История страны глазами детского журнала. Книга 2, 1924 -1945. – М.: ТриМаг, 2016. – 320 с., ил.

3. Архив Мурзилки. Том 1: История страны глазами детского журнала, книга 3, 1946 -1954. – М.: ТриМаг, 2016. – 320 с., ил.

4. Архив Мурзилки. Том 2: Золотой век «Мурзилки». Книга 2. 1966 -1974. – М.: ТриМаг, 2015. – 312 с., ил.

2. Сайт журнала «Мурзилка»: https://murzilka.org/

Приложение I.

Уважаемые бабушки и дедушки!

Мы проводим исследование, посвященное 95-летию журнала «Мурзилка», и просим каждого из Вас помочь нам в этом исследовании. Для этого мы разработали небольшую анкету, ответы на вопросы которой позволят Вам вспомнить впечатления от знакомства с журналом «Мурзилка».

Для ответа на каждый вопрос выберите один из предлагаемых вариантов ответов и обведите его кружочком. Если у Вас есть иной вариант ответа, допишите его в свободной строке под буковкой д).

Заранее благодарим Вас за участие в нашем исследовательском проекте!

1. Сколько Вам лет сейчас?

а) больше 50

б) больше 60

в) больше 70

д) иной ответ______________________________________

2. Читали ли Вы в детстве журнал «Мурзилка»?

а) да, постоянно

б) иногда

в) никогда

д) иной ответ______________________________________

3. Как Вы получали возможность читать журнал «Мурзилка»?

а) получали по подписке

б) покупали в киоске

в) брали у друзей

д) иной ответ______________________________________

4. В каком возрасте Вы познакомились с журналом «Мурзилка»?

а) в дошкольном

б) в начальной школе

в) в средней школе

д) иной ответ______________________________________

5. Чем Вам запомнился журнал «Мурзилка»?

а) сказками, стихами, рассказами

б) головоломка, кроссвордами и загадками

в) иллюстрациями

д) иной ответ______________________________________

6. Считаете ли Вы нужным Вашим внукам знакомиться с журналом «Мурзилка»?

а) да

б) нет

в) может быть

д) иной ответ______________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Приложение II.

Уважаемые мамы и папы!

Мы проводим исследование, посвященное 95-летию журнала «Мурзилка», и просим каждого из Вас помочь нам в этом исследовании. Для этого мы разработали небольшую анкету, ответы на вопросы которой позволят Вам вспомнить впечатления о знакомстве с журналом «Мурзилка».

Для ответа на каждый вопрос выберите один из предлагаемых вариантов ответов и обведите его кружочком. Если у Вас есть иной вариант ответа, допишите его в свободной строке под буковкой д).

Заранее благодарим за участие в нашем исследовательском проекте!

1. Сколько Вам лет сейчас?

а) больше 20

б) больше 30

в) больше 40

д) иной ответ______________________________________

2. Читали ли Вы в детстве журнал «Мурзилка»?

а) да, постоянно

б) иногда

в) никогда

д) иной ответ______________________________________

3. Как Вы получали возможность читать журнал «Мурзилка»?

а) получали по подписке

б) покупали в киоске

в) брали у друзей

д) иной ответ______________________________________

4. В каком возрасте Вы познакомились с журналом «Мурзилка»?

а) в дошкольном

б) в начальной школе

в) в средней школе

д) иной ответ______________________________________

5. Чем Вам запомнился журнал «Мурзилка»?

а) сказками, стихами, рассказами

б) головоломка, кроссвордами и загадками

в) иллюстрациями

д) иной ответ______________________________________

6. Считаете ли Вы нужным Вашим детям знакомиться с журналом «Мурзилка»?

а) да

б) нет

в) может быть

д) иной ответ______________________________________

Спасибо за сотрудничество!

Приложение III.

Уважаемые одноклассники!

Мы проводим исследование, посвященное 95-летию журнала «Мурзилка». Поэтому мы просим каждого из вас помочь нам в этом исследовании и ответить на вопросы небольшой анкеты.

Для ответа на каждый вопрос выбери один из предлагаемых вариантов ответов и обведи его кружочком. Если у тебя есть другой вариант ответа, допиши его в свободной строке под буковкой д).

Заранее благодарю(им) за участие в моем(нашем) исследовательском проекте!

1. В каком возрасте ты узнал о журнале «Мурзилка»?

а) в дошкольном

б) в начальной школе

в) во втором классе на уроке

д) другой ответ______________________________________

2. Читаешь ли ты журнал «Мурзилка»?

а) да, постоянно

б) иногда читаю

в) никогда не читал

д) другой ответ______________________________________

3. Как ты находишь журнал «Мурзилка»?

а) получаю по подписке

б) покупаю в киоске

в) беру у друзей

д) другой ответ______________________________________

4. Какие материалы журнала «Мурзилка» тебе понравились?

а) сказки, стихи, рассказы

б) головоломки, кроссворды и загадки

в) иллюстрации

д) другой ответ______________________________________

5. Будешь ли ты читать журнал «Мурзилка» в дальнейшем?

а) да

б) нет

в) может быть

д) другой ответ______________________________________

Спасибо за сотрудничество!

1 https://murzilka.org/home/about-magazine/istorija-zhurnala/murzilka-do-zhurnala/

2 https://murzilka.org/home/about-murzilka/kto-takojj-murzilka/

3 Архив Мурзилки. Том 1: История страны глазами детского журнала, 1924 -1954. – М.: ТриМаг, 2014. – С. 12.

4 https://murzilka.org

Просмотров работы: 637