После бури

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

После бури

Татаринов А.Е. 1
1МАОУ СОШ № 38 г. Калининграда
Коновалова В.М. 1
1МАОУ СОШ № 38 г. Калининграда
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Предложение провести опыт «После бури» вызвал у нас удивление. Мы ежедневно размешиваем чайной ложкой воду в стакане. При этом не задумываемся, в какую сторону вращаем ложку, и как при этом изменяется вода.

Гипотеза: молекулы воды меняют направление в зависимости от вращения.

Цель работы: определить особенности движения массы воды при вращении по часовой стрелке и против часовой стрелки.

Для достижения цели поставили задачи:

1) провести наблюдение за вращением воды в стакане;

2) выяснить, какие процессы происходят при вращении воды;

3) опытным путем определить сохраняет ли вода первоначальное направление движения.

Методы исследования: наблюдение, изучение литературы, экспериментально-поисковый метод.

Объект исследования: вода.

Предмет исследования: направление движения воды.

Основная часть

1. Наблюдение за вращением воды

Мы приготовили три пары стаканов: два широких, два средних и два узких. Наполнили их водой из-под крана.

В каждой паре мы раскрутили воду: в одном стакане по часовой стрелке, в другом - против часовой стрелки.

Вода начинала двигаться постепенно, увеличивая скорость вращения. В центре образовывалась воронка, у стенок уровень воды поднимался. Поверхность воды была наклонена от стенки к центру. Вращать по часовой стрелке получалось легче и быстрее.

После прекращения раскручивания вода продолжала вращаться все медленнее и медленнее. Воронка уменьшалась. После ее исчезновения наблюдалось небольшое колебание воды. Потом вода замирала. На стенках стакана остались пузырьки воздуха.

Выводы:

1)вода вращается в сторону раскрутки,

2) ширина и глубина воронки меняется в зависимости от формы стакана,

3) скорость движения по часовой стрелке больше, а воронка глубже.

2. Почему появилась воронка?

Вода в стакане – жидкость, состоящая из множества молекул.

М олекула воды (Н2О) – это не только два атома водорода и один атом кислорода, но и электроны, вращающиеся вокруг атомов и своей оси. Когда ложка дала ускорение и одно направление множеству молекул, сформировался вихревой поток. Воронка образовалась от множества спиральных вращений и ударов молекул.

После прекращения раскрутки скорость движения стала уменьшаться, молекулы реже ударялись, а потом совсем остановились.

3. Опыты

Чтобы определить, «запомнила» вода направление движения или нет, мы провели опыты.

Опыт № 1. «Ищем способ определения первоначального движения воды»

Ч ерез час после наблюдений мы опустили на поверхность воды разных стаканов кусочки бумаги, чаинки и 3 семечки.

Бумага лежала на поверхности воды так, как их положили. Чаинки сразу опустились вертикально вниз на дно, а вода равномерно окрасилась. Семечки в течение следующего часа своими острыми концами развернулись по направлению раскрутки воды.

Вывод: по прошествии1-2 часов можно определить движение воды - более легкий конец семечки указал направление первоначального движения.

Опыт № 2. «Наблюдение за семечками»

В течение следующих трех дней мы сравнивали «поведение» семечек в двух стаканах.

 

Вращение по часовой стрелке

Вращение против часовой стрелки

2 день

Семечки не изменили своего направления

3 день

затонули 2 семечки, направление не изменилось

1 семечка развернулась по часовой стрелке

4 день

затонули все семечки

2 семечки развернулись, 1 - утонуло

Выводы:

1) семечки, которые находились в стакане с вращением по часовой стрелке, затонули быстрее,

2) все семечки из второго стакана развернулись по часовой стрелке, и только потом затонули.

Для контроля результатов мы повторили опыт с семечками, но положили их большее количество. Через час после вращения большинство, но не все, семечки показали первоначальное направление раскрутки воды.

Опыт № 3. «Через 4 дня»

Чистая «раскрученная» вода простояла без движения 4 дня. Семечки в стаканах с движением по часовой стрелке указали направление. Семечки в стаканах с движением против часовой стрелки приняли различное положение.

Вывод: через 4 дня вода продолжает разворачиваться по часовой стрелке.

Заключение

Проведя наблюдение и опыты, можно сделать выводы, что молекулы воды стремятся занять положение по направлению движения часовой стрелки, т.е. слева направо. Это направление совпадает с направлением движения тени солнечных часов и солнца над нашими головами в северном полушарии Земли.

Просмотров работы: 16