Основы финансовой грамотности

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Основы финансовой грамотности

Фёдорова М.С. 1
1МБОУ СОШ №4 с УИОП им.Г.К.Жукова
Баскакова С.М. 1
1МБОУ СОШ №4 с УИОП им.Г.К.Жукова
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Жизнь в современном мире невозможно представить без денег. Чего ни коснись: еда, лечение, одежда, развлечения, — все требует денег. И учитывая особенности нашего современного мира все раньше и раньше детям приходится сталкиваться самим с покупками, тратами и деньгами.

Мы наверняка тысячу раз видели, как взрослые что-то покупают (продукты, одежду, книги, игрушки и так далее) или за что-то платят (за квартиру, ремонт, стрижку, проезд в транспорте). И каждый раз они отдают за это деньги – наличные (из бумажника или из кармана) или безналичные (с пластиковой карточки). Что это такое, деньги?
И откуда взрослые берут эти деньги?

В ходе изучения данного вопроса нам необходимо попытаться разобраться – в начальных базовых понятиях из мира денег и показать их роль в нашей жизни; показать, на что тратятся деньги, как с умом управлять ими, как защититься от мошенников и как их скопить.

Изучение данной темы и разработка проекта проводились с декабря 2018 по февраль 2019 года.

Данная работа сформирована на основе чтения книг и пособий для детей и их родителей российских авторов, просмотра учебно-игровых мультфильмов по теме – финансовая грамотность. Во всех этих источниках в доступной форме детям и их родителям авторы пытаются донести основы финансовой грамотности и подготовить детей к сложной финансовой жизни взрослых людей.

Авторы доказывают, что люди, в том числе дети, умеющие грамотно планировать свой личный бюджет, будут в дальнейшем более эффективны и в работе, вне зависимости от того, на каких должностях и в какой сфере они работают. Поэтому повышение уровня финансовой грамотности — это ключ к финансовому благополучию граждан и повышению производительности труда и залог здорового развития экономики России в целом.

Цель исследования: Провести исследование относительно необходимости изучения курса «Финансовой грамотности» в нашем классе.

Задачи:

Выяснить, насколько мои одноклассники знакомы с понятием «финансы»

Проанализировать, достаточно ли того, что мы знаем, чтобы уметь распоряжаться деньгами?

Популяризировать изучение курса «Финансовой грамотности».

Гипотеза предположим, что ученики 3 «Б» класса нуждаются в изучении курса основ «Финансовой грамотности».

Методы исследования:

1. Изучение литературы.

2. Анкетирование.

3.Сравнение и анализ

4.Рекомендации

Объект исследования: знания основных понятий финансовой грамотности учениками 3 «Б» класса.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Что такое деньги и откуда они у нас берутся

Что такое деньги?

Давным-давно, когда люди ещё охотились на мамонтов, никаких денег не было. Да они и не нужны были. У людей всё было общее, жили они в пещерах, еду получали от природы – охотились или собирали плоды. А больше им ничего и не требовалось.

Но время шло, люди выбрались из пещер и стали жить отдельными племенами. Они научились изготавливать копья и топоры, одежду и посуду, строить дома и делать ещё много разных полезных вещей. К тому же они стали чаще встречаться с людьми из других племён. И тут выяснилось, что в одном племени лучше делали что-то одно, а в другом – другое. Представь, например, вот идет – охотник из племени №1. Он лучше всех умеешь ловить рыбу в реке.

Только что он поймал здоровенную рыбину и шагает по тропинке. А навстречу ему идёт человек из соседнего племени №2. Он лучше всех умеет делать оружие и как раз несёт новенький лук и стрелы. Человеку из племени №1 очень понравился его лук, а ему – твоя рыба. Что им делать? Правильно! Они обменяется: человек из племени №1 даст человеку из племени №2 рыбу, а он – лук со стрелами.

Так люди стали обменивать что-то своё: вещи, еду и так далее – на то, что им было нужно.

Но тут возникла другая проблема. Поясним опять на примере. Предположим, человек из племени №1 снова идёт по тропинке уже с другой рыбой, а навстречу – опять человек из племени №2 с новеньким луком. Он успел проголодаться и снова хочет обменять свой лук на твою рыбу. Но лук у человека из племени №1 уже есть, он же получил его в прошлый раз. Зато ему нужно новое ожерелье из медвежьих зубов, которое делает одна девочка из племени №3.

Что остаётся делать голодному бедняге с луком? Бежать к этой девочке и предлагать поменять лук на ожерелье, чтобы потом обменять его у человека из племени №1 на рыбу. А вдруг ей не нужен лук, а нужно что-то другое? Что же, бежать к кому-то ещё? Так можно и с голоду умереть...

Опять же, как быть, если охотник за зайцами хочет получить мешок сушеных ягод, но собирателю ягод не нужен заяц? Выходит, поменяться они никак не могут?

И тогда люди додумались использовать при обмене товары, которые нужны всем, долго хранятся и не портятся (рыба для этого не годится) и при этом являются достаточно ценными.

Рисунок 1

Сначала роль денег выполняли разные предметы — камушки, ракушки, меховые шкуры, зерно или соль. Потом появились монеты, а следом за ними — и бумажные деньги.

Такие удобные для обмена товары и называются деньгами.

Таким образом - деньги это особый универсальный товар, используемый при обмене.

Первые золотые и серебряные деньги были в виде слитков – небольших кирпичиков самого разного размера и массы, что было неудобно – их приходилось всё время взвешивать. Поэтому слитки стали рубить на более мелкие кусочки. Их взвешивали и помечали клеймом с указанием веса, чтобы во время торговли не терять времени на взвешивание и не ошибиться. Позже на эти золотые или серебряные кусочки стали наносить надписи и картинки – название страны или города, портрет короля или герб. Это и были первые монеты, которые со временем стали делать круглыми.

Рисунок №2

Первые круглые монеты появились очень давно – две с лишним тысячи лет назад – в Лидии (была такая страна на территории современной Турции). Эти монеты показаны на рисунке 2.

А само слово «монета» придумали жители Древнего Рима. Кстати, именно в Риме был знаменитый правитель Юлий Цезарь, от имени которого произошло другое известное слово – царь.

Что бы люди не обменивали - игрушки на карандаши или деньги на булочку в школьном буфете, - очень важно понимать, что в основе обмена лежит труд. У каждого человека - своя трудовая деятельность и свои результаты труда. Например, в качестве результатов труда может выступать пойманный заяц, выращенный урожай, умение лечить людей или управлять самолетом. И этими результатами люди могут меняться между собой. А деньги нужны для того, чтобы делать этот обмен максимально быстрым и удобным.

Покупать и продавать товары с помощью монет стало гораздо удобнее, чем с помощью каких-нибудь там перьев или, скажем, ракушек. Поэтому постепенно монеты распространились по всему миру и используются до сих пор.

Человечество менялось, и монеты менялись вместе с ним. Товаров становилось всё больше, и нужно было всё больше денег. А золота и серебра не так уж и много. К тому же монеты из этих драгоценных металлов дорогие, и покупать на них что-то дешёвое, скажем яблоко или кружку молока, неудобно.

Ну а как же и где появились бумажные деньги? Первые бумажные деньги возникли на родине бумаги – в Китае примерно тысячу лет назад. В то время там в ходу были чугунные и бронзовые монеты с дыркой, о которых мы только что говорили. Богатым людям приходилось повсюду носить с собой тяжёлые ожерелья из таких монет.

Это было крайне неудобно. И тогда они додумались оставлять их на хранение у купцов или ещё у кого-нибудь (примерно так, как сдают чемоданы и сумки в камеру хранения на вокзале), а взамен получать специальную расписку, то есть бумагу с подписью и печатью. Это было очень удобно, и вскоре такие расписки стало выпускать правительство Китая. Так появились первые бумажные деньги.

Печать, которую использовали для изготовления денежных купюр, и денежная купюра, находившаяся в обращении в Китае показаны на рисунке 3.

Рисунок 3

Для того чтобы уметь распоряжаться деньгами (тратить их на покупки, копить для исполнения большой мечты), очень важно уметь их различать и считать! В России деньги называются рублями, они бывают в виде бумажных денег (купюры или банкноты) и монеток.

Образцы Российских денег показаны на рисунке 4.

Рисунок 4

Как люди зарабатывают деньги?

Многие думают, что самый простой способ заработать деньги-это найти клад, как это, например удалось лет 40 назад мальчишкам из Ульяновска. Копаясь в вещах на чердаке старого дома, они случайно обнаружили шкатулку с золотыми монетами и бриллиантами. В общем, клады – это, конечно, здорово, но находят их крайне редко. Да и забрать себе по закону можно только четвёртую часть клада (то есть половинку от половины), а остальное надо отдать государству. Так что рассчитывать на клад не стоит, хотя и в книгах, и в фильмах нередко рассказывается о счастливчиках, нашедших клад.

Ещё один очень простой и ненадёжный способ добычи денег – выигрыш в лотерею. А что, купил себе лотерейный билет, проверил и бац – получил главный приз (другими словами, джек-пот)! А он может быть огромным. Так, недавно одна американская старушка выиграла в лотерею почти 600 миллионов долларов! Но такая удача случается намного реже, чем даже находка клада, и сразу становится мировой новостью.

Мама одного английского школьника целую неделю просила его навести порядок своей комнате. Но ему было лень... Зато когда он однажды всё-таки за уборку, то обнаружил под диваном лотерейный билет. Билет оказался счастливым, и мальчишка получил целых 50 тысяч фунтов стерлингов! Так что, если хочешь разбогатеть, слушайся маму и ли хочешь разбогатеть, слушайся маму и почаще убирайся у себя в комнате!

Выигрыша в лотерею можно ждать хоть тысячу лет, но так и не дождаться. Гораздо больше шансов получить наследство или дорогой подарок. Наследство – это всё то, что остаётся после смерти человека. Наследство бывает материальное, то есть то, что можно оценить: дом, квартира, земля, машина, деньги, драгоценности и др., и духовное – то, что не поддаётся оценке (традиции, титулы и др.). Поговорим о материальном наследстве. Чаще всего его получают близкие родственники –дети, братья, сёстры, племянники... Но иногда наследниками становятся совершенно неожиданные люди или даже животные! Да, да, известен случай, когда одна миллионерша завещала все свои деньги любимой собачке.

А вот один богач из Португалии завещал все свои деньги сразу 70 людям, которых наугад выбрал из телефонного справочника. Другой богач из Америки, живший сто лет назад, оставил ещё более странное завещание. (Это такая специальная бумага, которую человек пишет заранее и в которой указывает, кому после его смерти достанется дом, кому – деньги и так далее.) В нём он распорядился продать после смерти всё своё имущество, состоявшее из 71 пары брюк, случайным людям. А когда все брюки продали, выяснилось, что в каждой паре было зашито по тысяче долларов

И всё же жить на деньги от богатого наследства могут очень и очень немногие. А большинство взрослых получают деньги за свою работу, то есть зарабатывают их. На работе люди делают то, что можно продать. Это могут быть какие-нибудь товары – например, еда, книги, компьютерные программы, одежда, мебель и так далее. А могут быть и какие-то услуги – так называется работа по оказанию помощи другим людям или государству. Человек, к примеру, может работать учителем (тогда он помогает обучать детей), служить в армии (помогает защищать родину), работать врачом (помогает лечить больных), продавцом (помогает продавать товары), сторожем (помогает что-то охранять) и много кем ещё.

Те деньги, которые они получают за свой труд, называют заработной платой, или сокращенно зарплатой. Как правило, зарплату выплачивают один раз в месяц.

Приведем примеры: один человек преподает в школе, за что получает деньги, другой человек работает автослесарем — он ремонтирует другим людям автомобили и получает за это деньги.

У каждого человека есть свои вещи, которые он когда-то купил, сделал сам или от кого-то получил (например, в наследство или в подарок). Все вместе эти вещи составляют его имущество.

Если в имуществе человека есть что-то ценное – например, квартира, дача, машина, деньги, то он может на них дополнительно заработать. Как? Да очень просто – давать другим пользоваться этим на время и брать за это деньги.

Поясним на примере. Пусть у поросёнка Наф-Нафа есть два домика. В одном он живёт, а вторым не пользуется. А у волка Пиф-Пафа нет ни одного домика. Тогда он приходит к Наф-Нафу и говорит:– Можно я поживу некоторое время в твоём втором домике? Я готов за это заплатить.

– Нет проблем! – говорит деловой поросёнок. – Плати мне сто монет каждый месяц и можешь там жить. Значит, в нашем примере получается, что поросёнок Наф-Наф сдал свой домик в аренду волку Пиф-Пафу.

Таким образом, когда дают попользоваться за деньги домом (или квартирой, комнатой, гаражом, дачей), то говорят, что его сдают в аренду.

Но чаще всего люди, чтобы заработать, дают на время попользоваться... своими деньгами. И обычно дают свои деньги не конкретным людям, а банку. В этом случае человек приносит свои деньги в банк (говорят, что он кладёт деньги в банк), а потом через некоторое время приходит и получает обратно и к ним ещё небольшую добавку (она называется процентами). Другими словами, человек кладёт в банк, допустим, 100 тысяч рублей, а через год получает 110 тысяч. Получается, что за год деньги в банке немного «подросли» и принесли ему прибыль.

На что мы можем тратить деньги

Давайте для примера посмотрим на жизнь нашего старого знакомого, волка Пиф-Пафа. Представим, что он вышел из леса и стал жить в городе. Он устроился работать в цирк и зарабатывает 30 тысяч рублей в месяц. И вот Пиф-Паф получил свою первую зарплату и стал думать, как её потратить. – Ага, – сказал волк, – сейчас я куплю себе немного еды на тысячу рублей, а за остальные двадцать девять тысяч – навороченный компьютер и диски с играми. И буду всё свободное время играть в мою любимую стрелялку «Съешь поросёнка!»

И что же из этого вышло? Через три дня у волка закончились продукты, а денег у него уже не осталось, и он начал голодать. И чуть не умер с голоду, и ему даже пришлось попрошайничать на улице.

В следующем месяце волк стал умнее и сразу отложил на еду 10 тысяч рублей, которые тратил постепенно. Зато за остальные 20 тысяч купил телефон, о котором давно мечтал.

Но тут случилась новая беда. Наступили холода, а старая одежда прохудилась, да и ботинки порвались. Надо было срочно покупать новое пальто и новую обувь, а это ещё 10 тысяч. Но денег-то уже не осталось! В общем, в своём старом пальтишке и дырявых ботинках Пиф-Паф чуть не околел от холода и еле дожил до следующей зарплаты. А когда получил деньги, тут же побежал покупать пальто из овечьей шкуры и ботинки.

Когда Пиф-Паф купил одежду и обувь, он решил каждый месяц откладывать не только 10 тысяч на еду, но и ещё 1 тысячу на одежду – мало ли что. «Итак, одиннадцать тысяч я откладываю, – подумал волк, – а девятнадцать у меня остаётся на всякие удовольствия». И он радостно потёр лапы, мечтая о том, что ещё сможет купить на эти деньги. Но не тут-то было! Однажды волк заглянул в свой почтовый ящик и обнаружил там счета (счёт – это такая бумажка, на которой написано, сколько надо платить за услуги) за квартиру (мы платим за её обогрев, воду, газ и вывоз мусора), за электричество, за телефон и за интернет. И за всё это надо платить каждый месяц! В общем, пришлось заплатить ещё 5 тысяч.

– Да что же это делается! – взвыл волк. – Так у меня вообще ничего не останется! Он так расстроился, что заболел сначала волчанкой, а потом чахоткой. И тут он узнал, что за лечение (лекарства) тоже надо платить.

После всех этих потрясений волк совсем поумнел и сделал для себя три вывода:

1. Надо заботиться о своём здоровье, заниматься спортом и делать зарядку, потому что здоровым быть и приятно, и выгодно.

2. Нужно больше зарабатывать.

3. Надо учиться правильно распоряжаться своими деньгами.

И тогда волк пошёл учиться. А на учёбу, оказывается, тоже нужны деньги (на занятия с учителями, покупку учебников...). Зато он узнал много полезного для жизни, и это помогло ему потом и больше зарабатывать, и меньше тратить.

Когда мы приходим в магазин, мы можем поменять результаты своего труда на различные товары, созданные трудом других людей. Фрукты и овощи выращивают агрономы и другие работники сельского хозяйства, молочные продукты и мясо производят фермерские хозяйства, мебель собирают на мебельной фабрике, одежду шьют на швейных и трикотажных фабриках, а игрушки? Конечно же, на фабрике по производству игрушек!

Однако нам нужны не только товары, но и услуги, например обучение в школе или медицинские услуги. Они тоже являются результатом труда других людей. Мы можем купить технику для дома, а если захотим путешествовать, то покупаем билеты на поезд или самолет, еще мы покупаем билеты в кино, театр, музей, на выставку.

Немалая часть наших денег идёт на продукты. В России это в среднем 10 тысяч рублей в месяц на взрослого человека. Понятно, что кто-то тратит меньше, если на всём экономит, покупает продукты подешевле и готовит себе сам. А кто-то, наоборот, больше, если покупает продукты подороже или ходит питаться в кафе и рестораны.

Ещё какая-то часть денег идёт на одежду и обувь (а это не только пальто или ботинки, но и рубашки, носки, шапки и так далее). Конечно, на одежду и обувь обычный человек тратит гораздо меньше денег, чем на еду. Прежде всего потому, что покупает их гораздо реже, чем продукты. Но всё равно несколько тысяч в месяц на это обязательно уходит.

Существует еще одна статья расходов. Деньги, которые люди каждый месяц платят за квартиру, свет, телефон, называются коммунальными платежами.

На что ещё уходят семейные деньги, кроме обязательных расходов? Прежде всего на покупку чего-то очень дорогого, например квартиры, машины или драгоценностей. Очень часто семейных денег на такую покупку не хватает, и тогда взрослые начинают каждый месяц какую-то часть заработанных средств откладывать.

Допустим, что волк Пиф-Паф решил купить мотоцикл за 100 тысяч рублей. При этом, как ты помнишь, он зарабатывает 30 тысяч, из которых примерно 20 тысяч уходит на обязательные расходы – еду, коммунальные платежи и так далее. У него остаётся только 10 тысяч, половину которых (то есть 5 тысяч рублей) он вполне может откладывать, а вторую половину – оставлять на всякие мелочи и случайные расходы.

Тогда получается, что он сможет купить мотоцикл через 20 месяцев (5000 x 20 = 100 000), то есть почти через два года.

Таким образом деньги, которые человек откладывает, чтобы использовать в будущем, называются сбережениями.

А бывает, что люди вынуждены тратить деньги на непредвиденные расходы – траты, которые они не могли предвидеть заранее. Чаще всего эти расходы возникают из-за каких-то крупных неприятностей, например болезни или травмы (в этом случае деньги необходимы на лечение), или пожара (тогда они нужны на ремонт или постройку нового дома), или потери работы (деньги понадобятся, чтобы прожить какое-то время, пока не появится новая работа) и так далее.

И конечно, часть денег у людей уходит на разные мелочи и удовольствия – на покупку сладостей, хорошей книжки, диска с любимым фильмом или подарка близкому человеку, поход в кино или кафе. А чтобы на все эти радости оставались деньги, надо научиться их тратить с умом.

Вообще вариантов потратить деньги великое множество, примерно столько – сколько существует видов товаров, услуг.

Как разумно обращаться со своими деньгами

Возможно, надо стать миллионером, и тогда всегда будут деньги и на всё будет хватать. Но всё не так просто. Во-первых, стать миллионером удаётся одному человеку из тысячи, а может быть, и того реже. Во-вторых, у миллионеров тоже есть проблемы. Они могут разориться, потерять все деньги и стать бедными, а то и нищими. Поэтому им тоже нужно уметь управлять деньгами.

Прежде всего надо научиться считать деньги. Недаром в народе говорят, что денежки счёт любят. А это значит, что сначала нужно посчитать, какой у семьи средний доход за месяц. Иначе говоря, сколько денег все члены семьи зарабатывают вместе за это время в среднем.

В доход, конечно, включается не только зарплата, но и, например, стипендия или пособие. Затем надо прикинуть, какие будут за это время необходимые расходы – на коммунальные платежи, еду и так далее.

А теперь осталось сравнить эти две величины – доходы и расходы. Если получится, что первая величина больше второй (то есть доходы больше, чем расходы), то это значит, что после необходимых расходов в семье ещё останется сколько-то денег.

Это, конечно, хорошо!

Но что же делать с этими «лишними» деньгами (хотя деньги никогда не бывают лишними)? Может, все их потратить на разные удовольствия? Нет, это было бы не очень мудро – ведь могут случиться непредвиденные расходы, а денег на них уже не останется. Поэтому часть денег из этой суммы лучше отложить, а оставшуюся – можно и потратить на что-нибудь приятное.

Если же первая величина (то есть доходы) меньше второй (то есть расходов), то, значит, семья получает денег меньше, чем тратит, и это плохо. Что же делать в этом случае? Ответ прост: надо стараться больше зарабатывать и экономить.

Для того чтобы больше зарабатывать, есть много вариантов. Можно подыскать другую работу, где заработная плата выше. А можно найти дополнительную работу. И хорошо бы такую, которую вполне реально делать дома или неподалёку от него в удобное время.

Ещё один способ экономии – выключать всегда свет, когда ты выходишь из комнаты или, скажем, из ванной. Тогда родители будут чуть меньше платить за электроэнергию, и, значит, так ты тоже поможешь своей семье уменьшить расходы на жизнь.

Все наши траты мы можем разделить на две части: необходимые и желаемые. Необходимые — это те траты, без которых никак нельзя обойтись: еда, вода, жилье и др. Желаемые траты — то, без чего обойтись можно, но что мы очень хотим купить.

Например, если у Маши уже есть хорошая школьная сумка, то покупка еще и школьного рюкзака, который Маше очень нравится, будет желаемой тратой. Но если Машина школьная сумка порвется, то купить рюкзак будет необходимо. Конечно, больше всего нас радуют желаемые траты. Но в условиях, когда у нас мало денег, мы можем обойтись без некоторых из них.

Каждый раз, когда мы собираемся потратить деньги, нужно помнить о необходимых тратах и желаемых. Мы оплатили жилье и коммунальные услуги, телефоны, интернет, купили проездные билеты на автобус и метро, отложили деньги на покупку продуктов на месяц. Остались ли у нашей семьи еще деньги? Если остались, то можем думать о походе в кино или покупке новой компьютерной игры. А если не остались, то исполнение желаний придется немного отложить.

Как узнать, на что мы тратим деньги? Как посчитать, сколько денег мы можем откладывать каждый месяц? Получить ответы на эти вопросы поможет бюджетирование, то есть ведение бюджета.

Бюджет может быть у человека, у семьи, у государства. У каждого бюджета есть доходная и расходная части. Доходная часть — это денежные поступления. Расходная часть — соответственно траты.

Цель бюджета - помогать контролировать и управлять движением денег! Если расходы больше, чем доходы, — это называется дефицит бюджета. Если доходы больше, чем расходы, — это называется профицит бюджета.

Как сохранить свои деньги

Теперь необходимо разобраться, что делать с «лишними» деньгами, если семейные доходы больше расходов.

Если у ребенка каждую неделю остаётся небольшая сумма денег после карманных расходов, то самое время – начать копить эти денежки. А где лучше всего копить монетки? Правильно, в копилке! А когда она наполнится, можно будет купить что-нибудь подороже и поинтереснее, чем мороженое или другие мелочи. И это будет награда за бережливость и терпение.

Если же у того же ребенка остаются неизрасходованными деньги покрупнее, чем отдельные монетки, то есть купюры 50 рублей, 100 рублей и даже больше рублей, то можно их откладывать, например в кошелёк или бумажник.

Когда накопится приличная сумма денег, можно истратить её, к примеру на подарок другу или близким.

Конечно, идеи с копилкой и коллекциями недорогих вещей могут пригодиться и взрослым, если «лишних» денег у них совсем немного. Если же свободных денег достаточно, то есть несколько возможностей ими распорядиться.

Во-первых, можно тоже начать коллекционировать, но ценные вещи, например дорогие монеты (старинные или современные серебряные или золотые), картины хороших художников, драгоценности. Пройдут годы, и все эти вещи станут ещё дороже.

Во-вторых, можно положить деньги в банк. Это намного безопаснее и выгоднее, чем хранить их в копилке или прятать дома в цветочном горшке. Деньги из копилки могут пропасть (если, например, их украдут воры) или потеряться. К тому же их количество не изменится со временем, если только не добавлять туда новую сумму. В банке же, если он надёжный, деньги будут в безопасности, да ещё и «подрастут». Когда люди кладут деньги в банк, то банкиры им говорят, на сколько процентов увеличится их вклад через год. Допустим, процент по вкладу равен 11% годовых. Человек положил в банк 1000 рублей. Тогда в конце года у него будет: 1000 ×1, 11 = 1110 рублей. Иными словами, на 110 рублей больше. Это значит, что их станет больше через некоторое время, потому что добавятся проценты.

В-третьих, неплохо было бы покупать особые ценные бумаги, на которых тоже можно заработать. Они бывают разными – акции, облигации, векселя и так далее. Самые популярные из них – это акции. Купить акции какой-нибудь фирмы – это значит купить «кусочек» этой фирмы и потом получать соответствующий «кусочек» её прибыли (прибыль – это разница между доходами и расходами фирмы). Но покупка акций – дело рисковое: можно заработать деньги, а можно потерять, поэтому лучше доверить это специалисту.

В-четвёртых, можно попробовать на свои деньги начать собственное дело. Другими словами, придумать свой способ заработать, организовать фирму, купить оборудование и так далее. Но для этого надо быть очень энергичным, смелым и изобретательным человеком.

Как мы уже говорили, храня деньги в банке, а не в копилке, человек имеет возможность получать дополнительный доход в виде процентов. Но проценты в банке не всегда будут превосходить инфляцию, а в некоторых случаях будут равны ей или даже ниже.

Интересно, существуют ли способы заставить деньги работать лучше?

Такой способ есть – это инвестирование. Инвестирование –вложение денег с целью получения дохода.

Важно помнить то, что с понятием инвестирования неразрывно связано понятие риска. Никто не может дать полной гарантии, что твои деньги будут сохранены и приумножены. В отличие от варианта с банком, который гарантирует возврат твоих накоплений.

Обычно чем выше риск, тем выше за него вознаграждение, которое может получить инвестор - человек, который вкладывает деньги. При удачно выбранном объекте инвестирования доход в 2–3 раза может превышать доходность по банковскому депозиту, но никогда не следует забывать, что и риски будут существенно выше, чем по депозиту.

Практическая часть

Анализируя результаты анкетирования нашего класса можно сделать вывод, что большинство родителей нашего класса правильно формируют у своих детей экономическое сознание.

Результаты опроса:

Заключение

Результаты анкетирования показали, насколько мои одноклассники знакомы с понятием «финансы». Проанализировав полученные данные, выяснили, что информации по вопросу умения распоряжаться деньгами недостаточно. Мы пришли к выводу популяризации курса «Финансовой грамотности»

Наша гипотеза подтвердилась. Знания основ финансовой грамотности и умение применить их помогают решению вопросов, возникающих в области экономики семьи. Экономическое сознание у моих одноклассников формируется правильно. Они стараются разумно потратить карманные деньги и берут их только когда, они им необходимы и знают основы «финансового планирования» для детей.

Когда тебе хочется купить или попросить у родителей желаемое нельзя забывать, что твой каприз может стоить так же, как необходимая вещь для семьи.

Есть известная народная мудрость - «Покупай не то, что нужно, а то, что необходимо!». По - моему это и есть самый главный принцип финансовой грамотности.

Знания о деньгах очень важны, так как люди пользуются деньгами каждый день, рассчитываются ими за покупки и услуги, с их помощью стремятся реализовать свои мечты. Все достижения цивилизации направлены на привлечение нашего внимания. Чтобы получить желаемое, мы обязаны тратить свои деньги. Из этого следует, что финансовая грамотность должна быть на высоком уровне у любого человека.

Для того чтобы всем было удобно, мы составили справочник «Основные понятия финансовой грамотности младшего школьника».

Список информационных источников

1. Горяев А.С., Чумаченко В.Н. Финансовая грамота.: БАККАРА-ПРИНТ, 2009. – 120 с.;

2. Степанов А.И. Твои финансы: МАНН, ИВАНОВ и ФЕРБЕР,2017. – 159 с.;

3. Иволга Н.А. Когда я вырасту, я стану Сбербанкиром: СБЕРБАНК, 2014. – 36 с.;

4. Федин С. В. Учебные материалы для учащихся 2, 3 класс: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 80 с.;

5. Федин С. В. Учебные материалы для учащихся 3, 4 класс: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 96 с.;

6. Блискавка Е. К. Дети и деньги: МАНН, ИВАНОВ и ФЕРБЕР,2014. – 80 с..

Просмотров работы: 86