Экологическая тропа на территории школы «ПРЕЗИДЕНТ»

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Экологическая тропа на территории школы «ПРЕЗИДЕНТ»

Розенберг А.В. 1Розенберг М.В. 1
1Автономная некоммерческая организация Общеобразовательная организация «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ»
Кудрова Л.Г. 1
1Автономная некоммерческая организация Общеобразовательная организация «ШКОЛА «ПРЕЗИДЕНТ»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Гуляя на территории школы «ПРЕЗИДЕНТ» мы собрали листья деревьев (Приложение 1) и не смогли определить, от каких деревьев эти листья. Удивительно, в прошлом году на уроках окружающего мира мы познакомились с растениями природного сообщества – лес. В учебнике и других пособиях нам легко было узнавать растения. Может быть трудности только у нас?

Мы провели опрос учеников 1-4 классов и предложили им назвать растения, с которых упали эти листья. В опросе приняли участие 21 ученик 1-ых классов, 34 ученика 2-ых классов, 30 учеников 3-их классов, 35 учеников 4-ых классов. В результате опроса мы выявили, что ни один из опрошенных не смог узнать все листья, никто не узнал листья ясеня и только 1 ученик узнал лист дуба (Приложение 2).

Мы живём в природной зоне лесов и не можем узнать деревья, которые видим каждый день.

Объект исследования – экологическая тропа на территории школы «ПРЕЗИДЕНТ».

Предмет исследования – деревья, которые растут на территории школы.

Цель нашего проекта: создать экологическую тропу по территории школы «ПРЕЗИДЕНТ».

Задачи проекта:

Узнать, что такое экологическая тропа.

Составить определитель растений, которые растут на территории школы.

Разработать макет экологической тропы.

Подготовить задания на экологической тропе для учеников 1-ых классов.

Провести экскурсии по экологической тропе для учеников 1-ых классов.

Определить перечень растений, необходимых для посадки на экологической тропе.

Методы исследования – для достижения задач проекта необходимо изучить специальную литературу, провести с помощью определителя практическую работу по узнаванию деревьев территории школы, подготовить схему экологической тропы и наглядные материалы, провести экскурсию для учеников 1-ых классов.

План выполнения проектной работы -

Этапы выполнения проекта

Периоды

Определяем цели и задачи

Сентябрь

Описываем продукт и рассчитываем финансовые затраты

Сентябрь-октябрь

Планируем выполнение проекта

Октябрь

Собираем информацию и составляем список литературы

Октябрь-ноябрь

Выполняем практическую часть

Ноябрь-январь

Проводим самоэкспертизу продукта

Январь

Оформляем работу

Февраль

Оформляем презентацию

Март

Выступаем с защитой проекта

Март

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Экологическая тропа

1.1. Что такое экологическая тропа?

Экологическая тропа – это познавательный маршрут, предназначенный для ознакомления с особенностями природы. Такие маршруты впервые возникли в заповедниках, парках Северной Америки, а позднее в Европе. В разных странах они назывались по разному: тропа природы, естествоведческая тропа1.

В Московской области наиболее знаменита экологическая тропа в окрестностях города Пущино. Совершая путешествие по этому маршруту можно встретить зону лесов и степей, родники и болота.

Можно посетить экологические тропы и в Москве - например, «Матвеевский лес», «Тропа следопытов» в Измайловском парке, а также на Воробьевых горах и в Тимирязевском парке, Битцевском парке и Кузьминках, в Долине реки Сходня и Алешкинском лесу.

Среди экологических троп выделяют отдельный вид – учебная экологическая тропа. Это специально созданный маршрут для проведения учебных экскурсий, просветительских бесед, практических работ.

На учебной экологической тропе определяют объекты природы, возможные для рассматривания. Для получения большего количества информации на тропе размещают таблички, щиты, стенды, указатели. Вся эта информация помогает организовать движение по маршруту, самостоятельное выполнение заданий2.

Все тексты можно разделить на типы, в зависимости от их назначения:

Схема тропы;

Правила поведения;

Призывы;

Информация о видах природных объектов;

Поэтические тексты;

Экологические знаки;

Указатели.

1.2. Деревья на территории школы ПРЕЗИДЕНТ

При создании экологической тропы мы хотели познакомить учеников школы с деревьями, которые можно встретить на территории школы. Для реализации нашего проекта мы составили определитель деревьев, которые растут на территории школы ПРЕЗИДЕНТ.

Все деревья можно разделить на две группы – хвойные и лиственные (Приложение 3).

На территории школы растут: ели (голубые), туи (западные), березы, рябины (обыкновенные), ясени, клены, дубы.

С территории школы можно рассмотреть ряд деревьев, расположенных за территорией. Это – сосны, лиственницы, тополя.

Для дальнейшего развития экологической тропы нашей школы мы составили перечень деревьев, которые планируются к посадке. Для этого мы запланировали проведение весной экологическую акцию «Зелёные жители территории школы ПРЕЗИДЕНТ» (Приложение 4).

1.3. Макет экологической тропы на территории нашей школы

Для оформления экологической тропы по территории школы мы составили схему. На схеме с помощью условных знаков изобразили здание школы, спортивную площадку, деревья, которые уже растут на территории школы (Приложение 5).

На основе материалов определителя (Приложение 3, 4) разработали информационные стенды, на которых помещена информация о деревьях уже растущих и деревьях, которые планируются для посадки.

Для создания эмоционального настроя во время экскурсий по экологической тропе мы заготовили плакаты со стихотворными строками:

А природа опять

То предельно проста,

То одета в цветастые перья…

Удивляет меня не её красота,

Удивляет её терпение.

Р.Рождественский

Я сорвал цветок – и он завял,

Я поймал мотылька – и он умер

У меня на ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться к КРАСОТЕ

Можно только сердцем.

П.Гвездослав

Для привлечения школьников к проблемам экологии, нами приготовлены плакаты с призывами:

«Для всякого начала нужно малое. Творить можно и в тесном углу. Охранять можно и в очень скромных доспехах», «На утоптанной почве дождевым червям трудно делать ходы, корни растений начинают «задыхаться». Ходите по дорожкам!», «Дорогие друзья! Мы приглашаем вас на нашу экологическую тропу. Путешествуя по ней, предлагаем узнать, как живёт и чувствует себя природа вблизи человека».

На схеме экологической тропы нами определено место для посадка деревьев.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2. Практическое использование экологической тропы школы «ПРЕЗИДЕНТ»

Мы провели экскурсии для учеников 1-ых классов на экологической тропе (Приложение 6).

Первая экскурсия была посвящена хвойным деревьям. Мы познакомили первоклашек с признаками хвойных растений. Потренировались различать ель и тую по хвоинкам.

Вторая экскурсия проводилась по теме: «Лиственные деревья осенью». Лиственные деревья учились узнавать по листьям.

В заключении экскурсии ученики демонстрировали умение узнавать деревья по листьям. Результаты были намного лучше, чем до начала нашего проекта (Приложение 7).

Третью экскурсию мы провели зимой. Вместе с первоклассниками мы перечисляли признаки, по которым можно узнать деревья зимой. Это листья-хвоинки (у хвойных), листья, которые не опали (для лиственных), плоды, ствол, крона, почки.

3.Заключение

В ходе реализации проекта мы узнали, что такое экологическая тропа. Познакомились с видами экологических троп, правилами их оформления.

Реализация проекта «Экологическая тропа по территории школы «ПРЕЗИДЕНТ» помогла нам научиться узнавать деревья нашего края и составить определитель деревьев, которые встречаются на территории школы и, посадка которых запланирована.

Опыт проведения экскурсий с учениками 1-ых классов – позволил привлечь внимание учеников школы к экологическим проблемам.

Это только первый этап реализации нашего проекта. Мы планируем весной этого года провести акцию по посадке деревьев. В следующем учебном году мы составим информационный стенд со сведениями о кустарниках и травянистых растениях, которые можно увидеть на территории школы.

4.Список литературы

1.Чижов В.П. Музей живой природы. – Человек и природа. М., 2004.

2. Сластёнина Е.Н. Экологическая тропа. М., 2002.

3.Агроном WiKi. Выращиваем с умом. https://agronomwiki.ru/sosna-obyknovennaya-opisanie-svojstva-posadka.html (дата обращения 20.10.2018)

4.Учебное пособие для школьников Московской области. https://lit-yaz.ru (дата обращения 20.10.2018)

5.Определитель растений. Дендра. https://studfiles.ru (дата обращения 25.10.2018)

6. Проект реконструкции участка на улице. https://5fan.ru (дата обращения 15.11.2018)

5. Приложение

Приложение 1

Образцы листьев, собранных на территории школы «ПРЕЗИДЕНТ»

Приложение 2

Результаты опроса учеников школы «ПРЕЗИДЕНТ»

Цель опроса: Определить количество учеников, которые смогут назвать, с каких деревьев листья.

Сроки опроса: 15-20 сентября 2018 года.

Участники опроса: 21 ученик 1-ых классов, 34 ученика 2-ых классов, 30 учеников 3-их классов, 35 учеников 4-ых классов.

Результаты опроса:

Номер класса

Количество участников

Номера листьев /узнали листья

1

2

3

4

1

21

8

0

2

0

2

34

12

0

8

0

3

30

14

0

12

0

4

35

17

0

14

1

Всего

120

51

0

36

1

Выводы: Ни один ученик не смог узнать все листья. Наибольшие трудности в узнавании возникли с листьями ясеня, дуба.

Приложение 3

Определитель деревьев, растущих на территории школы «ПРЕЗИДЕНТ»

ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ

Название

Количество на территории школы

Информация

Изображение

Ель (сизая)

9

Дерево 20-30м высотой. Крона 60-120см в диаметре, густая, конусовидная. Ветви молодых растений направлены косо вверх, старых - опущены вниз. Хвоя сизовато-зеленая, при растирании напоминает запах черной смородины. Естественно произрастает в лесной зоне Северной Америки, преимущественно по берегам рек и озер, где образует чистые и смешанные насаждения. В горы поднимается до высоты 1500 м. Доживает до 300-500 лет.

 

Туя (западная)

11

Родина - Северная Америка. Это может быть дерево до 30 м высоты, но чаще - кустарник. Долговечна (доживает до 1000 лет), не боится мороза. Кора у молодых деревьев гладкая, красно-бурая, позднее серо-коричневая, к старости отделяющаяся узкими продольными лентами. Хвоя чешуевидная, зелёная, зимой буро-зелёная или коричневая, мелкая (0,2—0,4 см), плотно прижатая к побегу, функционирует 2—3 года и опадает вместе с мелкими веточками. Шишки яйцевидные, мелкие (7—12 мм), состоящие из тонких чешуй, содержат два сплюснутых, с двумя узкими соломенно-жёлтыми крылышками семени.

 

ЛИСТВЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ

Название

Количество на территории школы

Информация

Изображение

Клён (остролистый)

7

Крупное листопадное дерево.

Крона широкая, густая, шаровидная.

Ствол стройный, мощный, короткий.

Кора молодых деревьев гладкая, серо-коричневая, с возрастом темнеет до почти чёрной и покрывается длинными, узкими, переплетающимися продольными трещинами.

Ветви крепкие, широкие, направленные вверх.

Листья  блестящие, 5-7 лопастные, до 18см длиной и до 22см шириной, сверху тёмно-зелёные, снизу более светлые. Цвет осенью: золотисто-жёлтый.

Цветки жёлто-зелёные, мелкие,  душистые, собраны в щитки, с 5 зеленовато-жёлтыми листочками околоцветника. Цветение в марте-апреле до или одновременно с распусканием листьев. Опыляются насекомыми.

Плоды — двойные крылатки буровато-жёлтого цвета, состоящие из двух плоских крыльев длиной 3,5-7см, расходящихся под тупым углом. Благодаря крыльям семена клёна разносятся ветром на большие расстояния. Созревают в сентябре-октябре. 

 

Липа (обыкновенная)

26

Листопадное дерево 20—38 м высотой с шатровидной кроной. Кора тёмная, на старых деревьях бороздчатая. Листья сердцевидные, зубчатые, с оттянутой заострённой верхушкой, сверху зелёные, снизу сизоватые. Плод — шаровидный, опушённый, тонкостенный, одно- или двусемянный орешек с одним крылышком. Плоды созревают в августе — сентябре.

 

Береза (повислая)

3

Ствол диаметром до 60-80 см, кора белая (цвет связан с обилием белого пигмента — бетулина), гладкая, в нижней части ствола чёрно-серая, трещиноватая.

Ветви часто повисают вниз, из-за чего крона приобретает плакучую форму. Крона ветвистая, но не густая.

Цветки: висячие мужские серёжки бурого цвета и тонкие зелёные женские. Мужские серёжки появляются осенью, и видны на дереве всю зиму. Женские серёжки появляются в распускающихся почках весной, одновременно с разворачиванием листьев. Опыляются ветром. Цветение в апреле-мае одновременно с распусканием листьев.

Листья  от ромбически-яйцевидных до треугольно-яйцевидных, 3-7 см длиной и 2-5,5 см шириной, ярко-зелёные, заостренные на верхушке, двоякопильчатые, на верхней поверхности мелкие бородавки, при раздавливании которых образуется белый налёт. Листья голые, глянцевые, тонкие, но плотные. В молодом возрасте клейкие. Цвет листьев осенью: жёлтый, бронзовый.

Плоды продолговато-эллиптические, крылатые орешки, собраны в серёжки. Семена жёлтые, 1,5-2 мм длиной и 1 мм шириной. Созревают в июле. Берёза повислая в свободном состоянии начинает плодоносить с 10 лет, а в насаждении — с 20—25 лет.

 

Ясень

3

Высокое дерево до 30 метров в высоту с пышной кроной. Крона хорошо пропускает солнечный свет благодаря острым и длинным листьям и редким узловатым ветвям. Кора дерева имеет пепельно-серый цвет и отличается гладкостью и необычным запахом. Весной Ясень окрашивается фиолетовым цветом. Через несколько недель начинают формироваться будущие плоды – крылатки. Цветение начинается в апреле-мае и длится до распускания листьев. Благодаря большому количеству цветков и пыльцы, Ясень является отличным медоносом. Плоды созревают в сентябре или октябре и могут оставаться на ветвях до ранней весны, выручая маленьких птиц от голода. Плодоносить дерево начинает в среднем после 25 лет и может прожить до 300 лет. Листья Ясеня опадают поздней осенью, сохраняя зеленый цвет.

 

Рябина (обыкновенная)

4

Дерево или кустарник. Достигает 12м высоты (обычно 5—10м). Крона округлая, ажурная. Кора взрослых деревьев гладкая светло-серокоричневая или жёлто-серая, блестящая. Почки войлочно-пушистые. Листья до 20см длиной. Цветки многочисленные, собранные в сложные соцветия. Плод— шаровидное сочное оранжево-красное яблоко (около 1см в поперечнике) с мелкими округлыми по краю семенами. В Подмосковье плоды созревают в конце августа—сентябре и висят зрелыми до зимы.

 

Дуб (болотный)

8

Стройное дерево до 25 м высотой и 10-15м шириной, в молодости с узкопирамидальной, позднее - с широкопирамидальной кроной, молодые побеги тонкие, свисающие, красновато-бурые, кора ствола зеленовато-коричневая, долго остается гладкой, растет медленно, 20-30см в год. 
Плоды желуди, сидячие, почти шаровидные, до 1,5 см, на 1/3 охвачены плюской. Листья дуба болотного до 12 см длиной, с 5-7 глубоко вырезанными, почти до середины листа, зубчатыми лопастями, сверху ярко-зеленые, снизу светлее, с пучками волосков в уголках жилок, осенью — ярко-пурпуровые. 

 

Тополь (чёрный)

За забором

Крупные деревья высотой 40—45 м (до 60 м) и диаметром ствола более 1 метра. Крона шатровидная, яйцевидная, яйцевидно-пирамидальная или пирамидальная. Кора ствола трещиноватая, буровато-серая или тёмно-серая; ветвей — гладкая, серая или оливково-серая. Плод — коробочка, раскрывающаяся 2—4 створками. Семена мелкие, продолговатые или продолговато-яйцевидные, чёрные или чёрно-бурые, длиной 1—3 мм.

 

Приложение 4

Деревья планируемы к посадке

ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ

Название

Информация

Изображение

Сосна

Это дерево, с прямым стволом диаметром до 1.2 м. Обычно, у сосны высота до 40м, но встречаются экземпляры, которые вырастают до 50м. Крона дерева у молодых деревьев высокая, в форме конуса. Постепенно, она приобретает округлые очертания. Цвет коры молодняка серый, с ростом дерева меняет окрас на рыжеватый вверху и коричнево-серый внизу ствола. У взрослых деревьев, кора вверху тонкая, покрыта шелушащимися пластинами, внизу толстая. Лист сосны — хвоинка. Листья собраны парами в пучки. Цвет хвои серо-зеленый. У сосен нет соцветий и плодов, а есть мужские и женские шишки, в последних образуются семена.

 

Лиственница (европейская)

Дерево достигающее в высоту 30—40 (до 50)м при диаметре ствола 80—100 (до 150) см. Крона конусовидной или неправильной формы. Кора на взрослых стволах продольно-трещиноватая, бурая или серо-бурая. Хвоя в пучках по 20—40 (до 65)штук, светло-зеленая, часто с сизоватым налётом, узко-линейные, мягкие, длиной 10—40мм. Шишки яйцевидно-конические или продолговато-яйцевидные, молодые пурпурные, зрелые буроватые, длиной 2—4 (до 6)см. Семена обратно-овальные, длиной 3—4мм; крыло тонкое, яйцевидно-полукруглое, длиной 9—11мм.

 

ЛИСТВЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ

Название

Информация

Изображение

Вяз

Деревья достигают высотой до 28м. В парке Кунцево встречаются вязы возрастом 200 лет. Отличить вяз можно по плоду – крылатки, в центре которого скрывается семечко.

 

Каштан (конский)

Дерево, достигающее 25м высоты, или кустарник высотой 1,5—5м. Листья крупные, сложные 5—7-пальчатые, супротивные, с длинными черешками. Образуют плотную крону. Цветки колокольчатые, до 2-хсм диаметром. Соцветия большие, в виде пирамидальных прямостоячих кистей. Плод — трёхстворчатая шиповатая коробочка, открывающаяся по створкам, с одним крупным семенем.

 

Ива

Дерево высотой 15—20метров, в диаметре достигает 1метра. Продолжительность жизни до 75лет. Крона шатровидная, широко раскидистая. Кора серо-бурого цвета, с глубокими трещинами. Ветви прямые, немного поникшие, голые, блестящие, немного красноватого или оливково-зелёного цвета. После четвёртого года жизни становятся ломкими у основания. Растёт по берегам рек, озёр, прудов и водоёмов, в плавнях, по сырым незаболоченным местам и ложбинам.

 

Осина

Осина выделяется колонновидным стволом, достигающим 35 м высоты и 1 м в диаметре.
Живёт 80—90, редко до 150 лет. Кора молодых деревьев гладкая, светло-зелёная или зеленовато-серая. С возрастом растрескивается и темнеет. Листья округлые или ромбические, длиной 3—7 см, острые или тупые на вершине, с округлым основанием. Осенью листья окрашиваются в различные тона — от золотистых до красных. Цветки мелкие, невзрачные, собраны в свисающие серёжки. Мужские серёжки красноватые, длиной до 15 см, женские серёжки зеленоватые и тоньше. Цветёт осина до распускания листьев. Плод — очень мелкая коробочка; семена снабжены пучком волосков — пуховкой.

 

Ольха

Дерево с гладкой корой зелёного или красного цвета. Листья яйцевидной формы. Зацветает до появления листьев. Женские цветы короткие – 1см. Висят группами. Мужские цветы – длинные красные серёжки. Плоды – шишкообразные.

 

Дуб (черешчатый)

Крупное мощное дерево до 40 м высотой с широко-пирамидальной сильно ветвистой кроной, с крепкими ветвями и толстым стволом (1—1,5 м в диаметре). На 20—30 году на коре образуются более-менее глубокие трещины. Листья обратнояйцевидные или продолговато-обратнояйцевидные, длиной 7-15 см, перисто-лопастные (лопастей обычно 6 пар), весной красноватые, летом зеленые, кожистые, слегка блестящие. Цветение начинается у деревьев возрастом от 40 до 60 лет, вместе с распусканием листьев, обычно в мае. Мужские цветки собраны в висячие сережки длиной 2-3 см. Женские цветки собраны в соцветия (от 3 до 12 цветков в каждом), которые образуются в пазухах верхних листьев побегов. Плод — желудь продолговатый, длиной 2-3 см. Созревает в сентябре-октябре. 

 

Приложение 5

Приложение 6

План экскурсии «Хвойные деревья»

Цель экскурсии: Знакомство с хвойными деревьями.

- Сравниваем хвоинки туи и ели;

- Сравниваем шишки туи и ели;

- Растираем хвоинки ели и узнаём, что такое смола;

- Сравниваем хвоинки ели и сосны;

- Сравниваем шишки ели и сосны;

- Решаем проблему: «Бывают ли хвойные деревья листопадными?»

- Рассматриваем кроны ели, сосны, лиственницы;

- Собираем коллекцию иголок хвойных деревьев.

План экскурсии «Лиственные деревья осенью»

Цель: Научиться узнавать лиственные деревья по листьям и плодам.

- Сравниваем тую и клен;

- Узнаём клён по листьям, сравниваем лист клёна и ладошку;

- Сравниваем клён и ясень по плодам, запускаем крылатки;

- Сравниваем листья клёна и дуба;

- Собираем плоды дуба;

- Собираем плоды рябины;

- Сравниваем листья берёзы и рябины;

- Собираем гербарий осенних листьев.

План экскурсии «Как узнать деревья зимой?»

Цель: Научиться узнавать деревья зимой.

- Узнаём хвойные растения по листьям-хвоинкам;

- Почему на дубе остались листья?

- Можно ли найти на деревьях плоды (рябина, дуб, ясень, клён);

- Как узнать зимой берёзу?

- Собираем опавшие веточки. В классе рассматриваем почки под микроскоп. Зарисовываем и ставим их в воду.

Приложение 7

Результаты опроса учеников школы «ПРЕЗИДЕНТ»

Цель опроса: Определить количество учеников, которые смогут узнать деревья по листьям.

Сроки опроса: 8 ноября 2018 года.

Участники опроса: 26 учеников 1-ых классов.

Результаты опроса:

 

1-а

1-б

1-в

 

6 человек

10 человек

10 человек

Ель

6

10

10

Туя

6

10

10

Дуб

6

9

8

Рябина

6

10

10

Клён

6

10

10

Тополь

4

7

6

Берёза

5

9

8

Ясень

4

6

5

Лиственница

5

7

7

Сосна

6

9

8

Выводы: После экскурсии по экологической тропе нашей школы ученики первых классов смогли назвать деревья по листьям.

Просмотров работы: 69