Стереотипы о России или что о нас думают иностранцы

VII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Стереотипы о России или что о нас думают иностранцы

Колеватова А.А. 1Маркатюк М.С. 1
1МБОУ СШ №6
Тимофеев Е.В. 1
1МБОУ СШ №6
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 
 
 
 
 

Введение

Актуальность нашего исследования заключается в том, что, без сомнения, Россия в целом, и Красноярский край в частности, являются интересным местом для иностранцев. В России на высочайшем уровне ежегодно проходят международные спортивные соревнования – в 2014 году в Сочи прошла XXII Зимняя Олимпиада, в 2013 состоялась XXVII Летняя Универсиада в Казани, в 2017 году в России прошел Кубок Конфедераций по футболу, в 2018 году в России состоялся Чемпионат мира по футболу. Также в 2018 году в нашей стране прошли Чемпионаты Европы по фигурному катанию на коньках, скоростному бегу на коньках, бадминтону, тхэквондо, вольной и греко-римской борьбе; Первенство Европы среди кадетов по фехтованию; этапы Кубка Европы по фристайлу, дзюдо, лыжным гонкам; Международные турниры по вольной борьбе, современному пятиборью, теннису, хоккею; этапы Кубка Мира по биатлону, фристайлу, пляжному волейболу, плаванию, прыжкам на лыжах с трамплина; этап Мирового вызова по художественной гимнастике и многие другие [5]. В 2019 году состоится еще одно грандиозное международное спортивное событие – Зимняя Универсиада в Красноярске. В Россию приезжают не только иностранные спортсмены, но и тысячи болельщиков поддержать их.

Также богатое культурное наследие и природное разнообразие ставит Россию на заметное место в мире среди стран с потенциальным ростом туризма. Уникальные озера, самые длинные реки Европы, высочайшие вершины Европы, самые высокие действующие вулканы в мире, морские и горнолыжные курорты, целебные минеральные источники, затерянные в лесах старинные городки, необозримые лесные просторы влекут сюда туристов изо всех уголков мира. Основные виды туризма в России это - экскурсионный или познавательный туризм, приключенческий и экстремальный туризм, экологический туризм, пляжный и оздоровительный туризм, круизы, деловой туризм.

Но проблема заключается в том, что имидж нашей страны постоянно подрывается западными СМИ, которые выставляют Россию в негативном свете и показывают ее агрессором. За границей культивируются многочисленные стереотипы и предрассудки о России и ее гражданах. Из-за этого у жителей других стран складываются ложные представления о нашей стране, и многие боятся ехать в Россию поддерживать своих спортсменов или просто в качестве туристов и путешественников.

Целью нашей работы является создание видеоролика, в котором мы попытаемся донести до иностранцев идею о том, что они заблуждаются в своем отношении к России. Мы хотим показать каким прекрасным местом является Красноярск и Красноярский край, и тем самым привлечь сюда туристов из разных стран.

Задачи:

Изучить понятие стереотипа.

Понять, как и из-за чего формируются стереотипы.

Провести анкетирование иностранцев, с целью подтвердить существование стереотипов о России.

Изучить принципы создания современных видеороликов.

Написать сценарий видеоролика

Снять и смонтировать полученный видеоматериал.

Распространить в социальных сетях среди иностранцев.

Объект исследования – стереотипы.

Предмет исследования – стереотипы иностранцев о России.

Методы исследования – эмпирический, сравнительно-сопоставительный анализ, синтез, анкетирование, опрос.

Понятие стереотипа

Нам удалось найти различные определения термина «стереотип». Так, например, в Словаре иностранных слов Комлева Н.Г. (2006) находим два значения этого слова – 1) полиграфическая копия типографского набора на металлической, резиновой или пластмассовой пластине для печатания большого или повторного тиража; 2) неоригинальный, копирующий, сделанный по шаблону; стандартный. (от греческого «stereos» -твердый + «typos»-отпечаток).[3] В Словаре практического психолога указано, что стереотип – это нечто, повторяемое в неизменном виде; шаблон действия, поведения и пр., применяемый без раздумий, рефлексии, даже неосознанно. Характерная черта стереотипа — высокая устойчивость. [2]

В Словаре русских синонимов дается такое определение: стереотип - маска; привычка, клише, гальваноклише, образец, форма, копия, стандарт. [1] Есть и такое определение: стереотип - жесткое, часто упрощенное представление о конкретной группе или категории людей. Поскольку мы вообще склонны к упрощениям. то формируем стереотипы для большей предсказуемости поведения других людей. Эти стереотипы часто имеют негативную природу и основаны на предрассудках и дискриминации. Стереотипы не обязательно являются ложными; обычно они содержат некое зерно истины. Их разделяет значительное количество людей, что в целом способствует их укоренению. Стереотипы могут меняться со временем, но их носителям часто бывает трудно избавиться от усвоенных представлений. [4]

Однако впервые понятие «стереотип» в общественно-политический западный дискурс ввел классик американской журналистики, политический обозреватель, писатель Уолтер Липпман (Walter Lippmann), который в 1922 году опубликовал книгу «Общественное мнение». Он применил этот термин в описании своей оригинальной концепции общественного мнения. Согласно Липпману, возможно вывести следующее определение: стереотип — это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. Система стереотипов представляет собой социальную реальность. Определение Уолтера Липпмана обладает значительным познавательным потенциалом для социологов и социальных психологов, т.к. позволяет проводить различение между тем, что предстаёт и, что представляют. Так, в 1999 году на конгрессе Европейской ассоциации экспериментальной социальной психологии, проходившем в Оксфорде, 13 из 33 симпозиумов были сфокусированы на проблематике стереотипов, предубеждений и дискриминации. В своей книге «Общественное мнение» Липпман предвосхитил основные смыслы, которые в дальнейшем исследователи обнаружили в стереотипах, а само понятие прочно вошло в обыденный язык.

Термином «стереотип» он пытался описать метод, с помощью которого общество категоризирует людей. Автор трактовал его как «картинку у нас в голове». Липпман выделил четыре аспекта стереотипов. В дальнейшем появилось несколько других градаций, но все они в определенной степени опирались на идеи Липмана. Он выделил следующие аспекты:

Стереотипы всегда проще, чем реальность. Сложнейшие характеристики стереотипы выражают в одном предложении.

Стереотипы редко бывают плодом нашего личного опыта. Чаще всего, мы приобретаем их от той группы, к которой принадлежим (от родителей, друзей), из СМИ, старающихся дать упрощенное представление о проблемах – особенно о тех, о которых мы не располагаем никакими сведениями.

Все стереотипы ложны. Они приписывают конкретному человеку черты, которыми он обязан обладать лишь из-за своей принадлежности к определенной группе.

Стереотипы очень живучи. Даже если люди убеждаются в том, что стереотип не соответствует действительности, они склонны не отказаться от него, а утверждать, что исключение лишь подтверждает правило.

Получается, что стереотип – относительно устойчивый и упрощенный образ социальной группы, человека, события или явления. Стереотип, как готовая схема восприятия, позволяет человеку сократить время реагирования на изменяющиеся условия окружающего мира. Но в то же время, стереотип может препятствовать возникновению новых мыслей и представлений. У каждого народа, каждой нации есть свои собственные стереотипные представления об окружающем мире, о людях, о представителях другой культуры. Характерный пример стереотипа – представление русских об американцах, американцев о русских или французов – о бельгийцах,

Стоит отметить, что стереотипное мышление часто ограничено. Оно нередко руководствуется устаревшими, неточными, узкими, ошибочными представлениями о человеке, социальном феномене, природном явлении и особенностях взаимодействия с ним.

Среди отрицательных сторон стереотипов стоит отметить следующие:

С одной стороны, такое или просто вредит мышление ограничивает развитие личности, препятствует раскрытию творческого потенциала там, где объект стереотипа изменился (минус).

Стереотипы опасны тем, что могут формировать одно ожидание, а человеку придется столкнуться совсем с другой реальностью (минус).

У каждой личности существует внутренняя иерархия стереотипов. Например, (популярный стереотип о том, что женщина в первую очередь должна реализоваться как хозяйка, мать, жена, может стоять на первом месте у одного человека и на пятом у другого). Большая часть стереотипов формируется в детстве. Влияние оказывает семья, окружение, любые значимые люди. То есть стереотипы – последствия научения в ходе социализации личности.

Таким образом создаются стереотипы, которые порождают у нас слишком условное и упрощенное представление о других людях. Если, опираясь на стереотипные представления о человеке, мы в дальнейшем устанавливаем с ним контакт, заранее зная, чего от него можно ожидать, это часто лишает нас стимула понять его как личность.

Стереотип имеет познавательную и мотивационную функцию. То есть, он представляет собой информацию в наиболее легкой и понятной форме. Но та же самая информация может дезориентировать человека, если будет сильно расходиться с действительностью. Наиболее емко сформулировал это Чарлз Бакли, звезда баскетбола: «Вы понимаете, что мир не такой, какой вы думали, когда узнаете, что лучший рэпер - белый (имеется в виду Эминем), лучший игрок в гольф — чернокожий (Тайгер Вудс), самый высокий баскетболист — китаец (суперзвезда NBA Яо Минь, ростом 2 м 29 см)…».

II. Анализ анкетирования

Анализ он-лайн анкетирования иностранцев

В ходе нашего исследования мы создали интернет-опрос на платформе «Google формы» с целью наглядно убедиться, правда ли, что иностранцы думают стереотипами о России, и выяснить откуда у них берутся такие представления. Для распространения в социальных сетях мы попросили своих знакомых, а также сами просили иностранцев заполнить анкету. В данном интернет-опросе приняло участие 57 человек, которые не были в нашей стране. Результаты показали, что большинство людей, прошедших опрос, проживают в Европе, Азии и Южной Америке (см. Рисунок 1). Основная возрастная группа опрошенных – 13-19 лет (см. Рисунок 2).

Рисунок 1 Рисунок 2

К сожалению, большинство респондентов считают, что в России люди грустные, сварливые и никогда не улыбаются. Так думают 32 человека – 56.1% (см. Рисунок 3). К тому же, многие иностранцы считают, что наша страна очень опасна для путешествий (37 чел. – 64.9%) (см. Рисунок 4).

Рисунок 3 Рисунок 4

Более того, 89.5% (51 чел.) опрошенных считают, что в России очень холодно и много снега (см. Рисунок 5). Также стереотип о том, что россияне пьют много водки, подтвердился, как и выше перечисленные. Утверждение про пьющих граждан нашей страны считают правдивым 89.5% или 51 человек (см. Рисунок 6). Плохо это или хорошо, но все же 71.9% (49чел.) считают, что русские девушки невероятно красивы, и что они постоянно наряжаются и красятся (см. Рисунок 7).

Рисунок 5 Рисунок 6

Рисунок 7

Очень странно, но даже в наш современный 21 век, больше половины опрошенных до сих пор думают, что в России можно встретить медведя, гуляющего по улицам (см. Рисунок 8). Россия является демократическим государством, но иностранцы считают, что у нас в стране до сих пор царствует коммунизм (см. Рисунок 9).

Рисунок 8 Рисунок 9

Еще один стереотип, который подтверждается этим опросом – все русские высокие и имеют светлые волосы, белую кожу и голубые глаза. Так считают 70.2% или 40 респондентов (см. Рисунок 10). Ну и как же без нашего автомата Калашникова – иностранцы думают, что каждый русский человек имеет у себя данный вид оружия, потому что это легально и полезно. Их процент составил 61.4% (35 чел.) (см. Рисунок 11).

Рисунок 10 Рисунок 11

К сожалению, большая часть опрошенных считают, что русские не любят иностранцев, и вообще плохо к ним относятся. Так считают 66,7% или 38 людей (см. Рисунок 12). В добавок к этому, по мнению иностранцев, мы еще и не гостеприимные (73,7% или 42 чел.) (см. Рисунок 13).

Рисунок 12 Рисунок 13

50 человек или 87,7% опрошенных полностью согласны, что Россия является ядерной державой (что по сути является правдой) (см. Рисунок 14). Также из опроса видно, что большинство, а это 77,2% или 44 человека, предполагают, что русские дарят матрешку на праздники друг другу (см. Рисунок 15). К тому же 63,2% или 36 человек, считают, что среднестатистический россиянин имеет проблемы с законом и тесные связи с русской мафией (см. Рисунок 16). Наша страна настолько многонациональна, что этого не может представить 38 человек, они ответили, что в нашей стране не может быть 150 национальностей, но в этом они сильно ошибаются. (см. Рисунок 17).

Рисунок 14 Рисунок 15

Рисунок 16 Рисунок 17

В конце мы решили спросить у наших респондентов, что повлияло на их мнение о России. Большинство ответили, что такие факты про нашу страну распространяет СМИ. На втором месте идет их окружение – друзья, родственники и знакомые (см. Рисунок 18). Но мы можем предположить, что на мнение отдельного человека влияют именно СМИ, а дальше стереотип передается из уст в уста – так называемое «сарафанное радио».

Рисунок 18

Наше предположение подтвердилось – иностранцы действительно подвержены неверным представлениям о нашей стране, а также, что многим стереотипам про Россию способствуют СМИ. Кроме того, немалую роль в это играют социальные сети и Интернет. Поэтому многие иностранные граждане бояться ехать в Российскую Федерацию.

Анализ анкетирования иностранных студентов

КГПУ им. В.П. Астафьева

Мы провели ещё одно анкетирование с целью узнать изменилось ли мнение иностранцев о России после приезда. Для этого мы опросили 30 студентов из Китая, обучающихся в Красноярском государственном педагогическом университете им В.П. Астафьева.

Проанализировав ответы студентов, мы сделали вывод, что большинство стереотипов были развеяны с приездом в нашу страну. 63% до приезда в Россию

Рисунок 19

считали, что в наша страна очень опасно для туристов, и вообще не стоит сюда ехать (см. Рисунок 19). Но такое мнение изменилось у людей, когда они приехали в Россию и пожили здесь какое-то время, сейчас 89% считает, что наша страна неопасна для иностранных граждан.

Также изменилось суждение о том, что у россиян живут дома медведи, и что они ходят у нас по улицам. Так думали 74%, сейчас все 100% уверены, что это не правда (см. Рисунок 20).

Рисунок 20

Ещё один миф развеялся у иностранцев, когда они приехали сюда, о том, что все россияне грустные и никогда не улыбаются. Первоначально такое мнение сложилось у 74% опрошенных, сейчас 96% людей уверены в обратном (см. Рисунок 21).

Рисунок 21

Таким образом, можно сделать вывод большинство иностранных граждан меняют своё мнение, отношение о России после приезда. Это ещё раз подтверждает, что СМИ распространяет слухи о нашей стране, которые приводят в шок местных, для того чтобы они не приезжали в нашу страну. К сожалению, из-за политических трудностей и противоречий многие иностранные граждане бояться ехать в нашу прекрасную страну.

III. Создание видеоролика

В современном, стремительно развивающемся мире создание видеоролика – отличный способ наглядно и красочно преподнести людям какую-либо информацию. Ведь главная цель любого видео – рассказать аудитории о чём-то, при этом зацепив её яркой динамичной картинкой. Убедившись в том, что иностранцы подвержены стереотипам о России, мы решили создать видеоролик, который бы показал, каким прекрасным местом является Россия в целом и Красноярск частности. Мы написали сценарий, отсняли и смонтировали видеоматериал и озвучили ролик.

Чтобы снять хорошее видео не нужно быть профессиональным режиссёром или иметь дорогущую камеру, достаточно следовать нашим советам:

1. Продумайте идею Вашего видеоролика. Тщательно и детально продумайте цель видео (мысль, которую хотите донести до зрителя), хотя бы в общих чертах представьте, как оно будет выглядеть в конце работы.

2. Продумайте оборудование и средства, которые Вам понадобятся. Определите, воспользуетесь ли Вы своей видеокамерой или, если у Вас её нет, где возьмёте, на какое время; на какой микрофон собираетесь записывать звук; найдите компьютер, подходящий для монтажа. Перед началом работы мы, создатели видеоролика «Стереотипы иностранцев о России» и авторы этой статьи, договорились с друзьями о аренде микрофона, нашли компьютер для монтажа и были абсолютно счастливы!

3. Рационально организовывайте съёмки. Планируйте заранее место, время съёмок Вашего видеоролика, количество участников сцен. Учитывайте погодные условия и состояние окружающей среды, ведь зрителю гораздо приятнее будет смотреть на сочную зелёную травку, освещённую полуденным солнцем, чем на серые дороги во время дождя!

4. Уделяйте много времени и внимания монтажу Вашего видеоролика. Монтаж – вишенка на торте любого видео. Правильная нарезка видеофрагментов, плавные переходы, приятная звуковая дорожка, подходящая под настроение музыка – это всё сделает Ваш видеофильм намного лучше! Например, при создании нашего видеоролика, мы каждый день монтировали его, находили недочёты, пересматривали определённые фрагменты.

5. Выберите программу для монтажа. На самом деле, практически не важно, используете ли Вы продвинутую программу для редактирования видеороликов или монтируете в обычной Киностудии Windows Live, самой базовой программе для монтажа на платформе Windows. Для нарезки видеофрагментов и вставки музыки подойдёт любая программа. К примеру, Sony Vegas Pro, который мы использовали при монтаже.

6. Обращайте внимание на длительность Вашего видео. Зацепить внимание зрителя совсем несложно – гораздо сложнее удержать его на протяжении всего Вашего видеоролика. Чтобы людям не наскучило смотреть Ваше видео, оно не должно быть длинным. Сделайте Ваш видеоролик длиной в одну или полторы минуты.

7. Будьте весёлыми, улыбайтесь и не переживайте! Зрителям нравится видеть на яркой картинке счастливых, улыбающихся людей! Согласитесь, Вас самих при просмотре телевизора или случайном взгляде на рекламный стенд больше цепляют лица людей с радостной улыбкой? Используйте этот хитрый трюк, чтобы зацепить Ваших зрителей!

В данный момент мы занимаемся продвижением нашего видеоролика в социальных сетях (Вконтакте, Facebook, Instagram) и сайтах видеохостинга (Youtube) среди иностранных граждан. Во Вконтакте ролик набрал больше 44 тысяч просмотров (https://vk.com/school6krsk?w=wall-13766851_3300).

Заключение

Итак, мы изучили понятие «стереотипа». Стереотип – это относительно устойчивый и упрощенный образ социальной группы, человека, события или явления. Стереотип, как готовая схема восприятия, позволяет человеку сократить время реагирования на изменяющиеся условия окружающего мира. Но в то же время, стереотип может препятствовать возникновению новых мыслей и представлений. У каждого народа, каждой нации есть свои собственные стереотипные представления об окружающем мире, о людях, о представителях другой культуры. 

В ходе нашего исследования мы выяснили, что иностранцы действительно подвержены неверным представлениям о нашей стране, а также, что многим стереотипам про Россию способствуют западные СМИ. Кроме того, немалую роль в это играют социальные сети и Интернет.

Выполнив стоявшие перед нами задачи, цель нашей работы была достигнута – мы создали видеоролик, в котором мы попытались донести до иностранцев идею о том, что они заблуждаются в своем отношении к России. Мы хотели показать каким прекрасным местом является Красноярск и Красноярский край, и тем самым привлечь сюда туристов из разных стран.

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что мы приобрели опыт в написании сценария к видеоролику, съемке видео и его монтажу, а также оформили полученный опыт в виде советов, которые помогут другим людям создавать свои видео.

В дальнейшем мы планируем продолжить распространять наш ролик в сети Интернет, увеличивая количество просмотров. В будущем мы продолжим снимать подобные ролики, создав свой канал для иностранцев на Youtube.

Список литературы

Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. - СПб., 1900, 4-е доп. изд. — 1915, 5-е изд. — М., 1994Словарь иностранных слов Комлева Н.Г. (2006)

Головин С. Ю. Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест.  1998

Комлев Н. Г. Словарь иностранных слов. - Москва, ЭКСМО-Пресс, 2000 г

Кордуэлл М. Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. 2000.

http://olympic.ru/team/events/?year=2018

Просмотров работы: 347