Природные зоны мира

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Природные зоны мира

Горбунов Ф.А. 1Сивак Б.Ю. 1
1АНО "ШКОЛА "ПРЕЗИДЕНТ"
Шлыкова Т.В. 1
1АНО "ШКОЛА "ПРЕЗИДЕНТ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Изучение окружающего мира в 4-ом классе мы начали со знакомства с основными разделами учебника. Наше внимание привлек раздел «Природные зоны России», который мы будем изучать на протяжении двух месяцев. Наша учительница, Татьяна Владимировна, объяснила, что знакомство с темой «Природные зоны» играет важную роль в изучении предмета «Окружающий мир», а впоследствии и географии в средней школе.

Тема «Природные зоны» рассматривается через единство живой и неживой природы, взаимосвязь всех компонентов природы, роль человека в природе. Изучение данной темы невозможно без привлечения различных источников информации. Для получения информации нам необходимо уметь пользоваться картой и атласом, энциклопедиями и справочной литературой, интернет-ресурсами. Таким образом, с первого урока тема «Природные зоны» вызвала наш интерес. Мы задумались, какие природные зоны можно встретить на других материках и приняли решение о выборе темы для проекта. Нам было важно представить его в такой форме, чтобы заинтересовать наших одноклассников.

Сделать знакомство с темой в виде игры нам подсказали наши родители, которые в школьные годы играли в настольную электрифицированную игру «Вопрос-Ответ». Аналоги такой игры можно купить и в настоящее время, но нам важно было показать, что каждому школьнику по силам самостоятельно создать настольную электрифицированную игру, основа которой может использоваться при изучении других предметов в начальной школе.

Постановка проблемы:

Сделать процесс изучения темы «Природные зоны» в начальной школе не только интересным, но и нестандартным.

Цель работы:

- создание настольной электрифицированной игры-викторины «Природные зоны мира».

Задачи работы:

- изучить природные зоны мира;

- собрать и обработать информацию о природных зонах мира для составления вопросов викторины;

- оформить карточки - задания (таблицы) для каждой природной зоны;

- проанализировать имеющиеся аналоги электрифицированных викторин и выбрать наиболее интересную версию для своего проекта;

- собрать электрифицированную викторину.

Актуальность проекта:

На уроках возможны разные способы изучения материала, нам кажется, что использование игры-викторины, тем более созданной своими руками, сделает уроки интереснее. Наш проект поможет одноклассникам и другим учащимся начальных классов при изучении раздела «Природные зоны» в курсе окружающего мира.

Основная часть

1.Теоретический раздел.

«Природная зона - территория с близкими условиями температур и увлажнения, определяющими в общем однородные почвы, растительность и животный мир»[6].

Климатические условия территории, а именно, температура и количество выпадающих осадков, являются главными факторами для установления границ природных зон. Таким образом, природные зоны закономерно сменяются в направлении от экватора к полюсам  и от океанов вглубь материков. На равнинных участках суши зоны простираются в широтном направлении, закономерно сменяя друг друга от полюсов экватору. В размещении природных зон могут вносить изменения характер рельефа, и соотношение участков суши и моря.

В горных районах Земли смена природных зон происходит по мере возрастания абсолютной высоты, что объясняется изменением климата с высотой(при подъёме вверх на каждый километр температура воздуха снижается в среднем на 6 °C).По мере нарастания высоты происходит смена природных зон, в определённой степени аналогичная широтной зональности.

Названы зоны по присущему им типу растительности, которая является наиболее яркой особенностью каждой территории.

На Земле выделяют следующие природные зоны: арктические и антарктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, пустыня, жестколистные и вечнозелёные леса и кустарники, саванны и редколесья, переменно-влажные (в том числе муссонные) леса, влажные экваториальные леса, а также три переходные зоны: лесотундра, лесостепь, полупустыня.

Арктическая и антарктическая пустыни. Это территории с очень низкими температурами воздуха в Арктике и Антарктиде, где снег и лед сохраняются практически круглый год. Почвы маломощны, каменисты. Меньше половины территории арктических и антарктических пустынь покрыты весьма скудной растительностью. Животный мир представлен богаче, чем растительный. Это белые медведи, песцы, полярные совы, олени, тюлени, моржи, а также многочисленные птицы, гнездящиеся на скалистых берегах и летом образующие «птичьи базары».

Тундра. Обширная территория, на которой преобладают мхи и лишайники, а также низкорослые многолетние травы, кустарнички и низкорослые кустарники. Климат тундры суровый, зима длится до 9 месяцев в году. Из-за избыточного увлажнения и многолетней мерзлоты для этой природной зоны характерна заболоченность. Фауна тундры представлена северным оленем, леммингом, песцом, белой куропаткой, а летом — множеством перелетных птиц.

Тайга. Это зона хвойных лесов, климат которой характеризуется сравнительно теплым летом и морозной снежной зимой. Почвы таежной зоны содержат мало гумуса и потому неплодородные. Богат животный мир таежной зоны. Здесь встречаются многочисленные хищники, грызуны, большим разнообразием отличается мир птиц.

Смешанные леса. Это леса с различными породами деревьев: хвойными и широколиственными. Особенностью климата зоны смешанных лесов является четкая смена времен года. Лето теплое, зима умеренно холодная. Увлажнение здесь достаточное. Животный мир похож на животный мир тайги и зоны широколиственных лесов.

Широколиственные леса. Климат благоприятен для жизни листопадных деревьев с широкой листовой пластиной. В лесах произрастают бук, граб, вяз, клен, липа, ясень. Животный мир этой природной зоны близок к таежному, но здесь водятся такие животные, как черные медведи, волки, норки, еноты, которые не характерны для тайги.

Степи. Это территория с травянистым типом растительности. Холодная малоснежная зима и умеренно жаркое засушливое лето определили внешний облик природной зоны. Главное богатство степей – черноземные почвы. Животный мир степей богат и разнообразен. Основными представителями фауны степей являются грызуны.

Пустыни. Это природная зона, климат которой характеризуется продолжительным жарким летом с минимальным количеством осадков. Иногда осадки выпадают в виде коротких ливней, а в некоторых районах зоны осадки могут не выпадать несколько лет подряд. В таких экстремальных условиях могут обитать только растения, способные переносить перегрев и обезвоживание. Животный мир пустынь богат пресмыкающимися, пауками, скорпионами.

Жестколистные и вечнозеленые леса и кустарники растут в условиях мягкого умеренно теплого климата с жарким сухим летом и с прохладной дождливой зимой. Почвы зоны коричневые и бурые. Здесь обитают травоядные и листоядные виды животных, много хищных птиц и пресмыкающихся.

Переменно-влажные (в том числе муссонные) леса. Природная зона располагается в условиях, наиболее влажных по сравнению с другими зонами субтропического пояса. Климат характе­ризуется серьёзными различиями в увлажнении по сезонам года (сухой зимний период и влажное лето). Здесь произрастают высокоствольные смешанные леса, среди которых есть вечнозеленые и листопадные.

Саванна и редколесья. В климате этой зоны четко выражена смена влажного и сухого сезонов года при постоянно высоких температурах. Для саванн характерно преобладание травянистого покрова, среди которого господствуют высокие (до 5 м) злаки. Среди них редко растут кустарники и одиночные деревья. Очень богат и разнообразен животный мир саванн, так как высокий травяной покров обеспечивает животных кормом. Здесь обитают слоны, жирафы, бегемоты, зебры, которые привлекают в свою очередь львов, гиен и других хищников. Богат и мир птиц этой зоны.

Влажные экваториальные леса. Климат здесь жаркий и влажный. Времена года здесь не выражены. Выпадает много осадков равномерно в течение всего года. Такие климатические условия способствуют развитию пышной вечнозеленой растительности. Животный мир экваториальных лесов богат и разнообразен.

2. Практический раздел.

Для работы над проектом был разработан план, который охватывал период с 24 октября 2018 года по 14 марта 2019 года (день защиты проекта).

Этапы проектной работы

Дата

Основные этапы

Краткое

содержание

Результат

24.10 2018

Выбор темы проектной работы

Анализ предложенных руководителем тем, консультации по содержанию этапов создания проекта.

Выбор темы и её формулировка. Формулировка целей и задач. Утверждение темы проекта.

12.11-19.11.2018

Выбор природных зон для презентации

Обсуждение списка природных зон для составления таблиц с заданиями для игры. Жеребьёвка среди участников проектной группы.

Индивидуальный выбор природных зон.

19.11-03.12.2018

Сбор информации о природных зонах

Изучение справочных материалов по природным зонам. Подбор интересных фактов о флоре и фауне каждой природной зоны.

Оформление текста для составления игровой таблицы.

03.12-17.12.2018

Составление вопросов и подбор иллюстраций

Работа с подготовленными текстами и интернет-источниками по составлению вопросов и подбору иллюстраций.

Список из 10 вопросов с иллюстрациями по каждой природной зоне

17.12.2018-21.01.2019

Оформление таблицы с заданиями

Оформление таблиц с вопросами и ответами, размещение иллюстраций.

Созданы 10 иллюстрированных таблиц с заданиями по флоре и фауне природных зон мира.

21.01-04.02.2019

Сборка планшета для электрифицированной игры

Подбор материала. Приобретение необходимого оборудования, разработка конструкции, монтаж конструкции.

Подготовка планшета, сборка электрической части проекта.

Собран планшет для электрифицирован-ной игры-викторины.

04.02-

22.02 2019

Оформление итоговых результатов проекта

Создание текста с описанием проекта. Подготовка статьи. Подготовка презентации.

Текст проекта, в соответствии с требованиями. Презентация PowerPoint.

Выполнение заданий фиксировалось научным руководителем на стенде в классе (приложение 1) и в личных планах участников проектной работы (приложение 2).

Для создания игры-викторины мы выбрали природные зоны путем жеребьевки. Были выбраны: арктические и антарктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, пустыня, жестколистные и вечнозелёные леса и кустарники,переменно-влажные (в том числе муссонные) леса, саванны и редколесья, влажные экваториальные леса.

На следующем этапе мы изучали природные зоны и собирали материалы для создания карточек-заданий. Этот этап оказался наиболее сложным и продолжительным, так как необходимо было подготовить такие задания, чтобы они были интересны и понятны другим ребятам.

Полученный материал был оформлен в виде иллюстрированных таблиц с вопросами и ответами листах формата А3 (297x420 мм) на уроках информатики (Приложение 3).

Электрическая часть игры представляет собой планшет, который мы склеили из листов ПВХ (поливинилхлорид) с помощью взрослых в школьной мастерской. Схема планшета проста и представлена на рисунке (рис.1).

Рис.1

В игровом поле таблиц напротив вопросов и ответов мы проделали отверстия, соответствующие отверстиям в коробе.

В отверстиях планшета устанавливается металлический контакт, к которому с обратной стороны прикреплён соединительный провод (для возможности смены положений вопросов и ответов используется сменное соединение с зажимами типа «крокодил»). Таким образом, схема вопрос - правильный ответ для всех карточек различный. Вот так выглядит эта схема: вам нужно просто соединить одни и те же цифры на двух полях (рис.2).

Рис.2

На лицевой стороне с помощью гибкого изолированного провода соединяются варианты ответов.
Принцип игры такой: один щуп надо вставить в отверстие возле вопроса, другой – возле ответа. Если ответ правильный - загорится лампочка.

Таким образом, игровой комплект состоит из двух частей – набора таблиц с вопросами и ответами и электрической части, которая представляет собой планшет с электрической цепью.

Заключение

При работе над проектом мы:

изучили природные зоны мира;

узнали особенности и наиболее характерных представителей флоры и фауны каждой природной зоны мира;

получили практические навыки планирования работы;

занимались поиском информации и научились форматировать полученные данные в таблицы;

создали электрифицированную игру-викторину «Природные зоны мира»;

В результате работы над проектом созданы 10 таблиц с заданиями по флоре и фауне природных зон мира.

В школе мы уже использовали игру на уроках окружающего мира и выяснили, что такой способ изучения материала, действительно, вызывает интерес у ребят.

Игра может использоваться на уроках окружающего мира и географии, а также во внеурочной деятельности в качестве учебного пособия. Основа игры (электрифицированная) может использоваться в качестве основы при изучении на других предметах в начальной школе.

Список используемых источников

Большая энциклопедия животных.- М.:ОЛМА Медиа Групп,2007.-640 с., ил.

Большой атлас природы России.- ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест»,2007.-479 с.: ил.

География. 7 кл.: Атлас ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ.- АО «Издательство Просвещение»,2016.- 65 с.: ил., карт.

Животные мира. Иллюстрированный справочник.- М.:ОЛМА Медиа Групп,2008.-153 с.: карты, ил.

Мороз В.В. Атлас мира для школьника.- М.:ОЛМА Медиа Групп,2008.- 80 с.: ил.

Свободная энциклопедия Википедия, статьи «Природная зона», «Высотная поясность», «Арктические и антарктические пустыни», «Тундра», «Тайга», «Смешанные и широколиственные леса», «Степь», «Пустыня», «Жестколистные вечнозелёные леса и кустарники», «Переменно-влажные леса», «Саванны и редколесья», «Влажные экваториальные леса».// URL: https://ru. wikipedia. (даты обращения с 19 ноября 2018 года по 21 января 2019 года).

Файловый архив студентов. Российский государственный торгово-экономический университет. Предмет: География. Лекция: Физическая география.// https://studfiles.net/preview/1478557/page:32/ (даты обращения с 19 ноября 2018 года по 17 декабря 2018 года).

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

План работы над проектом по теме «Природные зоны мира»

учени___ 4 «Б» класса _____________________________________

сроки

задание

результат

24.10

Выбрать тему для проекта

выполнено

выполнено частично

не выполнено

12.11 – 19.11

Выбрать природную зону для презентации и определить её символ (фотографию ландшафта, животное и др., отражающее особенность данной природной зоны)

выполнено

выполнено частично

не выполнено

19.11 – 03.12

Собрать информацию о природной зоне (особенности климата, животный и растительный мир, почвы, освоение человеком, заповедники)

выполнено

выполнено частично

не выполнено

03.12 - 17.12

Составить вопросы (10-12) и подобрать иллюстрации для игры-викторины «Природные зоны мира»

выполнено

выполнено частично

не выполнено

17.12 – 21.01

Оформление таблицы с заданиями о природной зоне

выполнено

выполнено частично

не выполнено

21.01- 04.02

Сборка планшета для электрифицированной игры-викторины «Природные зоны мира»

выполнено

выполнено частично

не выполнено

04.02- 22.02

Оформление итоговых результатов проекта

выполнено

выполнено частично

не выполнено

25.02- 06.03

Подготовка проекта к защите

 

14.03

Защита проекта

 

Приложение 3.

Приложение 4.

Просмотров работы: 2519