Введение.
Изучение окружающего мира в 4-ом классе мы начали со знакомства с основными разделами учебника. Наше внимание привлек раздел «Природные зоны России», который мы будем изучать на протяжении двух месяцев. Наша учительница, Татьяна Владимировна, объяснила, что знакомство с темой «Природные зоны» играет важную роль в изучении предмета «Окружающий мир», а впоследствии и географии в средней школе.
Тема «Природные зоны» рассматривается через единство живой и неживой природы, взаимосвязь всех компонентов природы, роль человека в природе. Изучение данной темы невозможно без привлечения различных источников информации. Для получения информации нам необходимо уметь пользоваться картой и атласом, энциклопедиями и справочной литературой, интернет-ресурсами. Таким образом, с первого урока тема «Природные зоны» вызвала наш интерес. Мы задумались, какие природные зоны можно встретить на других материках и приняли решение о выборе темы для проекта. Нам было важно представить его в такой форме, чтобы заинтересовать наших одноклассников.
Сделать знакомство с темой в виде игры нам подсказали наши родители, которые в школьные годы играли в настольную электрифицированную игру «Вопрос-Ответ». Аналоги такой игры можно купить и в настоящее время, но нам важно было показать, что каждому школьнику по силам самостоятельно создать настольную электрифицированную игру, основа которой может использоваться при изучении других предметов в начальной школе.
Постановка проблемы:
Сделать процесс изучения темы «Природные зоны» в начальной школе не только интересным, но и нестандартным.
• Цель работы:
- создание настольной электрифицированной игры-викторины «Природные зоны мира».
• Задачи работы:
- изучить природные зоны мира;
- собрать и обработать информацию о природных зонах мира для составления вопросов викторины;
- оформить карточки - задания (таблицы) для каждой природной зоны;
- проанализировать имеющиеся аналоги электрифицированных викторин и выбрать наиболее интересную версию для своего проекта;
- собрать электрифицированную викторину.
• Актуальность проекта:
На уроках возможны разные способы изучения материала, нам кажется, что использование игры-викторины, тем более созданной своими руками, сделает уроки интереснее. Наш проект поможет одноклассникам и другим учащимся начальных классов при изучении раздела «Природные зоны» в курсе окружающего мира.
Основная часть
1.Теоретический раздел.
«Природная зона - территория с близкими условиями температур и увлажнения, определяющими в общем однородные почвы, растительность и животный мир»[6].
Климатические условия территории, а именно, температура и количество выпадающих осадков, являются главными факторами для установления границ природных зон. Таким образом, природные зоны закономерно сменяются в направлении от экватора к полюсам и от океанов вглубь материков. На равнинных участках суши зоны простираются в широтном направлении, закономерно сменяя друг друга от полюсов экватору. В размещении природных зон могут вносить изменения характер рельефа, и соотношение участков суши и моря.
В горных районах Земли смена природных зон происходит по мере возрастания абсолютной высоты, что объясняется изменением климата с высотой(при подъёме вверх на каждый километр температура воздуха снижается в среднем на 6 °C).По мере нарастания высоты происходит смена природных зон, в определённой степени аналогичная широтной зональности.
Названы зоны по присущему им типу растительности, которая является наиболее яркой особенностью каждой территории.
На Земле выделяют следующие природные зоны: арктические и антарктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, пустыня, жестколистные и вечнозелёные леса и кустарники, саванны и редколесья, переменно-влажные (в том числе муссонные) леса, влажные экваториальные леса, а также три переходные зоны: лесотундра, лесостепь, полупустыня.
Арктическая и антарктическая пустыни. Это территории с очень низкими температурами воздуха в Арктике и Антарктиде, где снег и лед сохраняются практически круглый год. Почвы маломощны, каменисты. Меньше половины территории арктических и антарктических пустынь покрыты весьма скудной растительностью. Животный мир представлен богаче, чем растительный. Это белые медведи, песцы, полярные совы, олени, тюлени, моржи, а также многочисленные птицы, гнездящиеся на скалистых берегах и летом образующие «птичьи базары».
Тундра. Обширная территория, на которой преобладают мхи и лишайники, а также низкорослые многолетние травы, кустарнички и низкорослые кустарники. Климат тундры суровый, зима длится до 9 месяцев в году. Из-за избыточного увлажнения и многолетней мерзлоты для этой природной зоны характерна заболоченность. Фауна тундры представлена северным оленем, леммингом, песцом, белой куропаткой, а летом — множеством перелетных птиц.
Тайга. Это зона хвойных лесов, климат которой характеризуется сравнительно теплым летом и морозной снежной зимой. Почвы таежной зоны содержат мало гумуса и потому неплодородные. Богат животный мир таежной зоны. Здесь встречаются многочисленные хищники, грызуны, большим разнообразием отличается мир птиц.
Смешанные леса. Это леса с различными породами деревьев: хвойными и широколиственными. Особенностью климата зоны смешанных лесов является четкая смена времен года. Лето теплое, зима умеренно холодная. Увлажнение здесь достаточное. Животный мир похож на животный мир тайги и зоны широколиственных лесов.
Широколиственные леса. Климат благоприятен для жизни листопадных деревьев с широкой листовой пластиной. В лесах произрастают бук, граб, вяз, клен, липа, ясень. Животный мир этой природной зоны близок к таежному, но здесь водятся такие животные, как черные медведи, волки, норки, еноты, которые не характерны для тайги.
Степи. Это территория с травянистым типом растительности. Холодная малоснежная зима и умеренно жаркое засушливое лето определили внешний облик природной зоны. Главное богатство степей – черноземные почвы. Животный мир степей богат и разнообразен. Основными представителями фауны степей являются грызуны.
Пустыни. Это природная зона, климат которой характеризуется продолжительным жарким летом с минимальным количеством осадков. Иногда осадки выпадают в виде коротких ливней, а в некоторых районах зоны осадки могут не выпадать несколько лет подряд. В таких экстремальных условиях могут обитать только растения, способные переносить перегрев и обезвоживание. Животный мир пустынь богат пресмыкающимися, пауками, скорпионами.
Жестколистные и вечнозеленые леса и кустарники растут в условиях мягкого умеренно теплого климата с жарким сухим летом и с прохладной дождливой зимой. Почвы зоны коричневые и бурые. Здесь обитают травоядные и листоядные виды животных, много хищных птиц и пресмыкающихся.
Переменно-влажные (в том числе муссонные) леса. Природная зона располагается в условиях, наиболее влажных по сравнению с другими зонами субтропического пояса. Климат характеризуется серьёзными различиями в увлажнении по сезонам года (сухой зимний период и влажное лето). Здесь произрастают высокоствольные смешанные леса, среди которых есть вечнозеленые и листопадные.
Саванна и редколесья. В климате этой зоны четко выражена смена влажного и сухого сезонов года при постоянно высоких температурах. Для саванн характерно преобладание травянистого покрова, среди которого господствуют высокие (до 5 м) злаки. Среди них редко растут кустарники и одиночные деревья. Очень богат и разнообразен животный мир саванн, так как высокий травяной покров обеспечивает животных кормом. Здесь обитают слоны, жирафы, бегемоты, зебры, которые привлекают в свою очередь львов, гиен и других хищников. Богат и мир птиц этой зоны.
Влажные экваториальные леса. Климат здесь жаркий и влажный. Времена года здесь не выражены. Выпадает много осадков равномерно в течение всего года. Такие климатические условия способствуют развитию пышной вечнозеленой растительности. Животный мир экваториальных лесов богат и разнообразен.
2. Практический раздел.
Для работы над проектом был разработан план, который охватывал период с 24 октября 2018 года по 14 марта 2019 года (день защиты проекта).
Этапы проектной работы
Дата |
Основные этапы |
Краткое содержание |
Результат |
24.10 2018 |
Выбор темы проектной работы |
Анализ предложенных руководителем тем, консультации по содержанию этапов создания проекта. |
Выбор темы и её формулировка. Формулировка целей и задач. Утверждение темы проекта. |
12.11-19.11.2018 |
Выбор природных зон для презентации |
Обсуждение списка природных зон для составления таблиц с заданиями для игры. Жеребьёвка среди участников проектной группы. |
Индивидуальный выбор природных зон. |
19.11-03.12.2018 |
Сбор информации о природных зонах |
Изучение справочных материалов по природным зонам. Подбор интересных фактов о флоре и фауне каждой природной зоны. |
Оформление текста для составления игровой таблицы. |
03.12-17.12.2018 |
Составление вопросов и подбор иллюстраций |
Работа с подготовленными текстами и интернет-источниками по составлению вопросов и подбору иллюстраций. |
Список из 10 вопросов с иллюстрациями по каждой природной зоне |
17.12.2018-21.01.2019 |
Оформление таблицы с заданиями |
Оформление таблиц с вопросами и ответами, размещение иллюстраций. |
Созданы 10 иллюстрированных таблиц с заданиями по флоре и фауне природных зон мира. |
21.01-04.02.2019 |
Сборка планшета для электрифицированной игры |
Подбор материала. Приобретение необходимого оборудования, разработка конструкции, монтаж конструкции. Подготовка планшета, сборка электрической части проекта. |
Собран планшет для электрифицирован-ной игры-викторины. |
04.02- 22.02 2019 |
Оформление итоговых результатов проекта |
Создание текста с описанием проекта. Подготовка статьи. Подготовка презентации. |
Текст проекта, в соответствии с требованиями. Презентация PowerPoint. |
Выполнение заданий фиксировалось научным руководителем на стенде в классе (приложение 1) и в личных планах участников проектной работы (приложение 2).
Для создания игры-викторины мы выбрали природные зоны путем жеребьевки. Были выбраны: арктические и антарктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, пустыня, жестколистные и вечнозелёные леса и кустарники,переменно-влажные (в том числе муссонные) леса, саванны и редколесья, влажные экваториальные леса.
На следующем этапе мы изучали природные зоны и собирали материалы для создания карточек-заданий. Этот этап оказался наиболее сложным и продолжительным, так как необходимо было подготовить такие задания, чтобы они были интересны и понятны другим ребятам.
Полученный материал был оформлен в виде иллюстрированных таблиц с вопросами и ответами листах формата А3 (297x420 мм) на уроках информатики (Приложение 3).
Электрическая часть игры представляет собой планшет, который мы склеили из листов ПВХ (поливинилхлорид) с помощью взрослых в школьной мастерской. Схема планшета проста и представлена на рисунке (рис.1).
Рис.1
В игровом поле таблиц напротив вопросов и ответов мы проделали отверстия, соответствующие отверстиям в коробе.
В отверстиях планшета устанавливается металлический контакт, к которому с обратной стороны прикреплён соединительный провод (для возможности смены положений вопросов и ответов используется сменное соединение с зажимами типа «крокодил»). Таким образом, схема вопрос - правильный ответ для всех карточек различный. Вот так выглядит эта схема: вам нужно просто соединить одни и те же цифры на двух полях (рис.2).
Рис.2
На лицевой стороне с помощью гибкого изолированного провода соединяются варианты ответов.
Принцип игры такой: один щуп надо вставить в отверстие возле вопроса, другой – возле ответа. Если ответ правильный - загорится лампочка.
Таким образом, игровой комплект состоит из двух частей – набора таблиц с вопросами и ответами и электрической части, которая представляет собой планшет с электрической цепью.
Заключение
При работе над проектом мы:
изучили природные зоны мира;
узнали особенности и наиболее характерных представителей флоры и фауны каждой природной зоны мира;
получили практические навыки планирования работы;
занимались поиском информации и научились форматировать полученные данные в таблицы;
создали электрифицированную игру-викторину «Природные зоны мира»;
В результате работы над проектом созданы 10 таблиц с заданиями по флоре и фауне природных зон мира.
В школе мы уже использовали игру на уроках окружающего мира и выяснили, что такой способ изучения материала, действительно, вызывает интерес у ребят.
Игра может использоваться на уроках окружающего мира и географии, а также во внеурочной деятельности в качестве учебного пособия. Основа игры (электрифицированная) может использоваться в качестве основы при изучении на других предметах в начальной школе.
Список используемых источников
Большая энциклопедия животных.- М.:ОЛМА Медиа Групп,2007.-640 с., ил.
Большой атлас природы России.- ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест»,2007.-479 с.: ил.
География. 7 кл.: Атлас ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ.- АО «Издательство Просвещение»,2016.- 65 с.: ил., карт.
Животные мира. Иллюстрированный справочник.- М.:ОЛМА Медиа Групп,2008.-153 с.: карты, ил.
Мороз В.В. Атлас мира для школьника.- М.:ОЛМА Медиа Групп,2008.- 80 с.: ил.
Свободная энциклопедия Википедия, статьи «Природная зона», «Высотная поясность», «Арктические и антарктические пустыни», «Тундра», «Тайга», «Смешанные и широколиственные леса», «Степь», «Пустыня», «Жестколистные вечнозелёные леса и кустарники», «Переменно-влажные леса», «Саванны и редколесья», «Влажные экваториальные леса».// URL: https://ru. wikipedia. (даты обращения с 19 ноября 2018 года по 21 января 2019 года).
Файловый архив студентов. Российский государственный торгово-экономический университет. Предмет: География. Лекция: Физическая география.// https://studfiles.net/preview/1478557/page:32/ (даты обращения с 19 ноября 2018 года по 17 декабря 2018 года).
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
План работы над проектом по теме «Природные зоны мира»
учени___ 4 «Б» класса _____________________________________
сроки |
задание |
результат |
24.10 |
Выбрать тему для проекта |
выполнено выполнено частично не выполнено |
12.11 – 19.11 |
Выбрать природную зону для презентации и определить её символ (фотографию ландшафта, животное и др., отражающее особенность данной природной зоны) |
выполнено выполнено частично не выполнено |
19.11 – 03.12 |
Собрать информацию о природной зоне (особенности климата, животный и растительный мир, почвы, освоение человеком, заповедники) |
выполнено выполнено частично не выполнено |
03.12 - 17.12 |
Составить вопросы (10-12) и подобрать иллюстрации для игры-викторины «Природные зоны мира» |
выполнено выполнено частично не выполнено |
17.12 – 21.01 |
Оформление таблицы с заданиями о природной зоне |
выполнено выполнено частично не выполнено |
21.01- 04.02 |
Сборка планшета для электрифицированной игры-викторины «Природные зоны мира» |
выполнено выполнено частично не выполнено |
04.02- 22.02 |
Оформление итоговых результатов проекта |
выполнено выполнено частично не выполнено |
25.02- 06.03 |
Подготовка проекта к защите |
|
14.03 |
Защита проекта |
Приложение 3.
Приложение 4.