Эмили Бронте «Грозовой перевал»: безумная любовь или эгоизм?

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Эмили Бронте «Грозовой перевал»: безумная любовь или эгоизм?

Липатова Т.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17
Байкова О.В. 1Гущина А.И. 1
1МБОУ СОШ №17
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Каждый год в мире отмечают знаменательные даты. 2018 год не стал исключением.  Этот год был богат на юбилеи зарубежных " гениев пера", таких, как: Лорд Джордж Гордон Байрон, Артур Конан Дойл, сестры Бронте, Сэмюэл Ричардсон, Дорис Мей Лессинг, Эрнест Хемингуэй и многие другие. Именно 200 лет назад жила и творила поэтесса и писательница из Туманного Альбиона Эмили Бронте, к творчеству которой мы обратимся в своей работе. 
Тема выбранного нами исследования концентрируется на романе «Грозовой перевал». Актуальность данной работы заключается в том, что роман «Грозовой перевал» может дать много для формирования ценностной системы у подростков и для аналитического мышления. Эта книга связывает многие поколения людей. Самое главное – это произведение именно для старших подростков 14ти – 17ти лет, так как оно имеет романтическую направленность, и младшие школьники его просто не поймут. Здесь подняты острые проблемы взросления, постижения своего характера, темперамента, зарождения страсти, борьбы со своим естеством. Роман помогает изучать тайны души. Борьба низкого и высокого в душе одного человека. Многогранность человеческой натуры и др.  «Грозовой перевал» рождает прекрасные мечты, помогая на время забывать суровую реальность, окунуться в мир искусства.[4,c.108]

Предметом работы являются чувства героев и их эмоциональное состояние, объект работы - роман Эмили Бронте «Грозовой перевал».
Цель исследовательской работы: выяснить, какие чувства руководили Хитклифом: любовь или эгоизм.

Исходя из вышеизложенной цели, в данной работе были поставлены следующие задачи:
1.Выяснить определенные аспекты жизни и творчества Эмили Бронте.

2. Определить сюжетную линию романа.

3. Раскрыть иерархию чувств в произведении, изучив композицию романа и образы героев.

Структура: исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

В первой главе дается биография Эмили Бронте и творческая история её произведения.

Во второй главе идет выявление иерархии чувств в романе, анализ композиционных особенностей и характеристика персонажей.

Практическая значимость: данное исследование может быть интересно всем, увлекающимся английской литературой данного периода в целом и романом Эмили Бронте в частности. 

В своей работе главными методами исследования мы выбрали анализ и обобщение, именно это позволяет нам говорить о научной новизне нашей работы.

Глава I. История создания романа

1.1. Жизнь и творчество Эмили Бронте

Удивительная семья Бронте, в которой родилась Эмили, была поистине одаренной. Эмили не была исключением в своей семье. В ранней молодости Эмили вместе с сестрами увлекалась поэзией, но в те времена не оценили бы творчество женщины, поэтому сестры взяли мужской псевдоним. Сборник под названием «Стихотворения Каррера, Эллиса и Эктона Беллов» имел большой успех, и наиболее талантливыми в нем были признаны стихи, написанные «братом Элиссом», под именем которого скрывалась Эмили.[5,c.99]  После этого сборника Эмили закончила работу над «Грозовым перевалом» - романом о мрачной и страстной любви, о ненависти и желании отомстить. Но, к сожалению, вскоре писательницы не стало: она простудилась на похоронах своего брата, а позже скончалась от туберкулеза.

Творчество Эмили было средоточием ее существования, поэтому вести речь о ее жизни – это значит говорить о ее творчестве. Нерадостное и тяжелое детство писательницы отразилось в романе, в котором она описывает детство «трудных подростков» и их дальнейшую судьбу. [3,c.101] Герои подобно Эмили растут без матери, в отдалении, воспитывает их отец.

1.2. Сюжетная линия романа «Грозовой перевал»

«Грозовой перевал», как считал Р. Фокс, — одна из «самых необычных книг, созданных человеческим гением, но все это потому, что она — вопль отчаяния и муки, исторгнутый из души Эмили самой жизнью».[1,c.810]

Здесь есть безумная любовь. Э. Бронте видела перед собой расколотый мир и чувствовала в себе силы свести их воедино в своей книге. Автор описывает реальные конфликты. «Грозовой перевал» — это роман о любви в условиях социального неравенства и несправедливости. О своих героях Э. Бронте говорит, используя слова: «дьявольский», «нехристианский», «злобный».[1,c.811] Автор «Грозового перевала» показала, какой ад творится за стенами «дома-крепости», сколько скрыто за ними жестокости, лицемерия, изуродованных судеб. Роман вызвал у многих читателей «отвращения к той выразительности... с которой были изображены дурные... персонажи». [1,c.812]

Автор этой книги – это человек, познавший и сумевший изобразить все достоинства и недостатки человеческой натуры.

Любовь, изображенная в романе, лишена гармонии. Тема спокойного и безмятежного счастья не интересует Эмилию Бронте как романиста. Она отдает предпочтение сценам, эмоционально насыщенным. Каждая из них представляет собой кризис человеческой души.
Трагизм в «Грозовом перевале» связан с нарушением гармонического начала внутри человека. Хитклиф и Кэтрин могли быть счастливы лишь до тех пор, пока между ними не встали деньги, предрассудки, условности. [1,c.813]

Что же касается структуры романа, его стилистических и изобразительных средств, то произведению присуща прерванность композиции. События переданы через восприятие нескольких рассказчиков (Нелли Дин, Локвуд). Каждый по-своему интерпретирует то, что происходит. Используется прием рассказа в рассказе, в рассказ включаются вставные эпизоды, письма, отрывки из дневников. Преобладающими становятся лирическое и драматическое начала. Эпический рассказ отходит на второй план. Судьбы своих героев Эмили Бронте изображает как судьбы трагические, но при этом она противопоставляет им историю жизни и любовь юного поколения, представители которого смогли отстоять свое право на любовь.[2,c.56] Тема судьбы и преемственности поколений отчётливо прослеживается благодаря повторениям: повторяются имена, характеры, поступки героев, что создаёт какую-то таинственную, мистическую атмосферу, чувство закономерности происходящего.

Действие романа происходит на вересковых пустошах Йоркшира, где расположены два поместья: Грозовой перевал и Мыза Скворцов. Первое олицетворяет беспокойство, второе - домашний уют. В центре повествования - герой без прошлого Хитклиф, которого нашёл хозяин Грозового перевала мистер Эрншо. Судьба свела вместе двух свободолюбивых людей - Хитклифа и Кэти Эрншо. Их любовь развивалась стремительно. Кэти полюбила Хитклифа как родственную ей душу. Он был для нее всем: «…он больше я, чем я сама. Из чего бы ни были сотворены наши души, его душа и моя - одно…» говорит Кэти. [6,c.78] Хитклиф отвечает ей взаимностью. Их детство и отрочество прошло под грозовым небом, рядом с Гиммертонским кладбищем. Сколько горя и разочарований они оба пережили. Их любовь была сильнее смерти. Это была великая и страшная сила. Так любить могли только сильные и необычные личности, такие, как Кэти и Хитклиф. Но спустившись с Грозового Перевала на Мызу Скворцов, выйдя замуж за Эдгара Линтона и таким образом предав Хитклифа и саму себя, Кэтрин изменила своей сущности и обрекла себя на погибель.

Исходя из вышесказанного, две главные темы подняты в романе «Грозовой перевал» - тема любви и тема униженных и оскорбленных.Будучи тонким мастером психологического анализа, Э. Бронте сумела высветить некоторые специфические черты национальных характеров. Яростная борьба чувств в человеке, его мечта о свободной любви, искреннее стремление к самоотдаче скрывают эгоизм. Душевные терзания Хитклифа, осознание своей вины, муки не могут заглушить яростное желание к обладанию, власти над дорогим ему существом. Хитклиф проклинает Кэти и после ее смерти. В его исступленном крике: «Я не могу жить без моей души!» – ощущается очевидный эгоцентризм. [6,c.108] Когда умирает Кэтрин, ее воспитанный муж предается приличествующей печали, но повествователь так же видит эгоизм Эдгара.

Писательница прямо своего мнения в произведении не показывает. Она вводит в роман двух рассказчиков: Локвуд и Нэлли Дин. С помощью монтажных эпизодов и фраз можно уловить отношение к героям. Например, Нэлли негативно отзывается о поведении Кэтрин, обвиняя ее в решении выйти замуж за Линтона. Нэлли субъективна, рассказывая историю семьи, она почти член семьи. А мистер Локвуд сочувственно относится к жителям мызы Скворцов и Грозового перевала. Таким образом, введя в роман двух повествователей, Эмили Бронте дает возможность увидеть разные точки зрения на произошедшее. Но главное, что хотела показать писательница – независимо от социального положения, человек сам должен выбирать свою судьбу, пусть даже ошибаясь.

Глава II. Иерархия чувств в романе Эмили Бронте

«Грозовой перевал»

Хитклиф – человек-загадка, окутанный завесой тайны. Он производил на всех людей странное впечатление. Локвуд называл его «злым гением». [6,c.73] Он был любимцем Эрншо, нашедшего его еще совсем маленьким. Нелегкая судьба была у этого человека. Из маленького брошенного цыганенка он превращается в хозяина поместья Грозовой перевал. Имя главного героя означает “утес, поросший вереском”, и символ этот многозначен. К сожалению, Хитклиф рос с чувством ненависти, злобы к окружающим его людям, ему было плевать на всех, и только к одному человеку он испытывал любовь, любовь сумасшедшую, безумную, страстную, безграничную, подобную цунами – любовь к Кэтрин Эрншо. До последних дней своей жизни он призывал призрак Кэтрин. Смерть Кэтрин погубила его, он лишился рассудка и с каждым днем приближался к смерти. Девушка стала для него тем самым лучиком света, ради которого человек способен свернуть горы. Но даже с ней он часто бывал резок, груб, зло подшучивал над ней: он не мог простить ей того, что она вышла замуж за Эдгара Линтона. Хитклиф вообще был с людьми груб и резок, он замкнулся в себе после замужества Кэтрин. В нем боролись два чувства: любовь к Кэтрин и обида на нее, что она предпочла Линтона ему. Конечно, тут есть доля эгоизма в его поведении, в его желании овладеть Кэтрин, в его желании отомстить. Я считаю, любовь – чувство не только страстное, но и нежное. Человек, которого мы любим, должен быть счастлив с тем, кого он любит. Мы все имеем право выбора. А у Хитклифа выходит, что, по его мнению, только он имеет право быть с Кэтрин, только с ним она должна быть, словно его собственность. Конечно, многие укоряют Хитклифа за такое поведение, такую требовательность к Кэтрин, но разве он в этом виноват?! Нет, конечно, нет. Его разум и сердце ему не принадлежали: они давно принадлежали Кэтрин, она была хозяйкой и его сердца, и его жизни. Все дальнейшие решения и действия героя происходят под действием безумной любви. Несмотря на печальный исход событий, я немного завидую Кэтрин: такую сильную, доходящую до безумия, любовь, которую Хитклиф испытывал к ней, в нашей жизни можно встретить нечасто. Поэтому мне очень нравится образ, созданный Эмили Бронте. Образ Хитклифа — это образ бунтаря и мстителя. В его облике Эмили постоянно подчеркивает демоническое начало. Постоянно использует эпитеты и сравнения, которые придают герою готическое начало: жесткий, как мельничный жернов, и зубастый, как пила; лютый, безжалостный человек, человек волчьего нрава. [6,c.32] И этим герой еще более интересен.

Другой герой, о котором я хочу рассказать, герой, который привлек мое внимание, это, естественно, Кэтрин Эрншо, в замужестве Линтон. Кэтрин – бунтующая и мятежная душа, так не похожая на остальных героев романа. С детства избалованная девушка, красивая, эгоистичная, неукротимая, с дерзким характером, но обладающая добрым сердцем. Она единственная, кроме отца, с теплом относилась к Хитклифу. Кэтрин вначале была соратницей Хитклифа, она очень хотела ему помочь. Даже замуж за Линтона она выходит, так как понимает, что с Хитклифом они будут бедны, а выйдя замуж за Эдгара, она сможет помочь своему другу. Вначале Кэтрин не понимает, насколько она любит Хитклифа. И только потеряв своего друга, она понимает, что выбрав Линтона, она погубила и себя, и Хитклифа. Увидев Хитклифа снова, Кэтрин теряет рассудок. Ох, если бы Кэтрин не была так изначально самолюбива, она бы призналась ему в любви. Мне очень жаль, что писательница наказывает свою героиню за то, что та «предала собственное сердце», прельстилась богатством и красотой Эдгара Линтона, захотела стать «первой дамой в округе». [6,c.59] Образ Кэтрин, как и образ Хитклифа, такой же яркий и противоречивый. При описании Кэтрин Эмили использует гиперболы, эпитеты, сравнения, метафоры. Образ получается очень живым, энергичным, чутким, полным чувств и эмоций. Писательница использует гиперболу, описывая цветовую гамму девушки: щеки, сразу побелев и посинев, приняли мертвенный вид, кровавые слезы, ее черные глаза горели страстью и решимостью, приятный красный отсвет огня.[6,c.42] Употребление гиперболы позволяет показать всю полноту чувств героини романа. Например, слезы не могут быть кровавыми, но Бронте использует слово кровь, чтобы подчеркнуть всю горечь и печаль, охватившие Кэтрин. 

Когда я прочитала книгу «Грозовой перевал», во мне что-то перевернулось. Читая программные произведения на уроках литературы, я не встречала такого сильного чувства, таких ярких персонажей, такого столкновения человека и общества, такой энергетики. Несмотря на трагичность финала, это произведение поражает своим масштабом чувственности. Хитклиф и Кэтрин – интересные, непохожие, безумные герои. Безумные, конечно же, в хорошем смысле. Они безумны от своей любви. Как сильно они друг друга любили! И в конце писательница показывает, что месть – чувство, которое уступает перед торжествующей любовью Кэтрин Линтон (дочери) и Гэртоном. В романе две любви: любовь разрушающая и любовь побеждающая, возрождающая добро и гармонию.

Заключение

«Грозовой перевал» - это удивительное произведение. Его называли и «дьявольской книгой», и «немыслимым чудовищем», и «романтичнейшим романом», его признавали одним из гениальнейших произведений всех времен и народов. [1,c.809] С. Моэм включил «Грозовой перевал» в десятку лучших романов в истории. Это книга о вечных достоинствах и недостатках человеческой натуры. Роман даёт нам понять, что некоторые законы, действующие над людьми - вечны, они не исчезают с течением времени и совершенно не зависят от смены эпох, режимов и систем.

Эмили Бронте показала себя реалисткой в правдивом изображении социальной среды, социальных отношений и человеческих характеров. Но при этом она остается романтиком.
Есть ли в этой книге история истиной любви, или это только эгоизм - решать каждому читателю. В своей работе мы доказали, что главным героем движет чувство любви, а не эгоизм. «Грозовой перевал» до сегодняшнего дня остается классикой мировой литературы. И своим творчеством Эмили Бронте внесла бесценный вклад в дальнейшее развитие английской и мировой литературы.

Таким образом, цель нашей исследовательской работы достигнута, задачи выполнены. 

 

Список литературы

1). Вульф В. Эссе. – М.: изд. АСТ, 2004. С. 809-813.

2). Гритчук, М.А. Эмилия Бронте и ее роман «Грозовой перевал» /М.А. Гритчук // Bronte E. Wuthering Heights. - М., 2013.

3).Зарубежные писатели (библиографический словарь) - М., 2014. С.98-104(Статья о сёстрах Бронте написана Н.П. Михальской.).

4). Ионкис Г. Магическое искусство Эмили Бронте / Г. Ионкис // Бронте Э. Грозовой перевал: роман; стихотворения. - М., 2016.
5). Спарк М. Эмили Бронте // Эти загадочные англичанки. М., 2012.

Интернет-ресурсы

6). http: //www.librebook.me›Грозовой перевал›

Просмотров работы: 12439